смотреть на рефераты похожие на "Экономическая эффективность инвестиций и капитальных вложений"
Оглавление.
Введение…………………………………………………………………………….……….3
1.Понятие капитальных вложений и инвестиций………………………………….……...5
1.1.Виды инвестиций…………………………………………………………….………5
1.2.Структура и значение капитальных вложений…………………………….……....6
2.Инвестирование в экономику Республики Беларусь…………………………….……..9
2.1.Формы иностранных инвестиций на территории РБ……………………….…….9
2.2.Приорететные направления иностранного инвестирования в экономику
РБ…11
3.Защита иностранных инвестиций………………………………………………….……17
4.Экономическая эффективность инвестиций и капитальных вложений……….…….23
5.Планирование, финансирование и кредитование капитальных
вложений…….…….29
Заключение…………………………………………………………………………….…...36
Литература……………………………………………….………………………….……..37
ВВЕДЕНИЕ
Инвестиционная деятельность в той или иной степени присуща любому
предприятию. Принятие инвестиционного решения невозможно без учета
следующих факторов: вид инвестиции, стоимость инвестиционного проекта,
множественность доступных проектов, ограниченность финансовых ресурсов,
доступных для инвестирования, риск, связанный с принятием того или иного
решения и др.
Причины, обусловливающие необходимость инвестиций, могут быть различны,
однако в целом их можно подразделить на три вида: обновление имеющейся
материально-технической базы, наращивание объемов производственной
деятельности, освоение новых видов деятельности. Степень ответственности за
принятие инвестиционного проекта в рамках того или иного направления
различна. Так, если речь идет о замещении имеющихся производственных
мощностей, решение может быть принято достаточно безболезненно, поскольку
руководство предприятия ясно представляет себе, в каком объеме и с какими
характеристиками необходимы новые основные средства. Задача осложняется,
если речь идет об инвестициях, связанных с расширением основной
деятельности, поскольку в этом случае необходимо учесть целый ряд новых
факторов: возможность изменения положения фирмы на рынке товаров,
доступность дополнительных объемов материальных, трудовых и финансовых
ресурсов, возможность освоения новых рынков и др.
Очевидно, что важным является вопрос о размере предполагаемых инвестиций.
Так, уровень ответственности, связанной с принятием проектов стоимостью 1
млн. руб. и 100 млн. руб., различен. Поэтому должна быть различна и глубина
аналитической проработки экономической стороны проекта, которая
предшествует принятию решения. Кроме того, во многих фирмах становится
обыденной практика дифференциации права принятия решений инвестиционного
характера, т. е. ограничивается максимальная величина инвестиций, в рамках
которой тот или иной руководитель может принимать самостоятельные решения.
Нередко решения должны приниматься в условиях, когда имеется ряд
альтернативных или взаимно независимых проектов. В этом случае необходимо
сделать выбор одного или нескольких проектов, основываясь на каких-то
критериях. Очевидно, что таких критериев может быть несколько, а
вероятность того, что какой-то один проект будет предпочтительнее других по
всем критериям, как правило, значительно меньше единицы.
В условиях рыночной экономики возможностей для инвестирования довольно
много. Вместе с тем любое предприятие имеет ограниченные свободные
финансовые ресурсы, доступные для инвестирования. Поэтому встает задача
оптимизации инвестиционного портфеля.
Весьма существен фактор риска. Инвестиционная деятельность всегда
осуществляется в условиях неопределенности, степень которой может
значительно варьировать. Так, в момент приобретения новых основных средств
никогда нельзя точно предсказать экономический эффект этой операции.
Поэтому нередко решения принимаются на интуитивной основе.
Принятие решений инвестиционного характера, как и любой другой вид
управленческой деятельности, основывается на использовании различных
формализованных и неформализованных методов. Степень их сочетания
определяется разными обстоятельствами, в том числе и тем из них, насколько
менеджер знаком с имеющимся аппаратом, применимым в том или ином конкретном
случае. В отечественной и зарубежной практике известен целый ряд
формализованных методов, расчеты, с помощью которых могут служить основой
для принятия решений в области инвестиционной политики. Какого-то
универсального метода, пригодного для всех случаев жизни, не существует.
Вероятно, управление все же в большей степени является искусством, чем
наукой. Тем не менее, имея некоторые оценки, полученные формализованными
методами, пусть даже в известной степени условные, легче принимать
окончательные решения.
1. Понятие капитальных вложений и инвестиций.
Инвестиции – это долгосрочные вложения капитала в промышленность,
сельское хозяйство, в транспорт и другие отрасли хозяйственной деятельности
как внутри страны, так и за её пределами с целью получения прибыли.
Капитальные вложения – это долгосрочные финансовые средства,
предназначенные для воспроизводства основных фондов.
Капитальные вложения предприятия – это затраты на: строительно-монтажные
работы при возведении зданий и сооружений; приобретение, монтаж и наладку
машин и оборудования; проектно-изыскательные работы; содержание дирекции
строящегося предприятия; подготовку и переподготовку кадров; затраты по
отводу земельных участков и переселению в связи со строительством и др.
1.1 Виды инвестиций.
«Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том
числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку,
вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности и (или) иной
деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного
положительного эффекта».
Инвестиции классифицируются по следующим признакам:
1) по натурально-вещественному воплощению инвестиции бывают:
- материальные
- нематериальные или интеллектуальные
- финансовые
2) по назначению:
- прямые инвестиции
- жилищное строительство
- товарно-материальные запасы
- портфельные инвестиции
3) по источникам финансирования:
- собственные
- заёмные (кредиты, займы)
4) по целевому назначению:
- строго целевого назначения
- свободные
5) по срокам осуществления:
- краткосрочные
- среднесрочные
- долгосрочные
6) в зависимости от субъекта инвестиционной деятельности:
- государственные – это средства госбюджета, которые обычно направляются
в сферы с долгосрочным оборотом капитала (научная деятельность, военная
промышленность, социальные программы)
- частные – это средства из собственных источников, направленные в те
отрасли хозяйственной деятельности, где быстрее можно извлечь наибольшую
прибыль.
- международных организаций
Понятие «инвестиции» шире, чем понятие «капитальные вложения».
Инвестиции включают в себя как реальные, так и портфельные инвестиции.
Реальные инвестиции — вложения в основной и оборотный капитал. Портфельные
инвестиции — вложения в ценные бумаги и активы других предприятий.
2.2.Структура и значение капитальных вложений.
Капитальные вложения представляют собой использование обществом валового
национального продукта на воспроизводство основных фондов. По форме они
выступают как совокупность затрат на создание новых, а также техническое
перевооружение, реконструкцию и расширение действующих основных фондов
производственного и воспроизводственного назначения. Капитальные вложения
имеют важное народнохозяйственное значение, определяемое ролью, которую
выполняют вновь созданные или модернизированные средства труда в процессе
производства материальных благ. Как важный фактор расширенного
общественного воспроизводства достижений научно-технического прогресса, что
создает материальные условия для роста и совершенствования общественного
производства и повышения материального благосостояния народа. Капитальные
вложения различаются по формам собственности отраслевому и территориальному
признаку, назначению сооруженных объектов, формам воспроизводства основных
фондов, составу затрат, способу строительства, источникам финансирования.
Эффективность капитальных вложений в значительной мере зависит от их
структуры. Различают отраслевую, территориальную, воспроизводственную и
технологическую структуры капитальных вложений, которые определяют их
соотношения в различных отраслях, регионах, формах воспроизводства основных
фондов и отдельных затратах.
Под технологической структурой капитальных вложений понимаются состав
затрат на сооружение какого-либо объекта и их доля в общей сметной
стоимости.
Технологическая структура капитальных вложений оказывает самое
существенное влияние на эффективность их использования. Совершенствование
этой структуры заключается в повышении доли машин и оборудования в сметной
стоимости проекта до оптимального уровня. По сути, технологическая
структура капитальных вложений формирует соотношение между активной и
пассивной частью основных производственных фондов будущего предприятия.
Увеличение доли машин и оборудования, т.е. активной части основных
производственных фондов будущего предприятия, способствует увеличению
производственной мощности предприятия, а, следовательно, капитальные
вложения на единицу продукции снижаются. Экономическая эффективность
достигается и за счет повышения уровня механизации труда и работ.
Воспроизводственная структура капитальных вложений также оказывает
существенное влияние на эффективность их использования.
Под воспроизводственной структурой капитальных вложений понимаются их
распределение и соотношение в общей сметной стоимости по формам
воспроизводства основных производственных фондов. Рассчитывается, какая
доля капитальных вложений в их общей величине направляется на: новое
строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующего
производства, расширение действующего производства, модернизацию.
Совершенствование воспроизводственной структуры заключается в повышении
доли капитальных вложений, направляемых на реконструкцию и техническое
перевооружение действующего производства. Теория и практика свидетельствуют
о том, что реконструкция и техническое перевооружение производства намного
выгоднее, чем новое строительство, по многим причинам: во-первых,
сокращается срок ввода в действие дополнительных производственных
мощностей; во-вторых, в значительной мере уменьшаются удельные капитальные
вложения.
Экономическая эффективность капитальных вложений на уровне народного
хозяйства существенно зависит и от отраслевой, и от территориальной
(региональной) структуры капитальных вложений.
Под отраслевой структурой капитальных вложений понимаются их
распределение и соотношение по отраслям промышленности и народного
хозяйства в целом. Ее совершенствование заключается в обеспечении
пропорциональности и в более быстром развитии тех отраслей, которые
обеспечивают ускорение НТП во всем народном хозяйстве.
Инвестиции, в первую очередь реальные инвестиции, т.е. капитальные
вложения, играют исключительно важную роль в экономике страны и любого
предприятия, так как они являются основой для:
• систематического обновления основных производственных фондов
предприятия и осуществления политики расширенного воспроизводства;
• ускорения научно-технического прогресса и улучшения качества продукции;
• структурной перестройки общественного производства и сбалансированного
развития всех отраслей народного хозяйства;
• создания необходимой сырьевой базы промышленности;
• гражданского строительства, развития здравоохранения, высшей и средней
школы;
• смягчения или решения проблемы безработицы;
• охраны природной среды и достижения других целей.
Перечень, для чего нужны инвестиции, можно было бы продолжить. Таким
образом, инвестиции нужны в первую очередь для оздоровления экономики
страны и на этой основе решения многих социальных проблем, прежде всего для
подъема жизненного уровня населения.
2. Инвестирование в экономику Республики Беларусь.
При осуществлении инвестиций в Республику Беларусь, зарубежные, и даже
национальные инвесторы сталкиваются как с экономическими, так и
законодательными проблемами. Противоречивая экономическая ситуация в
республике, слабая активность субъектов хозяйствования, отсутствие либо
малая эффективность финансовых механизмов, неразвитость экономических
рынков значительно снижают интерес к инвестициям и, как следствие,
сдерживают темпы развития экономики страны.
Техническое перевооружение отечественных производителей, освоение ими
новых технологических процессов и выпуска новых видов продукции с
необходимостью требует импорта для собственного производства основных
средств, зарубежных "ноу-хау", сырья, материалов, комплектующих. В
условиях, когда наиболее эффективными и совершенными являются оборудование
и технологии, приобретаемые в странах дальнего зарубежья, расчет с которыми
практически возможен только в СКВ, весьма обостряется проблема наличия у
белорусских производителей валютных средств. Следует также отметить, что
реализуемая ныне программа импортозамещения предполагает реализацию
предприятиями своей продукции главным образом на внутреннем рынке, что еще
более ограничивает возможность получения валютной выручки. В этой ситуации
при отсутствии возможности приобретения валюты на условиях, определяемых
действующим законодательством, весьма проблематичной оказывается
возможность приобретения импортных технологий, как за счет собственных
средств производителей, так и за счет банковских кредитов и банковского
лизинга, поскольку возврат валютных ресурсов банков гарантирован только
лишь на бумаге.
2.1 Формы иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь.
С 9 октября 2001г. вступил в силу Инвестиционный кодекс Республики
Беларусь, принятый 22 июня 2001 г., — базовый законодательный акт,
регулирующий не только национальные, но и иностранные инвестиции на
территории Республики Беларусь.
Регламентируя деятельность иностранных инвесторов на территории
Республики Беларусь, Кодекс (ст. 77) указывает на то, что они вправе
осуществлять в Республике Беларусь инвестиционную деятельность в тех же
формах, что и национальные инвесторы.
Иностранные инвесторы вправе будут создавать юридические лица Республики
Беларусь, а также приобретать на территории Республики Беларусь различные
виды имущества и имущественных прав, в частности доли в уставных фондах
юридических лиц, различные объекты недвижимости (например, здания и
сооружения). Однако земля в собственность иностранными инвесторами может
приобретаться лишь по особому решению Президента РБ и под конкретный
инвестиционный проект.
Кроме того, иностранные инвестиции на территории Республики Беларусь
возможны также в ценные бумаги, права на объекты интеллектуальной
собственности: объекты права промышленной собственности (изобретения,
промышленные образцы, полезные модели); средства индивидуализации товаров
(работ, услуг), прежде всего товарные знаки (знаки обслуживания); объекты
авторского права.
Еще одной формой иностранных инвестиций является приобретение
оборудования и других основных средств.
Вложения иностранных инвесторов в иные, чем указанные выше, вещи не
рассматриваются Кодексом как иностранные инвестиции. В частности, речь идет
об оборотных средствах, например сырье и материалах, готовой продукции и
т.д. Соответственно, Кодекс не предоставляет инвесторам гарантий в
отношении указанного имущества, то есть на него не распространяется
порядок, компенсаций стоимости национализированного или реквизированного
инвестиционного имущества, предусматривающий компенсацию реальной стоимости
имущества, а также проценты за период с момента перехода права
собственности на иностранные инвестиции к государству до даты фактической
выплаты компенсации согласно курсу соответствующей валюты на Лондонском
межбанковском рынке (LIBOR).
Наконец, последней формой инвестиционной деятельности для иностранных
инвесторов на территории Республики Беларусь (которой не было в
законодательстве Республики Беларусь около 70 лет) является концессия,
которая представляет собой договор, заключаемый Республикой Беларусь с
инвестором о передаче на возмездной основе на определенный срок права на
осуществление на территории Республики Беларусь отдельного вида
деятельности, на которую распространяется исключительное право государства,
либо права пользования имуществом, находящимся в собственности только
государства (например, недрами, водами, лесами, землей и т.д.).
Если сравнить нормы Кодекса, регламентирующие формы иностранных
инвестиций, и аналогичные нормы, действовавшие до его принятия (в
частности, Закона об иностранных инвестициях), то можно отметить их
сходство. Тем не менее, между ними существуют и различия, базовое из
которых заключается в том, что Кодекс предусмотрел закрытый перечень форм
инвестиционной деятельности иностранных инвесторов (Закон же об иностранных
инвестициях допускал возможность осуществления иностранных инвестиций и в
любых других формах хозяйственной и иной деятельности, не противоречащих
законодательству, действующему на территории Республики Беларусь).
Отсюда следует, что особых гарантий со стороны Кодекса лишаются,
например, кредиты, предоставляемые иностранными лицами субъектам Республики
Беларусь, либо, что, на наш взгляд, особенно важно, вклады иностранных
инвесторов в общее имущество простого товарищества и т.д.
Однако это ухудшает положение, например, иностранных кредиторов,
незначительно, так как остаются общегражданские способы защиты их прав. То
же, по моему мнению, относится и к иностранным участникам простых
товариществ. Если в общем имуществе товарищей будут объекты недвижимости,
оборудование и другие основные средства, то, несмотря на то что они будут
не в личной собственности иностранного инвестора, а в общей собственности
иностранного инвестора и, например, белорусского субъекта (но с учетом, что
иностранный инвестор будет являться сособственником указанного имущества в
целом (а не его части), так как при общей долевой собственности у
сособственника доля в праве собственности, а не в конкретном имуществе),
подобное имущество должно рассматриваться в целом как иностранные
инвестиции с соответствующей степенью защиты. В отношении же денежных
средств в рамках простого товарищества указанная защита будет
отсутствовать.
Что же касается иных форм хозяйственной деятельности иностранных
инвесторов на территории Республики Беларусь, не вошедших в перечень, то
применительно к ним, на мой взгляд, также будет действовать достаточно
общегражданских способов защиты.
2.2 Приоритетные направления иностранного инвестирования в экономику
Республики Беларусь.
Необходимым условием развития экономики стран переходного периода
является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством
привлечения внешних инвестиционных источников и наиболее эффективного
использования инвестиционных ресурсов в приоритетных сферах материального и
нематериального производств. Значимость привлечения иностранных инвестиций
заключается в том, что они формируют производственный потенциал на новой
научно-технической основе и предопределяют конкурентные позиции страны на
мировых рынках. Если проанализировать этапы и закономерности экономического
роста таких промышленно развитых стран, как, например, США, Япония,
Германия, Франция, то можно отметить, что в последние десятилетия
практически во всех случаях периодам наибольшей инвестиционной активности в
этих странах (с определенным временным лагом) соответствовали периоды
наиболее высоких темпов подъема экономики. В частности, это особенно ярко
проявилось в 60-е годы, когда высокая инвестиционная активность в этих
странах сопровождалась наиболее высокими темпами роста такого интегрального
показателя экономического развития, как валовой национальный продукт.
Например, в Японии при удвоении объема капитальных вложений за период 1965-
1970 гг. валовой национальный продукт возрос по сравнению с предыдущим
пятилетием более чем на 70%. В США, Германии и Франции прирост валового
национального продукта за этот период составил 25-30%. Это позволило
вышеуказанным странам создать значимый производственный потенциал,
явившийся материально-технической базой для обеспечения устойчивого
экономического и социального развития в последующий период, а также
сформировать экономические основы постиндустриального общества.
При современном постоянно прогрессирующем уровне интеграции мировой
хозяйственной деятельности инвестиционная активность и, соответственно,
экономический рост, как в развитых, так и в развивающихся странах
поддерживается и усиливается участием иностранного капитала: чем выше темпы
прироста валового национального продукта и национального дохода, тем больше
возможности для расширенного воспроизводства инвестиционных ресурсов и
формирования на этой основе рациональной инвестиционной политики. Так,
например, в США накопленный объем прямых иностранных инвестиций,
составляющий в начале 70-х гг. около 30 млрд. долл., возрос к началу 90-х
гг. более чем в 10 раз, общий же объем иностранных активов в экономике
страны превысил к этому времени 1,5 трлн. долл. При наличии в США развитой
системы законодательного регулирования инвестиционной деятельности такой
мощный приток иностранного капитала в значительной мере способствовал
дальнейшему подъему ее экономики на основе развития конкурентоспособного
экспортного потенциала.
В последние годы активизируют деятельность по привлечению иностранных
инвестиций в экономику Республики Беларусь и Российская Федерация, Украина
и Польша. При этом динамика иностранных инвестиций в эти страны по годам
неравномерна, что отражено в Таблице 2.1.
Таблица 2.1
Прямые иностранные инвестиции, млн. долл. США
|Украина |- |- |159 |267 |350 |600 |700 |
|Россия |- |- |637 |2017 |2479 |3800 |1500 |
|Польша |378 |1715 |1875 |3659 |4498 |3000 |4000 |
Неравномерность привлечения иностранных инвестиций в экономику оказывает
влияние на динамические характеристики состояния макроэкономических
показателей. Например, изменение валового внутреннего продукта на душу
населения, объем иностранных инвестиций на душу населения, структура
иностранных инвестиций страны и т. д. Динамика изменения валового
внутреннего продукта на душу населения, рассчитанная в долларах США по
таким странам, как Беларусь, Украина, Россия и Польша (табл. 2.2),
показывает, что наиболее высокие темпы изменения валового внутреннего
продукта на душу населения наблюдались в 2000 г. -180,9% от уровня 1994 г.
Таблица 2.2
Динамика изменения валового внутреннего продукта на душу населения, млн. долл. США
|Украина |1761 |1337,8|996,5 |932,3 |846,7 |637,4 |663,1 |
|Россия |2856,8|2586,9|2162,5|2373,1|2931,4|2960,8|2816,7|
|Польша |2153,7|2200 |2363,5|3061,7|3474,4|3704,5|3897,1|
В Беларуси данный показатель, по сравнению с анализируемыми странами
достаточно высок: темп изменения валового внутреннего продукта на душу
населения в 2000 г. составил 172,4% от уровня 1994 г. Эта тенденция
повлияла на изменения доли иностранного капитала в валовом внутреннем
продукте, сложившиеся в 2000 г. (табл. 2.3).
Таблица 2.3 Величина иностранного капитала и валового внутреннего продукта в 2000 г., млн. долл. США
|Страна |Величи|Валово|
| |на |й |
| |иностр|внутре|
| |анного|нний |
| |капита|продук|
| |ла |т |
|Беларусь |1550 |25693,|
| | |5 |
|Украина |12700 |33753,|
| | |7 |
|Россия |158500|414051|
|Польша |31700 |150819|
В соответствии с данными таблицы доля иностранного капитала в валовом
внутреннем продукте в 2000 г. в Республике Беларусь составила всего лишь
6%, в то время как в России и на Украине - 38%, а в Польше - 21%.
Анализ структуры уже привлеченных иностранных инвестиций в Республику
Беларусь показывает их весьма узкую отраслевую направленность. Так,
наибольшая доля привлекаемых инвестиций приходится на отрасли
промышленности (70,5%), а в отрасли сельского хозяйства - 0,4% (табл. 2.4).
Таблица 2.4
Распределение прямых иностранных инвестиций по отраслям экономики
Республики Беларусь по состоянию на 1.07.2000 г.
| Отрасль |Величина,|
|экономики |% |
|Транспорт |4,1 |
|Связь |3,2 |
|Строительство |1,2 |
|Торговля |13,5 |
|Сельское |0,4 |
|хозяйство | |
|Промышленность |70,5 |
|Остальные |7,1 |
Данная ситуация в целом отражает, что в Республике Беларусь начался
процесс формирования материально-технической базы для активизации
обновления основного капитала в отраслях экономики (табл. 2.5).
Таблица 2.5
Структура инвестиций в основной капитал по отраслям экономики за период 1985-2000 гг. (в % к итогу).
|Годы |Всего |В том числе по отраслям экономики |
|Прямые инвестиции, всего |72,6 |189,7 |105,2 |
|В том числе страны СНГ |53,4 |125,4 |39 |
|За границу, всего |0 |-2,1 |-2,4 |
|В том числе в страны СНГ |0 |-0,7 |-0,8 |
|Во внутреннюю экономику, |72,6 |191,8 |107,6 |
|всего | | | |
|В том числе в страны СНГ |53,4 |126,1 |39,8 |
|Портфельные инвестиции, |-14,5 |-42,8 |13,9 |
|всего | | | |
|В том числе в страны СНГ |-14,5 |-42,8 |13,9 |
|Активы (нерезиденты), всего |-17,7 |-80,3 |26,8 |
|В том числе в страны СНГ |-17,7 |-80,3 |26,8 |
|Обязательства (резиденты), |3,2 |37,5 |-12,9 |
|всего | | | |
|В том числе в страны СНГ |3,2 |37,5 |-12,9 |
|Другие инвестиции, всего |401,4 |431,1 |496,9 |
|В том числе в страны СНГ |229,7 |366,8 |374,4 |
Анализируя данные таблицы, наблюдается тенденция роста как прямых, так и
портфельных инвестиций. Это немаловажно для развития национальной экономики
Республики Беларусь, поскольку в целом происходит увеличение международных
потоков портфельных инвестиций и усиление диверсификации их по двум
основным направлениям: происходит перераспределение капиталов, как между
странами, так и между отраслями. Межотраслевое перераспределение в мировом
масштабе выражается в росте портфельных инвестиций, прежде всего в
высокотехнологичные производства и такие отрасли, как телекоммуникации,
разработка программного обеспечения, услуги Интернета. Приток же в страну прямых инвестиций и селективный выбор их направлений по приоритетным
отраслям экономики способен обеспечить создание новых наукоемких
производств, сокращение безработицы, укрепление конкурентоспособности
предприятий, отраслей и страны в целом. Анализ складывающихся тенденций в
экономике указывает на углубление интеграции материального и
нематериального производств, поскольку высокие технологии во все большей
степени распространяются в сфере услуг, а материальная сфера, в свою
очередь, является крупнейшим потребителем специализированных услуг.
Происходит расширение масштабов новых договорных отношений между субъектами
хозяйствования, осуществляемых в электронной форме, без посредства бумажных
носителей (банковские услуги, факторинг, лизинг, инвестиционные контракты и
т. д.), формируются новые стратегии объединений предприятий. Структурные
характеристики стран, инвестирующих Республику Беларусь представлены в
табл. 7.
Таблица 2.7 Структурная характеристика основных стран-инвесторов Республики Беларусь по состоянию на 1.07.2000 г.
|Страны |Доля в общем объеме |
| |иностранных инвестиций |
|Нидерланды |25,6 |
|Германия |21,7 |
|США |16,8 |
|Польша |5,8 |
|Кипр |3,7 |
|Ирландия |2,8 |
|Швейцария |2,6 |
|Австрия |2,3 |
3. Защита иностранных инвестиций.
Процесс инвестирования связан с определенными рисками для зарубежных
предпринимателей, причем помимо коммерческих существуют так называемые
некоммерческие риски, которые обусловлены политической, экономической и
правовой нестабильностью в стране. Существуют такие понятия как
неопределённость и риск. Под неопределенностью понимается неполнота или
неточность информации обусловленной реализацией проекта. Неопределенность
характеризуется понятием риска. Риск - возможность потери предпринимателем
его средств или активов.
При расчете эффективности проекта принято учитывать следующие виды
неопределенностей и рисков:
1. Риск, связанный с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуацией, а также условий инвестирования и использования прибыли.
2. Внешнеэкономический риск (возможность закрытия границ или введения ограничений на торговлю).
3. Нестабильность политической ситуации, неблагоприятные социально- политические изменения в стране или регионе.
4. Возможность изменения валютных курсов цен и рыночной конъюнктуры.
5. Неопределенность природно-климатических условий, возможность стихийных бедствий.
6. Производственно-технологический риск (аварии, отказы оборудования, технологический брак).
В этой связи очень важным моментом является система гарантий,
предоставляемых иностранным инвесторам. Закон об иностранных инвестициях
предусматривает в ст. 34-37 гарантии, содержание которых сводится к
следующему:
• Недискриминационный режим иностранных инвестиций. Правовой режим
иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь, условия
деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием предприятий
не могут быть менее благоприятными, чем соответствующий режим для имущества
и имущественных прав, а также условия для инвестиционной деятельности
юридических и физических лиц Республики Беларусь, кроме случаев,
предусмотренных Законом.
По сути, Закон предоставляет иностранным инвесторам национальный
режим, хотя и с некоторыми ограничениями и рядом преференций. Надо сказать,
что закрепленный в Законе принцип национального режима является в странах с
рыночной экономикой основным по отношению к иностранным инвесторам,
причем данный принцип закреплен в целом ряде международных соглашений, в
частности, таких как «Руководящие принципы для международных инвестиций»
(1972 г.), «Кодекс либерализации движения капитала» (1961 г.), «Декларация
о международных капиталовложениях и многонациональных предприятиях» (1976
г.).
Инвестиционный Кодекс, принятый Парламентом Республики Беларусь,
также, как и Закон, устанавливает национальный режим для иностранных
инвесторов, указывая на то, что государство гарантирует равенство прав,
предоставляемых инвесторам и защиту инвестиций, независимо от форм
собственности инвестора, организационно-правовой формы и страны регистрации юридического лица-инвестора и гражданства (подданства) физического лица
инвестора.
Вместе с тем следует заметить, что в нашей стране еще нет
соответствующих условий для реализации данного режима. Как и в других
странах с переходной экономикой, в Беларуси существуют как минимум три
фактора, которые требуют введение для иностранных инвестиций определенных
исключений из национального режима.
Во-первых, национальный режим осуществления хозяйственной
деятельности в Беларуси во многом непривлекателен для иностранных
инвесторов, а иногда и противоречит их интересам. Иностранный инвестор
зачастую не может согласиться с потерями, связанными с применением к нему
национального режима.
Во-вторых, имеются серьезные различия между национальным режимом
Беларуси и режимами развитых стран, экспортирующих капитал. Многие
зарубежные предприниматели, несмотря на преференции и гарантии, не рискуют
вкладывать деньги в отечественную экономику. Сильный налоговый пресс,
большой удельный вес государственной собственности, нестабильное
законодательство, слабая предпринимательская инфраструктура, негативное
отношение в обществе к предпринимателям - вот только некоторые из факторов,
отрицательно характеризующих национальный режим ведения хозяйственной
деятельности. Все это означает, что в такой ситуации определенная часть
иностранных инвестиций в национальную экономику будет просто упущена.
В-третьих, интересы привлечения иностранного капитала
обуславливают особые льготы и гарантии для инвесторов, хотя с
общетеоретической точки зрения национальный режим является самым
оптимальным общим правовым режимом, который можно представить в связи с
осуществлением инвестирования.
Следует отметить, что по вопросу выбора оптимального режима
иностранных инвестиций высказываются подчас самые полярные точки зрения.
Некоторые специалисты отдают предпочтение преференциальному режиму,
поскольку предоставление такого режима вполне оправдано в связи с тем, что
инвестирование осуществляется в особо социально значимую и более
рискованную сферу производства материальных и духовных благ.
«Преференциальный режим», с их точки зрения, позволяет, например,
компенсировать дополнительные расходы инвесторов, которые не возникают у
других видов субъектов экономических отношений. Подобный режим является
стимулирующим для привлечения инвестиций в национальную экономику.
Другие — исходят в своих суждениях из концепции регулирования
иностранных инвестиций в рамках законодательства о конкуренции.
Соглашаясь в целом с позицией последних, следует отметить, что
реализация концепции, которую они предлагают, по нашему мнению, является
отдаленной перспективой, поскольку идея привлечения иностранных инвестиций
на основе законодательства о конкуренции может быть претворена в жизнь
только в условиях сложившейся рыночной экономики. В условиях нестабильной
правовой базы и в отсутствии определенных гарантий иностранные инвесторы
вряд ли решатся на сколько-нибудь крупные вложения в экономику страны-
реципиента.
• Гарантии от изменения законодательства. В случае если акты
законодательства Беларуси, принятые после регистрации предприятия с
иностранными инвестициями, ухудшают положение и условия иностранных
инвесторов и создаваемых с их участием предприятий (т. е. на них
возлагается дополнительные либо увеличенные по сравнению с ранее
существовавшими обязанности или они ограничиваются либо лишаются имевшихся
прав), то к инвесторам, предприятию с иностранными инвестициями и (или)
иностранным инвестициям в течение пяти лет применяется законодательство,
действовавшее на день регистрации предприятия с иностранными инвестициями.
Вместе с тем данные требования не распространяются на изменение
законодательства республики в области обеспечения обороноспособности,
экологической безопасности и охраны здоровья населения.
• Гарантии от принудительных отчуждений. Иностранные инвестиции не могут
быть национализированы, реквизированы, изъяты, захвачены, принудительно
куплены либо взяты или подвергнуты другим действиям, эквивалентным по
последствиям и ведущим к лишению иностранного инвестора его права
собственности либо контроля или существенного преимущества его инвестиций,
кроме как по приговору или решению суда, а также по мотивам общественной
безопасности, при соблюдении определенных законом условий и порядка, со
своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества.
Отечественный законодатель предусматривает, что убытки, причиненные
иностранному инвестору либо предприятию с иностранными инвестициями в
результате принудительного отчуждения, возмещаются органом, принявшим
решение о принудительном отчуждении. Однако в Законе не указано, какие
органы вправе принимать подобные решения. Не определено также, что
представляет собой изъятие, захват, принудительный выкуп. В законе не дано
толкование национализации и реквизиции. Причем, если в ст. 243 Гражданского
кодекса дано понятие реквизиции, то о национализации законодатель
умалчивает, поскольку ст. 245 такого же кодекса «Национализация» всего лишь
отсылает к специальному закону о порядке и условиях национализации.
Вместе с тем проблемы национализации собственности существенным образом
влияют на инвестиционный климат. Акты национализации и огосударствления
частной собственности как национальной, так и иностранной, после 1917 года
без какой бы то ни было компенсации, с точки зрения международного права
считаются неправомерными. Отрадно, международно-правовая практика Беларуси
(в подписанных и ратифицированных инвестиционных договорах) пошла по пути
признания правомерности актов законной национализации только при условии
выплаты компенсации за национализированное имущество. Представляется
необходимым закрепить в Законе положение, в соответствии с которым
национализация будет рассматриваться, как исключительная мера и решение о
ней будет приниматься только парламентом страны, что также будет являться
определенной гарантией для иностранных инвесторов.
• Гарантии компенсации при возмещении убытков от незаконных действий
государственных органов и их должностных лиц. Убытки, понесенные
иностранным инвестором в результате исполнения им акта, решения, указания
государственных органов или их должностных лиц, нарушивших права инвестора,
предприятия, а также убытки, полученные в результате ненадлежащего
исполнения такими органами или их должностными лицами в отношении инвестора
либо предприятия обязанностей, предусмотренных законодательством Республики
Беларусь, подлежат компенсации этими органами по решению суда. Компенсация
должна быть своевременной, адекватной и эффективной.
К сожалению, законодатель не установил конкретного срока, в течение
которого должна быть выплачена компенсация, указав лишь, что она должна
выплачиваться без задержки. Таким образом, есть основания усомниться в
эффективности вышеназванной гарантии.
• Гарантии по использованию доходов от инвестиционной деятельности. После
уплаты налогов и сборов иностранным инвесторам в отношении принадлежащих им
доходов, полученных от использования их инвестиций, гарантируются следующие
направления использования доходов:
• использование их на цели инвестирования и реинвестирования, а
также на покупку товаров на территории Республики Беларусь;
• использование их на покупку другой валюты на внутреннем рынке
Республики Беларусь;
• беспрепятственный перевод доходов в валюте в страну
происхождения инвестиций или в любую другую страну.
Данным гарантиям придается большое значение практически во всех
соглашениях о поощрении и взаимной защите инвестиций. Гарантия перевода
капиталов и прибылей связана с повседневной инвестиционной деятельностью и
составляет основу таких соглашений.
• Страхование имущества. Одним из традиционных, достаточно эффективных
способов защиты имущественных прав физических и юридических лиц является
страхование. Возможность застраховать свои вложенные средства является для
инвестора гарантией того, что в случае их потери он получит хотя бы
частичное возмещение потерь в виде страхового возмещения. Подавляющее
большинство законов зарубежных стран об иностранных инвестициях содержат
правило, в соответствии с которым инвесторам представляется возможность
самим определять, стоит ли им воспользоваться страховой защитой своих
имущественных интересов. Белорусский Закон не является в этом смысле
исключением. В соответствии со ст.37 Закона страхование имущества и рисков
предприятия с иностранными инвестициями осуществляется по его усмотрению в
любых организациях, осуществляющих страховые функции на законных
основаниях, если законодательством Республики Беларусь не предусмотрено
обязательное страхование. Однако специальный закон «О страховании» в
значительной степени элиминирует возможности защиты иностранных инвесторов
путем страхования, как ни парадоксально это звучит. Дело в том, что по
смыслу ст. 7 вышеназванного закона, иностранные юридические и физические
лица, инвестирующие свой капитал в экономику Республики Беларусь, имеют право застраховать свой имущественный интерес только у страховщиков
Республики Беларусь. Такое положение, как правило, не соответствует
интересам иностранных инвесторов, так как они предпочли бы страховать свои
интересы в известных им страховых организациях, т. е. у себя в стране или в
страховых компаниях, чья надежность не вызывает у них сомнения. Кроме того,
в ситуации, когда для Беларуси является характерным отсутствие мощных
частных страховых компаний, способных страховать крупные инвестиционные
проекты, институциональные инвесторы не решаются вкладывать значительные
средства в экономику республики, в том числе и по этой причине.
Вместе с тем, в деле страхования иностранных инвестиций нашим
государством сделан целый ряд позитивных шагов. В частности, для реализации
защиты инвестиций в рамках системы страхования «Национальная программа
привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь» констатировала
необходимость обеспечить максимально возможное взаимодействие страховых
обществ с крупными зарубежными перестраховщиками. Предлагалось также решать
проблему страхования путем организации страховых пулов, создания института
страховых брокеров, что позволило бы в короткие сроки максимально
использовать имеющийся страховой капитал, распределить риски между
страховыми организациями республики (данные предложения были реализованы в
целом ряде нормативных актов, регулирующих вопросы страхования). Наконец, в
качестве важнейшей меры предусматривается создание Национального
перестраховочного общества с уставным капиталом в размере не менее 6 млн.
долларов США с участием государства и иностранных страховых и
перестраховочных обществ, а также Всемирного банка.
Рассмотренные тут проблемы свидетельствуют о необходимости
скорейшей разработки (предпочтительно на уровне закона) четкого механизма
реализации гарантий иностранных инвесторов с учетом высказанных замечаний и
предложений. В противном случае некоторые гарантии останутся всего лишь
декларацией, а при таких условиях нельзя рассчитывать на значительные
объемы инвестиций.
4.Экономическая эффективность инвестиций и капитальных вложений.
Необходимость быстрого технического и технологического переоснащения
предприятий, повышение конкурентоспособности их продукции непосредственно
связаны с инвестированием.
В последние годы в условиях общего кризиса экономики, нехватки
собственных финансовых ресурсов, дефицита бюджетных средств происходит
сокращение инвестиций в экономику. Объем инвестиций за последние десять лет
упал более чем на 50%. В 1993 году удельный вес инвестиций в ВВП составил
25,3%, в первом квартале 2001 года— 13,3%. При этом доля капиталовложений
производственного характера в общем объеме инвестиций меньше половины
(48,9%).
Инвестированные ресурсы зачастую используются неэффективно, и, как
следствие, возникает проблема "долгостроев", задолженности по кредитам.
Данная практика инвестирования ведет к расточительству финансовых ресурсов.
Происходит связывание денежных средств, которые могли бы быть направлены в
более эффективные производства и проекты. Поэтому в данных условиях особую
актуальность приобретает проблема оценки инвестиционных проектов.
Современные методы оценки инвестиционного проекта предполагают
всесторонность, объективность анализа, повышенные требования к расчетам.
Рассмотрим наиболее важные составляющие данной оценки:
=> порядок расчёта и оценки финансовых коэффициентов эффективности;
=> анализ движения наличных денег;
=> определение устойчивости проекта.
При оценке эффективности инвестиционных проектов следует различать:
• коммерческую (финансовую) эффективность — выгоду с точки зрения
реализующего проект субъекта хозяйствования;
• бюджетную эффективность — финансовые последствия осуществления проекта
для республиканского и (или) местного бюджета;
• экономическую эффективность — затраты и результаты, связанные с
реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов
участников инвестиционного проекта.
Основу оценки инвестиционного проекта составляет такое понятие, как
соизмерение затрат и результатов на его реализацию.
Общие инвестиционные расходы состоят из капитальных затрат и издержек под
оборотные средства. В свою очередь капитальные затраты включают
прединвестиционные расходы (издержки на маркетинговые исследования,
разработку технико-экономического обоснования и бизнес-плана, организацию
производства), сметную стоимость строительства (стоимость оборудования и
строительно-монтажных работ).
Согласно Рекомендациям по разработке бизнес-планов инвестиционных
проектов, утвержденным 31.03.99 г. Министерством экономики Республики
Беларусь, в качестве результата выступают чистая прибыль и амортизационные
отчисления. Отнесение амортизационных отчислений к результатам вполне
правомерно, так как в результате реализации проекта субъект хозяйствования
получает, наряду с прибылью, и определенную сумму амортизационных
отчислений для восстановления основного капитала, которым он раннее не
располагал.
Существующие методы оценки эффективности инвестиций можно подразделить на
2 группы:
1. Простые, или статистические методы.
2. Методы дисконтирования.
К простым, или традиционным, показателям оценки инвестиций относятся
коэффициент эффективности (рентабельность) и срок окупаемости.
Коэффициент эффективности — это отношение среднегодовой суммы прибыли к
сумме капиталовложений. Показатель отражает, какая часть инвестиционных
затрат возмещается в течение одного года планирования. На основании
сравнения расчетной величины рентабельности со средним уровнем доходности
по отрасли или нормативным проводится заключение о целесообразности
реализации инвестиционного проекта.
Срок окупаемости — период возмещения инвестиций. В международной практике
данный показатель определяется путем суммирования доходов до тех пор, пока
не будет получена сумма, равная объему инвестиций. В отечественной практике
данный показатель рассчитывается как отношение суммы инвестиций к
среднегодовой величине прибыли. Так как показатели прибыли в начале и в
конце периода неодинаковы, то происходит занижение срока окупаемости.
Проект считается приемлемым, если срок окупаемости удовлетворяет
требованиям кредитора.
Недостатки традиционных показателей: не учитывается фактор времени, то
есть изменение стоимости денег с учётом времени. Одинаковая величина денег
сегодня и через определённый период времени имеют разную стоимость по
причине обесценивания денег в результате инфляции, доходности капитала.
Для учёта временной стоимости денег используются дисконтированные
критерии эффективности инвестиционного проекта.
Дисконтирование – это процесс приведения экономических показателей разных
лет к сопоставимому по времени виду. Установление сегодняшнего эквивалента
суммам, выплачиваемым в будущем, определяется как произведение будущих
поступлений денег на коэффициент дисконтирования. Расчет коэффициента
дисконтирования приведен ниже:
D = 1/(1+i)n, где D — коэффициент дисконтирования;
I — дисконтная ставка; n — продолжительность инвестирования.
В качестве дисконтной ставки могут выступать средняя депозитная или
кредитная ставка, индивидуальная норма доходности с учетом инфляции и
уровня риска, альтернативная норма доходности по другим возможным видам
инвестиций, норма доходности по текущей хозяйственной деятельности.
Для оценки целесообразности проведения затрат в данный период, чтобы
получить выгоды в будущем, рассчитываются следующие дисконтированные
показатели:
1. Чистый приведенный доход, который представляет собой разницу между
приведенными к настоящей стоимости (путем дисконтирования) будущих денежных
потоков за весь период реализации бизнес-плана и суммой инвестируемых
средств. Данный показатель должен быть положительным, в обратном случае
инвестор не получит свои деньги обратно.
2. Индекс доходности (рентабельности) инвестиций — это отношение
приведенного денежного потока к сумме инвестируемых средств. Его величина
должна быть больше единицы,
3. Внутренняя норма рентабельности представляет собой ставку
дисконтирования, при которой чистый приведенный доход в процессе
дисконтирования будет приведен к нулю.
4. Динамичный период окупаемости — срок, в течение которого результаты
последовательного сложения дисконтированной чистой прибыли сравняются с
величиной инвестиций.
При рассмотрении альтернативных проектов, в том числе с разными
показателями эффективности по чистому приведенному доходу и внутренней
норме рентабельности, необходимо отдавать предпочтение первому показателю,
так как в данном случае получается больше (в абсолютном значении) выгод от
реализации проекта.
В случае финансирования за счет бюджетных средств, осуществления
государственной поддержки в обязательном порядке рассчитывается бюджетная
эффективность.
Выгода для бюджета представляет собой разницу между будущей величиной
уплачиваемых налогов в результате реализации проекта и субсидиями
(налоговые льготы, льгота по кредиту). Проект должен соответствовать
экономическим приоритетам государства.
При финансировании проекта государством или (и) международными
финансовыми фондами определяется экономическая эффективность.
Предполагается рассчитывать эффективность инвестиций без учета обслуживания
долга (выплаты процентов и погашения основного долга), так как данные
затраты приводят не к использованию (расходу) денежных ресурсов, а только к
их перераспределению. Кроме того, для определения выгод в целом для
общества необходимо рассчитывать следующие количественные показатели:
создание дополнительных рабочих мест, увеличение объемов производства и,
соответственно, уменьшение дефицита определенной продукции; рост доходов
населения за счет увеличения занятости и снижения цен.
Анализируя эффективность выбранной инвестиционной стратегии, следует
оценивать экологические внешние эффекты (экстреналии). Если возможно ущерб
выразить количественно, то его необходимо отразить в издержках проекта. При
трудностях измерения данные негативные стороны проекта следует выявить в
качественном анализе.
Оценка инвестиционного проекта должна в обязательном порядке включать
анализ последовательности платежей и поступлений денежных средств во
времени (в западной экономической литературе данный поток денежных средств
получил название cash-flow). Критерием принятия проекта является
положительное сальдо в любом временном интервале. Отрицательная величина
свидетельствует о необходимости привлечения заемных средств и, в
результате, о снижении эффективности из-за дополнительных расходов на
выплату процентов за данный кредит. При этом шаг расчета должен быть для
первого года сроком в один месяц. В обратном случае возникает опасность не
выявления нехватки денежных ресурсов в определенные периоды (например, во
время сезонной закупки сырья для перерабатывающих предприятий).
На эффективность инвестиционного проекта большое влияние оказывают
инфляционные процессы, происходящие в экономике. Снижение результатов
инвестиционной деятельности в связи с инфляцией обусловлено следующими
причинами:
1. Финансирование будущих затрат в результате повышения общего уровня цен
увеличится. Превышение сметных затрат, вызванных инфляцией, должно
рассматриваться не как превышение запланированных расходов, а как
дополнительное заимствование. По данным займам следует предусмотреть
выплату процентов и долга. В обратном случае предприятие столкнется с
кризисом ликвидности.
2. Стоимость основных фондов, приобретенных для проекта, через
определенное время в результате инфляции обесценится. В результате
амортизационные отчисления и, соответственно, себестоимость будут
искусственно занижены, а прибыль завышена, что приведет к возрастанию
реальных сумм налога.
3. Обесценивание товарно-материальных запасов и, соответственно,
увеличение налогового бремени. То есть предприятие будет вынуждено платить
так называемый "инфляционный налог".
4. Инфляция влияет на номинальную ставку кредитования. То есть
одновременно с повышением цен на ресурсы и собственную продукцию следует
предусмотреть увеличение суммы процентов по кредиту.
Для достоверной оценки результатов хозяйственной деятельности, в том
числе инвестиционной, в условиях инфляции следует разрабатывать планы в
текущих ценах.
Планируемый результат всегда далек от определенности. Следующим важным
этапом оценки эффективности инвестирования является оценка рисков
реализации проекта, определение степени влияния на результаты факторов
внешней среды.
В зарубежной практике используются такие методы для оценки риска
реализации проекта, как метод пороговых значений, анализ чувствительности,
методика моделирования.
Анализ риска, основанный на "пороговых значениях", определяет максимально
возможное отклонение переменных величин (цена ресурсов, инфляция, объемы
производства и реализации проекта). В зарубежной практике для данных целей
используется расчетно-конструктивный метод определения точки безубыточности
объема производства.
Чувствительность проекта — это устойчивость проекта по отношению к
изменениям основных внешних и внутренних параметров, заданных в качестве
допустимых. Алгоритм расчета можно представить следующим образом (рис.
4.1):
[pic]
Рисунок 4.1. Анализ чувствительности проекта
Таким образом, при высокой вероятности повышения цен на материальные
ресурсы проект становится неэффективным.
Использование вышеизложенных методов оценки инвестиционного проекта
позволит достаточно объективно определить эффективность инвестиционной
деятельности, избежать ошибок в выборе объектов вложения финансовых
ресурсов.
5. Планирование, финансирование и кредитование капитальных вложений.
Стратегическое планирование развития предприятий предусматривает
обоснование необходимых капитальных вложений, или инвестиций, на
осуществление предстоящих проектов. В состав капиталовложений входят
денежные ресурсы, или инвестиционные средства, связанные с приобретением,
содержанием и расширением основных производственных фондов, нематериальных
активов, оборотных средств и других видов собственности предприятий и фирм.
Основные фонды — это часть средств производства, которые многократно
используются в хозяйственной деятельности, не изменяя свою первоначальную
вещественно-натуральную форму Стоимость основных производственных фондов
переносится на готовый продукт (услуги) частями по мере износа и
возвращается предприятию после реализации продукции или услуг. Процесс
переноса стоимости основных фондов принято называть амортизацией. К
основным фондам относятся здания, сооружения, передаточные устройства,
рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы,
вычислительная техника, транспортные средства, технологическая оснастка,
хозяйственный инвентарь и т.д.
Нематериальные активы включают стоимость объектов промышленной и
интеллектуальной собственности и иных имущественных прав. К нематериальным
активам, используемым в течение длительного периода хозяйственной
деятельности и приносящим доход, относятся:
• права, возникающие из авторских и иных договоров на произведения науки,
компьютерные программы, изобретения;
• аренда земельных участков и др.
Такие активы по своему экономическому назначению напоминают основные
средства. Они также используются в течение длительного времени, приносят
прибыль их владельцу, не теряют со временем свою первичную стоимость. На
нематериальные активы тоже начисляется амортизация. Особенностью данных
активов является отсутствие материально-вещественной формы, сложность
определения их стоимости и расчета прибыли от их применения.
Оборотные средства состоят из оборотных фондов и фондов обращения.
Оборотные фонды по своему вещественном содержанию представляют различные
материальные запасы, ресурсы. Они однократно участвуют в производственном
процессе, изменяют свою натурально-вещественную форму и полностью переносят
стоимость на создание товара или услуги. Фонды обращения связаны с продажей
готовой продукции. Они включают изготовленные товары, запасы ресурсов,
денежные средства на расчетных счетах и в кассе предприятия. По характеру
участия в процессе производства и реализации продукции оборотные фонды и
фонды обращения тесно связаны между собой, переходят из сферы производства
в сферу обращения, и поэтому они учитываются в денежной форме как единые
оборотные средства.
Капитальные вложения, или инвестиции, на предприятиях планируются на
осуществление следующих инновационных проектов:
=> выполнение научно-исследовательских, экспериментальных,
конструкторских, технологических и организационных работ;
=> приобретение, демонтаж, доставка, монтаж, наладка и освоение
технологического оборудования и оснащение производственного процесса;
=> освоение производства продукции и доработка опытных образцов изделия,
изготовление макетов и моделей, проектирование предметов и средств труда;
=>строительство и реконструкция зданий и сооружений, создание или аренда
производственных площадей и рабочих мест, а также других элементов основных
фондов, непосредственно связанных с осуществлением проекта производства
новых товаров;
=> пополнение норматива оборотных средств, вызванное внедрением
проектируемых процессов или производством продукции;
=> предотвращение отрицательных социальных, экологических и других
последствий, вызванных внедрением предлагаемых проектов.
Общая величина планируемых капитальных вложений включает все суммарные
затраты на выполнение предусмотренных в стратегическом плане проектных
работ. Используя основные показатели стратегического планирования, можно
составить план капиталовложений по отдельным производственным
подразделениям или предприятию в целом на требуемый плановый период.
В общем виде, например, суммарную величину требуемых капитальных вложений
в технологическое оборудование можно определить по следующей формуле:
Коб=Це*Ке+Тр+Ссмр+Апл+Знир+Зпкр где Коб — общая сумма капитальных вложений;
Це — рыночная цена единицы оборудования;
Ке — количество требуемых единиц оборудования;
Тр— транспортные расходы;
Се — стоимость строительно-монтажных работ;
Апл — аренда (стоимость) производственной площади;
3нир — затраты на научно-исследовательские работы;
3пкр— затраты на проектно-конструкторские работы.
Подобные расчетные зависимости или модели могут быть составлены по
каждому подразделению предприятия, виду производственных ресурсов, типу
поставщика или сегменту рынка и т.п. Они могут быть использованы на всех
предприятиях для расчета требуемых капитальных вложений и оценки
инвестиционных последствий разнообразных плановых решений. Эти последствия
можно оценивать для ряда соответствующих допущений относительно будущих
условий хозяйственной деятельности. Основная структура капитальных вложений
в производственную сферу предприятия представлена на рис. 5.1. Как видно,
величина капитальных вложений на отдельные виды ресурсов, а также
производственные затраты и конечные финансовые результаты имеют тесную
взаимозависимость. Например, количество продукции, которое планируется
продать на рынке, зависит от наличия производственных мощностей в будущем,
что в свою очередь — от планируемого объема продаж. Аналогично издержки
производства зависят от суммы капитальных вложений, инвестируемых в
производственную сферу.
Планы капиталовложений обычно разрабатываются на годовые инвестиционные
проекты, но могут быть составлены и для более длительного срока, например,
на 5 или 10 лет. Инвестиционные проекты можно использовать для оценки
разнообразных финансовых последствий альтернативных средств, ресурсов, а
также условий внутренней или внешней среды. Они могут быть применены в
долгосрочном планировании таких показателей деятельности фирмы, как доход
на инвестиционный капитал, дивиденды на акцию, прибыль на единицу проданной
продукции, общий доход на акцию, доля продаж на рынке и т.д. В зарубежной
инвестиционной деятельности плановые расчеты и модели широко используются
при разработке рыночной стратегии фирмы, политики привлечения денежных
средств, программы технического развития, модификации технологии и т.д.
Стратегическое планирование капиталовложений позволяет каждому
предприятию выбирать такие варианты размещения дефицитных ресурсов, которые
могут обеспечить получение наилучших из ряда возможных социально-
экономических результатов. Оно служит не только основой оценки
экономической эффективности инвестиционных проектов, но и является
аналитическим инструментарием, с помощью которого можно найти правильные
ответы на следующие вопросы:
• Какой общий объем капиталовложений может или должна сделать фирма в
плановом периоде?
• Какие конкретные инвестиционные проекты должна принять фирма в будущем
времени?
• Из каких источников будет финансироваться инвестиционный портфель
фирмы?
Выбор и обоснование плановых решений по всем этим вопросам тесно связаны
между собой. Они не должны сводиться к нахождению простых ответов о том,
какое направление капиталовложений следует финансировать из данного объема
средств, поскольку сейчас и объем заимствования, и размер эмиссии акций
являются переменными значениями, которые постоянно находятся под контролем
высшего руководства фирмы. Поэтому все решения о выборе инвестиционного
проекта и получении фондов в идеальном случае должны приниматься
одновременно. В свою очередь, отбор проекта не может быть сделан
предприятием без учета его стоимости, на величину которой оказывают большое
влияние возможности получения необходимых инвестиций.
Анализ эффективности инвестиций дает ответы на все поставленные вопросы.
В конечном счете, он создает предприятию возможность свободного выбора
такого варианта распределения расходов в пространстве и времени, который в
будущем может дать максимальную прибыль или доход на вложенный капитал. С
учетом выработанных в теории инвестиционных решений и методологических
положений максимизация дохода или приращение капитала могут быть достигнуты
по правилу либо чистой дисконтированной стоимости, либо внутрифирменной
нормы прибыли.
В том и другом случае требуется правильное определение стоимости
капитала. Она представляет собой стоимость используемых для финансирования
проектов ресурсов. Величина капитала может быть определена на рынке или
рассчитана как альтернативная стоимость. При оценке инвестиционного проекта
стоимость капитала должна выполнять роль минимального норматива окупаемости
затрат, который перекрывается приемлемыми результатами. Идеальным будет
такой вариант проекта, когда стоимость капитала автоматически устанавливает
величину общего инвестиционного бюджета фирмы, так как должны выбираться
решения, обеспечивающие возможность получения доходов, равных или
превосходящих стоимость капитала. Такая инвестиционная политика ведет к
максимизации прибыли и благосостояния акционеров, поскольку в
стратегические планы предприятия включаются только те проекты, которые
увеличивают общую сумму его чистого дисконтированного дохода.
В процессе планирования капиталовложений на стратегические или долгосрочные
проекты стоимость капитала и совокупные доходы будут неопределенными. В
связи с этим при расчетах обычно предполагается, что общая стоимость фондов
на рынке отражает не только существующую цену денежных средств с учетом
доходов будущего периода, но также и степень риска, связанного с их
использованием в любой конкретной фирме или на предприятии. Кроме того,
необходимо учитывать предполагаемый период
осуществления инвестиционного проекта, привлечение собственных или заемных
денеж-
[pic]
Рисунок 5.1. Структура капиталовложений предприятия.
ных средств, планируемые ставки рефинансирования и кредитования проектов и
многие другие факторы неопределенности, как внутренней среды, так и
внешнего окружения предприятия.
В рыночных отношениях промышленных предприятий, банковских структур и
финансовых организаций основными источниками инвестиций являются
собственные доходы фирм и организаций, привлеченные капиталы акционеров и
учредителей, целевое финансирование из федеральных или региональных фондов,
кредиты коммерческих банков, выпуск ценных бумаг или эмиссия акций
корпораций, спонсорские и другие виды взносов и т.п. В каждом из
перечисленных источников финансирования капиталовложений существует много
общих правил и особенностей максимизации результатов и минимизации затрат.
В современной зарубежной экономической теории и хозяйственной практике
нет разногласий относительно роли стоимости капитала, однако нет согласия
относительно этого понятия, а, следовательно, и его измерения. В мире
современных рынков и финансово-экономической стабильности такой проблемы не
существует. Результаты эффективной финансовой деятельности многих
зарубежных фирм и корпораций давно уже доказали, что в условиях
определенности ставка процента играет роль стоимости капитала и
представляет собой рыночную ставку обмена между сегодняшними и будущими
деньгами. Поскольку риск в этом случае отсутствует, то здесь нет разницы
между стоимостью долга и акции. Доходность любого инвестиционного проекта
зависит от условий рынка капитала, определяющих ставку процента, которая
регулирует спрос и предложение средств. Приемлемость проекта зависит
главным образом от величины рыночной ставки процента. Иными словами, он
может быть принят при одних ставках и не рекомендован при других.
Следовательно, ставка процента, впрочем, как и любая другая рыночная цена,
выполняет свою распределяющую роль. Она также выполняет эту функцию и в
условиях неопределенности, когда одна ставка процента заменяется рядом
других, каждая из которых связана с различной степенью неопределенности в
планировании затрат и результатов.
Таким образом, действующая в условиях рынка учетная ставка процента или
норма прибыли на капитал служит не только основой долгосрочного
планирования требуемых инвестиций, но и распределения имеющихся денежных
ресурсов. В первые годы перехода от плановой экономики к рыночной учетная
ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации выросла в
сотни раз, что лишило большинство предприятий возможности брать кредиты на
долгосрочное развитие. Максимальная ставка Центрального банка Российской
Федерации в размере 210% пришлась на период с 15 октября 1993 г. по 29
апреля 1994 г., и затем пошло ее медленное снижение. Коммерческие банки
выдавали в этот период кредиты предприятиям под 300 и более процентов
годовых. В первом полугодии 1998 г. минимальная ставка составляла 30%,
средняя — 50%, максимальная — 150%. По прогнозам, ставка непрерывно будет
снижаться после 2000 г. до 6%-10%, как в цивилизованных рыночных странах. В
США, например, она составляет 5,75% годовых.
Снижение учетной ставки будет способствовать широкому использованию
банковских кредитов для подъема производства на отечественных предприятиях.
Кредитование всех предприятий и организаций производится на основе
принципов срочности, возвратности, платности, целевого назначения, залога
имущества и гарантии возврата, в соответствии с условиями договора. Кроме
кредитов коммерческих банков, предприятия имеют сейчас возможность
использовать для своего долгосрочного развития также другие источники
финансирования.
Заключение
В заключении нужно отметить, что белорусская законодательная база еще
достаточно несовершенна и недостаточна для нормального и устойчивого
протекания процесса инвестиционной деятельности.
Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности
должны быть более гибкими и не допускать разночтений. Они не могут быть
исключительно запрещающими или разрешающими, а должны быть направлены на
максимальное сотрудничество с субъектами инвестиционной деятельности,
обеспечивать получение обоюдной выгоды, как государству, так и инвестору.
Для устойчивого функционирования экономики государства необходима
стабильная работа производственных отраслей, а без привлечения инвестиций
поднятие производства весьма затруднительно для белорусской экономики. А
для привлечения в экономику РБ инвестиций необходимо создание здорового
инвестиционного климата, и формы и методы государственного регулирования
играют здесь одну из ключевых ролей.
Капитальные вложения выступают как одна из форм инвестиций в экономику
страны. Непрерывность и достаточность их являются обязательными для
нормального функционирования экономики каждой страны. В настоящее время
инвестиционная деятельность в стране осуществляется в условиях общего
кризиса ее экономики, нестабильности социально-экономического положения в
стране. Гиперинфляция, либерализация цен, дефицит бюджета, тяжелое
финансовое состояние предприятий и организаций, платежный кризис,
непрерывный рост стоимости строительства, дорогой банковский кредит, а
также другие кризисные явления вызвали резкое снижение объемов капитальных
вложений, капитального строительства и ввода производственных мощностей и
объектов строительства, что обусловило спад производства необходимой
продукции. Одной из мер по выводу экономики из кризиса должна являться
активизация инвестиционной деятельности, для чего необходимо изыскать
средства для дополнительных капитальных вложений, направить их на
выполнение приоритетных государственных программ, обеспечить их целевое и
эффективное использование.
Из всего вышесказанного следует, что инвестирование экономики процесс на
данном этапе развития Беларуси неизбежный. Поскольку, использование в
качестве инвестиций государственных займов и иностранных кредитов, как
показала практика, весьма неэффективно, необходимо привлекать частный, в
том числе и иностранный капитал в экономику РБ, и для этого нужно
совершенствовать законодательную базу, регулирующую инвестиционный процесс
в Беларуси.
Литература
1. Волков О.И. Экономика предприятия. Учебник. М.: Инфра-М, 2000 г.
2. «Белорусский рынок» №№ 1-12, 2001 г,
3. Самуэльсон П. Экономика, 1 т. М.: 1995 г.
4. Сергеев И.В. Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика, 1999
г.
5. Фадеев А., Рукин А. Инвестиционные портфели. //Рынок ценных бумаг,
№13, 2000.
6. Шойко С. Способны притягивать инвестиции. - "Белорусский рынок" 2001
г. № 14 с.16.
7. «Экономический бюллетень» № 1, 5, 6, 8, 2002 г.
8. Электронный архив газеты “Белорусский рынок” –
www.br.minsk.by/archive
9. Экономика. Финансы. Управление. 2002, № 11
10. “Экономика предприятия”. 2001, № 7
11. “Главный бухгалтер”. 2001, № 37
12. “Белорусский фондовый рынок”. 2001, № 6.