"Поэзия Фета - сама природа, зеркально глядящая
через человеческую душу…"
(К.Д.Бальмонт)
Распахни
мне объятья твои,
Густолистый,
развесистый лес!
Движение
реализма в русском искусстве было настолько мощным, что все выдающиеся
художники испытали на своем творчестве его влияние. В поэзии А. А. Фета это
влияние реализма в особенности сказалось в стихах о природе.
Фет
- один из замечательнейших русских поэтов-пейзажистов. В его стихах во всей
своей красоте предстает и русская весна - с цветущими деревьями, первыми
цветами, с журавлями, кричащими в степи. Мне кажется, образ журавлей, так
любимый многими русскими поэтами, впервые обозначил Фет. В поэзии Фета природа
изображена детально. В этом плане он новатор.
До
Фета в русской поэзии, обращенной к природе, царило обобщение. В стихах Фета мы
встречаем не только традиционных птиц с привычным поэтическим ореолом - как
соловей, лебедь, жаворонок, орел, но и таких как бы простых и непоэтичных, как
сыч, лунь, чибис, стриж.
Например:
И слышу я в изложине росистой Вполголоса скрыпят коростели - Знаменательно, что
здесь мы имеем дело с автором, который по голосу различает птиц и более того -
замечает, где эта птица находится. Это, конечно, не просто следствие хорошего
знания природы, а любовь к ней поэта, давняя и обстоятельная. По-видимому, в
работе над стихами о природе автор должен обладать незаурядным вкусом. Потому
что в ином случае он тут же рискует впасть в подражание народной поэзии,
которая изобилует такими вариантами.
Прав
С. Я. Маршак в своем восхищении свежестью и непосредственностью фетовского
восприятия природы: "Его стихи вошли в русскую природу, стали ее
неотъемлемой частью, чудесными строками о весеннем дожде, о полете бабочки,
проникновенными пейзажами". На мой взгляд, Маршак точно заметил и еще одну
особенность поэзии Фета: "Природа у него - точно в первый день творения:
кущи дерев, светлая лента реки, соловьиный покой, журчащий сладко ключ... Если
назойливая современность и вторгается иной раз в этот замкнутый мир, то она
сразу же утрачивает свой практический смысл и приобретает характер
декоративный".
Как
важную грань Фета-пейзажиста хочу отметить его импрессионизм. Импрессионист не
чурается внешнего мира, он зорко вглядывается в него, изображая его таким,
каким он представляется его мгновенному взгляду. Импрессиониста интересует не
предмет, а впечатление: Лишь ты одна скользишь стезей лазурной; Недвижно все
окрест... Да сыплет ночь своей бездонной урной К нам мириады звезд. Читателю
ясно, что внешний мир изображается здесь в том виде, какой ему придало
настроение поэта.
При
всей конкретности описания деталей природа все равно как бы растворяется у Фета
в его лирическом чувстве. Природа у поэта очеловечена, как ни у одного его
предшественника. Цветы у него улыбаются, звезды молятся, пруд грезит, березы
ждут, ива "дружна с мучительными снами". Интересен момент
"отклика" природы на чувство поэта: ...в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь. Об этом двустишии Лев Толстой писал: "И
откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная
лирическая дерзость, свойство великих поэтов?"
Надо
полагать, что Лев Николаевич Толстой, одновременно "ворча", признал в
Фете великого поэта. Он не ошибся. Фет крепок и в любовной лирике. Его
пейзажный багаж пригодился ему в его романтических стихотворениях о любви. Я бы
сказал, что он всегда выбирал темой для своих стихов только красоту - в
природе, в человеке. Сам поэт был уверен: "без чувства красоты жизнь
сводится к кормлению гончих в душно-зловонной псарне". Красота его ритмов
и пейзажей всегда будет украшать нашу жизнь.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru