Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


О некоторых постоянно действующих факторах в современной спортивной тренировке

О некоторых постоянно действующих факторах в
современной спортивной тренировке

Доктор педагогических наук, профессор Цв. Желязков,
Национальная спортивная академия, София

Поводом
для написания настоящей статьи явилось любезное приглашение редколлегии журнала
"Теория и практика физической культуры" к участию иностранных
специалистов в дискуссии по проблемам спортивной тренировки.

Проблема,
на которой я останавливаюсь, имеет отношение к некоторым положениям в статье Ю.
Верхошанского (1998, № 2), которые, как мне кажется, не представлены в духе
наилучших традиций научной критики.

Прежде
всего ошибочно рассматривать концепцию Л.П. Матвеева о "периодизации"
как целостную теорию спортивной тренировки. Не принимаю суждения, что она
сыграла отрицательную роль в сфере высшего спортивного мастерства. Блестящие
достижения спортсменов бывшего Советского Союза категорически опровергают эту
точку зрения. Эмоциональные заключения, что теория периодизации построена на
"примитивной методологии" и "схоластической демагогии",
также вызывают недоумение. Ни в коем случае нельзя утверждать, что кризис в
циклических видах спорта и потеря передовых позиций в отдельных дисциплинах
легкой атлетики также основаны на "злополучной" теории периодизации
Л.П. Матвеева.

В
связи с этим позволю себе обратить внимание на некоторые постоянно действующие
факторы в современной спортивной тренировке, которые лежат в основе высоких и
стабильных спортивных результатов.

Известно,
что развитие теории и методики спортивной тренировки в историческом плане
неразрывно связано с возрастающими социальными функциями спорта в современном
обществе. Один ретроспективный анализ подготовки и участия элиты мирового
спорта в олимпийских, мировых, европейских и других крупных соревнованиях
показывает, что современные рекордные достижения в спорте являются конечным
результатом совокупной интеллектуальной и физической энергии широкого круга
специалистов, материализованной в учебно-тренировочном процессе.

Отсюда
следует, что интеллектуализация спортивной тренировки является центральным и
доминирующим фактором спортивного достижения в современной системе спортивной
подготовки.

Высокая
эффективность этого фактора обуславливается рядом его частных компонентов:

-
возрастающим взаимодействием и взаимным проникновением различных научных
дисциплин: физиологии, психологии, биомеханики, биохимии, педагогики и многих
других;

-
интенсивным внедрением современной тренажерной, телеметрической и
электронно-вычислительной техники;

-
универсализацией научных методов (прежде всего математизацей
научно-исследовательского процесса);

-
методологической ролью таких интегральных наук, как кибернетика, теория систем,
теория информации и др.

Именно
такая двусторонняя связь спорта с наукой и техническим прогрессом обеспечивает
качественно новую характеристику современной спортивной тренировке.

В
отличие от сферы материального производства, где интеллектуализация облегчает
или полностью устраняет физический труд, в спорте она приводит к его
интенсификации. С повышением спортивного мастерства увеличивается и число
факторов, определяющих рекордные достижения, а вместе с тем и экстремальные
требования к физическим и психическим усилиям спортсменов. Это выдвигает
проблему допустимых границ тренировочных и соревновательных нагрузок (по
величине, характеру и направлению), а также связанные с ними проблемы
психологического, нравственного характера и состояния здоровья.

Анализ
ведущих систем подготовки в спорте показывает, что в сфере тренировочных
воздействий выделяются некоторые факторы особой значимости для спортивного
результата.

Возрастает
значение взаимосвязи между двумя основными принципами спортивной тренировки:
"адекватность и целесообразность тренировочных нагрузок" и
"единство общей и специальной подготовки". Это выводит на передний
план ряд приоритетных задач методики тренировки:

-
систематическую и целенаправленную работу по максимальному развитию тотальной
функциональной работоспособности организма. В это понятие включены три
органически связанных компонента человеческой моторики: аэробные, силовые и
скоростные возможности (в соответствующих пропорциях, в зависимости от
специфики двигательной деятельности);

-
научно обоснованную технологию для максимальной эффективности использованных
средств и методов, формирующих тотальную работоспособность;

-
максимальную трансформацию функциональных возможностей в соответствующей
двигательной структуре, то есть высокий коэффициент полезного действия
технического мастерства.

Высокий
уровень тотальной функциональной работоспособности организма представляет собой
материальную (биоэнергетическую) основу для системной, высокоинтенсивной
подготовки и участия в соревнованиях, которые предлагает современный спортивный
календарь. В этом отношении типичным примером могут служить соревнования
олимпийской программы, которые для отдельных видов спорта продолжаются по 10-12
дней; соревнования в Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) и Национальной
хоккейной лиге (НХЛ), где играют по 90-100 встреч в течение 6-7 месяцев,
непрерывно путешествуя на фоне огромного физического и психического напряжения;
турниры по теннису, в которых спортсмены играют матчи ежедневно в продолжение
3-4 ч, не снижая эффективности игры. Подобные нагрузки характерны и для
спортивной гимнастики, гребли, борьбы и многих других видов спорта. Именно это
определяет ведущую роль специализированной базовой подготовки, без которой
невозможно технико-тактическое совершенствование.

Наступают
качественные изменения в периодизации спортивной тренировки, то есть в
структуре и содержании тренировочного процесса во времени.

Классическая
установка, что в основе периодизации лежит фазовый характер развития спортивной
формы, не потеряла своего принципиального значения, но в технологии ее
моделирования и управления произошли серьезные качественные изменения. Это
связано с рядом объективных причин:

-
коммерциализация спорта предлагает спортсменам различные материальные и
моральные стимулы, которые направляют их действия в избирательном участии в
различных по рангу спортивных соревнованиях;

-
накопленный теоретический и практический опыт при изучении ряда механизмов
адаптационного процесса (преимущественно в медико-биологическом и
психологическом плане) помогает в нахожденнии эффективных средств и методов
продолжительного поддержания тренированности и на этой основе - более гибкие
формы для достижения или временной потери спортивной формы;

-
профессионализация тренировочной и соревновательной деятельности внесла ряд
коррективов в режим спортсменов, соответственно в структуру и содержание
макро-, мезо- и микро-циклов (особенно последних). В результате этого налицо
ярко выраженная дифференциация планирования и управления спортивной
тренировкой, в зависимости от специфики каждого вида спорта.

Повышается
роль целенаправленной и продолжительной мотивировки для подготовки к
соревнованию и участия в нем, мобилизующей все физические и моральные усилия (и
лишения) во имя высокой цели - высшего спортивного достижения и победы.
Успешное формирование этого фактора зависит от ряда объективных и субъективных
предпосылок:

-
наличия благоприятной социальной среды для оценки и стимулирования
(материального и морального) этих усилий - результат увеличивающейся
социализации спорта в современном обществе;

-
разработки специализированных средств, методов и форм воздействия на
интеллектуальный, волевой и эмоциональный мир спортсмена соответствующими
специалистами (психологами, социологами, медиками и др.), что приводит к его
стабильному поведению и реакциям в экстремальных условиях тренировки и
соревнований;

-
повышения общей и специальной культуры спортсмена как предпосылки для
сознательной сильно мотивированной самоподготовки и самоконтроля вне тренировки
и состязания.

Формирование
продолжительной и эффективной мотивировки связано с рядом новых функций
большого спорта. До недавнего времени ведущими в этом отношении были
идеологические и политические мотивы, жертвами которых стали Олимпийские игры в
Москве в 1980 г. и Лос-Анджелесе в 1984 г. Наступившие положительные изменения
в международных отношениях выводят на передний план престижные, воспитательные
и интегративные функции спорта.

Системный
подход к процессу становления спортивного мастерства в последние годы позволил
вникнуть не только в структурную сложность внешнего воздействия, но и в
динамику и характер утомления и восстановительных процессов и конкретнее - в
рациональное использование вещественных, энергетических и информационных
ресурсов организма. Этим были созданы необходимые научно-методические
предпосылки для построения современных систем восстановления как существенного
фактора высоких спортивных достижений.

В
основу этих систем заложен ряд принципиальных установок, которые определяют как
средства, способы и формы восстановления, так и рациональное построение
тренировочных занятий во времени.

Известно,
что динамика восстановительных процессов, независимо от вида раздражителя,
имеет логистический и гетерохронный характер, то есть восстановление и
сверхвосстановление (суперкомпенсация) различных функций организма не
происходит одновременно и линейно. В этом случае приложение
"классических" принципов нагрузок (каждое последующее занятие
выполняется в фазе повышенной работоспособности) резко ограничивает количество
созидательных тренировок и понижает эффективность тренировочного процесса.

Системные
исследования процесса утомления раскрыли сложный механизм этого явления и роль
ведущего звена, которое вызывает дискоординацию функционирования различных
органов и систем. Перенос тяжести в следующих занятиях на другие факторы
работоспособности (которые восстановились скорее) дает возможность увеличить
количество тренировок с более созидательным эффектом.

Из
изложенного следует, что система восстановления в современной спортивной
тренировке должна быть построена на строго научной основе, с учетом
закономерностей и механизмов адаптационного процесса. Это подчеркивает
доминирующие тенденции в технологии рассматриваемой деятельности:

-
возрастает значение комплексного восстановления, которое включает широкий
диапазон спортивно-педагогических, физикальных, психологических,
медикаментозных средств, методов и форм ускорения восстановительных процессов
во время или непосредственно после тренировки или соревнования, а также для
профилактики и лечения травм и заболеваний;

-
совершаются качественные изменения в технологическом обеспечении системы с
помощью современной (преимущественно портативной) аппаратуры и хорошо
оборудованных кабинетов, что гарантирует тщательную диагностику и эффективный
восстановительный процесс;

-
совершенствуется методика дифференцированного восстановления в непосредственной
связи с тренировочными занятиями и соревнованиями. С этой целью широко
используются спортивно-педагогические, психологические и медикаментозные
средства в рамках так называемых восстановительных, тонизирующих и
состязательных микроциклов.

Одним
из главных критериев эффективности каждой тренировочной системы является
уровень контроля основных факторов спортивного достижения. Без сомнения, это
подсистема, в которой в последние годы отмечен значительный прогресс. Именно
здесь сфокусирована большая часть научно-прикладных достижений отдельных наук:
электроники, биомеханики, биохимии, компьютерного моделирования и многих
других.

По
сути, контроль включает в себя три органически связанные д=еятельности:
измерение, оценку и оптимизацию постоянно действующих факторов на спортивное
достижение. Эффективность этой деятельности в современных системах спортивной
подготовки определяется прежде всего их организационным, технологическим и научно-методическим
обеспечением.

В
научной организации контроля на передний план выходят следующие виды
деятельности:

-
создание специализированных звеньев для оперативного, текущего и этапного
контроля (исследовательские и прикладные институты, специализированные
лаборатории, профилированные кабинеты и др.) в соответствии с
материально-техническим и кадровым обеспечением;

-
создание необходимой координации и оперативного взаимодействия этих звеньев с
органами, которые осуществляют тренировочный процесс: тренерами, клубами,
федерациями.

-
организация эффективного контроля по выполнению принятых решений о радикальных
коррекциях в системе тренировочных воздействий.

В
техническом обеспечении контроля главное внимание сосредоточивается на трех
основных направлениях:

-
техническом оборудовании для комплексного (этапного) контроля в стационарных
условиях. По существу, это аппаратурные комплектации для интегральной оценки
морфофункционального статуса и психического состояния спортсмена, некоторые
основные биомеханические компоненты моторики и т.д.;

-
техническом оборудовании для текущего контроля в полевых условиях: подвижные
лаборатории с портативным обеспечением и специализированные кабинеты на
тренировочных базах;

-
техническом оборудовании для оперативного контроля (в процессе самой
тренировки), включающем телеметрическую аппаратуру для контроля
кардио-респираторной системы, лактат-анализаторов для экстренной оценки
продуктов метаболизма, видеоаппаратуры для контроля за спортивной техникой и
т.д.

В
научно-методическом обеспечении контроля центральное место занимает нормативная
база для оценки и оптимизации основных факторов спортивного достижения. Ее
практическая стоимость определяется наличием следующих компонентов:

-
системы высокоинформативных тестов и показателей для комплексной или
дифференцированной оценки состояния спортсмена на различных этапах спортивной
подготовки;

-
надежных математико-статистических методов для обработки первичной информации и
соответствующих критериев для оценки достоверности полученных результатов;

-
оценочной системы степени исследованных факторов или их отдельных компонентов
(шкал, таблиц, номограмм и др.);

-
оптимизационных моделей повышения эффективности тренировочного процесса путем
выборного воздействия на различные факторы спортивного достижения.

Анализ
мирового опыта в последние годы показывает, что и в трех направлениях контроля
в качестве ключевой подсистемы в современной спортивной тренировке отмечается
исключительный успех. Достаточно отметить создание новых специализированных
институтов для "научно-тренировочных исследований" - в Калгари,
Канберре, Колорадо-Спрингсе, Пекине, преобразование бывшего Лейпцигского
исследовательского института в "Центральный научный институт тренировки и
ее приложения" и много других.

В
случае принятия положения, что постоянно действующие факторы в современной
спортивной тренировке органически связаны с наукой и техническим прогрессом,
логически возникает вопрос, до какой степени специалисты в этой области могут
использовать их продукты: компьютеры, эргометрические комплектации, современные
исследовательские методики, информационные системы и т.д. А также до какой
степени они, превращаясь в субъекты этого процесса, в состоянии предложить
новые идейные проекты и практические решения для развития в близкой и более
отдаленной перспективе. Для этого необходимо выйти из круга узких практических
знаний о конкретном виде спорта и дисциплине. Выход из этих рамок должен
произойти путем единства дифференциации и интеграции познавательного процесса.
Дальнейшее углубление и расширение специализированных знаний о спортивной
тренировке немыслимо без знакомства с проблемами биоэнергетики, биомеханики,
эргометрии, функциональной диагностики, количественного анализа и моделирования
сложных явлений и процессов.

Это
ни в коем случае не подменяет, а обогащает теоретико-методологические основы
спортивной тренировки как сложного многостороннего педагогического процесса в
экстремальных условиях тренировочной и соревновательной деятельности.
Список литературы

1.
Акчурин И.А., М.Ф. Веденов, Ю.В. Сачков. Познавательная роль математического
моделирования. - М.: Знание, 1968.

2.
Борилкевич В.Е. Физическая работоспособность в экстремальных условиях мышечной
деятельности. Л., 1982.

3.
Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.:
ФиС, 1985.

4.
Верхошанский Ю.В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки.
//Теория и практика физической культуры, 1998, № 2.

5.
Волков Н.И., А.В. Карасев, М. Хосни. Теория и практика интервальной тренировки
в спорте. М., 1995.

6.
Друзь В.А. Спортивная тренировка и организм. - Киев: Здоров’я, 1980.

7.
Друянов Л.А. Законы науки и научное объяснение. - М.: Знание, 1967.

8.
Желязков Ц. О сущности спортивной формы. //Теория и практика физической
культуры, 1997, № 7.

9.
Желязков Ц. Основи на спортната тренировка. НСА. София, 1998.

10.
Зациорский В.М. Кибернетика, математика, спорт. - М.: ФиС, 1969.

11.
Матвеев Л.П. Проблема периодизации спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1965.

12.
Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1977.

13.
Матвеев Л.П. Вновь о "спортивной форме". //Теория и практика
физической культуры. 1991, № 2.

14.
Меерсон Ф.З., М.Г. Пшенникова. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим
нагрузкам. - М.: Медицина, 1988.

15.
Платонов В.Н. Адаптация в спорте. - Киев: Здоров’я, 1988.

16.
Селуянов В.Н. с соавт. Теория и практика применения дидактики развивающего
обучения в подготовке специалистов по физическому воспитанию: Тр. ученых РГАФК.
М., 1996.

17.
Современная система спортивной подготовки /Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча,
Б.Н. Шустина. - М.: Изд. СААМ,
1995.

18. Costill D. Inside running: basis
of sports physiology. Indianapolis: Benchmark Press, ins., 1986.

19. Disk F. Sport training
principles. Lepus Books. London, 1980.

20. Harre D. Treningslehre. Berlin,
1978.

21. Malacko J. Osnove sportkog
treninga. Kiberneticki pristup. Beograd, 1982.

22. Stiehler G. Methodik des
sportunterrichts. Berlin, 1973.

23. Tschiene P. Der akthuelle stand
der Theorie des trainings. Leistungssport, 1990, n. 3.

24. Zatsiorsky V.M. Science and
practice of strength training. Human Kinetics, 1995.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.