Реферат по предмету "Психология"


Характер личности и его типология

План
 
Введение
1. Характерличности и его типология
2. Формированиехарактера
Заключение
Список литературы
 

Введение
Ученые-психологи понятием «характер» (от греч. charakter — печать, чеканка)обозначают совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности,которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обусловливаятипичные для нее способы поведения.
Знание характера человека позволяет со значительной долейвероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки.О человеке с характером нередко говорят: «Он должен был поступить именно так»;«Он не мог поступить именно так»; «Он не мог поступить иначе — такой уж у негохарактер».
Выступая как прижизненное образование человека, характерпродолжает формироваться до конца его дней. Образ жизни включает в себя образмыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому, по мере того какформируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек.Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные обстоятельства, вкоторых протекает жизненный путь человека. Наиболее важны для формированияхарактера различные группы, в которые входит человек (семья, дружескаякомпания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимостиот того, какая группа является для человека наиболее важной, значимой, на какиеценности она его ориентирует, — такие черты характера будут у него развиваться.Недаром говорят: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты».
Черты характера также зависят и от того, какую позицию человекзанимает в группе. Если он является вожаком, то, скорее всего, сформируютсятакие качества, как смелость, уверенность в себе, склонность к риску, если жеон находится на последних ролях или группа не принимает его, то будут формироватьсясклонность к заискиванию, лживость, трусливость и др.

1.Характер личности и его типология
Характер отражает общественное воздействие, жизненнуюнаправленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы,убеждения, идеалы. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого длянего в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели егодействий, задачи, которые он себе ставит. Доминируют ли у человека духовные илиматериальные потребности, определяют не только помыслы и чувства личности, но инаправленность его деятельности. Личность характеризуется не только тем, чтоона делает, но и тем, как она это делает. Характер можно понять только какопределенное единство направленности и образа действий.
Люди со сходной направленностью могут идти к достижению целейсовершенно разными путями и используя для этого свои, особенные, приемы испособы. Это различие определяет и специфику характера личности. Чертыхарактера, обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуациивыбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве чертыхарактера можно рассматривать то, насколько человек стремится" кдостижению успеха. Одним людям свойствен выбор действий, обеспечивающих успех(проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и др.),тогда как другим присуще стремление просто избегать неудач (уклонение от рискаи ответственности, проявления активности и инициативы и др.).
Решающим для понимания характера является взаимоотношение междутем, что важно для общества и для самой личности. Перед каждым обществом стоятсвои важнейшие задачи. Каждый человек посильно участвует в их решении, при этомформируется и проверяется характер людей. Таким образом, характер — это непросто любое проявление твердости или упорства, а направленность на общественнозначимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства,цельности, силы характера. Наличие целей жизни — главное условие дляобразования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие илиразбросанность целей. Несмотря на тесную связь, характер и направленностьличности — это не одно и то же. Добродушным и веселым может быть какпорядочный, высоконравственный человек, так и субъект с низкими, нечистоплотнымипомыслами. Направленность личности накладывает отпечаток на все поведениечеловека, придавая характеру своеобразный колорит.
В сформировавшемся характере ведущим компонентом является системаубеждений. Убежденность определяет направленность поведения человека, егонепреклонность в достижении целей, уверенность в справедливости и важностидела, которое он выполняет.
Особенности характера тесно связаны с интересами человека при томусловии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивостьинтересов нередко проистекают из подражательности, недостаточнойсамостоятельности и цельности личности. И наоборот, глубина и содержательностьинтересов свидетельствует о целенаправленности, настойчивости личности.
Типология характера
Несмотря на то, что характер относят к индивидуальным особенностямличности, в структуре характера можно выделить черты, общие для определеннойгруппы людей. Если мы будем сравнивать себя с другими людьми, то найдем немалосходных черт характера. Такие, например, черты, как озорство, непослушание,суетливость, являются особенностями характера ребят подросткового возраста.Совершенно другие общие черты можно обнаружить у педагогов. Они аккуратны,собранны, целеустремленны, терпеливы.
Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту(необычность, непредсказуемость поведения или др.), обладание которой позволяетотнести его к группе людей с таким же поведением. В данном случае следуетговорить о типическом в чертах характера. Тип характера — это конкретноевыражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей. Действительно,характер не является врожденным — он формируется в жизни и деятельностичеловека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтомухарактер человека — это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство иразличие в характерах людей, принадлежащих к различным группам.
В индивидуальном характере отражаются многообразные типическиечерты: национальные, профессиональные, возрастные. Так, люди однойнациональности находятся в сложившихся на протяжении многих поколений условияхжизни, испытывают на себе специфические особенности национального быта;развиваются под влиянием сложившейся национальной структуры, языка. Поэтомулюди одной национальности по образу жизни, привычкам, характеру отличаются отпредставителей другой национальности. Типические национальные черты нередкофиксируются обыденным сознанием в различных установках и стереотипах. Убольшинства людей есть сформировавшийся образ представителя той или инойстраны: американца, шотландца, итальянца, китайца и др. Своеобразнопреломляясь, в национальных особенностях проявляются типические черты, присущиелюдям разного возраста — дошкольникам, подросткам, пожилым людям и др. Нетрудноописать типичный характер представителя той или иной профессии — учителя,врача, военного. В то же время каждый типический характер имеет своииндивидуальные черты. Так, в литературе существует много образов скупцов, т.е.людей, в сознании которых резко выражена страсть к накопительству (Плюшкин,Гобсек, Скупой рыцарь и др.), но каждый из них — индивидуальность.
Несмотря на устойчивость, тип характера обладает определеннойпластичностью. Под влиянием воспитания, жизненных обстоятельств, требованийобщества тип характера изменяется и развивается. Достаточно проследить динамикуразвития характера человека, посвятившего себя педагогической специальности.Последовательно проходя этапы профессионального роста (учащийся педкласса,абитуриент педагогического университета, студент на педагогической практике,учитель — молодой специалист, опытный педагог и, возможно, завуч или директоршколы), в каждый новый период он теряет какие-то черты характера и приобретаетновые, свойственные следующей возрастной или профессиональной группе.
В целом не может быть абсолютной или универсальной классификациихарактеров. Основания для типизации вводятся с тем, чтобы разделить людей нагруппы по преобладающим качествам. Так, сходные характеры могут наблюдаться улюдей, имеющих доминирующие волевые или эмоциональные качества. Соответственноделят характеры на типы:
волевой (активный, целеустремленный, деятельный);
эмоциональный (действующий под влиянием порыва, переживаний);
рассудочный (оценивающий все с точки зрения разумности).
 
2. Формированиехарактера
В характере тесно переплетены положительные и отрицательныекачества. С правдивостью может уживаться нечестность, с аккуратностью —безалаберность. Наверное, нет людей, которые не имели бы отрицательных качеств.Но от самого человека зависит, чтобы в его характере их было как можно меньше.Для этого надо воспитывать свой характер, стараться сделать его лучше. И неследует, как мы это часто делаем, ждать, когда появятся какие-то благоприятныеусловия или когда начнется новая неделя, новый месяц, год, а воспитывать егокаждую минуту, постоянно.
Характер, несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторонличности, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером,изменить его. Поэтому, когда говорят о прогнозировании поведения, то помнят,что прогноз имеет определенную вероятность, но не бывает абсолютным. Личностьможет бросить вызов обстоятельствам и стать другой (если, конечно, она нескрывает свое бессилие за фразой «Такой уж у меня характер»).
Становление характера во времени обусловлено, конечно, и тем,каков он был раньше. Даже при самых крутых изменениях в жизни характер обычновсе же сохраняет известное единство в основных, наиболее общих чертах. Нохарактер не является фатально предопределенным, хотя и обусловлен объективнымиобстоятельствами жизненного пути человека. Сами эти обстоятельства изменяются врезультате поступков человека. Человек является творцом своего характера,поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, от убеждений ипривычек нравственного поведения, которые он у себя вырабатывает, от дел ипоступков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности.
Самовоспитание характера предполагает, что человек способеносвободиться от излишнего самомнения, критически посмотреть на себя, увидетьсобственные недостатки. Сознавать свои недостатки — это положительная,прогрессивная черта характера. Осознание недостатков вызывает стремлениепреодолеть их. Осознание недостатков позволяет человеку определить цель работынад собой, т.е. те черты характера, от которых он бы хотел избавиться или,наоборот, выработать у себя.
Черты характера развиваются не сами по себе, отдельно от другихособенностей. Наиболее тесно характер связан с темпераментом, поэтому одна и таже черта у людей разных темпераментов проявляется по-разному. Возьмем,например, такую черту характера, как трудолюбие. У флегматика она проявляется впостепенном неторопливом выполнении всех порученных ему дел. Работа идет долгои медленно. Совершенно иную картину мы будем наблюдать у холерика. Он так жевыполнит порученное ему задание, но станет при этом сомневаться и нервничать.Сангвиник же выполнит любую работу быстро и весело, хотя что-нибудь обязательнонедоделает.
От темперамента зависит, сколько понадобится времени, чтобы чертахарактера стала устойчивой, постоянной. Поэтому у людей одного темпераменталегче формируются одни черты характера, а у людей с иным темпераментом — другиечерты. Например, умение общаться, налаживать отношения, договариваться, т.е.такая черта характера, как общительность, легче формируется у сангвиника, чем умеланхолика и флегматика. Зато у сангвиника очень трудно воспитать терпение,настойчивость, организованность.
Большую помощь в воспитании характера оказывают более опытныелюди, и здесь важно найти пример, достойный подражания. На Востоке говорят:«Если есть ученик, учитель найдется». В этом изречении заложен глубокий смысл.Никакой учитель не в состоянии обучить того, кто не желает учиться. А тот, ктохочет учиться, всегда найдет на кого ему равняться, с кого брать пример.
Итак, характер формируется во взаимодействии человека с другимилюдьми. Но тот, кто берется помочь другим, сначала должен сампродемонстрировать пример целеустремленности, активности, организованности,стойкости и других черт характера, которые должен сформировать у своихвоспитанников. При этом нельзя забывать о механизмах подражания, которые впервую очередь распространяются на негативные проявления поведения. Сначаламать, отец, другие члены семьи, потом воспитатели в детском саду, сверстники,учителя и др. являются потенциальными наставниками. Однако реальное воздействиена характер возможно лишь при условии референтности воспитателя длявоспитанника. Поэтому большое значение для формирования характера имеют теобразцы, те идеалы, на которые стремится быть похожим человек. Пример дляподражания не обязательно должен быть реальным. Это могут быть киногерой, геройлитературного произведения, отличающиеся глубокой принципиальностью иисключительной твердостью характера, герой войны, передовой ученый. Живыеобразы стойких, целеустремленных характеров дает многовековая история России.Для примера достаточно указать на М.В. Ломоносова и А.В. Суворова, жизнькоторых является своего рода школой воспитания характера.
характер личность воспитание

Заключение
Формирование характера — очень сложный процесс, который никогда небывает прямолинейным. Особенно отчетливо видны «зигзаги» развития в самомначале взросления. Причина в том, что, стремясь быстрее стать взрослым,подрастающий человек нередко ориентируется лишь на внешнюю сторону, авнутренний мир взрослых, их мысли, переживания остаются не замеченными им.
Особое значение в формировании характера принадлежит общественнойдеятельности человека. Активное участие в ней развивает чувство ответственностиперед коллективом, способствует формированию организованности, выдержки,чувства долга. Наиболее эффективным средством формирования характера являетсятруд. Сильными характерами обладают люди, которые ставят перед собой большиезадачи в работе, настойчиво добиваются их решения, преодолевают все стоящие напути к достижению этих целей препятствия, осуществляют систематический контрольза выполнением намеченного.
Характер формируется не столько в трудные моменты жизни (хотя вжизни каждого есть такие переломные события), сколько в повседневной, будничнойдеятельности. В этой связи существенное значение имеют режим дня, соблюдениедисциплины, следование нормам поведения. Даже незначительные поступки, если онислужат доброму делу и совершаются систематически, формируют положительные чертыхарактера, облагораживают человека.
 

Список литературы
 
1. БекешинаИ.Э. Структура личности. — М., 2005 г.
2. ГавриловаТ.П. К проблеме влияния распада семьи на детей дошкольного возраста // Семья иформирование личности. М., 1981.
3. КочубейБ.И. Ответственная должность // Семья и школа. 1990. №9.
4. РоговЕ.И. Психология человека. – М., 2001 г.
5. ХайтЭ. Читай себя, как книгу. – Спб.: Издательство «Питер», 2003 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Політична географія України
Реферат Рабочее время, время отдыха
Реферат Приемники непрерывных сигналов
Реферат Понимание эмоций другого человека
Реферат Развитие союзных органов государственной власти и управления в соответствии с конституциями
Реферат Разработка технологического процесса упрочнения кулачка главного вала с использованием лазерного излучения
Реферат Bachelor
Реферат Проблемы и перспективы использования систем бронирования для повышения эффективности обслуживания
Реферат Поэт-самохвал: "Памятник" Державина и статус поэта в России XVIII века
Реферат Учебная деятельность в концепции Эльконина - Давыдова.
Реферат «Полоцкий государственный университет» Научная библиотека Новополоцк
Реферат Суд присяжных по судебной реформе 1864 года
Реферат Горн дворянский род
Реферат Битва за Кавказ
Реферат Закон об обеспечении единства измерений