Реферат по предмету "Культура и искусство"


Архитектура Афганистана и Чечни

Памятникиархитектуры Афганистана и Чечни
 

 Архитектура Афганистана
Сложившиеся в концепервого тысячелетия новые эстетические принципы четко выявились в искусствеX—XII вв., для которого характерно интенсивное развитие орнаментальных форм сдоминирующей ролью геометрического узора.
В X—XII вв. территорияАфганистана входила в состав государства Газневидов, в пору наивысшегомогущества объединявшей северо-западную Индию, значительную часть Средней Азиии Ирана. Собрав в результате завоевательных походов огромные богатства, султанМахмуд в начале XI в. отстроил столицу государства — город Газни. В настоящеевремя от газневидских построек сохранились лишь расположенные вне развалинстарого города мавзолей Махмуда и два оригинальных башенных сооружения концаXI—первой половины XII в. Эти башни (или, как их часто называют, минареты)являются любопытным звеном в цепи башенных сооружений Азербайджана, Ирана,Средней Азии и Индии. В определении назначения газнийских башен нет единого мнения,однако, по-видимому, более правильно рассматривать их как триумфальныесооружения. Обе башни в настоящем виде представляют собой строения, имеющие впоперечном сечении восьмилучевую звезду; вместе с цилиндрическим цоколем высотаих превышает 20 м. Над звездообразной в плане частью каждой башни еще в 30-хгг. XIX века возвышался круглый ствол, вместе с которым высота сооруженияпревышала 50 м. Грани башен украшены орнаментальными поясами, состоящими изплиток резной терракоты и фигурной кирпичной кладки. Декор башен монохромный,что характерно для архитектуры XII в.; цвет его определяет теплый красноватыйоттенок обожженного кирпича и терракоты. Тонкое понимание своих задач позволилостроителям преодолеть колористическую монотонность такого декора и добитьсянеобычайной выразительности орнаментики. Различная степень освещенности гранейбашен, чередование поясов с неодинаковой по глубине резьбой терракоты — все этосоздает исключительно богатую игру света и тени в сложном плетениигеометрических фигур, куфических надписей, в рельефной кирпичной кладке. В тоже время вертикальное членение башен вносит в орнаментальную композицию новыйритм, подчеркивающий изящество декора. Строители башен в Газни нашли ту меру,которая обеспечила гармоничное сочетание четкой тектоники архитектурных форм спредельной выразительностью орнамента.
Превосходныеобразцы архитектурного декора из резной терракоты и отшлифованных фигурныхкирпичиков сохранились на величественной арке пештака мечети XI в. средиразвалин г. Буста и на некоторых других памятниках Афганистана. Недалеко отБуста, в районе селения Лашкар и-Базар, обнаружены остатки дворцовых построекгазневидского времени, сложенных преимущественно из сырцового кирпича. В одномиз залов найдены фрагменты интересных, редких для той эпохи монументальныхросписей. На оштукатуренной поверхности стен сохранились изображения несколькихдесятков фигур воинов тюркской гвардии Газневидов.
К концу XII—началу XIII в. относится прекрасно сохранившийся минарет близ селения Джам.Его высота — почти 60 м, диаметр ствола у основания 8 м. Минарет состоит извосьмигранного цоколя, над которым возвышается круглое в сечении коническоетело, состоящее из трех уменьшающихся вверх частей, разделенных балкончиками иувенчанных фонарем. Поверхность минарета в Джаме декорирована рельефнымиорнаментальными панно и куфическими надписями.
Как и набашнях Газни, декор минарета отличается богатством мотивов, расположениекоторых подчеркивает то вертикальную устремленность постройки, то еецилиндрический объем. Однако и здесь точно найдена мера украшения, ненарушающая тектоники архитектурных форм. Минарет монохромен по цвету, и тольконадпись, опоясывающая его в центральной части, покрыта голубой глазурью, чтосоздает весьма эффектный цветовой акцент.
Во многихместах Афганистана сохранились остатки крепостных сооружений средневековья,обычно возводившихся из глины. В силу социальных и политических условийкрепостное зодчество не утратило своего значения вплоть до конца XIX в.
Глубокий следв истории народов Афганистана оставило монгольское нашествие. Жестокоеистребление местного населения, разрушение городов и ирригационных системнадолго задержало развитие производительных сил. Лишь к концу XIII в. некоторымгородам удается восстановить свое значение. Среди них выделился Герат,получивший роль крупного торгового, политического и культурного центра. В XIV иXV вв. экономические и культурные связи Герата со Средней Азией стали особеннотесными. Когда же в середине XV в. Самарканд утратил свое значение, роль ведущегокультурного и художественного центра целиком перешла к Герату. Еще в начале XVстолетия, помимо больших работ по восстановлению укреплений Герата истроительству крытых базаров, медресе и других зданий в пределах города, ксеверо-западу от Герата было предпринято сооружение грандиозного ансамбля,известного под названием Мусалля.
Идеясочетания нескольких зданий мемориально-культового назначения в единомархитектурном комплексе нашла здесь своего блестящего интерпретатора в лицеКавамаддина Ширази. Строившийся по его проекту ансамбль Мусалля состоял измедресе и ханаки, куда первоначально предполагалось перенести из Мешхедаостанки имама Реза. Строительство продолжалось в течение двадцати лет(1418—1437). На рисунке, сделанном до окончательной гибели этих сооружений, вконце XIX в., виден главный фасад Мусалля, имевший гигантский пештак сострельчатой аркой, которая открывала вход в большой прямоугольный двор,окруженный двухъярусной галереей. В глубине двора возвышались массивные куполадвух зданий, фланкированные высокими (свыше 40 м) минаретами. Два из нихсохранились до наших дней. Основанием каждого минарета служит цилиндрическаябаза, на которую опирается восьмигранный цоколь и круглый ствол с балконом,имеющим сталактитовый карниз. Минареты, за исключением части цоколя, облицованымногоцветными майоликовыми плитками. Мозаичные бордюры и ленты эпиграфическогоорнамента делят каждый из них по высоте на несколько поясов. Ствол минарета собщим лиловато-синим фоном как бы оплетен блестящей сетью с ромбовиднымиячейками.
Рядом сМусалля находилось медресе Гаухар-Шад, от которого сохранился мавзолей,занимавший один из углов постройки. Кубическое здание с высоким барабаном иребристым бирюзовым куполом, напоминающим купол гробницы Тимура, при небольшойвысоте исполнено величественности и благородной простоты. Внутри мавзолеякрестообразное помещение перекрыто куполом на подпружных арках и щитовидныхпарусах. Эта важная новая конструкция, позволившая перекрывать обширныепомещения сравнительно небольшими куполами, одновременно была создана и вСредней Азии.
Широкимразмахом отличалось строительство и во второй половине XV в. Одним из наиболееграндиозных сооружений этого времени было медресе Султана Хусейна. Зданиепримыкало с севера к Мусалля, включаясь, таким образом, в ансамбль. От этойпостройки дошли лишь четыре минарета, стоявших по углам квадратного в планездания. По форме и характеру орнаментации они были близки к минаретам Мусалля.
Большуюзаботу о благоустройстве Герата проявил Алишер Навои в бытность визиремТимурида Султан Хусейна. В числе особых заслуг Навои историки упоминают овосстановлении большой соборной мечети Герата. Мечеть была построена в самомначале XIII столетия (1201 — 1210) и считалась одной из наиболее старых ивеличественных мечетей Хорасана. По типу она относится к четырехайваннымзданиям с большим двором посередине. При восстановлении мечети в 1498 г.,очевидно, был возведен второй ярус галереи двора. Здание мечети украсилимозаичные панно и орнаментальные композиции из майоликовых плиток.Достопримечательностью гератской мечети является огромный бронзовый котел,установленный во дворе. По верхнему краю котла в два ряда тянется рельефнаянадпись, которая содержит благопожелания и имена создателей этого уникальногососуда. Котел изготовлен в 1375/76 г.
Ко второйполовине XV в. относится ряд значительных построек и вне Герата. Среди нихоригинальностью архитектуры отличается мечеть в Балхе, воздвигнутая в честьбогослова Абу Наср Парса. Главное здание представляет сочетание восьмигранника,на который опирается высокий барабан с ребристым куполом, и мощного пештака сглубокой стрельчатой нишей. Архитектурная композиция этого здания проникнутасвоеобразным динамизмом. Избрав для основания барабана форму восьмигранника,строители получили возможность значительно увеличить его высоту, что придаломонументальной конструкции известную легкость.
Важная роль вобщей тектонике здания отведена пештаку с обрамляющими его полуколоннами.Благодаря удачно найденным пропорциям декоративные жгуты полуколонн получилиособую значительность; их динамичный ритм выражает устремленность вверх,которую подчеркивают вертикали минаретов, установленных здесь, в отличие отраспространенного приема, позади портальной стены. Выявлению конструктивнойчеткости сооружения способствует и гармоничное распределение орнаментальногодекора, в котором доминируют темно- и светло-голубые тона. Воздействиеархитектурных форм мечети Балха и некоторых других построек Афганистанапрослеживается в зодчестве могольской Индии.
Значительныеархитектурные сооружения возводились в Афганистане и в последующие столетии. Ких числу относится, например, мавзолей основателя афганского государстваАхмед-шаха Дуррани в Кандагаре (XVIII в.). Воздвигнутое на невысокой платформемонументальное здание усыпальницы Ахмед-шаха в общей композиции представляетсобой сочетание массивного восьмигранника, на котором возвышаетсяшестнадцатигранник с невысоким цилиндрическим барабаном и куполом, близким киндийскому профилю.
Выдающимисяархитектурными сооружениями не исчерпывается вклад, который внесли народыАфганистана в историю художественной культуры Среднего Востока. В XV в. Гератстал крупнейшим центром искусства книги. Сын и наследник Тимура Шахрух и еговизирь Байсункар имели прекрасные кетабхане (библиотеки), в которых не толькохранились старые рукописи, но переписывались и украшались новые манускрипты.Здесь работали наиболее искусные, прославленные каллиграфы и миниатюристы.Вдохновенное творчество гератских мастеров подняло искусство рукописной книгина очень большую высоту. В области миниатюры художниками были созданывеликолепные произведения, в которых сам вид этой средневековой живописиполучил наиболее законченные, «классические» формы. Отсюда исключительноезначение гератской школы XV в. в истории миниатюры стран Среднего Востока. Гробница Мир Вайса
 
Мир Вайс (1673—1715) — вождь афганскогоплемени гильзаев, первый независимый правитель Афганистана (в масштабегильзайского ханства со столицей в Кандагаре). Происходил из шах-алам-хеля(ханского хеля гильзаев), являлся вождем племени хотаки, занимал пост калантара(купеческого старшины) Кандагара, был богатым купцом, обладал большимсостоянием, нажитым в торговле с Индией.[1]
В началеXVIII века общий кризис в государстве Сефевидов вызвал сепаратистские движенияна его окраинах. В иранской части Афганистана волнения были вызванывымогательствами и притеснениями Абдуллы-хана, назначенного в 1698/1699 году бегларбегомКандагара, а с 1704 года — политикой Гурген-хана (грузинского царя Георгия XI).
Мир Вайсвозглавил восстание против иранских властей, которое было подавленоГурген-Ханом в 1706 году. Георгий XI арестовал Мир Вайса и отправил его в Исфаханко двору шаха Хусейна.
Мир Вайссумел наладить отношения с шахом Хусейном, получил разрешение на паломничествов Мекку, вернулся в 1708 году и получил разрешение вернуться в Кандагар.
(У СехниаЧхеидзе:) В декабре 1707 «шах послал из Машада царю Георгию халат и письмос хадатайством о Мир Веисе: «примирись с ним и считай его оправданным» » [2]
В Мекке МирВайс беседовал с высшими улемами и получил от них фетву, оправдывающуювосстание суннитов против шиитского Ирана. В Кандагаре Мир Вайс рассказалвождям гильзаев об обстановке при шахском дворе, о слабости иранской власти,рассказал о беседах с улемами, и начал подготовку к большому восстанию.
Согласноафганским преданиям, Мир Вайс несколько раз собирал джиргу, причем в джирге,состоявшейся перед началом восстания, приняли участие не только вожди гильзаев,но и вожди других афганских племен: алькозаев, нурзаев, какаров, таинов,бабури, насыр и белуджей.
В апреле 1709года, когда иранско-грузинская армия Георгия XI покинула Кандагар и ушла впоход на племя какаров, Мир Вайс поднял восстание. Гильзаи напали на отряд ГеоргияXI в Дех-и Шейх, одном селении в 60 км от Кандагара. В сражении Георгий XI былубит. Его отряд отступил к Кандагару, но город был занят гильзаями и отряд сбоями отступил в Гиришк.
В ноябре 1709года на Кандагар было послано сильное иранское войско во главе с Кай-Хосровом(Хостров-мирза, Кайхосро), но оно не смогло дойти до Кандагара.
Кабульскиймузей
Такжеизвестен как Национальный музей Афганистана.
Двухэтажноездание музея построено в 1922 году в 9 километрах к юго-западу отисторического центра Кабула, Афганистан.
Основойколлекции музея стала кунсткамера, которая начала работать с 1919 года. Тольков 1931 году она была размещена в нынешнем здании, являвшимся резиденцией Аманулла-хана.
В 1973 годупланировалось построить новое здание для музея с привлечением иностранныхархитекторов, однако из-за политической нестабильности этому не было сужденосбыться. В 1994 году в разгар гражданской войны правительство Раббани началопереселение персонала музея в количестве 71 сотрудника и экспонатов вКабульскую гостиницу с целью защитить их от ракетных ударов. 12 марта 1994 годаздание музея, использовавшееся в качестве военной базы, подверглось ракетномуобстрелу и сильно пострадало. В сентябре 1996 года персонал музея завершилсоставление каталога по оставшемуся имуществу, перевезённому в гостиницу.
В 2003 годумеждународное сообщество инвестировало $ 350 000 в работы по восстановлениюздания. 29 сентября 2004 года состоялось открытие отреставрированного музея.Значительная часть наиболее ценных объектов была возвращена в стены музея изтех металлических ящиков, в которых хранилась до этого. К ним добавились новыеархеологические находки из подземных хранилищ в Кабуле, а также экспонаты,вывезённые в своё время в Швейцарию. Ай-Ханум
 
Ай-Ханум — греко-бактрийский город,руины которого располагаются в афганской провинции Кундуз при слиянии Амударьии Кокчи. Городище является уникальным памятником эллинистической культуры вЦентральной Азии. Структура
Структурагреко-бактрийского города была продиктована геологическим строениемматерикового останца состоящего из нескольких террас, в соответствии с которымигород делится на три части:
· Нижний город, на территориисосредоточены которого основные исследованные объекты:
o Дворцовыйкомплекс
o Гимнасий
o Жилыедома
o ГероонКинея (предположительно основателя города).
o Храм-мавзолей
o Арсенал
o Главныйхрам — сооружение в вавилонском стиле с греческой статуей Зевса внутри
o Театр —единственное сооружение подобного рода, открытое в Передней Азии
· Акрополь — верхний город,научно практически не исследовался
· Цитадель — небольшоеукрепление в южном углу акрополя История города
Уже в эпохубронзового века на территории города существовало поселение. Во время походов АлександраМакедонского, вероятно, здесь предполагалось основать крупный город, форпоствосточной Бактрии. Однако реальное заселение датируется временем СелевкаНикатора и относится к рубежу IV—III вв. до н. э. Расцвет городаприходится на III—II вв. до н. э., когда были возведенобольшинство зданий. Разрушение города связывается с нашествием кочевых плементохаров на Бактрию в середине II в. (около 135 г.до н. э.). С тех пор город больше не восстанавливался. Изучение города
Открытие иисследование города связано с именем афганского короля Захир-шаха, большоголюбителя древностей. Во время одного из путешествий короля по регионам страныпредставители местной администрации устроили для короля традиционную охоту натигра, но зная о исторических увлечениях Захир-шаха, обставили её так, чтобымаршрут лова проходил по территории, «…где из земли торчали каменные столбы».Король, естественно, обнаружил остатки древних строений и сообщил об этомДаниэлю Шлюмберже, занимавшему тогда пост директора Французской археологическоймиссии в Афганистане.
Шлюмберже сосвоим помощником Полем Бернаром выехали на место. Уже сам осмотр территориигородища и характер подъёмного материала позволил говорить об уникальномоткрытии эллинистического города в глубинах Азии (1964 г.). Это открытиесущественно изменило представления о характере и качественных характеристикахэллинистической культуры в Азии. Развенчание«Бактрийского миража»
Еще сXVIII в. европейским ученым были известны монеты высокого качества судивительно искусно выполненными портретами греческих царей Бактрии. Однакозримых памятников бактрийской культуры, подобных Риму, афинскому Акрополю, илиперсидскому Персеполю обнаружено не было. Поэтому исследователи оперировали восновном материалами последующих эпох, реконструируя на их основе античнуюкультуру Центральной Азии. Несмотря на огромное количество материалов кушанскойэпохи, говорящих о устойчивой античной основе, отсутствие непосредственноэллинистических памятников (за исключением монет) представлялось досаднымнедоразумением. Особенно остро вопрос об эллинистической культуре Бактрии всталпосле неудачи с зондажами в Балхе, где эллинистические слои были либо частичноскрыты из-за высоко уровня грунтовых вод, или же давали невыразительныйматериал, что побудило выдвинуть тезис о «бактрийском мираже» (Фуше в1925 г.), говорящим о том, что Бактрия была слаборазвитой страной,монетные формы для которой делали приезжие греческие мастера, а античные мотивыв буддийские памятниках объяснялись римским (!) влиянием. Более трезво мыслящиеисследователи, среди которых особенно выделялся Д.Шлюмберже, предполагали, чтоотсутствие эллинистических памятников связано с плохой изученностью региона.
Однако вситуация усугублялась общей слабой изученностью эллинистических памятниковВостока, что давало повод говорить о слабости греко-македонской колонизации ипериферийном значении восточного региона в в системе всей античной культуры.Но, как впоследствии оказалось, слабая изученность эллинистической культурыВостока была связана именно с греко-македонской колонизацией, так какбольшинство современных городов этого региона возникло именно в ту эпоху.Ай-Ханум был единственным крупным эллинистическим городом в Центральной Азии,сохранившимся в таком хорошем состоянии и давшим эталонные памятникиэллинистической культуры мирового уровня. Планомерныеисследования 1965—1978 гг.
В том же1964 г. Д. Шлюмберже выехал на повышение вДамаск, осуществив мечту своей жизни — открыв настоящий эллинистическийгород в Центральной Азии. С 1965 года началось планомерное исследованиегородища французскими археологами во главе с профессором П.Бернаром, ставшимглавой миссии. Городище находилось непосредственно у советско-афганскойграницы, поэтому первые два года в раскопках принимали участие советскиеспециалисты — в 1965 г. это были И. Т. Кругликова(специалист по греческим памятникам Причерноморья) и Б. А. Литвинский(от таджикской Академии Наук), в 1966 г. — Г. А. Кошеленко(крупный исследователь эллинизма, тогда только что завершивший кандидатскуюработу по культуре Парфии) и Р. М. Мунчаев.
Вплоть до1978 г. были выявлены и исследованы основные здания и сооружения древнегогорода. Были исследованы: дворцовый комплекс с парадным двором, украшеннымколоннадой коринфского ордера, обследованы кладовые и архив, где обнаружилифрагменты папируса с философским трактатом круга Платона. Также исследован гимназийочень крупных размеров, в котором была обнаружена стела с дельфийскимимаксимами — афоризмами на каждый период жизни, скопированнымифилософом-перипатетиком Клеархом из Сол. Возле дворца был обнаружен и раскопангероон Кинея — одного из основателей города. Рядом с ним было исследованонесколько зданий. В Ай-Ханум был открыт типично греческий театр,располагавшийся на склоне Акрополя. Также были исследованы фортификационныесооружения вавилонского типа — толстые стены из сырцового кирпича.
Последниенесколько лет исследовалась также и хора (под руководством Ж.-К.Гардэна) — земледельческая округа древнего города, вызволившая выявитьсеть сельских поселений и систему ирригационных сооружений, строительствокоторых, вероятно, было довольно трудоемкиим и, довольно дорогостоящим предприятием.
Уничтожение городища
Послесворачивания работ в 1978 г. на городище орудовали местные жители,искавшие несметные сокровища, якобы погребенные под руинами древнего города.Культурному слою уникального памятника был нанесен непоправимый вред — грабительскиераскопки велись путем рытья ям в хаотичном порядке по всей территории городища,создавших характерную «рябь» рельефа, видимую даже на космических фотографияхGoogle Maps. Бамианские статуи Будды
 
Бамианскиестатуи Бу́дды —две гигантские статуи Будды (55 и 37 метров), входившие в комплекс буддийскихмонастырей в Бамианской долине. В 2001 году, вопреки протестам мировойобщественности и других исламских стран, Статуи были варварски разрушены талибами,считавшими, что они являются языческими идолами и подлежат разрушению.
Статуи быливысечены в окружающих долину скалах, частично дополнены прочной штукатуркой,державшейся на деревянной арматуре. Выполненные из дерева верхние части лицскульптур были утрачены ещё в древности. Кроме разрушенных скульптур, вмонастырях долины имеется ещё одна, изображающая лежащего Будду, её раскопкиначались в 2004 году. Бамианскаядолина
Бамианскаядолина расположена в центральной части Афганистана, менее чем в 200 кмсеверо-западнее Кабула. В долине находится современный город Бамиан —центр одноимённой провинции Афганистана.
Долинапредставляет собой единственный удобный проход через Гиндукуш, поэтому издревлеслужила торговым коридором.
Во II векездесь возникли буддийские монастыри. При царе Ашоке было начато строительствогигантских статуй, завершившееся только через двести лет. В V веке китайскийпутешественник пишет о десяти монастырях, которые населяли тысячи монахов.Обширные пещерные комплексы, вырубленные в скалах, служили постоялыми дворамидля паломников и торговцев. В XI веке долина была присоединена к мусульманскомугосударству Газневидов, однако буддийские святыни тогда не были разрушены. Вдолине вырос город Гаугале, украшенный прекрасными мечетями. В 1221 г.войска Чингисхана разрушили город и опустошили долину. В средневековье комплексбуддийских монастырей в Бамианской долине получил название Кафиркала —город неверных. АрхитектураЧечни Средневековая архитектураЧечни
Средневековаяархитектура Чечни и Ингушетии — это своеобразное явление мировой культуры.Малоизвестное и малоизученное. Типологически среди памятников архитектурыздесь можно выделить языческие святилища, христианские храмы, родовые склепы и,наконец, башни — боевые, жилые и двойного назначения.
Чеченцыи ингуши — родственные этносы. У них общий предок — вайнахи, давшие имединый язык (обладающий различными диалектами). Многие столетия эти народы жилив самом тесном соприкосновении на территориях вдоль Главного Кавказскогохребта — между современной Осетией и Дагестаном.
Кавказскийрегион всегда был перепутьем великого переселения народов, мигрировавших какс востока на запад, так и с юга на север. Когда по предгорьямпрокатывалась очередная волна кочевников, от нее вверх по ущельям взлеталомножество племен. Последующая жизнь этих племен в малодоступных местностяхспособствовала обособлению и консолидации в особые этносы, историякоторых еще очень далека от полной ясности. Культурным контактам горцевс внешним миром способствовали такие разнородные факторы, как караваныВеликого шелкового пути или приход христианских миссионеров.
Выживаяв неимоверно трудных условиях, вайнахи сумели создать архитектуру, котораясегодня поражает нас функциональностью и своей художественнойвыразительностью, идеально соответствующей красоте окружающей горной природы.
Вайнахивсегда селились родовыми гнездами. В больших аулах проживало по несколькотейпов (родов). Жили в башнях. Рядом с жилой башней ставили боевую.Фактически — это дом-крепость, столь характерный для быта свободных людейв средневековой Европе.
За надежнымикаменными стенами проходила не только земная жизнь — ингушская пословицагласит: «Человеку для жизни нужна башня, а после смерти — склеп». Обрядзахоронения в склепах был предопределен, не в последнюю очередь,малоземельем. Лучшие угодья отводились под сельское хозяйство, а башнии склепы ставили на скальном основании. Склеп — это родовая усыпальницавайнахов. В склепы уходили больные во время эпидемий, которые периодическивыкашивали людей. Выжившие возвращались домой.
На основныхтропах ставили святилища. По праздникам сюда отправлялись шествия в белыходеждах. Здесь вымаливали у бога урожай и приплод. После молитвысовершались жертвоприношения, а затем и трапезы.
Исследователиотмечают две волны усиленного строительства. Первый период (IX—XIII вв.)в немалой степени был связан с приходом на Северный Кавказхристианских миссионеров. Именно в это время появляются храмы и самыеранние из известных боевые башни. В XIV в. начинают строиться склепыбашенного типа, напоминающие уменьшенную копию боевой башни. К этому жевремени археологи относят и сохранившиеся святилища. Вторая волнапрокатилась в XVII в. Она была обусловлена распространениемогнестрельного оружия. Боевые башни разбирали и на их месте изтого же материала строили новые. Вместо широких бойниц для стрельбы излука делали узкие щели для ружейного боя. Спровоцировала этот бум работорговля,которую развернули турки по всему Северному Кавказу.
При всейсхожести памятников архитектуры горной Чечни и Ингушетии между ними естьи существенные различия. Только на чеченской территории в различныхущельях встречаются необычные скальные башни. Вертикальная щель в скалезакрыта стеной с бойницами. Входной проем сделан высоко от основаниястены. В башню залезали по приставной лестнице, которую затем убираливнутрь. В Ингушетии сохранились три христианских храма X—XIIIвв. в Таргимской котловине — Таргимский храм, Тхаба-Ердыи Алби-Ерды. Мечетей в Ингушетии нет. В свою очередь, Чечне нетхристианских храмов, зато сохранились мечети рубежа XIX—XX вв. Вообще,чеченские боевые башни отличаются от ингушских. Ингушские башни имеют болеестройный внешний вид, а чеченские башни ниже и имеют меньший наклонстен. Количество уступов у заостренного завершения ингушских башен, какправило, 11, у чеченских — больше. Но в Чечне явно превалируют башнис плоским покрытием.
На боевыхбашнях в Ингушетии очень часто можно увидеть христианский символ — крестна Голгофе. Он выполнен в технике выемчатого орнамента и расположенпод верхним боевым балкончиком-машикулем. На чеченских башнях этот символ почтине встречается. Зато на чеченских башнях очень часто можно увидеть языческиепетроглифы: солярные знаки в виде кругов, спиралей, свастик и другиеорнаменты. Встречается изображение ладони («рука мастера»). По мнению некоторыхисследователей, эти петроглифы могли изображать вайнахский календарь.В Ингушетии такие петроглифы встречаются значительно реже.
Типичнаябоевая башня, безусловно, является вершиной строительного мастерства вайнахов.В инженерном отношении это уникальное сооружение — при небольшом основании(4.5 х 4.5 м) она имеет значительную высоту (25—30 м)и наклонные стены. Вершина такой башни перекрывается сводом стрельчатогосечения, внешне имеющим вид ступенчатой пирамиды. Внутри башни, над ее вторымуровнем выкладывался внутренний свод по гуртам (перекрестным аркам).В этом своде делали люк, через который пролезали наверх. Верхние ярусыперекрывали настилом по деревянным балкам. С этажа на этаж внутри башнипередвигались с помощью переставных лестниц.
Вайнахскаяписьменность и летописи нам не известны, поэтому историю этой архитектурыприходится реконструировать путем сопоставления ее с памятниками натерритории всего Кавказа. Единой и единственной версии к настоящемувремени пока не выработано, идет исследовательская работа.
К сожалению,сохранность средневековых памятников вайнахской архитектуры внушает самыесерьезные опасения. Горные аулы давно покинуты постоянными жителями. Дождии паводковые воды вымывают раствор из кладки стен. Часть башен обрушилась.Сегодня в аулах обитают только пастухи. Многие боевые башни используютсяпастухами как загоны для скота, в связи с чем в башенных стенахбыли сделаны большие проломы. что также ведет со временем к обрушениюпамятников. К разрушениям времени за последнее время прибавились последствиявойны. Например, боевая башня в селе Дере получила пробоину от снаряда. Набашне в селе Шарой разрушена вершина от попадания снаряда. Снарядомс вертолета разрушен склеп в Таргимской котловине (Ингушетия).Встречаются следы вандализма. Захоронения в склепах потревожены искателямисокровищ. В целом, можно утверждать, что в течение десятилетий никтоне проявлял заботы о спасении этой уникальной архитектуры для будущихпоколений.
Можно тольконадеяться, что сегодня все, от кого хоть что-то зависит в деле сохранениянаследия народов нашей страны, начнут осознавать, что памятники архитектурыЧечни и Ингушетии — это культурное достояние мирового значения.
Сейчас нетточных сведений о количестве сохранившихся памятников, но попредварительным оценкам их число может составлять полторы тысячи в Чечнеи примерно столько же в Ингушетии.
архитектура музей гробница афганскаяБашенная архитектура и еедекор – неоценимый источник изучения культуры чеченцев и ингушей
За последниегоды сделано очень мало для научного изучения культуры вайнахов. В этом,конечно, в первую очередь виновата война. Никогда и нигде боевые действия неспособствовали развитию духовной культуры, стремлению не торопясь изучатьдалекое прошлое и его наследие. И однако война и предвоенные тревожные годы,как ни странно, не помешали возникновению огромного числа газетных статеек, вкоторых заметно желание высоко вознестись над обыденностью жизни. Вот ипоявились тогда версии, что вайнахи — это потомки древних египтян (хотя таковымиявляются копты), а то и этруски, материальная культура которых никогда несоприкасалась с вайнахской и к тому же далека от италийской. Количествоподобных «мнений» можно бы увеличить.
Любому народудана возможность тщательно изучить наследие своих собственных предков в видеархеологических материалов, памятников архитектуры и искусства. Это важная иблагодарная работа. В связи со сказанным обращу внимание на башенное зодчествои петрографику чеченцев и ингушей. Здесь огромное поле для исследований!
Судя позапискам путешественников, посещавших Чечню и Ингушетию, башенные произведениявайнахских строителей воспринимались ими довольно восторженно, но сутьувиденного сводилась к самым общим словам (Н.К. Зейдлиц, В.И. Долбежев, Н.А.Буш, А. Россикова и др.). Не избежал подобной лаконичности и известныйисследователь Чечни А.П. Берже, хотя благодаря его запискам мы все же знаем теместа, где некогда стояли башни. Почти так же отнесся к башенным постройкамА.П. Ипполитов, если не считать воспроизведенного им рисунка башен у с. Шатой,сделанного Дюсдердиком. По его мнению, подобные башни были построены народом,имевшим «известную степень цивилизации», и далее он позволяет себе с «некоторымвероятием заключить, что это были греки». Умалат Лаудаев, один из первыхчеченских историков-этнографов, приписывает башенные сооружения грузинам:«башни эти служили им оплотом против слабого народа», т.е. самих же чеченцев.
Если первоемнение не имеет под собой никакой реальной почвы, то высказывание У. Лаудаеванесколько удивляет: он должен был бы знать свой народ, его строительноемастерство и соответствующие предания, ведь он сам собирал фольклорныйматериал. В связи с этим вспоминается профессор Л.П. Семенов, который приводитзаписанную им местную поговорку: «Человеку при жизни нужна башня, после смерти- нужен склеп» и так комментирует ее: «Когда в старину выдавали замуж девушку,то ее родители осведомлялись, имеет ли жених башню и родовой склеп; если он ихне имел, то считался неподходящим». Уже данный факт указывает на то, чтобашенные постройки имели своих конкретных строителей и своим наличиемпоказывали силу и духовную значительность своих владельцев.
В этой связиинтересен один архитектурный памятник, стоящий в крепости Ананури в Грузии. Этонебольшая башня с пирамидальноступенчатым покрытием, но без машикулей — боевыхбалкончиков. Ее значение здесь скорее всего декоративное. Историк архитектурыП.П. Закарая датирует ее XVI в. и, конечно, считает грузинской, но Л.П. Семеноввыражает по этому поводу сомнения.
В 1960 г. вместечке Эткали (Аргунское ущелье) был обнаружен остов мечети, минарет которой,вплотную встроенный в ее корпус, имел вид типично вайнахской башни спирамидальным покрытием и, как в Ананури, не имел машикулей. Естественно,мечеть в Эткали не могла быть построена христианином из грузин. Ее стеныукрашены типично чеченскими петроглифами («рука мастера», спираль и изображениевсадника) и камнем с арабской надписью и датой 1352 г. хиджры, — возможно, этовремя, когда ее ремонтировали. Думаю, что полемика, поднятая по поводу башни вАнанури, теперь, в связи с находкой в Эткали, может быть завершена в пользувайнахского стиля в создании разнообразных башенных построек.
Если бы любителистарины и этнографы XIX в. умели лучше прислушиваться к голосу окружавшего ихнарода, нам не пришлось бы предпринимать такой обширный экскурс, доказывая то,что не требует особого доказательства. Естественно, что споры в основном идутиз-за национальной принадлежности именно боевых, устремленных в небо башен,которые совершенно справедливо сейчас считают «родовыми» постройками, окоторых, как теперь пишут, упоминается уже в «нартских сюжетах героическогоэпоса».
Научное изучениевайнахских башен связано не только с Л.П. Семеновым. Первый архитектурновыверенный разрез «классической» ингушской башни с сопутствующими зарисовкамибыл опубликован в 1928 г. Он принадлежал этнографу и художнику И.П. Щеблыкину,затем переиздавался разными авторами10. После него, кажется, обмерные работы непроизводились.
Только в 1956 г. поинициативе Евгения Игнатьевича Крупнова, возглавлявшего тогда Северокавказскуюархеологическую экспедицию, был создан специальный Горный — Аргунский отряд,который должен был восполнить ощутимый пробел в изучении памятников местнойархитектуры, описать соответствующие постройки, обмерить их, зарисовать исфотографировать. Возглавить эти работы было поручено мне. Такой чистопрактической работе было посвящено 10 лет (1956-1966), далее начался периодподведения некоторых итогов.
После исследованиянескольких десятков местных жилых и боевых башен и их сопоставления удалосьвыделить промежуточный вид сооружений, названный нами полубоевым. Такие башниимеют плоскую кровлю, напоминая этим жилые постройки, в то же время габариты уних своеобразны — они шире боевых башен, но уже и выше жилых зданий. Их жителимогли сдерживать боевую осаду, так как по верху полубоевой башни (обычно надвходом в нее) был устроен машикуль в виде балкончика. Вооруженные люди вполнемогли вести с него прицельный огонь, при необходимости лить кипяток и т.д.Подобного устройства жилые башни никогда не имели. Такие постройки обнаруженынами в селениях Эгикал, Верхний и Нижний Алкун, Эрзи, Бейни и Фалхан.
Данному виду башенисторик архитектуры А.Ф. Гольдштейн (псевдоним — Ариэль Голан) дал не оченьудачное название – «жилые-боевые» башни, соглашаясь при этом с их промежуточнымположением в системе архитектурных памятников вайнахов. Ему же принадлежиттщательное описание одной такой башни в с. Хамхи. Однако мне кажется, чтотермин «полубоевые башни» вернее определяет характер данных построек. К ужеупомянутым строениям следует добавить сооружения, обнаруженные у селений Одзик,Кяхк и в местечке Цеча-ахк на р. Фортанге.
Сам факт возведениятаких своеобразных, промежуточного вида построек — несомненный аргумент,указывающий на местное, вайнахское происхождение боевых башен.
Величественные истройные боевые башни прекрасно вписаны в окружающий ландшафт. Неудивительно,что такое яркое впечатление они произвели на И.П. Щеблыкина — одного из первыхисследователей этих построек. «Внешний вид безукоризненно прост и строг. Приудивительной стройности, пропорциональности и довольно большой высоте ониустойчивы и прочны. Поражаешься мастерству строителей, их вкусу и уменью таквеликолепно разрешить и воплотить в реальные формы свои замыслы и фантазии».
Боевые башни наиболееполно вобрали в себя все элементы эмоционального воздействия вайнахскойархитектуры на путника. Стиль боевых башен можно назвать обществайнахским.Думаю, что определение справедливо. Характерные для него черты являютсяправилом для построек Ингушетии, где они сохранились относительно хорошо, иболее редких, исчезающих на наших глазах башен Чечни. Постройки этого стиляотличаются подчеркнутой устремленностью ввысь, гармоничной стройностью илаконичной композиционной завершенностью.
Существенными чертамиданного стиля являются также симметричность в расположении основныхконструктивных деталей (окон, бойниц) и завершение башенпирамидально-ступенчатым покрытием с центральным замковым камнем (цIогал).Таковы главные особенности построек, выполненных в данном стиле. Это неозначает, что не может быть отклонений от основного канона. Они есть. Так, награнице с Дагестаном (Макажой) известны башни с плоским перекрытием исвоеобразными зубцами по углам кровли, но в основных своих элементахобщевайнахский стиль башен всегда выдержан. И опять-таки это не означает, чтобашни ингушей ничем не отличаются от чеченских построек. Конечно же, такиеотличия есть. Это разница прежде всего в некоторых конструктивных деталях, в величинебашен и в декоре.
По А.И. Робакидзе,отношение высоты башен к их ширине у основания равно 10:1. Это, по его жесловам, свидетельствует «в первую очередь о чрезвычайно высоком уровне народныхспособов строительного искусства». Однако указанные цифры пропорциональныхсоотношений не абсолютны. Могут быть более приземистые, укороченные постройкинаподобие башни в с. Хаибахой. Это только указывает на необходимостьдальнейшего изучения пропорциональности местных памятников архитектуры.

 Литература
Пичикян И. Р. КультураБактрии (ахеменидский и эллинистический периоды). Москва, 1991.
Козенкова В.И. — Древние основы культурногонаследия нахского этноса (к истокам горского менталитета)
Мунчаев P.M. — К истории археологического изученияЧечни (из итогов работ Северокавказской экспедиции в 1957-1968 гг.)
Маркович В.И. — Башенная архитектура и ее декор — неоценимый источник изучения культуры чеченцев и ингушей


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.