Реферат по предмету "Менеджмент"


Коммерческий риск инновационной деятельности

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 1. Понятие инноваций 2. Риски в инновационной деятельности 3. Методы управления рисками в инновационной деятельности 4. Методы оценки коммерческих рисков в инновационной деятельности 22 Заключение 25 Литература . 26 Введение Тема данной работы – «Коммерческий риск инновационной деятельности». Актуальность данной темы обусловлена рядом факторов.


Прежде всего потому, что появление дисциплины «Инновационный менеджмент» продиктовано требованиями жизни. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития. Предпринимательская деятельность вообще, а в на¬учно-технической сфере особенно, является весьма рисковой, учитывая высокую степень неопределенности, часто невоз¬можности доведения конструкторских и технологических раз¬работок до практического внедрения и получения соответст¬вующих коммерческих и


финансовых результатов. Для более полного освещения актуальности данной проблематики необходимо рассмотреть саму сущность инновационных процессов. Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация. Целью данной работы является оценка и анализ современных инновационных процессов, рассмотрение механизма


взаимовлияния нововведения и экономики. В работе предполагается рассмотреть вопросы инновационной деятельности, сущности инновационного предприниматель¬ства, рисков, путей их оценки и минимизации. 1. Понятие инноваций В отечественной и зарубежной экономической литературе встречаются различные трактовки таких категорий, как «но¬вовведение», «новшество» и «инновация». В некоторых случаях эти понятия используются в качестве синонимов, однако определенные различия между


ними существуют. «Новшест¬во» характеризует определенную новизну, и в этом смысле дан¬ное понятие близко к понятию «изобретение». «Нововведе¬ние» — это освоение новой техники и технологии, улучшенных методов организации и управления, процесс использования новшества. «Инновация» же - это «деятельность, направленная на разработку, создание и рас¬пространение новых видов изделий, технологий, организационных форм». Существует и другое определение: «Иннова¬ция — это нововведение, комплексный процесс создания, рас¬пространения


и использования новшеств (нового практичес¬кого средства) для удовлетворения человеческих потребнос¬тей, меняющихся под воздействием развития общества». Таким образом, с момента принятия к распространению новшества приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным


лагом (жизненным циклом инновации). С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации). Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий,


видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Иными словами, «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют


изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Австрийский ученый Й.Шумпетер выделил пять типичных изменений:  использование новой техники, новых технологический процессов или нового рыночного обеспечения производства;  внедрение продукции с новыми свойствами;  использование нового сырья;  изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;  появление новыx рынков сбыта.


В инновационном процессе значительную роль играют создатели инновации (новаторы), которые руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Тем не менее, на разработку и внедрение инновации в повседневную практику необходимы определенные финансовые средства.


Э.А.Уткин в работе «Управление фирмой» определяет ин¬новацию (нововведение) как объект, внедренный в производ¬ство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшеству¬ющего аналога. В общем плане инновации — это обновление основного капитала (производственных фондов) или производимой про¬дукции на основе внедрения достижений науки, техники, тех¬нологии, это закономерный, объективный процесс совершен¬ствования общественного производства.


Различают следующие виды инноваций: 1. По степени радикальности (новизны):  базисные инновации, которые реализуют крупные изобре¬тения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники;  улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на стадиях распростра¬нения и стабильного развития научно-технического цикла;  псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.


2. По характеру применения:  продуктивные инновации, ориентированные на производ¬ство и использование новых продуктов;  технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии:  социальные, ориентированные на построение и функционирование новых структур;  комплексные, представляющие единство нескольких видов изменений;  рыночные, позволяющие реализовать потребности в про¬дуктах, услугах на новых рынках.


3. По стимулу появления (источнику):  инновации, вызванные развитием наукой и техники;  инновации, вызванные потребностями производства;  инновации, вызванные потребностями рынка. 4. По роли в воспроизводственном процессе:  инновации потребительские;  инновации инвестиционные. 5. По масштабу:  инновации сложные (синтетические);  инновации простые. Приведенная классификация инноваций позволяет сделать вывод о том, что процессы нововведений


многообразны и различны по своему характеру, следовательно, формы их органи¬зации, масштабы и способы воздействия на инновационную деятельность также отличаются многообразием. Побудительным механизмом развития инноваций в пер¬вую очередь является рыночная конкуренция. Производителей и потребители в процессе использования устаревшей тех¬ники и технологии получают дифференциальный убыток, в результате чего вынуждены сокращать издержки производства на основе инноваций.


Предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, имеют воз¬можность снижать издержки производства и соответственно стоимость реализуемых товаров (продукции, услуг). Следст¬вием чего является укрепление своих позиций в конкурент¬ной борьбе с фирмами, предлагающими аналогичные товары продукцию, услуги). В середине XX в. сложилось современное понимание пред¬принимателя как новатора: «Задача предпринимателей - ре¬формировать и революционизировать способ производства путем


внедрения изобретении, а в более общем смысле — че¬рез использование новых технологических для производства новых товаров или прежних товаров, но новым методом, бла¬годаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции - вплоть до реорганизации прежней и со¬здания новой отрасли промышленности ». Сутью этого определения является признание новаторства и новизны вообще как неотъемлемой черты предприниматель¬ства. Действительно, поиск новых идей и их реализация — это одна из самых сложных задач предпринимателя.


Здесь требу¬ется не только умение творчески мыслить и находить новые решения, но и понимать расклад сил, действующих в сложив¬шейся обстановке. Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Как правило, в основе пред¬принимательской деятельности лежит нововведение в облас¬ти продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности.


Инновации служат специ¬фическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур. П.Дракер отмечает, что «предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Инновационность — особый инструмент предпринимательства». При принятии окончательного решения в свя¬зи с инновационной идеей, в том числе к связи с конструкторско-


исследовательскими работами, необходимо ответить еще на два важнейших вопроса: о реальной прибыли и реальном риске и ответы на эти вопросы должны сводиться к следую¬щему:  прибыль от проекта должна быть значительно выше, чем затраты на его реализацию;  связанный с проектом риск должен находиться в предельно допустимом соотношении с прибылью от его реализации. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что инновационный менеджмент — это совокупность


принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях:  разработка и внедрение новой


продукции (инновационная деятельность);  модернизация и совершенствование выпускаемой продукции;  дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции;  снятие с производства устаревшей продукции. 2. Риски в инновационной деятельности Риск является элементом результатов исполнения любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность - неизбежное условие хозяйствования. Инновационная деятельность всегда сопряжена с риском, который обусловлен


наличием ряда факторов, воздействие которых на результаты деятельности нельзя заранее точно определить. При выборе проекта, оценке его эффективности обязательно следует учитывать факторы неопределенности и риска. Полномасштабное изучение этого вопроса выходит за рамки данной работы, поэтому остановимся на них лишь вкратце. Инновационность связана с неопределенностью эко¬номической конъюнктуры, вытекающей из непостоянства спроса-предложения на товары, деньги, факторы производст¬ва, из многовариантности сфер


приложения капиталов и раз¬нообразия критериев предпочтительности инвестировании средств, из ограниченности знаний о сферах бизнеса и ком¬мерции и многих других обстоятельств. Экономическое поведение предпринимателя при рыноч¬ных отношениях основано на выбираемой, на свой риск реализуемой индивидуальной программе предпринимательской деятельности в рамках возможностей. Каждый участник ры¬ночных отношений изначально лишен заранее известных, од¬нозначно заданных параметров,


гарантий успеха: обеспечен¬ной доли участия в рынке, доступности к производственным ресурсам по фиксированным ценам, устойчивости покупатель¬ной способности денежных единиц, неизменности норм и нормативов и других инструментов предпринимательской н другой экономической деятельности. Инновационная деятельность в большей степени, чем дру¬гие направления предпринимательской деятельности, сопря¬жена с риском, так как полная гарантия благополучного ре¬зультата в инновационном предпринимательстве


практичес¬ки отсутствует. В крупных организациях этот риск, однако, значительно меньше, поскольку перекрывается масштабами обычной хозяйственной деятельности (отлаженной и чаще всего диверсифицированной). Об уровне риска инновационной деятельности свидетель¬ствует тот факт, что в среднем из каждых десяти венчурных фирм успеха добиваются лишь одна-две. Высокий риск, од¬нако, сопровождается, как правило, и высокой его компенса¬цией: возможная норма прибыли от внедрения инновацион¬ных проектов гораздо выше


обычной, получаемой при осуще¬ствлении других видов предпринимательской деятельности. Именно это и позволяет инновационной сфере существовать и развиваться. Риск инновационной деятельности тем выше, чем более локализован инновационный проект; если же таких проектов много и они в отраслевом плане рассредоточены, согласно закону больших чисел риск минимизируется и веро¬ятность успеха инновационного предпринимательства возра¬стает.


При этом прибыль от реализации успешных инноваци¬онных проектов настолько велика, что перекрывает затраты по всем остальным неудавшимся разработкам. В общем виде риск в инновационном предпринимательстве можно определить как вероятность потерь, возникающих при вложении предпринимательской фирмой средств в производ¬ство новых товаров и /слуг, в разработку новой техники и тех¬нологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленче¬ских инноваций, которые не принесут


ожидаемого эффекта. В целом риск, возникающий в инновационном предпри¬нимательстве, включает в себя следующие основные виды ри¬сков:  риски ошибочного выбора инновационного проекта;  риски необеспечения инновационного проекта достаточ¬ным уровнем финансирования;  маркетинговые риски текущего снабжения ресурсами, необходимыми для реализации инновационного проекта;  маркетинговые риски сбыта результатов инновационного проекта;  риски неисполнения хозяйственных


договоров (контрак¬тов);  риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов;  риски усиления конкуренции;  риски, связанные с недостаточным уровнем кадрового обес¬печения;  риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект, и др. Одной из причин возникновения риска ошибочного выбо¬ра инновационного проекта является необоснованное опре¬деление приоритетов экономической и рыночной стратегии предпринимательской фирмы, а также соответствующих


при¬оритетов различных видов инноваций, способных внести вклад в достижение целей предприятия. Следующей причиной возникновения риска неправильного выбора цели инновационного проекта может явиться ошибоч¬ная оценка рынка потребления. Данная причина характерна для так называемых «авторских» инновационных проектов, разрабатываемых учеными. Риски необеспечения инновационного проекта достаточным уровнем финансирования включают в себя нижеследующие: 1. Риск неполучения средств, необходимых дли разработки инновационного


проекта. Данный риск характерен для ситуа¬ций, когда инновационный проект требует больших финан¬совых средств, а предприятие не смогло их получить. 2. При выборе источника финансирования инновационно¬го проекта у предприятий существует три возможных варианта (финансирования. Первый метод - самофинансирование про¬екта, второй - опора делается на внешние источники финан¬сирования, третий представляет собой комбинацию вышеназ¬ванных.


Соответственно возникает риск неполучения финансовых средств в результате неправильно выбранного метода финансирования. На рынке инноваций, как правило, действуют десятки и сотни фирм, что является причиной возникновения рисков из-за усиления конкуренции инновационных предприятий, научно-исследовательских организаций. Причинами возникновения данного вида риска могут быть следующие:  утечка конфиденциальной информации либо по вине со¬трудников фирмы, либо в результате промышленного шпио¬нажа; 


несовершенство маркетинговой политики, то есть неправильный выбор рынков сбыта и неполная информация о кон¬курентах или отсутствие достоверной информации о конкурентах;  замедленное внедрение нововведений по сравнению с конкурентами из-за отсутствия необходимых средств для проведения научно-исследовательских работ, внедрения новых технологий, освоения производства новых высококачественных и конкурентоспособных товаров;  недобросовестность конкурентов, заключающаяся в использовании


методов недо¬бросовестной конкуренции;  появление на рынке производителей из других отраслей. предлагающих однотипные, взаимозаменяемые товары;  выявление непредвиденных заменителей производимых товаров в отрасли, в которой дей¬ствует данная фирма;  появление местных новых фирм-конкурентов;  экспансия на местный рынок производимого продукта или его аналогов со стороны зарубежных экспортеров. Риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный


проект, возникают по различным причинам. Так, риск необеспечения условий патентования возникает в результате недостаточно «плотной» патентной защиты изобретения, тех¬нологии. Упущения при проведении патентной политики предприятия могут свести на нет все рыночные преимущества нововведений при сбыте новых и усовершенствованных продуктов и услуг, а также в результате неполучения или долгого оформления патента, несвоевременного получения лицензии, при неуплате в установ¬ленный срок


пошлин за поддержание патента в силе. Этот же риск возникает в случае отказа Патентного ведомства в выдаче патента или при получении его с опозданием. Риск опротестования патентов, защищающих принципи¬альные технические, дизайнерские и маркетинговые решения, — это вероятность потерь в случае объявления недействительны¬ми патентных прав, на основе которых предприятие уже осу¬ществляет инновационный проект и рассчитывает на по¬лучение монопольной прибыли.


Следующая группа рисков, возникающих в процессе ин¬новационной деятельности, — это маркетинговые риски, свя¬занные со снабжением и сбытом. Данные риски в первую оче¬редь обусловлены техническим и особенностями инновацион¬ного проекта. В некоторых случаях для его реализации требуются уникальное оборудование или высококачественные ком¬плектующие или материалы, которые также требуют разработки и освоения. Поэтому в некоторых случаях перед предприя¬тием встает проблема поиска поставщиков, способных разра¬ботать


подобные уникальные ресурсы для инновационного проекта. Иногда таких поставщиков нет на отечественном рынке и предпринимательской фирме приходится выходить с предложениями на международный рынок, что влечет за со¬бой дополнительные затраты, а также появление рисков, свя¬занных с внешнеэкономической деятельностью. В данном случае затраты предприя¬тия при разработке инновационного проекта могут значитель¬но увеличиться,


а ожидаемый экономический эффект значи¬тельно снизиться. Это произойдет и в случае невыполнения поставщиками своих обязательств по срокам, по качеству пре¬доставляемых услуг и т. п. Маркетинговые риски сбыта разработанного инновацион¬ного проекта включают следующие:  риск недостаточной сегментации рынка, который чаше всего возникает при разработке и внедрении новых то¬варов и услуг высокого качества и высокой стоимости, в результате чего предполагаемые потребители


не смогут их купить, а это в свою очередь влияет на объемы реали¬зации новых изделий;  риск ошибочного выбора целевого сегмента рынка, воз¬никающий в следующих ситуациях: - когда спрос на новшество на выбранном сегменте рынка оказывается нестабильным; - когда на данном сегменте рынка потребность в новшестве недостаточно сформировалась; - если выбран сегмент рынка, в кото¬ром потребность в новшестве оценена неверно; - если для продаж выбран сегмент рынка, в котором потреб¬ность в новшестве ограничена,


и т. п.;  риск ошибочного выбора стратегии продаж новшества из-за выбора неудачной организации сети сбыта и сис¬темы продвижения новшества к потребителю. Кроме рассмотренных выше видов рисков на деятельность инновационных предприятий влияют риски, характерные для всех предпринимательских организаций (политические, кре¬дитные, инвестиционные и др.): 1. Риск, связанный с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации,


условий инвестирования и использования прибыли 2. Внешнеэкономический риск (возможность введения ограничений на торговлю и поставки, закрытия границ и тому подобное) 3. Неопределенность политической ситуации, риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране или регионе 4. Неполнота или неточность информации о динамике технико-экономических показателей, параметрах новой техники и технологии 5.


Колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и тому подобное, 6. Неопределенность природно-климатических условий, возможность стихийных бедствий 7. Производственно-технологический риск (аварии и отказы оборудования, производственный брак и тому подобное) 8. Неопределенность целей, интересов и поведения участников 9. Неполнота или неточность информации о финансовом положении и деловой ситуации предприятий-участников


(возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств). Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта, в том числе сопутствующих затратах и результатах. Неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий, и характеризуется понятием риска. Наиболее точным является метод формализованного описания


неопределенности. Применительно к видам неопределенности, наиболее часто встречающимся при оценке инвестиционных проектов, этот метод включает следующие этапы: 1. описание всего множества возможных условий реализации проекта (либо в форме соответствующих сценариев, либо в виде системы ограничений на значения основных технических, экономических и тому подобное параметров проекта) и отвечающих этим условиям затрат (включая возможные санкции и затраты, связанные со страхованием и резервированием), результатов и показателей


эффективности; 2. преобразование исходной информации о факторах неопределенности в информацию о вероятностях отдельных условий реализации и соответствующих показателях эффективности или об интервалах их изменения; 3. определение показателей эффективности проекта в целом с учетом неопределенности условий его реализации - показателей ожидаемой эффективности. Как было отмечено выше, риск инновационной деятельности тем больше, чем более локализован инновационный проект, если же таких проектов много, и они в отраслевом плане


рассредоточены, риск минимизируется, и вероятность успеха возрастает. При этом прибыль от реализации успешных инновационных проектов настолько велика, что покрывает затраты по всем остальным неудавшемся разработкам. Инновационный риск возникает также при следующих ситуациях:  при внедрении более дешевого метода производства товара или оказания услуги по сравнению с уже использующимися. Подобные инвестиции принесут организации временную сверхприбыль до тех пор, пока


организация является единственным обладателем данной технологии. В данной ситуации организация сталкивается с одним видом риска – возможной неправильной оценкой спроса на производимый товар;  при создании нового товара или оказании услуги на старом оборудовании. В данном случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия уровня качества товара или услуги в связи с применением оборудования, не позволяющего обеспечивать необходимое


качество;  при производстве нового товара или оказании услуги с помощью новой техники и технологии. В данной ситуации инновационный риск включает риск того, что новый товар или услуга может не найти покупателя, риск несоответствия нового оборудования и технологии требованиям, необходимым для производства нового товара или услуги, риск невозможности продажи созданного оборудования, так как оно не соответствует техническому уровню, необходимому для производства новых товаров.


Таким образом, в общем виде риск в инновационной деятельности можно определить как вероятность потерь, возникающих при вложении организацией средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта. Следовательно, рассмотренные риски в конечном счете сводятся к риску возможных потерь, т.е. являются


коммерческими. П.Дракер сформулировал «правила эф¬фективных исследований», для инновационных фирм в целях снижения рисков и повы¬шения эффективности инновационной деятельности :  Каждое новое изделие, процесс или услуга начинают ус¬таревать в тот день, когда они впервые достигают самоокупае¬мости.  Тот факт, что именно вы признаете свое изделие, про¬цесс или услугу устаревшими, — единственный путь помешать сделать это вашему конкуренту. 


Лучше забыть уместное в XIX веке различие между «фундаментальными» и «прикладными» исследованиями. Оно все еще может сохраняться в чистой науке, но в промышленности это бессмысленно.  В эффективном исследовании физика, химия, биология, математика, экономика и др. — это не «дисциплины», а ору¬дия. Эффективное исследование требует, чтобы руководитель инновационного проекта знал, как, когда и какого специали¬ста необходимо привлечь для реализации проекта. 


Исследование — это не одно усилие, а три: усовершенст¬вование, управляемая эволюция и нововведение. Они допол¬няют друг друга, но в тоже время и значительно отличаются друг от друга. Усовершенствование направлено на то, чтобы сделать и без того успешное еще лучше, это никогда не пре¬кращающаяся деятельность. Девиз управляемой эволюции: «каждое успешное новое изделие — это ступень к следующему изделию». 3. Методы управления рисками в инновационной деятельности


Избежать полностью риска в инновационной деятельности невозможно, так как инновации и риск – две взаимосвязанных категории. Одним из способов снижения инновационного риска является диверсификация инновационной деятельности, состоящая в распределении усилий разработчиков (исследователей) и капиталовложений для осуществления разнообразных инновационных проектов, непосредственно не связанных друг с другом. Если в результате наступления непредвиденных событий один из проектов будет убыточен, то другие проекты


могут оказаться успешными и будут приносить прибыль. Однако, на практике диверсификация может не только уменьшать, но и увеличивать риск инновационной деятельности в случае, если предприниматель вкладывает средств в инновационный проект, который направлен в ту область деятельности, в которой его знания и управленческие способности ограничены. Передача (трансфер) риска путем заключения контрактов – следующий метод снижения риска инновационной


деятельности. Если проведение каких-либо работ по инновационному проекту слишком рискованно и величина возможного риска неприемлема для инновационной организации, она может предать эти риски другой организации. Передача риска выгодна как для стороны передающей (трансфера), так и для принимающей (трансфери) в случае, если:  потери, которые велики для стороны, передающей риск, могут быть незначительны для стороны, риск на себя принимающей;  трансфери может находиться в лучшей позиции для


сокращения потерь или контроля за хозяйственным риском. Передача риска инновационной деятельности, как правило, производится путем заключения следующих типов контрактов:  строительные контракты (все риски, связанные со строительством, берет на себя строительная организация)  аренда машин и оборудования (лизинг)  контракты на хранение и перевозку грузов  контракты продажи, обслуживания, снабжения (соглашение о снабжении


организации материалами, сырьем, необходимыми для реализации инновационного проекта, на условиях поддержания неснижаемого остатка на складе; аренда оборудования, используемого для осуществления проекта, с гарантией его технического обслуживания и технического ремонта; гарантия поддержания производительности определенных технических характеристик используемого оборудования; договора на сервисное обслуживание техники, необходимой для инновационной деятельности);  договор факторинга (финансирование под уступку денежного


требования – передача организацией кредитного риска позволяет получить гарантию на получение всех платежей, уменьшая таким образом кредитный риск организации);  биржевые сделки, снижающие риск снабжения инновационного проекта в условиях инфляционных ожиданий и отсутствия надежных оперативных каналов закупок (приобретение опционов и фьючерсов на закупку товаров и услуг, необходимых для осуществления проекта, цена на которые в будущем может увеличиться). Важнейшим методом снижения рисков инновационной деятельности


является их страхование. Страхование – система экономических отношений, включающая образование специального фонда средств (страхового фонда) и его использование для преодоления и возмещения разного рода потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями (страховыми случаями) - путем выплаты страхового возмещения. Страхуемый вид риска характерен для таких чрезвычайных ситуаций, когда существует статистическая закономерность их возникновения, т.е. определена вероятность убытка.


С помощью страхования инновационная организация может минимизировать практически все имущественные, а также многие политические, кредитные, коммерческие и производственные риски. Вместе с тем страхованию, как правило, не подлежат риски, связанные с недобросовестностью партнеров. Данный метод минимизации риска имеет ряд ограничений:  высокий размер страхового взноса, устанавливаемый организацией при заключении договора страхования  некоторые риски не принимаются


к страхованию (если вероятность наступления рискового события очень велика, страховые организации либо не берутся страховать данный вид риска, либо вводят непомерно высокие платежи). В некоторых случаях наиболее эффективной возможностью избежать негативных последствий или снизить уровень риска в инновационной деятельности являются прямые управленческие воздействия на возможные управляемые факторы риска. Такие, как:  анализ и оценка инновационного проекта;  проверка


предполагаемых партнеров по инновационному проекту;  планирование и прогнозирование инновационной деятельности;  подбор персонала, участвующего в осуществлении инновационной деятельности и т.д. Большое значение для снижения инновационного риска играет организация защиты коммерческой тайны в организации. Выбор конкретного пути минимизации риска в инновационной деятельности зависит от опыта руководителя и возможностей инновационной организации.


Однако для достижения более эффективного результата, как правило, используется не один, а совокупность методов минимизации рисков на всех стадиях осуществления проекта. Методы управления рисками Группа методов компенсации рисков  стратегическое планирование деятельности организации  активный маркетинг  прогнозирование внешней среды  мониторинг социально-экономической и правовой среды  создание системы резервов


Группа методов распределения рисков  диверсификация видов деятельности  диверсификация сбыта и поставок  диверсификация кредиторской задолженности  диверсификация инвестиций  распределение ответственности между участниками  распределение рисков во времени Группа методов локализации рисков  создание организаций, использующих венчурное финансирование  создание специальных подразделений для выполнения рисковых проектов


Группа методов ухода от рисков  отказ от ненадежных партнеров  отказ от рискованных проектов  страхование различных видов рисков  поиск гарантов Рис. 1. Методы управления рисками 4. Методы оценки коммерческих рисков в инновационной деятельности Метод экспертных оценок В качестве экспертов могут выступать отдельные специалисты, подразделения организации, НИИ. Проектоустроители разрабатывают анкету для экспертов с четко сформулированными вопросами; после


обработки полученной информации результаты обрабатываются с точки зрения количественной оценки проектных рисков. В некоторых случаях возможна повторная экспертиза с привлечением других экспертов. Метод использования аналогов Осуществляется постоянный контроль за реализацией проекта с точки зрения выявления потерь (рисков) и при реализации аналогичных проектов в будущем эти оценки могут помочь при определении уровня риска нового проекта. Метод статистической оценки


Близок к методу использования аналогов, но использует иные методы расчета. При этом необходимо иметь статистику. Пример: Всего случаев (ед / %) В том числе по областям риска 1 2 3 4 5 100 ед / 100% 0 / 0% 5 / 5% 15 / 15% 25 / 25% 55 / 55% Итого 100 / 100% Выделяют несколько областей риска и располагают их по величине потерь инвестора: 1 – безрисковая 2 – область минимального риска 3 – область повышенного риска 4 – область критического


риска 5 – область недопустимого риска Затем суммарным (кумулятивным) итогом в каждой области откладывают частотные попадания потерь накопленным итогом. Аналитические методы оценки проектных рисков - вычисление и анализ критериев: Критерии: - чистый дисконтированный доход (ЧДД). По величине ЧДД судить о проектном риске невозможно. Риск можно оценить по профилю денежного потока. Капиталом риска называется максимальная отрицательная


разность выгод и затрат по проекту. - использование нормы дисконта. - срок возврата капитала. Чем больше срок возврата капитала, тем выше риск. - определение средней за период минимальной цены единицы продукции (например: тонны нефти), обращающей ЧДД в ноль (эта цена определяется из уравнения ЧДД). Например: Проект А Проект Б Ц проекта 200 700 Ц минимальная 190 500 ∆ 10 200


Проект А более рискованный, так как изменение цены на 10 руб. приводит к тому, что ЧДД = 0. У проекта В – запас прочности больше. - построение диаграммы чувствительности (критериев к изменению переменных параметров): Это один из наиболее распространенных методов анализа риска, критериев эффективности к изменению переменных параметров, составляющих часть выгод/затрат. Анализ чувствительности призван дать анализ того, на сколько изменится эффективность проекта при определении


изменения одного из исходных параметров проекта (выручки, добычи, цены, капитальных вложений, налоги, объем продукции). Чем сильнее зависимость критериев эффективность от изменения этих параметров, тем выше риск. Анализ чувствительности может применяться как для определения факторов в наибольшей степени влияющих на эффективность проекта, так и для сравнительной оценки рисков проекта. Наибольшую опасность представляют факторы, которыми предприятие не может управлять – цена, налоги.


Недостатки этого метода:  не учитывает связи, существующие между переменными параметрами;  не определен возможный диапазон изменения переменных параметров;  не определены вероятности нахождения переменных параметров в возможных диапазонах. В дополнение к этой диаграмме рекомендуется построить график определения точки безубыточности. - использование аппарата математической статистики: Оценка рисков по сравнительным проектам производится в 3 этапа:


1. определение математического ожидания какого-либо критерия; 2. определение дисперсии (разброса) какого-либо критерия. Дисперсия – это математическое ожидание квадрата отклонения случайной величины от ее математического ожидания. По дисперсии можно судить о величине риска. 3. определение среднеквадратичного отклонения. Чем больше дисперсия и следовательно среднеквадратичное


отклонение, тем выше риск проекта. - метод построения сценария развития проекта: при этом строятся и анализируются: - КП – крайне пессимистический сценарий - УП – умеренно пессимистический сценарий здесь есть риск - Б – базовый (реалистический) сценарий - О – оптимальный сценарий (не связанный с рисками) - метод Монте-Карло: Это метод математического моделирования.


При построении сценариев используются не сами переменные параметры, а их математические ожидания, определяемые для непрерывной величины. Заключение В заключение следует отметить, что поддержка инновацион¬ного предпринимательства является одним из приоритетных направлений государственной научно-технической и эконо¬мической политики во всех странах с развитой рыночной эко¬номикой. Инновационная деятельность является весьма рисковой, учитывая высокую степень неопределенности, часто невоз¬можности доведения конструкторских и технологических


раз¬работок до практического внедрения и получения соответст¬вующих коммерческих и финансовых результатов. В работе были даны определения основным понятиям и терминам, таким как «инновация», «инновационная деятельность», «инновационный менеджмент» и т.п которые близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Основная часть работы посвящена рассмотрению рисков в инновационной деятельности.


Автор попытался классифицировать и охарактеризовать факторы рисков и критерии их оценки, а также методы оценки коммерческих рисков в инновационной деятельности и пути их минимизации. Ограниченный объем работы не позволил более подробно рассмотреть особенности, методы анализа и оценки коммерческих рисков инновационных проектов. Сделан вывод, что риск в инновационной деятельности можно определить как вероятность потерь, которые могут возникнуть инновациях, и, следовательно, в конечном


счете являются коммерческими. Литература 1. Афонин И.В. Управление развитием предприятия: Стратегический менеджмент, инновации, инвестиции, цены. – М.: Дашков и Ко, 2002. 2. Баркер А. Алхимия инноваций. – М.: Вершина, 2003. 3. Валдайцев С. В. Оценка бизнеса и инноваций. – М.: Филинъ, 1997. 4. Донцова Л.В. Инновационная деятельность: состояние, необходимость государственной


поддержки, налоговое стимулирование // Менеджмент в России и за рубежом. – 1998 № 3. 5. Дракер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы М.: СП «Бук Чембер Интернешнл», 1992. 6. Игнатовская П. Инновации и экономический рост // Российский экономический интернет-журнал. – 2002 № 1. 7.


Инновационный менеджмент // Под ред. С.Д.Ильенковой М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1999. 8. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: - Ростинтер, 1996. 9. Кристенсен К.М Рейнор М. Решение проблемы инноваций в бизнесе: Как создать растущий бизнес и успешно поддерживать его рост. – М.: Альпина, 2004. 10. Николаева И.П. Ресурсы инноваций: организационный, финансовый, административный.


– М.: ЮНИТИ, 2003. 11. Остапюк С.Ф. Инновации и экономический рост / Под ред. проф. К.И.Микульского М.: Наука, 2003. 12. Павлючук Ю.Н Козлов А.А. Эффективное управление инновационными проектами // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002 № 4. 13. Ривкин С Сейтель Ф. Мудрая идея: От замысла к успешным инновациям:


Трансформация ваших идей в успешные инновации. – СПб.: Питер, 2002. 14. Русинов Ф Минаев Н. Система отбора и оценки инновационных проектов // Консультант директора 1996 № 23. 15. Скамай Л. Риски в инновационном предпринимательстве. // РИСК. – 1998 № 5-6. 16. Советова О.С. Инновации. Трудности и возможности адаптации. – СПб.: Издательство СпбГУ, 2004. 17. Уткин Э.А. Управление компанией


М.: ЭКМОС, 1997. 18. Уткин Э.А. Управление фирмой.  М.: Акалис, 1996. 19. Уткин Э.А Фролов Д.А. Управление рисками предприятия. – М.: Теис, 2003. 20. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. 21. Финансирование и кредитование инновационной деятельности / Под ред. С.В.Валадайцева С-Пб.: Издательствуво СПбУ,


1993. 22. Чернов В. А. Анализ коммерческого риска / Под ред. М.И.Баканова. – М.: Финансы и статистика, 1998. 23. Чернов В.А. Стратегический анализ инвестиций // Аудит и финансовый анализ. – 2002 № 4. 24. Чернов В. А. Управленческий учёт и анализ коммерческой деятельности / Под ред. М. И. Баканова. – М.: Финансы и статистика. – 2001. 25.


Чурсин А. Инновации и рынок. – М.: Машиностроение, 2004. 26. Шамхалов Ф.И. Проблемы развития национальной экономики: Финансы, инновации, управление: Сборник научных трудов. – М.: Экономика, 2004. 27. Шленов Ю.В. Управление инновациями: В 3 книгах. Книга. 2: Управление финансами в инновационных процессах. –


М.: Высшая школа, 2003. 28. Шумпетер Й. Теория экономического развития (исследование пред¬принимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). — М.: Прогресс, 1982. 29. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации ХХI века. – М.: Экономика, 2004. 30. Янсен Ф. Эпоха инноваций. – М.: ИНФРА-М, 2002.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.