«Повесть о
капитане Копейкине» (анализ фрагмента поэмы Гоголя «Мертвые души»)
В поэме Гоголя
«Мертвые души» повествуется об афере Чичикова, о мелких интригах и сладкой лжи
этого низкого человека. И вдруг читатель доходит до «Повести о капитане
Копейкине». Казалось бы, эта история не имеет никакого отношения к действию
поэмы. Да и действие поэмы происходит в губернском городе NN и в близлежащих
помещичьих имениях, а действие «Повести о капитане Копейкине» - в Петербурге.
Но связь, несомненно, имеется.
Эту повесть
рассказывает чиновникам почтмейстер в тот момент, когда они решают кто же такой
Чичиков. Рассказывает с явным желанием внушить им, что Чичиков и есть Копейкин.
Это и есть самая видимая нить, соединяющая «Повесть о капитане Копейкине» с
действием поэмы. Если убрать эту повесть из произведения, то, казалось бы,
ничего не изменится. Но Гоголь не зря ввел эту повесть в свою поэму.
Читатель на миг
отвлекается от повествования, и одно впечатление сменяется другим. Гоголь
нарушает связь событий, история о купле – продаже «мертвых душ» нарушается, но
в конце повести понимаешь, что писатель продолжил основную тему поэмы о
застывшей, омертвевшей человеческой душе. В этом месте тема стала более четкой
и яркой.
Капитан
Копейкин был участником войны тысяча восемьсот двенадцатого года, потерял в той
войне руку и ногу, прибыл в Петербург, чтобы выпросить для себя пенсию. Вот
каков Петербург Гоголя: «Ну, можете представить себе: эдакой какой-нибудь, то
есть, капитан Копейкин и очутился вдруг в столице, которой подобно, так
сказать, нет в мире! Вдруг перед ним свет, так сказать, некоторое поле жизни,
сказочная Шехерезада… мосты там висят эдаким чертом, можете представить себе,
без всякого, то есть прикосновения, - словом, Семирамида…». Он устроился в
недорогой трактир, так как денег на житье у него было очень мало и решил, что
пойдет к знатному вельможе на прием. Здесь Гоголь с присущим ему блеском рассказывает
и в гротесковой манере высмеивает роскошь и богатство высших чинов: «…
какая-нибудь ручка у дверей, так что нужно, знаете, забежать наперед в мелочную
лавку, да купить на грош мыла, да прежде часа два тереть им руки, да потом уже
решился ухватится за нее…» или еще : «избенка, понимаете, мужичья: стеклышки в
окнах, полуторасаженные зеркала, так что вазы и все, что там ни есть комнатах
кажутся как бы внаруже, драгоценные мраморы на стен! ах, металлические
галантереи…».
Вот туда-то и
попал Копейкин на прием и даже получил надежду на решение своего дела: «… без
сомнения, вы будете вознаграждены как следует; ибо не было еще примера, чтобы у
нас в России человек, приносивший, относительно так сказать, услуги отечеству,
был оставлен без призрения!» Но с каждым приходом надежда его таяла, пока его
самого не выслали из города. Копейкин-инвалид войны обивает пороги высокой
комиссии, прося пенсию, и так и не получает ее. Капитан столкнулся с тупым
равнодушием чиновников, с безразличием к своей судьбе. Эти «мертвые души» не
хотят видеть в нем человека, пострадавшего на войне, терпеливого,
непритязательного и честного: «Нельзя, не принимает, приходите завтра!».
Доведенный до отчаяния, Копейкин решает: «Когда генерал говорит, чтобы я
поискал сам средств помочь себе… хорошо, найду средства!» Не прошло и двух
месяцев, как в рязанских лесах объявилась шайка разбойников «и атаман-то этой
шайки был, сударь мой, не кто другой» - нетрудно догадаться, что этокапитан
Копейкин. С помощью этой повести Гоголь, как через увеличительное стекло,
показал нам жестокость и черствость власть имущих, нежелание последних увидеть
боль и горести простого народа, раскрыл нам гнилую сущность чиновничьего
аппарата.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sochok.by.ru/