Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Религия и мифология"


Народная религия Чувашии

Народная религия Чувашии

Вплоть до середины XVIII в. у чувашей сохранялась
народная (языческая) религия, в которой присутствовали элементы, воспринятые от
зороастризма древнеиранских племен, иудаизма хазар, ислама в болгарское и
золотоор-дынско-казанскоханское время. Предки чувашей верили в самостоятельное
существование человеческой души. Дух предков покровительствовал членам рода,
мог и наказать их за непочтительное отношение.

Для чувашского язычества был характерен дуализм,
воспринятый главным образом от зороастризма: вера в существование, с одной
стороны, добрых богов и духов во главе с Султи тура (верховным богом), и с
другой — злых божеств и духов во главе с Шуйттаном (дьяволом). Боги и духи
Верхнего мира — добрые, Нижнего света — злые.

Религия чувашей по-своему воспроизводила иерархическую
структуру общества. Во главе многочисленной группы богов стоял Султи тура со
своим семейством. По-видимому, первоначально небесный бог Тура («Тенгри»)
почитался наравне с другими божествами. Но с появлением «единовластного
самодержца» он становится уже Асла тура (Высшим богом), Султи тура (Верховным
богом).

В людские дела непосредственно всевышний не
вмешивался, управлял людьми через помощника — бога Кебе, ведавшего судьбами
человеческого рода, и его служителей: Пулёхсё, назначавшего людям судьбу,
счастливые и несчастливые жребии, и Пихампара, раздававшего людям душевные
качества, сообщавшего юмзям пророческие видения, который считался также
покровителем животных. В услужении Султи тура находились божества, названия
которых воспроизводили названия прислуживавших и сопровождавших золотоордынских
и казанских ханов чиновников: Тавам ыра — добрый дух, заседавший в диване
(палате), Тавам суретекен — дух, ведавший делами дивана, далее: страж,
привратник, кравчий и т. д.
Поминально-погребальные обряды.

Комплекс поминально-погребальных обрядов у
чувашей-язычников свидетельствует о развитом культе предков. Умерших хоронили
головой на запад, на могиле ставили временный памятник из плоского дерева в
виде фигуры (салам юпи — «прощальный столбик»), осенью в юпа уйах («месяц
столба, памятника") сооружали на могиле умершего в течение прошедшего года
антропоморфный юпа — памятник из камня или дерева — мужской — дубовый, женский
— липовый. Поминки у чувашей-язычников сопровождались ритуальными песнями и
плясками под пузырь (шапар) или волынку (купас), чтобы умилостивить покойника,
сделать ему приятным пребывание в могиле; разжигались костры, совершались
жертвоприношения. Ученые (А. А. Трофимов и др.) выяснили, что
похоронно-поминальная обрядность чувашей, устройство кладбищ (масар) с
непременным мостом, положенным через ручеек или овражек (мост дл; перехода в
мир предков), и сооружение намогильных памятников юпа в виде столба (акт сотворения
вселенной), разжигание огня-костра во время похорон и поминок (куда кидали не
только жертвенную пищу, но и вышитые головные уборы сурпаны, украшения алка,
ама и др.), наконец, композиционная и образная структура культовых скульптур
имеют более чем выразительную связь с этносами индо-иранского культурного круга
и полностью согласуются с учением Зара-туштры. По-видимому, основные
определяющие черты языческой религии чувашей сформировались у их предков —
болгаро-суварских племен — еще в период их пребывания на территории Средней
Азии и Казахстана и в последующем, на Северном Кавказе.
Боги и духи.

Чуваши почитали также божков, олицетворяющих солнце,
землю, гром и молнию, свет, огоньки, ветер и т. п. Но многие чувашские боги
«обитали" не на небесах, а непосредственно на земле.

Злые божества и духи были независимы от Султи тура:
других богов и божеств и враждовали с ними. Бог зла и мрака Шуйттан пребывал в
бездне, хаосе. Непосредственно от Шуйттана «произошли»:

Эсрель — злое божество смерти, уносящее души людей,
Ийе — домовой и костолом, Вопкан — дух, насьыающий эпидемии, а Вупар (упырь)
вызывал тяжелые болезни, ночное удушье, лунные и солнечные затмения.

Определенное место среди злых духов занимал Иёрёх,
культ которого восходит к матриархату. Иёрёх представлял собой куклу в виде
женщины. Она передавалась из поколения в поколение по женской линии. Иёрёх был
покровителем семьи.

Самыми вредными и злыми божествами считались киремети,
которые «обитали" при каждом селении и приносили людям бесчисленное
множество несчастий (болезни, бездетность, пожары, засухи,  градобития, грабежи, бедствия от помещиков,
приказных служителей, пуянов и т.п.). В киремети будто бы превращались души
злодеев и угнетателей после их смерти. Само название киремети происходит от
мусульманского культа святых «карамат». У каждого селения было не менее одного
киреметища, были и общие для нескольких селений киремети. Место
жертвоприношения киремети огораживалось, внутри строилось небольшое здание с
тремя стенами, обращенное открытой стороной на восток. Центральным элементом
киреметища было одиноко стоящее старое, часто уже засохшее дерево (дуб, ветла,
береза). Особенность чувашского язычества состояла в традиции умилостивления
как добрых, так и злых духов. Жертвы приносились домашними животными, кашей,
хлебом и т. п. Жертвоприношения совершали в специальных капищах — культовых
сооружениях, которые обычно устраивались в лесах и также назывались
ки-реметями. За ними ухаживали мачауры (мачавар). Они вместе с главарями
молений (кёлёпусё) совершали обряды жертвоприношений и молений.

Добрым богам и божествам чуваши посвящали общественные
и частные жертвоприношения и моления. В большинстве это были жертвоприношения и
моления, связанные с земледельческим циклом: уй чукё (моление об урожае) и др.

Леса, реки, особенно омуты и пруды, по поверьям
чувашей, были заселены арсури (подобие леших), вуташ (водяной) и другими
божествами.

Благополучие в семье и хозяйстве обеспечивал хёртсурт
— дух женского пола, в скотном дворе обитало целое семейство духов-покровителей
домашней живности.

Все надворные постройки имели духов-покровителей:
хранители клети (кёлетри ыра), погреба (нухреп хуси), сторож овина (аван
кётусё). В бане ютился зловредный дух ийе — своеобразный домовой-костолом.

«Загробный мир» представлялся язычникам-чувашам
продолжением земной жизни. «Благоденствие» покойников зависело от того,
насколько щедро потчевали их живые родственники на поминках.
Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.chuvsu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Источники психологического эксперимента как общественного образования
Реферат Понятие, виды и формы сделок
Реферат Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии основны
Реферат Николай Лобачевский
Реферат Общая характеристика и история мировой криминальной статистики
Реферат Ответы на билеты за 10 класс для школ с физико математическим уклоном
Реферат Выставки и ярмарки в системе региона
Реферат Мифы в скульптурах Летнего сада
Реферат Silva rerum або соціальна історія східної галичини другої половини XVIII ст. Пером польського історика демографії
Реферат The English Patient Essay Research Paper The
Реферат Digestive Disorders Liver Essay Research Paper Digestive
Реферат Разработка и проведение рекламных мероприятий для музыкального фестиваля Качели
Реферат Рекламное агентство "Рапид"
Реферат Образ медведя в фольклоре
Реферат Анализ поведения потребителей в процессе покупки товаров и услуг предприятий индустрии гостеп