Реферат по предмету "Экономика"


Розничные цены на потребительском рынке

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОУЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Оренбургский филиал
Специальность: финансы и кредит
Шифр: Ф09-143С
Курс: I(заочное обучение – ускоренное)
Контрольная работа
По дисциплине: Ценообразование
Вариант: №3

Выполнила:
Сумкина Елена Владимировна
Проверил:
 
Оренбург 2009-2010

1.Розничные цены напотребительском рынке
Рынок потребительских товарови услуг охватывает реализацию товаров и услуг, приобретаемых населением.Существует два способа реализации потребительских товаров – оптом и в розницу.Основным критерием для разграничения оптового и розничного оборота товаров являетсяцель их использования покупателем.
Розничныецены — это ценыпродажи, по которым товары реализуются в розничной торговой сетииндивидуальному или мелкооптовому потребителю, отдельным предприятиям (фирмам,организациям). При этом товар продается поштучно (единично), в развес, мелкимиупаковками (партиями).Продажа товаров относится к розничной торговле, если этитовары предназначены для лично, домашнего или иного использования, несвязанного с предпринимательской деятельностью.
Всистеме цен, обслуживающих хозяйственный оборот, розничная ценазанимаетособое место, что определяется ее социально-экономической природой.Характеризуя пропорции обмена потребительских товаров и услуг на денежныедоходы населения, розничные ценыоказывают значительное влияние на сферураспределения и обвинения потребительских товаров, формирование пропорций,складывающихся на рынке между спросом и предложением, покупательную способностьрубля и уровень жизни населения.
Розничныецены являются денежным выражением ценности товаров, поступающих в потреблениенаселения. При этом в цене может отражаться не только ценность товара, но иизменение покупательной силы денег (инфляция или дефляция).
Розничныецены служат важным инструментом для экономического роста. Они функционируют вовзаимосвязи с другими видами цен (оптовыми, отпускными, ценами закупки и т.д.)и образуют в совокупности с ними единую взаимосвязанную систему цен, котораяобеспечивает процесс реализации созданного общественного продукта. При этомрозничные цены обеспечивают в этом процессе реализацию той части созданногообщественного продукта, которая по своей натуральной форме может быть использованатолько в виде предметов личного потребления. Она образует практически фондпотребления, определяя при этом пропорцию конечного распределения национальногодохода в денежном его выражении на фонд накопления и фонд потребления.
Пропорцииобмена отдельных потребительских товаров на денежные доходы населения получаютсвое количественное выражение в формировании уровней цен, складывающихся наотдельных товарных рынках.
Вденежной форме фонд потребления в его основной части (за вычетом внерыночногофонда) выступает в виде суммы всех денежных доходов населения (за вычетомналогов и прироста денежных сбережений), образующих платежеспособный спроснаселения. Поэтому сумма потребительских товаров в розничных ценах равнавеличине платежеспособного спроса населения. Поэтому розничные цены выступаюткак цены конечной реализации потребительских товаров и услуг в отличие отоптовых цен этих товаров. Формирование уровня розничных цен в конечном счетеопределяется соотношением спроса и предложения. А это соотношение учитываетмножество различных факторов, воздействующих на решения, как производителей,так и потребителей.
Вусловиях переходного периода к рыночным отношениям политика российскогогосударства в области розничных цен направлена на обеспечение нормальногофункционирования рынка товаров и услуг для населения, прежде всего не допускаяего монополизации, что ведет к завышению цен. В некоторых случаях государствоможет вмешиваться в процесс ценообразования, регулируя уровень цен, какправило, в интересах потребителей. Так, по льготным тарифам значительная частьнаселения оплачивает жилищно-коммунальные услуги, проезд в городском транспортеи др. Определенная часть товаров и услуг реализуется населению бесплатно(здравоохранение, просвещение и др.).
Следуетзаметить, что современный рынок, особенно в России, характеризуетсяпреобладанием продавца над покупателем. Одна из задач государства в связи сэтим — способствовать созданию объединений потребителей, которые могли быреально отстаивать их интересы, и том числе и при определении уровня розничныхцен.
Современныйроссийский рынок товаров и услуг для населения в определенной мере унаследовалчерты той системы удовлетворения потребностей населения, которая сложилась присоциализме. Ошибки и просчеты, допущенные в экономической политике советскогогосударства, привели к материально-вещественной и стоимостной диспропорции вразвитии экономики, товарно-денежной несбалансированности поставок на рынкепотребительских товаров и услуг и к определенному несоответствию в уровне идинамике розничных цен и денежных походов населения.
Вдореформенный период в последние двадцать с лишним лет существования СССРмасштаб перераспределения дохода потребителям через систему розничных ценпретерпел серьезные изменения (вырос), о чем свидетельствует увеличение размерадотаций и рост объема бесплатных услуг, предоставляемых населению изобщественных фондов потребления. При увеличении объема розничного товарооборота(включая общепит и платные услуги) в 1965—1987 гг. примерно в 3,5 раза общаясумма бесплатно предоставляемых населению услуг и дотаций на товары иплатные услуги выросла примерно в 4,6 раза. Если в 1965 г. общая сумма бесплатных услуг и дотаций в розничных ценах составляла 30% к общему объемурозничного товарооборота, то в 1987 г. — 40%.
Такойгромадный объем льгот не соответствовал реальным экономическим возможностям государства,поэтому с переходом к рыночной экономике после распада СССР уровень жизнинаселения существеннопонизился. Но поднять этот уровень можно только засчет развития производства в соответствии с ростом денежных доходов населения.За счет государственного регулирования розничных цен радикально эту проблемурешить невозможно.
На изменение уровнярозничных цен оказывает влияние изменение издержек обращения в торговле. Однакоследует помнить, что издержки обращения (транспортировка, расфасовка, хранение,доставка товаров, расходы по обслуживанию процессов купли-продажи, расходы поведению денежного хозяйства торговых предприятий и г.д.), фактическиувеличивают общие затраты и в этом смысле влияют на уровень цен, так же, как ипроизводственные затраты
Для покрытияиздержек обращения и получения необходимой прибыли в торговле применяютсяторговые надбавки, или торговые наценки. Использование наценок, или надбавок, вконечной цене зависит от конкретных отношений производителя и продавца.Покупателя интересует только конченый уровень цены, а размер надбавок-наценокему безразличен. Следует, правда, сказать, что в современной России чрезмерноеразвитие получили посреднические торговые операции, которые ведут к завышениюконечных цен. Здесь, возможно, было бы уместно какое-то вмешательствогосударства.
Доапреля 1991 г. в стране действовали стабильные неизмененные (с 1954 г.) розничные цены на основные товары народного потребления. С 1 января 1991 г. были введены новые оптовые цены на продукцию промышленности, строительства, закупочные ценына сельхоз-продукцию. Они возросли в два раза по сравнению с ранее действовавшими.Розничные же цены в первом квартале 1991 г. оставили неизменными, что привело к огромным дотациям. И, наконец, в апреле 1991 г. была осуществлена реформа розничных цен, вследствие которой розничные цены увеличились болеечем в два раза. При этом вводились три вида розничных цен: фиксированные(прейскурантные), регулируемые и свободные (рыночные) цены. На долю свободных рыночныхцен (товары престижного ассортимента, деликатесная продукция) приходилось 40%,а на долю фиксированных (товары первой необходимости) и регулируемых (товарымассового потреблении) приходилось соответственно 60%.
Взависимости от порядка установления цены на потребительские товары делятся на свободные(рыночные) ирегулируемые.
Принципсвободной торговли, свободного предпринимательства в условиях рыночныхотношений предполагает свободу установления цен на производимые товары и услуги.Эти цены формируются на основе соотношения спроса и предложения и выполняютфункцию обратной связи, сигнализируя производителю о состоянии рынка, расширенииили сокращении платежеспособности спроса. В настоящее время розничные цены напотребительские товары и услуги увеличиваются умеренными темпами.
 
2.Государственное регулирование ценна рынке транспортных услуг
Транспорт, наряду сэнергетикой, связью, образованием и здравоохранением, обеспечивает условияжизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных,экономических, внешнеполитических и других государственных приоритетов.
Транспортнаясистема Российской Федерации включает автомобильный, железнодорожный, воздушныйморской, внутренний водный и трубопроводный виды транспорта. Элементамитранспортной системы являются также промышленный и городской общественныйтранспорт. Транспорт обеспечивает получение 8% ВВП. На транспорте занято свыше3,2 млн. человек, что составляет 4,6% работающего населения.
Правильная тарификацияработ и услуг, выполняемых транспортом, — задача достаточно сложная,заслуживающая комплексного рассмотрения. Наряду с этим проблему о том, какимидолжны быть тарифы на перевозку грузов, необходимо рассматривать как частьсистемы тарифов на услуги разных видов транспорта, как самостоятельную сферуценообразования, которая формируется под воздействием ценообразующих факторов ив первую очередь — издержек производства. Все ценообразующие факторы можноразделить на две основные группы.
Общеэкономические:
• изменения в налоговой иамортизационной политике, в том числе размеров обязательных отчислений иплатежей в бюджет;
•  изменение общей конъюнктурыфинансового рынка;
•  обеспечение более благоприятныхусловий конкурентоспособности российского экспорта на мировом рынке;
•  изменения нормативных правовых актов,регулирующих величину затрат на услуги транспорта, оплату труда и цены напотребляемую транспортом продукцию;
• общийуровень инфляции.
Отраслевые:
•  изменения в объемах и в структуреперевозок и других видах рано г транспорта;
• резервыснижения собственных затрат транспорта;
•  изменения в номенклатуре расходов ираспределении затрат по иидам работ и услуг;
•  результаты структурногореформирования в транспортных отраслях, в управлении и в формах собственности.
Необходимым элементом современной тарифной политики являетсягосударственное участие в прямом и косвенном регулировании тарифов на основныхвидах грузовых перевозок. Экономические методы регулирования должныспособствовать формированию конкурентной среды на рынке транспортных услуг.
Основнойцелью государственного регулирования тарифов в сфере естественных монополий натранспорте является реализация тарифной политики, стимулирующей эффективнуюработу транспортных отраслей обеспечивающей баланс интересов транспорта ипотребителей транспортных услуг. Тарифы устанавливаются федеральными и местнымиорганами исполнительной власти, на которые возложены функции погосударственному регулированию цен (тарифов).
Прирегулировании цен (тарифов) в отраслях естественных монополий на транспортерегулирующие органы реализуют следующие функции:
•  на федеральном уровне — осуществляют созданиенормативно-правовой и методической базы ценовой или тарифной политики,соответствующей современным условиям; устанавливают цены и тарифы, регулируемыена федеральном уровне; осуществляют мониторинг цен тарифов в отрасляхестественных монополий на транспорте; проводят корректировку цен (тарифов) сучетом экономической ситуации; ведут реестр субъектов на транспорте, вотношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль;
•  на уровне субъектов РоссийскойФедерации —осуществляют в пределах своей компетенции разработку региональнойнормативно-методической и правовой базы формирования цен и тарифов в отрасляхестественных монополий на транспорте; определяют перечни видов услугестественных монополий на транспорте, которые устанавливаются и регулируются нарегиональном уровне; проводят мониторинг
цен и тарифов по муниципальным образованиям и предприятиям-монополистамтранспортных услуг.
Государственноерегулирование цен (тарифов) в отраслях естественных монополий на транспортедолжно способствовать: оптимизации экономических связей; пропорциональномуразмещению производительных сил и повышению конкурентоспособности отечественнойпродукции на внутреннем и внешнем рынках; созданию условий для развитияконкуренции на рынке транспортных услуг; обеспечению равного доступа потребителейк инфраструктуре; эффективности процесса ценообразования на услуги естественныхмонополий на транспорте.
Системацен (тарифов) должна способствовать повышению качества транспортных услуг ивнедрению прогрессивных технологий. Государственное регулирование цен (тарифов)на транспорте включает определение (установление) тарифов и сборов или ихпредельного уровня, в том числе посредством внесения изменений и дополнений вдействующие руководства; разработку и введение в действие новых базовых тарифови определение принципов их изменения; определение правил ценового регулированияи контроля за установлением тарифов и сборов и правил их применения.
Прирегулировании цен (тарифов) на услуги естественных монополий на транспортеприменяются следующие методы ценового регулирования:
— установление или ограничение уровней тарифов или их составляющих   (прибыли,рентабельности);
— методытекущей корректировки тарифов;
— совершенствованиетарифных систем и др.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Управленческие решения: сущность, требования, механизм разработки, этапы и процедуры принятия
Реферат Разработка элементов информационной системы средствами СУБД MS Access и языка программирования
Реферат Управление финансовым состоянием предприятия
Реферат Управление затратами предприятия
Реферат Управление текущими издержками предприятия
Реферат Управление качеством за рубежом
Реферат Управление затратами 8
Реферат Управление оборотными средствами предприятия
Реферат Предмет экономической теории
Реферат Управление основным капиталом предприятия на примере филиала РУПП "БелАЗ"
Реферат Управление социальной защиты населения
Реферат Управление доходами от обычных видов деятельности
Реферат Управление товарными запасами предприятия
Реферат Управление привлечением банковского кредита
Реферат Управление финансами предприятия на основе бюджетного метода