Реферат по предмету "Религия и мифология"


Бог как источник нравственного закона

БОГКАК ИСТОЧНИК НРАВСТВЕННОГО ЗАКОНА


Введение
Оприроде человека и об источниках его нравственности философы и ученые спорят сдавних времен. Эту проблему рассматривали с различных точек зрения: с биологическойточки зрения человек есть индивид, представитель вида homo sapiens; ссоциальной – человек и его нравственность есть продукт человеческого общества;с точки зрения религии человек произошел от Бога (богов) и внутреннююсоставляющую, в том числе и нравственность в него заложил Божественный Дух.Идея о том, что Бог есть источник нравственности и морали человека приобрелаогромный размах в кругах верующих людей. В настоящее время теория божественногопроисхождения нравственного закона рассматривается в мировой философской наукекак одна из самых массовых, имеющая большую историю и глубокуюфилософско-религиозную базу.
Актуальностьданной работы определяется тем, что в последнее время церковная и светскаясферы общественной жизни стали достаточно близко соприкасаться, поэтому многимилюдьми законы нравственности отождествляются с Богом как их основным носителем.В частности, считается, что Законы (или заповеди) Божьи можно сравнить сзаконами природы: и те и другие имеют своим источником Творца и дополняют другдруга: одни регулируют бездушную природу, другие дают нравственную основучеловеческой душе. Разница между ними та, что материя, безусловно, подчиняетсяфизическим законам, человек же свободен подчиняться или не подчинятьсянравственным законам. В предоставлении человеку свободы выбора заключаетсявеликая милость Божья: эта свобода дает возможность человеку духовно расти исовершенствоваться, даже – уподобляться Богу. Однако, нравственная свободаналагает на человека ответственность за свои поступки.
Целиданной работы – рассмотреть понятие «нравственность» в религиозном понимании,проследить источники божественной нравственности.


1.Понятие о нравственности
Когдамы говорим о нравственности, принято различать три понятия «этику», «мораль» и«нравственность». Для примера приведем рассуждения на эту тему В.С. Библера[1].Он считает, что мораль и нравственность есть две сферы человеческой этики вреальном их сопряжении. «В предлагаемом сопряжении, – пишет В.С. Библер, –я понимаю мораль как устоявшуюся в нормах и предписаниях (как надо себя вести,чтобы жить достойно…) форму нравственности. Моральные догматы отцеживаются,уплотняются, обезличиваются в веках, утрачивают историческое напряжение,культурную изначальность, единственность. На мой взгляд, нравственностьвоплощается не в моральные нормы, но в трагедийные перипетии свободного личногопоступка. Эти перипетии формируют коренные Образы личности – образы культурыразличных исторических эпох… Нравственность есть (это и «настоящее время» и «логическоеопределение») всеобщее сопряжение, диалог ключевых исторических нравственныхсредоточий!».
В.С. Библерв своем определении нравственности психологичен, даже литературно психологичен.Он различает, а точнее наблюдает поведение человека в социуме в определенныйкультурно-исторический момент и в момент личной трагедии, в момент совершениявненормативного уникального и единственного поступка в котором заключена и личнаяответственность человека. «Личностные образы культуры» и являются средоточиемлюбого литературного произведения. Не психологию поведения исследует писатель,а психологию поступка.
Поведениечеловека чаще всего определяется знанием норм социума. С.Л. Рубинштейн[2],изучая формирование и развитие психики человека в процессе и в результатеразличных видов деятельности, обратил внимание на включенность человека всложную систему отношений с другими людьми. Когда моральное содержание такихотношений приобретало ведущее значение, Рубинштейн определял в этом случаедеятельность как поведение. Поведение идет от ума, когда мы успеваем подумать,как необходимо поступить. В этом случае совершенно справедлив В.С. Библер,говоря о морали как о внешнем моральном кодексе и внутреннем императиве добра,то есть рационализированном опыте социального устройства и поведения Поступокнесет в себе иррациональную основу. В момент совершения поступка человек неуспевает, или не может осознать происходящего, им движет внутренний порыв,основанный на мире ценностей принятых и выстраданных, но чаще всего неосознаваемых. Человек таков, каков он в поступке. За источник нравственностипринимается человек, а сама нравственность признается ненормативной.
Т.И. Петраковав своей работе «Духовные основы нравственного воспитания»[3]говорит о двух основных подходах к происхождению морали: нравственныетребования выводятся из наличной действительности (материализм, позитивизм,социальный детерминизм и др.), или признается в основании нравственностибезусловное и внеисторическое религиозное начало. В первом подходе, которыйможно назвать рациональной этикой, в качестве источника нравственного законапровозглашается сам человек, который в нравственном отношении действуетнезависимо (автономно) ни от какого-либо высшего авторитета, независимо отвысшей цели. Нравственные законы в этом случае могут подменяться законамиразума, законами социальной жизни, либеральными свободами (вседозволенностью)автономной личности и т.д. Если исходить из того, что нравственность по своемусуществу не является независимым самобытным явлением, а ее истоки лежат в сфереиного бытия, мы не сможем обойтись без ответа на вопрос: «Что есть человек посвоей природе, по отношению к миру, Богу и другим людям?»
С.С. Аверинцевдает антропологическое определение нравственности. «Не буду предлагать тысячапервой дефиниции морали, – пишет он, – воздержусь и от попыток глубокомысленнопротивопоставлять друг другу «этику», «мораль», «нравственность»;этимологически это абсолютно одно и то же слово, только выраженное сначалагреческим, потом латинским, и под конец славянским корнем. В латинском словедля русского уха есть привкус «умственности». Я бы сказал так: совесть не отума, она глубже ума, глубже всего, что есть в человеке, но для того, чтобысделать из окликания совести правильные практические выводы, нужен ум. Мораль идолжна быть посредницей между совестью и умом. Совесть – глубина, ум – свет;мораль нужна, чтобы свет прояснил глубину»[4].
С.С. Аверинцеввводит в обиход непривычное для философии понятие «совесть», как голос как«оклик» из глубин человеческих, голос не связанный с социумом, но умомуслышанный и осознанный, совесть как проявление естественного нравственногозакона. Человек может, услышав этот голос послушаться его, но может его иотвергнуть. Человек не подчинен голосу совести безусловно он свободен в выборе,и эта свобода нравственного выбора есть основа личностного бытия человека, егодостоинство и привилегия. «Совесть, – пишет архимандрит Платон (Игумнов)[5],– является естественным духовным даром человеческой тварной природы. Онавыступает как врожденная способность видеть, оценивать и переживать событияличной жизни в свете нравственных понятий и норм. Совесть – это выражение всегонравственно-психологического функционирования личности, а не какая-тоизолированная ее способность».
Свободаоткрывает человеку различные возможности. Он может стремиться к святости ибогоподобию, а может пасть в бездну греха. Смерть и жизнь, вот две дорогиоткрытые человеку. Нравственность – путеводитель по дороге жизни. «Верными инеизменными ориентирами в выборе пути, – по словам архимандрита Платона, –являются нравственный закон, нравственное чувство и нравственное сознание». АрхимандритПлатон разъясняет подробно суть этих ориентиров. Реальность естественногонравственного закона, обретаемого во всех людях, признается богословиемПравославной Церкви, Благодаря естественному нравственному закону признаютсяфундаментальными правила нравственной жизни человека и общества. Православиепризнает, что этот закон дан Богом, и является достояние всех людей, онориентирует каждого человека в выборе добра. «Однако как бы мы высоко неставили естественный нравственный закон, – пишет архимандрит Платон, – мыдолжны признать, что он указывает на самый элементарный и обязательный для всехлюдей уровень нравственности. С точки зрения евангельской этики мы не можемназвать человека нравственно совершенным, основываясь лишь на том, что он – неубийца, не прелюбодей и не вор… Нравственные нормы и принципы, какимирасполагает Церковь, никогда не рассматривались в качестве средств научитьчеловека приспособиться к внешним формам поведения. Святые отцы всегда видели вних цель руководства к нравственному совершенству, спасению и обложению».
Нравственныйзакон не может быть выполнен в отсутствии нравственного сознания. По мнениюархимандрита Платона, нравственное сознание включает в себя такие понятия какстыд, совесть, долг, ответственность, стремление к добру или добродетель.
«Стыд,– по словам архимандрита Платона, – является одним из видов нравственногосознания, оказывающим влияние на эмоциональную жизнь. Человек обладаетестественной склонностью к переживанию чувства смущения, вызванного обличениемкакого-либо безнравственного поступка. Несоответствие поступка нравственной нормепроизводит страх перед позором или бесчестием. Это страх перед потерей уваженияв глазах тех, перед кем человек уронил свое достоинство».
Совестьпризнается в Православии как внутренний закон, как голос Божий, благодарякоторому человек может судить о положительном или отрицательном достоинствесвоих поступков. Совесть определяет внутреннее устроение личности и даетчеловеку способность нравственного суждения в каждом конкретном случае.
Подводяитоги рассуждений о нравственности, архимандрит Платон (Игумнов) говорит о том,что нравственный рост личности определяют три главных условия: природныекачества, воспитание и действие благодати.
Такимобразом, можно сказать еще раз о том, что точки зрения на происхождение исуществование нравственности имеются различные. Религиозный взгляд на этупроблему, очень хорошо обоснованный архимандритом Платоном, также имеет своеправо на существование.
нравственностьзаповедь закон бог
2. ДесятьЗаповедей – нравственные законы, данные Богом человечеству
НравственныйБожий Закон получил свое воплощение в так называемых десяти Заповедях.
Получение от Бога десятиЗаповедей является самым знаменательным ветхозаветным событием. Обобстоятельствах получения десяти Заповедей повествует книга Исход в 19–20 и 24-йглавах. За полторы тысячи лет до Рождества Христова, после великих чудес,совершенных пророком Моисеем в Египте, фараон вынужден был отпустить еврейскийнарод, и тот, перейдя чудесным образом Красное море, пошел по пустынеСинайского полуострова на юг, направляясь к обещанной (Обетованной) земле. Кпятидесятому дню после исхода из Египта еврейский народ подошел к подножьюСинайской горы и расположился здесь станом. Здесь пророк Моисей взошел на гору,и Господь объявил ему: «Скажи сынам израилевым: если будете слушаться голосаМоего и соблюдать Завет Мой, то будете Моим народом». Когда Моисей, передалволю Божию евреям, они ответили: «Все, что сказал Господь, исполним и будемпослушны». Тогда Господь повелел Моисею к третьему дню приготовить народ дляпринятия Закона, и евреи постом и молитвой стали готовиться к нему. На третийдень густое облако покрыло вершину горы Синай. Сверкали молнии, гремел гром ираздавался громкий звук трубы. От горы восходил дым, и вся она сильноколебалась. Народ стоял вдалеке и с трепетом наблюдал происходящее. На гореГосподь сказал Моисею свой закон в виде десяти Заповедей, которые пророк потомпересказал народу. Так описывается получение человечеством божественных законовв Библии.
Богнаписал свои десять Заповедей, данные раньше устно, на двух каменных плитах(скрижалях) и повелел хранить их в «Ковчеге завета» (позолоченном ящике сизображениями херувимов наверху крышки) для вечного напоминания о Завете,заключенном между им и израильским народом. Местонахождение каменных скрижалейс десятью Заповедями – неизвестно. Неоднократные попытки их найти скрижали неувенчались успехом.
ДесятьЗаповедей:
1.Я – Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.
2.Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на землевнизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.
3.Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
4.Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай вних все твои дела, а день седьмой – день покоя – да будет посвящен Господу Богутвоему.
5.Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жилна земле.
6.Не убивай.
7.Не прелюбодействуй.
8.Не кради.
9.Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10.Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, нираба его, ни рабыни его … ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.
/>Из вышеприведенного видно, что законы, которые пророкМоисей дал еврейскому народу, имели целью регулировать не только егорелигиозную, но и гражданскую жизнь. В новозаветное время большинствоветхозаветных обрядовых и гражданских законов утратили свое значение и былиотменены апостолами. Однако, десять Заповедей и другие заповеди, определяющие моральноеповедение человека, составляют вместе с новозаветным учением единыйнравственный закон. О десяти Заповедях надо сказать, что они содержат в себесамые основы нравственности, закладывают те фундаментальные принципы, безкоторых невозможно существование никакого человеческого общества. Поэтому, ониявляются как бы «конституцией» или «Маgnа Chаrtа» человечества. Вероятно, попричине такой чрезвычайной важности и неприкосновенности десять Заповедей, вотличие от других заповедей, были написаны не на бумаге или другом каком-либотленном веществе, но на камне.
Какувидим, в десяти Заповедях есть определенная последовательность. Так, в первыхчетырех заповедях говорится об обязанностях человека по отношению к Богу,следующие пять определяют взаимоотношения между людьми, последняя призывает кчистоте мыслей и желаний.
ВыраженыДесять Заповедей весьма кратко и ограничиваются самыми минимальнымитребованиями. В этом заключается их большое преимущество: они предоставляютчеловеку максимум свободы в устройстве своих житейских дел, отчетливо определяялишь те границы, которые нельзя переступать, не поколебав основ общественнойжизни.
Рассмотримподробнее содержание каждой заповеди.
/>1. Я – Господь Бог твой, пусть не будет у тебя других Богов,кроме Меня.
Этойзаповедью Бог указывает человеку на самого себя, как на Источник всех благ икак на руководителя всех поступков человека. Следуя этой первой заповеди,человек должен стараться познавать Бога и свои поступки направлять к славе Егоимени.
Такимобразом, в первой заповеди дается направление умственной и волевой деятельностичеловека и этим закладывается фундамент его жизни. Вот почему эта заповедьзанимает первенствующее место среди других заповедей. Она устремляет духовныйвзор человека к Богу.
Такимобразом, первая заповедь в известной мере включает в себя остальные заповеди.Последующие же заповеди конкретнее раскрывают смысл первой.
Грехамипротив первой заповеди являются пренебрежение делом познания Бога и холодностьюк нему, из-за чего происходят умственные грехи: безбожие (атеизм), многобожие,неверие, агностицизм, суеверия, отречение от веры, отчаяние и уклонение в ересь.
/>2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что нанебе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и неслужи им.
Этойзаповедью Бог запрещает человеку создавать себе кумиров – вещественных иливоображаемых – служить им, преклоняться перед ними и воздавать какие-либопочести.
Писаласьэта заповедь во времена, когда идолопоклонство было болезнью человечества. В товремя отдельные люди и целые народы обоготворяли разные стихии природы,небесные светила, изображения людей, животных, всяких страшилищ – все, в чемтемное суеверие видело что-то, необъяснимое, сверхъестественное. Ветхозаветнаявера, а затем – Христианское учение принесло людям светлое учение об единомТворце вселенной.
Длясовременного человека буквальное поклонение идолам – немыслимо и даже смешно.Тем не менее, если не буква, то дух второй заповеди, запрещающей преклонятьсяперед чем-либо, кроме единого Бога, нарушается многими. Современными кумирамистали богатство, земное счастье, физические удовольствия, преклонение передвождями и лидерами. Является идолом все то, к чему человек чрезмернопривязывается, чему отдает свои силы и здоровье в ущерб спасению своей души.Страсти: наркомания, пьянство, курение, азартные игры, чревоугодие – все этожестокие кумиры.
/>3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
Этойзаповедью запрещается неблагоговейное употребление имени Бога, например: впустых разговорах и шутках. Грехами против третьей заповеди являются: божба, т.е.легкомысленное употребление клятвы, богохульство, кощунство, нарушение обетов,данных Богу, клятвопреступление и призвание Бога в свидетели в пустых житейскихделах.
/>4. Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шестьдней работай и делай в продолжении их все дела твои, а день седьмой – деньпокоя (суббота) посвящай Господу Богу твоему.
Этойзаповедью Бог велит трудиться в течение шести дней и заниматься нужными делами,а седьмой день посвящать на служение ему и на святые дела. К угодным деламотносятся: забота о спасении своей души, молитва в церкви и дома, изучениеСлова Божья, просвещение ума и сердца полезными религиозными знаниями,благочестивые религиозные беседы, помощь бедным, посещение больных изаключенных в темнице, утешение скорбящих и другие дела милосердия.
Вапостольское время суббота соблюдалась христианами иудейского происхождения.Однако, в первый день после субботы, в воскресенье, иудеи-христиане собиралисьдля молитвы и причащения. Так уже в первое столетие христианской эры возниклопразднование воскресного дня. Обращая язычников в христианство, апостолы нетребовали от них соблюдения субботы, но собирали их на молитву именно ввоскресный день. Постепенно суббота уступила место воскресенью, которое сталоповсеместно отмечаться, как день, посвященный Богу, в исполнение четвертойзаповеди.
Нарушаютчетвертую заповедь не только те, кто работают в воскресенье, но и те, которыеленятся трудиться в будничные дни и уклоняются от своих обязанностей, потомучто заповедь говорит: «шесть дней трудись». Нарушают четвертую заповедьи те, кто, хотя не работают в воскресенье, но и не посвящают этого дня Богу.
/>5. Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе было хорошои чтобы ты долго жил на земле.
Этойзаповедью Бог повелевает почитать своих родителей, за что обещает благополучнуюи долгую жизнь. Почитать родителей значит: уважать их авторитет, любить их, нипри каких обстоятельствах не сметь оскорблять их словами или поступками,повиноваться им, помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся внужде, а особенно во время их болезни и старости. Неуважение родителей естьвеликий грех. В Ветхом Завете, кто злословил отца или мать, наказывалсясмертью.
/>6. Не убивай
Этойзаповедью Бог запрещает отнятие жизни – у других людей или у самого себя. Жизньесть величайший дар Божий, и только Бог назначает пределы земной жизничеловека.
Самоубийство– тяжкий грех. В самоубийстве, кроме убийства, заключаются еще грехи отчаяния,маловерия, ропота против Бога и дерзкое восстание против божественного промысла.Человек является виновным в убийстве и тогда, когда сам лично не убивает, носпособствует убийству или допускает других до убийства. Человек бывает виновенв убийстве даже если убил другого человека нечаянно, потому что допустилнеосторожность. Аборты церковь также причисляет к убийству. Ряд церковныхзаконов налагают строгие епитимии на лиц, повинных в этом грехе.
7./>Не прелюбодействуй
Этойзаповедью Бог велит мужу и жене хранить взаимную верность, неженатым же бытьцеломудренными – чистыми в делах, словах, мыслях и желаниях. Чтобы не грешитьпротив седьмой заповеди, надо избегать всего, что возбуждает нечистые чувства,как то: сквернословие, «пикантные» анекдоты, бесстыдные песни и пляски,смотрение соблазнительных фильмов и фотографий, чтение безнравственныхжурналов.
Тяжелымгрехом против седьмой заповеди является гомосексуализм. Развратники всяческипытаются этот грех оправдать. Этот постыдный грех апостол Павел строго бичует впервой главе своего послания к Римлянам Древние города Содом и Гоморра былиистреблены Богом именно за этот грех.
8.Не кради
ЗдесьБог запрещает присвоение того, что принадлежит другим. Виды кражи разнообразны:воровство, грабительство, святотатство (присвоение священных предметов илинебрежное обращение с ними), взяточничество, тунеядство (когда получают платуза работу, которую не исполняют), лихоимство (когда берут с нуждающихся большиеденьги, пользуясь их бедой) и всякое присвоение чужой собственности путемобмана. Является воровством, когда человек уклоняется от платежа долга,утаивает найденное, обмеривает и обвешивает при продаже, удерживает платуработника и т.д.
Побуждаетчеловека красть его пристрастие к удовольствиям и материальным благам. В противовессребролюбию христианская вера учит нас быть бескорыстными, трудолюбивыми имилосердными: «Кто крал, впредь не кради, а лучше трудись, делая своими рукамиполезное, чтобы было из чего уделить нуждающимся». Высокой христианскойдобродетелью является совершенное нестяжание и отречение от всякойсобственности. Это предлагается тем, кто стремится к совершенству: «Если хочешьбыть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметьсокровище на небесах».
/>9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего
Этойзаповедью Бог запрещает всякую ложь, как например: ложные показания на суде,доносы, наговоры, сплетни, злословие и клевету. Клевета есть дело дьявольское,так как само имя «дьявол» значит «клеветник»./>
10.Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, нираба его, ни рабыни его… ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.
Этойзаповедью Бог учит воздерживаться от зависти и от нечистых желаний. В то время,как предыдущие заповеди говорили преимущественно о поведении человека, этапоследняя заповедь обращает наше внимание на то, что происходит внутринас:на наши мысли, чувства и желания.
/>Делая вывод из всего вышесказанного, отметим, что перваязаповедь призывает нас поставить Бога в фокусе наших мыслей и стремлений;вторая – запрещает преклоняться перед чем-либо или служить чему-либо, вместоБога и учит не порабощаться страстями; третья – учит благоговеть перед Богом иЕго именем; четвертая – посвящать Ему седьмой день недели и вообще часть своейжизни; пятая – учит почитать родителей и вообще старших. Следующие четырезаповеди внушают уважение к ближнему и запрещают причинять ему какое-либо зло:лишать его жизни или вредить его здоровью, посягать на его семейную жизнь, егоимущество и ронять его честь. Наконец, последняя заповедь запрещает завидоватьи призывает к сердечной чистоте.
Такимобразом, десять Заповедей дают людям то основное нравственное руководство,которое необходимо для созидания, как частной, так и семейной и общественнойжизни.
Чтобыэти заповеди принесли пользу, необходимо их сделать своими, т.е. постараться,чтобы они не только руководили человеческими поступками, но чтобы они сталимировоззрением, проникли в подсознание, или, по образному выражению пророка,были написаны Богом на скрижалях нашего сердца.

Заключение
Впризнании естественного нравственного закона Церковь исходит изобщечеловеческого нравственного опыта, который у всех народов во все временаосвящался верой в высшую и вечную правду, в мировой объективный закон,благодаря которому подлежит справедливому возмездию всякое совершаемое в мирезло. Принимая естественный нравственный закон, Церковь подтверждает егозначимость как принципа, ограждающего целостность структуры бытия отнравственного растления и распада.
Реальностьестественного нравственного закона убеждает нас в том, что личнаянравственность отдельных людей, воплощаемая в нравственной культуре кактрадиционных, так и новых обществ, – это не просто случайный покров,наброшенный на историческую жизнь человечества, это фундаментальная, глубокая итаинственная основа мирового строя человеческой жизни. Быть нравственным – этозначит предпочитать и избирать достойный способ существования, то естьосуществлять принцип, гарантирующий порядок в собственной душе и в окружающеммире по образцу того порядка, который мы видим в устройстве и закономерностяхфизической Вселенной.
Правовыеи этические нормы, характерные для структур как патриархальных, так и новыхобществ и выполняющие функции регуляции человеческих отношений на самыхразличных уровнях личной и общественной жизни, представляют собой не что иное,как видимое проявление и конкретное обнаружение естественного нравственногозакона. Основным источником нравственного Закона являются десять божественныхЗаповедей.
Сознательноенарушение этих заповедей, по мнению теологов и религиоведов, ведет к духовномуи физическому вырождению, рабству, страданию и в конце концов – к катастрофе.Сравнивая законы природы с Заповедями, надо сказать, что законы природы временныи условны: они появились вместе с физическим миром и с ним же, вероятно,прекратят свое существование. (Таково мнение некоторых современных ученых).Нравственные же законы – вечны. Они содержат основные моральные нормы, которые неизменны,потому что отображают собой сущность вечного и неизменяемого Творца.
Основынравственного закона заложены, по мнению теософов, в самую духовную природучеловека. Мы чувствуем в себе этот закон каждый раз, когда совесть нам говорит,что следует, а чего не следует делать, то есть Заповеди Божьи в конкретнойсловесной форме подтверждают то, что нашему сердцу говорит внутреннее чувство,именуемое совестью.
 

Литература
 
1. В.С. Библер.Культура, нравственность, современность. – М.: Изд-во политич. лит-ры, 1991.
2. С.Л. Рубинштейн.Общая психология. М, 1989.
3. Т.И. Петракова.Духовные основы нравственного воспитания. М, 1997.
4. С.С. Аверинцев.Нагорная проповедь. // Альфа и омега. М., 1994, №2.
5. www.klikovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.