Реферат по предмету "Философия"


Эрих Фромм о потребностях человека

Министерство транспорта Российской Федерации
(МИНТРАНСРОССИИ)
Федеральноеагентство воздушного транспорта
(РОСАВИАЦИЯ)
ФГОУВПО «Санкт-петербургский государственный университет гражданской авиации»
КУРСОВАЯРАБОТА
подисциплине: «Человек и его потребности»
натему: «Эрих Фромм о потребностях человека»
Выполнила:студентка 783 учебной группы
Гуманитарногофакультета
ШпакАлександра Валерьевна
Проверила:старший преподаватель кафедры
социльно-экономическихдисциплин и сервиса
Левшина ОльгаНиколаевна
Санкт– Петербург
2010

Оглавление
Введение
1 Э. Фромм как великий мыслитель XX века
2 Классификация потребностей человека по Фромму
3 Два способа существования человека
Заключение
Список литературы
Введение
На протяжениидолгого времени философы и социологи пытаются решить проблемы связанные склассификацией потребностей человека. Над вопросом «Что же необходимо человекудля счастливого существования?» ломает голову не одно поколение ученых. ЭрихФромм — великий мыслитель XX столетия также не обошел эту проблему в своихработах.
Выявлениеглавных потребностей человека по Фромму является целью этой работы.Актуальность ж данной работы в том, что пока существует человек, будетсуществовать и проблема потребностей человека, а пока на Земле будетсуществовать хотя бы двое ученых, будет существовать и два различных подхода крешению этой проблемы.
Длядостижения данной цели необходимо решение следующих задач;
· Проанализироватьосновные виды потребностей по Фромму
· Выявитьсущность потребности в любви
· Сравнитьдва способа существования человека по Фромму.
1 Э. Фромм как великий мыслитель XX века
Биография
Фромм — немецкий социальный психолог, философ, психоаналитик, один из основателейнеофрейдизма и фрейдомарксизма.
Эрих Фроммродился 23 марта 1900 года в городе Франкфурте-на-Майне в семье ортодоксальныхиудеев. Его предки были раввинами. Культурная среда, в которой он рос ивоспитывался, была патриархально-докапиталистической.
Первуюмировую войну Фромм встретил в возрасте 14 лет. Размышления по поводу того, какиесилы движут человеком во время войны, какие соображения заставляют человекажертвовать собой ради того, от чего он так далек, привели молодого человека кизучению психологии, социологии и философии.
Фромм училсяво Франкфуртском, а затем в Гейдельбергском университете, где преподавали МаксВебер и Карл Ясперс. Получив в 22 года степень доктора философии (его научнымруководителем был Альфред Вебер), он продолжает свое образование и оказываетсяв берлинском Институте психоанализа.
С 1930 годаФромм сотрудничает во Франкфуртском институте социальных исследований, гдесложилась знаменитая Франкфуртская школа (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузеи другие). Здесь Фромм проводит ряд социологических исследований среди немецкихрабочих и служащих — и в 1932 году приходит к выводу, что серьезногосопротивления идущим к власти нацистам со стороны рабочих оказано не будет.
В 1933 году,после прихода нацистов к власти, Франкфуртский институт перебирается в США. ВНью-Йорке им проводятся исследования по программе «Авторитет и семья», порезультатам которых в 1941 году выходит первая книга Фромма «Бегство отсвободы». Появившаяся в 1950 году книга Т. Адорно «Авторитарная личность»,также основана на материалах этих исследований.
В конце 30-х- в 40-е гг. Фромм, все больше расходясь во взглядах с Г. Маркузе и Т. Адорно,отходит от Франкфуртской школы. Он занимается научной, преподавательской иобщественной деятельностью, практикой психоанализа.
С 1949 по1969 гг. Фромм живет в Мексике. Будучи в Мексике Фромм посвящает себяисследованию Нового времени, исследованию социальных проектов прошлого инастоящего. Издает книгу «Здоровое общество», в которой выступает с критикойкапиталистической системы. В 1960 году Фромм вступает в Социалистическую партиюСША. Пишет Программу партии. Впрочем, из-за партийных споров Программа былаотвергнута. Но он продолжает заниматься политической деятельностью, выступает слекциями, пишет книги, участвует в митингах, а в 1962 году посещает Москву вкачестве наблюдателя на конференции по разоружению.
В 1968 годуслучился первый инфаркт. После длительной реабилитации, в 1969 году, онпереезжает в Швейцарию, в которой будет жить до своей смерти. В самом солидномвозрасте, вовсе не ощущая себя старым, Эрих Фромм сохраняет ясность ума иживость восприятия, что является явным признаком полноценной творческой жизни.Но физическое здоровье не позволяет ощущать себя вполне молодым: вскоре послеокончания знаменитой работы «Иметь или быть», в 1977 году, с ним случаетсявторой, а потом и третий (1978 год) инфаркт. В ночь на 18 марта 1980 года, запять дней до своего 80-летия, Эрих Фромм умер от обширного инфаркта.
Наиболееизвестные работы Э. Фромма
Каждая книга,вышедшая из-под пера этого автора, становилась значительным явлением научнойжизни. Среди наиболее крупных его трудов «Бегство от свободы» (1941), «Искусстволюбить» (1956), «Иметь или быть» (1976).
Особенностьюнаучного подхода Фромма является то, что свои идеи он подкреплял даннымибольшого числа наук: нейрофизиологии, палеонтологии, антропологии,зоопсихологии, и, тем самым, выходил за границы психоаналитического метода.
В своейпервой крупной работе «Бегство от свободы» (1941) Фромм рассмотрелфеномен тоталитаризма в рамках проблемы свободы. Он различает «свободуот» (негативную) и «свободу для» (позитивную). Обратной стороной«свободы от» является одиночество и отчуждение. Такая свобода — бремядля человека. Фромм описал три типичных невротических механизма«бегства» (психологической защиты) от негативной свободы. Это авторитарная,конформистская и деструктивная разновидности невротического характера. Первыйвыражается в мазохистской страсти к подчинению себя другим или в садистическойстрасти к подчинению других себе. Второй состоит в отказе от своейиндивидуальности и стремлении быть «как все». Третий — в неудержимойтяге к насилию, жесткости, разрушению.
В работе«Искусство любить» Эрихом Фроммом исследуются разные типы любви, их место ивлияние в жизни человека.
Чувством,лежащим в основе всех остальных видов любви, Э. Фромм называет братскую любовьи подразумевает под ней, прежде всего, существование таких качеств, как забота,уважение, ответственность, знание человека.
Весьмаинтересно раскрываются автором взаимоотношения между родителями и ребенком, атакже материнская любовь. Материнская любовь, по Фромму, это самаятруднодостижимая и обманчивая форма любви, однако она безусловна, и в этом ееглавная особенность.
В отличие отбратской и материнской любви эротическая любовь — это желание полного слияния,соединения с единственным человеком. Здесь автор отмечает тот интересный факт,что эротическую любовь зачастую путают с кратковременной влюбленностью, однако,это чувство недолговечно.
Кроме всегопрочего, автор в работе, говоря о любви к самому себе, опровергает то, что эточувство является “великим грехом”, высшим проявлением эгоизма, так как любовь ксамому себе неотделима от любви к другим людям, “любовь к самому себе и любовь кближним — суть одно и то же”.
Говоря опрактике любви, Фромм называет основные законы, необходимые для достиженияопределенных знаний в искусстве любви, а именно: дисциплина, умениесконцентрироваться, терпение и, наконец, наличие глубокого интереса.
Работа «Иметьили быть» была написана в 1976г. Это была последняя и самая популярная работаэтого философа и психолога. В этой книге он раскрывает понятия «бытия» и«обладания», определяет, что из них является подлинным, рассматривает разныеаспекты человеческой жизни в модусе бытия и модусе обладания, и на основе этоговыдвигает образ нового человека и нового общества на принципах альтруизма ивзаимопонимания. 2 Классификация потребностейчеловека по Фромму
Потребностьв свободе
Начальнойпроблемой, которую ставил Фромм перед написанием книги, было исследованиепсихики современного человека, однако тенденции политического развития тоговремени вынудили его сконцетрироваться на ключевом, по мнению автора, длякультурного и социального кризиса тех дней аспекте: на значении свободы длясовременного человека.
Испытываятревоги существования в непростом мире, подвергаясь неврозу или депрессии,страху или психоастении, люди стремятся освободиться от страданий и ограниченийсвоей жизни. Но свобода не является однозначно положительным состоянием.Психология и психоанализ задаются вопросом: как люди преодолевают состояниестресса, чувства одиночества, собственной незначимости и отчужденности,сопутствующие свободе? Один путь – отказаться от свободы и подавить своюиндивидуальность (что чревато опять-таки стрессом, неврозом и депрессией).
Стратегии«Бегства»
Фромм, какпсихолог и психотерапевт, описал несколько стратегий, используемых (каксознательно, так и бессознательно) людьми, чтобы «убежать отсвободы».
Первый из них– авторитаризм, определяемый как «тенденция соединить самого себя с кем-тоили чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным «Я».Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях. Примазохистской форме авторитаризма люди проявляют в отношениях с окружающимичрезмерную зависимость, подчиненность и беспомощность. Садистская форма,наоборот, выражается в эксплуатации других, доминировании и контроле над ними.
Второй способбегства – деструктивность. Следуя этой тенденции, человек пытается преодолеватьчувство неполноценности, уничтожая или покоряя других. Для Фромма, какпсихоаналитика, очевидно, что долг, патриотизм и любовь – общераспространенныепримеры рационализации деструктивных действий.
Наконец, людимогут избавиться от одиночества, страха и отчужденности путем абсолютногоподчинения социальным нормам, регулирующим поведение. Термин конформностьавтомата Фромм применял к человеку, который использует данную стратегию,благодаря чему он становится абсолютно таким, как все другие, и ведет себя так,как общепринято. Фромм, как психотерапевт, полагал, что подобная потеряиндивидуальности прочно укоренилась в социальном характере и психологиибольшинства современных людей. Как животные с защитной окраской, люди сконформностью автоматов становятся неотличимыми от своего окружения. Ониразделяют те же ценности, преследуют те же карьерные цели, приобретают те жепродукты, мыслят и чувствуют как почти каждый в их культуре.
СогласноФромму, в противовес трем перечисленным механизмам бегства от свободы,существует также опыт позитивной свободы, благодаря которому можно избавитьсяот чувства одиночества и отстраненности.
Позитивнаясвобода
Фромм, какпсихолог, считал, что люди могут быть самостоятельными и уникальными, не теряяпри этом ощущения единения с другими людьми и обществом. Он называл видсвободы, при которой человек чувствует себя частью мира и в то же время независит от него, позитивной свободой. Достижение позитивной свободы требует отлюдей спонтанной активности в жизни. Фромм отмечал, что спонтанную активностьмы наблюдаем у детей, которые обычно действуют в соответствии со своейвнутренней природой, а не согласно социальным нормам и запретам. В своей книге»Искусство любить", одной из наиболее известных, Фромм подчеркивал,что любовь и труд – это ключевые компоненты, с помощью которых осуществляетсяразвитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности.Благодаря любви и труду люди вновь объединяются с другими, не жертвуя при этомсвоим ощущением индивидуальности или цельности, избегая таким образом,возникновения невроза или депрессии.
Такимобразом, можно сделать вывод, что при нарушении связей, обеспечивающихуверенность, у индивида имеется два пути. Первый — спонтанно связать себя сокружающим миром через любовь и труд, через проявление всех своих способностей,обретая таким образом единство с людьми, миром и самим собой, не отказываясь отнезависимости своего «я» — в терминах Фромма это путь, ведущий кпозитивной свободе. Второй — отказ от свободы в попытке преодоления возникшегоодиночества. Этот путь, путь к негативной свободе, не в силах обеспечитьиндивиду былое единение и спокойствие, так как отделенность от прошлогонеизбежна; путь это связан с отказом от своей индивидуальности, он смягчаеттревогу и делает жизнь терпимой, но проблемы не решает. При избрании последнегопути жизнь превращается в автоматическую деятельность, не имеющую цели инеспособную дать результат.
Основнаямысль книги Фромма «Бегство от свободы» заключается в двойственности свободыдля современного человека: он освободился от прежней власти и превратился в«индивида», но в то же время стал изолирован и бессилен, стал орудиемвнешних целей. Такое состояние подрывает человеческую личность.
Потребностьв любви
Любовьмежду родителями и детьми
Новорождённыйвоспринимает мать как источник тепла и пищи, он пребывает в эйфорическомсостоянии удовлетворения и безопасности, в состояние нарциссизма. Позже к немуприходят переживания «гарантированной» любви матери «я любим, потому что этоя». Если материнская любовь есть, то она «равна блаженству, если же ее нет, этовсе равно как если бы все прекрасное ушло из жизни — и ничего нельзя сделать,чтобы эту любовь искусственно создать»[1].Проходит время и к ребёнку приходит ощущение способности возбуждать любовьсвоей собственной активностью.
Вродительской любви каждого взрослого человека есть материнское и отцовскоеначала. Материнская любовь (материнское начало) безусловна, а отцовская любовь(отцовское начало) обусловленна. «…зрелый человек соединяет в своей любвиматеринское и отцовское чувства, несмотря на то, что они, казалось бы,противоположны друг другу. Если бы он обладал только отцовским чувством, то былбы злым и бесчеловечным. Если бы обладал лишь материнским, то был бы склонен кутрате здравомыслия, препятствуя себе и другим в развитии»[2]. И одного началанедостаточно для нормального развития личности.
Братскаялюбовь
«Наиболее„фундаментальный“ вид любви, составляющий основу всех её типов, — это братскаялюбовь»[3]. Подней разумеется ответственность, забота, уважение, обстоятельное знание другогочеловеческого существа, желание продлить его жизнь. Об этом виде любви идетречь в Библии, когда говорится: „Возлюби ближнего своего, как самого себя“. Братскаялюбовь — это любовь ко всем человеческим существам; её характеризует полноеотсутствие предпочтения.
Эротическаялюбовь
Общим длябратской и материнской любви является то, что они по своей сути неограничиваются одним человеком. Любовь к ребенку не останавливается на одноммоем ребенке, она распространяется на всех моих детей; более того онараспространяется и на всех чужих детей, которые нуждаются в моей помощи.Братская любовь не успокаивается на любви только к одному брату, онараспространяется на всех братьев.
Противоположнаяситуация с эротической любовью, которая жаждет полного единения, слияния содним-единственным человеком. Она по своей сути исключительна, а не всеобща.
Эротическаялюбовь — это самая обманчивая форма любви. Эротическую любовь часто путают сживым, подвижным, бурным переживанием «влюбленности» (романтической любви[4]), когда волшебнымобразом сокрушаются препятствия, имевшиеся до известного момента между двумячужими людьми. Но это переживание внезапной близости по самой своей природекратковременно.
Близость. Но «влюбленными» запреодоление отчужденности, за близость, также принимаются и гнев, и ненависть,и несдержанность, и детскость, и ребячливость, и разговоры о своей личнойжизни, о собственных тревогах и надеждах. «Но во всех этих случаях близость стечением времени имеет тенденцию сходить на нет»[5]. Итогда возникает желание сближения с другим человеком, и история повторяется.Это также связано с обманчивым характером полового желания.
Половоежелание.Половое желание жаждет соития, но оно (физическое влечение) основывается нетолько на желании избавиться от болезненного напряжения. Особенностью половогожелания является то, что оно провоцируется, или свободно соединяется с любойдругой сильной эмоцией. Оно может быть «нашептано» не только любовью, но исмятением, и обеспокоенностью, и волнением, и одиночеством, и сиротливостью, итщеславием, и надменностью, и высокомерием, и жаждой покорять и жаждой бытьпокоренным, потребностью причинять боль и даже унижать.
Нежность. В тех же случаях, когдафизическая близость является следствием любви, то она лишена жадности,потребности покорять или быть покоренным, но исполнена нежности. «Нежность неозначает, как думал З.Фрейд, сублимацию полового инстинкта; это прямойрезультат братской любви, и она присутствует как в физической, так и внефизической форме любви»[6].
Часто подэротической любовью понимается неплодотворная форма любви — любовь, основаннаяна обладании, или эгоизм вдвоем.
Любовьк себе
Утверждение,что добродетельно любить других людей («возлюби ближнего, как самого себя») игрешно любить себя, внутренне противоречиво, постольку, поскольку я тожечеловек. Любовь — это активная борьба за развитие и счастье любимого человека,исходящая из самой способности любить, и установка на любовь к себеприсутствует у всех, кто способен любить других[7].
Напротивэгоист из-за отсутствия созидательности не способен любить других, но точно также он не способен любить и самого себя.
Любовьк Богу
Основурелигиозной формы любви, любви к Богу, также составляет переживание одиночестваи вытекающая отсюда потребность преодолеть тревогу одиночества посредствомобъединения.
Развитие идетдальше и «Бог стал тем, чем он потенциально является в монотеистическойтеологии, безымянным Единым, чем-то невыразимым, понимаемым как единство,составляющее основу всего феноменального мира, основу всякого существования;Бог стал истиной, любовью, справедливостью. Бог — это я, насколько сам я —человек»[8].
Любовь к Богунельзя отделить от любви к своим родителям. Если человек не освобождается откровной привязанности к матери, клану, народу, если он сохраняет детскуюзависимость от карающего и вознаграждающего отца или какого-либо иногоавторитета, он не может развить в себе более зрелую любовь к Богу;следовательно, его религия такова, какой она была на ранней стадии развития,когда Бог воспринимался как опекающая всех мать или карающий-вознаграждающийотец.
Я думаю, что своейработой Э. Фромм помогает как можно более глубже понять тайны человеческойпсихики и показать, что любовь является не просто чувством, которое способениспытывать каждый; а также увидеть условия, необходимые для достижения этойцели. 3 Два способа существования человека
В своейработе «Иметь или быть» Эрих Фромм приводит два способа существованиячеловеческого общества. Это существование в модусе обладания (потребительскоеобщество) и существование в модусе бытия (экзистенциальное общество). Дляначала он приводит основополагающие принципы существования современногообщества. «Идея неограниченных наслаждений вступает в противоречие с идеаломдисциплинированного труда, аналогично противоречию между принятием этикиодержимости работой и идеалом полного безделья в свободное от работы время и вовремя отпуска. Бесконечный конвейер и бюрократическая рутина, с одной стороны, телевидение,автомобиль и секс — с другой, делают это противоречивое сочетание возможным.Одна лишь одержимость работой свела бы людей с ума, как и полное безделье.Сочетание же их друг с другом вполне позволяет жить. Кроме того, обе этипротиворечивые установки находятся в соответствии с экономическойнеобходимостью: капитализм XX века зиждется как на максимальном потреблениипроизводимых товаров и предлагаемых услуг, так и на доведенном до автоматизмаколлективном труде.»[9] Длясовременного потребительского общества абсолютно верным является следующееутверждение «То есть кто ничего не имеет, тот ничего собой и непредставляет (тот и не существует).»[10]
Здесь следуетподробней рассмотреть человека в модусе бытия и модусе обладания; «обладание ибытие являются двумя основными способами существования человека, преобладаниеодного из которых определяет различия в индивидуальных характерах людей и типахсоциального характера»[11].
Понятие«иметь»
Наиболее яркочеловек современного потребительского типа проявляется в словоупотреблении. «Представимсебе некую даму, которая начинает беседу с психоаналитиком следующим образом;“Доктор, у меня имеется проблема, у меня бессонница. Хотя я имеюпрекрасный дом, чудесных детей и у меня счастливый брак, я испытываю беспокойство”Я не могу “иметь” проблему, потому что это не вещь, которой можно обладать,скорее, проблема может мною завладеть. Иными словами, я сам себяпревратил в “проблему”, и вот теперь мое творение владеет мною. Такой способовладения обнаруживает скрытую завуалированную форму отчуждения»[12].
Во многихязыках вообще нет слова для обозначения понятия «иметь». Изначально слово«иметь» (то есть обозначение факта принадлежности) не существовало вообще, но стечением времени (с развитием общества) «первичная конструкция “это относитсяко мне впоследствии заменялась конструкцией “я имею”», «Этот факт наводит намысль, что развитие слова «иметь» связано с развитием частной собственности,причем эта связь отсутствует в обществах, где собственность имеетпреимущественно функциональное назначение, то есть ею владеют в целяхиспользования. В какой степени обоснована эта гипотеза, покажут дальнейшиесоциолингвистические исследования.»[13]
Кромеобладания в смысле принадлежности Э.Фромм упоминает еще один вид обладания –это употребление;: «… следует упомянуть еще об одном проявлении обладания, аименно опотреблении в смысле усвоения. Потреблять при еде и питье – этои есть некая архаичная форма обладания тем, что человек потребляет. Так,младенец на определенной ступени своего развития выражает свои предпочтенияразличным предметам тем, что таит их в рот».[14]Существует множество форм присвоения, то есть, можно сказать что «потребитель –это вечный младенец, требующий соски»[15]
Понятие«быть»
Если понятиеобладания для современного человека более или менее понятно, то с понятиембытия все сложнее.
«Если понятие«обладание» является, по-видимому, сравнительно простым, то,напротив, понятие «бытие», или такая его форма, как «быть»,является гораздо более сложным и трудным для понимания. С точки зренияграмматики глагол «быть» может употребляться в разном качестве:
(1) вкачестве связки, как, например, в английском: «I am tall» («Я[есть] высокий»), «I am white» («Я [есть] белый»),«I am poor» («Я [есть] бедный»), то есть грамматическогопоказателя тождества (во многих языках нет слова «быть»,употребляемого в таком смысле: в испанском языке проводится различие междупостоянными свойствами, которые относятся к сущности предмета (ser), ислучайными свойствами, которые сущности предмета не выражают (estar);
(2) вкачестве вспомогательного глагола для образования формы страдательного залога,как, например, в английском языке: «I am beaten» («Яизбит»), где «Я» является объектом, а не субъектом действия (ср.с «I beat» — «Я бью»);
(3) взначении «существовать» — и в этом случае, как показал Бенвенист, егоследует отличать от глагола «быть», употребляемого в качестве связкидля обозначения тождества: «Эти два слова сосуществовали и всегда могутсосуществовать, будучи совершенно различными» [Бенвенист, 1974, с. 203].»[16]
Тут жеследует вопрос, каким же образом можно жить в современном мире и ничем необладать. Фромм говорит, что ключевое различие между обладанием и бытием этоориентирование на смерть и жизнь соответственно и является важнейшей проблемойчеловеческого существования.
То есть, еслиобобщить обзор этих понятий, получится следующее.
«1. Подобладанием и бытием я понимаю не некие отдельные качества субъекта, примеромкоторых могут быть такие утверждения, как «у меня есть автомобиль»или «я белый», или «я счастлив», а два основных способасуществования, два разных вида самоориентации и ориентации в мире, дверазличные структуры характера, преобладание одной из которых определяет все,что человек думает, чувствует и делает.
2. Присуществовании по принципу обладания мое отношение к миру выражается встремлении сделать его объектом владения и обладания, в стремлении превратитьвсе и всех, в том числе и самого себя, в свою собственность.
3. Что касаетсябытия как способа существования, то следует различать две его формы. Одна изних является противоположностью обладания, как это показано на примере Дю Маре,и означает жизнелюбие и подлинную причастность к миру. Другая форма бытия — этопротивоположность видимости, она относится к истинной природе, истиннойреальности личности или вещи в отличие от обманчивой видимости, как этопоказано на примере этимологии слова «быть» (Бенвенист)»[17]
«Иметь» и«быть» в нашей жизни
В современнойжизни тяжело представить человека экзистенциального типа. Для того, чтобыоблегчить эту задачу в своей работе «Иметь или быть» Фромм приводит примеры изповседневной жизни.
Учеба
«Студенты, ориентированныена обладание, могут слушать лекцию, воспринимать слова, понимать логическоепостроение фраз и их смысл и в лучшем случае дословно записать все, что говоритлектор, в свою тетрадь с тем, чтобы впоследствии вызубрить конспект и, такимобразом, сдать экзамен».[18] Здесьявно прослеживается обладание, студенты стремятся именно владеть большимколичеством знаний. Они ни в коей мере не повлияют на его мировоззрение имироощущение.
«Совершеннопо-иному протекает процесс усвоения знаний у студентов, которые избрали вкачестве основного способа взаимоотношений с миром бытие. Начнем хотя бы стого, что они никогда не приступают к слушанию курса лекций — даже первой из них,будучи tabulae rasae. Они ранее уже размышляли над проблемами, которые будутрассматриваться в лекции, у них в связи с этим возникли свои собственныевопросы и проблемы. Они уже занимались данной темой, и она интересует их. Онине пассивные вместилища для слов и мыслей, они слушают и слышат, и, что самоеважное, получая информацию, они реагируют на нее активно и продуктивно. То, чтоони слышат, стимулирует их собственные размышления. У них рождаются новыевопросы, возникают новые идеи и перспективы. Для таких студентов слушаниелекции представляет собой живой процесс».[19] Такиестуденты всю информацию воспринимают критически, они не просто употребляютее, они пропускают ее через призму своих знаний.
Беседа
Человек вмодусе обладания пытается продать себя как товар. Готовясь к важному разговору,он выстраивает свое поведение с тем, чтобы наиболее наглядно показать своилучшие качества (образование, успех в карьере, акцент на каких-то положительныхкачествах). В противоположность ему, экзистенциальный человек ведет себяестественно, не пытаясь преподнести себя в выгодном свете, да это ему и ненужно, он заражает собеседника своей живостью и каждый получает удовлетворениеот общения.
«Ониподбадривают себя, думая о том, что они имеют: о своих прошлых успехах и личномобаянии (или о своей способности внушать людям страх, если такая рольпредставляется им более эффектной), о своем общественном положении, связях,своей внешности и одежде. Словом, они мысленно взвешивают свои достоинства и,исходя из этой оценки, выкладывают свой товар в последующей беседе. Человек,хорошо владеющий этим искусством, и вправду способен произвести впечатление намногих, хотя это впечатление лишь отчасти является результатом хорошегоисполнения избранной роли: в значительной степени здесь сказывается и неумениебольшинства разбираться в людях. Однако, если исполнитель не столь искусен, егоигра будет казаться грубой, фальшивой, скучной, а потому и не вызовет особогоинтереса.
Полнуюпротивоположность этому типу людей представляют собой те, кто подходит к любойситуации без какой бы то ни было предварительной подготовки и не прибегает ни ккаким средствам для поддержания уверенности в себе. Их реакция непосредственнаи продуктивна; они забывают о себе, о своих знаниях и положении в обществе,которыми они обладают. Их собственное «я» не чинит им препятствий, иименно по этой причине они могут всем своим существом реагировать на другогочеловека и его мысли. У них рождаются новые идеи, потому что они не держатся низа какую из них. В то время как люди, ориентированные на обладание, полагаютсяна то, что они имеют, люди, ориентированные на бытие, полагаются на то, что ониесть, что они живые существа и что в ходе беседы обязательно родится что-тоновое, если они будут всегда оставаться самими собой и смело реагировать на все».[20]
Любовь
Очень ярковидно разницу между обладанием и бытием в любви. В современном мире людипытаются обладать всем, даже дружбой, любовью. Но это не вещи. Их нельзя иметь.Любовь в модусе обладания может только отравлять жизнь, убивать все живое.«Если человек испытывает любовь по принципу обладания, то это означает, что онстремится лишить объект своей «любви» свободы и держать его подконтролем. Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убиваетее».[21]
Любовь – этопроцесс. Причем, это процесс именно отдачи. При любви в модусе бытия человекстремится больше отдать, чем забрать в ответ, он испытывает радость отвозможность дарить нежность, ласку. «Любить кого-то, означает тревожиться онем, будить его к жизни, усиливать в нем желание жить, и одновременно любовь –это процесс самовозрождения и самообновления»[22].
На основаниивышесказанного представим человека в модусе бытия. Он обладает примерноследующими качествами: активность, творчество, заинтересованность, продуктивноеиспользование своих возможностей. Он чувствует себя счастливым, когда помогаетлюдям, заботиться о них.
Все этопротивопоставлено человеку в модусе обладания. Он стереотипен, поверхностен исчастлив лишь от обладания частной собственностью. Причем неважно вещь это иличеловек (яркий пример: «мой врач», «мой друг», «моя болезнь»).
Заключение
В данной работебыли подробно рассмотрены три работы Э.Фромма. В них достаточно подробноговорится о таких потребностях человека как свобода и любовь, а такжерассматривается два способа существования человека. По ним можно сделатьследующие выводы:
1. Основныевиды потребностей по Э.Фромму, это свобода и любовь. Свобода может носить какпозитивный, так и негативный характер. В современном мире человек практическине может считать себя свободным, он зависит от многих факторов. Но длясчастливой жизни свобода в полном понимании действительно необходима
2. Любовьбывает различных типов: братская, материнская, эротическая, любовь к себе илюбовь к Богу. Любовь это искусство, которому нужно учиться. Человек живет вобществе и так или иначе взаимодействует с множество людей, для того, чтобыощутить полноту жизни, человеку необходимо любить и быть любимым
3. Можноговорить о двух формах существования человека: обладание и бытие. Здоровым иправильным считается то общество, которое живет в модусе бытия, а не потребления.В этих двух типах существования совершенно разные потребности. В модусеобладания все потребности направлены на владение, потребление, а в модусе бытия– на полноту жизни, на эмоциональную составляющую, на возможность дарить, а непотреблять.
Списоклитературы
I. Книги, учебные пособия:
1. ПашинВ.С. Человек и его потребности: уч. пособие/ Академия ГА. СПб, 2004
2. Справочникпо истории философии /под ред. В.С. Ермакова. — СПб: Союз, 2003.
3. ФроммЭ. Бегство от свободы. Пер. с англ. А. Лактионова —М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009.
4. ФроммЭ. Иметь или быть/пер. с нем. Э. Телятниковой – М.; АСТ: АСТ МОСКВА, 2008.
5. ФроммЭ. Искусство любить/ пер. с англ. – М.; АСТ; АСТ МОСКВА, 2010.
II. Публикации
1. СтаровойтовВ.В. Жизнь и творчество Эриха Фромма. // Журнал практической психологии ипсихоанализа. 2007. №1, с.23
III. Internet
1. Фромм,Эрих// Википедия – свободная энциклопедия (электронный ресурс), режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%BC_%D0%AD%D1%80%D0%B8%D1%85
2. Чтотакое любовь// Fornit (электронный ресурс), режим доступа:www.scorcher.ru/art/love/love.php
3. Э. Фромм.Человек для себя// PSYLIB Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие»(электронный ресурс), режим доступа: psylib.org.ua/books/fromm04/txt09.htm
4. ЭрихФромм// А-Я. Психология: описания психологических тестов, тестирование он-лайн,тренинги, упражнения, статьи, советы психологов (электронный ресурс), режимдоступа: azps.ru/sch/frd/frd8.html
5. ЭрихФромм// Познавательный портал (электронный ресурс), режим доступа: www.elite-home.narod.ru/phil78.htm
6. ЭрихФромм – о свободе// Эрих Фромм и гуманистическая психология (электронныйресурс), режим доступа: www.fromm.psy4.ru/freedom.htm


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.