Реферат по предмету "Таможенная система"


Основные этапы принятия решения и осуществления таможенного сопровождения



19

Содержание

  • Основные этапы принятия решения и осуществления таможенного сопровождения
    • Средства идентификации товаров
    • Средства идентификации документов на товары
    • Допущение автомобильных транспортных средств по типу конструкции (сериям)
    • Свидетельство о допущении автомобильного транспортного средства к перевозке под таможенными пломбами и печатями
    • Таможенный перевозчик
    • Список использованных источников

Основные этапы принятия решения и осуществления таможенного сопровождения

В случае принятия решения о таможенном сопровождении должностное лицо таможенного органа выдает перевозчику уведомление о принятом решении о таможенном сопровождении (далее - уведомление).

Форма уведомления содержится в приложении к Положению № 788. Перевозчику выдается два частично заполненных экземпляра. Должностное лицо таможни указывает в уведомлении данные о транспортном средстве перевозчика, на котором перемещаются товары, а также о самом перевозчике. Дополнительно делаются отметки о том, какой транспорт - таможни либо перевозчика (сторонней организации) - имеется в наличии для осуществления таможенного сопровождения. Если же в таможне отправления отсутствует возможность предоставить транспорт самой таможни, то должностное лицо сообщает перевозчику при выдаче уведомления, какие организации имеют право на предоставление транспорта для осуществления таможенного сопровождения.

Перевозчик после получения уведомления должен ознакомиться с ним и проверить правильность всех сведений, указанных о нем и о его транспортном средстве.

Кроме того, если существует возможность предоставления транспорта для сопровождения, как таможней, так и сторонней организацией, перевозчик должен принять решение, какой вид транспорта он выбирает. Принятое им решение следует отразить в обоих экземплярах уведомления путем проставления крестиков в соответствующих графах уведомления и заверить его указанием своих данных. Один экземпляр уведомления перевозчик возвращает должностному лицу таможни.

Если перевозчик принял решение, что таможенное сопровождение будет осуществляться на транспорте сторонней организации, то ему необходимо заключить гражданско-правовой договор с такой организацией. Последняя должна иметь право на занятие транспортно-экспедиционной деятельностью.

Обратим внимание, что право на занятие транспортно-экспедиционной деятельностью подтверждается наличием у организации лицензии. Положение о лицензировании транспортно-экспедиционной деятельности утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003 № 1388.

После заключения договора со сторонней организацией перевозчик должен представить должностному лицу копию договора.

Затем должностное лицо таможни осуществляет расчет суммы таможенных сборов за таможенное сопровождение.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 13.07.2006 № 443 "О таможенных сборах" сборы за таможенное сопровождение товаров исчисляются за каждый полный и неполный час в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется таможенное сопровождение:

при использовании транспорта, представляемого перевозчиком, ставка сбора составляет в эквиваленте 5 евро;

при использовании одного транспортного средства, предоставленного таможней, - в эквиваленте 20 евро;

при использовании двух транспортных средств, предоставленных таможней, - в эквиваленте 40 евро.

Пример расчета

Таможенное сопровождение будет осуществляться с использованием транспорта, представляемого перевозчиком, в течение четырех часов, следовательно, сумма сбора за таможенное сопровождение составит:

5 х 4 = 20 (в эквиваленте евро)

После представления перевозчиком подтверждения уплаты таможенного сбора за таможенное сопровождение должностное лицо таможни выдает разрешение на таможенный транзит.

Необходимо обратить внимание, что таможенные органы не возмещают перевозчику расходы, понесенные им в связи с осуществлением таможенного сопровождения.

Количество специальных транспортных средств, осуществляющих таможенное сопровождение, рассчитывается исходя из следующего:

при таможенном сопровождении одного объекта сопровождения применяется одно транспортное средство;

при таможенном сопровождении двух и более объектов сопровождения применяются, как правило, два транспортных средства.

Специальное транспортное средство - автомобильное транспортное средство, имеющее специальные надписи и (или) цветографическую окраску, указывающие на то, что автомобильное транспортное средство используется для целей таможенного сопровождения (п.1 Положения № 788).

Объект сопровождения - автомобильное транспортное средство, перевозящее товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, в отношении которого осуществляется таможенное сопровождение (п.1 Положения № 788).

В процессе сопровождения транспортного средства наряд (должностное лицо или группа должностных лиц таможенного органа) осуществляет контроль за соблюдением перевозчиком таможенной процедуры таможенного транзита и принимает меры по недопущению ее нарушения, а при остановках проверяет состояние средств идентификации.

Согласно п.2 ст.110 ТК основными средствами идентификации товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, являются таможенные пломбы и печати, наложенные таможенным органом отправления на транспортное средство, либо наложенные на него таможенные пломбы таможенных органов иностранных государств.

Определенной спецификой отличаются действия перевозчика и наряда в случае аварии транспортного средства, действий непреодолимой силы либо иных причин, не позволяющих транспортному средству двигаться дальше.

Наряд при наступлении таких обстоятельств должен сообщить об этом в таможенный орган отправления и таможенный орган, в зоне оперативной деятельности которого произошли данные обстоятельства. При необходимости из таможни, в зоне деятельности которой произошли подобные обстоятельства, отправляются должностные лица в помощь наряду.

В течение трех часов требуется предпринять соответствующие меры по устранению названных причин. Если по истечении этого времени транспортное средство не может двигаться дальше, то перевозчик обязан обеспечить перевозку объекта сопровождения в ближайший таможенный орган или в иное место, указанное таким таможенным органом.

Если в процессе таможенного сопровождения объект сопровождения скрылся, то наряд информирует об этом факте органы внутренних дел и продолжает следование с остальными объектами сопровождения либо возвращается в таможенный орган отправления, если сопровождение осуществлялось в отношении одного объекта. Таможенное сопровождение завершается при размещении объектов сопровождения в зоне таможенного контроля таможенного органа назначения либо того таможенного органа, куда объекты сопровождения были доставлены после аварии, действий непреодолимой силы или иных обстоятельств во время следования, не позволивших объекту сопровождения продолжить движение. Для того чтобы обнаружить следы изъятия, вложения товаров в транспортное средство или совершения с товарами каких-либо операций при осуществлении перевозки товаров в соответствии с ТТ, таможенные органы применяют средства идентификации товаров и документов на них.

Средства идентификации товаров

Основными средствами идентификации товаров согласно п.2 ст.110 ТК являются таможенные пломбы и печати.

Различают таможенные пломбы и печати двух видов, в зависимости от того, какие таможенные органы их наложили:

1) таможенные пломбы, наложенные таможенным органом отправления Республики Беларусь на транспортное средство;

2) таможенные пломбы, наложенные таможенными органами иностранных государств.

Пунктом 3 ст.110 ТК установлено, что таможенные пломбы таможенных органов иностранных государств не могут быть использованы (признаны), если:

таможенные пломбы признаются таможенным органом отправления (Республики Беларусь) недостаточными или ненадежными в соответствии с критериями, определенными п.1 ст.111 ТК;

таможенный орган отправления проводит таможенный досмотр товаров (то есть таможенные пломбы таможенных органов иностранных государств повреждаются и потому не могут быть использованы впоследствии).

Если же таможенные органы Республики Беларусь признали таможенные пломбы таможенных органов иностранных государств, то к ним применяются те же нормы, что и к таможенным пломбам таможенных органов Республики Беларусь, установленные п.2 ст.303 ТК: средства идентификации могут уничтожаться или изменяться (заменяться) только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, когда существует реальная угроза уничтожения, утраты или существенной порчи товаров.

Таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении, уничтожении или о повреждении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы. Об изменении, удалении, уничтожении или о замене средств идентификации таможенным органом составляется акт по форме, установленной приложением 10 к постановлению ГТК от 30.06.2007 № 72. В названном акте излагаются сведения об обстоятельствах, повлекших за собой изменение, удаление, уничтожение или замену средств идентификации, о транспортном средстве (марка и номер государственной регистрации), о товарах, перевозимых на данном транспортном средстве в рамках ТТ (наименование и описание товаров, упаковки и т.п.), а также о средствах идентификации, примененных взамен предыдущих.

За нарушение средств идентификации, наложенных таможенными органами, без разрешения таможенных органов и при отсутствии реальной угрозы уничтожения, утраты или существенной порчи товаров, ст.14.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Санкция по указанной статье приведена в таблице.

Лицо

Санкция (штраф в размере)

1. Физическое лицо

от 6 до 20 базовых величин

2. Индивидуальный предприниматель

от 6 до 50 базовых величин

3. Юридическое лицо

до 200 базовых величин

Если же использовать основные средства идентификации товаров не представляется возможным, то таможенный орган отправления применяет иные средства идентификации путем:

нанесения цифровой, буквенной или иной маркировки, идентификационных знаков, наложения таможенных пломб и печатей на отдельные грузовые места;

проставления штампов;

взятия проб и образцов;

описания товаров;

составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, видеозаписей, иллюстраций товаров.

Обратим внимание на не менее важную норму, закрепленную в п.7 ст.110 ТК, согласно которой в качестве средств идентификации товаров таможенный орган может признавать пломбы отправителя товара, перевозчика (экспедитора), а также чертежи, масштабные изображения, фотографии, видеозаписи, иллюстрации товаров, в том числе транспортных средств, представленные перевозчиком (экспедитором).

Например, таможенные органы признают пломбы, наложенные лицами, обладающими статусом "Добросовестный участник ВЭД".

В соответствии с подп.2.4 п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 № 40 данной категории лиц по их запросу таможенный орган, в зоне оперативной деятельности которого находится такое лицо, может выдать пломбираторы либо иные используемые таможенными органами приспособления для наложения средств идентификации на товары и транспортные средства, уполномочив такое лицо налагать средства идентификации на товары и транспортные средства, представляемые к таможенному оформлению этим лицом, загрузка которых осуществлялась в присутствии специально созданной этим лицом комиссии с составлением акта комиссионной загрузки и перевозка которых по таможенной территории Республики Беларусь для их вывоза за пределы такой территории будет осуществляться под таможенным контролем.

Средства идентификации документов на товары

Пунктами 8 и 9 ст.110 ТК установлено, что в таможенных целях таможенные органы применяют средства идентификации в отношении транспортных (перевозочных) документов, а также имеющихся у перевозчика коммерческих документов на товары путем:

проставления на документах печатей и (или) штампов;

нанесения специальных марок, наклеек, специальных защитных приспособлений;

помещения документов, необходимых для таможенных целей, в грузовые отделения транспортных средств, на которые налагаются таможенные пломбы, печати или на которых проставляются штампы;

помещения документов, необходимых для таможенных целей, в сейф-пакеты.

В отношении последнего пункта поясним, что сейф-пакеты предназначены для защиты конфиденциальных документов, ценных бумаг, денег и драгоценных металлов при перевозке и хранении от несанкционированного доступа к ним и содержат специальные средства защиты. Данные пакеты основаны на исключительных свойствах материала и качествах клеящего вещества, устойчивы к различным погодным условиям, перепадам температур и воздействию органических растворителей.

Как уже было сказано, основными средствами идентификации товаров являются таможенные пломбы и печати, наложенные таможенным органом отправления на транспортное средство, либо наложенные на него таможенными органами иностранных государств.

Ключевым моментом в перевозке товаров под таможенным контролем под таможенными пломбами и печатями является требование п.6 ст.110 ТК, согласно которому наложение таможенным органом отправления таможенных пломб и печатей на транспортное средство применяется при соблюдении условий, определенных ст.111 ТК.

В силу норм п.1 ст.111 ТК транспортные средства для допущения к перевозке под таможенными пломбами и печатями должны быть сконструированы и оборудованы таким образом, что:

1) таможенные пломбы и печати могут быть наложены простым и надежным способом;

2) товары не могут быть извлечены из опломбированной части грузовых помещений транспортного средства или вложены в них без оставления видимых следов их вскрытия либо без повреждения таможенных пломб и печатей;

3) в грузовых помещениях транспортных средств отсутствуют потайные места для сокрытия товаров;

4) все места в транспортном средстве, предназначенные для размещения в них товаров, легко доступны для таможенного осмотра.

Итак, транспортные средства должны быть допущены таможенными органами к процедуре перевозки под таможенными пломбами и печатями. Транспортные средства могут допускаться к процедуре перевозки под таможенными пломбами заблаговременно и незаблаговременно.

Если в отношении транспортного средства не получено заблаговременное допущение к процедуре перевозки под таможенными пломбами и печатями, то решение о таком допущении принимает таможенный орган отправления в день обращения заинтересованного лица.

Порядок заблаговременного допущения транспортных средств к процедуре перевозки под таможенными пломбами и печатями определен Положением о порядке выдачи свидетельства о допущении транспортного средства к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями и его форме, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.2007 № 982 (далее - Положение № 982).

Положение № 982 устанавливает, каким образом могут быть допущены к процедуре перевозки под таможенными пломбами и печатями автомобильные транспортные средства и контейнеры. Допущение осуществляется, если автомобильные транспортные средства соответствуют техническим требованиям, определенным Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14 ноября 1975 года (далее - Конвенция МДП), а контейнеры - техническим требованиям, которые установлены Таможенной конвенцией, касающейся контейнеров, от 2 декабря 1972 года (далее - Конвенция о контейнерах).

Приложение 2 к Конвенции МДП и приложение 4 к Конвенции о контейнерах определяют следующие технические требования к грузовым отделениям транспортных средств и контейнерам соответственно:

1) составные элементы (стенки, пол, двери, крыша, стойки, рамы, поперечные элементы и т.д.) должны соединяться либо с помощью приспособлений, которые не могут быть сняты снаружи и вновь поставлены на место без оставления видимых следов, либо с помощью методов, обеспечивающих такую конструкцию, которая не может быть изменена без оставления видимых следов;

2) двери и прочие системы закрывания (включая запорные краны, крышки лазов, фланцы и т.д.) должны иметь приспособление, на которое могли бы быть наложены таможенные пломбы и печати. Это приспособление должно быть таким, чтобы его нельзя было снять снаружи и вновь поставить на место без оставления видимых следов и чтобы двери и запирающие устройства не могли открываться без нарушения таможенных пломб и печатей. Последние должны быть соответствующим образом защищены;

3) в случаях, когда внутренняя обшивка покрывает грузовое отделение или контейнер на всю его высоту от пола до потолка, или в тех случаях, когда пространство между обшивкой и внешней стенкой полностью закрыто, необходимо, чтобы внутренняя обшивка крепилась таким образом, чтобы ее нельзя было снимать и возвращать на место без оставления видимых следов;

4) во всех случаях, когда в грузовом отсеке или контейнере имеются полые пространства, необходимо обеспечить, чтобы количество таких пространств было ограничено до минимума и чтобы эти пространства были легко доступны для таможенного контроля;

5) устройство окон допускается только при условии, что они сделаны из достаточно прочных материалов и не могут сниматься снаружи и вставляться обратно без оставления видимых следов;

6) вентиляционные и дренажные отверстия должны быть снабжены устройством, препятствующим доступу внутрь. Это устройство должно быть такой конструкции, чтобы его нельзя было снять снаружи и вновь поставить на место без оставления видимых следов.

Пункт 3 Положения № 982 предусматривает следующие виды допущения транспортных средств к перевозке под таможенными пломбами и печатями:

Остановимся подробнее на процедуре допущения и ее особенностях для каждого вида транспортных средств.

Допущение автомобильных транспортных средств в индивидуальном порядке

Для получения свидетельства о допущении собственнику или владельцу транспортного средства необходимо обратиться в таможенный орган, в зоне оперативной деятельности которого он находится или постоянно проживает.

Напомним в этом контексте некоторые нормы гражданского законодательства.

Собственнику в соответствии с п.1 ст.210 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) принадлежат права владения, использования и распоряжения своим имуществом.

Под владением понимается фактическое обладание вещью, которое предоставляет возможность для владельца непосредственно воздействовать на вещь. Право владения вещью (имуществом) - одно из правомочий собственника (п.1 ст.210 ГК), иного владельца вещи (имущества), которому она принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п.1 ст.276 ГК и п.1 ст.277 ГК) либо по другим основаниям.

Таким образом, согласно п.4 Положения № 982 собственник или владелец подает в таможенный орган заявление в произвольной форме и представляет автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп для осмотра порожним. К заявлению должны быть приложены следующие документы:

1) два экземпляра бланков свидетельства о допущении автомобильного транспортного средства, прицепа, полуприцепа к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями (далее - свидетельство). Форма свидетельства определена в приложении 1 к Положению № 982. При представлении в таможенный орган в бланке свидетельства должны быть заполнены графы 1-6, где указываются основные сведения о транспортном средстве: регистрационный номер, тип транспортного средства, номер шасси, марка или наименование изготовителя. Кроме того, указывается количество приложений и прочие сведения о транспортном средстве.

Пример заполнения заявителем граф 1-6 свидетельства:

Для получения допущения в таможенный орган представляется грузовой фургон "Фольксваген Кэдди" грузоподъемностью 550 кг. В данном случае графы 1-6 свидетельства будут выглядеть следующим образом:

1. Регистрационный номер

Registration № КА 6789

2. Тип транспортного средства

Type of vehicle Грузовой пикап

3. Шасси №

Chassis №WV1ZZZ9MN3R599786

4. Марка (или наименование завода изготовителя)

Trade mark (or name of manufacture) Фольксваген Кэдди

5. Прочие данные

Other particulars Грузоподъемность 550 кг

6. Количество приложений

Number of annexes 4 фотографии

2) чертежи, фотографии и подробное описание конструкции автомобильного транспортного средства, прицепа, полуприцепа. Приложенные чертежи, фотографии и описание должны давать полное представление о транспортном средстве. На фотографиях должно быть изображено транспортное средство спереди, сзади, слева, справа, а также места для наложения таможенных пломб и печатей;

3) оригиналы и ксерокопии документов, подтверждающие право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или владения в отношении представленного транспортного средства.

Например, в качестве таких документов могут быть представлены договоры купли-продажи на транспортные средства;

4) оригиналы и ксерокопия свидетельства о регистрации автомобильного транспортного средства, прицепа, полуприцепа в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел.

Напомним, что Положение о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия с учета и внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2002 № 1849;

5) оригинал и ксерокопия специального разрешения (лицензии) на право осуществления перевозки пассажиров и грузов (за исключением технологических внутрихозяйственных перевозок пассажиров и грузов, выполняемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для собственных нужд) автомобильным, внутренним водным, морским транспортом, в области осуществления международных перевозок грузов автомобильным транспортом или оригинал и ксерокопия лицензионной карточки на указанное автомобильное транспортное средство.

Положение о лицензировании деятельности в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта (исключая внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд) утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003 № 1388.

После подачи согласно ч.3 п.5 Положения № 982 в тот же день заявление регистрируется таможенным органом, о чем делается отметка на документах. Затем производится сверка ксерокопий документов с оригиналами, и оригиналы возвращаются заявителю.

Далее таможенный орган производит осмотр транспортного средства и в случае его соответствия требованиям, установленным Положением № 982, выдает свидетельство. В этом случае таможенный орган заполняет графу "Кем выдано", графу 7 и указывает номер свидетельства.

В случае несоответствия транспортного средства установленным техническим требованиям таможенный орган в пятидневный срок со дня регистрации заявления (пяти рабочих дней) письменно сообщает заявителю об отказе в выдачи свидетельства с указанием причин.

Допущение автомобильных транспортных средств по типу конструкции (сериям)

В отличие от допущения в индивидуальном порядке при допущении автомобильных транспортных средств, прицепов и полуприцепов по типу конструкции (сериям) обязанность по подаче заявления и всех необходимых документов в таможенный орган лежит не на собственнике (владельце), а на изготовителе транспортных средств.

В соответствии с п.7 Положения № 982 изготовитель транспортных средств подает в таможенный орган заявление в произвольной форме и представляет одно из таких транспортных средств к осмотру. В заявлении необходимо указать вид автомобильного транспортного средства, прицепа, полуприцепа, его признаки и опознавательные цифры или буквы, которые изготовитель присваивает типу конструкции (серии) данных транспортных средств.

В заявлении изготовитель берет на себя следующие обязательства:

1) создавать таможенным органам условия для осмотра транспортных средств данной конструкции (серии) в любое время в ходе их производства;

2) информировать таможенный орган о любых изменениях в чертежах и описаниях конструкции (серии) до того, как эти изменения будут произведены;

3) на видном месте наносить на транспортные средства опознавательные цифры или буквы типа конструкции (серии) и заводской номер каждого серийно выпускаемого транспортного средства;

4) вести учет изготовленных транспортных средств данной конструкции (серии).

К заявлению необходимо приложить согласно п.8 Положения № 982:

1) два экземпляра бланков свидетельства. При представлении в таможенный орган в бланке свидетельства должны быть заполнены графы 2-4 и 8, то есть должны быть указаны тип, шасси, марка, наименование и адрес завода-изготовителя транспортных средств;

2) чертежи, фотографии и подробное описание типа конструкции (серии) автомобильного транспортного средства, прицепа, полуприцепа. Приложенные чертежи, фотографии и описание должны давать полное представление о транспортном средстве.

Выдача свидетельства в отношении представленного транспортного средства осуществляется так же, как и выдача свидетельства при допущении в индивидуальном порядке. В отношении остальных транспортных средств таможенный орган выдает свидетельство по мере поступления бланков с заполненными графами 2-4 и 8 не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления заявления в таможенный орган.

Обратим внимание, что изготовитель имеет право вносить в свидетельство требуемые сведения после его выдачи, но до момента использования транспортного средства для перевозки товаров под таможенным контролем.

Свидетельство о допущении автомобильного транспортного средства к перевозке под таможенными пломбами и печатями

Свидетельство в силу норм п.13 Положения № 982 оформляется в двух экземплярах. Один экземпляр остается у собственника (владельца) транспортного средства, а второй - следует с транспортным средством во время перевозки.

Все приложенные к свидетельству фотографии и рисунки заверяются подписью и личной номерной печатью должностного лица таможенных органов, производившего осмотр транспортного средства.

Каждые два года допущенные к перевозке под таможенными пломбами и печатями транспортные средства должны представляться в таможенный орган, в зоне оперативной деятельности которого они находятся, для проверки и продления срока действия свидетельства.

В случае изменения конструкции транспортного средства выданное в его отношении свидетельство аннулируется, в связи с чем проставляется соответствующий штамп на свидетельстве с указанием даты аннулирования. Данный штамп должен быть заверен личной номерной печатью должностного лица таможенного органа.

Если в результате осмотра допущенного транспортного средства обнаружено несоответствие установленным техническим требованиям, то должностное лицо делает отметку об обнаруженных неисправностях в графе 10 свидетельства. Такое транспортное средство должно быть приведено в необходимое состояние в максимально короткие сроки, а до этого момента не может использоваться для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями. Об устранении неисправностей должностное лицо таможенного органа делает запись в графе 11 свидетельства.

Процедура допущения контейнеров по типу конструкции (сериям) аналогичная процедуре допущения автомобильных транспортных средств, включая обязательства изготовителя и перечень необходимых документов.

В случае соответствия контейнеров установленным техническим требованиям таможенный орган выдает свидетельство о допущении. Форма свидетельства о допущении контейнеров установлена приложением 2 к Положению № 982. Оно оформляется в двух экземплярах, один из которых остается в таможенном органе, его выдавшем, а другой выдается заявителю.

Важной особенностью процедуры допущения контейнеров к процедуре перевозки под таможенными пломбами и печатями является норма п.27 Положения № 982, согласно которой до начала перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями собственник или владелец контейнеров должен прикрепить к допущенному контейнеру табличку о допущении.

Информация на табличке должна быть представлена одновременно на русском и английском либо французском языках. В связи с этим и установлены две формы таблички. Форма, содержащаяся в приложении 3 к Положению № 982, предполагает наличие сведений на русском и английском языках, а форма, содержащаяся в приложении 4, - на русском и французском.

Требуется, чтобы табличка прочно крепилась на видном месте контейнера. Размер таблички составляет 10 х 20 см. Сведения на ней должны быть выгравированы резцом, выдавлены рельефом или четко и прочно нанесены любым другим способом. На табличке должны быть указаны следующие сведения:

1) надпись "ДОПУЩЕН ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ПОД ТАМОЖЕННЫМИ ПЛОМБАМИ И ПЕЧАТЯМИ" на русском и английском (французском) языках;

2) название страны допущения, а именно Беларусь;

3) номер свидетельства;

4) опознавательный или заводской номер контейнера;

5) опознавательные цифры или буквы типа контейнера.

Перед началом перевозки под таможенными пломбами и печатями таможенный орган отправления проверяет наличие таблички на контейнере и осматривает его внешний вид на предмет соответствия установленным техническим требованиям.

Таможенный перевозчик

При анализе норм, относящихся к ТТ, нельзя обойти вниманием положения, касающиеся такой особой категории лиц, как таможенный перевозчик. Наличие у лица подобного статуса значительно облегчает для него помещение товаров под ТТ и осуществление их перевозки согласно данной процедуре. В частности, в соответствии с подп.2.2 п.2 ст.113 ТК не требуется представление обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых под ТТ, в случае перевозки товаров таможенным перевозчиком.

Итак, вначале опишем то, каким образом заинтересованное лицо может получить указанный статус. Согласно Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 № 17 (далее - Положение № 17), и Положению о лицензировании деятельности в области таможенного дела, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003 № 1355 (далее - Положение № 1355), деятельность в области таможенного дела в качестве таможенного перевозчика является лицензируемой.

Рассмотрим процедуру получения лицензии на осуществление деятельности в области таможенного дела в качестве таможенного перевозчика подробнее.

Для того чтобы претендовать на данный вид лицензии, соискатель должен соответствовать требованиям, установленным п.4 ст.115 ТК, то есть таможенным перевозчиком может быть лицо, которое:

1) осуществляет деятельность по перевозке грузов не менее двух лет;

2) имеет специальное разрешение (лицензию) на осуществление перевозки пассажиров и грузов (исключая технологические внутрихозяйственные перевозки пассажиров и грузов, выполняемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для собственных нужд) автомобильным, внутренним водным, морским транспортом, предоставляющее право на внутриреспубликанские и международные перевозки грузов, если для осуществления соответствующих перевозок требуется такое специальное разрешение (лицензия).

Отметим, что в силу положений подп.1.2.3 п.1 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.11.2007 № 7 "О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17", внесшему дополнения и изменения в Положение № 17, указанная выше перевозка называется лицензионным видом деятельности "Деятельность в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта (исключая внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд)";

3) имеет в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде, в том числе финансовой аренде (лизинге), используемые для перевозки товаров транспортные средства, в том числе транспортные средства, пригодные для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями;

4) представит поручительство банка, небанковской кредитно-финансовой организации либо иного лица об исполнении налогового обязательства таможенного перевозчика по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии со ст.122 ТК на сумму не менее 15 000 базовых величин.

В качестве поручителя могут выступать банки и небанковские кредитно-финансовые организации, включенные в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей, а иные лица - в порядке и на условиях, установленных Правительством Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь. Обратим внимание, что согласно ч.4 ст.265 ТК ГТК обеспечивает регулярное опубликование сведений о банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, включенных в реестр.

Итак, совместив требования Положения № 17 и Положения № 1355, выделим те документы, которые должен представить соискатель лицензии на осуществление деятельности в области таможенного дела в качестве таможенного перевозчика в ГТК. Данный перечень выглядит следующим образом:

1) заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и места нахождения юридического лица, указанием лицензируемого вида деятельности (работ либо услуг по данному виду деятельности), который соискатель лицензии намерен осуществлять.

В рассматриваемой ситуации определение вида деятельности выглядит так: деятельность в области таможенного дела в качестве таможенного перевозчика.

Также в отношении заявления хотелось бы отметить, что оно должно быть заверено подписью руководителя юридического лица и печатью данного юридического лица. Требования к обращениям организаций определены ч.2 п.3 Указа Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 498;

2) копии учредительных документов юридического лица, документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица, без нотариального засвидетельствования;

3) документ об уплате государственной пошлины за выдачу лицензии. Напомним, что за выдачу лицензии уплачивается государственная пошлина в размере восьми базовых величин (п.45 приложения 9 к Закону Республики Беларусь от 10.01.1992 № 1394-XII "О государственной пошлине");

4) копия специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта (исключая внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд), если для осуществления соответствующих перевозок требуется такое специальное разрешение (лицензия);

5) поручительство банка, небанковской кредитно-финансовой организации либо иного лица об исполнении налогового обязательства таможенного перевозчика по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов на сумму не менее 15 000 базовых величин (далее - поручительство);

6) копии документов, подтверждающих осуществление деятельности по перевозке не менее двух лет (выписка по счету, заверенная банком, в котором обслуживается данный соискатель лицензии, с указанием услуг по перевозке, или аудиторское заключение о финансово-хозяйственной деятельности, или копии товарно-транспортных накладных, или копии договора на оказание услуг по перевозке и др.);

7) список транспортных средств, находящихся у соискателя лицензии в его собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде, в том числе финансовой аренде (лизинге), которые он предполагает использовать для осуществления лицензируемой деятельности в качестве таможенного перевозчика, с указанием соответственно марки транспортного средства, государственного номера и номера шасси. Данный список для соискателя лицензии удобно оформлять в виде таблицы;

8) копии свидетельств о допущении транспортных средств к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями;

9) копии свидетельства о регистрации транспортного средства или технических формуляров.

В отношении подаваемых в ГТК документов важно отметить, что согласно ч.2 п.8 Положения № 17 в лицензирующий орган (которым и является ГТК) представляются оригиналы или нотариально засвидетельствованные копии, за исключением копий документов, нотариальное засвидетельствование которых не требуется (см. выше).

Заявление с приложением необходимых документов рассматривается в течение одного месяца со дня его подачи. Однако п.10 Положения № 17 определено, что указанный срок может быть продлен на период проведения проверки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

ГТК по результатам рассмотрения заявления с приложением необходимых документов, а также материалов по результатам проверки и (или) экспертизы, проведенных в силу ч.1 п.10 Положения № 17, принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче лицензии ее соискателю.

Далее целесообразно остановиться на тех специальных лицензионных требованиях и условиях, которые предъявляются к таможенному перевозчику при осуществлении им лицензируемой деятельности. В целом такие требования определены п.15 Положения № 1355. Выделим из них те, которые имеют отношение к таможенному перевозчику:

1) осуществление деятельности в соответствии с ТК и иным таможенным законодательством;

2) соблюдение законодательства о лицензировании;

3) приведение своих возможностей в соответствие с законодательством в случае его изменения.

В качестве примера приведения возможностей таможенного перевозчика в соответствие с законодательством в случае его изменения может быть появление требования в новой редакции ТК (от 04.01.2007 № 204-З), вступившей в силу 01.07.2007, о наличии у таможенного перевозчика поручительства. Порядок приведения возможностей таможенного перевозчика в соответствие с указанным требованием оговорен ч.2-4 п.2 ст.347 ТК;

4) ведение в электронном виде:

учета перевозимых товаров, находящихся под таможенным контролем;

отчетности о перевозке таких товаров таможенным перевозчиком;

5) регистрация таможенного перевозчика в таможне в течение двух недель с даты выдачи лицензии. В данном случае имеется в виду таможня, в зоне оперативной деятельности которой расположен таможенный перевозчик. Напомним, что зоны оперативной деятельности таможен определены постановлением № 742.

Остановимся подробнее на порядке ведения учета и представления отчетности для целей таможенного контроля, который определен постановлением ГТК от 31.01.2008 № 11 (далее - постановление № 11).

Таможенные перевозчики представляют в таможенные органы согласно постановлению № 11 следующие виды учетно-отчетных документов:

1) отчет о перевозимых товарах, находящихся под таможенным контролем (подп.2.2 п.2 постановления № 11). Форма данного отчета определена приложением 2 к постановлению № 11.

Отчет представляется по требованию таможенного органа на бумажном носителе в двух экземплярах и в электронном виде.

Представленный отчет должен быть подписан уполномоченным должностным лицом и заверен печатью лица, от имени которого представляется. Представление отчета осуществляется в соответствии с подп.2.2 п.2 постановления № 11 в таможенный орган, в зоне оперативной деятельности которого находится лицензиат или его обособленное подразделение (филиал);

2) регистрационные карточки таможенного перевозчика (п.5 постановления № 11). Форма данных регистрационных карточек установлена приложением 9 к постановлению № 11.

Указанные регистрационные карточки оформляются после получения лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика по одной на каждое транспортное средство в двух экземплярах. Вместе с регистрационными карточками согласно ч.3 п.5 постановления № 11 представляются документы, подтверждающие, что регистрируемые транспортные средства находятся у таможенного перевозчика в собственности, на праве хозяйственного ведения (оперативного управления), в аренде, в том числе финансовой аренде (лизинге). После представления в таможенный орган и заверения регистрационных карточек печатью таможенного органа, а также подписью его руководителя или иного уполномоченного им лица один экземпляр карточек остается в таможенном органе, а второй возвращается таможенному перевозчику.

Отметим, что если таможенный перевозчик хочет включить в состав используемых транспортных средств новое транспортное средство, то он должен представить в таможенный орган новую регистрационную карточку. Если же какое-либо транспортное средство исключается из списка используемых таможенным перевозчиком, то организация должна вернуть в таможенный орган ранее заверенную регистрационную карточку.

Список использованных источников

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г) Минск "Беларусь" 2004г.

2. Таможенный кодекс Республики Беларусь от 4 января 2007г. № 204-З. Принят Палатой представителей 7 декабря 2006 года. Одобрен Советом Республики 20 декабря 2006 года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 24.01.2007, № 17, рег. № 2/1301 от 11.01.2007)

3. Бекяшев К.Е., Волосов М.Е. Международное публичное право. Практикум. - М.: "Проспект", 2000. - 240с.

4. Козырин А.Н. Таможенное право России: Учеб. Пособие. М.: СПАРК, 2004г.

5. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М: БЕК, 2001.

6. Международное публичное право / Под ред. К.А. Бекяшева. - М.: ООО "Проспект-М", 1999. - 635с.

7. Международное публичное право / Сост. Ю.П. Бровка - Мн.: БГУ, 2003. - 99с.

8. Международное публичное право. Общая часть / Сост. А.К. Соловьев - Мн.: ФУСТ БГУ, 2003. - 192с.

9. Общая теория права: Учеб. пособие для юрид. Вузов / Под ред.А.С. Пиголкина. М., 2000г.

10. Основы таможенного дела: Учеб. Пособие в 7 вып. Вып.1: Развитие таможенного дела в России / Науч. ред. П.В. Дзюбенко. М., РИО РТА, 2001.

11. Основы таможенного дела: Учеб. Пособие в 7 вып. Вып 4: Правовое регулирование таможенного дела / Ю.В. Воробьев, Под общ. ред. В.А. Максимцева. М., РИО РТА, 2002.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Развитие института уполномоченного по правам человека в РФ
Реферат Средневековая философия 12
Реферат Рабочая учебная программа дисциплины "Правовая статистика"
Реферат Расторжение брака: условия, порядок и правовые последствия
Реферат Король-Олень. Гоцци Карло
Реферат Affirmative Action Essay Research Paper Affirmative ActionAmerica
Реферат Расследование уголовных дел
Реферат Судебная реформа 1864 г., ее прогрессивно-демократический характер
Реферат Особенности извлечения ванадия из отработанных катализаторов
Реферат Развитие и современное состояние апелляционного производства
Реферат Социология досуга молодежи в пространстве города
Реферат Астафьев и дети
Реферат Разделение властей государственного механизма
Реферат Развитие социальной сферы Республики Саха (Якутия) в 2008-2009 годы
Реферат Расходы по совершению исполнительных действий