Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Великий русский педагог К.Д.Ушинский

Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева
Жизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского.
КонстантинДмитриевич УШИНСКИЙ (1854—1870) родился в Туле, свое детство он провел вблизиНовгорода-Северского, бывш. Черниговской губернии, в небольшом именииродителей.
ОкончивНовгород-Северскую гимназию, Ушинский поступил в Московский университет наюридический факультет, который блестяще закончил в 1844 году, и через два года,в возрасте 22 лет, был назначен исполняющим обязанности профессора камеральныхнаук (включавших общее понятие о праве, элементы науки о хозяйстве, финансовогоправа, государственного права) в Ярославском юридическом лицее.
Однакоуже через два года блестяще начатая профессорская деятельность Ушинского былапрервана: в связи с «беспорядками» среди студентов лицея он был уволен из числапрофессоров в 1849 году за свои прогрессивные убеждения.
Ушинскийвынужден был после этого служить мелким чиновником в министерстве внутреннихдел, но чиновничья служба не удовлетворяла его. В своих дневниках он отзывалсяо службе с отвращением. Некоторое удовлетворение давала ему литературная работав журналах «Современник» и «Библиотека для чтения», где он помещал переводы санглийского, рефераты статей, обозрения материалов, опубликованных виностранных журналах.
В1854 году Ушинскому удалось получить назначение сначала учителем, а затеминспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшилпостановку обучения и воспитания.
Подвлиянием начавшегося общественно-педагогического движения Ушинский в 1857—1858годах поместил в «Журнале для воспитания» несколько статей («О пользепедагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элементашколы» и др.), которые прославили его имя.
В1859 году Ушинский был назначен инспектором классов Смольного институтаблагородных девиц. В этом учреждении, тесно связанном с царским двором,процветала атмосфера угодничества и заискивания перед ближайшим окружениемцарицы, ее фаворитами. Девушек воспитывали в духе христианской морали ипревратного представления об обязанностях жены и матери, им давали очень малореальных знаний и больше заботились о привитии им светских манер, преклоненияперед царизмом.
Ушинский,невзирая на противодействия реакционных педагогов, смело провел реформуинститута, ввел новый учебный план, главными предметами которого сделал русскийязык, лучшие произведения русской литературы, естественные науки, широкоприменял наглядность в обучении, проводил опыты на уроках биологии и физики. Вкачестве преподавателей Ушинским были приглашены видные педагоги-методисты: политературе — В. И. Водовозов, по географии — Д. Д. Семенов, по истории — М. И.Семевский и другие. Для того чтобы подготовить воспитанниц к полезному труду,сверх общеобразовательных семи класса был введен двухлетний педагогическийкласс. В это время Ушинским была также составлена хрестоматия по русскому языку«Детский мир» (1861) в двух частях для преподавания в младших классах,содержащая много материала по естествознанию.
Ушинскийредактировал в 1860—1861 годах «Журнал министерства народного просвещения». Онсовершенно изменил его программу, превратил сухой и малоинтересный официальныйведомственный орган в научно-педагогический журнал.
Вэти годы Ушинский поместил в «Журнале министерства народного просвещения»несколько своих педагогических статей: «Труд в его психическом и воспитательномзначении», «Родное слово», «Проект учительской семинарии».
Воспользовавшисьобстановкой наступления реакции, начальница института, священник и уволенныеУшинским учителя усилили травлю, обвинили его в безбожии, свободомыслии иполитической неблагонадежности. Летом 1862 года он был уволен из Смольногоинститута. Царское правительство, чтобы завуалировать незаконное отстранениеУшинского, направило его в длительную командировку за границу для изученияженского образования за рубежом. Эту командировку Ушинский справедливорассматривал как замаскированную ссылку.
К.Д. Ушинский за границей изучил состояние женского образования в ряде стран,постановку начального обучения в Швейцарии, составил замечательную книгу дляклассного чтения — «Родное слово» (1864—1870) и методическое руководство к ней,подготовил к печати два тома главного своего психолого-педагогическогосочинения «Человек как предмет воспитания (Опыт педагогической антропологии)»(т. 1—2. 1867—1869) и собрал материалы к третьему тому этого большого и важногонаучного труда.
Тяжелобольной, чувствуя, что силы покидают его, Ушинский торопился сделать возможнобольше. После возвращения в Россию (1867) он прожил недолго: умер в 1870 году ввозрасте около 47 лет. Ушинский за свою короткую жизнь сделал очень много. Оносуществил свою юношескую мечту, записанную в дневнике: «Сделать как можноболее пользы моему отечеству — вот единственная цель моей жизни, и к ней-то ядолжен направлять все свои способности».
Философские и естественнонаучные основы педагогическойсистемы К. Д. Ушинского.
Всвоем философском развитии Ушинский шел от идеализма к материализму, однакопуть этот остался незавершенным. Хорошо изучив различные философские системы,критически используя положительные элементы этих систем, он стремилсявыработать свое, самостоятельное, оригинальное мировоззрение.
Всвоих воззрениях на природу Ушинский следовал эволюционному учению Дарвина. Втеории познания и в психологии у него много материалистических элементов. Впротивоположность метафизическим умозрительным абстрактным системам психологии,как например Гербарта, Ушинский пытался построить психологию на основахфизиологии. Но в вопросах социологических он стоял на идеалистических позициях,как и большинство просветителей, признавая двигательной силой общественногоразвития разум, идеи.
Ещев самой ранней своей работе, в речи «О камеральном образовании», Ушинский, стояна позициях материалистического сенсуализма, писал: «Единственным критериумомдля вещи есть сама вещь, а не наше понятие о ней».
Вовторой половине 60-х годов, когда с наступлением реакции всякое положительноеупоминание о материализме, малейшее выражение симпатий к нему встречалосьправительственными кругами враждебно и преследовалось, Ушинский мужественнозаявлял, что материалистическая философия «много положительного внесла ипродолжает вносить в науку и мышление; искусство же воспитания в особенностичрезвычайно много обязано именно материалистическому направлению изысканий,преобладающему в последнее время».
К.Д. Ушинский по целому ряду вопросов критикует Канта, Гегеля, отмечаетабстрактность и надуманность психологической теории Гербарта. Он, однако, ненашел удовлетворявшей его материалистической философии и считал, чтоматериализм «ожидает еще своего Гегеля». К довольно распространенному в товремя вульгарному материализму Ушинский относился резко отрицательно. Онвозражал и тем философам (в частности Спенсеру), которые считали, что врезультате приспособления человека к окружающей среде и развития человеческогоорганизма у человека в будущем вырастут крылья. Он писал: «Сила человека — егопаровые машины, быстрота его — паровозы и пароходы, а крылья уже растут учеловека и развернутся тогда, когда он выучится управлять произвольно движениемаэростатов». Это говорилось более чем за полвека до появления первыхаэропланов.
Всвоей статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» Ушинскийподнялся даже до констатации общественных противоречий: «потребность больших ибольших капиталов для всякого самостоятельного производства увеличивается;число самостоятельных производств уменьшается; одна громадная фабрика поглощаеттысячи маленьких и превращает самостоятельных хозяев в поденщиков; один дуреетот жира; другой дичает от нищеты; одного губит богатство, другого крайняябедность превращает в машину...» Но, нарисовав в таких сильных выраженияхужасающую картину общественных противоречий, правильно подметив фактыконцентрации капитала и крушения мелких производств, не выдерживающихконкуренции с крупными, Ушинский вследствие классовой ограниченности своегомировоззрения не сумел вскрыть причину этих противоречий, не поднялся допонимания классового строения общества и классовой борьбы и не мог,следовательно, увидеть действительных путей уничтожения этих общественныхпротиворечий.
Втой же статье Ушинский бичует праздность и высоко ценит труд, указывает, чтоименно труд создает ценности, но в оценке труда в развитии общества и человекаон все же придерживается идеалистической точки зрения.
Ушинскийгорячо приветствовал падение крепостного права, мечтал о свободном развитииРоссии, но считал, что это развитие должно совершаться не революционным, амирным путем. По политическим взглядам Ушинский был буржуазным демократом. Онпризнавал право народа управлять государством.
Вначале деятельности Ушинского религия в его мировоззрении занимала значительнобольшее место, нежели в последние годы его жизни. Сначала он считалхристианскую (в частности, православную) религию основой морали и воспитания,рекомендовал ставить священников заведующими и учителями народной школы, считалшколу «преддверием церкви».
Вконце жизни Ушинский, оставаясь по-прежнему верующим человеком, уже четкоразграничивал науку и религию. Он писал в это время: «всякая фактическая наука— а другой науки мы не знаем — стоит вне всякой религии, ибо опирается нафакты, а не на верования...»
Всвоих поздних работах, например в упомянутых материалах к третьему томусочинения «Человек как предмет воспитания», Ушинский главной чертой человекасчитает любовь к людям и даже утверждает, что атеист, гуманно относящийся клюдям, более христианин, чем верующий, который недостаточно проникнут чувствомлюбви к ближнему.
Всвоей предсмертной статье (1870) «Общий взгляд на возникновение наших народныхшкол» Ушинский, опровергая свои ранние взгляды о том, что лучшими учителяминародных школ являются священники, довольно смело для того времени писал: «Идеяцерковной школы не пустила у нас корней ни в народе, ни в духовенстве… встремлении учреждать школы при церквах… было что-то напускное и не далоположительных результатов… сами крестьяне высказываются, и иногда довольно решительно,против назначения лиц приходского духовенства учителями в крестьянские школы».
К. Д. Ушинский о педагогической науке и искусствевоспитания.
Ушинскийподошел к разработке теории педагогики как широко образованный мыслитель,вооруженный глубокими научными знаниями о человеке как предмете воспитания.Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использованиизаконов анатомии, физиологии, психологии философии, истории и других наук. Онадолжна открывать законы воспитания, а не ограничиваться педагогическимирецептами. Ему хорошо была знакома педагогика его времени.
Отвергаяумозрительное, кабинетное построение педагогической теории, Ушинскийпредостерегал также против эмпиризма в педагогике, справедливо указывая, чтонедостаточно основываться только на личном, хотя бы удачном, опытевоспитательной работы. Ок требовал единства теории и практики. «Пустая, ни начем не основанная теория оказывается такой же никуда не годной вещью, как фактили опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли, которому не предшествует иза которым не следует идея. Теория не может отказаться от действительности,факт не может отказаться от мысли», — писал Ушинский. Педагогическую практикубез теории он уподобил знахарству в медицине.
Ушинскийсовершенно правильно утверждал, что педагогу недостаточно усвоить принципы иконкретные правила воспитательной работы, ему необходимо также вооружитьсязнанием основных законов человеческой природы и уметь применять их в каждомконкретном случае. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всехотношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», — заявлялон. Осуществляя это требование, Ушинский написал капитальный труд «Человек какпредмет воспитания» в двух томах и, предполагая дать третий том, собрал иподготовил к нему материалы, но ранняя смерть прервала его плодотворную работу.
Втот период в области психологии боролись два направления: метафизическаяпсихология, представители которой пытались строить психологию умозрительно,априорно, начиная с определения «души», и новое направление — эмпирическаяпсихология, сторонники которой стремились опереться на опыт, изучить факты иотдельные стороны психической жизни, начиная с простейших ее проявлений.
Ушинскийстремился исходить из опыта, придавал большое значение наблюдению. В егопсихологических воззрениях немало материалистических элементов. Онрассматривает психическую жизнь в ее развитии.
Ушинскийправильно упрекал Гербарта в метафизичности и односторонности, указывал наограниченность психологических воззрений другого пользовавшегося в те временабольшой известностью немецкого психолога Бенеке. Он стремился рассматриватьпсихику не абстрактного человека, находящегося вне времени и пространства, аживущего, действующего, развивающегося в определенной среде.
Ушинскийправильно считал, что воспитание зависит от исторического развития народа. Самнарод прокладывает дорогу в будущее, а воспитание только идет по этой дороге и,действуя заодно с другими общественными силами, поможет идти по ней и отдельнымличностям и новым поколениям. Поэтому нельзя выдумывать систему воспитания илизаимствовать ее у других народов, необходимо создавать ее творческим путем.
Идея народности воспитания в педагогике К. Д.Ушинского.
Воснове педагогической системы Ушинского лежит идея народности. «Есть однатолько общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда можетрассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью… воспитание,созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательнуюсилу, которой нет в самых лучших ситемах, основанных на абстрактных идеях илизаимствованных у другого народа… Всякая живая историческая народность естьсамое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию остается только черпатьиз этого богатого и чистого источника», — писал Ушинский в статье «О народностив общественном воспитании» (1857).
Поднародностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное егоисторическим развитием, географическими, природными условиями.
Встатье «О народности в общественном воспитании» он начинает поэтому анализвоспитания в духе народности с характеристики тех черт, которые историческисложились у различных народов. Ушинский дает меткую характеристику и глубокийанализ французского, английского, немецкого и американского воспитания.Особенно подробно он останавливается на критике реакционной немецкой педагогикитого времени, на которую ориентировался царизм. Ушинский доказывал крайнююнецелесообразность механического перенесения этой педагогики на русскую почву.
К.Д. Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русскогонарода является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине.Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, воснову обучения русских детей должен быть положен русский язык; обучение вначальной школе должно также хорошо ознакомить детей с русской историей,географией России, с ее природой.
К.Д. Ушинский указывал, что русский народ проявлял и проявляет большую любовь кродине, доказав ее подвигами в борьбе с польскими интервентами в начале XVIIвека, в Отечественной войне 1812 года, в Крымской кампании 1853—1855 годов.Однако это чувство, «пробуждающееся по временам с истинно львиной силой», помнению Ушинского, вспыхивает у некоторых людей лишь порывами, когда родинеугрожает опасность. Основанное на народности воспитание должно приучитьпроявлять этот патриотизм всегда, повседневно, при исполнении гражданами своегообщественного долга.
Этовоспитание призвано развить у детей чувство национальной гордости, чуждое,однако, шовинизму и сочетающееся с уважением к другим народам. Оно должновоспитать у детей чувство долга перед родиной, приучить их всегда ставить оощиеинтересы выше личных.
Ушинскомубыла свойственна неиссякаемая вера в творческие силы русского народа. Благодарясвоей мощи, отваге, стойкости русский народ выдержал монголо-татарское иго иизбавил от нашествия монголо-татарских полчищ Западную Европу; неоднократноспасал он независимость родины от посягательств иноземных врагов. Ушинскийписал, что сам народ создал «тот глубокий язык, глубины которого мы и до сихпор еще не могли измерить; что этот простой народ создал ту поэзию, котораяспасла нас от забавного детского лепета, на котором мы подражали иностранцам; чтоименно из народных источников мы обновили всю нашу литературу и сделали еедостойной этого имени».
Русскаямузыка и живопись, русская философия также черпали многое из народноготворчества: из «серой, невежественной, грубой массы льется чудная народная песнь,из которой почерпают свое вдохновение и поэт, и художник, и музыкант; слышитсяметкое, глубокое слово, в которое… вдумываются филолог и философ и приходят визумление от глубины и истины этого слова...».
Будучиглубоко уверен в могучих творческих силах русского народа, Ушинский выдвинултребование, чтобы дело народного образования было предоставлено самому народу ионо было освобождено от тягостной и тормозящей его развитие правительственнойопеки. «Кто хорошо знаком с историей России, тот ни на минуту не задумаетсявручить народное образование самому же народу», — писал Ушинский.
Втесной связи с народностью как основой воспитания в педагогической системеУшинского стоит вопрос о воспитательном и образовательном значении родногоязыка.
Взамечательной статье «Родное слово» Ушинский писал: «Язык народа — лучший,никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни,начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ ився его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, вкартину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ееполя, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы — весь тот глубокий,полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любвичеловека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в роднойпесне и родных напевах, в устах народных поэтов. Но в светлых, прозрачныхглубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и всяистория духовной жизни народа… Язык есть самая живая, самая обильная ипрочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одновеликое, историческое живое целое. Он не только выражает собою жизненностьнарода, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык,— народанет более!» Родной язык, как указывал Ушинский,— это не только лучшийвыразитель духовных свойств народа, но и лучший народный наставник, учившийнарод еще тогда, когда не было ни книг, ни школ. Усваивая родной язык, ребеноквоспринимает не одни только звуки, их сочетания и видоизменения, но ибесконечное множество понятий, воззрений, чувств, художественных образов.
Цели и средства нравственного воспитания.
К.Д. Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно инравственно, гармонически развит. Воспитание поэтому он определял какцелеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитойличности. Среди различных сторон воспитания Ушинский главное место отводилвоспитанию нравственности. Он писал: «… мы смело высказываем убеждение, чтовлияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо болееважную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».
Нравственноевоспитание, по мнению Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность,честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувствоответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью.Воспитание должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувстводолга.
Воспитаниепатриотизма, беззаветной, деятельной любви к родине занимает в системенравственного воспитания, рекомендуемой Ушинским, главное место в соответствиис основой всей его педагогической системы — народностью. Любовь к родине, писалУшинский,— это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибеливсего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним.
Нравственноевоспитание должно развить в детях уважение и любовь к людям, искреннее,доброжелательное и справедливое отношение к ним.
Протестуяпротив слепой, палочной дисциплины, Ушинский писал: «В старой школе дисциплинабыла основана на самом противоестественном начале — на страхе к учителю,раздающему награды и наказания. Этот страх принуждал детей не только кнесвойственному, но и вредному для них положению: к неподвижности, к класснойскуке и лицемерию». Ушинский требовал гуманного отношения к детям, чуждого,однако, изнеженности и заласканности. По отношению к детям педагог долженпроявлять разумную требовательность, воспитывая у них чувство долга иответственности.
Ушинскийбичует эгоизм, карьеризм, праздность, корыстолюбие, лицемерие и другие пороки.Отмечая положительные черты этических взглядов Ушинского и его теориинравственного воспитания, мы должны вместе с тем иметь в виду, чтонравственность у него соединяется с религией.
Однакобыло бы неправильно не отметить, что его взгляды на религию менялись. В своейпредсмертной статье Ушинский говорил, что хотя школе и не следует противоречитьцеркви, но она должна строиться не на единых с нею основаниях, будучи призванаудовлетворять и потребностям реальной жизни, и что религиозное образование самопо себе, а светское — само по себе.
Есливо взглядах Ушинского на нравственное воспитание вначале преобладал религиозныйэлемент, то затем он отводил в нравственном воспитании главное местогражданским задачам — подготовке деятельного, проникнутого чувствомобщественного долга гражданина своего отечества.
Средстваминравственного воспитания, по Ушинскому, являются: 1) обучение (в этом отношениизамечательны его учебные книги, в которых умело сочетаются развитие речи,сообщение знаний и нравственное воспитание учащихся); 2) личный пример учителя(по его образному выражению, «это плодотворный луч солнца для молодой души,которого ничем заменить невозможно»); 3) убеждение, которому он придавал оченьбольшое значение; 4) умелое обращение с учащимися (педагогический такт); 5)меры предупреждения и 6) поощрения и взыскания.
Деятельность и активность ребенка.
Труди его воспитательное значение. К. Д. Ушинский совершенно правильно считаетдеятельность и активность ребенка одним из важнейших условий его воспитания иобучения. В соответствии с этим он придает большое значение режиму жизни детей,который должен приучить их к организованности, развить стремление кдеятельности. И в процессе нравственного воспитания и в обучении он всегдаподчеркивает значение упражнений, требует, чтобы воспитание превращалоположительные убеждения детей в дела и поступки.
Всвоих психологических высказываниях Ушинский подчеркивает большое значениеволи. Обучение он понимает как активный, волевой процесс, предостерегая противзабавляющей педагогики и приучая детей к умению преодолевать трудности. Ребенкув процессе обучения не все будет интересно, но пусть он благодаря напряжениюволи, сознанию своего долга приучается преодолевать и неинтересное, и трудное.Взгляды его на важное значение деятельности и активности ребенка ярко выраженыв высказываниях о труде.
Ушинскийсчитал, что необходимым условием правильного развития человека является труд. Вобширной статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» он отмечал,что труд является главным фактором создания материальных ценностей и необходимдля физического, умственного и нравственного совершенствования человека, длячеловеческого достоинства, для свободы человека и его счастья. Труду человекобязан минутами высокого наслаждения. Труд укрепляет семейную жизнь.
Пословам Ушинского, «воспитание, если оно желает счастья человеку, должновоспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». Воспитаниедолжно развить в человеке любовь и привычку к труду.
Ушинскийпридавал большое значение физическому труду, считал очень полезным, чтобычеловек в своей деятельности сочетал физический и умственный труд, подчеркивалбольшое воспитательное значение сельскохозяйственного труда (особенно всельских школах). Говоря о труде, он указывал, что «учение есть труд и должноостаться трудом, но трудом полным мысли». Он решительно возражал противразвлекающего, забавляющего обучения, против стремления некоторых педагоговсделать обучение для детей как можно более легким. Дети в процессе учениядолжны приучаться к труду, к преодолению трудностей. Учить играя, писалУшинский, можно только маленьких детей. Умственный труд тяжел, быстро утомляетнепривычного. Надо детей приучать к этому тяжелому труду постепенно, неперегружая их непосильными заданиями.
УказанияУшинского на большое воспитательное значение труда, его мысль о том, что«учение есть труд и труд серьезный...», представляют большую ценность дляпедагогики и наших дней.
Дидактика К. Д. Ушинского.
Дидактическиевзгляды Ушинского отличаются большой глубиной и оригинальностью. Он требовалпостроения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей и ихпсихологических особенностей. В частности, он дал ценные указания поиспользованию внимания детей во время обучения. Отметив, что существуют двавида внимания: активное, т. е. произвольное, и пассивное, т. е. непроизвольное,Ушинский считал, что надо с учетом особенностей детского возраста давать пищупассивному вниманию, всемерно развивая в то же время внимание активное какглавное, которым человеку придется пользоваться в дальнейшем.
Говоряо памяти и заучивании, Ушинский указывал, что частым повторением, предупреждающимзабывание, надо укреплять в воспитаннике уверенность в своей памяти. Обучение,как говорил Ушинский, должно быть построено на принципах посильности его дляребенка и последовательности.
Воизбежание переутомления нельзя допускать в первые годы обучения перегрузкидетей учебными занятиями.
Исходяиз психологических особенностей детского возраста, Ушинский большое значениепридавал принципу наглядности. «Дитя мыслит формами, красками, звуками,ощущениями, вообще...»; отсюда необходимость для детей наглядного обучения,«которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретныхобразах, непосредственно воспринятых ребенком», — писал он.
Обосновываяпринцип наглядности обучения с гносеологической стороны, Ушинский указывал, чтоединственным источником наших знаний может быть «опыт, сообщаемый нам черезпосредство внешних чувств». «Непосредственно воспринятые нами из внешнего мираобразы являются, следовательно, единственными материалами, над которыми ипосредством которых работает наша мыслительная способность».
Пословам Ушинского, «этот ход учения, от конкретного к абстрактному,отвлеченному, от представлений к мысли, так естествен и основывается на такихясных психологических законах, что отвергать его необходимость может толькотот, кто вообще отвергает необходимость сообразоваться в обучении с требованиемчеловеческой природы вообще и детской в особенности».
Втеоретическую разработку и применение принципа наглядности Ушинский внес многоценного: он дал материалистическое обоснование принципа наглядности. Впонимании наглядности Ушинским нет той переоценки и некоторой фетишизациинаглядности, какая характерна для Коменского, и того формализма и педантизма вознакомлении детей с окружающим миром, которые свойственны Песталоцци. Ушинскийотвел наглядности принадлежащее ей место в процессе обучения; он видел в нейодно из условий, которое обеспечивает получение учащимися полноценных знаний,развивает их логическое мышление.
Отвергнувформальные упражнения Песталоцци, Ушинский стремился знакомить детейвсесторонне с предметами, хотел, чтобы они уяснили себе действительные связи,которые между этими предметами существуют. Он писал, что замечательный или дажевеликий ум — это «способность видеть предметы в их действительности,всесторонне, со всеми отношениями, в которые они поставлены».
Ушинскийзначительно расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения,которую раньше создали Коменский, Песталоцци, Дистервег. Так, он разработалподробно указания относительно рассказывания детям по картинкам, указал, чтоиспользованные для беседы картины следует оставлять вывешенными в классе длязакрепления и повторения сведений, полученных путем беседы, и т. д.
Многовнимания уделил Ушинский осмысливанию, основательности и прочности усвоениядетьми учебного материала. В понимание и применение этих принципов он такжевнес много нового по сравнению с предыдущими педагогами. Так, он подробноразработал методику повторения учебного материала (предупреждение забывания,расширение и углубление учебного материала при его повторении, роль повторениядля лучшего понимания нового материала и т. д.). Ушинский подробно разработалметодику образования у детей общих представлений и понятий из наглядныхединичных представлений, методику развития мышления детей одновременно сразвитием у них речи, не впадая при этом в формализм.
Впроцессе обучения Ушинский различает две стадии. На первой стадии дети подруководством учителя наблюдают предмет или явление и составляют о нем общеепонятие. Эта стадия имеет три ступени: на первой ступени дети под руководствомучителя непосредственно воспринимают предмет или явление. На второй ступени подруководством учителя отличают и различают, сравнивают и сопоставляют полученныепредставления об изучаемом предмете или явлении и составляют о нем понятие. Натретьей ступени учитель своими разъяснениями дополняет полученное детьмипонятие, приводит в систему эти понятия, отделяя основное от второстепенного.На второй стадии проводятся обобщение и закрепление полученных знаний.
Ушинскийбыл против разделения функции воспитания и обучения между воспитателем иучителем. Он рассматривал обучение как важнейшее средство воспитания. Онтребовал, чтобы в начальной школе вместо отдельных учителей, преподающих каждыйучебный предмет, были классные учителя, преподающие в данном классе всепредметы.
Критика теорий формального и материального образованияи классической школы.
ВXIX веке в дидактике существовали две теории о наиболее целесообразномхарактере образования. Сторонники так называемого «формального образования»(преимущественно защитники классического образования) считали, что главнаязадача образования — это развитие памяти, внимания, мышления и речи, причем накаком учебном материале (хотя бы далеком от жизни и не имеющем практическогозначения) будет достигнуто это развитие — вопрос второстепенный. Напротив,сторонники так называемого «материального образования» главное значениепридавали материалу обучения, требуя, чтобы учебный материал был жизненным,имел практическое значение. Они поэтому возражали против преподавания в среднейшколе латинского и греческого языков, главное место отводили родному языку илитературе, математике, естествознанию и новым иностранным языкам, но непридавали достаточного значения развитию умственных сил учащихся.
Ушинскийправильно признал обе эти теории односторонними и считал одинаково важным какразвитие умственных сил и способностей учащихся, так и овладение иминеобходимыми в жизни знаниями. Он указывал, что необходимо и то и другое, болеетого — одно без другого немыслимо, и поэтому противопоставление формального иматериального образования бессмысленно.
СамУшинский считал, что «индустриальное направление века требует и наукииндустриальной», что детей надо знакомить с науками о природе и человеке. Онидолжны знать родной язык и литературу, историю, географию, математику, оченьважны для человека естественные науки. Педагогика должна сделать их «столь жеобыкновенными, как знание грамматики, арифметики или истории».
К.Д. Ушинский выступил с резкой критикой классицизма в средней школе, которыйстал усиленно насаждаться при реакционном министре народного просвещенияТолстом. В одной из последних своих статей—«Что нам делать со своими детьми»(1868) — Ушинский, полемизируя с защитниками классицизма в образовании, говорито громадном образовательном и воспитательном значении естествознания и защищаетреальное направление общего образования. Он указывает, что естественные наукиразвивают умение наблюдать жизнь, интересуют детей несравненно больше, чем латинскиеи греческие склонения и спряжения, содействуют развитию логического мышления иимеют большое практическое значение. В своей книге для чтения «Детский мир»Ушинский дал большой учебный материал по естествознанию для первоначальногообучения. Он горячо рекомендовал практические занятия учащихся сельских школ вогороде и поле.
К.Д. Ушинский об уроке и методах обучения.Ушинский много внимания уделил в своейпедагогической системе уроку. Необходимыми условиями успешной организацииучебных занятий в школе, характерными чертами классно-урочной системы он считалкласс с твердым составом учащихся как основное звено школы, твердое расписаниеклассных занятий, фронтальные занятия со всеми учащимися данного класса всочетании с индивидуальными занятиями при ведущей роли учителя.
Видыучебных занятий на уроках могут быть различны: сообщение новых знаний,упражнения, повторение пройденного, учет знаний, письменные и графическиеработы учащихся. Каждый урок должен иметь целевую установку, быть законченным иносить воспитательный характер. Учитывая сравнительно быструю утомляемостьвнимания детей (особенно младшего возраста), Ушинский рекомендовал переменузанятий и разнообразие методов.
Придаваябольшое значение развитию у детей умения самостоятельно работать, Ушинскийсоветовал, чтобы с самого начала школьных занятий учитель приучал детей науроках к правильным приемам самостоятельной работы. Для этого, по его мнению,на первых порах не следует давать детям домашних заданий, пока они не овладеютправильным навыком самостоятельной работы.
Вначальной школе Ушинский рекомендует давать элементарные сведения по истории,географии, природоведению на уроках родного языка путем объяснительного чтения.В процессе объяснительного чтения делаются разъяснения непонятных слов ивыражений, нравственные выводы и т. п. Однако требуется при этом, чтобы своимиобъяснениями учитель не уводил детей в сторону от читаемой статьи илистихотворения, чтобы основной материал чтения всегда стоял в центре внимания.
Взамечательной статье «О первоначальном преподавании русского языка» (1864)Ушинский дал ценные методические указания. Это преподавание, по его мнению,имеет три задачи: 1) развить речь ребенка, 2) ввести детей в сознательноеобладание сокровищами родного языка и 3) усвоить логику языка (его грамматику).Все три задачи выполняются одновременно, совместно.
Дляразвития речи Ушинский рекомендует систематические упражнения — сначала устные,затем письменные, которые должны постепенно усложняться. Большое значениепридается правильной речи учителя. Вторая задача достигается посредствомизучения народной поэзии и лучших образцов художественной литературы.
Ушинскийуделяет большое внимание тщательному выбору произведений для детского чтения.Они должны быть высокохудожественными, доступными детскому пониманию, будить вдетях энергию, жизнерадостность.
Большоезначение Ушинский придавал ознакомлению детей со сказками, былинами, народнымипеснями, пословицами, загадками. Из произведений русских писателей онрекомендовал доступные для детей избранные сочинения Пушкина, Крылова,Лермонтова, Кольцова и других.
Придаваябольшое значение грамматике как логике языка, Ушинский предостерегает от двухкрайностей: от сухого грамматизма — чрезмерного увлечения грамматикой, с однойстороны, и от пренебрежения грамматикой, недооценки ее — с другой. Каждоеграмматическое правило должно быть выводом из употребления форм языка, ужеизвестных детям. К пониманию грамматических правил детей следует подводитьпостепенными упражнениями.
Ушинскомупринадлежит большая заслуга введения и широкого распространения в Россиизвукового метода обучения чтению. Из различных разновидностей этого методаУшинский рекомендовал аналитико-синтетический звуковой метод письма—чтения ипостроил по этому методу первые уроки своего «Родного слова».
Учебныекниги К. Д. Ушинского. Ушинский составил две учебные книги для начальногообучения: «Родное слово» предназначалось для первоначального обучения, начинаяс букваря, в котором главное внимание обращено на русский язык в связи сразвитием мышления детей и расширением запаса их представлений об окружающейжизни; «Детский мир» — для учащихся несколько более старших (примерно третий ичетвертый годы обучения), в нем центр тяжести лежит на сообщении детямпервоначальных сведений по естествознанию и географии.
Обеэти учебные книги являются образцом богатства содержания, совершенства языка иметодики. Они пользовались заслуженным успехом и широко распространялись вдореволюционной России (первая часть «Родного слова» выдержала около 150изданий). На этих книгах воспитывались многие поколения русских учащихся. Книгипослужили примером, по которому составлялись учебные книги для детей другихнародов России; например, учебные книги на грузинском языке — известнымгрузинским педагогом Я. С. Гогебашвили (последователем Ушинского) и другими, атакже в ряде славянских стран (например, в Болгарии).
Крометщательно подобранного художественного материала (стихотворений, басен, сказоки т. п.) и небольших рассказов нравственного содержания, Ушинский помещает в«Родном слове» свои статьи о деревьях, животных и т. п., которые отличаютсязамечательной простотой, лаконичностью, научным содержанием, изяществом иобразностью изложения.
Особоговнимания педагога заслуживают статьи-рассказики в 2—3 строки на какую-либонравственную тему, например: «Хромой и слепой. Приходилось слепому и хромомупереходить быстрый ручей. Слепой взял хромого на плечи — и оба перешлиблагополучно».
Широкоиспользованы в «Родном слове» пословицы, поговорки, скороговорки, загадки.Прекрасно подобраны упражнения для развития у детей умения сравнивать,различать, обобщать.
Простота,образность и эмоциональность изложения, разнообразие и богатство материала (изхудожественной литературы, географии, истории, естествознания), прекрасныйязык, умение заинтересовать ребенка, сочетание образовательного ивоспитательного элементов, разнообразие и богатство упражнений — таковыдостоинства «Детского мира» и «Родного слова» в педагогическом отношении. В нихУшинский впервые использовал произведения Жуковского, Пушкина, Кольцова,Никитина и других русских писателей.
Ушинскийсчитал учебник «фундаментом хорошего преподавания». Оценивая cуществовавшие вто время в России и Западной Европе учебники, Ушинский указывал два основныхнедостатка их: бедность фактического материала (фактов, имен, дат) при наличиибольших обобщений и, наоборот, эмпирический характер: обилие фактов,переобременяющих память, при бедности обобщений и идей.
Учитель и его подготовка.
Ушинскийвысоко оценивал роль учителя. Он справедливо считал, что влияние педагога научащихся составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить никакимиуставами и программами, никакой организацией учебных заведений, что «личностьвоспитателя значит все в деле воспитания».
Ушинскийуказывал, что деятельность педагога более чем какая-либо другая нуждается впостоянном воодушевлении: она внешне однообразна, ее результаты сказываются нескоро, в ней сильна опасность, преподавая из года в год одно и то же,«втянуться и вести преподавание почти механически». Он предостерегал учителейот этой опасности, звал их к постоянному движению вперед. Внешне роль школьногопедагога скромна, но как в действительности велико общественное значение еготруда! Ушинский считал, что общество должно относиться к учителю с большимуважением и заботой, неизменным вниманием.
Учительдолжен быть не только преподавателем тех или иных предметов, но и воспитателем,любить свою профессию, относиться с чувством большой ответственности к делувоспитания, быть образованным человеком, знать педагогику и психологию,обладать педагогическим мастерством и педагогическим тактом.
Встатье «Проект учительской семинарии» (1861) Ушинский подробно разработал планподготовки учителей для начальных школ. По этому проекту учительские семинарииследует открывать не в крупных центрах, а в небольших городах и даже селах, стем чтобы соблазны большого города не влияли дурно на воспитанников, апреподаватели всецело отдавались бы работе в учительских семинариях, неотвлекаясь совместительством в других учебных заведениях.
Воспитанникамиучительских семинарий должны быть по преимуществу дети крестьян. Для того чтобылучше обеспечить нравственное воспитание и большее влияние со стороныпреподавателей, воспитанники должны жить в интернате, привыкая к простой,суровой и деятельной жизни.
Ушинскийнаметил широкий круг наук, изучаемых будущими наредными учителями в учительскихсеминариях, а именно: русский язык и литература, арифметика, география,история, естествознание (сведения из ботаники, зоологии, анатомии и физиологиичеловека, а также некоторые сведения по сельскому хозяйству и медицине).
Попроекту Ушинского большое место в курсе учительской семинарии занимали наукипедагогического цикла: психология, педагогика и методика первоначальногообучения. Воспитанники семинарии приобретали навыки выразительного чтения,красивого письма, рисования, черчения и пения. Педагогическая практикавоспитанников семинарии велась в народной школе, существующей при каждойучительской семинарии. Кроме того, к семинарии прикреплялся ряд ближайших школ,в которых семинаристы также вели педагогическую практику, а окончившиесеминарию в течение года работали под руководством преподавателей в качественачинающих учителей-стажеров. Семинария поддерживала связь с учителями —бывшими ее воспитанниками.
Учительскаясеминария являлась педагогическим центром, при котором организовались высшиепедагогические курсы для лиц, получивших университетское образование,руководители и учителя семинарии организовывали лекции на педагогические темы ит. п.
Попроекту Ушинского были открыты лучшие учительские семинарии (например, былаорганизована соратником Ушинского Д. Д. Семеновым Закавказская учительскаясеминария в Гори и некоторые земские учительские школы).
Ушинскийвысказал мысль о педагогических факультетах, где бы готовились преподавателипедагогики и учителя средней школы. Он писал: если у нас есть медицинскиефакультеты и нет факультетов педагогических, то это лишь означает, чтоздоровьем своего тела мы дорожим больше, чем здоровьем нравственным ивоспитанием. Мысль Ушинского была реализована лишь после Октябрьскойсоциалистической революции.
Значение К. Д. Ушинского в развитии педагогики ишколы.
Ушинскийявляется великим русским педагогом, основоположником народной школы в России,создателем глубокой, стройной педагогической системы, автором замечательныхучебных книг, по которым в течение более полувека обучались десятки миллионовчеловек в России. Он — «учитель русских учителей» — разработал системуподготовки народных учителей в учительской семинарии, лучшие народные учителя всвоей педагогической работе руководствовались сочинениями Ушинского.
Какпоэтический гений Пушкина вызвал к жизни целую группу поэтов пушкинской школы,так и педагогический гений Ушинского способствовал появлению плеядызамечательных педагогов 60—70-х годов, последователей Ушинского, — Н. Ф.Бунакова, Н. А. Корфа, В. И. Водовозова, Д. Д. Семенова, Л. Н. Модзалевского идругих.
Большоевлияние Ушинский оказал на передовых педагогов других народов России (Грузии,Армении, Казахстана), на педагогику Болгарии, Чехии и других славянскихнародов.
Какуказывал в 1895 году Модзалевский на заседании, посвященном 25-летию со днясмерти Ушинского, «Ушинский — это наш действительно народный педагог, точно также, как Ломоносов — наш народный ученый, Суворов — наш народный полководец,Пушкин — наш народный поэт, Глинка — наш народный композитор».
Своеюдеятельностью К. Д. Ушинский значительно повысил образовательный уровеньнародной начальной школы, чему особенно способствовали его учебные книги«Детский мир» и «Родное слово». Он расширил и обогатил новыми приемами методикунаглядного обучения, которую раньше создали Коменский, Песталоцци, Дистервег,внес много нового относительно применения принципа сознательности, основательностии прочности, а также развития активности и деятельности детей.
Особенноценной является идея Ушинского о связи школы, с жизнью. Он говорил, что жизньлегко опрокидывает школу, которая становится поперек ее пути, что «истинноевоспитание должно быть посредником между школой, с одной стороны, и жизнью инаукой — с другой». Учитель всегда должен помнить, что он выводит новыепоколения из школы в жизнь, от деятельности его воспитанников зависитнаправление и содержание общественного развития.
Советскаяпедагогическая общественность глубоко чтит Ушинского. Н. К. Крупская советоваламолодым учителям побольше читать сочинения Ушинского. М. И. Калинин в 1941 годув одном из своих выступлений заявил, что ценные идеи из педагогическогонаследства Ушинского только в нашем социалистическом обществе и могут бытьполностью осуществлены.
НародыСССР с глубоким уважением относятся к памяти великого русского педагога. Рядуучебных заведений присвоено имя Ушинского, учреждены стипендии его имени,учреждена медаль имени Ушинского, которой награждаются за выдающиесяпедагогические труды и заслуги в области воспитания и образования лучшиеучителя, ученые и общественные деятели.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.biografia.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.