Реферат по предмету "Культура и искусство"


Византийская культура и ее связь с культурой Древней Руси

МОСКОВСКИЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 Финансово-экономический факультет
  Заочное отделение
 Специальность: финансы и кредит
Контрольнаяработа
(реферат)
подисциплине Культурология.
Тема:Византийская культура и ее связь с культурой Древней Руси
Студентки1-го курса,
ГруппыФэк-05(6),
ШульцДарьи Андреевны.
                Москва.
               2006 г.
 
 
 
 
 
План.
 
1.  Введение…………………………………………………….3
2.  Основные этапыразвития византийской культуры…...3
3.  Своеобразиевизантийского христианства……………..4
4.  Взаимосвязьимператорской власти и православной веры………………………………………………………………5
5.  Общие сведения овизантийской культуре
      (Философия, историческая наука,литература, архитектура и изобразительное искусство, просвещение, математика иестественные науки)……………………………………………6
6.  Связь культурыВизантии с культурой Древней Руси
   (Принятие христианства,культура)…………………………12
7.  Заключение………………………………………………….17
8.  Списоклитературы…………………………………………18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
Византия – это самобытнаякультурная целостность (330 – 1453), первая христианская империя. Византиярасполагалась на стыке трех континентов: Европа, Азия и Африка. Ее территориявключала Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет,Киренаику, часть Месопотамии и Армении, остров Кипр, Крит, опорные владения вКрыму (Херсонес), на Кавказе (в Грузии), некоторые области Аравии. Средиземноеморе было внутренним озером Византии.
Наибольших размеров территорияВизантии достигла в «золотой век» Юстиниана Великого, стремившегося возродитьбылую славу Древнего Рима, но в последующие века становилась всё меньше именьше, потеряв огромные территории во время арабского нашествия. Земныепространства Византии в значительной части – горные и гористые области,изрезанные небольшими долинами. Разнообразный на большей части территориисредиземноморский климат благоприятен для земледелия.
Византия была многонациональной империей, пестройпо этническому составу населения, которое составляли сирийцы, копты, фракийцы,иллирийцы, армяне, грузины, арабы, иудеи, греки, римляне. Не греки и не римлянеиграют главную роль после падения Западной Римской империи. Физическойпреемственностью между древними и средневековыми народами вообще не было.Иммиграция варваров в империю – существенная черта, отделяющая древность отсредневековья. Постоянное и обильное пополнение провинций империи новыминародами вливало много новой крови в остатки старого населения, содействовалопостепенному изменению самого физического типа древних народов.
Византийскую цивилизацию создавали всенароды, жившие на ее территории, но это была по преимуществу грекоязычнаякультура. Греческий стал государственным языком Византии с конца 6-7 в.,вытеснив из государственно-административных сфер латинский. Греческая культурасоставляла ее стержень, и собственные глубокие традиции сочетались стерпимостью к культуре инопленников, с готовностью использовать творческий опытдругих народов.
Вместе с тем Преемственность в идеях ивоззрениях, их иное «звучание» в новом духовном «ключе», тесная культурнаясвязь между Древним миром и средними веками определили в значительной степенито обстоятельство, что византийская культура уже с самого начала сталасвоеобразной. Ей предстоял не выбор самой себя, а развитие и реализацияизначально данных возможностей, вследствие чего в византийской культуре нельзяувидеть динамичную смену эпох, отличающихся друг от друга по своей глубиннойидее. Все византийское тысячелетие нужно рассматривать как одну великую эпохуистории культуры, постижение которой не может не поражать своим единством.Основныеэтапы развития Византийской культуры
1) 4 – середина7 вв. – переходный от античной к средневековой культуре (протовизантийскийпериод). Несмотря на кризис античного общества, в Византии еще сохраняются егоосновные элементы. Для этого периода характерны становление христианскогобогословия при сохранении достижений античной научной мысли, выработкахристианских художественных идеалов. С именем Константина Великого связанповорот в религиозной политике, перенос столицы из Рима в Константинополь.Прозванием «Великий» Константин обязан возведению христианства в степеньгосударственной религии. Внутреннее обращение его в христианство вызвано было,по преданию, знамением перед решительной битвой у Мильвиева моста. С конца 4 в.стали возникать монастыри. Церковь превратилась в богатую организацию, обладавшуюмногочисленными земными владениями. Духовенство освобождалось от уплаты налогови повинностей. В результате борьбы различных течений в христианстве (арианства,несторианства и др.) господствующим в Византии стало православие. В «золотойвек» Юстиниана Великого империя приобрела максимальные территориальные размеры.Время Ираклия связано с победой над Сасанидским Ираном и поражением в сраженияхс арабами, потерей Египта, Сирии, Палестины.              2) Середина 7 –середина 9 вв. – культурный спад (хотя и не столь последовательный, как вЗападной Европе), связанный с экономическим упадком, аграризацией городов,потерей Византией восточных провинций и крупных центров. В 8 – 1-й половине 9вв. в Византии началось широкое религиозно-политическое движение –иконоборчество, использованное провинциальной знатью в своихинтересах.                                                                                            3) середина 9 – 12 вв. – культурный подъем, характеризующимся становлениемантичных традиций, систематизацией сохраненного культурного наследия,зарождением элементов рационализма, переходом от формального использования кусвоению античного наследия. Возросло влияние церкви. Византийская церковь,обычно покорная императорам, при патриархе Фотии стала отстаивать  идеюравноправия духовной и светской власти, призывала к активному осуществлениюхристианизации соседних народов с помощью церковных миссий; пытались ввестиправославие в Моравии, используя миссию Кирилла и Мефодия, провела христианизациюБолгарии.                                         4) 13 – сер. 15 вв. – периодидейной реакции, обусловленной политическим и экономическим упадком Византии. В1453 г. произошел захват Константинополя крестоносцами, и Византия оказалась визоляции. При Палеологах в стране происходит падение государственной мощи привозрождении богословских, литературных, художественных сил. Историки ИоаннКантакузин, Никифор Григора, богословы св. Григорий Палама, Николай Кавасила,философы Дмитрий и Прохор Кидонисы прославили византийскую культуру.
Своеобразие византийского христианства.
 
Византия –страна монастырей и монашества, семи Вселенских соборов, наиболее чтимых отцови учителей церкви, родина христианской мистики св. Дионисия Ареопагита,Григория Паламы, Максима Исповедника. Византия знаменита как наставницаславянского мира, оплот христианства против ислама, охранительница культуры отварварства. Византийская культура родилась из духа евангельского откровения, ейсвойственны черты храма, жизнь которого освящена молитвами и тайнодействиями;она представляется как ценнейшая златотканая парча.
Сущность и силахристианского средневековья состояла в том, что жизнь не была отделена отрелигии.
Православиеявлялось основной стихией народной жизни, главным и определяющим факторомцельности державы ромеев. Священная цель сохранения чистоты православияпронизывала все сферы культуры византийского мира. Верность церкви составлялавысшую доблесть для византийца, согрешающего, падающего, но всегда помнящего освоей духовной родине.
В отличие отримлян, самого политико-государственного народа в мире, создателя образцовогоправа, византийцы – эллинизированные народы восточной половины империи – всоответствии со своим национальным характером, ярко выраженной мистическойодаренностью, поняли христианство преимущественно как богооткровение, как путько спасению личности и ее духовному совершенствованию во Христе.
Символическимзнаком начала исторического бытия Византии предстает перенос императоромКонстантином Великим в 324 г. столицы на берега Босфора, на места древнеймегарской колонии, города Византия, основанного еще в 660 г. до н. э.Распространенная в византиеведении формула гласит: «Византийская империяродилась с Константинополем и умерла вместе с ним». Дата рождения Византии – 11мая 330 г. – день официального провозглашения Нового Рима (Константинополя)столицей. И 29 мая 1453 г. – последний день византийской империи, дата захватаКонстантинополя турками-османами.
Константинополь– центр и око Вселенной, ни с чем не сравнимое (Григорий Богослов), высшаяопора и сосредоточение православного мира. Само уникальное положениеКонстантинополя, как бы соединяющего Европу, Азию и Африку в высшем духовномединстве, является ярчайшим символом православной веры. В христианской политическойтеории столица Византии стала единственной столицей всеговосточно-христианского мира. Будущее империи оказалось навсегда связано сВостоком. Предвестием этого служит царствование последнего языческогоимператора Диоклетиана, сумевшего отвести Рим от близкой гибели, гениального иво многом загадочного правителя, перенесшего свою резиденцию в восточнуюобласть империи, в город Никомедию.
Взаимосвязь императорской власти и православной веры.
 
На переходе отантичности к средневековью происходит разделение единой Римской империи на двенеравные части. Первоначально империя, оставаясь единой, была разделена (395г.) на две административные области, в соответствии с завещанием императораФеодосия Великого, между его сыновьями – Гонорием и Аркадием. В 410 г. Рим былвзят готами, возглавляемыми Аларихом, в 451 г. подвергся осаде гуннов, которыхпривел «бич Божий» Аттила, в 455 г. Рим в течение двух недель был отдан наразграбление вандалам, возглавляемым королем Гейзерихом, а в 476 г.военачальник Одоакр, подняв мятеж, низложил последнего римского императораРомула Августула. Византия жила после этого еще тысячу лет.
КрещениеВизантия в Константинополь ознаменовало поворот в религиозной политике,состоявший во впервые заключенном союзе между императорской властью ихристианской верой. Первый и важнейший шаг к этому был сделан 1 сентября 313г., когда соправители Константин и Лициний Августы провозгласили Миланскийэдикт, даровавший христианам свободу исповедания веры. В память об этом событииотцы первого вселенского собора постановили начинать церковный год с 1сентября. Две силы в своем единстве составляют формообразующий принципвизантийской культуры – императорская власть и православная вера. Ихвзаимоотношения строятся на основе принципа «симфонии»: разделенного единствасвященства и царства, духовной и светской властей при превосходстве церковногоканона над гражданским законом. Любовь византийцев к пышной церемониальностипроявилась в наименованиях императора и внешних формах осуществления выраженияпочтения к его сану. Следует отметить, что византиец верен не личности, неособе государя, а его Божественному сану. Вследствие этого в Византии не моглавозникнуть, не существовало феномена самозванца, ибо на престоле всегда тот,кто угоден Богу. Император назывался святым, сыном Божиим, владыкою всеххристиан; его почитание выражалось в поклонении (наклонению головы до самойземли), в целовании руки, в славословии (многолетиях и хвалебных эпитетах).Вступление на престол сопровождалось церковным обрядом коронования. Чинкоронования слагался постепенно. Первый раз церковный обряд коронования былсовершен в 5 в., в 14 в. коронационный чин достиг высшей степени развития,церковная сторона приобрела в нем преимущественное значение.
Хотя в титулвизантийского императора входило наименование «святой», ибо само пребывание напрестоле уже есть свидетельство богоизбранничества, почитание императоров каксвятых в Византии было связано и с их личной праведностью, определялосьтребованиями библейской традиции, прежде всего чудотворением. Из 116византийских императоров как святые были прославлены только 14 (среди нихКонстантин Великий, Юстиниан Великий, Феодора, Ирина и др.).
После того какимператор Константин Великий принял христианскую веру под свое покровительство,был пережит опыт, никогда не повторявшийся впоследствии и властно определившийсредневековое сознание вообще и навсегда сформировавший византийское сознание.История признала Константина Великим, а Церковь – Святым и Равноапостольным.Современные историки сравнивают его с Петром Великим и Наполеоном.
Общие сведения о Византийской культуре.
 
Основувизантийской культуры составляет ограниченное соединение римской императорскойидеи, православной веры и греко-римского культурного наследия. В Византии небыло столь глубокого разрыва между античностью и средневековьем, который былхарактерен для Запада. Византия вобрала в себя все знания, добытые в Древнеммире, явившись хранительницей античного наследия, творчески преобразовав егохристианским духом.
Двуединство Римскойимперии и Православной Церкви – само себе мир. Римская империя, объединявшаявсе земли Средиземноморья, и впрямь была в некотором смысле миром.
ВселенскаяРимская империя (Византия) – земная, государственная рамка для священнойистории. Для христианского сознания Византия – тот мир, который стоит подвладычеством «князя мира сего», но который должен быть спасен и освящен.
Термин«Византия» возник уже после падения Римской империи примерно в 16 в., в средеитальянских гуманистов, предложивших деление истории на «древнюю», «среднюю» и«новую» и давших средневековью уничижительное в их глазах название – Византия(хотя Византий не средневековый, а античный город, переставший носить античноеимя в год основания Константинополя – 324-й). Византийцы в своем самосознаниибыли римляне – ромеи в византийском выговоре.
Во внутреннейполитической жизни Византии элемент дестабилизации пронизывает всю ее историю.Так, в период с 395 по 1453 гг. из 107 государей только 34 умерли своейсмертью, пали на войне или стали жертвами случая, остальные погибли врезультате дворцовых интриг и переворотов (Ш. Диль).
Вместе с темистория державы ромеев поражает своей законченной цельностью и внутреннейограниченностью, в основе которой верность византийцев высшему духовномуправославному идеалу.
Философия.
Важнейшийпризнак византизма состоит в церковно-религиозном характере византийскогопросвещения, науки, искусства. Богословие было центральным предметомлитературной деятельности. Богословские споры сотрясали империю, ибо это былиспоры об основаниях культуры и отражали потребность греческого мышлениявыразить христианскую истину языком философии. Центральныймомент в развитии богословия 4 – 7 вв. – утверждение учения о троице ибогочеловечности Христа (то и другое отсутствовало в Библии и было освященоцерковью после упорной борьбы с арианством[1],монофизитством[2],несторианством[3]и монофелитством[4]).Признавая сущностное различие между «земным» и «небесным», христианстводопускало возможность сверхъестественного (благодаря помощи богочеловека)преодоления этого раскола. В сфере космологии постепенно утверждалосьбиблейское представление о творении. Антропология исходила из представления очеловеке как центре мироздания и трактовала его как микрокосм, как миниатюрноеотражение Вселенной. В этике центральное место занимала проблема спасения.Расходясь с западным богословием, византийская философия, особенно мистика,испытавшая сильное влияние неоплатонизма, исходила из возможности не столькокорпоративного, сколько индивидуального спасения. В отличие от западныхбогословов, византийские философы, продолжая традиции александрийской школы,признавали важность античного культурного наследия.
Завершениестановления византийского богословия совпадает с упадком городов в 7 в. Передвизантийской философской мыслью встает задача не творческого развитияхристианского учения, а сохранение культурных ценностей в условиях напряженнойполитической и экономической ситуации.
Михаил Пселлположил начало новому отношению к античному наследию как к целостному явлению,а не как к сумме сведений. Его последователи (Иоанн Итал, Сотирих), опираясь наформальную логику, поставили под сомнение ряд богословских доктрин. Возрастаетинтерес к прикладным знаниям, особенно медицинским.
Противостояниеэллинской философии и церковного опыта обратилось в плодотворный синтез,творцами которого стали греческие отцы церкви со 2 по 15 вв.: ИгнатийАнтиохийский, Ириней Лионский, Афанасий Александрийский, великие капподокийцы(Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Максим Исповедник, ИоаннДамаскин, Фотий Великий). Вершина в развитии греческого богословия приходитсяна 14 в. и связана с именем Григория Паламы, Нила Константинопольского, НиколаяКавасилы. В Восточном Предании богословие и мистика отнюдь непротивопоставляются, а поддерживают и дополняют друг друга. Первое невозможнобез второй. «Мистический опыт есть личностное проявление общей веры. Богословиеесть общее выражение того, что может быть опытно познано каждым».[5]
Византийскаяфилософия оказала большое влияние на средневековую схоластику, итальянскоеВозрождение и на философскую мысль в славянских странах Грузии, Армении.
Историческаянаука.
Большоераспространение получили и исторические сочинения: история и хронография былиочень популярны.
В византийскойисторической науке 4-сер. 7 вв. были еще сильны античные традиции,господствовало языческое мировоззрение. Вместе с тем уже в 4 в. создается новоенаправление в историографии, представленное Евсевием Кесарийским, которыйрассматривал историю человечества не как результат совокупных человеческихусилий, а как теологический процесс. В конце 6-10 вв. основной жанристорических сочинений – всемирно-историческая хроника, предметом которойявлялась глобальная история человечества, подаваемая с откровеннойдидактичностью. В середине 11-12 вв. историческая наука переживала подъем,стали преобладать исторические сочинения, написанные современниками событий,повествующие о коротком периоде времени; изложение стало эмоциональноокрашенным, публицистичным. В их сочинениях уже нет теологического объяснениясобытий: бог не выступает как непосредственный двигатель истории, историютворят человеческие страсти.  С 13 в. историческая наука переживала упадок, ееглавным сюжетом стали богословские дискуссии. Последний подъем византийскойисториографии приходится на конец истории Византии, когда трагическое восприятиедействительности породило «релятивистский» подход к пониманию историческогопроцесса, движущая сила которого усматривалась не в направляющей воле божьей, ав «тихе» — судьбе или случае.
Литература.
ЛитератураВизантии опиралась на тысячелетние традиции древнегреческой литературы, на всемпротяжении истории Византии сохранявшей значение образца. Вместе с тем ужеранневизантийской литературе присущи новые художественные принципы, тематика ижанры, выработанные частично под влиянием раннехристианских и восточныхтрадиций. Это новое отвечало общим принципам византийского мировоззрения ивыражалось в ощущении автором собственной ничтожности и личной ответственностиперед богом, в оценочном восприятии действительности; в центре внимания уже немученик и борец, а аскет-праведник; метафора уступает место символу, логическойсвязи – ассоциациям, стереотипам, упрощенной лексике.
Поэзияразвивалась преимущественно на церковной почве, отражая потребностибогослужения. В 6 в. Роман Сладкопевец создал жанр кондака (по-греч. «палочка»,так как рукопись гимна наворачивалась на палочку) – поэма, состоящая извступления и 20-30 строф (тропарей), завершавшихся одинаковым рефреном.Содержание литургической поэзии основывалось на преданиях Ветхого и Новогозавета и на житиях святых. Это был величайший церковный поэт всех времен.Песнетворческое наследие оставили патриархи Сергий и Софроний, преп. МаксимИсповедник. В конце 7 в. возникает новая форма религиозного творчества: канон– песнопение, состоявшее из нескольких самостоятельных песен; «Великий канон»Андрея Критского насчитывает 250 строф, отличается многословием ирастянутостью, стремлением автора вместить в одно сочинение все богатство егознаний. Крупнейшие авторы – Иоанн Дамаскин, Косьма Иерусалимский.
С середины 9 в.начинается новая полоса накопления литературных традиций. Создаютсялитературоведческие своды («Мириобиблон» Фотия – первый опыткритико-библиографической литературы, охватывавший  около 280 книг), словари(Свида). Симеон Метафраст составил свод византийских житий, расположив их подням церковного календаря.
С 11 в. ведущиежанры ранней византийской литературы приходят в упадок, окостеневают.Появляются воинский эпос и эротический роман, подражавший античному, но вместес тем претендовавший на аллегорическое выражение христианских идей.
ЗахватКонстантинополя крестоносцами (1204) практически покончили с«предренессансными» явлениями в литературе Византии. Поздневизантийскуюлитературу отличает компилятивность, в ней господствует богословская полемика.Внедряются фольклорные элементы, подражания западному рыцарскому роману.Возможно, под западным влиянием в Византии в 14-15 вв. появляются театральныедействия на библейские сюжеты, например о юношах в «пещи огненной». Тольконакануне падения империи и особенно после этого события возникает литература,пронизанная сознанием трагичности ситуации и ответственности, хотя и ищущаяобычно разрешения всех проблем во «всесильной» античности.
Лучшиепроизведения литературы Византии оказали большое влияние на болгарскую, древнерусскую,сербскую, грузинскую, армянскую литературы. Отдельные памятники были известны ина Западе.
Архитектураи изобразительное искусство.
Самобытные чертывизантийского искусства представлены в архитектуре, музыке, изобразительномтворчестве, литературе и христианской историографии. Уже в «золотой век»Юстиниана Великого был создан собор св. Софии, свод гражданского права, мозаикаРавенны.
ИскусствоВизантии в целом имеет ортодоксально-христианский, вероучительный характер. Посвоей внутренней сути оно есть свободное аскетическое послушание. Средневековыйхудожественный реализм онтологичен, ибо выявляет высшую духовную красоту,вечные законы, которыми управляется мир. Церковное византийское искусство можнорассматривать как «динамику в статике», «неподвижное движение любви». Единыйхудожественный стиль одухотворяет все византийское тысячелетие. В Византийскомискусстве объединены в единую художественную систему утонченный спиритуализм ипышная зрелищность.
КонстантинопольскаяСвятая София – это чудо византийского искусства. Великая Церковь – вселенскийсимвол Боговоплощения. Храм был построен в 6 в. малоазийскими зодчими Анфимиеми Исидором. Его огромный купол возведен на 4 столбах с помощью парусов. Попродольной оси здания давление купола принимают на себя сложные системы иколоннад. Массивные опорные столбы при этом маскируются от зрителя, а 40 окон,прорезанных в основании купола, создают необычайный эффект – чаша куполакажется легко парящей над храмом. Храм Св. Софии воплощает в своем архитектурно-художественномобразе представления о вечных и непостижимых «сверхчеловеческих» началах.Из          2 основных типов средневекового храма – базиликального икупольно-центрического – второй утвердился в Византии. ОднакоКонстантинопольская София – пример редкого и блестящего соединения обоих типовхрама.
Для Византиихарактерна так называемая «полосатая архитектура»: оформление наружных стенсводилось к горизонтальным полосам, возникающим благодаря рельефной кирпичнойкладке либо чередованию слоев кирпича-плинфы и белого раствора.
В скульптуреимеют место преимущественно декоративные рельефы на кости и рельефы насаркофагах. Искусство скульптуры приходит к острой экспрессии, разрушающейантичную пластичную форму; со временем в византийском искусстве почти исчезаеткруглая пластика. Наиболее прочно античные мотивы сохраняются в изделияххудожественного ремесла (изделия из камня, кости, металла).
 В середине 9–12 вв., в период расцвета искусства Византии, окончательно утверждаетсякрестово-купольный тип храма, с куполом на барабане, устойчиво укрепленном наопорах, от которых крестообразно расходятся 4 свода. В дальнейшем архитектураВизантии лишь развивает варианты этого типа, не открывая более ничегопринципиально нового.
Главные формывизантийской живописи – монументальная храмовая живопись (мозаика, фреска),икона, книжная миниатюра. Древнейшие византийские мозаики хорошо сохранились вхрамах и усыпальницах Равенны. Искусство византийских мозаик возникло из идеидрагоценного камня. Мастера скрупулезно добивались мерцания фона, располагаясмальту под разным углом. В Византии впервые появился мотив аркад с открытойколоннадой. Византийцы изобрели новый тип капители, сплошь покрытой глубокойкаменной резьбой. Невиданного расцвета достигло ювелирное искусство: процветалоискусство эмалей, резьбы по кости, инкрустации из драгоценных камней.
Историческиепотрясения, пережитые Византией в 7 – начале 9 вв., вызвали существенныйперелом в художественной литературе. В зодчестве этого времени совершаетсяпереход к крестово-купольному типу храма. В период иконоборчества церквиукрашались главным образом изображениями христианских символов и декоративнымиросписями.
В 9 – 10 вв.росписи храмов приводятся в стройную систему. Стены и своды церквей сплошьпокрываются мозаиками и фресками, расположенными в строго иерархическом порядкеи подчиненными композиции крестово-купольной постройки.
Общие принципывизантийской живописи 9 –12 вв. по-своему разрабатываются в отдельныххудожественных школах. Со столицей связаны лучшие произведения иконописи,отличающиеся глубокой человечностью чувств («Владимирская богоматерь»).
В книжнойминиатюре после краткого расцвета искусства, проникнутого жизненнойнепосредственностью и политической полемичностью распространяется декоративныйстиль. Этим миниатюрам свойственны вместе с тем и отдельные меткие жизненныенаблюдения, например в портретах исторических лиц.
Просвещение
В Византиисохранялись традиции античной образованности и до 12 в. просвещение находилосьна более высоком уровне, чем где-либо в Европе. Начальное образование получалив частных школах грамматистов обычно в продолжении 2-3 лет. До 7 в. учебнаяпрограмма основывалась на мифологии языческих религий, позднее – нахристианские Псалтири. Среднее образование получали под руководствомучителя-грамматика или ритора по античным пособиям. В программу входилиорфография, грамматические нормы, произношение, принципы стихосложения,ораторское искусство, иногда тахиграфия (искусство сокращенного письма), атакже умение составлять документы. К числу учебных предметов относилась ифилософия, под которой, однако, подразумевали разные дисциплины. Поклассификации Иоанна Дамаскина философия разделялась на «теоретическую», вкоторую входили богословие, «математическая четверица» (арифметика, геометрия,астрономия и музыка) и «физиология» (учение об окружающей природе), и«практическую» (этика, политика, экономика). Иногда под философией понимали«диалектику»         (в современном значении — логику) и рассматривали ее какподготовительную дисциплину, иногда трактовали как завершающую науку. Впрограммы некоторых школ включалась история. В Византии имелись такжемонастырские школы, но они не играли значительной роли. В 4 – 6 вв. продолжалифункционировать сохранившиеся с эпохи античности высшие школы в Афинах,Александрии, Бейруте, Антиохии, Газе, Кесарии Палестинской. Постепеннопровинциальная высшая школа перестает существовать. Созданная в 425 г. высшаяшкола в Константинополе вытеснила остальные высшие школы. Константинопольскийаудиторий представлял собой государственное учреждение, профессора которогосчитались государственными служащими, только им разрешалось публичноепреподавание в столице. Вопрос о существовании высшей школы в 7 – 8 гг. спорен:согласно легенде, здание константинопольской школы было сожжено императоромЛьвом 3 в 726 г. вместе с учителями и книгами. Попытки организации высшей школыначинаются с середины 9 в., когда начала функционировать Магнаврская школа,которой руководил Лев Математик. Программа ее ограничивалась предметамиобщеобразовательного цикла. Школа готовила высших светских и духовныхсановников. В середине 11 в. в Константинополе были открыты юридические  ифилософские школы – государственные учреждения, готовившие чиновников. С конца11 в. философская школа становится сосредоточением рационалистическихвоззрений, что привело к осуждению православной церковью ее учителей ИоаннаИтала и Евстратия Никейского как еретиков. В 12 в. высшая школа становится подпокровительством церкви и на нее возлагается задача борьбы с ересями. В конце11 в. была открыта Патриаршая школа, в программу которой входило толкованиесвященного писания и риторическая подготовка. После 1204 г. высшая школапрекратила свое существование. Государственные школы все больше вытесняютсяшколами при монастырях, где поселялись ученые. Такие школы обычно закрывалисьпосле смерти учителя или его опалы.
Античныебиблиотеки не пережили ранневизантийский период. Александрийская библиотекабыла разрушена в 391 г.; публичная библиотека в Константинополе сгорела в 475г. О библиотеках в более позднее время известно мало. Существовали библиотекиимператора, патриарха, монастырей, высших школ, и частных лиц.
Математикаи естественные науки.
В Византииобщественный престиж математики был значительно ниже риторики и философии.Византийская математика в 4 – 6 вв. сводилась, прежде всего, к комментированиюантичных классиков: Феон Александрийский издавал и толковал сочинения Евклида иПтолемея, Иоанн Филопон комментировал естественнонаучные труды Аристотеля.Большое внимание уделялось задачам, которые оказались бесперспективными.Византийская физика оставалась книжной и описательной: использованиеэксперимента было редкостью. Влияние христианства на византийские естественныенауки выразилось в попытках создать целостные описания космоса, где живыенаблюдения переплетались с благочестивой морализацией и раскрытиемаллегорического смысла, будто бы заключающегося в природных явлениях. Некоторыйподъем естественных наук можно наблюдать с середины 9 в.  Лев Математик впервыеприменил буквы в качестве алгебраических символов.
Астрономическиенаблюдения были подчинены интересам распространенной в Византии астрологии,которая в 12 в. подверглась резким нападкам со стороны православногобогословия, осуждавшее прямое связывание движения небесных светил счеловеческой судьбой как противоречащее идее божественного провидения. В 14 в.Никифор Григора предлагал реформу календаря и предсказывал солнечное затмение.Византийцы обладали большими традиционными практическими навыками по химии,необходимыми для производства красителей, цветной поливы, стекла и пр. Алхимия,тесно переплетавшаяся с магией, была распространена в ранневизантийский период,и, может быть, в какой-то мере с ней связано крупнейшее химическое открытиетого времени – изобретение в конце 7 в. «греческого огня». Зоология, ботаника,агрономия носили чисто описательный характер: были созданы компилятивныеруководства по агрономии, коневодству.
Византийскаямедицина основывалась только на античной традиции. Несмотря на христианскоеотношение византийцев к болезни, как к ниспосланному богом испытанию, и даже,как к своеобразному соприкосновению со сверхъестественным, в Византиисуществовали больницы со специальными отделениями и медицинскими училищами приних.
Начало географиив Византии положили официальные описания областей, городов. В 10 в. КонстантинБагрянородный составил описание областей Византии, базировавшееся не столько насовременных ему данных, сколько на традиции, отчего оно содержит многоанахронизмов. Сохранились описания путешествий: Иоанна Фоки – в Палестину,Андрея Ливадина – в Палестину, Египет. Византийцы умели составлятьгеографические карты.
Связь культуры Византии с культурой Древней Руси.
 
Принятиехристианства.
КультураКиевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племен, составивших ядрогосударства. Она испытывала несомненное влияние кочевых народов Степи иособенно Византии, из которой на Русь пришло христианство.
В 988 г. приВладимире 1, в качестве государственной религии было принято христианство.Христианство как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Вначале нашей эры апостол Андрей Первозванный – старший брат апостола Петра –отправился в Скифию. Как свидетельствует «Повесть временных лет», апостолАндрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на Киевских холмах крести предсказал, что Киев будет «матерью городов русских». Дальнейший путьлетописца лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела визумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы опоследующих крещениях отдельных групп населения Руси показывают, чтохристианство постепенно входило в жизнь древнерусского народа.
Принятиехристианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианствос его идеей вечности человеческой жизни утверждало идею равенства людей передБогом. По новой религии путь в рай открыт, как богатому вельможе, так ипростолюдину, в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей наземле.
«Божий слуга» — государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей вовнутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятиехристианства укрепляло государственную власть и территориальное единствоКиевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том,что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другимхристианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец,принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшейна себе влияние византийской, через нее и античной культуры.
Принятиехристианства в православной традиции стало одним из определяющих факторовнашего дальнейшего исторического развития. Владимир был канонизирован церковьюкак святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.
Культура.
Период Средневековьяимеет особое значение в истории русской культуры. Эпоха Средних веков в Россиидлилась дольше, чем в других европейских странах, и ее «отзвуки» наша культураиспытывала вплоть до начала XIX века, когда «коренной» архаизм провинции«встречается» с воображаемым средневековьем романтизма.
Начало новой эпохебыло положено с принятием христианства в конце 10 века (989), когда русскиекняжества вошли в византийский ареал и восприняли один из наиболее развитых натот момент в мире типов культуры. Выбор, сделанный князем Владимиром имелсерьезные основания; не будет преувеличением сказать, что он предопределил всюдальнейшую историю русской культуры. Византийские мастера построили на Русипервые каменные храмы, интерьеры которых были украшены мозаиками и фресковымиросписями; из Константинополя в Киев и другие города были привезены первыеобразцы живописного искусства — иконы и миниатюры манускриптов.
Христианству наРуси чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет искусство иконописи.Икона (от греческого слова, обозначающего «образ», «изображение») возникла дозарождения древнерусской культуры, и получило широкое распространение во всехправославных странах. Иконы на Руси появились в результате миссионерскойдеятельности византийской Церкви в тот период, когда значение церковногоискусства переживалось с особенной силой. Что особенно важно и что явилось длярусского церковного искусства сильным внутренним побуждением, это то, что Русьприняла христианство именно в эпоху возрождения духовной жизни в самойВизантии, эпоху ее расцвета. В этот период нигде в Европе церковное искусствоне было так развито, как в Византии. И в это время новообращенная Русь получиласреди прочих икон, как образец православного искусства, непревзойденный шедевр– икону Богоматери, получившую впоследствии наименование Владимирской.
Черезизобразительное искусство античная гармония и чувство меры становятсядостоянием русского церковного искусства, входят в его живую ткань. Нужноотметить и то, что для быстрого освоения византийского наследия на Руси имелисьблагоприятные предпосылки и, можно сказать, уже подготовленная почва. Последниеисследования позволяют утверждать, что языческая Русь имела высокоразвитуюхудожественную культуру. Все это способствовало тому, что сотрудничестворусских мастеров с византийскими было исключительно плодотворным.
Новообращенныйнарод оказался способным воспринять византийское наследие, которое нигде ненашло столь благоприятной почвы и нигде не дало такого результата, как на Руси.
С глубокойдревности слово «икона» употребляется для отдельных изображений, как правило,написанных на доске. Причина этого явления очевидна. Дерево служило у насосновным строительным материалом. Подавляющее большинство русских церквей былидеревянными, поэтому не только мозаике, но и фреске (живописи по свежей сыройштукатурке) не суждено было стать в Древней Руси общераспространеннымубранством храмового интерьера.
Своейдекоративностью, удобством размещения в храме, яркостью и прочностью своихкрасок иконы, написанные на досках (сосновых и липовых, покрытых алебастровымгрунтом — левкасом), как нельзя лучше подходили для убранства русскихдеревянных церквей.
Недаром былоотмечено, что в Древней Руси икона явилась такой же классической формойизобразительного искусства, как в Египте — рельеф, в Элладе — скульптура, а вВизантии — мозаика. Древнерусская живопись — живопись христианской Руси —играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живописьсовременная, и этой ролью был определен ее характер. Русь приняла крещение отВизантии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи —«воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основедревнерусской живописи лежит великое христианское «слово». Прежде всего, этоСвященное Писание, Библия («Библия» по-гречески — книги) — книги, созданные,согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа.
Воплотить слово,эту грандиозную литературу, нужно было как можно яснее — ведь это воплощениедолжно было приблизить человека к истине этого слова, к глубине тоговероучения, которое он исповедовал. Искусство византийского, православного мира– всех стран, входящих в сферу культурного и вероисповедного влияния Византии,— разрешило эту задачу, выработав глубоко своеобразную совокупность приемов,создав невиданную ранее и никогда больше не повторившуюся художественнуюсистему, которая позволила необычайно полно и ясно воплотить христианское словов живописный образ.
В течение долгихвеков древнерусская живопись несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их вобразы, духовные истины христианства. Именно в глубоком раскрытии этих истинобретала живопись византийского мира, в том числе и живопись Древней Руси,созданные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную,неповторимую красоту.
Вскоре послезавершения главного храма Руси — Софии Киевской (чье посвящение повторяло имяглавной церкви столицы Византии — Константинополя) было написано «Слово озаконе и благодати» митрополита Иллариона, имевшее целью утвердить основынового христианского миросозерцания. Таким образом, в конце 10 века землиКиевской Руси вошли в ареал христианского мира, попав под влияние Византии.Основанная в Киеве митрополия подчинялась Константинопольскому патриарху.Русские княжества были приобщены к византийской культуре в момент, когда точкавысшего расцвета восточной империи была уже преодолена, но и закат ее был ещеочень далек. Византия оставалась единственной прямой наследницейэллинистического мира, применившей художественные достижения античности кдуховному опыту христианства; ее культура, отличалась рафинированностью иутонченностью, искусство — глубиной религиозного содержания и виртуозностьюформальных приемов; главным достижением византийской теологии были писаниясвятых отцов церкви. Столь высокий уровень учителей-греков ставил сложныезадачи перед Киевской Русью. Однако искусство русских княжеств 10 векаотличалось от Византийских прототипов того же времени. Особенности первыхпроизведений, созданных греками, — масштаб и репрезентативность, демонстрируютамбиции молодого государства и княжеской власти. Кроме того, влияние Византиине могло быстро распространиться на столь обширную территорию; христианизациярусских земель затянулась на несколько столетий. В Суздальских и Ростовскихземлях до 12 века происходили восстания, руководимые «волхвами» — языческимижрецами.
Существуют различныепредставления о соотношении христианства и языческих верований в Древней Руси:среди них концепция «двоеверия» — сосуществования и взаимопроникновения двухрелигий — «народной» и «официальной». Народная культура, особенно в отдаленныхот Киева землях, несомненно, долгое время определялась языческими верованиями,а впоследствии (также как и в культуре Западной Европы) – упрощеннымистолкованием христианства и суевериями. Однако наши представления о народнойкультуре после христианизации во многом базируются на косвенных данных ипредположениях. В то же время культура духовной и светской элиты известна попамятникам, которые не дают оснований для уверенных выводов о проникновенииязычества в религиозные представления Древней Руси. Вернее говорить опараллельном развитии народной и «элитарной» культуры, не забывая о ролидревних традиций восточнославянских (и угро-финских) племен, но и непреувеличивая их значение в формировании специфики культуры Древней Руси.
 Спринятием христианства русские княжества были приобщены к книжной культуре.Нельзя забывать, что развитие русской письменности, ставшее основой длявозникновения литературы, также было связано с христианством – хотяписьменность была известна в русских землях и ранее, только после крещения Русиона получила широкое распространение и, что более важно – основу в лице развитойкультурной традиции восточного христианства. Обширная переводная литературастала основой для формирования собственной традиции. Для раннего периодахарактерно развитие таких жанров, как проповедь, жития святых (среди них житиепервых русских святых Бориса и Глеба), описания военных походов (знаменитоеСлово о полку Игореве); тогда же берет начало русское летописание (Повестьвременных лет).
Ставчастью христианского мира, русские княжества приобрели широкие возможности дляразвития политических и культурных связей не только с Византией, но и севропейскими странами. Уже в конце 11 века становится заметным влияниероманской архитектуры. Украшенные скульптурой белокаменные храмы Владимирскогокняжества появились благодаря приглашению Андреем Боголюбским мастеров «со всехземель». По сообщению русского историка Татищева (жившего в XVIII веке) зодчиебыли присланы во Владимир германским императором Фридрихом Барбароссой. Однакоэти храмы не идентичны романским постройкам католической Европы – онипредставляют собой своеобразный синтез византийской типологиикрестово-купольного храма и романской техники белокаменного строительства иукрашения. Такое смешение греческих и западноевропейских традиций сталовозможным только на русской почве, а одним из его результатов стал знаменитыйшедевр владимирской архитектуры – церковь.
Церковь Покрова наНерли – сейчас известная всем как символ культурной самобытности Древней Руси.На стадии раннего средневековья русские княжества по типу культуры инаправлению исторического развития были близки другим европейским государствам.В дальнейшем пути России и Европы расходятся. Один из первых поводов для этого– схизма, или разделение церквей на западную и восточную, произошедшее в 1054году. Почти еще неощутимый в 11 веке, этот разрыв дал себя знать уже через двастолетия в противостоянии новгородцев тевтонскому ордену. На середину 12 векаприходится начало распада Киевской Руси (далеко не все историки считаютвозможным называть ее государством в полном смысле этого слова) на отдельныекняжества. В середине XII века Андрей Боголюбский фактически переноситвеликокняжеский престол из Киева во Владимир (перевозя с собой иконуБогоматери, позже получившую имя Владимирской). Почти в каждом княжественачинают формироваться свои архитектурные и живописные школы. Поворотнымсобытием для истории русской государственности и культуры стало Батыеворазорение и последующее подчинение Орде. Фактическое вхождение в составмонгольского государства навязало русской истории иные, отличные от западноевропейских,принципы государственного устройства – в частности, привило принцип всеобщегоподчинения и единоначалия (принципиально отличный от системы вассалитета,развившейся в Западной Европе). Разорение русских земель в начале 13 века,памятником которому стал «Плач и пленении и конечном разорении русской земли»,стали причиной ослабления Византийских влияний на искусство, следствием чегооказалось развитие черт своеобразия в русском искусстве этого столетия (один изпримеров – икона, называемая «Ярославская Оранта»). С этого времени можноначинать отсчет «собственного пути» русской культуры. Только к концу 13 векарусские земли смогли оправиться от разорения. Первыми стали Новгород и Псков,до которых не дошли войска Орды. Эти торговые города-«республики» с вечевымуправлением создали своеобразный вариант культуры, который сформировался не безнекоторого участия их западных соседей – балтийских стран. В северо-восточныхземлях в начале следующего 14 столетия главенствующая роль начинает переходитьот Владимирского к Московскому княжеству, которому, однако, еще целое столетиепришлось отстаивать свое первенство у Твери. Москва входила с составВладимирских земель, будучи одной из пограничных крепостей северо-восточнойРуси. В 1324 году митрополит Петр покидает Владимир и обосновывается в Москве,перенеся сюда, таким образом, резиденцию главы церковной власти русских земель(интересно, что переезд митрополита Максима из Киева во Владимир состоялсясовсем незадолго до этого – в 1299 году). В конце 14 века в Москву былаперевезена главная святыня «старой» столицы — икона Владимирской Богоматери.Владимир стал образцом для московского княжества.
Живопись конца 14 –начала 15 века освещена двумя крупнейшими явлениями русской (и мировой)культуры – творчеством византийского мастера Феофана Грека и русскогоиконописца Андрея Рублева. Манера Феофана (с которой мы знакомы по фрескамцеркви Спаса на Ильине улице в Новгороде) отличается монохромностью палитры,использованием резких пробелов, редкой выразительностью лаконичных пятен илиний, под которой угадывается сложный символический подтекст, близкийраспространенному в то время в Византии учению исихазма. Иконы Рублева помягкости колорита и трактовке формы, создающих настроение мягкой лиричности,умиротворенности, — ближе к поздневизантийской живописи балканских стран 15века. На конец 14 века приходится важнейшее событие русской истории – в 1380 г.в битве на Куликовом поле, объединенное князем Дмитрием Ивановичем под «рукойМосквы» воинство одержало первую серьезную победу над Ордой. Исключительнуюроль в этом сыграла деятельность игумена Троицкого монастыря СергияРадонежского. Имя преподобного Сергия, ставшего затем в сознании русских людейзащитником и покровителем Московского государства, имеет огромное значение длякультуры России. Сам преподобный и его последователи основали более 200монастырей нового в то время для Руси общежительного устава, что стало основойдля т. н. «монастырской колонизации» малоосвоенных северных земель. ЖитиеСергия Радонежского было написано одним их выдающихся писателей того времени –Епифанием Премудрым; для собора Сергиева монастыря Андрей Рублев написалзнаменитую икону Троицы – величайший шедевр русского средневековья. Середина 15века отмечена тяжелой междоусобной войной за московский великокняжескийпрестол. Только к концу этого столетия Ивану III удалось объединить русскиеземли вокруг Москвы (что стоило разорения Новгороду и Пскову) и окончательнопокончить с подчинением Орде – бескровное стояние войск на реке Угре (1480),получившей потом поэтическое имя «пояса Богородицы», отметило появлениесамостоятельного государства во главе с московским князем.
Заключение.
 
Историческаяроль Византии в судьбах Европы, Киевской Руси, Ближнего Востока, СевернойАфрики и Кавказа огромна, значение ее культуры в развитии мировой цивилизациинепреходяще и, безусловно, плодотворно.
Византийскоеискусство имело исключительно большое значение. Широко использовав античноенаследие, византийское искусство выступило хранилищем многих его образов и мотивови передало их другим народам. Особенно велико было значение византийскогоискусства для стран, придерживавшихся, как и Византия, православной религии(Болгария, Сербия, Древняя Русь) и неизменно сохранивших оживленные культурныесвязи с Константинополем (императорским и патриаршим дворами).
В историимировой культуры Византия – первая христианская империя, православная держава,открывающая эру европейского средневековья. Самое древнее долговечноесредневековое государство, Византия в течение многих столетий –могущественнейшая страна христианского мира, очаг многогранной, выдающейсяцивилизации.
Лучшиепроизведения византийского искусства находятся в Эрмитаже (Ленинград), Лувре(Париж), Византийском музее (Афины), монастыре св. Екатерины (Синай), Британскоммузее (Лондон), музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва),собрании Дембартон Оокс (Вашингтон).
Список Литературы.
Ø Борзова Е. П. История мировой культуры. 4-е издание, стер.– СПб.: Издательство «Лань», М.: ООО издательство «Омега – Л», 2005 г.
Ø Орлов А. С., Георгиев В. А. История России: учеб. –2-е издание – М.: ТК Велби, ООО издательство «Проспект», 2005 г.
Ø Прохоров А. М. Большая Советская Энциклопедия. 3-е издание– М.: издательство «Советская Энциклопедия», 1971 г.
Ø Артоболевский И. И., Банников А. Г. Детская энциклопедия.3-е издание – М.: издательство «Педагогика», 1977 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :