Вооружение подводных лодок
Основным видом
оружия русских подводных лодок, начиная с первой боевой подводной лодки
"Дельфин", были торпеды.
Слово
"торпеда" не сразу появилось в русском флоте, первые их образцы
назывались минами или самодвижущимися минами. Впервые слово "торпедо"
было употреблено в России в 1875 г. И.Ф. Александровским, разработавшим торпеду
своей собственной конструкции. Образцы предложенных И.Ф. Александровским были
изготовлены и испытаны, но не были приняты на вооружение, так как существенно
уступали по скорости и дальности хода торпедам, или как тогда говорили, минам
Уайтхеда. Прозвучало слово "торпедо" и в предложении англичанина
Уарда, поданном в 1878 г., но Уард под словом "торпедо" понимал нечто
среднее между торпедой и подводной лодкой. Ниже приводится краткая история
создания торпед, получивших вначале название мин Уайтхеда.
Примерно в 1860
году австрийским морским офицером-артиллеристом была предложена конструкция
подводного винтового корабля, приводящегося в движение паровым двигателем или
двигателем, работающим на подогретом воздухе и управляющегося с берега при
помощи длинных штур-тросов. В передней части этого корабля располагался большой
заряд пироксилина, взрыв которого должен был происходить при столкновении с
целью (идея многократно высказывавшаяся целым рядом изобретателей, в том числе,
и в России). Офицер умер, не успев осуществить свое изобретение. После его
смерти чертежи попали в руки офицеру австрийского ВМФ капитану Луппису
(Luppis), решившемуся построить модель, наглядно демонстрировавшую принцип
действия этого корабля. Луппис вошел в соглашение с Робертом Уайтхедом (Robert
Whitehead), заведовавшим несколькими механическими мастерскими в г. Фиуме, с
целью осуществления постройки модели.
В 1864 году
Луппис и Уайтхед начали работать над созданием подводного катера. Он приводился
в действие часовым механизмом; управление катером осуществлялось перекладкой
руля посредством длинных штур-тросов. Заряд из дымного пороха взрывался
ударником, представлявшим комбинацию рычагов, приводившихся в движение при
соприкосновении с целью горизонтального стержня, размещавшегося в носовой части
катера.
Через два года
им удалось изготовить из листового железа первую рыбовидную торпеду. Она имела
заряд динамита в 18 фунтов, скорость ее равнялась 6 узлам, дальность хода была
невелика. Торпеда имела горизонтальные и вертикальные рули, приводившиеся в
действие автоматически при помощи устройства, которое в то время и составляло
основной секрет торпеды Лупписа-Уайтхеда. Движущей силой в этой торпеде был
сжатый воздух.
Умелое,
настойчивое и последовательное усовершенствование торпед принесло к 1877 году
Уайтхеду большие успехи - его изделиями пользовались военно-морские силы
Англии, Франции, Германии, Италии, Австрии, России и других стран.
В 1881 году
Германией был приобретен "секрет" Уайтхеда и началось изготовление на
заводе Шварцкопфа (Schwarzkopf) в Берлине. К этому времени ряд нареканий на
низкое качество торпед, объяснявшееся в то время ржавлением стали, из которой
изготовлялись торпеды, привел к замене стали на бронзу. С 1881 г. началось
изготовление "бронзовых" торпед на заводах Шварцкопфа и Уайтхеда. К
этому же времени изготовление торпед было освоено и в Вулвиче (Англия).
Применение
бронзы не дало существенного улучшения качества торпед и впоследствии вернулись
к изготовлению более прочных стальных торпед.
Торпедное вооружение
В России изготовление торпед было освоено в
1884 году на Обуховском сталелитейном заводе, заводе Лесснера в
Санкт-Петербурге и в торпедных мастерских в Кронштадте и в Николаеве. Торпедами
отечественного производства начали снабжаться надводные корабли. До 1892 года
калибр торпед составлял 380 мм при длине торпед от 3,2 м до 5,79 м. Скорость
этих торпед была около 20-21 узла. Начиная с 1892 года было начато производство
торпед калибром 450 мм.
Подводные лодки
постройки 1903-1913 гг. вооружались торпедами калибра 380 мм, но торпеды все
еще назывались минами. Когда началась русско-японская война, заводу Шварцкопфа
для подводных лодок было заказано 75 торпед "В-50", калибром 450 мм.
Торпеды калибра 450 мм использовались на подводных лодках Голланда, Лэка и
Круппа. В 1908 году была принята на вооружение торпеда 45-08 (торпеда калибром
45 см 1908 г.) с подогревательным аппаратом.
Описание
русской торпеды (мины Уайтхеда) образца 1912 года
Диаметр
мины, мм 450
Наибольшая
длина (с прорезателем), мм , 5500
Вес
заряда, кг 100
Давление
воздуха в резервуаре, кг/кв. см 150
Средняя
скорость, узл.
на
дистанцию не меньше 2000 м 43
на
дистанцию не меньше 6000 м 28
Вес
мины, кг 802
Плавучесть
мины, кг 4
Зарядное
отделение изготавливалось из бронзы и крепилось 22 винтами к резервуару мины.
Вес заряда - 100 кг. В середине зарядного отделения размещался ударник с
запальным стаканом, в носовой части находился кольцевой прорезатель сетей
(кольцо-нож). Нож при ударе об сеть должен был углубиться в свое гнездо и
наколоть пистоны, которые вызовут взрыв пороховой мякоти, расположенной в
гнезде. Этим взрывом нож с силой ударял по сети и должен был ее прорезать.
Воздушный
резервуар стальной, к заднему дну крепилась 37 винтами хвостовая часть.
В центре
заднего дна размещался ниппель для трубы подачи воздуха. В кормовой части
размещался подогревательный аппарат для воздуха.
Главная машина
состоит из 2-х рабочих цилиндров, 2-х золотников и целой системы передач и
приводится в действие горячей парогазовоздушной смесью, поступаюшей из
подогревательного аппарата. В подогревательном аппарате керосин распыляется
воздухом, полученная смесь воспламеняется специальным запальным приспособлением;
туда же подается пресная вода, которая превращаясь в пар несколько снижает
температуру горячей смеси.
Главная машина
состоит из 2-х рабочих цилиндров, 2-х золотников и целой системы передач и
приводится в действие горячей парогазовоздушной смесью, поступающей из
подогревательного аппарата. В подогревательном аппарате керосин распыляется
воздухом, полученная смесь воспламеняется специальным запальным
приспособлением; туда же подается пресная вода, которая превращаясь в пар,
несколько снижает температуру горячей смеси.
Гребных валов -
2, наружный и внутренний; каждый гребной вал приводит в действие собственный
гребной винт; винты вращаются в противоположные стороны. Рулевая машинка
горизонтальных рулей приводится в действие воздухом и управляется гидростатическим
аппаратом. Волчок прибора Обри раскручивается воздушной турбиной 8-минутного
действия. В нижней части прибора Обри размещается рулевая машинка вертикальных
рулей, также работающая на воздухе; верхнее перо вертикального руля соединено с
машинкой специальной тягой.
С появлением
торпеды тесно связано изобретение решетчатого торпедного аппарата, впервые
примененного в России на минных катерах "Чесма" и "Синоп".
На этих катерах в 1878 году были установлены у ватерлинии вдоль бортов
решетчатые пеналы, в которых находились торпеды, расположенные параллельно
диаметральной плоскости. Выстрел производился только прямо по направлению
движения катера.
Инженером С.К. Джевецким
эта идея была использована в
изобретенном им торпедном аппарате для подводной лодки.
Эти решетчатые
торпедные аппараты могли поворачиваться на угол от 0 до 20 градусов (по
отношению к диаметральной плоскости подводной лодки).
Поворотный
решетчатый торпедный аппарат Джевецкого представлял собой раму из двух балок -
верхней и нижней, закрепленной в нише надстройки подводной лодки. Балки
соединялись двумя полубугелями, выгнутыми по форме торпеды.
Торпеда
укладывалась на нижнюю балку рамы и с наружной стороны охватывались вторыми
(наружными) полубугелями, крепившимися с помощью шарниров к нижней балке.
Верхний конец наружных полубугелей закреплялся на верхней балке с помощью
пальца-штифта, связанного со штоком пневматического привода. Под действием
сжатого воздуха палец выводился из крепления и наружные полубугели откидывались
наружу, освобождая торпеду, которая удерживалась в аппарате "щипцами"
(зажимами), державшими торпеду за хвостовую часть. Эти "щипцы" имели
свой пневматический привод, освобождавший торпеду в нужный момент. Решетчатые
аппараты имели специальный рычаг для отваливания торпеды на установленный угол
прицеливания; этот рычаг вращался на вертикальной оси вместе с
"щипцами" и полубугелем, на котором лежала торпеда в момент
отваливания.
Пневматические
приводы работали в следующей последовательности:
- отдавались
наружные полубугели;
- механизм
рычага отваливания приводил торпеду на прицельный угол;
- раскрывались
"щипцы" и открывался курок запирающего клапана торпеды, после чего
воздух из воздушного резервуара торпеды поступал в машину, и торпеда начинала
движение к цели.
Установка
поворотных аппаратов на разные углы позволяла выпускать торпеды веером в одном
залпе.
Особенностью
стрельбы из решетчатых аппаратов являлась беспузырность выстрелов и отсутствие
влияния торпедной стрельбы на плавучесть и дифферент лодки, т.к. торпеды имели
нулевую плавучесть.
К сожалению,
наружные аппараты обладали очень большим недостатком - торпеды, находясь в
переменной среде воздуха и морской воды, подвергались сильному оборжавлению и
обмерзанию, что и привело к полному отказу от торпедных аппаратов такого типа,
просуществовавших до конца первой мировой войны.
Трубчатые
неповоротные аппараты устанавливались в носовой и кормовой оконечностях лодки и
имели две крышки - наружную и внутреннюю. При стрельбе торпедный аппарат
заполнялся водой, наружная крышка открывалась и торпеда выталкивалась из
аппарата сжатым воздухом. Потребовалось немало времени для усовершенствования
стрельбы из внутренних торпедных аппаратов - создания устройства для беспузырной
стрельбы (чтобы воздух не выходил из торпедного аппарата и не демаскировал
лодки при стрельбе) и для компенсации дифферента на корму, создававшегося
вследствие медленного заполнения пустых труб аппарата водой.
Минное вооружение
К созданию мин, которые могли бы ставиться
подводными лодками, приступили по предложению М.П. Налетова, выступившего с
идеей создания подводного минного заградителя (ПМЗ) "Краб".
В конце 1906
года в пояснительной записке к первому варианту ПМЗ Налетов писал: "... Я
нахожу, что подводная лодка ... должна быть ... вооружена не только минами
Уайтхеда, а минами заграждения...". Для установки на ПМЗ "Краб"
Налетов предложил "мину заграждения с пустотелым якорем, отрицательная
плавучесть которого является положительной плавучестью мины". Для
соблюдения этого принципа Налетов предложил чугунный якорь мины сделать
пустотелым, заполнявшимся в нужный момент водой для уничтожения плавучести.
Проект мины,
разработанный М.П. Налетовым, был осуществлен, хотя между Налетовым и
помощником главного инспектора минного дела капитаном 2-го ранга Н.Н.
Шрейбером, возникли длительные пререкания о приоритете в создании мины,
пригодной для постановки с подводных лодок.
Первоначально
на подводном минном заградителе "Краб" мины перемещались по минным
трубам с помощью цепной передачи, замененной впоследствии на червячный вал для
большей надежности минного устройства.
Аналогичное
устройство было установлено на втором подводном минном заградителе
"Ерш", постройки Балтийского завода и на недостроенной подводной
лодке "Форель". Обе эти подводные лодки первоначально строились по
типу "Барс".
На подводных
лодках типа "Барс" ("Акула", "Барс" и
"Вепрь") предпринимались попытки размещения мин заграждения на палубе
надстройки, но попытка минных постановок была только одна - подводная лодка
"Акула" в ноябре 1915 года вышла в поход, имея четыре мины с задачей
поставить эти мины на пути Либава-Мемель, но из похода не вернулась.
Во
время войны было намечено строительство еще четырех малых минных заградителей
(З-1, З-2, З-3) по проекту И.Г. Бубнова
, но
построены они не были.
Артиллерийское вооружение
Артиллерийское вооружение на русских подводных лодках
стали устанавливать по опыту первой мировой войны. Приходилось устанавливать
пушки, уже имевшиеся в наличии, зачастую иностранного производства, не
приспособленные специально для установки на подводных лодках. Наилучшим
вариантом была признана установка 75-мм горных орудий (если позволяла нагрузка
подводной лодки) или 57-мм орудий, а также 37-мм зенитных орудий и трехлинейных
пулеметов.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.navy.ru/