Реферат по предмету "Религия и мифология"


Геракл

Ярослав Захарян
Введение.
Обращаявзгляд на историю развития европейской цивилизации и человеческого общества вцелом, ясно различается один из основополагающих, базисных и образующихпериодов эволюции планетарного социума, определяемых приоритетно эллинскойкультурной и геополитической моделью, как сотни лет тому назад, так и внастоящее время. Древняя Греция была, есть и вероятно, ещё очень долгое времябудет предметом жгучего, постоянного и нескончаемого интереса исследователей вобласти истории, литературы, психологии, философии, культуры, правоведения,мифологии и, думается, всех прочих общественных наук, основы которых берут своёначало в древнем мире вообще и в античном, эллинском мире, в частности.
Безусловно,чтобы познать, систематизировать и изучить греческую и в целом античнуюцивилизацию, необходимо первостепенно обратить взгляд на духовную культуру,понять или, по крайней мере попытаться вникнуть в суть образа мыслей,ментального сознания, самоидентификации и идеологии народа её созидавшего.Нужно окинуть взором самые широкие пласты духовной жизни древних греков, и впервую очередь это будут религиозные верования, мифологические образы и сюжетыэллинов, между собой прочно и неразрывно взаимосвязанные.
Даннаяработа является попыткой на примере вычлененного
фрагментадуховной культуры пролонгированного темпорально и, образно говоря, спиральнораскрывающегося и свёртывающегося под воздействием развития общества, показатьэволюцию и генезис “греческого духовного мира”, ментальности, персональнойидеализации, как формы проявления внутренних представлений народа о величии. Атаковым фрагментом является образ величайшего греческого героя древности — Геракла.
Необходимоотметить, что образ настоящего героя, как его понимали древние эллины, отнюдьне являлся их изобретением, открытием или, даже хотя бы последующейпрерогативой. Подобные образы крайне популярны у самых разных народов самыхразличных исторических периодов, относящихся к родственным, взаимопроникающим иабсолютно чуждым культурным традициям. Притом, образы не просто похожи, частоони во многом практически конгруэнтны. Вот даже близко не полный переченьподобных примеров: древневавилинский Гильгамеш, финикийский Мелькарт,библейский Самсон, германо-скандинавский Донар (Тор) и Сигурд, армянскиеВахагн и Давид Сасунци, тибето-монгольский Гесер, русский Илья Муромец,англо-саксонский Беовульф и, отчасти, даже индейский Гайавата.
Однако,именно древнегреческий Геракл вобрал в себя все самые лучшие чертыгероического, те стороны натуры, которые одновременно и сильно возвышали егонад другими людьми и делали, а впрочем, и делают его интересным и близким самымразличным слоям населения в самых разных странах во все времена. Это сила иблагородство, аристократичность и народность, жестокость к врагам имилосердие, великодушие, щедрость и верность долгу, ум и почти детскуюнаивность.
Чемже образ Геракла привлекателен не только эллинам, но и современным людям?Думается, что можно выявить не менее двух сторон и не менее двух слоёв приответе на данный вопрос.
Человеквсех времён стремился во-первых к совершенству, а во-вторых к силе, и в обоихслучаях как к духовным, так и к физическим. И хотя это качества в абсолютномвыражении, даже потенциально практически невероятны, но теоретически возможны,и на примере отдельных индивидуумов относительно реализуемы, хотя вдвухстороннем комплексе и маловероятны.
Сознательно,человек стремится к совершенству и гармонии, а образ Геракла мыслится именнотаковым. Но почему? Видимо в силу совершённых им подвигов, ибо максимальнаясамореализация всегда виделась людям в отдельности и народам, да и всемучеловечеству в целом, как насущная потребность и необходимость, а,соответственно, как конечная цель бытия. А Геракл — это наглядный примерближайшего приближения к этому.
Внешнийже слой интереса, вызываемого образом Геракла более очевиден. Последниедесятилетия человечество стало гораздо больше внимания уделять здоровью ифизическому развитию, а соответственно физической культуре и спорту. А Гераклявляет образец героя, щедро одарённого здоровьем и силой (как одной изипостасей здоровья) и постоянно совершенствующего свои, данные богом (читайприродой) качества в свершениях во благо людей (что дополнительно придаёт емуореол романтизма и мужественности). К слову сказать, Геракл в Древней Элладесчитался основателем Олимпийских Игр, а, учитывая всё возрастающее внимание кним и растущее мировое значение оных, связь античности и современности черезобраз Геракла становится очевидной.
Напротяжении истории постантичного периода деятели культуры, искусства и наукинеисчислимое количество раз обращали внимание на античное духовное наследие,огромным, а может основополагающим пластом из дошедшего до нас в котором,является мифология древних греков. Как известно, любимейшим героемдревнегреческой мифологии был Геракл, но почему-то это не нашло отражения впоследующие времена. Хотя наблюдались отдельные обращения к данному образу, нооднако они носили более касательный, неконкретный и поверхностный характер.
Лишьв последние сто лет интерес к мифологии возрос настолько, что деяниядревнегреческих героев легенд и мифов стали широко известны, но и поныневыделение отдельных героев и исследование оных (в том числе Геракла) нельзяназвать тенденциозным явлением, что кажется с одной стороны закономерным всвете неразрывной связи с другими персонами и явлениями мифологического мираантичности, с другой же стороны по меньшей мере странным, учитывая яркость,широту характеров и натур.
Однако,достаточно углублённо и полно исследованиями греческой мифологии занимались всвоих работах Лосев А.Ф., Штоль Г.В. “Мифы классической древности”, ЗелинскийФ.Ф. “Сказочная древность Эллады”, Альтман М.С. “Греческая мифология”, РадцигС.И. “Античная мифология”, Тахо-Годи А.А. “Греческая мифология”, Кун Н.А.“Легенды и мифы древней Греции”, Грейвс Р. “Мифы древней Греции”, ПарандовскийЯ. “Мифология”, Гренчени-Вальдапфель И. “Мифология”, Нейхардт А.А. “ГероиЭллады”, Голосовкер Я.Э. “Сказания о титанах” и другие. И в целом,древнегреческие мифы и легенды в общем являют собой сформировавшийся всовременном человеческом сознании комплекс представлений.
Всёже, необходимо отметить, что при обилии исследовательских работ, ощущаетсяявный недостаток источниковой базы по греческой мифологии, и особенно подревнему её периоду, который как раз и является предметом исследования даннойработы.
Безусловнотакая база во времена расцвета греческой цивилизации существовала и былонаверняка более чем обильной, но до современности не дошла, сохранив лишьупоминания о некоторых авторах и их произведениях, а также преданиях,передававшихся в народе без указания на личности авторов, либо певцов. Самымизвестным из догомеровских певцов и поэтов является полулегендарный Орфей, который,как считалось был на 10 поколений старше Гомера. Мифы о нём переплетаютсямотивами, в том числе с геракловыми (нисхождения в Аид — из подвигов Геракла).Также известен Мусей, бывший учителем, либо учеником Гомера, которомуприписывались теогония и различные гимны, в том числе и л деяниях героев (апотому вероятно и Геракла). Некий мифический Лин, певец, якобы сын Аполлона ицарской дочери, или по Гесиоду, сын музы Урании и Аполлона. Лина считалиучителем Фамирида, Орфея и Геракла, поэтом и мудрецом, превосходившим самогоГомера и по старшинству и по искусству.
Кдошедшим источникам относятся гомеровские поэмы “Илиада” и “Одиссея”,произведения Гесиода “Теогония” и др. и дошедшие гимны Архилоха, в которых естьмифологические соотнесения.
ПоэмыГомера “Илиада” и “Одиссея” были созданы в первой трети I тысячелетия до н.э. Втой области древней Греции, которая носила название Ионии. “Составителей этихпоэм было вероятно очень много, но художественное единство поэм предполагаеткакого-то неизвестного нам единоличного автора, оставшегося в памяти всейантичности и всей последующей культуры под именем слепого и мудрого певцаГомера”1(Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М.,1996. С.34.). И хотятематическими параллелями и косвенными указаниями поэмы связаны с Геракловымциклом подвигов, но лишь в отдельных стихах встречаются упоминания о самомГеракле, и часто даже не о нём самом, а о его силе и его подвигах в контекстелиц и сюжета эпоса.
Гесиод- возможно, младший современник Гомера или автор, несколько удалённый от негопо времени. Как житель консервативной земледельческой области Греции, Беотии,он — наследник и хранитель древнейших традиций в художественной трактовкерелигиозной тематики. Его поэмы принято относить к VII в. до н.э. Основныедошедшие до нас произведения “Труды и дни” и “Теогония” (“ О происхождениибогов”), в которой есть довольно много упоминаний о Геракле. Но в контекстеисследования образа Геракла наиболее интересна было бы, не дошедшеепроизведение “Щит Геракла” — поэма в 480 стихах. В поэме не рассказывалось овсех подвигах Геракла, а изображается его поединок с чудовищем Кикном, сыномАреса, причём на первом плане — длинное, тяжёлое и напыщенное, с большимипреувеличениями изображегние щита Геракла, неудачное подражание XVIII песни “Илиады”,где описывается щит Ахилла.
Архилох- жил на острове Паросе в начале VII в. до н.э., по преимуществу прославился навсе времена своими ямбами, почему и сопоставлялся с Гомером. Нам мало известноо его гимнах (хотя его знаменитый гимн Гераклу традиционно исполнялся в честьпобедителей, хотя и не дошёл до нас ). Писал он также басни, эротическиестихотворения и эподы.
Вцелом, необходимо отметить, что в дошедших до нашего времени письменныхлитературно-исторических источниках архаического периода развитиядревнегреческой цивилизации, сведения и упоминания о Геракле совершеннонеполны, необстоятельны, поверхностны, отрывочны и неперсонофицированы. Наосновании них трудно сложить всеобъемлющее и всеохватывающее представление обэтом герое.
Цельюданной работы и не является охват всех данных, а также создание законченногопредставления об образе Геракла, ибо на основании дошедших архаическихисточников о нём это и не представляется возможным. Первостепенной задачеймыслится концентрация и частичная систематизация упоминаний и указаний наГеракла в произведениях древнейших авторов.
1. Геракл — величайший герой Эллады.
Преждечем исследовать упоминания о Геракле в древнейших источниках, следует обозретьсаму личность Геракла, как самого значительного и популярного во всём античноммире героя. Нужно сказать, что даже в Римской культуре культ Геркулеса (такименовался в Риме Геракл) был очень распространён; и даже в культуре древнейшихжителей Аппенинского полуострова этрусков существовал культ Геркле, соотносимогос Гераклом, которого почитали как прародителя этрусков.
Итак,Геракл. Вот краткое изложение комплекса сведений о нём на основании всехдошедших данных источников различных видов и жанров. Тиринфский царь Амфитрион,муж Алкмены, дочери Электриона, внук легендарного Персея, сын тиринфского царяАлкея и дочери Пелопа Астидамии отправился в поход против племени телебоеввместе со своим дядей микенским царём Электрионом. В это время Зевс, пленённыйудивительной красотой Алкмены, приняв образ её мужа, спустился с Олимпа на еёбрачное ложе. Вскоре вернулся и сам Амфитрион. В назначенный Зевсом день уАлкмены родилась двойня — сын Амфитриона Ификл и сын Зевса — Алкид,прославившийся впоследствии под именем Геракла; это прозвище было дано емудельфийской пифией и означало “совершающий подвиги из-за гонений Геры”.Действительно, ревнивая жена Зевса, Гера с самого младенчества ненавиделабудущего героя. Богиня наслала на малютку, лежавшего в колыбели, двух огромныхядовитых змей. Но маленький Алкид задушил обеих змей. Хитростью Гера сделалатак, что Геракл попал в зависимость от царя Микен и Тиринфа, трусливого изавистливого Эврисфея, сына Ефенела и Никиппы. Но Зевс решил, что Алкид-Гераклбудет в подчинении у Эврисфея лишь до совершения им двенадцати великих подвигов,по приказу оного царя. А любимой дочери — богине Афине Зевс поручил оберегатьгероя и помогать ему. Божественная кровь, текшая в герое проявлялась внеобычайных способностях ребёнка, который рос и развивался с необычайнойбыстротой. “Амфитрион, гордый тем, что растит сына Зевса, наделённогонеобычайной силой и привлекательностью, дал герою всестороннее образование.Геракл, кроме телесных упражнений и умения владеть оружием, занимался пением иигрой на кифаре.”1(Нейхардт А.А. Герои Эллады. СПб.,1999.С.220). Вскоре Гераклженился на Мегаре. Но богиня Гера наслала на Геракла такое безумие, что онлишил жизни троих своих сыновей и детей своего брата-близнеца Ификла.Дельфийская Пифия для очищения от скверны детоубийства и обретения свободывелела герою идти в Микены и служить Эврисфею до исполнения двенадцатинепосильных для простых смертных подвигов.
Вотдвенадцать подвигов Геракла, прославивших его навсегда и повсеместно во всейОйкумене, а ныне, пожалуй, и во всём мире:
1.Гераклзадушил Немейского льва — косматое чудовище, от шкуры которого отскакивалистрелы.
2.Гераклубил Лернейскую Гидру — чудовищное порождение Тифона и Ехидны. Змеиное огромноетуловище увенчивалось девятью драконьими головами, причём одна из голов былабессмертной, а ядовитый укус гидры был смертелен. В ядовитую кровь и желчьгидры Геракл опустил свои стрелы и с той поры раны от его стрел сталинеизлечимы.
3.Гераклистребил стимфалийских хищных птиц, угрожавших всему живому медными клювами,когтями и бронзовыми перьями, которые они, взлетая, роняли, нанося жертвамсмертельные раны.
4.Гераклизловил керинейскую золоторогую и медноногую неутомимую лань, любимицу богиниАртемиды.
5.Гераклобезвредил чудовищного эрифманского вепря, зверя с огромными клыками и бешенымнравом.
6.Гераклза один день вычистил гигантский скотный двор царя Элиды, Авгия, сына великогобога Гелиоса. Авгий обманул Геракла, не отдав ему обещанную награду. За этовпоследствии герой напал на царя Элиды, убил его и захватил богатую добычу.После победы Геракл принёс щедрые дары богам, и учредил на равнине Элиды, средисвященных олив, посаженных собственоручно героем в честь богини Афины,Олимпийские игры, которые праздновались каждые четыре года.
7.Гераклукротил свирепого критского быка царя Миноса, предназначенного в жертвуПосейдону. Впоследствии отпущенного быка настиг и убил в марафоне Тесей изАфин.
8.Гераклувёл неукротимых коней-людоедов царя Фракии Диомеда, сына Ареса.
9.Гераклзавоевал чудесный пояс Ипполиты, царицы амазонок. Этот подвиг помогал емусовершать, среди прочих, Тесей — другой замечательный герой Эллады.
10.Гераклугнал стадо коров великана Гериона, убив двухголового пса Орфа и убив самогоГериона.
11.Гераклголыми руками укротил трёхголового стража подземного царства мёртвых Аида — чудовищного пса Кербера. Попутно, Геракл освободил из царства мёртвых Тесея.
12.Гераклдобыл знаменитые золотые яблоки из сада Гесперид — дочерей титана Атласа,державшего на своих плечах весь небесный свод. Попутно он перехитрил вещегостарца Нерея; победил злокозненного великана Антея, сына богини земли Геи иПосейдона; заколол царя Египта Бусириса; освободил титана Прометея.
Помимоэтого, по исполнении двенадцати великих подвигов, Геракл совершил ещё немалогероических деяний — победив в борьбе могучего соперника — речного бога Ахелоя,женился на прекрасной Деянире, дочери калидонского царя Ойнея, покорил Эвбею ипленил прекрасную Иолу, решив жениться на ней. Желая отомстить, Деянира послаламужу отравленные одежды. Геракл в страшных мучениях решил покончить с собой, носмилостивившиеся боги вознесли его на Олимп и даровали ему бессмертие,приравняв к богам-олимпийцам, а Гера, забыв свою ненависть, отдала в супругиобожествлённому Гераклу свою прекрасную дочь, богиню вечной юности, Гебу.
Икроме того, есть много сюжетов прямо или косвенно связанных с прославленнымгероем Эллады, среди которых битва с кентаврами; победа Геракла над богомсмерти Таната для вызволения жены своего друга Адмета, Алкестиды; спасениедочери Лаомедонта Гесионы; служба в течении трёх лет Эвриту во искуплениеубийства невинного Ифита; взятие приступом Трои; сражение, вместе с богами,против гигантов и многие другие. Ряд мифов посвящён деяниям Гераклидов, то естьпотомков Геракла.
Вероятно,часть легенд, связанных с Гераклом не дошла до нас. Многое, не исключено дошлов искажённом или спутанном, неверно персонифицированном виде, но всё это неумаляет значения образа в древнегреческом сознании, а значит и во всей античнойкультуре.
ОбразГеракла безусловно один из самых ярких, красочных, магнетичных, многогранных имноголиких в культурной традиции античной Греции.
2. Образ Геракла в догомеровскую эпоху и в гомеровскомэпосе.
Квеличайшему сожалению историков античности, археологов, филологов и другихисследователей, современная наука не имеет в своём распоряжении более древнихантичных письменных источников, нежели эпические поэмы Гомера “Илиада” и“Одиссея”. Поэтому, заключения и аналитические выводы по более раннему периодумифологических представлений эллинов приходится в основном и, практически полностью,делать на основании гомеровских и более поздних письменных источников, часто недостаточно точно или слишком тенденциозно, односторонне, ангажированоотображающих представления и ментальные особенности культурных процессов,происходивших в более ранние периоды развития древнегреческой цивилизации.
Ныне,уже не представляется возможным достоверно реконструировать мифологическийобраз Геракла в период предшествующий появлению поэм Гомера, но то, что персонаэтого героя задолго до событий описываемых в “Илиаде” и “Одиссее”присутствовала в мифологических и легендарных песнях эллинов и ихкультурно-религиозных представлениях предполагается абсолютно безусловным. Этоттезис становится совершенно понятным и очевидным, учитывая те сравнения исопоставления, которые приводятся в гомеровском эпосе
ХотяГеракл и не является значительным персонажем поэм Гомера “Илиада” и “Одиссея”,но однако его образ прослеживается в этих произведениях. “В поэмах Гомерадействует единый по своей внутренней содержательной структуре идеал “хорошего”или “лучшего человека”, на который ориентировано и которому следует изображениекаждого героя эпоса.
Всоответствии с этим эпический герой должен быть непременно “беспорочным”,“достойным удивления”, “благородным”, “хорошим”, иметь “силу”, и, будучи“сильным”, в эпическом “гневе”, “ярости” являть “доблесть” и “способность” кподвигам, приносящим герою с одобрения соплеменников “честь”, “дары” и “славу”в веках. “Стыд” героя — страж эпического идеала.
Именнотакими предстают перед нами герои гомеровского эпоса — и Геракл, ....” 1(ШтальИ.В. “Одиссея”-героическая поэма странствий. М., 1978. С.72)
Однако,Геракл предстаёт в первую очередь как эталон, как высшая планка на которуювольно или невольно приходится равняться героям “Илиады” и особенно “Одиссеи”.Герои в древнегреческих представлениях полубог, богатырь, один из родителейкоторого обычно был смертным (по большей части из царского рода), а другой — бессмертный бог Олимпа. Традиционно различаются три поколения героев. Первоепоколение героев принадлежит к роду титанов, враждебных Кронидам. Почти все онизевсоборцы: Тантал, Сизиф, Салмоней, Иксион и др., и низвергнуты в тартар.Второе поколение героев — великие подвижники, истребители великанов,титанических чудовищ и народов. Самые могучие из героев-полубогов — подвижниковбыли сыновьями Зевса: Персей, Геракл и др. Третье поколение героев — участникигероических Фиванских и Троянских войн. Нужно сказать, что условно эпическиегерои Гомера могут быть разделены даже не на три, а на четыре поколения постепени падения их героизации. Первое-второе поколение героев относится к болееранним временам и более значительным личным подвигам. Эти герои более эпичны иболее близки к богам. Они отчасти даже соперничают с богами и порой побеждают(Геракл — Танат, Геракл — Ахелой....). Третье также величественно, но в целомуступает первым и признаёт это.
Вовсяком случае в ответ на приглашение в состязании Одиссей говорит феакам:
“Сколькони есть средь мужей состязаний, не плох ни в одном я.
Рукинедурно мои полированным луком владеют:
Преждедругих поражу я противника острой стрелою
Вгуще врагов, хоть кругом бы и очень товарищей много
Былои меткую каждый стрелу на врага бы нацелил.
Лукомодин Филоктет меня побеждал неизменно
ПодИлионом, когда мы, ахейцы, в стрельбе состязались;
Чтоже до прочих, то лучше меня никого, полагаю,
Неттеперь между смертных людей, кто питается хлебом.
Противже прежних людей я бороться никак не посмел бы,
ПротивГеракла иль против Еврита, царя Эхалии.
Лукомне раз состязались они и с самими богами,
Вотпочему и погиб великий Еврит, не достигнув
Старостив доме своём; умертвил Аполлон его — в гневе,
Чтоего вызвать посмел он в стрельбе состязаться из лука.
Дальшемогу я достигнуть копьём, чем иные стрелою.
Толькобоюсь, чтоб ногами меня кто-нибудь из феаков
Непобедил: истощили меня не совсем, как обычно,
Ярыеволны морские: не всю ведь дорогу проделал
Накорабле я сюда. И члены мои ослабели”.
(Гомер.Одиссея,VIII, 214-233).
Четвёртое,условно выделяемое, поколение вообще формально не относится к героям, но,однако, эпитеты и определения, применяемые Гомером по отношению к ним имеютгероические корни. Таковы несчастный отец Одиссея Лаэрт, сын Одиссея Телемах,его друг Пирей и другие.
Ив “Илиаде” и в “Одиссее” подобная смена поколений ощущается самими героями;ощущается как этико-эстетический сдвиг, как переход от лучшего к худшему:
“Редкобывает с детьми, чтоб они на отца походили, --
Большеючастию хуже отца, лишь немногие лучше.”
(Гомер.Одиссея., II, 276-277).
Гераклгомеровских поэм — вечный боец и вечный борец. Геракл -“соучастник великихподвигов”(Гомер. Одиссея, XXI, 26), “вечно неодолимый в гневе” (Гомер. Одиссея,XI, 270), в царстве мёртвых он — “вечно целящийся из лука” или “вечноспускающий стрелу” (Гомер. Одиссея, XI, 608), а на его нагрудной перевязи — изображение некогда свершённых им деяний, сцены битв с врагами и борьбы счудовищами:
“Огненноокиельвы, медведи и дикие свиньи,
Схваткижестокие, битвы, убийства изваяны были”.
(Гомер.Одиссея, XI, 611-612)
Конечно,Геракл в “Одиссее” не главное действующее лицо, но он находится в духовнойблизости с Одиссеем, из-за схожести во многом их участи. Поэтому Одиссей,который — “мы” с ахейскими героями, сражавшимися под троей, также “мы” он и спредшествующим поколением героев в лице Геракла.
“… Что,злополучный, и ты, как я вижу, печальную участь
Терпишь,- подобную той, какую под солнцем терпел я?”
(Гомер.Одиссея, XI, 618-619)
— уравнивает с собой Одиссея Геракл при встрече в царстве мёртвых.
Нозлая участь Геракла, которая, как он чувствует, сближает с ним Одиссея,состоит в подчинении значительно худшему мужу (Гомер. Одиссея, XI, 621), и какследствие в “тяжких подвигах” (Гомер. Одиссея, XI, 622), из которых подвигпутешествия в Аид тяжелее, “сильнее” (Гомер. Одиссея, XI, 624) любого другого.
“Быля им послан сюда, чтобы пса привести. Полагал он,
Неисполнимееподвига быть уж не может другого.
Подвигсвершил я, и пса из жилища Аидова вывел”
(Гомер.Одиссея, XI, 623-625)
— рассказывает Одиссею Геракл о поручении Еврисфея, приведшим его, живого вцарство мёртвых.
СилаГеракла многократно прямо и косвенно упоминаема в гомеровских поэмах, какпредмет преклонения, подражания и сравнения.
“Сихпредводил Тлиптолем, копьеборец, гибельный в битвах, Силы Геракловой сын, рождённыйс младой Астиохой, Взятой героем в Эфире, у вод Селлеиса, когда он Многие градырассыпал питомцев Зевсовых юных.
СейТлиптолем, лишь возрос в благосозданном доме Геракла.
Скороубил, безрассудный, почтенного дядю отцова,
Старцауже седого, Ликимния, отрасль Арея.
Быстросплотил он суда и с великою собранной ратью
Скрылся,бежа по морям, устрашаяся мести грозивших
Всехостальных,- и сынов, и потомков Геракловой силы.”
(Гомер.Илиада, II, 657-667)
“Ликиицарь Сарпедон! Какая тебе неизбежность Здесь между войск трепетать, человекнезнакомый с войною? Лжец, кто расславил тебя громоносного Зевса рожденьем!
Нет,несравненно ты мал пред великими теми мужами,
Коиот Зевса родились, меж древних племён человеков,
Икаков, повествуют, великая сила Геракла
Былмой родитель, герой дерзновеннейший, львиное сердце!”
(Гомер.Илиада, V, 633-639)
“СынаГеракла, столь славного силой и мужеством львиным”
(Гомер.Одиссея, XI, 267)
“Послеявилась Мегара; Креон, необузданно смелый,
Былей отцом; а супругом Геракл, в испытаниях твёрдый.”
(Гомер.Одиссея, XI, 269-270).
Нопорой прослеживаются и мотивы необузданности и неуправляемости силы, как быявляясь отголоском древнего страха перед божественной силой и подчинённостидаже героев иногда безумной воле богов.
“Ифитуиск удался; но погибелью стала удача:
Ксыну Зевсову, славному крепостью силы великой
Мужу,Гераклу, свершителю подвигов чудных, пришёл он, -
Вдоме своём умертвил им самим приглашённого гостя
ЗверскийГеракл, посрамивши Зевесов закон и накрытый
Имгостелюбно для странника стол, за которым убийство
Онсовершил, чтоб коней громкозвучных присвоить.”
(Гомер.Одиссея, XXI, 24-27).
Такимобразом, в гомеровском эпосе Геракл, не являясь основным действующим лицомприсутствует как образец и идеал силы, дерзновенности (эпитет употреблявшийсяГомером для характеризации самых великих героев), необоримости и неустрашимойвсесокрушающей моши. Геракл являет в “Илиаде” и “Одиссее” образ человека, но непростого смертного, а богоравного, в своём величии сравнимого лишь с Олимпийскимибогами, а потому достойного подражания.
3. Геракл в произведениях Гесиода.
Впоэме Гесиода “Теогония” (“О происхождении богов”), после пролога, посвящённогоМузам, дан сухой и прозаический перечень сначала основных божеств, а потомбраков богов со смертными женщинами.
“Следуетотметить, что эпос Гесиода, вобравший мифо-эпические предания греческойархаики, несравненно более глубокой, нежели в эпосе Гомера, сохранил в детали,в намёке, в эпической формуле сведения о мифо-эпических представлениях,… ипредания о богах, изначально чуждых греческому пантеону династической линииУран-Крон-Зевс и вошедших в него, видимо, извне”.1(Шталь И.В. Греческийархаический эпос.// О происхождении богов. М., 1990. С.16.).
Исходяиз этой посылки возможным делается предположение о внесении многих черт,присущих Гераклу из иных, нежели эллинская культурных традициях.Предпочтительно из более близких ахейской традиции, возможно из финикийскогоэпоса о Мелькарте. Вполне вероятно привнесение самого героического образа Гераклас региона Ближнего Востока (поражают сюжетные сходства с эпическими сказаниямио Гильгамеше). Хотя, безусловно, законченность, форму, особенности Гераклприобрёл в самой Греции. Также кажется вероятным родство образов эллинскогоГеракла и библейского Самсона, берущих свои истоки от одного корня.
Поэтому,образ Геракла раскрываемый частично в “Теогонии” Гесиода предположительно болееблизок к представлениям древнейшего периода развития эллинов.
Ковсему вышесказанному, необходимо добавить и тот немаловажный для построениястройного и законченного представления о архаической греческой мифологии факт,что Гесиод по уровню своего поэтического дара и художественного таланта явно исильно уступал Гомеру, а потому в его повествованиях предположительно гораздо меньшевымысла, собственных добавлений, литературной обработки известных ему сведений.А потому сведения о мифологии того периода кажутся более достоверными, нежелигомеровские. Небезосновательно было бы предположить, что Гомер во многомдостраивал, комбинировал, произвольно воссоздавал части мифологическойкультуры, не известные, либо не подходившие ему по сюжету, характеру, форме,либо иным сторонам литературного моделирования.
Однакоосновные сюжеты, типажи, персоналии и отношения богов и людей, в преданиях,изложенных Гесиодом как в целом, так и относительно персоне и образу данногоисследования, не входят в противоречие, и, более того, в магистральных линияхвполне соответствуют тем, какие мы находим у Гомера.
Геракл,конечно так же в первую очередь силён и непреклонен в достижении самых трудныхцелей, в выполнении самых трудноразрешимых задач.
“Герионеятого умертвила Гераклова сила
Возлеленивых коров на омытой водой Ерифее.
Втот же направился день к Тиринфу священному с этим
Стадомкоровьим Геракл, через брода пройдя Океана,
Орфаубивши и стража короьего Евритиона....”
(Гесиод.Теогония., 289-293).
“СилойКипридиных чар Океанова дочь Каллироя
Соединиласьв любви с крепкодушным Хрисаором мощным
Иродила Гериона ему, — между смертными всеми
Самогомощного, сила Геракла его умертвила
Из-закоров тяжконогих в омытой водой Эрифе”.
(Гесиод.Теогония, 980-984).
Здесьявно прослеживается обращение к десятому подвигу из двенадцати великих деянийГеракла, похищению коров Гериона.
“… самабелорукая Гера-богиня,
Неукротимоюзлобой пылавшая к силе Геракла.
Гибельноймедью, однако ту Гидру сразил сын Кронида,
Амфитрионоваотрасль Геракл, с Иолаем могучим,
Руководимыйсоветом добытчицы мудрой Афины”.
(Гесиод.Теогония, 314-318).
Имеетсяввиду второй подвиг Геракла, уничтожение Лернейской Гидры.
“ТакжеНемейского льва, в любви сочетавшися с Орфом.
Левэтот, Герой вскормленный, супругою славною Зевса,
Людямна горе в Немейских полях поселен был богиней.
Тамобитал он и племя людей пожирал земнородных,
Царствуяв области всей Апесанта, Немеи и Трета.
Ноукротила его многомощная сила Геракла”.
(Гесиод.Теогония, 327-332).
Тут,как и в двух вышеприведённых фрагментах проясняется вопрос происхожденияочередного чудовища — Немейского льва, убийство которого было первым подвигомГеракла, из шкуры которого, отражавшей стрелы, герой сделал себе плащ, завязавлапы шкуры на своей могучей груди. Кстати сказать, именно в таком виде, вшкуре льва и с палицей в руках и вспоминается обычно образ Геракла.
Кромеэтих упоминаний Гесиод в “Теогонии” передаёт миф о Прометее, которого такжеосвобождает Геракл.
“АПрометея, на выдумки хитрого, к средней колонне
Втяжких и крепких оковах Кронид привязал Громовержец
Идлиннокрылого выслал орла: бессмертную печень
Онпожирал у титана, но за ночь она вырастала
Ровнонастолько же, сколько орёл пожирал её за день.
Сыноммогучим Алкмены прекраснолодыжной, Гераклом,
Былтот орёл умерщвлён, а сын Иапета избавлен
Отжесточайших страданий и тяжко-мучительной скорби, —
Непротив воли высокоцарящего Зевса — Кронида;
Ибожелалось Крониду, чтоб сделалась слава Геракла
Фаворождённогобольше ещё на земле, чем дотоле.
Честьювеликой решив отличить знаменитого сына,
Гневпрекратил он, который дотоле питал к Прометею”.
(Гесиод.Теогония, 521-533).
Иуже в конце “Теогонии” Гесиод повествует о происхождении Геракла и егородственных связях, несколько более развёрнуто.
“Мощнуюсилу Геракла на свет породила Алкмена,
Вжаркой любви сочетавшись с Кронидом, сбирающим тучи.”
(Гесиод.Теогония, 543-544).
“Сыннеоборно-могучий Алкмены прекраснолодыжной,
СилаГеракла, приведши к концу многостонные битвы,
Сделалсупругой почтенной своею на снежном Олимпе
ЗлатообутуюГерой от Зевса рождённую Гебу.
Деловеликое между богов совершил он, блаженный,
Нынеж, бесстаростным ставши навеки, живёт без страданий.”
(Гесиод.Теогония, 950-956).
ТворчествоГесиода в отличии от гомеровского отражает мифологические представления новогопериода развития древнегреческого общества. “Родовая община шла к упадку. Иесли Гомер был кануном классового общества, то Гесиод отражает уже ориентациючеловека в пределах классового общества. Мифология, достаточно расшатанная ужеу Гомера, прямо превращалась либо в мораль (дидактический эпос), либо в предметсобирательства и каталогизации (генеалогический эпос).1(Лосев А.Ф. АнтичнаяЛитература. М.,1997. С.66.).
Заключение.
ОбразГеракла — ярчайший героический мифологический образ в древнегреческой культуре,оказавший огромное и разнообразное влияние на процессы формирования представлениягреков о героике, героическом, человеческом величии и божественной воле,сочетании красоты, силы и идеалов справедливости и необоримой решимости вдостижении самых невероятных целей. Одновременно и сам образ изменялся подвоздействием развития эллинской культуры. И соответственно, можно говорить овзаимозависимости, взаимопроникновении, симбиотическом синергизме реальности смифологией через идеал человека в образе Геракла. Условно говоря, если быГеракл не существовал в античной мифологии, его следовало бы придумать, ибовполне вероятно, что тот мир который ныне именуется европейской цивилизацией ик которому человечество привыкло без образа замечательного легендарного герояДревней Греции Геракла был бы совершенно иным.
Рассмотренныйв данной работе ранний, так называемый архаичный период развития греческойцивилизации в историографическом, применительно к персоне Геракла ипредставлений о нём, смысле видится формообразующим, по причине отсутствияболее ранних письменных источников. А потому видимо и наиболее достоверным, ибовероятность базисного оттолкновения от оного наиболее значительна дляпоследующих эпох, особенно учитывая огромный авторитет Гесиода, и, особенно,Гомера среди более поздних авторов и исследователей.
Итак,как Гомер, так и Гесиод, судя по дошедшим до нас источниках не занималисьцеленаправленно освещением жизни, деяний Геракла и представлений о нём,однако, однозначно, были не только знакомы с образом этого героя, но ипрекрасно осведомлены о его легендарно-мифических подвигах, происхождении,родовых и прочих связях. Также авторы имели безусловно субъективное, но вполнеадекватное суждение о чертах характера, жизненном пути и стремлениях сына Зевсаи Алкмены.
Вероятно,многое в образе было привнесено из других цивилизаций. Герой скорее всего неимел реального прототипа, а наиболее весомым кажется мысль о собирательномпрообразе, сконцентрированном в одной личности в самом плотном (даже посравнению с другими героями) виде.
ОбразГеракла, созданный архаичными греческими авторами широк, разносторонен, ярок.Он воплощает лучшие черты воина — эллина древних времён. К сожалению, в связи сузостью источниковой базы заметны лишь два взгляда на личность Геракла — Гомераи Гесиода; но даже они дают объёмную картину представлений о величайшем героеАнтичности.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта mify.org/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.