Реферат по предмету "Философия"


Центральные идеи в философии В. И. Вернадского

В. И. Вернадский Центральной идеей, проходящей через все творчество Вернадского, является единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах по естествознанию раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы в развитии человечества. При изучении Вернадским мертвого вещества , кристаллов и минералов, он сумел уловить цельность, но неоднородность мира пространства .

Другими словами нет однородного пространства мира всеобщего эфира , а есть множество его форм, состояний. Кристалл одно из состояний, для которого характерна неоднородность физических свойств в разных направлениях. Он считал минералы остатками тех химических реакций, которые происходили в разных точках земного шара Вернадский считал, что вакуум не есть пустота с температурой абсолютного нуля, а есть активная область максимальной энергии нам доступного Космоса. То есть пустоты нет.

Под эти размышления подходит гипотеза, предполагающая самопроизвольное рождение атомов в космическом вакууме. Она хорошо объясняет некоторые природные явления, но требует отказа от закона сохранения энергии точнее, ничтожных по величине отклонений от закона . Если пространство и время части единого целого, то нельзя делать научные выводы о времени, не обращая внимания на пространство. Время всеобъемлющая категория.

Нет ни одного реального объекта вне времени, как, впрочем, нет времени вне реальных объектов Вернадский рассматривал биосферу как особое геологическое тело, строение и функции которого определяются особенностями Земли планеты Солнечной системы и космоса. А живые организмы, популяции, виды и все живое вещество это формы, уровни организации биосферы. Вернадский связал учение о биосфере с деятельностью человека не только геологической, но и вообще с

многообразными проявлениями бытия личности и жизни человеческого общества В сущности, человек, являясь частью биосферы, только по сравнению с наблюдаемыми на ней явлениями может судить о мироздании. Он висит в тонкой пленке биосферы и лишь мыслью проникает вверх и вниз . По Вернадскому, мы человечество не придаток Вселенского Разума, мы часть его. Для Вернадского было очень важно выделить роль мысли, знаний в развитии планеты.

Мысль направляет деятельность человека. Вернадский рассматривал человеческую деятельность как геологический фактор, во многом определяющий дальнейшее развитие Земли. Для Вернадского человек был прежде всего носителем разума. Он верил, что разум будет господствовать на планете и преображать ее разумно, предусмотрительно, без ущерба природе и людям. Природа создала разумное существо, постигая таким образом себя.

Создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история Итак, сфера разума, область господства человеческой мысли, особая стадия в истории Земли. Действительно, ноосфера обладает странным свойством оставаясь областью мысли, разума, она одновременно активно участвует в перестройке планеты. Научная мысль человечества работает только в биосфере и в ходе своего проявления в конце концов превращает ее в ноосферу, геологически охватывает ее разумом .

Вернадский писал о необходимости выделять в биосфере царство разума, которое со временем охватывает всю область жизни и выходит в космос. Разум подобен источнику света он освещает все вокруг. Отсветы разума сохраняют творения человека обработанный камень или кость, искусственно выведенные растения или животные, строения, игрушки, одежду, поля, леса Разум выполняет роль организатора, руководителя, провидца.

Он совершенно необходим, но недостаточен для изменения материальных процессов. Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы в развитии человечества. Не только природа оказывает влияние на человека, существует и обратная связь. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние в ноосферу .

Корни этого лежат в самой природе и были заложены еще миллионы лет назад в ходе естественного процесса эволюции. Человек составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение, по крайней мере, двух миллиардов лет . Таким образом 1. Человек, как он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы, в определенном ее пространстве-времени 2.

Человек во всех его проявлениях представляет собой часть биосферы 3. Прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет эволюционные корни. Ноосфера это биосфера, переработанная научной мыслью, подготавливающейся всем прошлым планеты, а не кратковременное и переходящее геологическое явление. Вернадский рассматривает науку как геологическую и историческую силу, изменяющую биосферу и жизнь человечества.

Она является тем основным звеном, посредством которого углубляется единство биосферы и человечества. Очень важно, чтобы наука не принимала форму абстрактной, имеющей свое независимое существование сущности. Наука создание человечества и должна служить на благо человечества. Наука социальное всечеловеческое образование, в основе которых лежит сила фактов, обобщений и, конечно, человеческого разума. 1. Научное творчество человека сила, изменяющая биосферу.

2. Это изменение биосферы неизбежный процесс, сопровождающий научный рост. 3. Но это изменение биосферы стихийный природный процесс, происходящий независимо от человеческой воли. 4. Вхождение в биосферу нового фактора ее изменения человеческого разума есть природный процесс перехода биосферы в ноосферу. 5. Постоянно совершенствуясь, наука может продвинуться все дальше в изучении окружающей среды. Процесс перехода биосферы в ноосферу неизбежно несет в себе черты сознательности, целеустремленной

деятельности, творческой работы. Вернадский отмечал беспочвенность суждений о возможности крушения цивилизации Вернадский высказывался за образование единой на государственном уровне научной человеческой мысли, которая являлась бы решающим фактором в ноосфере и создавало бы для ближайших поколений лучшие условия жизни. Условия перехода биосферы в ноосферу 1. Заселение человеком всей планеты. 2. Резкое преобразование средств связи и обмена между странами.

3. Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли. 4. Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере. 5. Расширение границ биосферы и выход в космос. 6. Открытие новых источников энергии. 7. Равенство людей всех рас и религий. 8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.

9. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли. 10. Продуманная система народного образования и подъ м благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни. 11. Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать е способной удовлетворить все материальные,

эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения. 12. Исключение войн из жизни общества.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Обзор туризма в России и за рубежом
Реферат «О текущем моменте» № 2 (86), 2009 г. Кризис как средство отрезвления от иллюзий…
Реферат От проблем пустоты к проблемам электричества
Реферат Радиосвязь в годы Великой Отечественной войны
Реферат Электроснабжение цементного завода
Реферат Управление самостоятельной работой студентов-дипломников и вопросы антропологической собственнос
Реферат История сотовой
Реферат Изобретение радио. Кто был первым?
Реферат История возникновения лизинга и мировой опыт
Реферат Проектирование привода ленточного транспортера
Реферат Надежность машин: станки, промышленные роботы
Реферат Сталь самуpаев
Реферат Зачем нужна эстетика
Реферат Организация работы по профилактике негативного влияния компьютерных игр на детей подросткого возраста
Реферат "Магнетизм вращения" Франсуа Араго