Реферат по предмету "Психология"


Переговорный процесс с преступниками

--PAGE_BREAK--10.            Параллельно должны вестись сбор информации и составление психологического портрета преступника или группы преступников.
Существуют критерии успешности проводимых переговоров. Пере­говоры оцениваются положительно, если: а) категоричность и рез­кость выдвигаемых требований снижается; б) количество угроз, аг­рессивных действий, например, по отношению к заложникам, перего­ворщикам и т.п. уменьшается; в) продолжительность контактов, диа­лога увеличивается, а в разговорах со стороны преступников появля­ются личные темы; г) с момента начала ведения переговоров не про­исходит насилия или убийства заложников, переговорщиков, сотрудни­ков правоохранительных органов, случайных граждан; д) заложники освобождаются; е) преступники отказываются от реализации своих за­мыслов. Указанные критерии применимы как в совокупности так и по отдельности.
2. Переговорный процесс как элемент теории дипломатии. Подготовка и ведение переговоров в условиях личного контакта с преступником.
Одним из видов вынужденного контакта сотрудника ОВД с прес­тупниками являются переговоры. Организация и ведение переговоров — это сложнейшая психологически насыщенная деятельность ОВД. Основной причиной не­обходимости ведения переговоров с лицами, захватившими лю­дей, является то, что это — по сути, единственная гарантия жизни заложников: пока они ведутся, есть надежда на осво­бождение и сохранение им жизни.
Этапы ведения переговоров:
Подготовительный: сбор информации, определение цели преступников, выработка первоначальной стратегии.
Первый этап: установление психологического контакта.
Второй: диалог — торг, с применением основных приемов: антирезонанс, навязчивая помощь, замедленное согласие, обнадеживание и т.д.
Заключительный: освобождение заложников.
Среди различных способов организации переговоров с преступни­ком выделяют следующие:
1.     Переговоры в условиях личного контакта (в ситуации контак­та «лицом к лицу»).
2.     Переговоры с использованием технических средств связи.
3.     Переговоры голосом при отсутствии визуального контакта.
Способ ведения переговоров «лицом к лицу» одновременно явля­ется и самым эффективным в отношении психологического воздействия на преступника, и самым сложным, опасным в отношении личной безо­пасности переговорщика, речевой нагрузки, выдерживания смыслового контекста проводимого диалога.
Контакт «лицом к лицу» требует предварительной проработки ситуации. Так, если переговорщик должен идти на открытый контакт в ходе динамически развивающихся событий, то предварительные условия ведения переговоров уже должны быть оговорены (в основном в отношении безопасности переговорщика и сохран­ности жизни заложников, по крайней мере, во время самих переговоров). Если до переговоров есть время, то его нужно использовать для максимального сбора информации о преступ­никах, заложниках, самой ситуации и учесть все это при орга­низации процесса переговоров.
Безусловно, сильной стороной при переговорах «лицом к лицу» является то, что у преступника открыты лицо, руки, а иногда и весь он сам, и даже когда лицо спрятано под маской, жесты, мимика, выражение глаз или лица, как правило, ус­пешно дешифруются переговорщиком, чему способствует пря­мой зрительный контакт. Кроме этого, практически неиска­женная эмоциональная окраска речи может служить опытно­му переговорщику ориентиром при применении тех или иных приемов психологического давления на преступника. Можно попытаться использовать логические ловушки, неожиданные повороты в диалоге, просить согласия на решение некоторых вопросов и т. п., что, в конечном счете «играет» на правоохра­нительные органы больше, чем на преступника.
Однако необходимо помнить, что все это может быть на­правлено и против переговорщика, особенно если последний недостаточно опытен, психологически менее устойчив («слабее духом»), чем преступник, не сумел расположить его к себе, оказался не авторитетным. Кроме этого, дешифрация лично­сти происходит в отношении не только преступника, но и са­мого переговорщика, поэтому перед открытым контактом не­обходимо позаботиться об изменении, камуфлировании вне­шних данных переговорщика, если он и преступник лично не знакомы,
Следует также отметить,  что  при переговорах   «лицом к лицу» наиболее желательно использование личностно значимых для преступника граждан (безусловно, под строгим контро­лем органов внутренних дел). Ими могут быть родственники, учителя, соседи, сотрудники органов внутренних дел, сопри­касавшиеся когда-либо с преступником (чаще всего — следо­ватели, сотрудники уголовного розыска), просто друзья и др.
При организации переговорного процесса в условиях лич­ного контакта с преступником(ами) оптимальным считается ведение диалога один на один, однако, если ситуация не позво­ляет этого, желательно добиваться того, чтобы в переговорах участвовало равное количество человек как с одной, так и с другой стороны. При этом нужно стремиться к тому, чтобы собственно разговоры велись только между одним переговор­щиком и одним преступником.
Не менее важно расположение переговорщиков в пространстве, особенно, если в переговорах участвует более 1 человека с каждой стороны.
Человек, непо­средственно ведущий переговоры, должен быть чуть выдвинут вперед по отношению к своему товарищу, тем самым подчеркивается его роль в этом процессе, расстояние между партнерами должно быть не больше, чем вытянутая рука, но не ближе, чем граница зоны эмоциональной вовлеченности. Взаимоотно­шения между переговорщиками должны характеризо­ваться как равные, т.к. в обязанности второго участника входит контроль и коррекция эмоционального состояния первого участника в ходе переговоров, которые второй осуществляет, как правило, прикосновением к партнеру рукой (т.к. слова, произнесенные неведущими переговорщиками, могут нарушить диалог). Необходимо указать, что к обязанностям второго пе­реговорщика относится также наблюдение за общим поведени­ем преступников.
Следует отметить, что между людьми, непосредственно ве­дущими диалог, образуется так называемая зона эмоциональ­ной вовлеченности (ЗЭВ), границы которой определяются вполне ре­альными вещами — громкость голоса, тембр, четкое изложе­ние своей мысли, мимика лица, выразительность жестов, эмо­циональность речи и т.п. Естественно, что основное направле­ние воздействия ЗЭВ говорящего человека располагается пе­ред ним, меньше — сбоку от него и еще меньше — позади. Вероятность эмоционального заражения другого человека, по­павшего в ЗЭВ, говорящего в острой стрессовой ситуации, и, как следствие, снижения способности рационально мыслить и действовать — достаточно велика. Этим собственно и обуслов­лено место расположения и обязанности второго переговорщи­ка, а также одно из правил безопасного поведения в ходе пере­говоров: «Не подставляй спину!» (с прерыванием контакта глаз может исчезнуть и значимость достигнутых договоренностей).
Важным является вопрос о личном оружии переговорщи­ка. Зарубежные исследователи проблем переговорной деятель­ности отмечают, что оружие у переговорщика может быть, од­нако ему категорически запрещается его применять, иначе сам институт переговорщиков как таковой, базирующийся на пси­хологическом контакте (т. е. доверии, сопереживании, взаимо­действии), просто рухнет. Однако определенные меры предос­торожности должны быть предприняты, например, организа­ция снайперского прикрытия, путей отхода или ухода с места переговоров, запрещение переговорщику использовать жесты или позы, которые могут быть истолкованы, как подготовка к нападению. Кроме того, сам переговорщик не должен присту­пать к переговорам, когда преступник сильно возбужден (не­обходимо постараться его успокоить), или оружие преступни­ка направлено на переговорщика (нужно попросить опустить его).
В заключение рассмотрения этого вопроса отметим особен­ность контакта с «душевно неуравновешенными» людьми. В переговорах с ними «лицом к лицу» задачей № 1 является успокоение преступника. Кроме того, имеются следующие пра­вила, которые должен соблюдать переговорщик (до прибытия психиатра):
·                   не делать резких движений, предупреждать о каждом своем последующем действии;
·                   принимать философию преступника, но не идти у него на поводу, не поворачиваться к нему спиной;
·                   внимательно следить за поведением преступника т.к. некоторые категории подобных лиц не выдерживают контакта глаз, и, следовательно, возможна импульсивная реакция;
·                    речь, обращенная к преступнику, должна быть четкой, по возможности «незамысловатой», без подтекста.
Опорный лист-конспект для отработки учебного вопроса «ве­дение  переговоров с преступником в условиях личного контакта»:
1. Представление.
2. Установление психологического контакта со связником.
3.Привлечение к совместной ответственности.
4. Предложение альтернативных решений.
5. Метод торга.
6. Объяснение последствий.
7. Указание на сходство, призыв к сотрудничеству.
8. Замедленное согласие.

3. Подготовка и ведение переговоров с террористами с использованием технических средств связи.
Особенностью переговоров правоохранительных органов с прес­тупниками с использованием технических средств связи является то, что применение преступником технических средств преследует, как правило, цель как можно большего сокрытия, маскировки своей лич­ности, поэтому очень важно в таких ситуациях идентифицировать личность преступника как можно быстрее с помощью коллег.
Для изучения личности преступника(ов) в ходе самой «ситуации заложника» имеет огромное значение поступающая аудио- и видеоинформация о их поведенческих и речевых про­явлениях, внешних данных. При этом сбор информации по­добного рода обеспечивается путем:
·        фотосъемки (желательно цветной);
·        наблюдения;
·        анализа аудио- и видеозаписей поведения преступников, развития ситуации, радиообмена террористов между собой, ведения переговоров с террористами;
·        квалифицированного опроса свидетелей и заложников.
         С целью качественной обработки и анализа поступающей информации в составе группы обеспечения переговорной дея­тельности желательно иметь (либо привлечь к совместной ра­боте, получить консультацию) следующих специалистов:
·        эксперта по переговорной деятельности;
·        эксперта-психолога (специалиста в области психодиагностики, особенно визуальной);
·        эксперта-криминалиста (специалиста по составлению словесного портрета, фоторобота);
·        по сбору разведывательных данных;
·        эксперта-фоноскописта;
·        врача-психиатра;
·        эксперта по субкультуре осужденных;
·        этнографа.
Переговоры могут вестись с применением различных технических средств: по те­лефону, через мегафон, при помощи портативного радиопере­датчика или в письменном виде. Однако нужно помнить о не­которых недостатках использования того или иного вида свя­зи. Например, использование мегафона неудобно, т.к. преступ­ника слышно плохо, а неоднократные просьбы повторить от­вет могут заставить его замолчать или вызвать у него неожи­данные импульсивные действия. Переговоры по радио быстро становятся известны средствам массовой информации. Кроме того, преступник может не уметь пользоваться радиопередат­чиком, что создаст дополнительные трудности. Переписка при­емлема тогда, когда нет возможности воспользоваться други­ми средствами.
Общим недостатком в использовании технических средств связи является то, что современный уровень развития элект­роники позволяет прослушивать переговоры без обнаружения себя переговаривающимися сторонами достаточно длительное время.
Наиболее оптимальным способом, гарантирую­щим безопасность переговорщика, наиболее полное использо­вание психологических приемов и установление возможно бо­лее тесного контакта с преступником является телефонная связь.
Установлено, что для переговоров лучше всего выделять группу из 2—4 человек. Сотрудник, ведущий переговоры, дол­жен иметь двустороннюю связь с преступником. Переговоры должны записываться на магнитофон, подключенный к линии связи.
Желательно, чтобы лица, ведущие переговоры, находились в отдельном помещении. Обязательным условием является то, что они не должны быть посвящены в планы дальнейших дей­ствий в рамках специальных операций, чтобы случайно не выдать их преступнику.
В этой связи вряд ли правилен тезис о том, что переговор­щик должен помогать в планировании или непосредственно участвовать в операции захвата преступников. Кроме того, сам ход операции по обезвреживанию преступника может обнару­жить, что она построена с учетом сведений, которыми тот до­верительно поделился с переговорщиком, что, безусловно, в даль­нейшем подорвет доверие к институту переговорщиков как таковому вообще.
Необходимо, чтобы переговорщики имели связь со своим командиром по отдельной телефонной линии. Прослушивать линию, по которой ведутся переговоры, должен только коман­дир подразделения. Ее следует снабдить приборами, позволя­ющими осуществлять прослушивание при опущенных телефон­ных трубках.
Но в то же время переговорщик не должен слышать, что говорит преступник, когда опущена трубка, т, к. это может помешать ему установить с преступником доверительный кон­такт.
В ходе переговоров сотрудникам ОВД необходимо быть го­товыми к любым неожиданным действиям преступников, т. к. их требования и ожидания могут изменяться под воздействи­ем времени и обстоятельств.
Необходимо уметь «разговорить» пре­ступника, иметь как можно больше записей разговоров с ним, когда он находился в различных психологических состояни­ях, анализировать его действия и имеющиеся кино- и видеома­териалы.
Важно также отметить,  что использование технических средств связи в переговорах, особенно если такую связь требует(ют) сам(и) преступник(и), предполагает, как правило, до­статочно длительное во времени «взаимодействие» правоохрани­тельных органов и преступника(ов). Однако это не значит, что проблема затягивания времени решена. Более того, правоох­ранительные органы должны предполагать, что операция, про­водимая преступниками, достаточно хорошо продумана и спла­нирована, поэтому искусство затягивания времени «по объек­тивным причинам» должно быть продемонстрировано в этом случае «во всей своей красе» для того, чтобы преступников выбить из графика проведения операции, даже если в ходе его выполнения предусмотрены значительные временные зазоры. В то же время затягивание переговоров — это обоюдоост­рое оружие. Во-первых, с течением времени проходит эмоцио­нальная напряженность первых моментов, и преступник(и) начинает(ют) мыслить более рационально, однако среди сотруд­ников особых и специальных подразделений милиции, при­влекаемых для ликвидации происшествия, могут оказаться не­достаточно эмоционально устойчивые личности, которые не выдержат длительного напряжения и попытаются спровоци­ровать разрешение ситуации силовым путем.
В заключение отметим следующие критерии успешности про­водимых переговоров с привлечением технических средств связи:
·        категоричность и резкость выдвигаемых требований снижается;
·        количество угроз, агрессивных действий, например, по отношению к заложникам, переговорщикам и т. п. уменьша­ется;
·        продолжительность контактов, диалога увеличивается, а в разговорах со стороны  преступников появляются личные темы;
·        с момента начала ведения переговоров не происходит насилия или убийства заложников, переговорщиков, сотруд­ников правоохранительных органов, случайных граждан;
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.