Коллективизация в русской литературе ( по роману
Б.Можаева «Мужики и бабы»)
Литература
стремится разобраться в происходящем, а особенно в духовном мире людей, живущих
в трагическое время. Именно поэтому многие писатели обращались к теме
коллективизации.
«Мужики
и бабы» по своей жанровой природе — публицистический роман, и автор не
собирается спорить с М. Шолоховым по поводу изображения эпохи, а выражает, с
учетом опыта последующих поколений, четко, осмысленно и эмоционально
гражданскую позицию. Борис Можаев свой роман «Мужики и бабы» назвал хроникой. И
это действительно хроника «великого перелома», ставшего трагедией русского
крестьянства.
«Нельзя
гнуть историю, как палку, через колено», — настойчиво повторяет автор в
«Мужиках и бабах». Лад и согласие в деревенском мире Можаева, не тронутом еще
генеральной линией правящей партии, — такой видится писателю нэповская деревня,
доживающая свои последние дни, своеобразный деревенский рай, идиллия мирной,
по-человечески нормальной жизни.
Коллективизация
— процесс сложный, быть может, неоднозначный. Но Можаева интересует не весь
комплекс проблем, связанный с коллективизацией, а в первую очередь «перегибы»,
допущенные при ее осуществлении. Этой цели подчинена все характеры в романе.
Крупным планом показаны местные, районные и окружные руководители, стремящиеся
во что бы то ни стало в считанные дни провести коллективизацию. Их действия
лишь на первый взгляд незаконны. «Перегибы» не были нарушением генеральной
линии, а прямым результатом сути ее программы, сути основных взглядов
руководства страны на судьбу русского крестьянства. Гуманистическая позиция
автора проявляется в уничтожающей критике как троцкистских, так и бухаринских
взглядов на крестьянство, и для этого привлекаются архивные документы, газетные
заметки, осуждается «дикарский восторг при виде того, как на огромном кострище
корчилась и распадалась вековая русская община». В романе Можаева широко
представлена думающая сельская интеллигенция: Успенский, Обухова, Озимое. Их
спорам и размышлениям отведены многие страницы романа. Можаеву было важно
понять смысл происходящего, потому что только вынужденная независимость
оставалась «островком свободы» в условиях тоталитарного режима. Вполне реально
и ярко нарисованы такие персонажи, как Возвышаев, Ашихлин Сенечка Зевин.
Секретарь Тихановской партячейки Сенечка Зенин — из породы людей, торопящих
историю и события, мыслящих однозначно и категорично, местная церковь для него
дурдом, пригодный только для ссыпного пункта, и уж никак он не связывает ее с
традициями деревенской жизни, а закрытие церкви — с подрывом авторитета
советской власти. Человек без совести и чести, он способен выполнить любой
приказ, лишь бы удержаться на плаву. Из породы людей, склонных к
псевдореволюционному нетерпению, и идеолог режима Гаум Ашихмин — сын
разорившегося касимовского татарина. Несмотря на свое купеческое прошлое, он,
никогда не стоявший у станка, считает себя пролетарием. Его заветная мечта -
продвинуться в руководящий аппарат. У предрика Никанора Возвышаева своя
жизненная философия: «Мир держится на страхе — либо ты боишься, либо тебя
боятся». Главный принцип его руководства — держать людей в страхе. Вот образец
его руководства даже своим, районным активом: « 20 февраля все должны быть в
колхозах! Не проведете в срок кампанию — захватит? с собой сухари. Назад не
вернетесь».
Как
же проходит «всеобщая коллективизация»? Все идет по задуманному плану: 20
февраля все должны вступить в колхоз — вначале приготовить кормушки для скота,
потом по всему району провести собрание, проголосовать и в течение 24 часов
согнать весь скот, по мужики уперлись, семена не сдают
Возвышаев
дает команду сбивать замки с амбаров, брать людей под арест, штрафовать. И тут
взбунтовались крестьяне многих деревень. Мужики в Веретье переломали
общественные кормушки и сбежали в лес, в селе Красухине избили Зенина и держат
его под крестом, магазин разграбили, семена растащили. В Желудевке в сельсовете
разбили окна, сожгли бумаги...
Так
и кончился «дикарский восторг при виде того, как на огромном кострище корчилась
и распадалась вековечная русская община». Но кончился все-таки ненадолго. Мы
знаем, что крестьянскому миру, жизни независимых, свободных людей был положен
конец. Зенины и возвышаевы победили. И плоды этой страшной победы мы пожинаем
до сих пор.
Информация
об авторе: Даниил, город Вологда, школа №8
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.litra.ru/