Реферат по предмету "Культура и искусство"


Быт древних римлян

Министерство образования и науки российской федерации
Московскийгородской психолого–педагогический университет
Факультетиностранных языков
Реферат по латинскомуязыку
Тема: Быт древнихримлян
Работу выполнила:
Захарова Н.В
Работу проверила:
Д.и.н., профессор Зубанова С.Г
Москва 2011год

Содержание
Введение
1. Семья
2. Женитьба
3. Рождение ребенка
4. Образование
5. Одежда. Прически.Макияж
6. Распорядок дня
7. Рабство
8. Религия
9. Культ мертвых
10. Свободное времяримлян
11. Жилище
Заключение
Список литературы

Введение
Древний Рим (лат. Romaantiqua) — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получиласвоё название по главному городу (Roma), в свою очередь названному в честьлегендарного основателя — Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистойравнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияниена становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древнихгреков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда подего контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере доЭфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе.
Римская империя – самаявеликая империя древних времен. Люди, которые ее наполняли, вызывают восхищениеименно поэтому я взяла тему своего реферата такую, как «Быт древних римлян».Я считаю, что данная тема является очень актуальной в наши дни, потому что нашажизнь имеет много сходства с жизнью древних римлян. Многие законы перешли отних к нам, юриспруденция началась в древнем Риме. Многие литературные памятникистал вдохновением для наших писателей. Уклад жизни, взаимоотношения мужчин иженщин, отцов и детей в древнем Риме имеет много общего с взаимоотношениями внашем веке.
И так, для выполненияпоставленной цели мне необходимо было решить следующие задачи:
1. Выяснить, какпроисходил у римлян обряд бракосочетания;
2. Что значила семья вжизни древнего римлянина;
3. Узнать овзаимоотношениях родителей и детей
4. Рассмотреть методыобразования
5. Уклад жизни: пища,свободное время, устройство жилья

1. Семья
Семья и воспитание вранний период истории Рима считалось за цель и главную суть жизни гражданина —наличие собственного дома и детей, при этом семейные отношения не подчинялисьзакону, а регулировались по традиции. В каком античном государстве действовалиподобные принципы?
В древнем Риме семья какоснова общества очень высоко почиталась. Семья полагалась хранительницейвысоких моральных норм и того, что именовали «отеческими нравами».
Авторитет отца семейства,его власть над супругой и детьми были непререкаемы. Он был суровым судьей всехпроступков, совершенных домочадцами и считался главой семейного суда. Он имелправо лишить сына жизни или продать в рабство, но на практике это былоисключительным явлением. И хотя женщина находилась в подчинении мужчины, «принадлежалатолько семье и не существовала для общины», в богатых семьях ей отводилосьпочётное положение, она занималась управлением хозяйства.
В отличие от гречанок,римлянки могли свободно появляться в обществе, ездить в гости, бывать наторжественных приемах, и, несмотря на то, что высшей властью в семействеобладал отец, они были защищены от его произвола. Мужчине, мужу разрешалосьподавать на развод в случае неверности или бесплодия жены. Причём неверностьюмог являться уже тот факт, когда супруга выходила на улицу с непокрытой головой(обычно замужняя женщина использовала различные ленты и шарфы), поскольку темсамым (считалось) она специально искала мужские взгляды.
Женщина могла бытьзабитой насмерть или замучена жаждой, если её заставали за питьём вина,поскольку им запрещалось его употребление (чтобы не повредить зачатию ребёнка).Прелюбодеяния жестоко наказывались в древнем Риме, но в связи с разводами ивдовством, а зачастую, и большой разницей в возрасте супругов, происходилиизмены и внебрачные сожительства. В случае поимки любовника жены по неписаномузакону муж вместе со своими рабами имел право производить над ним всевозможныенасилия, в том числе сексуального характера. Нередко бедняге отрезали нос иуши, но это было ничем по сравнению с участью, которая ждала провинившуюсяжену. Её попросту закапывали в землю живьём.
Во время отсутствиясупруга жена не должна была сидеть взаперти. Любимым женским занятием считалосьхождение по торговым лавкам и пересуды с продавцами и встречными знакомыми.Супруга также всегда присутствовала рядом с мужем на всех приёмах.
Закон предписывалгуманность по отношению к родственникам и ближним. В числе многих сентенций,которыми нас обогатили римляне, есть и такая: «Кто бьет жену или ребенка,тот поднимает руку на самую высокую святыню» дети были очень преданнысвоим родителям.
2. Женитьба
Римляне различалиполноправный брак и неполноправный. Первый возможен был только между римскимигражданами и допускал две формы: жена или переходила во власть мужа иназывалась «мать семейства», матрона, или же она по-прежнемуоставалась во власти отца и называлась только «uxor» (супруга, жена).Отцы семейств, как правило, и заключали браки между своими детьми,руководствуясь бытующими моральными нормами и личными соображениями. Выдаватьзамуж девушку отец мог с 12-летнего возраста, а женить юношу с 14-летнего.
Дата бракосочетаниявыбиралась с учётом религиозных традиций и праздников, верований в счастливые инесчастливые дни, поэтому, никогда не проходила в календы, первые дни каждогомесяца, ноны, 7-й день марта, мая, июля, октября и 5-й день остальных месяцев,иды, дни в середине месяца. Неблагоприятными считались весь март, посвящённыйМарсу, богу войны, так как «воевать не пристало супругам», май, накоторый приходился праздник Лемурий, и первая половина июня, занятая работамипо наведению порядка и чистоты в храме Весты. Дни поминовения умерших, как днипечали и траура, также не подходили для свадьбы, как и дни, когда был открытmundus — вход в подземный мир: 24 августа, 5 сентября и 8 октября.Благоприятной считалась вторая половина июня.
Вечером перед свадьбойдевушка жертвовала ларам (домашние боги) своистарые игрушки и детскую одежду, тем самым прощаясь с детством. Наканунесвадьбы невесте повязывали голову красным платком и надевали на неё длиннуюпрямую белую тунику с шерстяным поясом (лат. tunica recta), предназначавшуюся идля дня свадьбы. Пояс из овечьей шерсти (лат. cingillum) завязывался двойнымгеркулесовым узлом, который должен был предотвратить несчастье. Волосы невесты также накануне вечером укладывалисьнаконечником копья в 5 прядей. Использовался именно наконечник копья, возможно,как символ дома и семейного права, или, потому, что матроны находились подопекой Юноны Куриты, «которая именовалась так от носимого ею копья, что вязыке сабинов зовётся curis или потому, что оно предвещало рождение храбрыхмужей; или что в силу брачного права невеста передаётся под власть мужа, таккак копьё есть и наилучший вид оружия, и символ высшей власти». Затемволосы скреплялись шерстяными нитями и собирались в конусообразной форме.
Свадебный наряд невестыпредставлял собой длинное платье — паллу (лат. palla gelbeatica), ярко-красногоцвета, надеваемое на тунику. На голову накидывали покрывало огненного,жёлто-красного цвета, немного спуская его на лицо, а со времён позднейреспублики надевали венок из цветов (вербены и майорана, позднее из цветов апельсиновогодерева и мирта), собранных самой невестой. Обувь должна была быть того жецвета, что и flammeum.
К украшениям относилсяпрежде всего браслет. Об особенном наряде для жениха не сохранилось сведений,возможно, он надевал обычную белую тогу и венок (по греческой традиции). Доманевесты и жениха украшались венками, зелёными ветвями, лентами и цветнымиковрами. Утром в день свадьбы процессия,которую возглавляла распорядительница (лат. pronuba), женщина, служившаяневесте примером, так как лишь один раз была замужем, направлялась к храму илидомашнему атриуму.
Пару подводили к алтарю,на котором в жертву приносилась свинья (реже овца или вол), чтобы повнутренностям узнать у богов, будет ли брак счастливым. Если предсказание былоудачным, то проводивший ауспиции давал своё согласие на брак. После брачной церемонии начиналось обильное застолье. Вечеромпосле пира девушка окончательно покидала своих родителей: начиналась церемония «отведения»— проводы невесты в дом жениха. Невесту «похищали» в память о древнихтрадициях: «делать вид, будто девушку похищают из объятий матери, а еслиматери нет, то ближайшей родственницы».
Свадебный обычай: женихпереносит невесту через порог своего дома, обычай, идущий со времён похищениясабинянок. Невесту вели за руки двое мальчиков,третий нёс перед ней факел из терновника, который зажигали от огня на очагедома невесты. За невестой несли прялку и веретено, как символы женских занятийв доме мужа. Прохожим раздавали (бросали) орехи как знак плодородия, которыедолжны были обеспечить новой семье обильное потомство. Муж переносил жену через порог нового дома, чтобы жена неспоткнулась об него, что считалось плохим знаком.
После этого женаоборачивала дверной косяк шерстью и смазывала жиром (по словам Плиния Старшего,использовался волчий жир, как воспоминание о волчице, вскормившей Ромула иРема) и маслом, что, возможно, должно было отпугивать злых духов в первую ночь.Гости уходили и продолжали праздновать в другом месте. Жену раздевали женщины, которые лишь единожды состояли вбраке, и отводили к кровати мужа. Муж встречал жену с огнём и водой (восновном, с факелом и кубком с водой), жена произносила слова: лат. Ubi tuGaius, ego Gaia — «Где ты Гай, буду я, Гайя». Возможно, ранее этаформула означала, что женщина принимала имя мужа, или становилась как бы частьюего.
Жену усаживали на стулнапротив двери, затем ещё раз произносились молитвы, на этот раз божествамдома. Затем жена перенимала огонь и воду как два основных элемента домашнегохозяйства и давала за это три монеты. Одну из них получал муж, другую оставлялидля домашних лар на алтаре, а третью оставляли позднее для компитальных лар наперекрёстке. В постели муж символически развязывал пояс на тунике, завязанныйгеркулесовым узлом, чтобы у него было также много детей как у Геркулеса.
3. Рождение ребенка
Торжества, связанные споявлением нового члена семьи, начинались на восьмой день после родов ипродолжались три дня. Дети при рождении, по условленному ритуалу опускались наземлю, а затем отец (в случае признания новорожденного) поднимал его высоко кнебу, если это был мальчик или отдавал матери, если это была девочка. Если жеотец не признавал ребёнка, он давал знак акушерке, и та перерезала пуповинувыше необходимого места, что приводило к кровотечению и смерти новорожденного.Иногда его выставляли за ворота дома или просто топили в реке. Подобноеобращение для выходцев из низкого сословия было вызвано трудностью, прокормитьбольшое количество ртов. Богатые же римляне предпочитали иметь одногомальчика-наследника, чтобы обеспечить ему наилучшее образование и избежатьспоров при получении наследства.
После этого приглашенныегости дарили младенцу подарки, как правило, амулеты, назначение которых былоберечь ребёнка от злых духов. Регистрировать ребёнка было долгое время необязательно. Лишь когда римлянин достигал совершеннолетия и надевал белую тогу,он становился гражданином римского государства. Его представляли переддолжностными лицами и вносили в список граждан. Впервые регистрациюноворожденных ввел на заре новой эры Октавиан Август, обязывая граждан втечение 30 дней с момента рождения регистрировать младенца. Регистрация детейпроводилась в храме Сатурна, где находилась канцелярия наместника и архив. Приэтом подтверждалось имя ребёнка, его дата рождения. Подтверждалось егосвободное происхождения и право гражданства.
4. Образование
Как и греки, римлянеутверждали приоритетную значимость воспитания и образования. Дух и историяримского общества требовали, что бы молодой римлянин имел мужественное, крепкоетело, обладал волей и привычкой беспрекословно подчиняться законам. В суровыхиспытаниях гражданин не должен был пасть духом.
Воспитание и образованиеносили частный характер. Богатые родители предпочитали домашнее обучение. Вдомашних условиях воспитание осуществлял раб, которого называли «педагог».А бедные пользовались услугами школ. Главы семейства, заботясь о полученииобразования детьми, старались нанять своим детям учителей греков или заполучитьдля обучения раба-грека. Тщеславие родителей заставляло их отправлять своихдетей в Грецию для получения высшего образования. Мальчиков и девочек начиналиобучать с семи лет. Школьное образование обычно строилось по трем главнымступеням.
Начальная школа. Напервых этапах обучения детей преимущественно учили писать и считать, давалисведения об истории, праве и литературных произведениях. Здесь в роли учителянередко выступал вольноотпущенник или гражданин из низших слоев общества. Напервых порах ученикам предлагали отрывки из законов, которые механически зазубривались.
Начальная школаотличалась бедностью: это была комната, в которой имелись лишь стол и скамьи.Иногда урок переносился на открытый воздух, учитель вместе с детьми моготправиться за город или в парк. Для письма использовалась дощечка, намазаннаявоском, на которой писались слова и предложения с помощью палочки с заостреннымконцом, именуемой стилосом.
Школа грамотности. Второйэтап школьного обучения продолжался в школе грамотности и охватывал детей,примерно, с 12-13 до 16 лет. Это было уже более обустроенное помещение, вкотором имелись бюсты и барельефы прославленных поэтов, а также живопись, восновном на сюжеты гомеровских поэм. Главное внимание данной школе уделялосьчтению и толкованию поэтических текстов. Преподавание велось на латинскомязыке. Греческие авторы читались в переводах, во многом несовершенных. Когда вшколах ввели греческий язык, то Гомера, Гесиода, Менандра читали хоть и визвлечениях, но уже в подлиннике. Знакомились и с Римскими авторами –Вергилием, Горацием, Овидием. В качестве филологических предметов изучаласьграмматика, комментарии и критика текста, стихосложение и собственнолитература, т.е. биографии писателей, их произведения. На занятиях чаще всегозвучала речь преподавателя, ученики старались лишь записать услышанное. Что донегуманитарных предметов, например математики и геометрии, то они обычноосваивались в незначительном и примитивном объеме.
Школа третьей ступени.Достигнув 16 лет, юноша поступал в школу третьей ступени, к ритору, которомувменялось готовить ученика к деятельности судебного или политического оратора(правда, это касалось не всех учеников, т.к. в возрасте 17-18 лет молодому человеку предстояло оставить учение и пройти военную службу). Обычно ученикидолжны были составлять сочинения в форме речей, разрабатывая в них какой либоизвестный литературный или мифологический эпизод. Это могла быть речь Медеи,вознамерившейся убить своих детей, Ахилла, изливающего гнев на Агамемнона,отнявшего у него пленницу Брисеиду.
Ученикам предлагалосьсочинить обвинительную речь, осуждающую какой-либо порок: скаредность,лихоимство, святотатство и т.д. От них требовалось продемонстрировать умениеубедительно произнести написанное, показать хорошую дикцию и искусствожестикуляции. Устраивались своеобразные турниры, состязания начинающихораторов, что стимулировало их рвение, стремление к совершенству.
Римляне заботились и отом, чтобы получили образование женщины в связи с той ролью, которую они имелив семье: организатор семейного быта и воспитатель детей в раннем возрасте. Былишколы, где девочки учились вместе с мальчиками. И считалось почётным, если продевочку говорили, что она образованная девица.
В римском государстве ужев I веке новой эры приступили к обучению рабов, так как рабы и вольноотпущенныеначали играть все более заметную роль в экономике государства. Рабы становилисьуправляющими в имениях и занимались торговлей, ставились надсмотрщиками наддругими рабами. Грамотных рабов привлекали в бюрократический аппаратгосударства, многие рабы были педагогами и даже архитекторами. Образованныерабы назывались главной ценностью римского богача Марка Лициния Красса. Бывшиерабы, вольноотпущенники, постепенно стали составлять значительную прослойку вРиме. Не имея за душой ничего, кроме жажды власти и наживы, они стремилисьзанять место служащего, управленца в государственном аппарате, заниматьсякоммерческой деятельностью, ростовщичеством. Стало проявляться их преимуществоперед римлянами, которое состояло в том, что они не чуждались любой работы,считали себя ущемленными и проявляли упорство в борьбе за свое место подсолнцем. В конечном итоге они смогли добиться юридического равноправия,оттеснить римлян от управления государством.
5. Одежда. Прически.Макияж
Жёны знатных господ уделялимного времени по уходу за волосами и созданию затейливых причёсок. И хотя в тевремена для женщин не существовало парикмахерских, их с успехом заменялидомашние рабыни. Для мужчин же были повсеместно открыты цирюльни, где они моглипобриться и подстричь волосы, как обязывал этикет того времени. Римлянки любилизолотые серьги, браслеты и колье с драгоценными камнями. Причём нередко можнобыло увидеть сразу несколько серёг в одном ухе да ещё с огромными камнями.Таким образом, римские матроны превращались в передвижные ювелирные лавки.Женщины держали при себе сумочку, веер и зонтик. Римлянки пользовались самымиразнообразными косметическими средствами. Они хранили их в маленьких горшочкахи бутылочках. Особенно в то время модно было сильная бледность. Женщины белилисебе лица и ручки толченым мелом. Девушки подкрашивали губы и румянили щекиотстоем красного вина или растительной краской, называемой фокус, а такжеримлянки подводили себе глаза и веки сажей или особой краской — сурьмой.
Одежда римлян разделяласьна два разряда: верхняя (amictus) и нижняя (indutus). Главнуюверхнюю одежду составляла тога. Она была отличительным признаком гражданина;ввиду этого во времена империи изгнанникам запрещали ее одевать; точно так жеиностранец не смел облекаться в тогу. Тога была также обязательным костюмом втеатре, на общественных играх, в суде, во время официальных церемоний и придворе. Первоначально тога довольно плотно облегала тело, позднее ее сталиносить гораздо свободнее. Тога, которую носили дети, была окаймлена пурпурнойполосой, отсюда название toga praetexta. Тога мужчины, которую надевалюноша, достигший совершеннолетия, была чисто белой и без каймы.
Paenula представляла собой плащ без рукавов,который покрывал тело до колен; у шеи в нем было сделано круглое отверстие,через которое и надевалась paenula. Она была открыта с обоих боков, но зашитаспереди. Это была и мужская, и женская одежда, которую надевали иногда дажеповерх тоги; ее делали обыкновенно из шерстяной материи.
Lacerna представляла собой некотороесходство с греческой хламидой: это было продолговатое и открытое спередиодеяние, которое придерживалось застежкой на плече, а может быть на груди. Онабыла в большой моде во времена империи; lacerna бывала часто роскошно отделана.Иногда к ней, как и к paenula, приделывался капюшон на случай ветра и дождя.
Главноенижнее одеяние представляла собой туника. Она была легкой и удобной, и ееносили под тогой в те времена, когда тога одевалась лишь при выходе из дому.Туника была похожа на греческий хитон и доходила до икр, но она стягиваласьпоясом в талии. Сначала она была без рукавов или с короткими рукавами; к концувторого века нашей эры стали носить туники с длинными рукавами. Иногда одевалидве, три и даже четыре туники одна на другую.
Женщины такженосили тунику: это была плотно облегавшая тело и доходившая до колен рубашкабез рукавов и без пояса. На высоте груди помещалась полоса тонкой и мягкойкожи, которая, как наш корсет, поддерживала грудь. На тунику набрасывалась stola,которую можно сравнить с длинным хитоном греческих женщин. Выходя из дому,надевали palla — плащ вроде гиматиона. Раньше, когда еще не знали palla,ее заменял ricimum — четырехугольный плащ, более короткий и с меньшимчислом складок.
Римляневыходили обыкновенно с открытой головой или же довольствовались тем, чтоприподнимали тогу на голову. Тем не менее у них существовали шапки (pileusи petasus), которые употреблялись не только простонародьем, проводившимбольшую часть времени на работах под открытым небом, но и людьми из высшегообщества. Вместо pileus употреблялся также капюшон (cucullus), которыйприкреплялся к paenula или же прямо набрасывался на плечи.
Женщины неносили шляп; чтобы прикрыть голову, они подымали свою palla, как это делалимужчины с тогой. Самым лучшим прикрытием им служило покрывало, укрепленное наголове и ниспадавшее складками на затылок и спину. Mitra представляласобой кусок материи, покрывавшей голову в виде чепчика; она обыкновеннодоходила лишь до половины головы и оставляла открытыми спереди грациозноположенные волосы. Наконец, римлянки употребляли также и головные сетки (reticulum).
Calceus называлась обувь довольно высокая изакрытая, вроде наших башмаков или ботинок. Вместе с тогой она составляланациональный костюм гражданина, который он надевал, отправляясь в город.Показаться в обществе иначе обутым считалось таким же неприличным, какнапример, у нас выйти на улицу в домашних тапочках. Calceus надевали также иженщины, выходя из дому, так как это была обувь общая для обоих полов.
Solea и crepida представляют собойсандалии, т. е. подошвы из толстой кожи, иногда с небольшим возвышением сзадидля защиты пятки. Они отличались между собой, по-видимому, тем, что ремни soleaпокрывали лишь ступню, а ремни crepida поднимались выше лодыжки.
Pero грубая кожаная обувь,употреблявшаяся главным образом крестьянами.
Наконец, caligaпредставляла собой обувь воина. Она состояла из толстой подошвы, густоутыканной острыми гвоздями; к подошве пришивался кусок кожи, вырезанныйполосами, образуя нечто вроде сетки вокруг пятки и ступни: пальцы оставалисьоткрытыми.
6. Распорядокдня
Жизнь римского населениябыла очень пестрой: бедняк, зачисленный в списки получающих хлеб отгосударства, преторианец или пожарник, ремесленник, клиент или сенатор жилиочень по-разному. Однако, распорядок дня был почти одинаковым для всегогородского населения: утреннее вставание, занятое время, отдых в середине дня,часы, проводимые в бане, развлечения.
Древний Рим была на ногахс рассветом. Светильники давали больше копоти и чада, чем света, поэтомуособенно дорожили дневным светом. Валяться в постели, когда «солнце стоитвысоко», почиталось непристойным (Сенека). Утренний туалет и богатого, ибедного ремесленника был одинаково прост: обуть ноги в сандалии, вымыть лицо ируки, прополоскать рот и накинуть плащ, если холодно. У богатых людей, имевшихсвоего цирюльника, за этим следовали стрижка и бритье.
Затем полагался первыйзавтрак, состоящий обычно из куска хлеба, смоченного в вине, смазанного медомили просто посыпанного солью, из оливок и сыра. По старинному обычаю, вседомочадцы, включая рабов, приходили поздороваться с хозяином. Затем пораспорядку шли хозяйственные дела, проверка счетов и отчетов и отдачараспоряжений по текущим делам. Потом начинался прием клиентов, при большом ихколичестве занимавший часа два. Клиентела развилась из древнего обычая ставитьсебя, человека мелкого и бессильного, под покровительство влиятельного лица. К I в.н.э., потребовал «хороший тон»общества: знатному человеку неудобно было показываться на улице или вобщественном месте без окружающей его толпы клиентов.
За все услуги клиентапатрон расплачивался скупо, хотя при этом всем сообщалось, как он в отношенииклиента проявляет много заботы и внимания. Клиенты чаще всего никак не могливыбраться из горькой нужды. Клиентская служба давала, пусть скудные, но все жекакие-то средства к жизни. В Риме для человека, не владевшего никаким ремесломи не желавшего ему выучиться, единственным, пожалуй, способом просуществоватьбыло положение клиента.
Еще в I в.до н.э патрон обедал вместе сосвоими клиентами; позднее он приглашал к столу только избранных трех-четырехчеловек¸ а прочим выплачивал весьма скромную сумму в 25 ассов. И этужалкую сумму клиент получал не всегда, если патрон заболел или притворилсябольным, клиент уходил ни с чем.
Обед у патрона, о котороммечтал каждый клиент, часто превращался для него в источник унижения. Какправило, устраивали два очень разных обеда: один для себя и своих друзей,другой для клиентов. Патрон, по словам Марциала, ест лукринских устриц,шампиньоны, камбалу, зажаренную горлицу; клиенту подают съедобные ракушки,свиные грибы, маленького леща и сороку, издохшую в клетке.
Полдень был чертой, разграничивающей день надве части: время до него считалось «лучшей частью дня», которуюпосвящали занятиям, оставляя, если это возможно, вторую часть для отдыха иразвлечения. После полудня полагается второй завтрак. Он тоже скромен: у Сенекион состоял из хлеба и сушеного инжира, император Марк Аврелий добавлял к хлебулук, бобы и мелкую соленую рыбешку. У рабочего люда приправой к хлебу служиласвекла; сын состоятельных родителей, вернувшись из школы, получал ломоть белогохлеба, маслины, сыр, сухой инжир и орехи. Далее наступало время полуденногоотдыха.
После полуденного отдыханаступал черед мытья в банях, гимнастических упражнений, отдыха и прогулок.Бани открывались в Риме в половине третьего летом и половине второго зимой.
Бани были местом встреч исборищ, веселых игр и спортивных радостей. Богачи превращали свои бани внастоящие дворцы. А императоры не только стремились к художественной отделкесвих терм, облицовывая стены мрамором, покрывая мозаикой полы и ставявеликолепные колонны: они собирали там произведения искусства. Сюда приходилине только смыть грязь. Здесь отдыхали. Особенное значение имели термы длябедняков, теснившихся в грязных душных помещениях с видом на грязную стенупротивоположного дома. Посетитель находил здесь и клуб, и стадион, и садотдыха, и богатейший музей, и библиотеку.
Затем семья в полномсоставе (не считая маленьких детей, которые ели отдельно) собирались на обед,на который обычно приглашали еще кого-нибудь из друзей. Обед был маленькимдомашним праздником. Это было время дружеской непринужденной беседы, веселойшутки и серьезного разговора. Чтение за обедом в кругах римской интеллигенциибыло обычаем; для этого назначался специально раб-чтец. Иногда в богатых домахобед сопровождался музыкой – в этих домах были свои музыканты. Иногда обедающихразвлекали танцовщицы, но в строгие дома их не допускали.
В течение дня пищупринимали обыкновенно три раза: утром около 9 часов был ientaculum – утренняя легкая закуска; околополудня prandium – завтрак и после 3 часов cena – обед.
Более роскошный обед, сприглашенными гостями, назывался convivium – пир; религиозный пир — epulum,epilae.Стол
Столоваяназывалась triclinium, из чего видно, что за столом возлежали.Первоначально ели в атриуме, сидя у очага. Только отец имел право возлежать;мать сидела в ногах его ложа, а дети размещались на скамейках, иногда за особымстолом, на который им подавались небольшие порции, притом не от всех блюд; рабынаходились в той же комнате на деревянных скамейках или же ели вокруг очага;так делалось в особенности в деревне. Позднее стали устраивать особые залы длязваных обедов, в которых мало-помалу приняли участие и жены с детьми. С тех порони стали вмешиваться в разговоры мужчин, им даже было позволено есть лежа. Вбогатых домах бывало по несколько столовых для разных времен года. Зимнийtriclinium помещался обыкновенно в нижнем этаже; на лето столовая переносиласьв верхний этаж, или же обеденное ложе ставилось под velum в беседке, поднавесом из зелени, во дворе или в саду.
Скатерти появились толькопри поздней империи. Угощения ставили на стол в таком виде, чтобы их можно былоположить на тарелку. Обедавший держал тарелку в левой руке; правой он бралналоженные куски, так как вилок не было. Жидкую пищу ели ложками. Салфеткамислужили небольшие куски мохнатой льняной ткани, которыми обтирали руки и рот,их клали на стол для гостей, но гости приносили такие салфетки и с собой. Вобычае было уносить домой с обеда остатки угощения, которые заворачивали в своюсалфетку.
Кухонная посуда былаочень разнообразна, и многие из кухонных принадлежностей похожи на современные.Угощение подавалось на стол в глубоких закрытых блюдах или в мисках, отдельныеблюда ставились на большой поднос. И столовая, и кухонная посуда была глиняной.Еще во II в. до н.э. из серебра за столом былалишь солонка, переходившая по наследству от отца к сыну. Уже к концу периодаРеспублики от старинной простоты ничего не осталось. Некоторые даже кухоннуюпосуду стали делать из серебра. Гости приходили со своими рабами, которыестояли или сидели сзади хозяина. Он оказывал хозяину разные услуги и нес за нимдомой салфетку со всем, что хозяин забрал со стола.
Пища
В началетрапезы всегда возносились молитвы богам. Сразу после обеда, во время десертаили немного погодя — вечером, следовала попойка, во время которой пили, беседовалии развлекались. Эти попойки очень скоро приобрели характер грубых оргий. Редкокто из участников ее развлекался серьезной беседой. Обыкновенно на таком пируочень скоро являлись певцы, певицы и всякого рода музыканты. Иногда хозяинчитал свои стихи или просил прочесть стихи собственного сочинения кого-нибудьиз гостей. Для увеселения собравшихся призывались комедианты, мимы, шуты,фокусники, танцовщицы и даже гладиаторы; играли также в кости.
В первые векасуществования Рима жители Италии ели в основном густую, круто сваренную кашу изполбы, проса, ячменя или бобовой муки, но уже на заре римской истории вдомашнем хозяйстве варилась не только каша, но и выпекались хлебные лепёшки.Кулинарное искусство начало развиваться в III в. до н. э. и при империидостигло небывалых высот.
Помимо зерновых и бобовыхкультур, овощей и фруктов, использовались также кисломолочные продукты. В вотмясо употребляли довольно редко. Обычно для этого забивали больных или старыхдомашних животных, непригодных к работе на полях. В любом случае мясо былоочень твёрдым, его редко жарили, а долго разваривали в бульоне.Хлеб и крупыбыли главными продуктами в античном мире. Из них готовили похлёбки и каши,такие, как маза — смесь муки, мёда, соли, оливкового масла и воды; турон — смесьмуки, тёртого сыра и мёда. Многие продукты перед приготовлением посыпалиячменной мукой. Обильно использовались фасоль и другие бобовые растения.
Национальным супомдревних римлян был борщ — специально для него выращивали много капусты исвёклы. Даже великий поэт Гораций считал своим основным делом выращиваниекапусты. Впоследствии этот прекрасный суп распространился среди многих народовмира.
Завтрак и обед проходилиочень быстро, а ужину уделяли большое внимание. К нему собиралась вся семья.Обычно, подавался суп из бобовых, молоко, сыры, свежие фрукты, а также зелёныеоливки в рассоле и паста из чёрных оливок. В последствии, на римских столахпоявился хлеб, а в богатых семьях — омары и устрицы. Поскольку говядина былабольшой редкостью, в изобилии использовали дичь, лягушек и улиток.
Хлеб в древнем Риме былтрёх сортов. Первый — чёрный хлеб или panis plebeius, для бедняков, второй — panis secundarius, белый хлеб, но низкого качества. Часто населению раздавализерно, муку или уже выпеченный хлеб. Третий же — panis candidus — белый хлебвысокого качества для римской знати.
Нужно отметить, чтоосновная масса жителей древнего Рима не имела тех возможностей, которымирасполагали богатые римские вельможи, поэтому плебеи чаще всего покупали еду убродячих продавцов. Обычно это были оливки, рыба в рассоле, своеобразный шашлыкиз диких птиц, варёные осьминоги, фрукты и сыр. Обед бедняка состоял из кускахлеба, небольших кусочков солёной рыбы, воды или очень дешёвого вина низкогокачества.
Тот, кто мог себе позволить,обедал днём в многочисленных тавернах. Важную роль на столе древних римлянимело вино, которое обычно завершало ужин. Производились, как красные, так ибелые сорта. В тот период уже насчитывались различные кооперативы попроизводству этого популярного напитка. В Риме имелся порт с соседним рынком,где продавалось исключительно одно вино. При подаче на стол оно обычноразбавлялось водой и употреблялось в теплом или в прохладном виде, взависимости от времени года. Вино с добавлением мёда употребляли как аперитив.
Еда, обычно,приготовлялась в глиняных горшках, в бронзовых или свинцовых кастрюлях, а дляхранения продуктов, как правило, использовали следующие метода: копчение — длясыров, сушение — для мяса, покрытие мёдом — для фруктов. В последствии началиупотреблять рассолы. Хочется отметить, что соль в тот период, в основном,использовали как деньги, и никому бы не пришло в голову посолить какое-либоблюдо исключительно для вкуса. Соль ценилась дорого, так как употреблялась длясохранения продуктов в дальних походах или морских экспедициях.
7. Рабство
Рим был огромнымрабовладельческим государством. Обращение с рабами было очень жестоким. Егоможно было продать, кастрировать, сдать в наём в публичный дом, превратитьгладиатора, отдать на растерзание диким зверям. Главным рабовладельцем былримский император, иногда он позволял себе назначить своих бывших отпущенных наволю рабов на высокие государственные должности.
У рабства было дваисточника:
Первый – это рабство порождению. Даже если отец родившегося у рабыни ребенка был свободны, ребенок всеравно оставался рабом и лишался гражданских прав.
Второй — рабом мог статьвоеннопленный или моряк, захваченный пиратами. Рабы приравнивались к товару,ими торговали на рынках, их выставляли как вещь. Соответственно рабы должныбыли выглядеть крепкими, моложавыми, ухоженными. От этого зависела цена.
Рабы держались вповиновении под страхом сурового наказания.
Хозяин применял розги,палки, плеть, ремень. Имелись специальные кандалы для рук и ног. С этими кандаламиего иногда заставляли работать.
8. Религия
Религия в жизни римлян всегдаиграла значительную роль, особенно на ранней исторической стадии. Но римляне –народ прагматичный, поэтому на обрядности всегда лежала печать практицизма.Религия была ориентирована на конкретную жизненную практику, регулировалаповедение человека. В этом плане к римлянам можно применить нашу русскуюпословицу: «На Бога надейся, а сам не плошай».
В доме римлянинапроходили богослужения. Практически любая деталь бытового уклада, начиная сутреннего пробуждения и заканчивая отходом ко сну, освящалась определеннымрелигиозным обрядом.
Огромное количествосельских праздников таких как жатва, подрезание виноградных лоз, созреваниеколосьев – все должно было быть особо отмеченным, причем сопровождатьсяжертвоприношениями. Римляне помнили все приметы, вещие сны, сакраментальныеслова, которые он не должен был произносить, зароки и запреты, амулеты,заговоры, страхующие от пожаров, напастей и болезней. Дурное предзнаменованиемогло заставить изменить маршрут или отказаться от хорошо продуманного планадействий.
Если римлянин обращался кнебу с какой-нибудь просьбой, он должен был точно знать, какому богу онаадресуется. Кроме того, существовали жестко закрепленные словесныеформулировки, определяющие стиль выражения просьбы. В противном случае божествомогло просто проигнорировать просьбу. Римлянин словно обращался не к божеству,а к некому конкретному чиновнику в государственную инстанцию, не возносилмолитву, а адресовал прошение, составленное по зафиксированному канону.
Обрядность игнорироваладушевное состояние молящегося.не принимались в расчет искренность и истинностьего веры. Главным было неукоснительное следование букве обряда. Идеалом римлянбыл «порядок во всем», а следовательно, душевная умиротворенность.Римлянин словно покупал благословение небес молитвами и жертвоприношениями.
9. Культ мертвых
Погребальные обряды яснопоказывают, что, опуская покойника в гробницу, древние римляне верили, чтокладут туда нечто живое.
Существовалобычай в конце похорон звать душу умершего именем, которое он носил при жизни.Ей желали счастливой жизни под землей. Трижды говорили ей «будьздорова» и прибавляли «пусть земля будет тебе легка!» Так великабыла вера в то, что погребенный продолжает жить под землей и сохраняетспособность чувствовать счастье и страдание. На могиле писали, что здесь«покоится» такой-то человек; выражение, которое пережилосоответствующие ему верования и, переходя из века в век, дожило до нашеговремени. Еще мы употребляем его, хотя никто теперь не думает, будто в могилепокоится бессмертное существо. Но в древности так твердо верили, что там живетчеловек, что никогда не забывали похоронить вместе с ним и те предметы,которые, по их мнению, были ему нужны: одежду, сосуды, оружие. На могилеразливали вино, чтобы утолить его жажду, ставили пищу, чтобы насытить его.Убивали лошадей и рабов, думая, что эти существа, заключенные вместе спокойником, будут служить ему в могиле так же, как они это делали при егожизни.
Чтобы душа прочноутвердилась в этом подземном жилище, которое приспособлено было для ее второйжизни, нужно было, чтобы тело, с которым она оставалась связанной, было покрытоземлей. При этом недостаточно было зарыть труп в землю; необходимо еще соблюстиустановленные обычаем обряды и произнести определенные формулы. У Плавта мынаходим историю одного выходца с того света: это душа, которая вынужденаблуждать, потому что тело ее положено было в землю без соблюдения обрядов.Историки рассказывают, что когда хоронили тело Калигулы, погребальная церемонияосталась неоконченной, и вследствие этого душа его стала блуждать и являтьсяживым до тех пор, пока не решились вынуть труп из земли и снова похоронить егопо всем правилам...
Существо,жившее под землей, не настолько было свободно от человеческого естества, чтобыне чувствовать потребности в пище. Ввиду этого в известные дни ежегодноприносилась пища в каждую могилу. Покойники считались священными существами.Древние наделяли их самыми почтительными эпитетами, которые только могли найти:называли их добрыми, счастливыми, блаженными. Они относились к покойникам совсем почтением, какое только может чувствовать человек к божеству, которое онлюбит или которого боится. По их мнению, всякий покойник был богом. И этообоготворение не было привилегией великих людей: между умершими не делалиразличия. Цицерон говорит: «Наши предки хотели, чтобы люди, покинувшие этужизнь, считались в числе богов». Римляне называли покойников: боги маны/>. «Воздайте должное богам манам, – продолжает Цицерон, – этолюди, которые покинули жизнь; считайте их за божественные существа».Могилы были храмами этих божеств, поэтому на них и была священная надпись: DisMambus. Здесь обитал погребенный бог. Перед могилами стояли алтари дляжертвоприношений, как и перед храмами богов.
Как толькопокойникам переставали приносить пищу, они тотчас же выходили из своих могил: илюди слышали в ночной тиши вопли этих блуждающих теней. Они упрекали живущих занебрежность и старались наказать их; они посылали болезни и поражали почвубесплодием. Они не оставляли живых в покое до тех пор, пока те снова неначинали приносить на могилы пищу. Жертвы, принесение пищи и возлияниязаставляли тени вернуться в могилу, восстановляли их покой и божественноесвойство. Тогда человек был в мире с ними.
С другойстороны, покойник, которому воздавали поклонение, являлсябожеством-покровителем. Он любил тех, кто приносил ему пищу. Чтобы помогать им,он продолжал принимать участие в человеческих делах и часто играл в нихзаметную роль. К нему обращались с мольбами, просили его поддержки и милости.
10. Свободное времяримлян
«Отдых – после дел»- говорила латинская пословица. Свободным временем римляне пользовалисьпо-разному. Люди образованные, с высокими духовными интересами посвящали себянауке или литературе, не считая это «делами», а рассматривали какдосуг, как «отдохновение духа». Так что отдыхать для римлян отнюдь незначило ничего не делать.
Выбор занятий былширокий: спорт, охота, беседы и особенно посещение зрелищ. Зрелищ было много, икаждый мог отыскать то, которое ему больше всего по душе: театр, боигладиаторов, гонки на колесницах, выступления акробатов или показ экзотическихзверей.
Посещение различныхобщественных зрелищ составляло главное удовольствие римлянина; ему римлянепредавались с такой страстью, что не только мужчины, но и даже женщины и детиприсутствовали на зрелищах; всадники, сенаторы и, наконец, даже императорыпринимали в них деятельное участие. Из сценических представлений римляне любилиболее всего комедию, но еще более привлекали их игры в цирке и в амфитеатре,которые своими ужасными сценами много содействовали нравственному огрубениюримского населения.
Кроме упомянутыхобщественных зрелищ римляне любили также разные игры, в особенности игру в мяч,в кости, и игру похожую на современные шашки или шахматы. Игра в мяч (pila ludere, lusus pilarum) была самойлюбимой и представляла собой хорошее телесное упражнение не только для детей,но и для взрослых. В нее играли на общественных площадях, в особенности наМарсовом поле, в особых залах, находившихся при банях, а также и в другихместах. Игра в кости (alea ludere) издавнабыла любимой забавой. При ней употреблялись: tali – бабки и tesserae кубики.
Публичные чтения, а затемобсуждения поэтических сочинений со временем стали неотъемлемой приметойкультурного быта в период Римской империи. Встречи эти слушателей с поэтамипроходили в термах, в портиках, в библиотеке при храме Аполлона или же вчастных домах. Устраивали их главным образом в те месяцы, когда было многопраздничных дней, связанных со зрелищами: в апреле, июле или августе. Позднее иораторы стали выступать с речами перед публикой. Декламация речи или стиховзатягивалась подчас на несколько дней.
Любимымместом отдыха и развлечений римлян являлись общественные бани — термы. Это былиогромные, роскошно отделанные здания с бассейнами, залами для игр и бесед,садами, библиотеками. Римляне нередко проводили здесь целые дни. Они мылись,общались с друзьями. В термах обсуждались и важные общественные дела, заключалисьсделки.
Императорыстроили бани для римского народа. В начале IV в. в Риме было двенадцатьимператорских бань и множество бань, принадлежавших частным лицам. Частные банибыли, конечно, несравненно скромнее императорских бань. О размерах императорскихтерм свидетельствует хотя бы то, что термы императора Диоклетиана выглядятграндиозным сооружением даже рядом с современным вокзалом Термини в Риме —крупным современным транспортным узлом. В термах императора Каракаллы моглоодновременно свободно находиться более полутора тысяч человек.
11. ЖилищеУстройствобогатого римского дома времен империи составляли: atrium – приемный зал,tablinum – кабинет и peristylium – внутренний двор, окруженный колоннами.
С улицы перед домомнередко находилось преддверия vestibulum – площадка между линией фасада и наружной дверью дома, откуда черездверь ianua входили в переднюю ostium, а отсюда через открытый или однойлишь занавесью закрытый вход – в атриум.
Atrium – приемный зал, составляющий главнуючасть дома. Сверху атриум был защищен крышей, скаты которой, обращенные внутрьдома, образовывали большое четырехугольное отверстие – compluvium. Против этого отверстия в полунаходилось углубление равной с ним величины — implivium для стока дождевой воды (бежавшей скрыши через compluvium). По обеим сторонам атриумарасположены были жилые и служебные комнаты, получавшие свет из атриума.Комнаты, примыкавшие к атриуму с лицевой стороны, обыкновенно отдавались подторговые перемещения (tabernae), причем имели вход только с улицы. В задней части атриума в домахзнатных лиц хранились восковые изображения предков imagines.
Atrium – составляли и более позднююкультурную пору необходимую часть каждого римского дома; собственно «семейное»значение атриума уже отступило на второй план: кухня получила отдельноепомещение, столовая превратилась в отдельный триклиний (triclinium), домашние боги помещались в особойбожнице (sacrarium). Atrium превратился в парадное помещение, на украшениекоторого (колоннами, скульптурами, фресками, мозаикой) тратились большиесредства.
За атриумом следовал tablinum – кабинет хозяина – комната,открытая со стороны атрия и пеистиля. По одной (или по двум его сторонам) шелнебольшой коридор (fauces), черезкоторый проходили из атриума в перистиль.
Рeristylium — перистиль – представлял собойвнутренний открытый двор, окруженный колоннадой и различными хозяйственнымипостройками. Посередине его часто находился небольшой садик (veridarium) с водоемом (piscine), по сторонам были расположеныспальни, столовая (триклиний), кухня, рабочие комнаты, домашняя баня, помещениядля прислуги, кладовые и проч. В перистиле обыкновенно находилось помещение длядомашних богов – lararium, sacrarium – божница.
Крышу дома в древнейшеевремя покрывали соломой, а впоследствии черепицами. Потолок первоначально былпростой, дощатый, но с течением времени ему начали придавать изящную форму,образуя на нем углубления красивой формы; такой потолок называли lacunar, laquear. Его поддерживали колонны, нередко мраморные. Стены (parietes) первоначально только белили поштукатурке, а со временем стали украшать цветными мраморами, дорогими сортамидерева, но чаще – живописью; остатки такой живописи – (al fresco) прекрасно сохранились до нашего времени; особенноизвестна помпейская стенная живопись.
Пол (solum) в древнейшее время был из глины иликамня (pavementum), а потом, особенно в богатых домах,мозаичный, часто — высоко художественной работы. Так, до нашего временисохранилась в Неаполе в высшей степени художественная мозаика, изображающаяпобеду Александра над Дарием в битве при Иссе. Свет проходил в дом отчастичерез отверстия в потолке, отчасти через двери или через отверстия в стене(окна – fenestrae), которые закрывались занавескамиили ставнями, впоследствии в них вставлялись листы из слюды и, наконец, изстекла. Для освещения употребляли в древнейшее время сосновую лучину илисосновые факелы (taeda, fax), кроме того, нечто вроде свечей (candela), впоследствии вошли в употреблениемасляные лампы (lucerna)художественной работы – из глины и металла (бронзы).
Чтобы добыть огонь,ударяли железо о кремень или терли друг о друга сухие куски дерева. Отоплялидом посредством очагов (focus),жаровень (caminus), переносных печей (fornax) или при помощи теплого воздуха, проведенногопосредством труб под полом, в стенах из печи, находившейся под полом (hypocaustum).
Верхний этаж (tabulatum) устраивался иногда над постройкамиперистиля, реже над атриумом, и заключал в себе разные жилые перемещения.Иногда он в виде крытого балкона далеко выступал на улицу над нижним этажом;имел обыкновенно плоскую крышу, которая нередко украшена была цветами илидеревьями, насаженными в горшках или в насыпанной здесь земле.
Загородный дом – villa. Слово villa первоначально значило только «поместь», «усадьба».Впоследствии начали различаться villa rustica – поместьеили усадьба и villa urbana – дача, устроенная более по городскому образцу.
Виллы в конце эпохиРеспублики и особенно во времена императоров были настоящими дворцами, спрекрасными парками, прудами, зверинцами и отличалась разнообразными удобствамии большой роскошью. Для постройки вилл выбирали наиболее живописные местности,чаще всего на морском берегу или близ больших рек. Особенно много их было близТускула, Тибура и в Кампании, отличающейся мягким климатом.
Жилище древнего римлянинабыло заставлено мебелью гораздо меньше, чем наше современное: ни письменныхстолов, ни громоздких буфетов, ни комодов, ни платяных шкафов не было. Винвентаре италийского дома предметов числилось мало, и, пожалуй, первое местосреди мебели принадлежало кровати, так как древние проводили в ней гораздобольше времени, чем мы: на кровати не только спали, но и обедали, и занимались– читали и писали.
Кровать римлянина оченьпохожа на современную: — на четырех (редко на шести) ножках. Кроме изголовья,снабжена еще иногда изножьем, которое представляет собой точную копиюизголовья. Каждая пара ножек связана между собой крепкой поперечиной; иногдадля большей прочности добавляли еще два продольных бруска, вделывая их поближек раме. Вместо нашей металлической сетки на раму натягивали частый ременныйпереплет.
Кровати делали из дерева(клен, бук, ясень), причем иногда раму из одной древесной породы, а ножки издругой. Ножки вытачивали иногда из костей. В одном из самых знатных и богатыхпомпейских домов, в доме фавна нашли кроватные ножки из слоновой кости; чаще,конечно, брали материал более дешевый: кости лошадиные и от крупного рогатогоскота. Бывало, что кость покрывали резным узором; деревянные ножки обивалибронзой. Изголовье, изящный выгиб которого уже сам по себе имел орнаментальноезначение, тоже отделывали бронзой. На обеденном ложе из Помпей по бронзовойнакладке подлокотников вьется выложенный серебром узор; вверху и внизу ихнаходятся с одной стороны кровати литые из бронзы фигурки амурчиков, а с другойстороны – лебединые головы. Очень часто на изголовье находилась голова осла.
Характерное для многихслоев римского общества того времени отсутствие вкуса, подмена простого и всвоей простоте прекрасного обильной и не всегда гармоничной орнаментировкой,уважение не к вещи, а к ее стоимости, – все это на примере кроватей счерепаховой инкрустацией сказалось чрезвычайно ярко.
Мы не знаем, в какой ценестояли кровати и какие из них были дороже и какие дешевле, но что такая мебель быладоступна только богатым людям, это очевидно. И застилали такую кровать тканямитоже роскошными и дорогими.
На ременный переплетклали прежде всего матрас, набитый хорошей, специально для набивки тюфяковобработанной шерстью. Изготовлением ее славились левконы, галльское племя,жившее в теперешней Бельгии.
Подстилка, которойзастилали тюфяк, и одеяла (stragulae vestes) были вещами и дорогими, ироскошными.
Столы нужны были дляразных целей: за ними ели, на них ставили разные предметы; так же как и кровати,они служили практическим целям и, так же как и кровати, были украшениемкомнаты.
Надо признать, чторимляне, которых обычно корят за отсутствие вкуса, обнаружили большойхудожественный такт, поместив в центре атрия на самом освещенном месте такойстол, как картибул. Этот тяжеловесный громоздкий стол с грозными оскаленнымифигурами подходил к огромному, темноватому, почти пустому залу; он создавалединое общее впечатление, основной общий тон, который остальная мебель, болеелегкая и веселая, могла несколько смягчить, но уже не в силах была нарушить.
Другим типом столов былипереносные столики с изящно изогнутыми ножками, которые оканчиваются козьимикопытцами. К этому же типу легких столиков относятся и столики-подставки,несколько образцов которых дошло до нас из Помпей. Они тоже родом из Греции. Кэтому же типу легких столиков, иногда трехногих, иногда на четырех ножках,относятся раздвижные столики, которые с помощью скреп, ходивших на шарнирах,можно было делать выше или ниже. В Помпеях найдено несколько таких столиков;один со съемной доской из красного тенарского мрамора с бронзовой отделкой покраю; знакомые уже изогнутые ножки заканчиваются цветочной чашечкой, из которойподнимаются фигурки сатиров, крепко прижимающих к груди маленьких кроликов.
Что касается сидений, тоони в италийском доме были представлены табуретками, ножки которых вытачивалипо образцу кроватных, и стульями с выгнутыми ножками и откинутой довольносильно назад спинкой. Эта удобная мебель считалась вообще предназначенной дляженщин
Одежда древнего италийца– и богатого и бедного – состояла из таких кусков материи, которые нельзя быловешать, а надо было складывать: в домашнем обиходе шкафы требовались меньше,чем сундуки. Их делали из дерева и обивали бронзовыми или медными пластинками;иногда такой сундук украшался еще какими-нибудь литыми фигурками. Сундуки этибывали довольно велики.
Кровати, обеденный стол,маленькие столики, несколько табуреток и стульев, один — два сундука, несколькоканделябров – вот и вся обстановка италийского дома. Она не загромождаластаринного аристократического особняка, в атрии которого хватало места длясамого большого картибула и в парадных столовых которого свободно умещалисьбольшие столы и ложа.
С переселением изособняка в наемную квартиру домашний быт коренным образом перестраивался. Впяти комнатах просторной остийской квартиры, обращенной на одну сторону,приходилось довольствоваться и зимой и летом одной и той же столовой испальней: обычай особняка устраивать эти помещения, одни для зимы, а другие длялета, не подходил для инсулы. И здесь, однако, квартиры не забивали мебелью. Самаябольшая комната отводилась, вероятно, под столовую: гостей приглашали обычно кобеду, и здесь ставили стол и самое большее – три ложа; комната впротивоположном конце квартиры служила хозяину кабинетом и приемной – тутпомещались кровать для занятий, сундук, две-три табуретки. Остальные три былиспальнями: по кровати, маленькому столику и стулу в каждой.

Заключение
В заключении я бы хотеласказать, что рассмотренные мной темы очень ярко и четко отражают быт древнегоримлянина. Стараясь не упустить даже самые малейшие детали, я попыталасьотразить многие сферы жизни античного человека. Но я уверена, что все, что былорассмотрено мной – только сотая или тысячная доля того, что было на самом деле!Ведь античная эпоха очень богата своими элементами.
Рассматривая семьюдревнего римлянина, я узнала, что отношение к женщине было значительно мягче иуважительнее, нежели в Древней Греции (несмотря на то, что Рим – наследникГреции). Говоря об образовании детей, я невольно обратила внимание на то, что итам было престижно отправлять детей в Грецию, как и у нас за границу. Люди былиозабочены своим внутренним духовным миром, много читали, занимались и развивалисебя, но не настолько много, насколько это было принято в Греции. Ведь в Римеглавной чертой человека была храбрость и смелость. Каждый римлянин должен былуметь постоять в первую очередь за свою родину, а уж потом и за себя. Чтокасается свободного времени античного человека, то им было не так и скучно какмне казалось. У них было много «кафешек», куда можно было пойти, еслиимеешь деньги. Была возможность ходить в бани – термы, это занятие одно излюбимейших у древних. Они очень любили читать.
Рассматривая достижениядревних цивилизаций, нам остается только удивляться и восхищаться находчивостьюи эстетичностью наших далеких предков: столь современным кажется сегодня их быти культура. И, думается, что европейцы не так уж много изобрели кардинальнонового с той поры в сфере дизайна, интерьера.

Список литературы
культурныйримский семья ритуал образование
1. Б.А. Гиленсон,Античная литература, 2002, М., 18- 40 с.
2. Сергеенко М.Е. «ЖизньДревнего Рима» М., 2004 г.
3. Ченабе Т. С. «Римскоеобщество в эпоху ранней империи» в книге «История древнего мира»- т.III «Упадок древних обществ»,М., 2002 г.
4. Блаватский В. Д.«Быт и история античности» под редакцией– М., 1940
5. Киабе Т.С. «ДревнийРим – история и повседневность», М., 2006 г.
6. Каган Ю.М.«Быт и история в античности», М., «Наука», 1988
7. Гиро П. Быт инравы древних римлян. — Смоленск: Русич, 2001 г.
8. Никитюк Е. В. Бытантичного общества. Пища и питье греков и римлян. — СПб.: 2005.9. Поль Гиро. «Частная и общественная жизнь римлян».– СПб.: изд-во «Алетейя», 1995
10. Уколова В.И.,Маринович Л.П. «История Древнего мира». М.: Просвещение, 2001


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Стратегия менеджмента предприятия
Реферат Лермонтов в Тарханах
Реферат Особенности и перспективы развития экономики азиатского региона
Реферат Направленное бурение скважин
Реферат Трансплантация органов и тканей. Определение понятия пластической хирургии. Современная терминология в трансплантологии. Основные виды пересадки кожи. Причины отторжения трансплантантов. Профилактика осложнений. Реплантация. Имплантация
Реферат Производство вареных колбас с отделением для производства фаршированных колбас мощностью 21 тонна/смена
Реферат Построение дистанций соревнований
Реферат Льготы по уплате НДС
Реферат Cистемы контроля знаний, умений, навыков учащихся
Реферат Конституционные обязанности человека и гражданина и их закрепление в зарубежных конституциях
Реферат Механизмы психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса
Реферат Парки как социально культурный институт
Реферат Лица, участвующие в производстве по делу о нарушении таможенных правил
Реферат Криминальная характеристика мошенничества
Реферат Критический реализм