Падение Хазарии в восточных
летописях и споры ученых
Восточные
писатели дают более подробное описание разгрома Хазарии Святославом. Именно
восточные источники сообщают о падении Хазарии. Наиболее раннее сообщение об
этом имеется в труде Ибн Хаукаля: "...не осталось в наше время почти
ничего от булгар, буртасов и хазар, так как напали на них русы и захватили все
их области, те же, кто спасся, рассеялись по соседним областям, надеясь, что
(русы) заключат с ними договор и они смогут вернуться, (поселившись) под их
властью" ([4], с. 222).
Споры между
учеными ведутся как о количестве походов русов, так и о месте их начала. М. И.
Артамонов ([2], с.67), С. А. Плетнева ([7], с. 71) полагают, что поход
Святослава на Хазарию начался с Верхней Волги, был он один, и что князь
Владимир также совершил поход на хазар. По мнению А. П. Новосельцева, таких
походов было два -один в 965 г., когда был взят Саркел (Белая Вежа), а второй -
в 968/ 969 гг., когда были взяты и опустошены волжские города Хазарии. При этом
второй поход князя Святослава был во время пребывания его на Руси, куда он
прибыл из Балканской Болгарии по зову матери - святой равноапостольной княгини
Ольги [[б}, с. 226).
Представляется
возможным согласовать оба эти мнения, если предположить, что поход Святослава
против Хазарии был один, но продолжался он два года. Странного ничего в этом
нет, если иметь в виду время пребывания Святослава в Дунайской Болгарии. Это
был не кратковременный поход, а длительный - с 967 г. по 971 г. Таков же был
поход Святослава против Хазарии.
Начался он со
Средней Волги. Перезимовав у вятичей и получив их разрешение на поход с Оки на
Волгу, он опустошил Булгар, Хазаран, лежавший, как и Булгар, на Левобережье,
вышел оттуда к Северному Кавказу, опустошил Семендер, а оттуда прошел к Дону и
взял Белую Вежу, откуда снова пошел на Волгу. При этом был взят Итиль, часть
столицы хазар, лежавшая на правом берегу. В летописи называется только Белая
Вежа, потому что в русском понимании городом была именно только она, имевшая
каменную крепость, построенную греками. Булгар, Итиль, вероятно, и Семендер
таких крепостей не имели. Это были ставки правителей.
Поднимаясь вверх
по Волге, вероятнее всего ее правым берегом, князь подверг опустошению земли
хазар, буртасов и булгар, живших здесь, и, выйдя к Оке, обложил данью вятичей.
Неясно, какое преимущественно войско было с князем Святославом во время этого
похода - пешее, как в Балканской Болгарии, или конное. Судя по летописному
отрывку, который предшествовал походу Святослава на Оку в 964 г., войско в
значительной мере было конным. Только такое войско могло совершить столь
длительный по протяженности переход. Это войско сначала шло по левому берегу
Волги, а на обратном пути - по правому. Пешие воины плыли в лодках. Из их числа
оставались в важнейших местах сторжевые отряды. Если же считать, что князь
Святослав ходил на вятичей дважды - в 964 г. и в 966 г., а в 965 г. - на
Хазарию - получается мотание из конца в конец огромной страны большого войска,
что мало вероятно.
Как бы то ни
было, но Хазарский каганат был сокрушен Святославом. Конец Хазарии означал
объединение в едином государстве, Киевской Руси, большей части
восточнославянских племен. Во время похода были сокрушены и зависимые от
каганата земли булгар, буртасов, ясов и касогов. Власть хазар была сокрушена не
только в центре Хазарии, но и на ее окраинах. Конец Хазарии означал свободу
проезда Руси в Каспийское море, Хорезм и Закавказье. Русь открыла себе
свободную дорогу на Восток. Торговые связи Руси с Востоком укрепились,
благодаря устранению посредников Хазарии. Победа князя Святослава означала и
мировоззренческую победу Руси в праве выбора особого пути своего духовного
развития
Сокрушение
Хазарии, верхи которой исповедовали иудаизм и поддерживали его среди
подвластных и окружающих народов через распространение выгодного для их
мировоззрения - порабощения, рабства, покорности и превосходства иудеев,
означало сокрушение оков наиболее тяжкого угнетения - духовного, которое могло
погубить основы яркой, самобытной духовной жизни славян и других народов
Восточной Европы. Не случайно, при выборе вер одним из основных недостатков
иудеев святой равноапостольный князь Владимир считает отсутствие у них
собственного государства.
Поход князя
Святослава, сопровождавшийся, как сообщают восточные источники, разорением
мусульман и христиан, на долгое время приостановил проникновение мусульманства
в Поволжье. Этому не помогло даже временное закрепление Хорезма в Нижнем
Поволжье. Победа князя Святослава означала, что верховенство над кочевыми
народами Причерноморья и Прикаспия от хазарского кагана перешло к киевскому
князю. Поэтому в последовавшем в 967 году походе Святослава на Дунайскую
Болгарию участвуют на его стороне угры и печенеги. Именно победа над Хазарией
дала возможность Святославу заявить в Переяславце на Дунае: "Хочю жити в
Переяславцы на Дунай, яко то есть середа земли моей, яко ту вся благая
сходятся: от Грек злато, паволоки, вина и овощеве разноличныя, из Чех же, из
Угорьсребро икомони, и из Руси же скора и воск, мед и челядь".
Не случайно
князь Владимир, сын Святослава называет себя каганом. Чтобы скрепить части
огромного государства Владимир первоначально пытается укрепить на Руси
язычество, введя в число киевских богов восточных, близких и понятных союзным
кочевникам. Вскоре, однако, князь Владимир делает окончательный выбор,
остановившись на Православии.
Уже в XIII в. киевский князь Мстислав Романович говорил:
"Пока я в Киеве, то от Яика и до Черного моря и до реки Дунай никому с
саблей не воевать". Следовательно, значение победы Святослава понимали не
только его ближайшие, но и отдаленные потомки.
Сокрушение Хазарии
вовсе не означало крушение заслона от кочевников на востоке Руси. Мы помним,
как огромные орды угров в IX в. наводнили южно-русские степи. В 915 г. печенеги
приходили на Русь, когда еще была Хазария. Трудно согласиться с утверждением
(это наиболее свойственно западным ученым), что Хазария спасла Русь и Европу от
арабов. События 837 г. показали, коков на самом деле был этот заслон.
Русские летописи
и былины помнят о хазарах, о борьбе с ними, об их последующей судьбе. Хазарские
воины были в составе дружин князей Игоря и Мстислава. Русские летописи
вспоминают о хазарах в Тмутаракани Х1-ХП вв. Но если после разгрома Хазарии и
восточные и западные источники отождествляют хазар с иудеями, то русские
летописи и былины этого не делают.
В русских
былинах есть два образа - Козарина и Жидовина. Первый наряду с русскими
богатырями воюет против врагов Руси. Со вторым сражается Илья Муромец. В
былинах и духовных песнях в народе сохранилась память о борьбе с "царем
иудейским" и "силой жидовскою". То есть русский народ видел
разницу между простыми хазарами и правителями Хазарского каганата. Истинных
хазарских памятников до сих пор не обнаружено. Потомками хазар в Крыму считают
караимов - особую секту в иудаизме. Литовский князь Витовт часть их вывел из
Крыма в Литву и поселил возле Вильно. Небольшая часть продолжает жить в Крыму.
Киевская Русь
оказалась самым могучим и последовательным врагом иудейского хазарского
каганата. Почти полутора столетняя освободительная война восточных славян
против хазарского каганата была завершена походом князя Святослава. Сокрушив
основные военные силы каганата во главе с каганом и разрушив основные опорные
узлы хазар на Средней и Нижней Волге, на Северном Кавказе и Нижнем Дону, князь
Святослав лишил власти и торгово-ростовщическую верхушку Хазарии основы их
паразитического существования. "Хазарское царство исчезло как дым сразу же
после ликвидации основного условия его существования: военного превосходства
над соседями и тех экономических выгод, которые доставляло обладание важнейшими
торговыми путями между Азией и Европой. Поскольку других оснований для его
существования не было, оно под ударами более сильного Русского государства
рассыпалось на составные свои части, в дальнейшем растворившиеся в половецком
море", - заключает историю хазар крупнейший ее знаток М. И. Артамонов
([2], с. 456).
Список литературы
Повесть временных лет. М.-Л., 1950.
Артамонов М.И, История хазар. Л., 1962.
Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1949.
Мавродин В.В. Древняя Русь, Л., 1946.
Магомедов М.Г. Образование Хазарского каганата. М., 1983.
Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории
Восточной Европы и Кавказа. М., 1990.
Плетнева С.А. Хазары. М., 1986.
Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава. М., 1982.