Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Психология"


Различия осознаваемых мотивов у подростков с разной степенью компьютерной ориентированности

Различия
осознаваемых мотивов у подростков с разной степенью компьютерной
ориентированности

В связи с
нарастающей интенсификацией процессов компьютеризации общества все больший вес
приобретают вопросы, связанные с тем, какое влияние оказывает глобальная
информатизация на личность. Различные аспекты этой проблемной области
разрабатываются психологами сравнительно давно. В частности О.К.Тихомировым и
его учениками О.Н.Арестовой, Л.Н.Бабаниным, Ю.Д.Бабаевой, А.Е.Войскунским и
многими другими велись и ведутся исследования структурных и функциональных
изменений в психической деятельности человека при взаимодействии с компьютером.
Эти изменения затрагивают познавательную, коммуникативную и личностную сферы,
трансформируют операциональное звено деятельности, пространственно-временные
характеристики взаимодействия субъект-субъект и субъект-информационная система,
процессы целеполагания, потребностно-мотивационную регуляцию деятельности.

Вместе с тем,
несмотря на имеющиеся фундаментальные разработки этой проблемы, осуществленные
в школе О.К. Тихомирова и вскрывающие общие закономерности мотивации
пользователя, несмотря на разработку проблем виртуальной реальности, мотивация
различных групп пользователей, относящихся к разным возрастным или
профессиональным категориям, еще мало изучена.

Исследование
этих аспектов мотивации могло бы уточнить некоторые общие положения, уже
известные психологической науке, а также решить ряд прикладных задач. Особенный
интерес может представлять изучение мотивации взаимодействия с компьютером у
подростков и юношей - в период, когда образование важнейших составляющих
личности и самосознания человека во многих аспектах только начинается и далеко
от своего завершения, но вместе с тем, уже можно говорить об автономизации
личности ребенка от взрослых и об открытии им возможностей дальнейшего
самостоятельного развития. Этот период является своеобразным переломным моментом
в развитии человека, и увлечение компьютером может способствовать как
дальнейшему прогрессу в становлении личности, так и формированию пассивной
зависимости от компьютера, тормозящей ее развитие.

Исследования в
области психологии мотивации компьютерно-ориентированных подростков только
начинаются, и их результаты позволяют ставить новые проблемы.Одной из них
становится проблема того, каким образом деятельность с компьютером, в которую
включены подростки, отражается в их самосознании со стороны своих мотивов.Именно
этот аспект послужил отправной точкой нашего исследования.

Нас
интересовало, с какой системой мотивов компьютерно-ориентированые подростки
соотносят различные ситуации взаимодействия с компьютером (ситуации, игры,
обучения и др.). Мы опирались на понимание мотивов, сложившееся в школе
А.Н.Леонтьева. Различные виды мотивов выделяют в зависимости от того предмета,
на который направлена деятельность. Под мотивацией в широком смысле
подразумевается то, ради чего человек выполняет ту или иную деятельность.
Всякая деятельность осуществляется вследствии какого-либо внутреннего импульса
(потребности) и ради некоторой внешней по отношению к ней ценности. Эти
отношения и образуют два полюса реальной мотивационной системы. Таким образом,
мотив - это предмет, на который направлена деятельность, соответствующий
некоторой человеческой потребности.Феноменологически мотивация проявляется в
эмоциональной окраске событий и действий субъекта, в направленности и
селективности человеческой деятельности в системе ценностей и предпочтений.

Изучение
системы мотивов компьютерно-ориентированных подростков прежде всего выдвигало
методическую задачу поиска способа определения как наличия такой
ориентированности, так и степени ее выраженности. В качестве такового была
использована анкета "Я и компьютер", разработанная Петербургскими
психологами О.Н.Черемисиной, Б.Л.Бардиер с целью создания инструмента,
способного оценить, "измерить" компьютерную увлеченность. Кроме того,
для определения компьютерной ориентированности подростков в качестве косвенного
метода мы использовали тест смысложизненных ориентаций (СЖО) в адаптации
Д.А.Леонтьева. Основанием для выбора этого теста послужило следующее: в
исследовании Ю.В.Фомичевой, А.Г.Шмелева, И.В.Бурмистрова было показано, что с
увеличением игрового опыта с компьютером локус контроля сдвигается в
интернальную область. Все 6 шкал теста СЖО значимо коррелируют с общей
интернальностью по тесту уровня субъективного контроля. Мы предполагаем, что
увеличение игрового опыта можно рассматривать как следствие ориентации
подростка на взаимодействие с компьютером. Наличие связи показателей анкеты и
СЖО может дать дополнительную инфомацию о природе влияния информационных
технологий на подростка. Забегая вперед, скажем, что наши предположения подтвердились,
при сравнении показателей анкеты и теста выявлена значимая корреляционная
связь(r=0.65, p


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ответственность за нарушение земельного законодательства в России
Реферат Ответственность по договору коммерческой концессии
Реферат Отзыв выборного должностного лица местного самоуправления муниципального образования
Реферат Отрасли права: понятие и виды
Реферат Ответственность государственных органов за правонарушения в сфере государственного управления
Реферат Отчет о патентных исследованиях по объекты "Зубные пасты"
Реферат Отрасли законодательства Российской Федерации
Реферат Отсылочные нормы в Федеральном Конституционном законе о Конституционном суде РФ
Реферат Ответственность за изготовление и сбыт поддельных денег или ценных бумаг
Реферат Отличие судебного решения от судебного определения
Реферат Ответственность за вымогательство по уголовному праву
Реферат Отрасли права. Характеристика основных отраслей. Правовой институт. Полномочия высшей исполнительной власти РФ
Реферат Ответственность за преступления террористической направленности по уголовному российскому законодательству
Реферат Ответственность за нарушение налогового и бюджетного законодательства
Реферат Отпуск без сохранения заработной платы. Служебная командировка