Реферат по предмету "Педагогика"


Анализ поведенческой активности безработных

Анализ поведенческой активности безработных

Панченко А. В.

Проблема
уменьшения количества безработных граждан на сегодняшний день является одной из
самых актуальных проблем, как для процветающих государств, так и для
развивающихся. Об этом свидетельствуют существующие практически во всех странах
учреждения специализирующиеся на помощи безработным, социальные программы и пр.
В нашем государстве ликвидация безработицы является одной из приоритетных
программ по развитию государства, и региональные управляющие органы постоянно
отчитываются о такого рода проделанной работе.

Внимательное
отношение к проблемам трудоустройства, продиктовано, если систематизировать
существующие аргументы, следующими причинами:

благосостояние
любого государства зависит от количества работающих граждан (т.е. тех кто
платит налоги и кормит тех кто не в состоянии заработать себе на жизнь);

безработные
являются нестабильной, потенциально криминогенной группой в обществе (у
безработных более высок риск асоциального поведения);

безработные
- это социально не защищенные слои населения, требующие материальной помощи в
виде доплат, компенсаций, и пр. (т.е. дешевле обходится борьба с безработицей,
чем ее содержание).

При
наличии такого социального запроса, не удивительно, что данной проблемой
занимаются многие исследователи - экономисты, политологи, правоведы, социологи
и проч. Однако на наш взгляд конструктивное решение невозможно найти без учета
человеческого фактора. В безработице присутствуют четко выраженные
психологические аспекты и в конечном итоге именно они играют ключевую роль. Еще
более это справедливо для стран пост советского пространства. Даже не психологи
все чаще подчеркивают значение субъективных факторов в структурировании рынка
труда, в частности, указывается на важную роль сознания, индивидуальных мнений,
оценок, ожиданий как работников, так и работодателей (Зиновьев Е. 1992). Не
случайно А. В. Брушлинский, обобщая результаты исследований в Институте психологии
РАН, пишет, что "общественные движущие силы переместились в последнее
время на личностный и социально-психологический уровень деятельности, сознания
и поведения реальных людей как субъектов" (Заруцкий Л. 1996).

К
сожалению, отечественных психологических исследований посвященных безработице
не много и единой позиции на эту проблему не сформировано (Полежаев К. 1992,
Заруцкий Л. 1996). Для такой ситуации вполне закономерным является повышенный
интерес исследователей к таким психологическим особенностям безработных, на
основании которых можно было бы сформулировать определенную психологическую
типологию. Объем данной работы не позволяет дать полный и корректный обзор
источников, посвященный данному вопросу (Хомутов В., Пельцман Л., Волошина И.,
Коломоец Л, Михайлова Н. и другие исследователи). Однако необходимо отметить,
что в качестве отправной точки для формулирования данных типологий большинство
исследователей выбирает различные формы поведенческого реагирования.

При
планировании данного исследования, мы предполагали, что поведение безработных в
ситуации потери и поиска работы имеет свои типологические особенности. Многие
предположения вышеназванных авторов были основаны именно на допущении наличия
некой системы в активности безработных. В ином случае пришлось бы признать
ситуативность поведения безработных и следовательно отсутствие характерных
изменений образа мира индивида, а так же отсутствие индивидуальных предпосылок
свидетельствующих о способности эффективно действовать в ситуации потери
работы.

Соответственно,
начальный этап нашей работы заключался в сборе материала о поведении лиц
потерявших работу, с целью дальнейшей систематизации и выделения тех
особенностей поведения, которые направлены на выход из кризисной ситуации у
данных индивидов.

Как
уже было отмечено, понятие безработный подразумевает широкий спектр
интерпретаций, в нашем случае, для корректного исследования, необходимо было
отобрать именно тех испытуемых, данные о которых позволят представить
психологические аспекты поведения безработных.

В
результате отбор респондентов для исследования проводился на основании
следующих критериев.

В
выборку попали те безработные, которые лишились работы вынужденным образом, то
есть изначальная активность принадлежала не индивиду, а среде - инициатива
увольнения исходила от руководства, либо была вынужденно принятым решением в
силу ликвидации, банкротства предприятия на котором работал индивид. Таким
образом, в круг испытуемых попадали лишь те, у кого образ жизни изменился
действительно вынужденно, а не являлся запланированным этапом.

Из
общей массы безработных отбирались те, общий срок пребывания которых в
безработном состоянии не превышал одного года. Порождение новообразований,
вызываемое изменением ситуации имеют свой конечный этап. Как показывают
исследования других авторов основные изменения происходят именно в этот,
годичный период (Пельцман Л. 1992). При превышении данного срока наступают
устойчивые личностные изменения позволяющие классифицировать индивида как
хронического безработного, что в свою очередь приводит к прекращению активности
связанной с поиском работы. Необходимо отметить, что таковые изменения
наступают при наличии нескольких условий: (Пельцман Л. 1992)

в
данный период индивид не имел даже эпизодических приработков;

его
основная профессия не предусматривает сезонных колебаний в занятости;

индивид
идентифицирует самого себя как безработного и оценивает данный период своей
жизни как безработный;

данный
период, при наличии желания найти работу, не заполнен никакой другой имеющей жизненный
смысл деятельностью (так, например не происходит личностных деформаций у женщин
в декретном отпуске).

Соответственно,
все вышеперечисленные критерии, так же использовались при отборе испытуемых.

На
данном этапе исследования, в силу невозможности использования для сбора
материала о поведении безработных прямого наблюдения, качестве основного метода
сбора информации было выбрано не структурированное интервью, позволяющее
получить и систематизировать широкий спектр данных.

Так
как предстояло решить задачу систематизации действий безработных, основная тема
диалога задавалась как - действия индивида направленные на разрешение проблемы
безработицы. При первой встрече испытуемому предлагалось описать, каким образом
он искал работу, а также события, связанные с поиском или возможностью
нахождения работы начиная с момента увольнения и до настоящего момента. В
дальнейшем, раз в две недели испытуемый, ходе интервью описывал свои последние
действия по поиску работы.

За
период 1999-2001 удалось пронаблюдать действия 167 безработных с различным
стажем. В большинстве случаев удавалось полностью охватить период безработицы -
начиная от потери работы и завершая трудоустройством, наблюдение за безработным
так же прекращалось если он переставал соответствовать вышеуказанным критериям.


Интервью
с безработными дополняла информация, собранная в ходе беседы с работниками
Карагандинского модельного центра занятости, которые в силу своих должностных
обязанностей, контактировали с безработными. Данных лиц можно было считать
экспертами, так как они имеют длительный опыт наблюдения за лицами, потерявшими
работу.

Учитывая
характер полученных данных, для их обработки был выбран качественный метод
анализа. В качестве критерия, позволяющего систематизировать и классифицировать
данные, использовалась степень активности безработных, которую они проявляли
при поиске работы. Позже, по результатам работы со служащими центра занятости
был добавлен еще один критерий - осознанность своей активности.

В
итоге, на основе анализа полученной информации, была обнаружена различная
степень выраженности активности но в целом различные формы поведения тяготели к
трем полюсам, на основании которых выделены три группы, характеризующие
безработных:

тип
поведения характеризующийся активностью и осознанностью - на протяжении
наблюдаемого периода безработный достаточно активно ищет работу, осознает
проблемы с которыми он сталкивается и для их преодоления изменяет
содержательную сторону своей активности; (например: бухгалтер, после неудачных
попыток найти удовлетворяющую его работу по специальности, понимает, что для
успешного трудоустройства ему необходимо пройти переподготовку и повысить свою
квалификацию, проходит обучение на соответствующих курсах)

тип
поведения характеризующийся активностью и неосознанностью - на протяжении
наблюдаемого периода безработный достаточно активно ищет работу, однако форма и
направление поиска работы остаются неизменны даже если они уже не являются
адекватными сложившимся условиям; (например: геофизик продолжает искать работу
по специальности несмотря на то, что эта профессия в данном регионе не
пользуется спросом на рынке труда)

тип
поведения характеризующийся пассивностью - на протяжении наблюдаемого периода
безработный не прилагает активных усилий к поиску работы, хотя ощущает
необходимость трудоустройства (например: безработный после ряда неудачных
попыток, перестает искать работу, так как "работы в городе нет",
"устроиться на хорошую работу можно только по знакомству" и проч.)

Можно
предположить, что для пассивного типа поведения так же характерно разделение по
критерию осознанности - неосознанности существующих проблем, однако, в данном
случае, выбранный нами метод не позволяет выделить такого разделения.

Учитывая
мнение работников центра занятости, а так же очевидность ситуации, можно
заключить, что наиболее успешный поиск работы осуществляют лица с первым типом
поведения, наименее успешны безработные с третьим типом, промежуточную позицию
между ними занимают те, кто реализует второй тип поведения.

Несмотря
на то, что степень активности на протяжении периода наблюдения заметно
колебалась, можно констатировать - есть в целом более активные и есть в целом
менее активные безработные. На наш взгляд, данные колебания носят ситуативный
характер и объясняются различными условиями среды в которой осуществляется
поиск работы (например материальное положение испытуемого, спрос на рынке труда
и т.д.).

Устойчивую
тенденцию к сохранению активности - пассивности, а так же осознанности -
неосознанности можно объяснить только через личностные особенности испытуемых,
сформированные еще до ситуации увольнения. Таким образом, можно говорить о
наличии личностных предпосылок эффективного или не эффективного поведения
безработных.

Работа
над выявлением вышеуказанных предпосылок, имеет большое практическое значение
работы центров занятости, так как позволяет получить прогноз успешности
самостоятельного поиска работы безработным, а следовательно осуществлять
дифференцированный подход к лицам потерявшим работу, делая акцент прежде всего
на тех кто не в состоянии решить эту проблему без посторонней помощи.

Перспективным,
на наш взгляд, является поиск таких предпосылок, прежде всего в
ценностно-смысловой сфере, так как такие устойчивые проявления поведенческих
форм не могут не найти отражения в данном пространстве.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.i-u.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Химия наследственности. Нуклеиновые кислоты. ДНК. РНК. Репликация ДНК и передача наследственной
Реферат “Критика чистого разума” и сфера свободы для веры. К вопросу о восприятии Канта ранним иенским кантианством
Реферат Центральные идеи в философии В. И. Вернадского
Реферат Інноваційна інфраструктура: проблеми, перспективи, рішення
Реферат Злочини у сфері використання електронно-обчислювальних машин систем та комп ютерних мереж
Реферат Аварії з хімічно небеспечними речовинами і безпека на хімічних підприємствах
Реферат Керамзит
Реферат Аракчеев алексей Андреевич (1769-1834), российский государственный и военный деятель, граф (1799), генерал от артиллерии (1807)
Реферат Пространственно-временная структура романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Реферат Стабілізоване джерело живлення
Реферат Уравнения Максвелла для электростатики. Векторные операторы в различных системах координат
Реферат «Развитие речи младших школьников через систему работы над обучающим сочинением»
Реферат Великий русский педагог К.Д.Ушинский
Реферат Заболевания с нарушением Нуклеиновых кислот
Реферат Babbitt By Sinclair Lewis 18851951 Essay Research