Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Индивидуализация в спортивных игpax: трудности, опыт, перспективы

Индивидуализация в спортивных игpax: трудности, опыт,
перспективы

Доктор педагогических наук, профессор М.С. Бриль

Опыт
команд-победительниц крупнейших соревнований подтверждает общее мнение
специалистов о возрастающей роли индивидуальности в командных видах спорта.
Тренерам все труднее компенсировать недостатки конкретного спортсмена
применением изощренной групповой тактики. Поэтому поиск талантов принял
массовый и довольно организованный характер. Но талантов, как известно, мало и
"на всех" не хватает.

В
любой успешной команде игроков можно разделить на три группы в зависимости от
их перспективности: талантливые, очень способные и достаточно способные.
Многократно отмечалось, что командная система функционирует особенно
эффективно, когда вокруг таланта собраны очень способные спортсмены. Это
стимулирует талант, а его окружение побуждает к конкуренции. При всей
неуместности арифметического подхода легко заметить превалирование команд, в
составе которых больше талантливых и очень способных игроков. Эта банальная
истина становится альтернативой, когда возникает реальная потребность в
комплектовании команды. Кроме естественного противоречия тренерских идей и
вечной ограниченности выбора исполнителей на передний план выдвигается проблема
объективной оценки перспективности игроков, уровня их совместимости с
партнерами и разработки индивидуальной стратегии совершенствования.

Все
эти задачи имеют целый ряд трудностей, которые можно разделить на
принципиальные, технологические и организационные. Первая группа объединяет те
из них, которые связаны с установлением надежности критериев оценки личной
эффективнос ти спортсменов и алгоритмов их перспективности. Несмотря на
интенсивную работу в этом направлении и немалый опыт международных федераций,
неопределенность существует как в интерпретации результативности и полезности
действий игроков, так и в оценках возможности конкретного спортсмена повысить
уровень игры. Иллюстрацией к тому, что эта трудность не преодолена, могут
служить многочисленные ошибки трансфертов игроков, которые в новых условиях не
повышают мастерства или даже снижают игровую эффективность. При этом еще и
теряются огромные деньги.

По-видимому,
изменить дело к лучшему можно, только научившись бороться со второй трудностью
- несовершенством средств и методов диагностики специальных способностей
спортсменов. Здесь важно отметить, что тенденция к расширению различных
обследований личности и организма спортсменов не привела пока к серьезным
позитивным результатам. Значит, дело не в объеме, а в специализации
диагностического комплекса. А это, в свою очередь, требует фундаментального
изучения способностей с использованием широкого спектра исследований, включая
сравнительные оценки валидности различных человеческих характеристик,
лонгитудинальные наблюдения, разработку статистических и индивидуальных моделей
перспективности совершенствования и т.д.

Третья
группа трудностей более органична, так как вытекает из группового характера
тренировки. Пытаться индивидуально работать с игроками в тренировочное время -
значит создать целое поле помех, способных зачеркнуть ожидаемые результаты
тренировки. А выход за его рамки может нарушить спланированный тренером баланс
тренировочных средств, нагрузок или психических состояний.

Преодоление
этих трудностей - один из важнейших стимулов для совместных усилий теоретиков,
методистов и практиков спортивных игр.

Следует
признать, что основным тормозом прогресса до сих пор было отсутствие адекватной
и надежной диагностики спортивных способностей. Обширные, но разрозненные
методики давали немало ценной информации о состоянии психики и соматики, но не
отражали главного - общей картины индивидуальных особенностей. Работая со
сборными командами, мы получали двухметровой длины распечатки результатов
обследований с тысячью показателей, однако перспектива спортивного успеха
конкретного игрока от этого не становилась намного яснее, а индивидуальные пути
его совершенствования по-прежнему приходилось нащупывать с помощью метода проб
и ошибок.

Действительно,
способности - это сложные многоуровневые структуры, включающие множество
параметров из различных сфер личности и организма человека. Все они находятся в
трудных и запутанных отношениях друг с другом, которые, в свою очередь, во
многом определяются наследственностью. Поэтому их нелепо изучать по частям,
если требуется понять индивидуальность. Эти соображения послужили основным
мотивом необходимости разработки методики, дающей возможность диагностики
спортивных способностей как целостных структур, с анализом индивидуальных
особенностей системы корпоративных и компенсаторных взаимоотношений элементов.

Такая
методика была разработана благодаря почти тридцатилетним непрерывным
исследованиям с участием репрезентативных групп испытуемых, от 6-10-летних
детей до чемпионов мира и олимпиад. Выявленные алгоритмы диагностики, кроме
того, выдержали многолетнюю проверку в естественных условиях, после чего
методика была запатентована.

Ее
наиболее очевидной особенностью является то, что она построена на материале
компьютерных игр, часть которых по содержанию как бы модифицирует фрагменты
традиционных тестов, а другая, большая, часть представлена авторскими сюжетами.
Преимущества игрового способа тестирования заключаются прежде всего в создании
позитивного мотивационного фона, демонстрации испытуемыми своих истинных
возможностей и отражении в результатах обследования тех сочетаний человеческих
особенностей, которые характерны для реальной спортивной деятельности.

В
состав "BRIL STRATEGY" включено 12 программ, насыщенных различными
сочетаниями тестов, анализирующих и оценивающих более 100 качеств, свойств
личности и способностей спортсмена, отфильтрованных по специально разработанной
схеме. Значение компьютерной подготовленности испытуемого сведено к минимуму,
так как все его действия ограничены элементарными манипуляциями
"мышью".

Надежность
методики утверждалась по трем направлениям: путем стандартизации с использовани
ем принятых статистических процедур, мерой адаптированности к конкретному
компьютеру и "величиной некомпетентности" - поправками на возможный
страх испытуемого перед компьютером.

Система
диагностики каждого отдельного параметра построена так, чтобы его оценка
дублировалась в нескольких тестах с различными условиями и мотивационным фоном.
Само обследование носит характер острой борьбы испытуемого с компьютером и во
многом моделирует особенности такого соперничества на реальном игровом поле.
После часа тестирования, немедленно выдается распечатка, содержащая оценочные таблицы,
графики и тексты, анализирующие как отдельные характеристики игрока (реакции,
амбиции, чувство мяча и т.д.), так и специальные способности (устойчивость
техники, способность к взаимодействию, адаптация к смене партнеров и т.п.).
Кроме того, оценивается потенциал ("стоимость") игрока и лимит его
возможностей в шести факторах эффективности соревновательной деятельности:
быстродей ствии, сообразительности, стабильности, надежности, точности и
обучаемости.

Сравнение
оценок потенциала спортсмена с мерой возможности его реализации в конкретном
соревновании открывает определенные возможности для оптимизации комплектования
и варьирования игровым составом. Существует много и других возможностей
использования диагностической информации. Наиболее привлекательная из них -
корректировать индивидуальную стратегию спортивной подготовки игрока, опираясь
на данные графиков и таблиц, содержащих "рекомендации компьютера" по
развитию, компенсации и структурированию личных факторов спортивного успеха.

К
существенным недостаткам методики следует отнести ее эксклюзивный характер и
относительную дороговизну, вызванную значительными затратами на
совершенствование технологии и подготовку операторов. Ее массовое использование
затруднено также недостаточной подготовленностью тренеров, среди которых лишь
немногие способны реализовать рекомендательную часть результатов диагностики. В
связи с тем что методика несколько опередила принятые понятия индивидуального
подхода, сотрудниче ство с тренерами в этой области пока требует больших усилий.
Среди ряда способов преодоления этих недостатков можно выделить удачные попытки
предложить в качестве средства индивидуализации специально разработанные
комплексы упражнений, снабженные необходимыми пояснениями, методами
педагогического контроля и таблицами оценок динамики специальных способностей.

Несмотря
на перечисленные и некоторые другие недостатки новая методика, по нашему
мнению, оправдывает свое назначение в главном - способствует выработке
оптимальной стратегии совершенствования спортивного мастерства. В качестве
положительных примеров эффективности ее использования можно было бы привести
довольно длинный список успехов команд-чемпионов и призеров во многих видах
спортивных игр, а также отдельных спортсменов, включая и весьма известных. Все
тренеры и игроки, наши и зарубежные, которые использовали хотя бы часть
рекомендаций методики, имели заметный успех. Мера этого успеха одна - повышение
соревновательной эффективности. Но нельзя забывать и о других сторонах -
создании для спортсменов благоприятных возможностей полнее реализовать
потенциал, устранении безвозвратных потерь времени на поиск "своей
игры", формировании индивидуального игрового стиля и кратчайших путей
совершенствования спортивного мастерства. Опыт показал, что и в условиях
группового способа тренировки успех новой методики возможен. Требуются лишь
смелость, амбиции, чувство нового у тренера!
Список литературы

1.
Бриль М. Докторская диссертация. - М: ГЦОЛИФК, 1988.

2.
Попов Г. с соавт. Методологические подходы к разработке новых психофизических и
психобиомеханических технологий. М, 1998.

3.
Родионов А. Влияние психологических факторов на спортивный результат. М, 1983.

4. Bril М. i kol.: "BRIL PROGRAM": diagnostyka
zdolnosci i kriteria individualizacji szkolenia tenisistow. - Warszawa,
Trening, 1995.

5. Bril М.: The Choice of Sports Activities with The Use
of The Possibility Computer Diagnostic. Bratislava, 1995.

6. Dobry L., Semiginovsky М.: Sportovi hry, vykon a trenink. -
Olimpia, Praha, 1988.

7. Gabler H., Ruoif В.: Zum Problem der Talentbesttimmung
in Sport, Sportwissenchaft, 1979.

8. Vanek М., Rychtecky A., Hosek V., Slepicka P.
Psychologie sportu, Praha: SFN, 1980.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.