Реферат по предмету "Государство и право"


Ответственность за нарушение земельного законодательства в России

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА 1.Основные виды и признаки земельных правонарушений, влекущих юридическуюответственность правонарушителей1.1 Общая характеристика правовой охраны земель1.2 Основные виды и признаки земельных правонарушенийГЛАВА 2. Содержание юридической ответственности занарушение земельного законодательства2.1 Административно-правовая ответственность за нарушениеземельного законодательства2.2 Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства2.3 Дисциплинарная и материальная ответственность занарушение земельного законодательства2.4 Земельно-правовая (специальная) ответственность занарушение земельного законодательства
ГЛАВА 3. Государственный земельный контроль (напримере Пермского края)
3.1 Организация осуществлениягосударственного земельного контроля
3.2 Использование земель сельскохозяйственногоназначения
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
 
ВВЕДЕНИЕ
Темапредставленной работы – «Ответственность за нарушение земельногозаконодательства».
Правовая охраназемель, как один из видов их охраны, представляет собой совокупностьюридических норм, направленных на обеспечение рационального использования землии улучшение ее естественных свойств. Это достигается путем установлениязапретов и дозволений, поощрения за примерные действия субъектов и наказаниеправонарушителей.
Необходимостьправовой охраны земель закреплена в конституционном порядке. В соответствии сост. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняютсяв Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов.
В последние годы отмечается заметноеухудшение состояния земель в России. Усиление антропогенного воздействия наземельные ресурсы, безусловно, приводят к обострению экологической ситуации.Однако негативные изменения часто происходят также и вследствие различныхнарушений земельного и природоохранного законодательства, допускаемых не толькоюридическими и физическими лицами, но и органами государственного управления.Добиться сокращения количества земельных правонарушений возможно, помимо иныхмер охраны земель, при эффективном применении мер юридической ответственности.
Действующий Земельный кодекс РФ(далее — ЗК РФ) предусматривает дисциплинарную, административную, уголовнуюответственность, возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями,как форму гражданско-правовой ответственности, а также прекращение прав наземельные участки — как специальную земельно-правовую ответственность. Однакоприменение на практике названных мер довольно проблематично. Сложившаясяситуация во многом обусловлена несовершенством российского законодательства,прежде всего земельного, гражданского и уголовного.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ПРИЗНАКИЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ВЛЕКУЩИХ ЮРИДИЧЕСКУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ
Земельныйкодекс РФ предусматривает возможность применения к нарушителям земельногозаконодательства всех видов юридической ответственности: административной,уголовной, дисциплинарной, материальной и специальной (земельно-правовой).
Лица, виновныев совершении земельных правонарушений, привлекаются к ответственности впорядке, установленном законодательством. В настоящее время в связи с принятиемнового Земельного кодекса прекратили свое действие те земельно-правовые нормы, которыепредусматривали особый порядок привлечения правонарушителей к административнойответственности (ст. 125 ЗК РСФСР, Указ Президента от 16.12.1993 г. «О мерах поусилению государственного контроля за использованием и охраной земель»), видыправонарушений и содержание применяемых санкций. В связи с этим, впредь допринятия соответствующих земельно-правовых нормативных актов, административнаяответственность за нарушение земельного законодательства применяется всоответствии с действующим Кодексом об административных правонарушениях (ст.ст. 50-54,61,67 и др.).
Уголовнаяответственность за нарушение земельного законодательства предусмотрена ст. 170,254, 262 УК РФ, а материальная — ст 24,56 ГК РФ.
Специальная(земельно-правовая) ответственность связана с принудительным прекращением правана землю лиц, совершивших определенные правонарушения, и предусмотрена нормамиЗемельного кодекса РФ.
Виды земельныхправонарушений, влекущих применение юридической ответственностиправонарушителей, содержатся в различных правовых источниках: Земельном,Гражданском, Уголовном Кодексах, Кодексе об административных правонарушениях, вЗаконе «Об охране окружающей природной среды» и других нормативных правовыхактах. Обращает на себя внимание то, что половина их связана с нарушениемэкологических требований, предъявляемых к собственникам земли иземлепользователям. Это не случайно, ведь ухудшение состояния земель и ихестественного плодородия в настоящее время непосредственно связано сантропогенными причинами. 1.2 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ПРИЗНАКИЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Приведемсодержание и краткую характеристику земельных правонарушений, за совершениекоторых установлена юридическая ответственность.
1. Самовольныйзахват земель. Самовольным захватом признается владение земельным участком беззаконных на то оснований, т. е. при отсутствии правоустанавливающего документа.К категории самовольного захвата относятся также такие случаи, как пользованиепредоставленным земельным участком до отвода его в натуре и выдачиправоустанавливающего документа, а также пользование участком по решению(разрешению) органа, не правомочного решать вопросы предоставления земель, либовынесшего незаконное решение под влиянием злонамеренных действийзаинтересованных лиц. Вместе с тем следует иметь ввиду, что самовольный захватлишь тогда является правонарушением, когда он совершен умышленно. Между тем,владение и пользование не своей землей (т. е. без законных оснований) можетиметь место как результат непреднамеренных действий (незнание границ участка,заблуждение относительно признаков расположения земли, случайность, неправильнопроизведенное землеуказание и др.). Незаконное владение землей в этих случаяхне следует относить к категории правонарушений.
2. Самовольноевозведение строений, сооружений и иных объектов. Самовольное, т. е. безоформления надлежащего разрешения, строительство может иметь место напредоставленном в установленном порядке для этих целей земельном участке и насамовольно захваченном участке.
В первом случаеправонарушение не является чисто земельным, а лишь связано с земельнымиотношениями, однако рассматривается, как неправомерное пользование землей иотнесено к перечню земельных правонарушений. Во втором случае имеют местоодновременно два земельных правонарушения, из которых одно (самовольный захват)является чисто земельным. Ответственность в этом случае возлагается отдельно закаждое из них.
3. Захламлениеземель. Как вид правонарушения его следует отличать от загрязненияпроизводственными отходами, под которыми понимаются вредоносные побочныепродукты производства (шлаки, отстой, соли и т. п.). Под захламлением следуетпонимать превращение территории или участка земли в свалку предметов, деталей ичастей автомашин, случайных вещей и т.д. Степень захламленности и возможностьотнесения ее к правонарушению определяет должностное лицо, осуществляющееконтроль, или специальная комиссия.
4. Загрязнениеземель химическими или радиоактивными веществами, производственными отходами источными водами, заражение их бактериально-паразитическими и карантиннымивредными организмами.
В настоящеевремя значительные площади сельскохозяйственных угодий заражены различнымивредными организмами и веществами. Площадь земель, загрязненных выбросами,достигает 68 млн. га. В результате аварии на ЧАЭС заражено более 2 млн. гасельхозугодий в Калужской, Рязанской, Тульской, Орловской, Брянской областях. Ксожалению, процесс загрязнения продуктивных земель приобретает все большиемасштабы. В связи с этим введена строгая юридическая ответственность лиц,допускающих загрязнение земель.
5. Порча иуничтожение плодородного слоя почвы. Этот вид правонарушений являетсярезультатом нерадивого, бесхозяйственного использования земель, в результатечего почвы истощаются, зарастают кустарником, переувлажняются, переуплотняются,заболачиваются я теряют свое главное природное качество — плодородие. Фактправонарушения и его экономическая негативная значимость определяетсяпосредством специальных обследований.
6.Проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов,отрицательно влияющих на состояние земель, как особый вид земельныхправонарушений, не является чисто земельным. Однако он рассматривается вкачестве такового, т. к. производственная деятельность таких объектов наноситнепоправимый ущерб земле, особенно в сфере сельскохозяйственного производства.Экологическое и земельное законодательство запрещает ввод в эксплуатациюподобных объектов под угрозой административной или уголовной ответственности.
7. Нарушениесроков возврата временно занимаемых земель и невыполнение обязанностей поприведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
Временнозанимаемые земли – это земельные участки, предоставляемые в краткосрочноепользование (обычно на срок проведения работ) для выполнения строительных,ремонтных, горно-технических и иных работ. Они служат местом складированияматериалов, перемещения грунтов, устройства временных карьеров и т. д. Поминовании надобности земли должны быть приведены в исходное состояние свозмещением всех убытков и возвращены по прежней принадлежности. В практике,однако, нередки случаи, когда эти земли не возвращаются своевременно иливозвращаются в непригодном для использования состоянии, что наноситсущественный ущерб сельскохозяйственному производству[1].
8. Искажениесведений о состоянии использования земель. Очевидно, что в данном случае речьидет о должностном правонарушении, объектом которого являются сведения о земле.Очевидно также и то, что данная мера правовой ответственности налагается толькона виновных должностных лиц (в основном на работников органов Росземкадастра)[2].
9. Нарушениесроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельныхучастков и сокрытии информации о наличии свободного земельного фонда.
В условияхразвития земельной реформы данное должностное правонарушение, имеющееадминистративный характер, связано со значительными негативными последствиямидля нормального регулирования земельных отношений и в то же время оно можетбыть связано с причинением вреда работником при исполнении им служебныхобязанностей. Очевидно, что оно может служить основанием и дляадминистративной, и для материальной ответственности одновременно.
10. Уничтожениемежевых знаков.
Межевые знаки ввиде столбов, труб, курганов устанавливаются в поворотных точках границземельных участков. Уничтожение этих знаков (чаще всего в процессе вспашки идругих работ по обработке почв) по небрежности или злому умыслу являетсядовольно частым правонарушением, что служит основанием для возникновенияземельных споров и связано с затратами на проведение восстановительных работ.
11. Нарушениеутвержденной градостроительной документации при отводе земель.
Данноеправонарушение связано с несоблюдением утвержденных в установленном порядкегенеральных планов планировки и застройки городов и поселков городского типа, атакже проектов детальной застройки других населенных пунктов, что приводит к.нарушению установленного порядка изъятия, предоставления и отвода земель.
12. Нарушениеустановленного режима использования земель природоохранного,природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного назначения, другихземель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихсярадиоактивному загрязнению.
Правонарушениеимеет экологический, природоохранительный аспект, выражается в виде охоты,рыбной ловли, уничтожения ценных пород леса, распашки земель, выпаса скота,иной хозяйственной деятельности, не связанной с целевым назначением этихземель. В последние годы этот вид земельных правонарушений получил значительноераспространение, что связано с ослаблением контроля в этой области со стороныспециальных природоохранных и правоохранительных органов[3].
Что касаетсянарушения установленного режима использования земель в виде радиоактивногозагрязнения, то этот вид правонарушений связан с обстоятельствами Чернобыльскойаварии, в результате которой, как уже говорилось выше, была загрязнена обширнаяплощадь в пределах шести российских областей. На этих территориях установленособый режим использования земель, исключающий возможность заражения людейчерез продукты сельскохозяйственного производства, нарушение которогопредставляет серьезную опасность для здоровья людей[4].
13.Нерациональное использование сельскохозяйственных продуктивных земель.
Этот, неимевший ранее конкретных признаков показатель эффективности использованияземель, получил в действующем законодательстве конкретную определенность. Нерациональноиспользуемыми следует считать такие земли, фактическая продуктивность которыхза последние пять лет сократилась на 20 и более процентов по отношению к расчетной,полученной по материалам кадастровой оценки. Поэтому имеется возможностьдокументально подтвердить факт совершения данного правонарушения, исключитьнеоднозначность понимания нерациональности, и, стало быть, – возникновениеспоров. Методика установления нерациональности использования земель ещенедостаточно совершенна, (например, как установить нерациональностьиспользования сенокосов, пастбищ), тем не менее, она дает довольно эффективныйинструмент для предупреждения и пресечения подобного явления[5].
14. Невыполнениеобязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, воднойэрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв.
Охрана почв ответровой и водной эрозии, а также улучшение качественного состояния земельявляется обязанностью всех собственников земли и землепользователей (ст. 13 ЗКРФ). Государственный земельный кадастр дает возможность достаточно определенноустановить уровень качественного состояния земель и подверженности их эрозионнымпроцессам. Эти данные периодически фиксируются в правоустанавливающихдокументах физических и юридических лиц и дают возможность достаточноопределенно устанавливать наличие упомянутого правонарушения, своевременнопредупреждать собственников земли и землепользователей о признаках правонарушенияи, в крайних случаях, привлекать к соответствующей юридической ответственности.
15.Использование земель не по целевому назначению. Целевое назначениепредоставляемых субъектам земельных участков определяется в процессепредоставления их в собственность или пользование и фиксируется вправоустанавливающих документах. Предоставленный субъекту земельный участокможет использоваться только в соответствии с установленным назначением.Признаки целевого назначения участка обозначены в самом его определении.Например: для сельскохозяйственного использования (ведения крестьянскогохозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, иныхконкретных целей); для несельскохозяйственного использования (дачного, жилищного,гаражного строительства, сооружения иных объектов). Отклонение от этихпризнаков в процессе использования земли указывает на совершаемоеправонарушение[6].
16.Использование земельных участков способами, приводящими к порче земель илиразрушению почвенного плодородия.
Содержаниеданного правонарушения предполагает технологические отклонения в способахиспользования земли (неправильная обработка почвы, приводящая к её разрушению,технологически неправильный выпас скота, приводящий к уничтожению пастбищ и т.п.). Признаки наличия правонарушения устанавливаются по данным государственногоземельного кадастра.
17.Систематическое невнесение платежей за землю.
Признаксистематичности установлен законодательством в виде неуплаты земельного налогав течение двух лет подряд и непогашении задолженности в течение следующего года,а также арендной платы в сроки, установленные договором аренды.
В качестве признакаправонарушения закон предполагает невнесение платежей. Таким образом,несвоевременное внесение платежей, хотя и систематическое, не являетсяпризнаком данного правонарушения и не может служить основанием для привлеченияк юридической ответственности.
Что касаетсяарендной платы, то порядок и сроки выплаты устанавливаются договором аренды и вэтом случае невнесение ее по признакам, приведенным выше, следует считатьправонарушением в редакции данного пункта и, следовательно, достаточнымоснованием для привлечения виновных к юридической ответственности.
18. Уклонениеот исполнения или несвоевременное исполнение предписаний, выданных должностнымилицами органов, осуществляющих государственный контроль за использованием иохраной земель, по вопросам устранения нарушений земельного законодательства.
Должностнымилицами, имеющими право давать обязательные для исполнения предписания, являютсяинспекторы всех рангов органов системы Росземкадастра. Норма, предписывающаяюридическую ответственность за данное правонарушение, имеет большое значение сточки зрения правовой дисциплинированности субъектов права на землю испособствует значительному повышению роли и авторитетности инспекторов поиспользованию и охране земель. По смыслу содержания данного правонарушения инормы, устанавливающей юридическую ответственность за его совершение, следует,что ответственность наступает независимо от того, был ли субъект привлечен кответственности за то правонарушение, по поводу которого было сделано предписаниедолжностным лицом или нет. Например, если было сделано предписание обустранении нарушения, связанного с систематической неуплатой земельного налога,а по истечении указанного в предписании срока окажется, что правонарушение неустранено, виновное лицо может быть привлечено как за систематическую неуплатуналога (штраф или изъятие земельного участка), так и за неисполнениепредписания инспектора по этому вопросу[7].
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 2.1 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Административнаяответственность применяется в форме денежного штрафа, налагаемого направонарушителя. К административной ответственности могут быть привлечены какфизические, так и юридические лица.
Как уже былосказано выше, в настоящее время административная ответственность за нарушениеземельного законодательства применяется в соответствии с нормами Кодекса обадминистративных правонарушениях. Основными из них являются следующие:
Статья 50.Бесхозяйственное использование земель.
Признакбесхозяйственности в статье не конкретизирован и на практике устанавливается похарактеру фактических отклонений состояния земель от технологических,агротехнических и нормативных требований (неправильная обработка, зарастаниесорной растительностью, неухоженность и т. п.). В признак бесхозяйственностинорма включает также невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земельи охране почв от ветровой и водной эрозии и других процессов, ухудшающихсостояние почв, а также использование земельных участков не в соответствии стеми целями, для которых они предназначались.
Статья 51.Порча сельскохозяйственных и других земель.
Содержаниеданного вида правонарушения предполагает приведение земель в такое состояние,когда они не могут быть эффективно использованы в соответствии с целевымназначением вследствие технологически направленной эксплуатации (например,переуплотненная земля, полная выветренность пастбищ по причине неправильнойсистемы выпаса) или под воздействием преступно-небрежной организации технологиисмежного или сопутствующего производства.
Статья 52.Несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их всостояние, пригодное для использования по назначению.
Подобныеправонарушения нередко имеют место при предоставлении земельных участков вбезвозмездное срочное пользование для нужд строительства (складирования грузови материалов, устройства временных дорог, карьеров и т. п.). Подобныеправонарушения характерны в случаях предоставления земель для государственныхили муниципальных нужд, особенно для целей горных разработок.
Статья 53.Самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства.
Содержаниемданного правонарушения является несоблюдение установленных проектом элементовтерриториальной организации: границ рабочих участков, полей севооборота,полевой дорожной сети и т. п. К этому виду правонарушений может быть отнесено инесоблюдение агротехнических и экологических требований, установленных проектомземлеустройства: несоблюдение способов распашки, размеров водоохранных зон и т.п.
Статья 54.Уничтожение межевых знаков.
Данноеправонарушение связано с содержанием нормы ст. 53 КоАП, т.к. уничтожениемежевых знаков способствует нарушению линейных элементов проектавнутрихозяйственного землеустройства -границ полей севооборотов, пастбищеоборотови т. п.
Штрафы зауказанные правонарушения налагаются административными комиссиями местныхорганов Роскомзема, Госкомэкологии и Госсанэпиднадзора. Наложение штрафов неосвобождает виновных от устранения допущенных нарушений. В тех случаях, когдасумма налагаемого штрафа не превышает 5, 10 и 20 МРОТ, соответственно награждан, должностных и юридических лиц, дела о правонарушениях рассматриваютсяс принятием окончательных решений государственными инспекторами поиспользованию и охране земель органов Роскомзема. 2.2 УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗАНАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
К уголовнонаказуемым правонарушениям относятся противозаконные действия физических лиц,которые представляют собой общественную опасность. С этой зрения уголовнаяответственность за нарушение земельного законодательства наступает в случаяхтаких общественно опасных действий, как посягательство на установленныйземельный правопорядок. Законодательство усматривает возможность такихпризнаков в любом из перечисленных в п. 2 настоящей главы правонарушений, когдапризнаки уголовных деяний будут установлены органами дознания, предварительногоследствия и судом (письмо Роскомзема от 13.04.94 «О вопросах уголовнойответственности за самовольный захват земель»).
Уголовныйкодекс РФ содержит ряд статей, предусматривающих уголовную ответственность заследующие виды земельных преступлений:
· регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данныхгосударственного земельного кадастра, умышленное занижение размеров платежей заземлю (ст. 170 УК РФ);
· отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственнойдеятельности или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения судобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опаснымихимическими или биологическими веществами (ст. 254 УК РФ);
· нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природныхобъектов (ст. 262 УК РФ),
За совершениеуказанных правонарушений правонарушители наказываются штрафом в размере от 100до 500 минимальных размеров оплаты труда, либо лишением права заниматьопределенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок дотрех лет.
Приопределенных обстоятельствах, указанных в самих статьях, предусматриваетсявозможность наказания исправительными работами либо лишением свободы наопределенный срок.
Помимоупомянутых выше случаев уголовной ответственности уголовному преследованиюподлежат также земельные правонарушения, связанные с самоуправством ипревышением служебных полномочий должностными лицами.
Если подсамоуправством понимать действия, совершаемые в нарушение установленного закономпорядка, то это означает, что любые действия субъектов, не соответствующиеземельному законодательству, могут преследоваться в уголовном порядке приусловии, если признаки уголовных деяний в них будут установлены органамидознания или судом. То же следует сказать и о превышении своих полномочийдолжностными лицами и органами власти и управления. Перечень такихправонарушений не является исчерпывающим. Любые правонарушения земельногозаконодательства могут служить объектом уголовного преследования, еслидостаточность этого будет установлена органами дознания. 2.3 ДИСЦИПЛИНАРНАЯ И МАТЕРИАЛЬНАЯОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Нарушениеземельного законодательства может быть совершено должностным лицом при выполненииим служебных обязанностей. Речь идет о том, когда нормы трудовой дисциплиныработника одновременно являются и нормами земельного законодательства, анарушение их одновременно является и нарушением трудовой дисциплины. В такихслучаях принимаются меры дисциплинарной ответственности. Дисциплинарнаяответственность регулируется нормами трудового законодательства.
Предусмотреныследующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор,перевод на ниже оплачиваемую работу и, как крайняя мера, – увольнение с работы.Взыскание налагается путем объявления в приказе администрацией тогопредприятия, где работает данное должностное лицо.
Дисциплинарноевзыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаруженияправонарушения и шести месяцев со дня его совершения. В тех случаях, когдадисциплинарный проступок сопряжен с нанесением материального ущерба, кработнику одновременно может быть применена и материальная ответственность.
Материальная(гражданско-правовая) ответственность – особый вид юридической ответственности,связанный с необходимостью возмещения материального вреда как следствияправонарушения. Все случаи возникновения материального вреда можно разделить надве группы:
· вред, возникающий в результате совершения неправомерных действий, неотносящихся к категории сделок;
· вред, возникающий в результате совершения неправомерных(недействительных) сделок с землей[8].
К неправомернымдействиям, не являющимся сделками с землей, относятся такие земельныеправонарушения, как уничтожение плодородного слоя почвы, захламление,загрязнение вредными и радиоактивными отходами производства, заражениебактериальными и карантинными организмами и болезнями, невыполнение субъектамимероприятий по борьбе с эрозией почв, по охране и улучшению земель;проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов,отрицательно влияющих на качественное состояние земель. Ущерб выражается впрямом ухудшении или уменьшении производительных качеств земли или иных,непосредственно и прочно связанных с ней объектов (уничтожение или уменьшениеплодородия почв, уничтожение посевов, многолетних насаждений, повреждение илиуничтожение строений и т. п.).
Согласноземельному законодательству лица, виновные в совершении правонарушений,повлекших за собой возникновение ущерба, обязаны возместить его в полномобъеме, включая упущенную выгоду. Характер возмещения определяется конкретнымиобстоятельствами или договоренностью сторон: приведение поврежденных участков всостояние пригодное для использования по целевому назначению, восстановлениенарушенных строений, денежная компенсация или иные виды возмещения.
При определенииконкретных размеров ущерба следует руководствоваться нормами гражданского законодательствас учетом норм земельного и иного специального законодательства, а также сучетом конкретных обстоятельств совершения правонарушения.
Земельныеправонарушения могут выражаться в виде неправомерных сделок, совершенных снарушением требований законодательства. Такие сделки считаютсянедействительными. Признаки недействительности сделок с имуществом (в том числеи с землей) установлены гражданским законодательством (ст. ст. 153-181 ГК РФ).В земельных отношениях могут иметь место любые сделки из означенных в этомперечне, поскольку земля является объектом недвижимого имущества. Признакинедействительности сделок с землей тоже имеют общий характер (сделки,совершенные не в соответствии с требованиями закона; сделки, совершенные подвлиянием обмана, угроз, насилия и т. п.). Порядок материальной ответственностилиц, виновных в совершении недействительных сделок с землей, также регулируетсянормами гражданского законодательства. Основные положения этого порядказаключаются в следующем:
1. Если действиясторон недействительной сделки не признаются умышленными, а последствия еесовершения не нарушают прав третьих лиц или не затрагивают их законныхинтересов, то по действующему правилу каждая из сторон возвращает другойстороне все полученное по сделке, а при невозможности возвратить натурой –возмещает денежную стоимость полученного.
2. Если внедействительной сделке усматриваются действия, заведомо направленные нанарушение прав и законных интересов третьих лиц, а умышленными признаютсядействия одной стороны, то эта сторона возвращает другой стороне все полученноепо сделке, а полученное последней — взыскивается в доход государства.
3. Если внедействительных сделках, совершаемых с целью нарушения прав и законныхинтересов третьих лиц, умышленными являются действия обеих сторон, то в доходгосударства взыскивается полученное по сделке обеими сторонами[9]. 2.4 ЗЕМЕЛЬНО-ПРАВОВАЯ (СПЕЦИАЛЬНАЯ) ОТВЕТСТВЕННОСТЬЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В перечнеоснований для прекращения прав на землю законодательство предусматриваетвозможность принудительного изъятия земельных участков у собственников земли иземлепользователей в связи с нарушением ими земельного законодательства.Поскольку прекращение права на землю в этих случаях имеет характер санкций занеисполнение соответствующими субъектами требований законодательства,правомерно говорить о нем как об особом виде юридической ответственности. Вземельно-правовой сфере, ее называют специальной земельно-правовойответственностью. Она представляет собой принудительное изъятие земельныхучастков у собственников земли и землепользователей за совершение имиопределенных неправомерных действий или за бездействие, влекущее негативныепоследствия.
Порядок исодержание этого вида ответственности установлена ст. ст. 44-48,50, 51, 54 ЗКРФ, а также ст. 235 ГК РФ.
Законодательстворазграничивает основания и порядок принудительного изъятия земли усобственников земельных участков и землепользователей поскольку они существенноразличаются как по содержанию, так и по процедуре. Общим является только то,что принудительное изъятие земельных участков возможно только по решению суда. Изъятиеземельных участков у собственников за земельные правонарушения регулируетсянормами ст. 235 ГК РФ. Установлено, что принудительное изъятие земельногоучастка у собственника возможно в следующих случаях:
• обращениевзыскания на земельный участок по обязательствам (ст. 237);
• отчуждениеучастка, который в силу закона не может принадлежать данному лицу на правесобственности (ст. 238);
• конфискацияземельного участка;
• изъятиеземельного участка, используемого с нарушением законодательства.
Обращениевзыскания на земельный участок может иметь место как санкция за невыполнениеобязательств по договору залога земельного участка. В этом случае правособственности на участок переходит к залогодержателю в той части, в какой егостоимость достаточна для погашения долга. Земельным законодательствомустановлен ряд запретов на право частной собственности на землю. В частности,не могут быть объектом частной собственности участки лесного фонда, особоохраняемые территории, земли общего пользования в населенных пунктах и др.Несоблюдение этого требования закона влечет принудительное изъятие земельногоучастка.[10]
Конфискацияземельного участка представляет собой безвозмездное изъятие его у собственникав виде санкции за совершение преступления и предусмотрена ст. 58 ЗК РФ. Онаможет быть произведена только по решению суда.
Изъятиеземельного участка, находящегося на праве частной собственности, в связи снарушением собственником земельного законодательства, может осуществляться вследующих, предусмотренных законодательством (ст. 285 ГК РФ) случаях:
· нерациональное использование земель, т. е. когда использование участкаосуществляется с грубым нарушением правил рационального использования;
· использование земельного участка не в соответствии с установленным целевымназначением и разрешенным использованием;
· использование земельного участка методами, приводящими к существенномуснижению почвенного плодородия, либо к значительному ухудшению экологическойобстановки в данной местности.
Принудительноеизъятие земельного участка, находящегося на праве бессрочного (постоянного)пользования осуществляется по правилам, предусмотренным ст. 45 и 54 ЗК РФ.Предусмотрены следующие случаи изъятия земельных участков:
1) в случаеиспользования земельного участка не в соответствии с установленным целевымназначением и разрешенным использованием;
2) прииспользовании земельного участка методами, приводящими к существенному снижениюпочвенного плодородия, либо к значительному ухудшению экологической обстановкив данной местности;
3) в случаенеустранения следующих умышленно совершенных правонарушений:
• отравление,загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушенияправил обращения с минеральными удобрениями, ядохимикатами и иными опаснымихимическими или биологическими веществами, повлекшие за собой причинение вредаздоровью людей или окружающей среде;
• нарушениеустановленного законодательством режима использования особо охраняемыхприродных территорий, особо ценных земель, других земель с особыми условиямииспользования, а также земель, подвергшихся радиоактивному заражению;
•систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель,охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов,ухудшающих состояние почв;
• систематическаянеуплата земельного налога[11].
В случаенеиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственногопроизводства, жилищного или иного строительства в указанных целях в течениетрех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. Изэтого срока могут быть исключены периоды, связанные со стихийными бедствиямиили иными обстоятельствами, исключающими возможность такого использования.
Во всех случаяхрешение о прекращении прав на земельный участок принимается судом.
Условия ипорядок принудительного изъятия земельного участка у лиц, не являющихся его собственниками,в связи с нарушением ими земельного законодательства, установлены ст. 54 ЗК РФ.
При обнаруженииправонарушения, достаточного для возбуждения дела об изъятии земельногоучастка, орган (или лицо), осуществляющий государственный земельный контроль,налагает на правонарушителя административное взыскание в виде штрафа вустановленном порядке. Одновременно с наложением взыскания выноситсяпредупреждение правонарушителю о допущенных земельных правонарушениях суказанием срока, в течение которого земельного правонарушение должно бытьустранено. Правонарушитель должен быть предупрежден о возможном принудительномизъятии земельного участка в случае неустранения земельного правонарушения.
Опредупреждении правонарушителя и содержании правонарушения должен бытьуведомлен орган, обладающий компетенцией по предоставлению и изъятию земель.
Лицо, виновноев правонарушении, должно получить необходимые разъяснения относительно своихправ в случае возбуждения процедуры прекращения прав на земельный участок.
В случаенеустранения правонарушения в указанный в предупреждении срок, орган, вынесшийпредупреждение, оформляет и направляет материалы о прекращении права наземельный участок в орган, обладающий компетенцией по предоставлению и изъятиюземельных участков, который принимает решение о направлении материалов в суд.
Решение суда опрекращении права на земельный участок может быть обжаловано в вышестоящиесудебные инстанции в десятидневный срок, по истечении которого исполнительныйорган государственной власти или орган местного самоуправления направляет ворган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с нимзаявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок.
Изъятиеземельного участка в связи с нарушением земельного законодательстваосуществляется без возмещения правонарушителю стоимости земли и убытков,связанных с изъятием. В то же время, прекращение права на земельный участок неосвобождает лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, отвозмещения в установленном порядке стоимости причиненного правонарушителемвреда.

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ)
3.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
Государственный контроль заиспользованием и охраной земель (далее – госземконтроль) является важнейшиммеханизмом управления земельными ресурсами, который обеспечивает соблюдениетребований земельного, гражданского, природоохранного, градостроительного ииного законодательства в сфере земельных отношений.
Главной задачей госземконтроляявляется обеспечение соблюдения требований земельного законодательства в целяхрационального использования и охраны земельных ресурсов, защиты государственныхи общественных интересов, а также прав граждан и юридических лиц в сфереземельных отношений.
Госземконтроль в 2007 г. осуществляли98 государственных инспекторов, являющихся штатными сотрудниками Управления Роснедвижимостипо Пермскому краю.
Во исполнение совместного приказаРоснедвижимости и Росприроднадзора от 17.01.2005 г. № П/0001/1 «Об организациипроведения совместных проверок соблюдения земельного законодательства,требований по охране и использованию земель водного фонда, лесного фонда,земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых территорий»,соглашения о сотрудничестве между Росприроднадзором и Роснедвижимостью, былразработан, согласован и утвержден план совместных проверок, в ходе выполнениякоторого проверены водоохранные зоны Воткинского водохранилища, 2 лесхозов, поодному материалы проверки направлены в районную прокуратуру для проверкизаконности переоформления земель 9 предприятий — природопользователей, среди которых:ОАО «Соликамскбумпром», ООО «Сильвинит», ООО «Энергетическая компания «РИФ»,ЗАО «ПермТОТИнефть», ООО «Пермтрансгаз», ООО «Единые нефтепромысловыеэнергетические системы» и др. В ходе проверок выявлено 2 нарушения земельногозаконодательства, выдано 2 предписания. Также совместно с представителямиРосприроднадзора по требованию природоохранного прокурора проведена 1внеплановая проверка ООО «Пермнефтепродукт», в ходе которой нарушенийземельного законодательства не выявлено. [12]
В соответствии с приказомРосземкадастра от 13.02.2003 г. № П/24 «О проверках земельсельскохозяйственного назначения» (в редакции приказа Роснедвижимости от26.11.2004 г. № П/89), совместного приказа Управления Роснедвижимости поПермскому краю от 1.02.2007 г. № 11/21/8 «О проведении совместных проверокземель сельскохозяйственного назначения» на территории Пермского края в 2007 г.были проведены проверки использования земель сельскохозяйственного назначения(земли сельхозорганизаций, подсобных сельских хозяйств, крестьянско-фермерскиххозяйств и других пользователей). Особое внимание было уделено выявлениюслучаев неиспользования земель, особенно пашни, или использования земель не поцелевому назначению.
Проверено 895,17 тыс. га земельсельскохозяйственного назначения, что составляет 23,4 % от наличия, в томчисле 65,3 % пашни. В ходе проверок установлено 96 нарушений земельногозаконодательства. Основными нарушениями явились неиспользование земель,самовольное занятие земель, захламление. По 38 нарушениям возбужденыадминистративные делопроизводства, нарушители понесли наказания в виде штрафана общую сумму 97,564 тыс. рублей. Выявлено неиспользование сельхозугодий наплощади 50,8 тыс. га, из них 43,16 тыс. га пашни.
В течение 2007 г. инспекторскимсоставом края проведено 3815 проверок соблюдения требований земельногозаконодательства гражданами и юридическими лицами, проверено около 1422 тыс. газемель, выявлено 1698 нарушений. Привлечено к административной ответственности894 нарушителя, наложены штрафы на сумму 2132,4 тыс. руб., взыскано 1702,25тыс. руб. (80 %). Выдано 1224 предписания об устранении нарушений земельногозаконодательства, устранено 778 нарушений (64 %).
 Основные показатели деятельности Управления Роснедвижимости по Пермскому краюпо государственному земельному контролю за 2007 г. представлены в табл. 1.Приложения.
Основными видами нарушений остаются:самовольное занятие земельных участков или использование их безправоустанавливающих документов – выявлено нарушений ст. 7.1 КоАП РФ – 898 или53 %; другие нарушения земельного законодательства (ст. 26, 42 ЗК РФ) – 418 или25 %; ст. 8.8 КоАП РФ «использование земельных участков не по целевомуназначению, неиспользование земельных участков» – 93 нарушения (5,5 %) отобщего количества выявленных нарушений; невыполнение в установленный срокзаконных предписаний госземинспектора об устранении нарушений земельногозаконодательства ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ – 263 шт. или 15,5 % от общего числа.
Основные виды нарушений земельногозаконодательства, выявленные в 2007 г., представлены в табл. 2. Приложения.
Таким образом, более 70 % нарушенийсвязаны с оформлением прав на землю. Трудность устранения таких нарушенийзаключается в длительном оформлении документов на землю органами, которымпредоставлено право распоряжения землями (от нескольких месяцев до года иболее).
3.2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
На территории Пермского края в 2007 годутакже проверялось использование земель сельхозназначения сельскохозяйственнымиорганизациями, подсобными сельскими хозяйствами, крестьянско-фермерскимихозяйствами и другими пользователями. Особое внимание было уделено установлениюслучаев неиспользования земель, особенно пашни, или использования земель не поцелевому назначению.
Проверено 895,17 тыс. га земельсельскохозяйственного назначения, что составляет 23,4 % от их наличия, втом числе 31,5 % пашни.
В ходе проверки установлено 96 нарушений земельного законодательства. По 38нарушениям возбуждены административные делопроизводства, нарушители понеслинаказание в виде штрафа на сумму 97,6 тыс. рублей. Основными нарушениямиявились неиспользование земель, самовольное занятие земель, использование не поцелевому назначению, захламление.
Выявлено неиспользованиесельхозугодий на площади 50,8 тыс. га, из них 43,16 тыс.га пашни по причинеликвидации хозяйств и их состояния на стадии банкротства. Из-за отсутствиясредств на запчасти, ГСМ, удобрения производители сельхозпродукции отказываютсяот использования сельхозугодий, что отрицательно сказывается на рациональномиспользовании закрепленных за ними земель. Другой причиной неиспользованияпашни является недостаточное государственное финансирование сельского хозяйства(особенно в части обновления техники и внедрения новых технологий),значительный диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию,который приводит к убыточности сельскохозяйственного производства.
Правительством Пермского краяразработаны механизмы стимулирования вовлечения в производство неиспользуемыхземельных участков и земельных долей, осуществляемого путем предоставлениясельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на компенсацию части затрат,произведенных с 01.01.2006 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблемы ответственности за нарушенияправового режима земельных участков приобретают в настоящее время чрезвычайноважное значение. Это касается как постоянного ухудшения качества почв, связанногос опустыниванием, развитием водной и ветровой эрозии, потерей гумуса,ухудшением структуры почв, заболачиванием и засолением, зарастанием исельскохозяйственных угодий, загрязнением земель пестицидами, тяжелымиметаллами, радионуклидами, другими токсичными веществами, так и возросшего впоследние годы числа примеров криминального характера обращения с землей(самозахват приглянувшегося надела, незаконные сделки с землей, искажениеучетных данных государственного кадастра и т.п.).
Земельныйкодекс РФ предусматривает возможность применения к нарушителям земельногозаконодательства всех видов юридической ответственности: административной,уголовной, дисциплинарной, материальной и специальной (земельно-правовой).
Лица, виновныев совершении земельных правонарушений, привлекаются к ответственности впорядке, установленном законодательством.
Юридическаяответственность за нарушение земельного законодательства представляет собойсистему принудительных мер, применяемых к физическим или юридическим лицам вслучае их неправомерного поведения как субъектов права на землю. Принудительныемеры могут иметь характер предупреждения и пресечения неправомерного поведениясубъектов или наказания их за совершение таких действий. Основанием дляпривлечения к ответственности в каждом случае является правонарушение, т. е.конкретное действие или бездействие, которое противоречит требованиямземельного законодательства.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
1. Конституция Российской Федерации.
2. Земельный Кодекс РоссийскойФедерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ (в ред. от 10.05.2007)
3. Гражданский кодекс РоссийскойФедерации, часть первая, вторая, третья от 26.11. 2001 года N 146-ФЗ (в ред. от29.12.2006)
4. Кодекс Российской Федерации обадминистративных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (в ред. от08.12.2003 N 169-ФЗ).
5. Федеральный закон РоссийскойФедерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ.
6. Уголовный кодекс РоссийскойФедерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (в ред. Федеральных законов № 162 ФЗ от8.12.2003; №66 ФЗ от 22.07.2008.)
7. Постановление ПравительстваРФ «О государственном земельном контроле».
ЛИТЕРАТУРА
8. Боголюбов С.А.Защита экологических прав. – М., 2006.
9. Нарышева Н.Г.Некоторые проблемы принудительного изъятия у собственника земельного участка занарушение земельного законодательства. // Экологическое право России. Сб.материалов науч.-практич. конф. Вып. 3. М.: Тиссо, 2007.
10. Сидоренко А.Ю. Ответственность за нарушения земельного правопорядка:история развития земельного законодательства // Государство и право – 2007 — №10.
11. Шуплецова Ю.И.Экологические правонарушения: дисциплинарная и материальная ответственность. //Журнал российского права – 2008 — № 3.
12. Земельное право:Учебник / под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2007.
13. Земельное право:Учебник / отв. ред. Г.Е. Быстров и Р.К. Гусев. М.: Проспект, 2007.
14. Комментарий кЗемельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебнойпрактикой / под ред. С.А.
15. Земельное правоРоссии. Учебник для юридических вузов / под ред. проф.
16. В.В. Петрова. М.,2007.
17. Земельное право /под ред. проф. В.Х. Улюкаева. – М., 2006.
18. Комментарий кГражданскому кодексу РФ Части первая – третья / под ред. Е.Л. Забарчука – М.:Издательство «Экзамен». 2007 г

ПРИЛОЖЕНИЕ
 
Таблица 1
Основные показатели деятельности Управления Роснедвижимости
по Пермскому краю по государственному земельному контролюза 2007 г.
Показатели
2006
2007
Проведено проверок: тыс. шт.
тыс. га
3,552
281,24
3,815
1422
Выявлено нарушений земельного законодательства:
тыс. шт.
тыс. га
1,249
14,023
1,698
92,1 Выдано предписаний: тыс. шт. 1,171 1,224 Привлечено нарушителей к административной ответственности: тыс. шт. 0,507 0,894 Наложено штрафов: тыс. руб. 975,3 2132,4 Взыскано штрафов: тыс. руб. 828,4 1702,25
Таблица 2
Основные виды нарушений земельного законодательства,выявленные
в 2007 г.
Виды нарушений
Всего
 (шт.)
% от общего количества нарушений Самовольное занятие земельных участков или использование их без правоустанавливающих документов 898 52,9 Другие нарушения 418 24,6 Невыполнение предписаний госземинспектора по вопросам устранения нарушений земельного законодательства 263 15,5 Использование земельных участков не по целевому назначению 81 4,8 Неиспользование земельных участков 12 0,7 Невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению 9 0,2


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.