Реферат по предмету "Религия и мифология"


Будда и буддизм

Буддизм– религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. до н.э.). Все буддисты почитаютБудду как основателя духовной традиции, носящей его имя. Почти во всехнаправлениях буддизма имеются монашеские ордена, члены которых выступают длямирян учителями и священнослужителями. Однако за вычетом этих общих чертмногочисленные направления современного буддизма демонстрируют разнообразие какверований, так и религиозной практики. В своем классическом варианте(тхеравада, «школа старейшин», или хинаяна, «малая колесница») буддизмпредставляет собой главным образом философию и этику. Цель верующих –достижение нирваны, блаженного состояния прозрения и освобождения от оковсвоего «я», мира и бесконечного круга рождений, смертей и новых рождений в цепиновых жизней. Состояние духовного совершенства достигается через смирение,щедрость, милосердие, воздержание от насилия и самоконтроль. Для направлениябуддизма, известного под названием махаяны («большая колесница»), характернопочитание пантеона божественных будд и будущих будд. В других формах буддизмаобычны представления о целой иерархии демонов. Некоторые разновидности буддизмамахаяны сулят верующим настоящий рай. Ряд направлений придает значение скореевере, чем делам. Существует вид буддизма, стремящийся привести адепта кпарадоксальному, интуитивному, внерациональному постижению «истиннойреальности».
ВИндии буддизм процветал примерно до 500 н.э. Затем он постепенно пришел вупадок, был поглощен индуизмом и к 11 в. почти полностью исчез. К тому временибуддизм успел распространиться и приобрести влияние в других странахЦентральной и Восточной Азии, где сохраняет жизнеспособность по сей день.Сегодня буддизм существует в двух основных формах. Хинаяна распространена вШри-Ланке и в странах Юго-Восточной Азии – в Мьянме (бывшей Бирме), Таиланде,Лаосе и Камбодже. Махаяна преобладает в Китае, включая Тибет, во Вьетнаме, вЯпонии, Корее и Монголии. Значительное число буддистов проживает в гималайскихкоролевствах Непал и Бутан, а также в Сиккиме на севере Индии. Гораздо меньшебуддистов (менее 1%) живет в самой Индии, в Пакистане, на Филиппинах и вИндонезии. За пределами Азии несколько тысяч буддистов живут в США (600 тыс.),в Южной Америке (160 тыс.) и в Европе (20 тыс.). Данные по общей численностибуддистов в мире (от 200 млн. до 500 млн.) расходятся в зависимости от методикии критериев подсчета. Во многих странах буддизм смешался с элементами другихвосточных религий, таких, как синтоизм или даосизм.
Гаутама Будда (6–5 вв. до н.э.)
Жизнь Будды
Основательбуддизма – Будда («Просветленный»). При рождении Будда получил имя Сиддхартха,а имя его клана или семьи – Гаутама. Биография Сиддхартхи Гаутамы известнатолько в изложении его последователей. Эти традиционные изложения, вначалепередававшиеся изустно, были записаны лишь через несколько столетий после егосмерти. Самые знаменитые сказания о жизни Будды входят в сборник Джатака,составленный около 2 в. до н.э. на языке пали (одном из наиболее древнихсреднеиндийских языков).
Сиддхартхародился в Капилавасту, в южной части нынешнего Непала, примерно в 6 в. до н.э.Его отец Шуддходхана, глава знатного клана Шакьев, принадлежал к касте воинов.Согласно преданиям, при рождении ребенка его родителям было предсказано, что онстанет либо великим Правителем, либо Учителем Вселенной. Отец, твердо решивший,что сын должен быть его наследником, принял все меры к тому, чтобы сын не виделни знамений, ни страданий мира. В результате Сиддхартха провел юные годы в роскоши,как и подобало богатому молодому человеку. Он женился на двоюродной сестреЯшодхаре, завоевав ее в состязании на ловкость и силу (сваямвара), в которомпосрамил всех прочих участников. Будучи человеком, склонным к размышлениям, онвскоре устал от праздной жизни и обратился к религии. В возрасте 29 лет,вопреки стараниям отца, он все же увидел четыре знамения, которым предстоялоопределить его судьбу. Впервые в жизни он увидел старость (дряхлого старика),затем болезнь (человека, изнуренного болезнью), смерть (мертвое тело) иистинную безмятежность (бродячего нищенствующего монаха). В действительностиувиденные Сиддхартхой люди были богами, принявшими такой вид для того, чтобыпомочь Сиддхартхе стать Буддой. Сиддхартха был поначалу весьма опечален, но вскорепонял, что три первые знамения указывают на постоянное присутствие страдания вмире. Страдание показалось ему тем более ужасным, что, согласно верованиям тоговремени, человек после смерти был обречен на все новые рождения. Следовательно,страданию не было конца, оно было вечным. В четвертом знамении, в безмятежнойвнутренней радости нищенствующего монаха, Сиддхартха прозрел свою будущуюсудьбу.
Дажесчастливая весть о рождении сына не обрадовала его, и однажды ночью он покинулдворец и ускакал на своем верном коне Кантхаке. Сиддхартха снял дорогие одежды,переоделся в монашеское платье и вскоре поселился отшельником в лесу. Затем онприсоединился к пяти аскетам в надежде, что умерщвление плоти приведет его кпрозрению и покою. После шести лет строжайшей аскезы, так и не приблизившись кцели, Сиддхартха расстался с аскетами и начал вести более умеренный образжизни.
ОднаждыСиддхартха Гаутама, которому было уже тридцать пять лет, уселся под большимдеревом бо (род смоковницы) вблизи городка Гайя в восточной Индии и дал обет,что не сдвинется с места, пока не разрешит загадку страдания. Сорок девять днейон сидел под деревом. Дружественные боги и духи бежали от него, когдаприблизился искуситель Мара, буддийский дьявол. День за днем Сиддхартхапротивостоял разнообразным искушениям. Мара призвал своих демонов и напустил намедитирующего Гаутаму смерч, наводнение и землетрясение. Он велел своим дочерям– Желанию, Наслаждению и Страсти – соблазнить Гаутаму эротическими танцами.Когда Мара потребовал, чтобы Сиддхартха представил доказательства своей добротыи милосердия, Гаутама коснулся рукой земли, и земля изрекла: «Я егосвидетельница».
Вконце концов Мара и его демоны бежали, и утром на 49-й день Сиддхартха Гаутамапознал истину, разрешил загадку страдания и понял, что должен делать человекдля его преодоления. Полностью просветленный, он достиг предельной отрешенностиот мира (нирваны), которая означает прекращение страданий.
Еще49 дней провел он в медитации под деревом, а затем отправился в Олений парк близБенареса, где нашел пятерых аскетов, с которыми жил в лесу. Им Будда и прочиталсвою первую проповедь. Вскоре Будда приобрел множество последователей, самымлюбимым из которых был его двоюродный брат Ананда, и организовал общину(сангху), по сути, монашеский орден (бхикху – «нищие»). Посвященныхпоследователей Будда наставлял в освобождении от страданий и достижениинирваны, а мирян – в нравственном образе жизни. Будда много путешествовал, накороткое время вернулся домой, чтобы обратить собственную семью и придворных.Со временем его стали называть Бхагаван («Господин»), Татхагатха («Такпришедший» или «Так ушедший») и Шакьямуни («Мудрец из рода Шакьев»).
Существуетпредание, что Дэвадатта, двоюродный брат Будды, задумав из ревности убитьБудду, выпустил бешеного слона на тропу, по которой тот должен был пройти.Будда кротостью остановил слона, который пал перед ним на колени. На 80-м годужизни Будда не отказался от свинины, которой угостил его мирянин Чанда-кузнец,и вскоре умер.
Учения
Добуддийскиеучения. Эпоха, в которую жил Будда, была временем великого религиозногоброжения. К 6 в. до н.э. политеистическое почитание обожествленных сил природы,унаследованное от эпохи арийского завоевания Индии (1500–800 до н.э.),оформилось в обряды жертвоприношения, совершавшиеся жрецами-брахманами. Воснову культа были положены два собрания сакральной литературы, составленныежрецами: Веды, сборники древних гимнов, песнопений и литургических текстов, иБрахманы, сборники наставлений по совершению обрядов. Позднее к идеям,содержавшимся в гимнах и толкованиях, прибавилась вера в реинкарнацию, сансаруи карму.
Средипоследователей ведийской религии находились жрецы-брахманы, полагавшие, что разбоги и все другие существа суть проявления единой высшей реальности (Брахмана),то освобождение может принести только союз с этой реальностью. Их размышленияотражены в позднейшей ведийской литературе (Упанишады, 7–6 вв. до н.э). Другиеучители, отвергая авторитет Вед, предлагали иные пути и методы. Одни (адживакии джайны) делали упор на аскезу и умерщвление плоти, другие настаивали напринятии особой доктрины, следование которой должно было обеспечить духовноеосвобождение.
УчениеБудды, отличавшееся глубиной и высокой нравственностью, было протестом противведийского формализма. Отвергнув авторитет как Вед, так и брахманскогожречества, Будда провозгласил новый путь освобождения. Его суть изложена в егопроповеди Поворот Колеса Доктрины (Дхаммачаккхаппаваттана). Это «срединныйпуть» между крайностями аскетического подвижничества (казавшегося емубессмысленным) и удовлетворением чувственных желаний (в равной степенибесполезным). По существу, этот путь заключается в том, чтобы понять «четыреблагородные истины» и жить в соответствии с ними.
I.Благородная истина о страдании. Страдание присуще самой жизни, оно заключаетсяв рождении, старости, болезнях и смерти, в соединении с неприятным, вразъединении с приятным; в недостижении желаемого, короче говоря, во всем, чтосвязано с существованием.
II.Благородная истина о причине страдания. Причиной страдания является страстноежелание, которое приводит в новому рождению и сопровождается радостью ивосторгом, ликованием от удовольствий, отыскиваемых здесь и там. Это жаждапохоти, жажда существования и несуществования.
III.Благородная истина о прекращении страдания. Прекращение страданий – этопрекращение желаний через отказ от них, постепенное освобождение от их власти.
IV.Благородная истина о пути, ведущем к прекращению страдания. Путь к прекращениюстраданий – это восьмеричный путь правильности, а именно правильный взгляд,правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни,правильные старания, правильный склад ума, правильная сосредоточенность.Продвижение по этому пути ведет к исчезновению желаний и освобождению отстраданий.
УчениеБудды отличается от ведийской традиции, которая опирается на обрядыжертвоприношений богам природы. Здесь точкой опоры является уже не зависимостьот действий жрецов, а внутреннее освобождение с помощью правильного образа мыслей,правильного поведения и духовной дисциплины. Учение Будды противостоит ибрахманизму упанишад. Авторы упанишад, провидцы, отказались от веры вматериальные жертвоприношения. Тем не менее они сохранили идею «Я» (Атмана) какнеизменной, вечной сущности. Путь к освобождению из под власти неведения иперерождений они видели в слиянии всех конечных «Я» в универсальном «Я»(Атмане, который есть Брахман). Гаутама, напротив, был глубоко озабоченпрактической проблемой освобождения человека через нравственное и духовноеочищение и выступал против идеи неизменной сущности «Я». В этом смысле онпровозглашал «Не-Я» (Ан-Атман). То, что принято называть «Я», есть совокупностьпостоянно меняющихся физических и ментальных составляющих. Все находится впроцессе, а следовательно, способно улучшать себя через правильные помыслы иправильные поступки. Всякое действие имеет последствия. Признавая этот «законкармы», изменчивое «Я» может, прилагая правильное старание уйти от побуждений кдурным поступкам и от возмездия за другие поступки в виде страдания инепрерывного круговорота рождений и смертей. Для последователя, достигшегосовершенства (арахата), результатом его страраний станет нирвана, состояниебезмятежного прозрения, бесстрастия и мудрости, избавление от дальнейших рожденийи печали существования.
Распространение буддизма в Индии
ОтГаутамы до Ашоки. Согласно преданию, сразу после кончины Гаутамы около 500 егопоследователей собрались в Раджагрихе, чтобы изложить учение в том виде, вкаком они его запомнили. Были сформированы доктрина и правила поведения,которыми руководствовалась монашеская община (сангха). Впоследствии этонаправление получило название тхеравада («школа старейшин»). На «втором соборе»в Вайшали руководители общины объявили незаконными послабления в десятиправилах, которые практиковались местными монахами. Так произошел первыйраскол. Монахи Вайшали (согласно Махавамсе, или Великой хронике Цейлона, ихбыло 10 тысяч) вышли из старого ордена и учредили собственную секту, назвавсебя махасангхиками (членами Великого ордена). По мере роста численностибуддистов и распространения буддизма возникали все новые расколы. Ко временамАшоки (3 в. до н.э) насчитывалось уже 18 различных «школ учителей». Наиболееважными были первоначальная ортодоксальная тхеравада; сарвастивада, вначалелишь незначительно расходившаяся с тхеравадой в доктринальном плане;махасангхики. В конце концов между ними произошел, так сказать, территориальныйраздел. Школа тхеравады перешла в Южную Индию и Шри-Ланку (Цейлон).Сарвастивада поначалу приобрела популярность в Матхуре на севере Индии, нопотом распространилась к северо-западу вплоть до Гандхары. Махасангхики быливначале активны в Магадхе, а позднее закрепились на юге Индии, сохранив лишьнекоторое влияние на севере.
Важнейшееотличие школы сарвастивада заключается в доктрине одновременного существованияпрошлого, настоящего и будущего. Это объясняет и ее название: сарвам-асти –«все есть». Все три вышеупомянутые школы остаются ортодоксальными по своейсути, но сарвастивадины и махасангхики, которые пользовались санскритом, а непали, выказывали тенденцию к более свободному истолкованию смысла высказыванийБудды. Что касается тхеравадинов, то они стремились сохранить внеприкосновенности древние догматы.
Ашока(3 в. до н.э). Распространение буддизма получило сильнейший новый импульс,когда мирским последователем этой религии стал третий царь из древнеиндийскойдинастии Маурьев (4–2 вв. до н.э). В одном из своих наскальных эдиктов (XIII)Ашока поведал о раскаянии за кровопролитие и страдания, которые он причиниллюдям в завоевательной войне в Калинге, и о своем решении следовать путемморальных завоеваний (дхарма). Это означало, что он намерен править,руководствуясь принципом праведности, внушая эту праведность и в собственномцарстве, и в других странах.
Ашокачтил аскетов, уважая их проповедь ненасилия и гуманные этические принципы, итребовал, чтобы его чиновники поддерживали благородные деяния, связанные ссостраданием, щедростью, правдивостью, чистотой, кротостью и добротой. Сам онстремился быть примером, заботясь о благоденствии и счастье подданных, будь тоиндусы, адживики, джайны или буддисты. Эдикты, которые он приказывал высекатьна скалах или каменных столпах в разных частях страны, увековечили принципы егоправления.
Великаяхроника Цейлона приписывает Ашоке честь созыва «третьего собора» в Паталипутре,где в дополнение к уточнению «истинного учения» были приняты меры к рассылкебуддийских миссионеров за пределы царства.
ОтАшоки до Канишки. После Ашоки династия Маурьев быстро угасла. К началу 2 дон.э. ее сменила династия Шунгов, более расположенная к брахманам, нежели кбуддистам. Появление на северо-западе Индии бактрийских греков, скифов и парфянбросило новый вызов буддийским учителям. Эта ситуация отражена в написанном напали диалоге между греко-бактрийским царем Менандром (Милиндой) и буддийскиммудрецом Нагасеной (Вопросы Милинды, Милиндапанха, 2 до н.э.). Позднее, в 1н.э., весь регион от Афганистана до Пенджаба оказался под властьюсреднеазиатского племени кушанов. Согласно сарвастивадинской традиции, в периодправления царя Канишки (78–101 н.э.) в Джаландаре был проведен еще один«собор». Результатом труда принимавших в его работе буддийских ученых сталиобширные комментарии на санскрите.
Махаянаи хинаяна. Между тем происходило становление двух интерпретаций буддизма. Частьсарвастивадинов придерживалась ортодоксальной традиции «старейшин» (санскр.«стхавиравада»). Существовали и либералы, походившие на махасангхиков. Современем эти две группы вступили в открытые разногласия. Либералы считалиучение стхавиравадинов примитивным и незавершенным. Традиционный путь исканиянирваны они считали менее успешным, называя его «малой колесницей» спасения(хинаяна), собственное же учение, называли «большой колесницей» (махаяна),несущей адепта в более широкие и глубокие измерения истины.
Встремлении укрепить и сделать неуязвимой свою позицию хинаянисты сарвастивадинысобрали корпус трактатов (Абхидхарма, ок. 350 – 100 до н.э.), основанных наранних текстах (сутрах) и монашеских уставах (виная). Со своей стороны,махаянисты подготовили трактаты (1–3 н.э.) с изложением новых интерпретацийдоктрины, выступая против хинаяны как, с их точки зрения, примитивнойинтерпретации. Несмотря на разногласия, все монахи соблюдали единые правиладисциплины, и зачастую хинаянисты и махаянисты жили в одних и тех же илирасположенных по соседству монастырях.
Следуетотметить, что термины «хинаяна» и «махаяна» возникли из полемическихвысказываний махаянистов, стремившихся отделить свои новые интерпретации отстарых, сохраняемых консервативными сарвастивадинами. Обе группы принадлежали ксеверным буддистам, пользовавшимся санскритом. Тхеравадины, которыепользовались пали и ушли на юг Индии и на Шри-Ланку (Цейлон), не принималиучастия в этом споре. Дорожа своими текстами, они рассматривали себя какхранителей истины, переданной им через «старейшин» (пали – «тхера») от самогоБудды.
Упадокбуддизма в Индии. Как обособленная религия, привлекавшая к себе новыхпоследователей, укреплявшая свое влияние и создававшая новую литературу,буддизм процветал в Индии примерно до 500 н.э. Его поддерживали правители, встране возводились величественные храмы и монастыри, появились великие учителямахаяны: Ашвагхоша, Нагарджуна, Асанга и Васубандху. Затем наступил спад,который продолжался несколько веков, и после 12 в., когда в Индии властьперешла к мусульманам, буддизм в этой стране практически исчез. Упадку буддизмаспособствовали различные факторы. В некоторых регионах сложилась неспокойнаяполитическая обстановка, в других буддизм утратил покровительство властей, акое-где натолкнулся на противодействие враждебно настроенных правителей. Важнеевнешних факторов были факторы внутренние. После становления махаяны творческийимпульс буддизма ослабел. Буддийские общины всегда жили в соседстве с другимирелигиозными культами и практиками религиозной жизни – ведийским ритуализмом,брахманизмом, джайнским аскетизмом и поклонением различным индусским богам.Никогда не проявлявший нетерпимости в отношении других религий, буддизм не могпротивостоять их влиянию. Уже китайские паломники, посещавшие Индию в 7 н.э.,отмечали признаки разложения. Начиная с 11 в. как индуизм, так и буддизм сталииспытывать на себе воздействие тантризма, название которого происходит отсакральных книг тантр (руководств). Тантризм – система верований и обрядов, гдеиспользуются магические заклинания, мистические слоги, диаграммы исимволические жесты для достижения чувства мистического единения с реальностью.В тантрических ритуалах изображение бога в соитии с супругой было выражениемосуществления этого религиозного идеала. В индуизме партнерши (шакти) считалисьсупругами богов, в позднем махаянизме – супругами будд и боддхисаттв.
Возвышенныеэлементы буддийской философии оказались в руках прежних индусских оппонентов,сам Будда стал считаться воплощением (аватарой) Вишну, одного из индусскихбогов.
Буддизм Тхеравады
Основныедоктрины, религиозная практика, священные тексты. Ранние буддийские учениялучше всего сохранились в текстах на пали. Тексты образуют завершенный канон идают наиболее полное представление о доктрине тхеравады. Пали родственсанскриту, и целый ряд терминов пали и санскрита очень схожи. Например,«дхамма» на пали есть то же, что «дхарма» на санскрите, «камма» на пали то же,что «карма» на санскрите, «ниббана» – это санскритская «нирвана». Тхеравадинысчитают, что учение, кодифицированное в этом корпусе, указывает на истину илизакон (дхамму) самой Вселенной, а адепт должен жить по этому закону, чтобыдостичь высшей свободы и покоя. В общих чертах система взглядов тхеравадывыглядит следующим образом.
Вселенная,какой мы ее знаем, находится в постоянном изменении. Сущее, включая жизньотдельного человека, непостоянно (аничча). Все возникает и исчезает. Вопрекираспространенному представлению, в человеке не существует постоянного,неизменяющегося «Я» (Атта), перерождающегося, переходящего из одного воплощенияв другое. На самом деле человек есть условное единство пяти групп изменчивыхфизических и ментальных компонентов: тела, ощущений, восприятий, ментальныхобразований и сознания, за которыми не стоит никакой неизменной и постояннойсущности. Все преходяще и непостоянно, пребывает в напряженном беспокойстве(дуккха, «страдании») и не обладает субстанцией (анатта). В этом потоке психофизическихсобытий все происходит в соответствии с универсальной причинностью (камма).Всякое событие есть следствие причины или комплекса причин, а затем становитсяпричиной собственных следствий. Таким образом, каждый человек пожинает то, чтопосеял. Однако важнее всего другое – признание существования нравственногопринципа, согласно которому благие дела ведут к благим результатам, а дурные –к дурным. К избавлению от страдания может привести продвижение по путиправедности («восьмеричному пути») к наивысшему освобождению в ниббане(нирване).
«Восьмеричныйпуть» заключается в следовании следующим принципам. (1) Правильный взгляд –понимание «четырех благородных истин», т.е. страдания, его причины, егопрекращения и пути, ведущего к прекращению страданий. (2) Правильная мысль –освобождение от похоти, злой воли, жестокости и неправедности. (3) Правильнаяречь – избегание лжи, распространения сплетен, грубостей и пустой болтовни. (4)Правильное действие – воздержание от убийства, воровства и половой распущенности.(5) Правильный образ жизни – выбор тех занятий, которые не причиняют вреданичему живому. (6) Правильное старание – избегание и преодоление дурныхсклонностей, воспитание и укрепление добрых и здоровых склонностей. (7)Правильное внимание – наблюдение за состоянием тела, ощущений, ума и объектами,на которых сосредоточивается ум, чтобы их понимать и контролировать. (8)Правильное сосредоточение – сосредоточение ума в медитации для вызыванияизвестных экстатических состояний сознания, ведущих к прозрениям.
Наблюденияза тем, как проходит жизнь по кругу повторяющихся рождений, привели к выработкеформулы причинности, «закона зависимости причин» (пали, «патиччасамуппада»;санскр. «пратитьясамутпада»). Это цепочка из 12 причинных факторов, которыепредположительно действуют в каждом человеке, причем каждый из факторов связансо следующим фактором. Факторы перечисляются в следующем порядке: «невежество»,«произвольные действия», «сознание», «ум и тело», «чувства», «впечатления»,«ощущения», «желания», «привязанность», «становление», «перерождение»,«старость и смерть». Действие этих факторов порождает страдание. От прекращениядействия этих факторов в том же порядке зависит и прекращение страдания.
Конечнаяцель – исчезновение всех желаний и своекорыстных устремлений в ниббане.Палийское слово «ниббана» (санскр. «нирвана») буквально означает «затухание»аффектов (по аналогии с затуханием огня после выгорания топлива). Под этимотнюдь не подразумевается «ничто» или «уничтожение»; скорее это трансцендентноесостояние свободы за пределами «рождения и смерти», не передаваемое в терминахсуществования или несуществования в обычном их понимании.
Поучению тхеравады, человек сам ответствен за свое спасение и не зависим в этомот воли высших сил (богов). Богам прямо не отказано в существовании, носчитается, что они подчинены постоянному процессу перерождений по закону кармытак же, как и люди. Помощь богов не обязательна для продвижения по пути книббане, поэтому теология в тхераваде не разрабатывалась. Главные объектыпоклонения называются «тремя прибежищами», и каждый верный последователь Путивозлагает на них свои надежды: (1) Будда – не в качестве бога, но как учитель ипример; (2) дхамма – истина, которой учил Будда; (3) сангха – учрежденноеБуддой братство последователей.
Литературапо доктрине тхеравады состоит прежде всего из текстов Палийского канона,которые сгруппированы в три собрания, именуемые Тремя корзинами (Трипитака):(1) Корзина дисциплины (Виная питака) содержит уставы и правила поведениямонахов и монахинь, повествования о жизни и учении Будды, истории монашескогоордена; (2) Корзина наставлений (Сутта питака) содержит изложение проповедейБудды. В них повествуется и о том, при каких обстоятельствах он произносил своипроповеди, подчас излагая собственный опыт поиска и обретения просветления,неизменно учитывая возможности аудитории. Это собрание текстов имеет особоезначение для изучения ранней доктрины; (3) Корзина высшей доктрины (Абхидхаммапитака) представляет собой систематизированную классификацию терминов и идей издвух первых собраний. Трактаты, составленные значительно позднее, чем уставы исутры, посвящены проблемам психологии и логики. В целом канон представляеттрадицию в ее развитии на протяжении нескольких столетий.
Распространение буддизма тхеравады
«Школастарейшин» процветала в тех районах, где Будда выступал с проповедью учения, натерритории древних государств Кошала и Магадха (совр. Уттар-Прадеш и Бихар).Впоследствии она постепенно уступала свои позиции сарвастивадинам, влияние которыхвозрастало.
Однакок тому времени миссионеры успешно проповедовали учение тхеравады в Шри-Ланке(Цейлоне), где впервые о нем услышали от сына Ашоки принца Махинды (246 дон.э.). На Шри-Ланке традиция скрупулезно оберегалась и передавалась с незначительнымиизменениями. В начале 1 в. до н.э. устные предания были записаны на пали.Палийские тексты, разделенные на три названных сборника, превратились вортодоксальный канон, с тех почитаемый в Шри-Ланке и во всей Юго-ВосточнойАзии. На юге Мьянмы (Бирмы) тхеравада, возможно, стала известна уже к 1 в н.э.Учение не получило распространения по всей Мьянме до самого 11 в., когдаправители вместе с монахами-миссионерам распространили его на севере и по всейстране. В Таиланде первые тайские правители (начиная с 13 в.), преклоняясьперед буддийской культурой Мьянмы, посылали за учителями в Шри-Ланку, дабыперенести ее в свою страну. Камбоджа, в свою очередь, оказалась под влияниемтхеравады из Таиланда, а позднее была связана непосредственно с буддийскимицентрами в Шри-Ланке и Мьянме. Лаос под влиянием Камбоджи превратился впреимущественно тхеравадистскую страну в 14–15 вв. Индонезию, с древних временсвязанную с Индией, индуизмом и буддизмом – как с тхеравадой, так и с махаяной,– познакомили индийские колонисты и купцы. Однако начиная с 15 в. в эти колониипостепенно стали проникать мусульманские купцы, и ислам взял верх в Малайе, наСуматре, Яве и Борнео. Только на острове Бали сохранилась религия,представляющая собой форму буддизма с элементами индуизма.
Тхеравадав 20 в. Буддизм, бытующий в Юго-Восточной Азии, сохраняет формы, в которых оннекогда существовал в Индии. Монахи в желтых одеяниях – это люди, удалившиесяот мира и посвятившие себя духовному пути. В монастырях по сей день соблюдаетсяустав Корзины дисциплины. Миряне с уважением относятся к монашеству, обращаютсяк монахам за наставлениями, совершают приношения в виде милостыни.
Жизньмонаха. Вступающий в орден должен пройти публичный обряд, главной частьюкоторого является присяга на верность «трем прибежищам»: «Я ищу прибежища вБудде», «Я ищу прибежища в дхамме», «Я ищу прибежища в сангхе». Каждая клятваповторяется трижды. В обряде инициации он расстается с миром и становитсяпослушником в монастыре. Завершив период послушничества, он принимает посвящениев монахи (бхикху). Через 10 лет монах становится старейшиной (тхера), а через20 – великим старейшиной (махатхера). В Шри-Ланке посвященный в монахи долженвсю жизнь провести в сангхе. В других странах тхеравады человек может провестив ордене несколько месяцев или лет, а потом вернуться к мирской жизни. ВМьянме, Таиланде и Камбодже монашеская жизнь в течение нескольких недель илимесяцев составляет часть религиозного воспитания каждого юноши-буддиста.
Монахдолжен воздерживаться от спиртного и табака, не принимать пищу с полудня доутра следующего дня и соблюдать чистоту в помыслах и поступках. День начинаетсяс того, что монахи выходят просить милостыню (чтобы предоставить мирянамвозможность проявить добродетель щедрости и собрать себе средства напропитание). Раз в две недели произносится патимоккха (227 правил дисциплины),после чего монахи должны исповедоваться в прегрешениях и получить срокпокаяния. За большие грехи (нарушение целомудрия, кражу, убийство, обман вдуховных делах) монах карается исключением из ордена. В число важных дел входитизучение и декламация священных текстов; совершенно необходимой считаетсямедитация для контроля, очищения и возвышения ума.
Признаютсядва типа медитации: один ведет к безмятежности (саматха), другой – к прозрению(випассана). В педагогических целях они поделены на 40 упражнений для развитиябезмятежности и 3 упражнения для развития прозрения. Классический труд пометодикам медитации – Путь очищения (Висуддхи Магга) – был написан Буддхагхошей(5 в.).
Хотямонахам предписано вести строгий образ жизни в монастырях, они не изолированыот контактов с мирянами. Как правило, в каждой деревне есть по меньшей мереодин монастырь, который должен оказывать духовное влияние на жителей. Монахиобеспечивают общее религиозное воспитание, совершают обряды и церемонии,готовят юношей, вступающих в сангху, к религиозному воспитанию в монастыре,совершают обряды по умершим, читают на похоронах Три драгоценности (Триратна) иПять обетов (Панчасила), поют гимны о бренности всего, что составлено изчастей, утешают родственников.
Жизньмирян. Миряне тхеравады практикуют только этическую часть пути дисциплины. Всоответствующих случаях они тоже читают Три драгоценности и соблюдают Пятьобетов: запрет на убиение живого, на воровство, на незаконные половые связи, наложь, на употребление спиртного и наркотиков. В особых случаях миряневоздерживаются от принятия пищи после полудня, не слушают музыку, не пользуютсяцветочными гирляндами и духами, слишком мягкими сидениями и постелями. Изканонической книги Сиголавада-Сутты они черпают наставления о добрых отношенияхмежду родителями и детьми, учениками и учителями, мужем и женой, друзьями иприятелями, слугами и хозяевами, мирянами и членами сангхи. Особенно ревностныемиряне устраивают в своих домах маленькие алтари. Все посещают храмы, дабыпочтить Будду, собираются слушать проповеди ученых монахов о тонкостях доктриныи по возможности совершают паломничества к священным для буддистов местам.Самые знаменитые среди них – Буддхагайя в Индии, где Гаутама Будда достигпросветления; Храм Зуба в Канди (Шри-Ланка), пагода Шве-Дагон в Рангуне (совр.Янгон, Мьянма) и храм Изумрудного Будды в Бангкоке (Таиланд).
Храмытхеравады. По всей Юго-Восточной Азии в храмах и святилищах имеются статуи, изображающиеисторического Будду – стоящего, сидящего или лежащего. Наиболее распространеныизображения Будды, сидящего либо в позе медитации, либо с приподнятыми руками –в позе наставления. Поза возлежания символизирует его переход в ниббану.Изображениям Будды не поклоняются как идолам – их чтят как напоминания о жизнии добродетелях великого учителя. Почитается также то, что считается останкамиего тела. По преданию, после сожжения они были розданы нескольким группамверующих. Считается, что они нетленны, и теперь сохраняются в святилищах –ступах, дагобах или пагодах в странах распространения тхеравады. Пожалуй, самымпримечательным является «священный зуб», находящийся в храме в Канди, гдеежедневно совершается служба.
Деятельностьтхеравады в 20 в. Буддисты тхеравады активизировали свою деятельность послеВторой мировой войны. Для мирян создаются ассоциации по изучению учения,организуются публичные лекции монахов. Проводятся международные конференциибуддистов; в Мьянме, где сохраняется традиция созыва соборов для чтения иуточнения Трипитаки на пали, был созван 6-й Великий буддийский собор, которыйсостоялся в Рангуне с мая 1954 по май 1956 в ознаменование 2500 лет со днярождения Будды. В Мьянме, Шри-Ланке и Таиланде открыты центры обучения и медитации.
Буддизм махаяны
Основныечерты. Изменившаяся концепция идеального буддиста. Если тхеравадин стремитсястать архатом («совершенным»), готовым к нирване, то махаянист возвышает путьбодхисаттвы, т.е. того, кто, как Гаутама до просветления, обещает подготовитьсяк просветлению ради служения другим страдающим смертным и их спасения.Бодхисаттва, движимый великим состраданием, стремится достичь совершенства внеобходимых добродетелях (парамиты). Таких добродетелей шесть: щедрость,нравственность, терпение, мужество, сосредоточенность и мудрость. Дажедостойный вступить в нирвану бодхисаттва отказывается от завершающего шага и пособственной воле остается в бурном мире перерождающегося существования радиспасения других. Махаянисты считали свой идеал более социальным и достойным,нежели идеал архата, казавшийся им эгоистичным и узким.
Развитиеинтерпретации Будды. Махаянисты знают и почитают традиционную биографию ГаутамыБудды. Однако, с их точки зрения, он представляет собой явление некоегоизначального существа – вечного, космического Будды, который оказывается вразличных мирах, дабы возвестить истину (дхарму). Это поясняется «учением отрех телах (трикайя) Будды». Наивысшие истина и реальность сами по себе – егодхарма-тело (дхарма-кайя). Его явление как Будды на радость всем вселенным –его тело наслаждения (самбхога-кайя). Воплощенное на земле в конкретнойличности (в Гаутаме Будде) – его тело трансформации (нирмана-кайя). Все этитела принадлежат единому наивысшему Будде, который явлен через них.
Буддыи бодхисатвы. Существует бесчисленное множество будд и бодхисаттв. Неисчислимыепроявления в небесном и земном царствах породили целый пантеон будд ибодхисаттв в народной религии. По сути, они выполняют роль богов и помощников,к которым можно обращаться с помощью приношений и молитв. В их число входит иШакьямуни: полагают, что ему предшествовали более древние земные будды, за нимдолжны последовать другие будущие будды. Небесные будды и бодхисаттвынеисчислимы, как вселенные, в которых они действуют. В этом сонме будд наиболеепочитаемыми в Восточной Азии: являются небесные будды – Амитабха, Владыказападного рая; Бхайсаджьягуру, Учитель исцеления; Вайрочана, изначальный вечныйБудда; Лочана, вечный Будда в качестве вездесущего; бодхисаттвы – Авалокитешвара,божество сострадания; Махастхама Прапта, «Достигший великой власти»; Манджушри,бодхисаттва медитации и мудрости; Кшитигарбха, спасающий из ада страждущихдухов; Самантабхадра, представляющий милосердие Будды; земные будды – ГаутамаБудда; Дипанкара, двадцать четвертый до него, и Майтрейя, который появится заним.
Теология.В 10 в. была предпринята попытка представить весь пантеон позднейшего буддизмав виде своего рода теологической схемы. Вселенная и все духовные существарассматривались как исходящие из изначального самосущего существа, названногоАди-Будда. Силой мысли (дхьяна) он сотворил пять дхьяни-будд, в том числеВайрочану и Амитабху, а также пять дхьяни-бодхисаттв, включая Самантабхадру иАвалокитешвару. Им соответствуют пять человеческих будд, или манушья-будд,включая Гаутаму, трех предшествовавших ему земных будд и грядущего буддуМайтрейю. Эта схема, которая появляется в тантрической литературе, получилаширокую известность в Тибете и Непале, но явно менее популярна в другихстранах. В Китае и Японии «доктрины трех тел Будды» оказалось достаточно, чтобыгармонизировать пантеон.
Философия.Подход махаянистов привел к появлению более абстрактных идей в отношении высшейреальности, достигаемой прозрением Будды. Сформировались две философские школы.Школа, основанная Нагарджуной (2 в. н.э.) получила название «системы срединногопути». Другая, основанная братьями Асангой и Васубандху (4 в. н.э.), называлась«школой только сознания». Нагарджуна утверждал, что высшая реальность невыразима ни в каких терминах конечного существования. Она может описыватьсяисключительно отрицательно как пустое (шунья) или пустота (шуньята). Асанга жеи Васубандху утверждали, что ее можно определить и позитивно – через термин«сознание». По их мнению, все сущее представляет собой только идеи, ментальныеобразы, события во всеобъемлющем универсальном Сознании. У простого смертногосознание замутнено иллюзиями и напоминает запыленное зеркало. Но Будде сознаниераскрывается в полной чистоте, свободное от замутнений. Иногда высшуюреальность называют «Подобность» или «Истинно то» (татха та), имея в виду «то,что есть, как оно есть»: это еще один способ указать на нее, избегая уточненийв терминах конечного опыта.
Обешколы различают абсолютную и относительную истины. Абсолютная истина соотнесенас нирваной и постижима лишь через интуицию Будды. Относительная истинанаходится в пределах преходящего опыта, в котором обитают непросветленныесущества.
Судьбынепросветленных. За исключением будд, которые не подвластны смерти, все сущееподчинено закону попеременных умираний и возрождений. Существа беспрестаннодвижутся вверх или вниз через пять (или шесть) возможностей воплощения,именуемых гати (пути). В зависимости от своих деяний (кармы) человек рождаетсявновь среди людей, богов, призраков (прета), обитателей ада или же (согласнонекоторым текстам) среди демонов (асуров). В искусстве эти «пути» изображаютсяв виде колеса с пятью и шестью спицами, промежутки между которыми и являютсяразными возможностями смертного существования.
Распространение буддизма махаяны
Индия.С самого начала идеи махаяны распространялись по тем районам, где была активнасарвастивада. Первоначально школа появилась в Магадхе, но самым подходящим длянее местом оказался северо-запад Индии, где соприкосновение с другимикультурами стимулировало мысль и помогало по-новому формулировать буддийскоеучение. В конце концов доктрина махаяны получила рациональную основу в трудахтаких выдающихся мыслителей, как Нагарджуна, Асанга и Васубандху, и логиковДигнаги (5 в.) и Дхармакирти (7 в.). Их толкования распространились винтеллектуальной среде и стали предметом дебатов в двух важнейших центрахбуддийской учености: в Таксиле в Гандхаре на западе страны и Наланде в Магадхена востоке. Движение мысли захватило и мелкие государства к северу от Индии.Купцы, миссионеры, путешественники распространяли учение махаяны посреднеазиатским торговым путям вплоть до Китая, откуда оно проникло в Корею иЯпонию. К 8 в. махаяна с примесью тантризма проникла непосредственно из Индии вТибет.
Юго-ВосточнаяАзия и Индонезия. Хотя доминирующей формой буддизма в Юго-Восточной Азии былатхеравада, нельзя сказать, что махаяна полностью отсутствовала в этом регионе.В Шри-Ланке она существовала в виде «ереси» уже в 3 в., пока в 12 в. ее не вытеснилатхеравада. Махаяна была популярна на севере Мьянмы, в Пагане вплоть доправления царя Анавраты (11 в.). Преемники Анавраты оказывали поддержкутхераваде, и под сильным давлением лидеров тхеравады лишенная царскогопокровительства махаяна пришла в упадок. В Таиланд махаяна попала с Суматрыпримерно в середине 8 в. и в течение некоторого времени процветала на югестраны. Однако после закрепления тхеравады в Мьянме и ее проникновения вТаиланд в 11 в. махаяна уступила место новому, более сильному влиянию. В Лаосеи Камбодже махаяна сосуществовала с индуизмом в ангкорский период (9–15 в.). Вцарствование последнего из великих строителей храмов Джаявармана VII(1162–1201) махаяна, по-видимому, была провозглашена официальной религией – спочитанием милосердных бодхисатв и учреждением больниц в их честь. К началу 14в. таиландское вторжение привело к сильному росту влияния тхеравады, которая современем стала играть ведущую роль в этой стране, махаяна же практическиисчезла. На Яве и в Малайском архипелаге и махаяна, и тхеравадараспространились вместе с другими индийскими влияниями. Хотя обе формы буддизмаиногда подвергались гонениям со стороны правителей-индуистов, они продолжалисуществовать до тех пор, пока их не начал вытеснять ислам (с 15 в.). Во Вьетнамев 6–14 вв. существовали дзэнские школы.
Китай.Буддизм начал распространяться в Китае в 1 в. н.э. и столкнулся там с местнымисистемами воззрений, прежде всего с конфуцианством и даосизмом. Конфуцианствоставило во главу угла нравственные, социальные и политические принципы,связывая их с отношениями в семье, общине, государстве. Даосизм в большей мересвязан с интересом к космическому, метафизическому, мистическому и являлсявыражением человеческого стремления к гармонии с наивысшей природой или Путем(Дао) вселенной, за пределами суеты земной жизни.
Вполемике с конфуцианством буддисты подчеркивали нравственные аспекты своейдоктрины, а на критику безбрачия монахов и отрешенности от мирских делотвечали, что в этом нет ничего дурного, если это делается ради наивысшей цели,а она (по махаяне) включает в себя спасение всех членов семьи наряду со «всемживым». Буддисты указывали, что монахи выказывают уважение к мирской властитем, что при совершении обрядов призывают благословение на монарха. Тем не менеена протяжении всей китайской истории конфуцианцы относились к буддизмунастороженно, как к религии чужеземной и сомнительной.
Бóльшуюподдержку нашли буддисты у даосов. В периоды политического хаоса и смуты многихпривлекала даосская практика самоуглубления и тишина буддийских обителей. Ктому же даосы пользовались понятиями, которые помогали им понимать философскиеидеи буддистов. Например, махаянистская концепция высшей реальности как Пустотылегче воспринималась в сопряжении с даосской идеей Неименуемого, «что лежит внеобликов и черт». И действительно, первые переводчики для передачи санскритскойбуддийской терминологии постоянно использовали даосскую лексику. Это был ихметод (ко и) истолкования через аналогию. В результате буддизм изначальнопонимался в Китае через т.н. «темное знание» – метафизику даосизма.
К4 в были предприняты попытки более точного перевода санскритских текстов.Известные китайские монахи и индийские священнослужители сотрудничали подпокровительством императора. Крупнейшим из них был Кумараджива (344–413),переводчик великих священных текстов махаяны, таких как Лотосовая сутра, итолкователь философии Нагарджуны. В последующие века ученые китайские монахи сриском для жизни совершали путешествия по морю, пересекали пустыни и горныехребты, чтобы добраться до Индии, они учились в центрах буддийской науки ипривозили в Китай рукописи для перевода. Величайшим из них был Сюань Цзянь(596–664), который провел почти 16 лет в путешествиях и учебе. Его переводы,отличавшиеся высокой точностью, включают 75 произведений, в том числе основныетексты по философии Асанги и Васубандху.
Помере распространения махаяны в Китае возникали различные школы мысли и духовнойпрактики. Одно время их насчитывалось до 10, но затем некоторые слились иостались 4 важнейшие секты (цзун). Секта чань (дзэн в Японии) отводила основнуюроль медитации. Секта винайи обращала сугубое внимание на монашеский устав.Секта тьен тай выступала за соединение всех буддийских доктрин и способов ихпрактики. Секта «Чистой земли» проповедовала поклонение Будде Амитабхе, которыйспасает в своем раю, в Чистой земле, всех верующих. Не меньшей популярностьюпользовался культ Богини милосердия, Гуань-инь (китайская форма бодхисатвыАвалокитешвары), которая считается воплощением материнской любви и женскогообаяния. В Японии богиня известна под именем Кваннон.
Вдолгой истории буддизма в Китае были и такие периоды, когда буддизм подвергалсяпреследованиям по наущению даосских или конфуцианских соперников приимператорском дворе. Тем не менее его влияние продолжало расти.Неоконфуцианство времен Суньской династии (960–1279) впитало в себя некоторыеаспекты буддизма. Что касается даосизма, то с 5 в. он заимствовал у буддизмаидеи, божества и культы, появился даже корпус священных даосских текстов пообразцу китайской Трипитаки. Махаяна оказала сильное и продолжительное влияниена искусство, архитектуру, философию и фольклор Китая.
Япония.В Японию буддизм проник в конце 6 в., когда страну терзала междоусобица.Вначале буддизм натолкнулся на сопротивление, как чужеземная вера, способнаянавлечь на туземцев гнев местных богов – обожествленных сил природы, но в концеконцов был поддержан императором Емеем, который взошел на трон в 585. Местнаярелигия называлась в те времена синто (путь богов), в отличие от будсидо (путьБудды). Эти два «пути» больше не считались несовместимыми. При императрицеСюико (592–628) принц-регент Сетоку принял буддизм, в котором видел действенныйинструмент повышения культурного уровня народа. В 592 он императорским указомповелел почитать «три сокровища» (Будду, дхарму, сангху). Сетоку поддерживализучение священных текстов буддизма, строил храмы, содействовал распространениюбуддийских форм в искусстве, иконографии и архитектуре. В качестве учителей вЯпонию были приглашены буддийские монахи из Китая и Кореи.
Современем самых способных из японских монахов стали отправлять в Китай. Впериод, когда столица страны находилась в Наре (710–783), Япония познакомиласьс доктринами шести школ буддизма, которые были официально признаны к 9 в. Черезних Япония пришла к знанию философских учений Нагарджуны, Асанги и Васубандху;с доктринами школы Кегон (Авамсака, или Венок), которая утверждает конечноепросветление всех существ вселенной, а также с точными правилами посвящения и другимиритуалами.
ВХэйанский период имперская столица находилась в Киото. Здесь образовались ещедве секты, тендай и сингон. Секту тендай (по-китайски «тяньтай-цзун»), основалСайте после обучения в горном монастыре в Китае. Тендай утверждает, что Лотосоваясутра (Саддхармапундарика сутра) содержит в себе наивысшую доктрину всегобуддизма, его махаянистскую концепцию о вечности Будды. Секту сингон (Истинноеслово) основал Кобо Даиси (774–835). По существу секта представляет собоймистическую, эзотерическую форму буддизма, ее учение заключается в том, чтоБудда как бы скрыт во всех живых существах. Осознать это можно при помощиособых ритуалов – произнесения мистических слогов, ритуального сплетенияпальцев, магических заклинаний, йогического сосредоточения, манипулированиясвященными сосудами. Так создается ощущение духовного присутствия Вайрочаны, иадепт достигает единения с Буддой.
Вэпоху Камакуры (1145–1333) страной правили воины, было много войн, странапогрязла в невежестве и коррупции. Требовались более простые религиозные формы,которые могли бы помочь в обстановке духовной смуты. В это время возникличетыре новые секты.
СектаЧистой земли, основанная Хоненом (1133–1212), утверждала, что опору следуетискать в небесном Будде Амида (т.е. Амитабхе). Секта Син, основанная ученикомХонена Синраном (1173–1262), подчеркивала необходимость искать опору в том жеБудде, но «одной только верою». Обе секты учили о спасении в Чистой земле, илив раю Амиды, но секта Синрана именовала себя «Истинной чистой землей», ибо дляее членов условием спасения была одна только вера. В сегодняшней Японии болееполовины буддистов принадлежат к сектам Чистой земли. Другой формой упрощеннойрелигии стал дзэн (китайское «чань»). Эта секта сформировалась примерно к 1200.Ее название, происходящее от санскритского дхьяна, означает медитацию. Членысекты практикуют дисциплину для воспитания в себе природы Будды – онимедитируют, пока не произойдет внезапное озарение истиной (сатори).Самоконтроль казался весьма привлекательным занятием воителям периода Камакуры,которые выбирали для себя вариант риндзаи, самый суровый в дзэн-буддизме, гдеобучение проводится при помощи ошеломляющих парадоксов (коанов), смысл которыхв том, чтобы освободить внутреннее видение от привычки полагаться на обычнуюлогику. Другая форма дзэн-буддизма – сото-дзэн – получила распространение вболее широких кругах населения. Ее последователей мало интересовали коаны, онистремились осуществить дух просветления (или достичь природы Будды) черезмедитацию и правильное поведение во всех жизненных ситуациях. Секта ничиренназвана по имени своего основателя Ничирена (1222–1282), который был убежден,что вся истина буддизма содержится в Лотосовой сутре и что все беды Японии еговремени, включая угрозу монгольского вторжения, происходят из-за отпадениябуддийских учителей от истинной веры.
Ламаизм– одна из форм буддизма, распространенная в Тибетском регионе Китая, в Монголиии ряде гималайских княжеств. Тибет познакомился с буддизмом, с его позднейшиминдийским вариантом, в котором тантрические идеи и обряды примешались кослабленным традициям хинаяны и махаяны, в 8 в. и вобрал в себя элементыместной тибетской религии бон. Бон представлял собой форму шаманизма,поклонения духам природы, в котором допускались человеческие и животныежертвоприношения, магические обряды, заговоры, изгнание нечистой силы иколдовство. Первые буддийские монахи из Индии и Китая постепенно вытеснялистарые верования, до появления в 747 тантриста Падмасамбхи, которыйпровозгласил не требующую безбрачия «магическую» форму буддизма, со временемассимилировавшую бон. В результате образовалась система верований и обрядов,известная как ламаизм, священнослужители которой носят имя лам. Начало еереформированию положил Атиша – учитель, прибывший из Индии в 1042 ипроповедовавший более духовную доктрину, утверждая, что религиозная жизньдолжна развиваться в трех стадиях: путем хинаяны, или нравственной практики;путем махаяны, или философского осмысления; путем тантраяны, или мистическогоединения через ритуалы тантры. Согласно теории, к третьей стадии можно былоперейти только после овладения двумя первыми. «Реформы» Атиши были продолженытибетским монахом Цзонхава (1358–1419), основавшим секту гэлук-па(добродетельного пути). Цзонхава требовал от монахов соблюдения обета безбрачияи учил более высокому пониманию тантрической символики. После 1587 Верховныйлама этой школы стал называться Далай-ламой (далай – «океанская ширь»). Влияниесекты росло. В 1641 Далай-лама получил всю полноту как светской, так и духовнойвласти в Тибете. Далай-ламы считались воплощениями Чен-ре-ци, бодхисаттвыВеликого Милосердия (Авалокитешвары), святого покровителя Тибета. Болеепопулярно другое название секты Гэлук-па – желтошапочники, в отличие от болеедревней секты Кагью-па – красношапочников. Со времен Атиши широкоераспространение получило поклонение богине милосердия Таре, Спасительнице.Священное писание тибетского буддизма весьма обширно и сыграло большую роль враспространении учения. Священные тексты служат основой для обучения монахов вмонастырях и для наставления мирян. Наибольшим пиететом окружены каноническиетексты, которые делятся на две основные группы.Каджур содержит учение Будды вполном переводе с санскритского оригинала (104 или 108 томов), а также Четыре ВеликиеТантры. Танджур состоит из комментариев к вышеупомянутом текстам, сочиненныминдийскими и тибетскими учеными (225 томов).
Махаянав 20 в. Возникшие в последние годы ассоциации буддистов-мирян выражаютстремление связать учение махаяны с современной жизнью. В дзэнских сектахобучают мирян методам медитации как способу сохранить внутреннее равновесие вхаосе городской жизни. В сектах Чистой земли акцент делается на добродетеляхсострадательного человека: щедрости, вежливости, доброжелательности, честности,сотрудничестве и служении. Признается, что идеал махаяны – спасение живого отстрадания – вполне может служить побудительным мотивом для учреждения больниц,детских приютов и школ. В Японии, особенно после Второй мировой войны,буддийские монахи активно участвуют в общественной и гуманитарной деятельности.В КНР махаяна продолжает существовать, несмотря на то, что доходы монастырейсильно сократились. В священных местах правительство допускает проведениетрадиционных религиозных служб. Были отстроены или реставрированы буддистскиестроения, имеющие историческую или культурную ценность. В 1953 с разрешенияправительства в Пекине была создана Буддийская ассоциация. Ее цель былаопределена как поддержание дружеских отношений с буддистами сопредельных стран,она организовывала обмен делегациями с буддистами Шри-Ланки, Мьянмы, Камбоджи,Лаоса, Вьетнама, Японии, Индии и Непала. Буддийская ассоциация буддийскогоискусства поддерживает изучение и сохранение памятников буддийской культуры. НаТайване и в Гонконге, а также в общинах зарубежных китайцев – например, вСингапуре и на Филиппинах – у махаянистов существуют ассоциации мирян, которыеорганизуют популярные лекции и распространяют религиозную литературу. Чтокасается академических исследований, то самым активным и многосторонним образоммахаяну изучают в Японии. С тех пор как Масахару Анесаки основал кафедруизучения религии в Токийском университете (1905), буддизм все большеинтересовал различные университеты по всей стране. В сотрудничестве с западнымиисследователями, особенно после 1949, японские ученые проводят исследованияобширного корпуса текстов китайского и тибетского буддизма. В Тибете, которыйна протяжении 300 лет был ламаистским теократическим государством, изоляция отсовременного мира не способствовала появлению новых форм этой религии.
Список литературы
Для подготовкиданной работы были использованы материалы с сайта www.krugosvet.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.