Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Русская поэзия серебряного века. Вячеслав Иванов

Русская поэзия серебряного века. Вячеслав Иванов

Вячеслав
Иванович Иванов, "Вячеслав Великолепный", "маг",
"мистагог" русского символизма, предмет поклонения множества
вероискателей и вероискательниц, непогрешимый судья поэтической эрудиции,
любимый герой пародистов, с легкостью издевавшихся над его
архаически-возвышенным языком, по возрасту принадлежал к старшим символистам,
по духу творчества - к младшим. Как для Блока и Белого, символизм был для него
не литературной школой, а системой мировоззрения, не апофеозом индивидуализма,
а основой человеческого единения в духе. У Иванова это учение приобрело
наиболее связный и законченный вид. На Дельфийском храме, говорит он в мелопее
(сложная многочастная лирическая композиция) "Человек", была
лаконичная надпись EI, что значит "ты еси", с этими словами Бог
обращается к человеку, а человек должен обратиться к Богу и ближним, и только
после этого он сможет сказать о себе "аз есмь", "я
существую". А существовать - значит творить: человек служит Богу, принося
ему в жертву себя самого ("Споки"; заключительное
"безмолвствуй" - обрядовый возглас при начале жертвоприношений).
Всякое истинное творчество символично: мысль поэта восходит от земного предмета
к несказуемо-божественной сути ("от реального к реальнейшему";
поэтому Иванов называл свое учение "реалистическим символизмом" в
отличие от "идеалистического", который идеализирует только
собственное "я"), а затем нисходит опять к земному предмету -
символу, который должен вызвать в сознании "отзвук" божественного
("Альпийский рог"). Из этого понимания вытекает внешний облик поэзии
самого Иванова: она говорит о сложном, но эта сложность не искусственна, каждое
его стихотворение поддается прозаическому пересказу, и только непременное
глубинное религиозное содержание диктует высокий стиль (по образцу греческой
архаики в "Слоках", немецкой романтики в "Кочевниках
Красоты", русских духовных стихов в "Улове") и высокий
иератический язык, насыщенный церковнославянизмами. Новосозданных символов
Иванов избегает, предпочитая традиционные античные или библейские; лишь изредка
он требует от читателя знаний более экзотических ("слоки" - форма
индийских стихов, "Гаутама" - имя Будды, "рищи" - мудрецы-чудотворцы).


Идеал
"соборного единства" и "соборного творчества" для Иванова -
христианство. Предтеча его - греческая религия Диониса, "Ветхий Завет
язычников" (Ницше противопоставлял дионисийство христианству, Вяч. Иванов
их сближает). Изучению и реконструкции дионисийства Иванов посвятил всю жизнь:
началом были долгие "годы учения" в Европе (1886-1905), а докторскую
диссертацию он защитил только в 1923 г. в Баку. Воплощением дионисийства в
своей жизни Иванов считал свою жену, писательницу Л. Д. Зиновьеву-Аннибал,
которую называл "мэнадой" (умерла в 1907 г.: ей посвящен сонет
"Любовь", из ее романа - эпиграф к "Кочевникам Красоты").
Почвой для всеобщего внимания к учению и творчеству Иванова была актуальность
темы "искусство и общественность" после 1905 г. Петербургская
квартира Вяч. Иванова в 1905-1909 гг. ("башня" в доме на Таврической
улице) стала "духовной лабораторией", центром поэтических,
философских и религиозных собраний ("ивановские среды"), в которых
Иванов с женой хотели видеть прообраз будущих "соборных" общин.
"Соборность" проповедовалась и в семейной жизни - памятником этих
трудных опытов осталось стихотворение "Нищ и светел". На почве
"соборности" произошел и знаменитый "раскол в символистах"
1907-1908 гг.: Иванов (и Блок) поддержал программу "мистического
анархизма" Г. Чулкова; Брюсов (и Белый) резко выступил против. Первая
книга стихов Вяч. Иванова - "Кормчие звезды" (СПб., 1903) прошла
почти незамеченной; вторая - "Прозрачность" (М., 1904) создала ему
имя среди символистов; третья - "Сог ardens" (Сердце пламенеющее. М.,
1911-1912), двухтомный монумент памяти Л. Д. Зиновьевой-Аннибал, закрепила его
признание в литературе; за этим последовал маленький сборник "Нежная
тайна" (СПб., 1912), позднейшие стихи были собраны лишь посмертно. С 1913
г. Иванов живет в Москве, после революции служит в советских культурных
учреждениях, в 1920-1924 гг. преподает филологию в Баку. В 1924 г. он уезжает
за границу в научную командировку и поселяется в Италии (сохраняя советский
паспорт до конца 1930-х годов) - сперва в Павии, потом в Риме. В Риме,
перебедствовав вторую мировую войну, он и умер в 1949 г.
Список литературы

Русская
поэзия серебряного века. 1890-1917. Антология. Ред. М.Гаспаров, И.Корецкая и
др. Москва: Наука, 1993.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.vacheslavivanov.org.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Soliloquoy From Henry IV Essay Research Paper
Реферат Мусульмане в России: загадочное меньшинство
Реферат Цели задачи и практика выполнения государственной программы Электронная Россия
Реферат Конкурентная среда и ее воздействие на экономику предприятия ОАО "Хлебозавод № 1"
Реферат Иски в римском праве
Реферат Складові процесу виховання
Реферат Філософський аналіз мовної здатності як вихідного принципу порівняння мов
Реферат Анализ газетного материала Получили урок от чемпиона. Оценка композиционного построения материала
Реферат Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка
Реферат Политическое развитие в РФ 90 х гг ХХ в
Реферат Поведенческие нарушения клиническая характеристика
Реферат Характеристика головних рекреаційних районів України в 2004 2008 рр
Реферат Юрий Маркович Нагибин
Реферат «Портфолио» студента Соликамского государственного педагогического института
Реферат Моделирование причёсок