Реферат по предмету "Психология"


Экспериментальное исследование влияния стилей педагогического общения на межличностные отноше

--PAGE_BREAK--
1.3. Зависимость межличностных отношений старших дошкольников от характера общения воспитателя с ними.

Развиваясь ребенок усваивает новые черты и формы поведения, благодаря которым он становится маленьким членом человеческого общества.

Условия развития ребенка-дошкольника существенно отличаются от условий предыдущего возрастного этапа. Значительно увеличиваются требования, предъявляемые к его поведению взрослыми. Центральным требованием становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. Растущие возможности познания окружающего мира выводят интересы ребенка за узкий круг близких ему людей, делают доступными для первоначального освоения те формы взаимоотношений, которые существуют между взрослыми в серьезных видах деятельности (учении, труде).

Ребенок включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с интересами и мнениями товарищей. На протяжении всего дошкольного возраста происходит изменение и усложнение деятельности ребенка, предъявляющей высокие требования не только к восприятию, мышлению. Памяти, но и к умению организовывать свое поведение.

Все это постепенно, шаг за шагом формирует личность ребенка, причем каждый новый сдвиг в формировании личности изменяет влияние  условий, увеличивает возможности дальнейшего воспитания.

Основной путь влияния взрослых на развитие личности детей – организация усвоения ими моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Эти нормы усваиваются ребенком под влиянием образцов и правил поведения.

Образцами поведения для детей служат прежде всего сами взрослые – их поступки, взаимоотношения. Наиболее существенное воздействие на ребенка оказывает поведение непосредственно окружающих его близких людей. Он склонен им подражать, перенимать их манеры. Заимствовать у них оценку людей, событий, вещей. Однако дело не ограничивается близкими людьми. Ребенок дошкольного возраста знакомится с жизнью взрослого многими путями – наблюдая их труд, слушая рассказы, стихи, сказки. В качестве образца для него выступает поведение тех людей, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих. Образцом поведения для ребенка может служить также и поведение сверстников, одобряемых и пользующихся популярностью в детской группе. Наконец, немалое значение имеют образцы поведения, представленные в действиях сказочных персонажей, наделенных теми или другими моральными качествами.

Решающий момент в усвоении образцов поведения, выходящих за рамки поведения окружающих ребенка людей, — та оценка, которую дают другие взрослым, детям, персонажам рассказов и сказок люди, к которым ребенок привязан, мнение которых для него наиболее авторитетно.

Дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к образцам поведения. Так, например, слушая рассказ или сказку, они обязательно стараются выяснить, кто хороший, а кто плохой, не терпят в этом отношении никакой неопределенности и нередко пытаются с этой точки зрения оценить даже неодушевленные предметы.

Взрослые обучают ребенка правилам поведения. Предъявляя детям требования и оценивая их поступки, взрослые добиваются таким образом от детей выполнения правил. Постепенно и сами дети начинают оценивать свои поступки исходя из представления о том, какого поведения ждут от них окружающие.

В младшем дошкольном возрасте дети усваивают правила, связанные с культурно-гигиеническими навыками, с соблюдением режима, правила общения с игрушками. Они не  просто подчиняются требованиям взрослых, но и сами стремятся овладеть правилом.

В среднем и особенно в старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается усвоение взаимоотношений с другими. Усложнение деятельности детей приводит к тому, что часто возникает необходимость учесть точку зрения товарища, его права и интересы. Детям нелегко усвоить правила взаимоотношений, и они нередко на первых порах применяют их формально, не понимая особенностей данного конкретного случая. Овладение правилами взаимоотношений происходит только в результате получаемого детьми в практике изменения, нарушения и восстановления этих правил.

После возникновения эмоционального отношения к самому себе как «хорошему» и первичной идентификации со своим полом у ребенка возникает новое социально необходимое образование – стремление соответствовать требованиям взрослых, стремление быть признанным. Позитивной стороной стремления быть признанным является нравственное чувство, или совесть. Совесть резюмируется в житейских отношениях между людьми в слове «должен». Нравственное формирование личности организуют знания, которые получает ребенок; нравственные привычки поведения, которые усваивает ребенок в процессе общения с окружающими людьми; эмоциональные переживания своего успеха и неуспеха во взаимоотношениях с другими людьми.

На протяжении дошкольного возраста изменяется степень осознанности, с которой дети начинают выполнять правила поведения. Дети младшего и среднего дошкольного возраста привыкают выполнять правила и обнаруживают иногда даже чрезмерную любовь к порядку, не соглашаясь с малейшим его нарушением.

К старшему дошкольному возрасту выполнение правил по привычке сменяется сознательным выполнением, основанным на понимании их значения. В этот период дети не только сами начинают подчиняться правилам, но и следят за их  выполнением другими детьми.

Большое значение в усвоении образцов и правил поведения имеет развитие у детей-дошкольников чувства гордости и чувства стыда, которые заставляют ребенка сообразовывать свои поступки с оценками и ожиданиями взрослых. Дошкольник начинает испытывать чувство гордости не только по поводу выполнения одобряемого взрослым действия, но и по поводу собственных положительных качеств (смелости, справедливости, готовности поделиться с др.). Он как бы примеривает свое поведение к положительно оцениваемым образцам, понимая, что сходство с ними даст ему основания гордиться собой.

Чувство стыда, которое в раннем детстве вызывается, как правило, прямым вмешательством взрослого, у дошкольника возникает уже и в случаях, когда он сам понимает, что поступки не так, как от него ожидали: нарушил правило, отступил от положительно оцениваемого образца. Ребенок стыдится проявляемой трусости, грубости, жадности, невежливости и т.д.

В дошкольном возрасте, как и в раннем, сохраняется эмоциональная зависимость ребенка от взрослого. Поведение взрослого постоянно обусловливает активность и деятельность ребенка.

Установлено, что в случае, если взрослый расположен к ребенку, проявляет сорадость его успеху и сопереживание его неуспеху, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия и в случае неуспеха. В условиях установления положительных взаимоотношений со взрослым ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими детьми и др. взрослыми.

Отчужденное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную  активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться или начинает фрустрировать и выплескивать свою агрессию на сверстников. Негативное отношение взрослого, которое он демонстрирует ребенку, вызывает у него типичные реакции: ребенок или стремиться преодолеть барьер отчуждения и устанавливает контакт со взрослым, или сам замыкается и стремится избежать общения.

Именно в дошкольном детстве (как ни в какой другой период) пользуется огромным авторитетом у ребенка, оказывает влияние на его психическое развитие. Среди значимых взрослых мать выступает для дошкольников самым близким человеком. Именно с ней он чаще всего общается и делится впечатлениями.

Другим взрослым, который проводит с малышом большую часть его жизни, является воспитатель детского сада. Он вместе с ним выполняет бытовые процедуры, гуляет, трудится, играет.

Отношение к воспитателю дошкольники мотивируют по-разному. Чаще дети старше 4-хлет дают общую недифференцированную оценку («Она хорошая!»). Немаловажную роль для них играет и внешний вид воспитателя («Она красивая, нарядная.»). В 5-7-летнем возрасте оценка нередко проводится по признаку личного отношения воспитателя к ребенку («Она меня не наказывает», «Она мне игрушку подарила»). У детей этого возраста появляются оценки педагога, основанные на его информированности, на присущих взрослому знаниях и умениях («Она знает много сказок», «Она умеет хорошо рисовать»). В этот же возрастной период ребенок начинает выделять и оценивать нравственные качества воспитателя («Ласковая», «Всегда строгая»). Характерно, что дети в основном дают положительную характеристику педагогу и его нравственным качествам. Негативные оценки встречаются очень редко. И даже такое качество, как строгость, рассматривается дошкольниками положительно.

В 5-7 лет, хотя и редко, у ребят встречаются оценки воспитателя с точки зрения его внимания ко всем детям  («Она нас кормит»). Малыши на протяжении всего дошкольного детства оценивают педагога с точки зрения организованной им деятельности («Она с нами играет»). И только старшие дошкольники оценивают воспитателя за доверие к ним, поддержание их самостоятельности («Разрешает книжки подклеить», «Дает дежурить в книжном уголке»).

С возрастом у детей увеличивается степень  осознанности их отношения к педагогу.

Отношение ребенка к воспитателю оценивается множеством факторов. Так, «популярные» в группе сверстников дети показывают более высокую осознанность своего отношения к воспитателю, а содержание мотивов этого отношения у них более разнообразно. Указанная особенность связана с тем, что «популярные» и «непопулярные» дети имеют разный опыт общения, воспитатель проявляет к ним неодинаковое отношение и внимание. Положительное отношение дошкольников к личности воспитателя особенно часто наблюдается при демократическом стиле руководства детской группы.

На отношение детей к личности педагога и его воспитательным воздействиям влияет эмоциональное отношение воспитателя к воспитанникам (С.Е.Кулачковская). Это может быть поощряющее отношение, которое предполагает заботливость и внимание к ребенку, преобладание в общении с ним положительных оценок  и ободряющих требований. При таком отношении педагога детям становятся понятны чувства, которые испытывает взрослый. У ребят возникают переживания, созвучные переживаниям воспитателя, инициативные действия. Дошкольники становятся особенно чувствительными к положительной оценке и сами побуждают взрослого проявлять к себе эмоциональное отношение. Они переживают ярко выраженное удовольствие от похвалы. А если воспитатель эмоционально-выразительно передает свое отношение к негативному поступку ребенка, то малыш испытывает чувство вины и в дальнейшем избегает соответствующих действий.

Формально-требовательное, холодное отношение педагога к ребенку заключается в том, что забота взрослого носит формальный характер и состоит в управлении и руководстве. Преобладают отрицательные оценки и порицательные мотивы, эмоциональная окраска которых отсутствует. Поэтому эффективность воспитания очень низкая. Эмоциональная реакция дошкольником не переносится на оцениваемый поступок или действие. Воспитатель подавляет инициативность детей и их желание действовать. Дети отрицательно реагируют не только на педагога, но и на детский сад в целом.

Непоследовательный тип отношения к воспитанникам характеризуется неуравновешенными эмоциональными проявлениями, нестабильными требованиями, отсутствием контроля за выполнением своих распоряжений. Поведения детей такой воспитатель оценивает ситуативно, в зависимости от своего настроения, и слишком личностно, опираясь не на поступок, а на собственные симпатии и антипатии. Дети стараются заслужить расположение воспитателя, но такое стремление угасает, поскольку не получает постоянной поддержки педагога. В одних ситуациях он замечает и выделяет старания малышей, а в других игнорирует. Значимость оценок воспитателя для детей резко снижается. Дошкольники избегают прямых контактов с ним, не проявляют инициативы и активности в общении.

Таким образом, переживания оценки взрослого у ребенка формируется только в том случае, если он чувствует себя объектом  внимания и уважения со стороны педагога. Эмоциональное отношение воспитателя к ребенку определяет характер эмоциональных переживаний воспитанников. Существенную роль играет экспрессивная сторона этих отношений, помогающая дошкольнику адекватно воспринять педагогическое воздействие. В то же время ребенок принимает воспитателя за нравственный образец независимо от эмоциональной привлекательности педагога. Такое подражание у дошкольников личностно осмысленно и не является простым копированием воспитателя. Они выделяются у взрослого поведенческие штампы, свидетельствующие о его власти. Так, изображая воспитателя, они садятся на стул, повторяют его жесты. Ролевой стереотип воспитателя в глазах воспитанников характеризуется также ореолом «неповторимости». Они приписывают педагогу особую проницательность. То, как воспитатель оценивает поступки детей, недостатки их поведения, воспринимается дошкольниками некритически.

Воспитатель выступает и как носитель «сверхконтроля». Дети чувствуют себя постоянно «на виду» у педагога, переживая открытость, постоянную вероятность подвергнуться воздействиям взрослого, его способности «все увидеть и оценить». Однако идеализируется малышами не столько конкретное лицо, сколько социальная функция педагога.
Выводы по главе 1.

В условиях общественного дошкольного воспитания, когда ребёнок постоянно находится с другими детьми, вступает сними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребёнок приобретает первые навыки поведения в коллективе, устанавливает взаимоотношения с окружающими, которые являются не наставниками, а равными ему  участниками совместной жизни и деятельности. Оценка со стороны группы особенно важна для детей, начиная с 4-5-летнего возраста. Они стараются воздерживаться от поступков, вызывающих неодобрение сверстников, заслужить их положительное отношение. Результаты ряда исследований показывают, что общение ребенка со сверстниками может возникнуть и развиваться только на основе общения со взрослыми.

         В настоящее время можно обнаружить довольно большое разнообразие представлений о природе стиля педагогического общения.

Стиль педагогического общения есть проявление целостной личности педагога как субъекта профессионального общения.

 Классификация основных стилей педагогического общения была введена немецким ученым К.Левиным: авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле между членами группы царит вражда, особенно заметная на фоне покорности руководителю и даже заискивания перед ним.

При демократическом стиле учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но и сближаются между собой в личностно отношении.

Таким образом, уровень детских отношений во многом будет определяться содержанием, формами и способами общения педагога дошкольниками. По всей видимости, в группе детского сада, где у воспитателя в общении с дошкольниками преобладают жесткие императивные формы общения(приказ, распоряжение, указ)  и отмечается превалирование негативных оценочных обращений над позитивными, существуют менее благоприятные условия для формирования гуманных, доброжелательных взаимоотношений. В то время как  в группах воспитателей, для общения которых характерны в основном мягкие, оптативные формы общения (предложение, совет, просьба и т.д.) и большая доброжелательность в оценках, уровень межличностных отношений детей будет более высокий.
Глава 2.  Экспериментальное исследование влияния стилей педагогического общения на межличностные отношения в коллективе старших дошкольников.
2.1. Исследование зависимости межличностных отношений от стиля педагогического общения.

Эксперимент проводился на базе МДОУ «Рябининский детский сад». В эксперименте принимали участие дети и воспитатели старшей и подготовительной групп. Количество детей – 36человек, воспитателей – 3 человека.

Для изучения межличностных отношений дошкольников в группах были проведены социометрические методики: «Выбор в действии», «Выбор товарища по парте». Для определения стилей педагогического общения у воспитателей – «Диагностика стилей педагогического общения».
«Методика выбор в действии».

Цель методики – изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста. Данная методика является одним из детских вариантов социометрической методики. Процедура её проведения следующего содержания:

«Оцени эти три предмета по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы их иметь у себя. На первое место поставь наиболее желаемый для детей предмет, на второе – чуть менее желательный, на третье – оставшийся. Теперь выбери из своей группы трех детей, которым ты хотел бы подарить эти предметы, назови их и отдай им эти предметы. Самый привлекательный предмет ты должен отдать тому, кого любишь больше всех, чуть менее привлекательный – тому, кто у тебя стоит на втором месте, а последний – тому, кого по симпатиям к нему ты поставил бы на третье место.»

После того как все дети раздадут имеющиеся у них предметы товарищам по группе, экспериментатор определяет кто, сколько и какие предметы получил.

В соответствии с количеством полученных предметов определяется социометрический статус ребёнка в группе при помощи формулы:
С=К/(
n-1)*100%

Где С – статус ребенка в группе, в системе взаимоотношений со сверстниками; К – количество привлекательных предметов от товарищей по группе;n— количество детей в тестируемой группе.

Основанием для выводов о статусе ребенка служат количественные данные, т.е. показатель С.
Оценка результатов.

10 баллов – показатель С ребенка равен 100%.

8-9 баллов – показатель С ребенка находится в пределах от 80% до 99%.

6-7 баллов – показатель С ребенка в интервале от 60% до 79%.

4-5 баллов – показатель С в пределах от 40% до 59%.

2-3 балла – показатель С располагается в пределах от 20% до 39%.

0-1 балл – показатель С находится в интервале от 0% до 19%.
Выводы об уровне развития.

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.
«Выбор товарища по парте».

Цель методики – изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста.

Дошкольникам предлагается выбрать себе соседа по парте.

Инструкция:

«Назови мне пожалуйста того, с кем бы ты хотел сидеть на занятии за одной партой. Сначала назови того, с кем бы ты хотел сидеть в первую очередь; потом того, с кем бы ты хотел сидеть, если с первым не получается; потом имя того ребенка, с кем бы ты сел, если бы не удалось тебя посадить с ни с первым, ни со вторым.»

По результатам эксперимента составляется таблица.

«Диагностика стилей педагогического общения».

Инструкция: «Посмотрите каждый из вопросов теста, отмечайте «+», если согласны с ним, и символом «-», если даете отрицательный ответ. От степени объективности результатов зависит и достоверность результатов».
ОПРОСНИК.

1.                          Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке урока даже по неоднократно пройденной теме?

2.                          Предпочитаете ли вы логику изложения эмоциональному рассказу?

3.                          Волнуетесь ли вы перед тем, как оказаться лицом к лицу с классом?

4.                          Предпочитаете ли вы во время объяснения учебного материала находиться за учительским столом?

5.                          Часто ли вы используете методические приемы, которые успешно применялись вами ранее и давали положительные результаты?

6.                          Придерживаетесь ли вы заранее спланированной схемы урока (занятия)?

7.                          Часто ли вы по ходу урока (занятия) включаете в него только что пришедшие в голову примеры, иллюстрируете сказанное свежим случаем, свидетелем которого были сами?

8.                          Включаете ли вы в обсуждение темы урока (занятия) учащихся?

9.                          Стремитесь ли вы рассказать как можно больше по теме, невзирая на лица слушателей?

10.                      Часто ли вам удается удачно подшучивать на уроке (занятии)?

11.                      Предпочитаете ли вести объяснение учебного материала, не отрываясь от своих записей (конспектов)?

12.                      Выводит ли вас из равновесия непредвиденная реакция среди учащихся ( шум, гам и т.п.)?

13.                      Нуждаетесь ли вы в достаточно длительном отдыхе (5-8 мин), чтобы установить нарушенный контакт и вновь привлечь к себе внимание учащихся?

14.                      Повышаете ли вы голос, делаете ли паузу, если почувствуете невнимание к себе со стороны учащихся во время урока (занятия)?

15.                      Стремитесь ли вы, задав полемический вопрос, самостоятельно на него ответить?

16.                      Предпочитаете ли вы, чтобы учащиеся задавали вам вопросы по ходу объяснения учебного материала?

17.                      Забываете ли во время урока (занятия) о том, кто вас слушает?

18.                      Есть ли у вас привычка выбирать среди учащихся два-три лица и следить за их эмоциональными реакциями?

19.                      Выбивают ли вас из колеи скептические ухмылки учащихся?

20.                      Замечаете ли вы во время урока(занятия) изменения в настроении учащихся?

21.                      Поощряете ли вы вступать учащихся в диалог с вами во время объяснения темы урока (занятия)?

22.                      Отвечаете ли вы сразу на реплики учащихся?

23.                      Используете ли вы одни и те же жесты для подкрепления своих фраз независимо от ситуации?

24.                      Увлекаетесь ли вы монологом настолько, что вам не хватает отведенного по плану времени?

25.                      Чувствуете ли вы себя после уроков (занятий) уставшим настолько, что не в состоянии их повторить в этот же день еще раз?
Обработка и интерпретация результатов.

Подсчитайте число совпадений плюсов и минусов в соответствии с приведенным ниже ключом и определите свою тенденцию. Если общая сумма составит 80% от всех пунктов по одной модели общения, можете считать выявленную склонность стойкой.
Старшую группу МДОУ «Рябининский детский сад» посещает 18 человек, из них 10 мальчиков и 8 девочек. Воспитатель  -Щипунова Анна Иосифовна.

В старшей группе МДОУ «Рябининский детский сад» при проведении социометрических методик мы получили следующие результаты.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.