Реферат по предмету "Культура и искусство"


Верхнеитальянское зодчество XVI столетия

Архимандрит Карл Вёрман
Цветущиеполя верхней Италии с их большими, богатыми торговыми городами и их небольшими,наполненными искусством резиденциями правителей не представляют висторико-художественном отношении такой крепко сплоченной области в XVIстолетии, как Рим, Тоскана и Умбрия, неотделимые друг от друга вследствие своихмногообразных сношений и заимствований. По крайней мере, преобладающееискусство верхней Италии, живопись, развивалась во всех главных родахсамостоятельно и своеобразно, между тем как ее скульптура более нового временибыстро впала в зависимость от своей среднеитальянской сестры, аверхнеитальянское зодчество поддерживало живейший обмен художниками стоскано-римским. Уже Браманте был живым связующим звеном между средней иверхней Италией. Римские преемники Микеланджело от Виньолы до Лунги и Фонтаныбыли большей частью верхнеитальянцы по рождению, а наиболее значительные зодчиевысокого и позднего ренессанса верхней Италии были или природныесредне-итальянцы, или провели в Риме свои годы учения. Именно этипереселившиеся или возвратившиеся на родину верхнеитальянские зодчие, хотя ивыбирали по большей части средоточием своей деятельности один город, все жедовольно часто посвящали свои силы служению соседним общинам, а именноблагодаря этому устанавливали между собой известное художественное родство.
Самыйстарший из числа выдающихся среднеитальянских зодчих – Микеле Санмикели (1484 –1559) из Вероны, развился в Риме в тесном единении с Браманте и перенес вверхнюю Италию сильный, выразительный стиль высокого ренессанса последнеговремени этого мастера, а в Вероне самостоятельно подверг его дальнейшемуразвитию под непосредственным влиянием сохранившихся там древнеримскихпостроек. От неоконченной наружной отделки веронского амфитеатра он полагалвозможным заимствовать пилястры в рустику, с Порта Борсари он взял дляобрамлений полуциркульных арок спиральные колонны, арочные плоские итреугольные фронтоны, поддерживаемые полуколоннами или пилястрами. Он применилв частности уже в богатом фасаде палаццо Бевилаква в Вероне, первый этажкоторого в рустику расчленен тоскано-дорическими рустиковыми пилястрами, междутем как пышный верхний этаж исчерпывается мотивами триумфальной арки. Болееспокойное впечатление производит его палаццо Каносса, несмотря на своиполуэтажи внутри двух главных этажей. Нижний этаж в рустику совершенно не имеетделящих пилястров, верхний этаж расчленен парами коринфских пилястров, а крышапредставляет мощную балюстраду. Наиболее строгим и благородным является егопалаццо Помпеи, имеющий один внушительный этаж с тоскано-дорическимиполуколоннами над более мощным нижним этажом в рустику. Ворота Вероны Санмикелитакже обратил в характерные художественные строения. В области же церковногозодчества он присоединил к своим ранним среднеитальянским церквам центральноготипа в Монтефиасконе еще спокойную по внутренней законченности церковь Мадоннади Кампанья близ самой Вероны. Снаружи она представляется круглым зданием согибающей ее колоннадой из 28 дорических колонн, а внутри восьмиугольником,расчлененным нишами, обрамленными коринфскими пилястрами. Его прекраснейшиепостройки соединяют силу и ясность со спокойным великолепием.
Толькодвумя годами моложе Санмикели был Якопо Татти, прозванный Сансовино (1486 –1570; книга о нем написана Л.Питтони), флорентиец по рождению, в качествескульптора и архитектора работавший в средней Италии, пока не переселился в 1527 г. в Венецию, которая его приняла блистательным образом. Из его венецианских церковных построекскучная внутренняя отделка Сан Франческо делла Винья (1534) показывает шагназад сравнительно с Сан Марчелло (1519) в Риме. Лучшее впечатление производитуже внутренний вид его пятинефной зальной церкви с куполом «Сан Джорджо ДеиГречи», если снять мысленно греческий иконостас. Трехэтажный фасад еевозвращается, без сомнения, к мелким мотивам фасадов кватроченто.
Нонаиболее пламенным Якопо является нам в своих прекрасных венецианских дворцах.Его величественный палаццо Корнер делла Ка-Гранде имеет над нижним,спускающимся в воду этажом, отделанным в рустику, еще два верхних – с окнами,окаймленными полуциркульной аркой, между ионическими и коринфскими двойнымиполуколоннами. Его здание монетного двора, Цекка, обнаруживает свой угрюмыйзащитный характер в аркадах, впущенных в стены нижнего этажа, сложенные врустику, и в дорических и ионических, также отделанных в рустику полуколоннахверхних этажей. Его главное здание, и в то же время самое парадное зданиеВенеции – мраморная Библиотека св. Марка, теперь принадлежащая к королевскомудворцу, благородное здание на Пьяцетте, стены которого обращены в арочныеотверстия между столбами с выступающими на них в нижнем этаже дорическими, а вверхнем ионическими полуколоннами. Характерны при этом небольшие цельныеколонны в амбразурах аркад, прекрасно рассчитанный фриз с триглифами наддорическими колоннами, пышный фриз с гирляндами над верхним, ионическимантаблементом, балюстрады под окнами верхнего этажа и над всем венчающимкарнизом; все в чистых, нежных, полных формах, все в светлом, белом мраморномблеске! Без этого здания Сансовино Венеция не была бы Венецией. Из его построекв соседних городах – классический университетский двор в Падуе (1552)принадлежит к лучшим его произведениям: это еще двор в два этажа с колоннами, склассическим, ровным антаблементом, еще чистый высокий ренессанс, без намека набарокко.
Вместес архитекторами, которые родились уже в блеске XVI столетия, и в верхней Италииначалось новое понимание форм, однако и здесь, как в Риме, не сразу перешедшиев барокко, а давшее промежуточные формы, которые именно здесь могут бытьназваны «поздним ренессансом». Оно было выражено одновременно двумязначительными зодчими, примкнувшими к нему, Галеаццо Алеси и Андреа Палладио,но, совершенно различным, почти противоположным образом.
ГалеаццоАлеси из Перуджи (1512 – 1572) развился в Риме под влиянием Микеланджело. Оранних и поздних его произведениях в Умбрии и Болонье собрал сведения Гурлитт.Мы остановимся на его главных постройках в Генуе и Милане, возникших после 1550года. Генуя обязана ему не только своими старыми портовыми зданиями и ихсуровыми на вид воротами, с обращенными наружу дорическими колоннами в рустику,но также своей знаменитой, зарисованной и изданной еще Рубенсом «Новой улицей»(Страда нуова, ныне улица Гарибальди), ряд дворцов которой стал образцовым длягенуэзских жилых построек. Алеси удивительно умел приспособлять свои генуэзскиегородские и сельские дома к подъемам почвы, требовавшим устройства лестниц итеррас, но из римского раннего барокко он применял только то, что отвечаловкусам делового, веселого приморского города. На главной улице он располагалдома один против другого таким образом, что из переднего портика одного былвиден портик другого. Во дворах и галереях колонны еще представляют римскиестолбы. Фасады двух главных этажей, над которыми возвышаются более низкиеполуэтажи (мезонины – mezzanine) расчленяются еще по общему правилу пилястрамиили полуколоннами двух ордеров. Главная прелесть состоит в новом способерасположения и образования грациозных портиков, часто тесных колончатых дворов,удобных лестниц и просторных зал, приспособленных к новым потребностям.Отдельным формам Алеси еще недостает внушительности, производимой барокко, хотяпо многим прихотливо изобретенным частностям, рядом с которыми попадаются истарые меандровые или волнистые ленты, можно, однако, и в них проследитьначальные шаги барокко. При этом оконные фронтоны с изломом сами собойподразумеваются.
Главныедома Алеси на «Новой улице» впоследствии были отчасти перестроены. ПалаццоКатальди Карега, который достраивал Кастелли, представляет еще изящноерасчленение посредством мраморных пилястров. В палаццо Спинола оно, подвергшисьвпоследствии изменению, превратилось уже в расписную декорацию. На трехэтажномпалаццо Леркари, средняя часть которого скрывается за грациозным двором сколончатыми аркадами, боковые флигеля над грановитым в рустику нижним этажомпревращаются почти в открытые лоджии с колоннами, которым соответствует болеенизкая средняя лоджия перед двором. Палаццо Камбиазо, однако, впервыерасчленено только близко друг к другу помещенными окнами. Превосходная виллаСаули, прекраснейший из его сельских домов, к сожалению, не сохранилась. ВиллаПаллавичини в Пельи, близ Генуи, с барским домом, высоко стоящим на горных террасах,показывает его умение пользоваться условиями почвы, а вилла Империали в СанПьер д’Арена, расположенная у подножия подымающихся террас, показывает его состороны садового художника, пролагающего новые пути.
Величественнееи свободнее, чем генуэзские городские постройки Алеси, развертывается егопалаццо Марини в Милане (1558), нынешняя ратуша. В его величественном дворе внижнем этаже применен прием соединения парных колонн попеременно, то аркой, топростым гзымзом, принесенный Джулио Романо в Мантую и быстро распространившийсяв верхней Италии, а в верхнем этаже уже взяты самые пышные и барочные мотивы.Подобным же богатством отличаются и внешние фасады этого здания, из чего,несомненно, вытекает, что и чрезмерно роскошный, хотя и не приведенный к полномуединству, пышный фасад церкви Санта Мария близ Сан Чельсо в Милане принадлежитАлеси. Главной церковной постройкой его считается Санта Мария ди Кариньяно(1552 – 1588) в Генуе, для которой он, по-видимому, мог дать только план. Онотвечает плану Микеланджело для собора св. Петра в Риме. Церковь внутрипредставляет очень эффектное, оживленное коринфскими пилястрами пятикупольноездание. Снаружи, ниже высоко поставленного купола, по сторонам главного фасада,господствуют четырехугольные башни и несоразмерно высокий треугольный фронтоннад его средней частью.
Следующимпо возрасту был самый классический из классических зодчих третьей четверти XVIстолетия, Андреа Палладио из Винченцы (1518 – 1580), по рождению, опять-таки,верхнеитальянец, но благодаря многократным посещениям Рима художественноразвившийся в римлянина. Подражание римскому античному искусству в духеВитрувия было путеводной звездой, благодаря которой он написал «Четыре книги обархитектуре» и возводил свои сооружения. В противоположность микеланджеловскомусубъективному пониманию и переработке античных форм Палладио заботился только отом, чтобы передать их, в общем и в частностях, верно и соответственно ихвнутренней закономерности; и он великолепно умел заставлять служить новымзадачам свое новое, самостоятельное понимание пространства. Для достижениявеличественного вида сооружения у Палладио характерно его предпочтение «общегоединства», охватывающего несколько этажей при посредстве высоких, проходящихчерез них пилястров, чем, впрочем, ранее пользовались Альберти, этот настоящийпредшественник Палладио, в Сант’Андреа в Мантуе, Браманте во внутренней отделкесобора Св. Петра, Микеланджело в различных постройках.
Кранним работам Палладио (начиная с 1546 г.) принадлежит арочная двухэтажная галерея, окружающая древний городской дом «Базилику» Виченцы. В нижнем этажеаркады охвачены дорическими, в верхнем ионическими полуколоннами, несущимикарниз, а сами покоятся на меньших двойных колоннах тех же ордеров, свободностоящих и отодвинутых внутрь от делящих пилястров. Из числа всюду прославляемыхчастных дворцов Палладио в Виченце мощный, весь одетый рустикой палаццо Тиене,как и поздние постройки Браманте, только в главном этаже имеет отделку изпилястров. Из его дворцов, украшенных в стиле двух ордеров один над другим,палаццо Кьерегати (теперь Пинакотека) превращается в нижнем дорическом этаже всплошную открытую галерею, а в верхнем ионическом лишь частью. Лучшим образцомего дворцов с одним величавым, коринфско-композитным ордером, являетсявеликолепный палаццо Вальмарана.
Извилл Палладио самая известная «Ротонда» около Винченцы: на квадратном планеперекрестье с округлым средним куполом и угловыми комнатами, затем четыреодинаковых фасада с античным портиком о шести ионических колоннах перед каждым,мотив, совершенно не подходящий к стилю вилл, хотя и применявшийся столетиями ииспользованный самим Палладио богаче и разнообразнее в его вилле Барбаро вМадере.
Палладиев«Олимпийский театр» в Винченце имеет важное значение как отлично удавшийся опытвозрождения античного театрального зодчества. Важнейшие церкви его, сблагородным применением «общего единства», находятся в Венеции. Для церкви СанФранческо делла Винья Сансовино он воздвиг эффектный фасад, и в то же время вСан Джорджо Маджиоре выполнил внутреннюю и наружную отделку трехнефной базиликина столбах, с куполом, с фасадом, составленным из поддерживаемых колоннамифронтонов и полуфронтонов. Но еще органичнее Палладио слил все эти мотивы ввеликолепной однонефной с капеллами церкви Спасителя («Иль Реденторе»), хоркоторой обставлен колоннами. Фасад ее является образцом палладиевских вантичном стиле выполненных церковных фасадов. Только полупилястры, служащиеопорой для угловых пилястров, являются здесь как уступка римскому барочномустилю. Уже Гете писал о дворцах Палладио в Виченце: «Есть, действительно, нечтобожественное в его архитектурных созданиях, совершенных так же как форма увеликого поэта, из вымысла и правды создающего третье бытие, нас чарующее».
Кромеархитектурных созданий этих четырех главных мастеров, придавших новый видитальянским городам XVI столетия, следует назвать еще несколько других.Болонья, богатый и ученый университетский город, дольше, чем другие главныегорода, удерживала рассчитанный на эффект с близкого расстояния раннийренессанс. Мы не должны, однако, забывать, что «великий теоретик» СебастьяноСерлио (1475 – 1552), направление которого в духе высокого и позднегоренессанса представляется более ясным из его сочинения об архитектуре, чем изего сохранившихся произведений, родился в Болонье, что родственный ему по духуВиньола приобрел себе имя в Болонье постройками с «барочными» чертами, вродепалаццо Боки-Пиела (1547), и что болонский переходный мастер Андреа Маркезе даФормиджине, хотя и начинает в духе раннего ренессанса, но уже выразительно исамостоятельно представляет стиль XVI века в таких постройках, как ПалаццоФантуцци с его двумя этажами, украшенными дорическими и ионическимиполуколоннами, разделанными под схему рустики. Решительнее проникнутыклассическим духом высокого ренессанса Антонио Моранди, прозванный Таррибилиа(ум. в 1568 г.) и Бартоломео Триакини (1500 – 1565). В его палаццоМальвецци-Медичи скучно и размеренно применены один над другим три ордераколонн, а в палаццо Рануцци верхние этажи лишены пилястров и имеют на окнахбарочные раздвоенные фронтоны. Параллельно с Палладио, однако, не такпоследовательно, как он, развивался в Болонье во второй половине столетияживописец Пелегрино Тибальди (от 1527 г., по Болоньини, приблизительно до 1592 Г.) Главная постройка его в родном городе – великолепный, с раннебарочными особенностямиуниверситетский двор. В благородном классическом стиле позднего ренессанса снекоторыми барочными деталями выстроена его однонефная купольная церковь СанФеделе в Милане. Еще богаче его церковь Сан Гауденцио в Новаре. Классическиецерковные фасады его, однако, еще в два этажа, как у римлян, а не в один, как уПалладио.
Падуя,не менее ученая, хотя и менее промышленная университетская сестра Болоньи,получила в XVI столетии еще две большие купольные церкви, Санта Джустина иСобор, частью выстроенные местными силами. Их внешность осталась незаконченной,между тем внутри они принадлежали к самым мощным созданиям классическогоискусства пространственного стиля. Падуанской архитектуре дворцов указал новыепути, однако, веронский живописец, Джованни Мария Фальконетто (1458 – 1534),строительная деятельность которого прошла, главным образом, в Падуе. Его мощныйколончатый портал палаццо дель Капитанио и прелестный палаццо Джустиани,выстроенный в 1524 г. для Луиджи Корнаро, любившего широкую жизнь, являютсясозданиями чистого высокого ренессанса.
ВГенуе, пышном, нагорном и приморском городе, где ученик МикеланджелоМонторосоли руководил постройкой знаменитого палаццо Андреа Дория с еготеррасами, галереями, стенами, предназначенными для живописи, действовал рядомс Алеси живописец Джованни Батиста Кастелло, совместивший на фасадах и внутрисвоих построек, каковы дворцы Чентурионе (дель Подеста) и Империали, не толькоблагородство общего расположения, но и пышную живописную и стуковую декорацию,барокко которой уже приближается к рококо. Но самый значительный последовательАлеси в Генуе был Рокко Лураго. Его величественно распланированный палаццоДориа-Турси (теперь ратуша), в свое время приводившийся Буркгардтом, как примерпроникающего даже в Геную одичания языка форм, уже Гурлитом по праву былпровозглашен свмым мощным и, несомненно, самым эффектным зданием «Страдануова». Во всяком случае, он стал образцом для тех красивых по расположениюдворцовых вилл, украшенных более живописными террасами и более обширнымиколончатыми дворами, которые в XVII столетии выросли на почве Генуи. Вцерковном зодчестве Генуя также более долгое время оставалась вернойколоннадам, чем какой бы то ни было другой город Италии. Даже Джакомо деллаПорта выстроил здесь, в Аннунциате базилику с колоннами старого типа, а к нейпримыкают такие благородные и своеобразные по расположению двойных колоннадцеркви, как Сан Сиро (1576) и Мадонна деле Винье. (1586).
Наконец,в Венеции, победоносной сопернице Генуи, зодчество в XVI столетии, вплоть доЯкопо Сансовино совершенно не процветало. Вполне XVI столетию принадлежитДжованни да Понте (1512 – 1597), перекинувший через Канале-гранде мощную аркуПонте Риальто, а своей тюрьмой (Carceri) давший менее суровое соответствие кЦекке Сансовино. Алессандро Витториа (1525 – 1608), ученик Сансовино,показавший себя в всоем палаццо Бальби искусным в духе своего времениархитектором, жил до XVII столетия. Этот ряд заканчивает последний из «великихтеоретиков», Винченцо Скамоцци (1552 – 1616), земляк и почитатель Палладио,оказавший без сомнения больше влияния сочинением «Всеобщая архитектура», чемсвоими постройками. Гурлитт приписывает ему великолепный сансовиновский палаццоКорнер делла Ка гранде в Венеции, Паули же вернее считает его произведениемпалаццо Контарини Сериньи, стоящий в зависимости от первого. Достоверноизвестно, что Скамоцци является строителем «Новых Прокураций», вытянутого вдлину здания правительственных учреждений, продолжающего вдоль площади СвятогоМарка Библиотеку Сансовино и по стилю так тесно примыкающего к ней, насколькоэто позволяет его барочный третий этаж. Задача XVII века искать более массивныеи живописные архитектурные эффекты прослеживается и в Венеции.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Выдающиеся Московские промышленники
Реферат Институт свободы совести в Европе: история и современность.
Реферат Внешняя политика Ирака в 1971-75 гг.
Реферат 5191/кд Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки информирует о порядке консульской легализации российских документов об образовании в 2010 году
Реферат Этические проблемы в психологическом исследовании Измерение концентрации внимания
Реферат Проверочный расчет типа парового котла
Реферат Общество государство право
Реферат Обоснование рациональной производственной структуры сельскохозяйственного предприятия на примере
Реферат 1. Економіка, ек теорія та ек політика
Реферат Семья: быт и проблема образа жизни
Реферат Учет уставного капитала, расчеты с учредителями и акционерами
Реферат Влияние психологических факторов патогенеза невротических расстройств на саногенез в результате психотерапии
Реферат Принципы взаимодействия общества и природы
Реферат Основная характеристика инфраструктуры отдельных районов Приазовья
Реферат Участие субабонентов в отношениях, возникающих из договора энергоснабжения