Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Трагедия любви в лирике А. А. Блока

Трагедия
любви в лирике А. А. Блока

В моей душе
любви весна

Не сменит
бурного ненастья...

А. Блок

Говорят, что
каждый мужчина через всю жизнь бережно проносит в своих мыслях и мечтах созданный
еще в юношеские годы образ своей Дульсинеи Тобосской, своей Прекрасной Дамы. И
с годами этот образ только лишь слегка изменяется. И как бы ни складывалась
личная жизнь, каждый все равно продолжает мечтать и в мечтах своих обращаться к
вечно прекрасной, мудрой, недосягаемой, бережно хранить ее образ и молиться на
нее. Ибо так устроен человек. Он не может жить без веры, без чего-то светлого в
душе. Любящим свойственно обожествлять любимых.

А. Блок вошел в
литературу с первым циклом стихов, так и называвшемся — “Стихи о Прекрасной
Даме”. И эту тему, этот образ Прекрасной Дамы, вначале такой хрупкий,
романтичный, а с годами принимавший все более реальные черты, он бережно пронес
через все свое творчество. И если образы ранних стихов Блока живут лишь в божественном,
романтическом мире:

Ты из шепота
слов родилась,

В вечереющий
сад забралась

И осыпала
вишневый цвет,

Прозвенел твой
весенний привет.

С той поры, что
ни ночь, что ни день,

Надо мной твоя
легкая тень, —

то пройдут
годы, и жизнь наложит на все свой отпечаток. Почти уйдут юношеская
восторженность и романтизм, а вместо него появится серый, обыденный мир. И не
только появится, но и займет свое главенствующее место. А мир фантазии, мир
мечты обратится в легкую дымку вокруг образа. Постепенно в лирике Блока будут
чувствоваться раздвоенность и восприятие образа женщины через призму двух
миров: близкого и скорбного “здесь” и лучшего, прекрасного “там”. Так, вечная
женственность и мудрость соединятся воедино со скорбной реальностью. Душа —
ореол, идущий изнутри, окружает земную оболочку прозрачной хрупкой дымкой.
Именно в ней и заключена та вечная прелесть женщины, которую воспевали поэты
всех веков. И это соединение двух миров возносит женщину в глазах поэта на
пьедестал богини.

Так пел ее
голос, летящий в купол,

И луч сиял на
белом плече,

И каждый из
мрака смотрел и слушал,

Как белое
платье пело в луче...

Она близка,
вполне реальна и в то же время недосягаема, как божество. “...Я знаю — ты
здесь, ты близко — ты там”. Возможно, что именно эта удивительная способность
видеть в женском образе божественное начало во многом определила отношение
Блока к женщине. Живя реальной жизнью, среди людей, он отчетливо видел, как быт
и серая обыденность давят на женщину и губят в ней тот светлый образ, воплощение
которого в жизни он искал. Возникает образ женщины на фоне социальных проблем,
и горькая действительность все более плотно окружает пыльной завесой “светлый
образ”:

И каждый вечер,
за шлагбаумами,

Заламывая
котелки,

Среди канав
гуляют с дамами

Испытанные
остряки.

Над озером
скрипят уключины

И раздается
женский визг,

А в небе, ко
всему приученный,

Бессмысленно
кривится диск.

И кто эта
девушка без имени? Кто она — сон или действительность? Богиня или падшая?
Святая или преступница? Девушка, которая в пьяном бреду представлялась поэту
земным воплощением “святого образа”:

И каждый вечер,
в час назначенный

(Иль это только
снится мне?),

Девичий стан,
шелками схваченный,

В туманном
движется окне...

...И веют
древними поверьями

Ее упругие
шелка,

И шляпа с
траурными перьями,

И в кольцах
узкая рука...

Эти горечь и
боль становятся основными мотивами в стихах Блока. И поразительно ужасными
открываются контрасты между двумя мирами:

Под насыпью, во
рву некошенном,

Лежит и
смотрит, как живая,

В цветном платке,
на косы брошенном,

Красивая и
молодая...

...Не подходите
к ней с вопросами,

Вам все равно,
а ей — довольно:

Любовью, грязью
иль колесами

Она раздавлена
— все больно.

Женщина создана
для того, чтобы любить и быть любимой. Но если судьба распорядилась иначе и быт
раздавил ее, то чья в том вина? Блок, конечно, видел и понимал это. И потому,
наверное, в его стихах женщина всегда будет жертвой, всегда будет оправдана:

Я не только не
имею права,

Я тебя не в
силах упрекнуть

За мучительный
твой, за лукавый,

Многим женщинам
сужденный путь.

Возможно, это
явилось одной из главных причин того, что любовь и судьба женщины в лирике
Блока всегда трагичны. Женские образы из стихотворений “Перед судом” и “На
железной дороге ” впоследствии выльются в образ Катьки в поэме “Двенадцать”. И
Катька явится олицетворением трагической женской судьбы и трагической жизни
людской, ибо по положению женщины можно судить о жизни общества. И если
несчастна женщина, если осквернена любовь — самое святое, что может быть в человеке,
то как может быть счастливою жизнь? Быт и серость жизни реальной женщины
отодвинули

дымчатый образ,
и пришел ему на смену другой, вполне конкретный. Образ той “страстной,
безбожной, пустой, незабвенной”. Любовь к этой женщине подобна искре. Она загорается,
мгновения светит безумным светом, чтобы испить наслаждение жизни до дна и чтобы
так же скоро погаснуть, сгореть.

И пусть она
“безбожная, пустая”, и пусть пыль повседневности окутала ее, она всегда будет
не грешницей, а мученицей. И любовь к женщине для Блока останется светлым и
святым чувством, которое он сумел сохранить и пронести через все творчество.

В снах
печальных тебя узнаю

И сжимаю руками
моими

Чародейную руку
твою.

Повторяю
далекое имя...
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Компонент программного комплекса для шифрования/дешифрования данных
Реферат Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при обучении устному иноязычному общению
Реферат Дискурс и текст проблема дефиниции
Реферат My View On Animal Rights Essay Research
Реферат Акт о результатах проведения плановой выездной проверки расходования межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Иркутской области для содействия занятости населения
Реферат Расчет параметров электромагнитной волны в коаксиальном кабеле марки РК-50-3-11
Реферат Зоогигиена содержания лошадей в условиях конноспортивного комплекса
Реферат Совершенствование условий формирования маркетинговой среды предприятий особых экономических зон
Реферат 5. Некрасов А
Реферат Целевая программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы» и перспективы её выполнения в Татарстане
Реферат Компьютерные вирусы и борьба с ними 4
Реферат Обработка информации с использованием оптических систем
Реферат Русская хандра
Реферат Переговорный процесс с преступниками
Реферат Организация и порядок использования в бою мотопехотной (пехотной, танковой) (бригады армий вероятного противника)