Реферат по предмету "Социология"


Социальные законы гражданского общества

Социология– наука об обществе
 
Приступая кзнакомству с очередной научной дисциплиной, уместно вспомнить, что наука вообще– это обобщенные, систематизированные и подтвержденные фактами знания. Всовременном мире существует великое множество различных, во многомвзаимосвязанных наук, точно классифицировать которые практически невозможно. Ивсе же, чтобы представить место социологии в системе наук, сделаем ихупрощенную группировку.
В зависимостиот сферы исследовательских интересов современные научные дисциплины можноразделить на четыре большие группы. Так, если естественные науки сосредотачиваютсяна раскрытии тайн природы, то науки технические – на поиске всеновых и новых возможностей техники. Свои особые места в системе научного знаниязанимают гуманитарные и социальные науки. Причем они настолько тесно связанымежду собой, что их часто объединяют в общую группу социально-гуманитарных илипросто общественных (социальных) или гуманитарных дисциплин.
Этимологическиназвание гуманитарных наук связано с латинским словом humanitas – человеческая природа;образованность, духовная культура. Отсюда, видимо, целесообразно относить кэтим наукам те, что погружены в мир самого человека, – философию,литературоведение, искусствоведение, психологию и др.
Социальныенауки,как следует из их названия (от лат. Socialis – общественный), изучают совместную жизньлюдей в обществе. При этом каждая из этих наук (кроме социологии)занимается какой-то отдельной стороной общественной жизни. Так, политологияисследует сферу политики, экономика – область хозяйственной жизни, история– процесс развития общества, педагогика – проблемы образования идуховной жизни в нем и т.д.
Особенностьже социологии (от лат. societas – общество + греч. logos – слово, учение) в том,что она исследует общество в целом, всю социальную (общественную) жизнь людейво всем ее реальном многообразии. Таким образом, социология – этонаука об обществе как единой социальной системе. Она изучает закономерностиразвития и функционирования общества, его структуру и организацию, поведениелюдей в нем.
Основныефункции социологии
рядавозможных функций социологии можно выделить четыре основные: эмпирическая,теоретическая, прогностическая, прикладная. Эмпирическая функция предполагаетизучение непосредственного жизненного опыта, т.е. сбор и обработку конкретнойфактической информации (первичных данных) – о численности и составе населения,рождаемости и смертности, количестве безработных, уровне разводов, семейныхбюджетах, мнения избирателей и т.д.
Теоретическаяфункция проявляет себя тогда, когда социологи анализируют, логическиобобщают и систематизируют полученные эмпирические данные и делают из нихподтвержденные практикой научные выводы. В результате –
1. социологическая наукаобогащается новыми понятиями, терминами, определениями (или по-книжному,дефинициями);
2. создаются те или иныетеории, доктрины, концепции, объясняющие социальные процессы и явления;
3. общество глубже познаетзакономерности и перспективы своего развития.
С этимиперспективами связана и прогностическая функция социологии. Онаимеет место, когда ученые разрабатывают прогнозы (от греч. prognosis – предвидение,предсказание) – научно обоснованные предположения о развитии тех или иныхсоциальных процессов в будущем. Например, прогноз изменения численности иструктуры населения, скажем, Якутска, России или мира в целом; прогнозповедения избирателей на предстоящих выборах; прогноз последствий экологическихнарушений и т.п.
Наконец когдасоциологические прогнозы, теоретические и иные разработки используются длярешения практических задач, социология выполняет прикладную функцию. Так,исследования социологов могут помочь в выборе оптимальных мест для созданияновых предприятий, в выработке конкретных рекомендаций по совершенствованиюсистем образования, здравоохранения, трудоустройства, пенсионного обеспечениянаселения и т.д.
Особенношироко в этой функции социология применяется в производстве и управлении. Здесьее часто называют социальной инженерией. Подобная «индустриальнаясоциология» направлена на поиск путей рационализации и повышения эффективностипроцессов производства и управления (улучшение условий труда, обеспечениекомфортности в работе человека с машиной, совершенствование организационныхструктур, оптимизация стиля управления трудовыми коллективами, создание в нихблагоприятного социально-психологического климата и т.д.).
В то жевремя социологию иногда используют и в несвойственной ей идеологическойфункции, для пропаганды и защиты той или иной идеологии. Так бывает,например, когда социологи занимаются подборкой необъективных, тенденциозных,данных по заказу тех или иных политических групп с целью манипулированияповедением людей, навязывания им определенных оценок и мнений, подталкивания ихк «нужному» голосованию на выборах и т.п. В этих случаях социология перестаетбыть наукой, превращаясь в служанку идеологии и политики.
Методысоциологического исследования
В социологииприменяется целый веер самых разнообразных методов. Так, получение эмпирическойинформации (первичных данных) обеспечивается следующими важнейшими способами. Наблюдение– это непосредственное восприятие социальных явлений в их естественномвиде. Оно возможно в двух вариантах: невключенное наблюдение,которое ведется со стороны, и включенное наблюдение,осуществляемое изнутри, при участии в событиях самого наблюдателя.
Так, еслисоциолог изучает образ жизни и поведения, скажем, нищих «из-за угла» – это невключенноенаблюдение. Когда же он сам на время «уходит в нищие» и исследует ситуациюкак непосредственный участник событий, имеет место включенное наблюдение.
В отличие отнаблюдения, эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт)предполагает проведение искусственного научного опыта, при котором изучаемыйобъект ставится в специально созданные и контролируемые условия. Скажем, для исследованияхарактера взаимоотношений между людьми в длительных экспедициях возможенэксперимент с группой добровольцев, согласившихся на продолжительное пребываниев изолированном пространстве.
Метод моделирования(от лат. modulus – образец) основан на изучении социальных явлений по ихтеоретическому образцу (модели). Здесь особенно эффективно математическоемоделирование на компьютерах, позволяющее, к примеру, спрогнозировать ростчисленности и изменение состава населения, увеличение (уменьшение) трудовыхресурсов в стране и т.д.
Анкетирование – наиболеераспространенный метод в социологии. Он предусматривает сбор информации спомощью анкет. Анкета – (от франц. enguête – расследование) – этоопросный лист с заранее сформулированными вопросами. Вопросы могут быть открытыми,когда требуется в свободной форме выразить свое мнение, и закрытыми,если нужно выбрать один из предложенных альтернативных ответов. Открытыевопросы дают более глубокие сведения, но при большом числе анкетнестандартность ответов затрудняет их обработку.
В зависимостиот масштабов анкетирования различают опросы сплошные и выборочные. Сплошнойопрос означает, что анкеты заполняют се лица изучаемой совокупности людей(такая всеохватывающая совокупность называется генеральной совокупностью).
Например,при изучении мнения вологжан о работе городского транспорта генеральнуюсовокупность составят все жители города Вологды. Сплошной их опрособеспечит наивысшую точность данного социологического исследования, но онвесьма дорого обойдется налогоплательщикам.
Выборочныйопрос болееэкономичен, т. к. здесь в качестве респондентов (ответчиков на вопросыанкеты) выступают не все представители генеральной совокупности, а только ихчасть – выборочная совокупность, или просто выборка. При этом,правда, возникает своя трудность – проблема так называемой репрезентативноститакого опроса. Суть ее в том, насколько точно опрошенная часть публики(выборка) представляет (репрезентирует) всю генеральную совокупность. Важнодобиться, чтобы выборочная совокупность (часть) была уменьшенной копиейгенеральной (целого), чтобы она охватывала типичных представителей последней.Это обеспечивается применением современных методов расчета выборки,предлагаемых математической статистикой.
Интервью (от англ. Interview – беседа), в отличиеанкетирования, представляет собой устную форму опроса, беседу социолога сопрашиваемым. Интервью тоже могут быть свободными(непринужденная, хотя и целенаправленная беседа) и стандартизированными(ответы на заранее подготовленные стандартные вопросы). При этом последниемогут совмещаться с анкетированием (например, при переписях населения, когдаспециалист одновременно беседует, разъясняя респонденту, суть вопросов, изаполняет анкету). Интервью позволяет точнее улавливать нюансы изучаемыхявлений, но вместе с тем оно может уступать анкетированию (особенно анонимному)в достоверности результатов, так как интервьюер и опрашиваемый неизбежно влияютдруг на друга во время беседы.
Наконец, анализдокументов (от греч. analysis – разложение, расчленение) – это всестороннееанализирование, тщательное изучение, обобщение и систематизация полученных первичныхданных. С помощью аналитической работы социологи проверяют ранее выдвинутыегипотезы (от греч. hypothesis – основание, предположение), делают определенные выводы,обнаруживают закономерности развития социальных процессов и строят те или иныетеории.
Государствои гражданское общество
 
Предпосылкии процесс развития гражданского общества
Всепространство многогранной жизнедеятельности человека условно можно разделить надве большие социальные сферы: сфера государственно-политических отношений и сферачастногражданской жизни.
Перваяпредставляет зону государственно-политических отношений, в которой социальныесвязи между индивидами всецело регламентируются государством. Сюда, например,можно отнести действия и взаимоотношения людей, связанные с их службой вправительственных учреждениях, армии, милиции и других государственныхструктурах; с получением гражданами паспортов, водительских прав, регистрацийразличных лицензий; с уплатой ими налогов и прохождением таможенного досмотра;с участием в выборах и т.д. Все подобные процессы детально регламентируютсязаконами и другими государственными установлениями и потому относятся ксоциальному сектору государства.
Втораясоциальная сфера – это сфера частногражданской жизни людей, зона свободныхдействий и взаимоотношений индивидов в соответствии с их личными интересами,целями и желаниями. Она и образует сферу гражданского общества.
Такимобразом, гражданское общество – это та сфера социальной жизни, вкоторой люди взаимодействуют самостоятельно и свободно, исходя из своихиндивидуальных целей и потребностей; это сфера самодеятельности,самоорганизации и самоуправления людей. Здесь граждан сплачивает не сила законаи предписаний государства, а взаимный интерес, взаимная выгода и добровольныесвязи.
Структура гражданскогообщества включает в себя две главные подсистемы: свободныевзаимоотношения людей и социальные институты.
Во-первых, всюсовокупность свободных взаимоотношений людей, развивающихся без вмешательства иконтроля государства. Это могут быть –
Ø  совместныйбизнес или коллективные научные исследования людей;
Ø  ихобщие занятия в клубах по интересам (театральные студии, литературные кружки,спортивные секции и т.д.);
Ø  взаимоотношениялюдей в семье;
Ø  ихдеятельность в какой-либо политической партии, общественной организации,движении;
Ø  международныеконтакты людей на частном уровне (семейные обмены, гастроли артистов, участие вделовых встречах, в работе международных организаций, симпозиумов, конференций,в соревнованиях, конкурсах и т.д.).
Во-вторых, вструктуру гражданского общества входят и те социальные институты, которыепорождаются свободными взаимоотношениями людей (семья, частная собственность,домашнее хозяйство, предпринимательство, художественная самодеятельность,различные ассоциации, церковь, женские, молодежные, партийные, экологические имногие другие организации как внутри страны, так и на международном уровне).
В то же времяграницы сфер гражданского и «негражданского» обществ трудно определить чисто«географически». Они (эти сферы) взаимосвязаны, тесно переплетаются и«населены» одними и теми же людьми.
Важнейшими предпосылкамиразвития гражданского общества являются –
·         частнаясобственность (материальная основа самостоятельности и независимости граждан отгосударства);
·         закрепленностьв стране других экономических, а также гражданских и политических прав и свободличности;
·         содействиегосударства развитию демократии и самоуправления в обществе;
·         гражданскаязрелость людей (законопослушность; умение пользоваться правами, не забывая обобязанностях; неравнодушие к судьбам соотечественников, общества в целом и ковсему тому, что происходит на Земле; готовность активно сотрудничать с другимилюдьми и т.д.).
В своюочередь развитое гражданское общество имеет для страны большое значение, т. к.,во-первых, оно создает условия для свободной самореализации индивидов и ихразличных объединений и групп, а во-вторых, оно удерживает государство отподавления индивидов и общества, делая его все более демократичным и правовым.
Гражданскоеобщество зарождалось и развивалось постепенно. В традиционных(феодальных) сословно-иерархических обществах отношения между людьми жесткорегламентировались государством и «коллективами» (кастами, сословиями, «высшимобществом», «светом», крестьянской общиной и т.п.). В индустриальных же(капиталистических) обществах люди становились все более самостоятельными,независимыми и свободными. При этом на разных исторических этапах и в разныхстранах соотношение между гражданским обществом и государством меняется: то расширяетсясфера и усиливается влияние первого, то доминирует государство.
Так, вкоммунистическом Советском Союзе государство практически задушило гражданскоеобщество в своих цепких тоталитарных объятиях, почти полностью подавив иличность, и общество. Словно тюремный надзиратель, оно детально определяло, каклюдям жить, что производить, как одеваться, куда ездить, что рисовать ипоказывать в кино и театре, как писать книги и сочинять музыку, наконец, чточеловеку полагается знать и даже думать. В условиях столь сурового бесправияличности «территория» гражданского общества сузилась до пространства домашнихкухонь, где и била ключом неподконтрольная государству вольная жизнь.
Впротивоположность этому в таких социально и демократически продвинутых странах,как Соединенное Королевство и США, гражданское общество преобладает надгосударством и в целом эффективно его контролирует, неотвратимо наказывая«проштрафившегося» государственного чиновника любого ранга. Достаточновспомнить об отставке в 1974 г. Президента Соединенных Штатов РичардаНиксона (1913–1994) в связи с нарушением его администрацией законов страны.
Такимобразом, высокая степень развития гражданского общества говорит о большейдемократичности и самоуправляемости всего общества и о более правовом характереего государства.


Списоклитературы
 
1. Куликов Л.М. Основы социологии иполитологии: Учеб. пособие. – Финансы и статистика, 2005. – 336 с.
2. Социология: наука об обществе. Под ред. Андрущенко В.П.и Горлега Н.И. – Харьков, 1996.
3. Ядов В.А. Социологическоеисследование. – М., 1995.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.