Природа власти
Власть
- не изобретение человека. Форма власти - не произвол его воли. Естественная
организация жизни как бы извне требует от человека вовлеченности в отношения
особого рода, которые и есть власть.
Человек
по своему происхождению - не одиночка. Каждый из нас рождается в семье. Отец и
мать - естественное и обязательное окружение ребенка. (Отпадение от этой схемы,
помимо сиротства и современной неполной семьи, ущербность которых очевидна, -
древние полигамные общества. Но и они по своей сути упадочны; к тому же и там
ребенка окружала семья - мать и дядя - брат матери, на долю которого выпадало
главенство в семье).
Сын
почитает отца. Это также естественно. Жизнь ребенка зависит от отца больше, чем
от матери, ибо отец доставляет семье пропитание. Не любить, не чтить того, кто
тебя кормит, - возможно лишь в эпоху всеобщей гордыни, далекой от
первоначальной естественности.
Итак,
первичные отношения власти - это отношения между отцом и сыном, где власть отца
неоспорима в силу авторитета отцовства. Изначальный строй - заведомо
патриархальный.
Рост
численности приводит к политическим изменениям, однако, ведущую роль играет не
сама возрастающая численность, а сопровождающее этот рост снижение нравов.
В
пределах двух поколений отношения власти просты. Но когда у сыновей рождаются
дети, а отцы умирают, возникает первый вопрос о власти. Этот вопрос может быть
снят, если каждый сын со своими детьми образует особый род, живущий отдельно.
Однако ландшафт и соседние племена могут наложить запрет на такое решение этой
проблемы. И когда сыновья и их дети живут одним родом, смерть отца заставляет
их искать иные пути. Самый простой ход - передача власти старейшему. И не в том
дело, что старейший имеет более богатый жизненный опыт. Просто его каждый может
назвать отцом.
Однако
не всякий человек благословлен потомством. И не всякий старец в роду может
считать своими близкими большую часть рода. А ведь потомство, наряду с личными
заслугами, составляют авторитет человека перед его родом. Патриаршество в роду,
таким образом, должно учитывать и фактор потомства, а значит передача власти не
может обойтись без обсуждения и выдвижения кандидатур. Родового главу выбирают.
Но эта выборность - не демократия. Главное отличие от демократии, - что
выбирают не по формальному алгоритму, а исходя из качеств конкретных людей.
Эта
процедура естественна и бескорыстна, извращается она, когда выборы начинают
рассматривать как средство овладения властью.
Изначально
власть расценивается не как обретение, а как следствие объективных причин. Она
не заключала в себе ничего кроме ответственности. Отец отвечает за своих детей.
Они должны быть живы, накормлены. Они должны помнить о Боге. Они должны иметь
детей - род не должен прерваться. Все эти заботы ложатся на плечи патриарха.
Когда
обстоятельства жизни рода складываются благоприятно и род начинает богатеть,
тогда к тому, кто обладает властью, приходят не только материальные
свидетельства его положения и средства решения проблем, но и просто материальные
блага, отличающие его семью в числе других семей составляющих род.
Имущественное неравенство, вернее, личная собственность (собственность на
средства, направляемые на личную пользу, а не на пользу рода - можно владеть,
скажем, скотом, который обеспечивает молоком род, - это обязанность, но если
стадо вождя обеспечивает лишь его семью, - это право) - порождает возможность
использовать власть в личных целях.
Как
только люди поддались этому искушению и пошли за властью, естественным образом
возникла необходимость в формализации процедуры передачи власти (чтобы
затруднить доступ к власти нечистоплотным лицам). Таким образом, введение
формальной процедуры наследования властных полномочий есть следствие падения
общественных нравов.
Во
избежание непорядков в обществе власть закрепляется за членами одной ветви
рода, одной семьи. Возникает монархия. Внутри монархии утверждается принцип
престолонаследия. Однако здесь есть нюанс, способствующий преткновению в
дальнейшем.
Институт
монархии учрежден, скажем, советом старейшин. Его законность обусловлена
естественным авторитетом старейшин. Но вот эти люди умерли, а новые поколения
оказываются перед лицом монархии. Ее легитимность укоренена в прошлом. Пока в
народе жива родовая память, монархия чтима. Стоит людям забыться, - и принципы
организации общества могут быть оспорены. Главные обязанности монарха -
поставлять войско, обихаживать страну. Опять-таки, при благоприятных условиях
эти обязанности выглядят необременительными, а права - значимыми. Семьи могут
начать оспаривать друг у друга право на власть. А если родовая структура
общества уже разрушена, претендовать на власть может почти любой. Из этого
ощущения нелигитимности власти рождается смута, которая в соответствии со своей
внутренней логикой порождает новую организацию общества - демократию.
Смысл
демократии - закрепить право на власть за каждым гражданином - членом
сообщества. Сейчас это кажется естественным, но это может быть естественным
только тогда, когда в обществе попраны авторитеты. Каждый ныне существующий
авторитет может быть оспорен, - это краеугольный камень демократической
системы.
Таким
образом, демократия - свидетельство очередного, более глубокого падения нравов.
Оно говорит о торжестве гордыни и одержимости желанием обладать (имуществом или
правом - неважно, все равно это проявление алчности).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://kulturolog.narod.ru/