Взаимоотношения Турции и США на современном этапе
Содержание
Введение
1. Общая оценка экономических связей между Турцией и США
2. Военно-политическое сотрудничество Турции и США
3. Современные составляющие американо-турецкогополитического диалога
4. Ядерный вопрос в отношениях Анкары иВашингтона
5. Перспективы американо-турецких отношений
Заключение
Список использованной литературы
/>Введение
Формирование и укрепление американо-турецкихотношений происходили одновременно с формированием биполярного мира, в то время,когда Британия — государство, являвшееся лидером среди западных стран в этом регионеуступала место новому мировому лидеру — Соединённым Штатам. США уделяют огромноевнимание восточному средиземноморью, и постоянно усиливает своё влияние на данномпространстве, так как турецкая республика занимает важное географическое положениемежду Европой и Азией, контролирует выход из Черного моря в Средиземное. Такое положениепозволяет назвать республику мостом между Европой и Азией, Азией и Африкой.
Турция обладает уникальным географическимположением, но не имеет собственных ресурсов для ведения войны. Отсутствие месторожденийнефти и неразвитость тяжёлой индустрии, а, следовательно, и собственного ВПК, делаютего сильно зависимым от импорта вооружений. Поэтому лидерство в регионе может бытьсохранено только в тесном взаимодействии с Западом.
Турция усиливает своё влияниена постсоветском пространстве, поддерживая национальные и сепаратистские движения,но при этом внутренняя политика государства направлена на подавление собственныхнациональных меньшинств. Все права национальных меньшинств ограничиваются их религиознымитрадициями. Возникает проблема двойных стандартов.
Основой лидерства Турции являетсяеё динамично развивающаяся экономика, построенная на западных займах и кредитах.
Турция является самым демократическимгосударством среди стран мусульманского мира. Демократические Западные ценностинаиболее успешно прижились в этой стране, хотя для этого понадобилось ряд военныхпереворотов.
Для Соединённых Штатов Турциястала плацдармом западного влияния в мусульманском мире. Механизм влияния, которыйразработан американскими специалистами, как показывает более чем полувековой опыт,оказывается успешным, несмотря на множество пессимистических взглядов по этому поводу.Вероятно, что США устраивает равновесие исламских умеренных политических сил и западныхидей, носителями которых является турецкая элита, поддерживаемая армией.
Турция в биполярном мире являласьпоследовательным сторонником и союзником США. Государство в 1952 году вступило вНАТО и до сегодняшнего момента внешнеполитическое стремление в сторону Запада остаётсяприоритетным.
Историография данной проблематикипредставлена трудами авторов советского периода, российскими, зарубежными исследователями,политологами и дипломатами.
Монографии и по турецкой проблематикеможно разделить на несколько частей, в зависимости от периода и от оценки происходящихсобытий.
С 1945 по 1965 годы в отечественнойисториографии высказываются общие негативные взгляды по поводу развития страны,американо-турецких отношений и в целом внешней политики Турции. Политика кабинетаи президента Турции характеризуется как антинародная, антинациональная. СтремлениеТурции к интеграции в западные структуры рассматривается как политика реакционныхкругов внутри Турции. Это и понятно: начиналась «холодная война» и советскиеучёные рассматривали Турецкую республику, прежде всего, как члена враждебного агрессивногоблока[1].
американский турецкий ядерный взаимоотношение
С середины 60-х годов и до середины80-х годов начинается новый этап в изучении истории Турции, который характеризуетсяболее гибким рассмотрением турецкой внутренней и внешней политики. Рассматриваетсянациональная проблема, проблемы экономического развития, военного сотрудничествас Западом. Особой темой становится «потепление» в советско-турецких отношениях,которому предшествовал Кипрский кризис 1964-1965 годов. Турецкая элита воспользоваласьразногласиями, возникшими с США, и использовала их для дипломатического флирта сСССР. Советский Союз занимал умеренную позицию в Кипрском вопросе, выступая противэносиса, то есть присоединение острова к Греции[2].
Проблематика внешней политикиТурции в той или иной степени была отражена в монографии западного политолога, профессораСассекского университета П. Кальвокоресси[3].
Проблемы влияния внутриполитическихфакторов на внешнюю политику Турции исследованы в статьях и публикациях В.И. Данилова,Б.М. Поцхверия, Н.Г. Киреева[4].
В период с начала 2000-х гг. продолжается современный этап изученияполитико-экономических отношений Турецкой Республики и США. Данный период связанс именами А.А. Гурьева, М.П. Гучанина, В.К. Егорова и др[5].
/>1. Общая оценка экономическихсвязей между Турцией и США
Оценивая торгово-экономические связи между Турцией и США, следуетзаметить, что, несмотря на солидную договорно-правовую базу и на наличие большогоколичества двусторонних комиссий и платформ, турецко-американские отношения имелидостаточно сильный уклон в область военно-технического сотрудничества и безопасности.
С учетом того, что США — крупнейший инвестор за пределами своихграниц (2,8 трлн. долл. в 2007г.), а доля Турции составляет «всего» 10млрд. долл. на 2008г., неудовлетворенность турецкой стороны и желание привлечь большеинвестиций понятны. Половина инвестиций сделана в течение последних нескольких лет:их объем вырос в 5 раз с 2003 г. (рис.1).
/>
Рис.1. Объем накопленных прямых инвестиций США в турецкую экономику(по данным U. S. Bureau of Economic Analysis)
С другой стороны, турецкие инвестиции в США скромны и составляютменее 2 млрд. долл., но, что до последнего времени Турция не являлась страной, вовлеченнойв экспорт капитала[6].
В последние годы американские компании покупают доли в турецкихбанках, энергетических компаниях, брокерских фирмах, медицинских центрах и т.д.К примеру, среди крупнейших сделок 2007г.: приобретение Citibank Overseas Investment20% долей Akbank (второго по величине частного банка Турции) за 3,1 млрд. долл.,General Electric приобрел доли турецкого холдинга Gama Energy Company и озвучилпланы по инвестированию в турецкую энергетику 3 млрд. долл., Citigroup Venture CapitalInternational приобрели 50% долей дома мод Beymen и 30% торговой сети Воупег Вьу-ькMa azac 1 к за 145 млн. и 48 млн. долл. и проч. США выделили кредит 400 тыс. долл.США Союзу палат и бирж Турции для развития сотрудничества между малым и среднимбизнесом двух стран.
По количеству компаний с иностранным капиталом, зарегистрированныхв Турции, США (здесь и ниже по данным янв. 2009г.: 936 фирм, более 600 из них зарегистрированов Стамбуле) сильно уступают таким странам как Германия (3633), Великобритания (2038)и Голландия (1680), находятся на одном уровне с Ираном (1027) и опережают Китай(338) и Южную Корею (144). С учетом того, что общее количество компаний с иностраннымкапиталом в Турции 21289, американская доля — 4%, однако одна треть компаний изСША начала свою деятельность в Турции после 2003г.
Товарооборот между двумя странами развивается устойчивыми темпами(с 2004 по 2007 гг. в диапазоне 7-10% в год), а в 2008г. он продемонстрировал серьезныйрост по сравнению с годом предыдущим (32%) и составил 16 млрд. долл. (табл.1). Увеличениетоварооборота полностью обеспечивается наращиванием Турцией импорта из США.
В общем объеме внешней торговли Турции, 334 млрд. долл. (экспорт:132 млрд., импорт: 202 млрд.), доля США составляет 4,7%. Доля США в турецком экспорте- 3,7% (8 место), в импорте — 5,9% (4 место после России, Германии и Китая). Сальдотурецкой внешней торговли с США с 2005г. — отрицательное и в 2008г. достигло отметкив 7,685 млрд. долл.
Таблица 1
Товарооборот между США и Турцией Год Экспорт, млрд. долл. Импорт, млрд. долл. Товарооборот, млрд. долл. Изменение 2004 4,860 4,745 9,605 2005 4,910 5,375 10,285 7% 2006 5,060 6,260 11,320 10% 2007 4,170 8,166 12,336 9% 2008 4,290 11,975 16,265 32%
Из таблицы 1 видно, что турецкий экспорт в США, достигнув максимумав 2006 году, в 2007 году упал на 17%, и в 2008 возрос лишь на 3% (не достигнув дажепоказателя 2004 года). Для сравнения достаточно отметить, что экспорт из Турциив Россию и в Китай с 2004 по 2008 год вырос в приблизительно в 3,5 раза, в Великобританиюи в Германию — в 1,5 раза. Разбивка турецкого экспорта в США по группам товаровприведена ниже в таблице 2.
Таблица 2. Турецкийэкспорт в США (по данным Секретариата внешней торговли Турции), млн. долл. Группа товаров 2006 г. 2007 г. 2008 г.
/>/>/>1 Текстиль и одежда 1332 1151 883 2 Железо и сталь 925 322 785 3 Оборудование 331 395 437 4 Нефтехимия 383 317 422 5 Керамика и обработанный камень 448 437 354 6 Транспортные средства и запчасти 449 296 326 7 Пищевая продукция 230 256 260 8 Ювелирная продукция 298 324 193 9 Продукция из меди 97 107 102 10 Табак 139 172 97 Всего по пп.1-10 4632 3340 3859 Общая величина 5061 4171 4290
Из таблицы 2 видно, что особую роль в турецком экспорте играетпродукция легкой промышленности. При том, что США импортирует значительные объемыготовой одежды (в 2008г. на 90 млрд. долл.), доля Турции в последние годы неуклонноснижается и в пред. году составила 1%. До визита в Турцию президента США БаракаОбамы Турецкая ассоциация производителей одежды (TGSD) передала свои предложенияпо развитию турецкого экспорта премьер-министру Турции Р.Т. Эрдогану[7].Упомянутые предложения включают исключение налоговых пошлин на текстиль и готовуюпродукцию, принятие двумя странами соглашения о свободной торговле, создание т.н. «квалифицированных промышленных зон» (на востоке и юго-востоке Турции),и включение в них предприятий легкой промышленности. С предложением о создании свободныхпромышленных зон 10 лет назад выступил президент США Б. Клинтон. Однако, в 2002 г. американский конгресс исключил из перечня товаров наиболее важные для Турции, включающие готовуюодежду и обувь. На фоне все более широкого проникновения дешевого китайского текстиляна мировые рынки, особые условия для турецких товаров, в частности, на рынке СШАприобретают для сектора большое значение.
Американский экспорт в Турцию представляется более диверсифицированным(табл.3). В 2008 году он существенно возрос, достигнув отметки в 11,9 млрд. долл.
Таблица 3
Импорт продукции из США в Турцию, млн. долл. Группа товаров 2006 г. 2007 г. 2008 г. 1 Продукты из железа и стали 785 1349 2822 2 Оборудование 1114 1346 1553 3 Минеральное топливо и масла 276 338 1432 4 Транспортные средства и запчасти 683 536 965 5 Продукты органической химии и фармацевтика 737 830 962 6 Химикаты и пластики 420 775 709 7 Хлопок 532 819 620 8 Оптические, фотографические, измерительные медицинские и хирургические инструменты и аксессуары 500 548 619 9 Пищевые продукты 230 342 571 10 Целлюлозно-бумажная продукция 210 301 347 Всего по пп.1-10 5487 7184 10600 Общая величина 6261 8166 11971
Говоря о турецкой экономике нельзя не вспомнить о такой статьедоходов как «туризм». В 2008 г. Турцию посетило 500 тыс. туристов из США и Ассоциацией операторов и инвесторов гостиничного бизнеса (TUROB) былавысказана надежда на то, что визит в Турцию Б. Обамы будет способствовать роступопулярности турецких курортов в Америке. Американский экспорт в Турцию представляетсяболее диверсифицированным. В 2008 г. он существенно возрос, достигнув 11,9 млрд.долл.
Прежде чем перейти к выводам, хотелосьбы привести слова государственного министра Турции Куршада Тюзмена, который ещев 2006г. отметил: «Географическая удаленность, плотная конкуренция и уникальныеособенности рынка США, а также тот факт, что компании, желающие проникнуть на рынок,не определили своей долгосрочной стратегии, привело к развитию отношений на уровненамного ниже желательного уровня. Рынок США — особый рынок, который требует долгосрочнойполитики в маркетинге и имеет сложные конкурентные условия. Более того, долгое времятолько текстильные компании и компании, производящие готовую одежду, рассматривалирынок США в качестве целевого. Только недавно такие отрасли промышленности, каккерамическая, металлургическая и ювелирная, стали достигать рынка США. Наша цель- увеличить количество таких примеров и определить рынок США в качестве одного изприоритетных. Программа нашей работы в США охватывает период 2006-08гг. и сфокусированана увеличении экспорта, используя стратегию продвижения определенной продукции ив определенные штаты, которая подразумевает специальные организационные мероприятияв шести целевых штатах (Нью-Йорк, Техас, Калифорния, Иллинойс, Джорджия и Флорида)».
Разумеется, упомянутая выше программаявляется стратегической и не следует ожидать от нее быстрых результатов, тем болеев условиях мирового финансового кризиса. Рекомендации сторонам, американской и турецкой,сформулированные в докладе TUSIAD (экономический раздел)можно рассматривать как развитие установок К. Тюзмена:
«Рекомендации США: отмечать экономическуюроль Турции в интеграции региона в глобальный рынок, поощрять американские компаниирассматривать Турцию в качестве „ворот“ на региональные рынки, развиватьпрограммы, направленные на стимулирование создания совместных предприятий междутурецкими и американскими компаниями в Турции и в соседних странах.
Рекомендации Турции: обучать малые исредние турецкие предприятия американской деловой культуре и экономическим возможностям,предлагаемым американским рынком, поощрять турецкие инвестиции в США, создать специальнуюструктуру для увеличения торговли и инвестиций между странами.
Обеим сторонам: придавать большое значениедвусторонним экономическим и торговым отношениям, организовать совместные и постоянныецентры содействия торговле и инвестициям в обеих странах, сфокусироваться на каспийскихи центральноазиатских энергетических проектах, восстанавливать работы существующихкомитетов/платформ и устанавливать для них конкретные цели со сроками исполнения,учредить платформу для руководителей крупнейших предприятий двух стран, развиватьпрограммы обучения турецких студентов в США»[8].
Посол США в Анкаре Джеймс Джеффри отметил,что, Америка также придает большое значение сотрудничеству в энергетической сфере.Поставки находящихся к востоку от Турции энергоносителей на Запад транзитом черезтурецкую территорию будут иметь положительное значение как для Турции, так и длявсего региона. «Турция стала более современной, демократичной и надежной странойи США гордятся тем, что являются вашим партнером. Я тоже испытываю гордость от того,что сегодня нахожусь здесь», — подчеркнул новый посол США в Турции[9].
Значительное внимание, которое новаяамериканская администрация намерена уделять энергетическому направлению своих отношенийс Турцией, подтверждается планами турецкого руководства заняться совместно с американскиминефтяными компаниями добычей углеводородов в Черном море. Государственная нефтянаякомпания Турции проводит по этому вопросу активные переговоры с «Шеврон»- второй по величине нефтяной компанией США. По словам заместителя гендиректоратурецкой компании Юрдала Озташа, переговоры с представителями «Шеврон»проходят в высшей степени позитивной атмосфере. «Шеврон» интересуют западныеи центральные районы Черного моря. Затраты на разведывательные работы на глубоководьене превысят полумлрд. долл. Для Турции это также очень важно. «Надеемся, чток наступлению лета этот переговорный процесс завершится заключением соглашения»,- сообщил Ю. Озташ. С 2010г. Турция намеревается приступить к разведке дна Черногоморя с целью поиска нефтяных месторождений. По мнению ряда экспертов, в этом регионенаходится как минимум 10-15 млрд. бар. «черного золота». Эти объемы достаточны,чтобы в течение определенного времени удовлетворить половину внутреннего потреблениянефти.
Следует сделать некоторые выводы и предположения по развитиютурецко-американских торгово-экономических отношений:
1. До последних лет турецко-американская внешняя торговля развиваетсяменее динамично, нежели торговые связи Турции со странами Евросоюза, Китаем и Россией.В качестве одной из причин можно назвать тот факт, что США традиционно рассматриваетТурцию, в первую очередь, как рычаг политического влияния в регионе.
2. Турцией, проводящей гибкую многоплановую внешнюю политику,прилагаются значительные усилия по конвертации турецко-американского политическогосотрудничества в экономические дивиденды, в том числе, в странах региона.
3. Американский рынок, с такими своими особенностями, как значительнаягеографическая удаленность от Турции и высокая конкуренция, весьма затруднителендля доступа турецких компаний и вряд ли в ближайшие годы на этом направлении турецкийэкспорт ожидает прорыв. Можно предположить, что отрицательное сальдо турецкой внешнейторговли с США в среднесрочной перспективе сохранится.
4. Взаимные инвестиции между двумя Турцией и США возрастают иэта тенденции, вероятно, сохранится, с поправкой на мировой экономический кризис. 2. Военно-политическое сотрудничество Турции и США
Развитие послевоенных отношений Турции с США было предопределенозадолго до окончания второй мировой войны. Предпосылками этого были два связанныхмежду собой фактора: один — традиционная турецкая политика ориентации на наиболеесильные империалистические державы и другой — антикоммунизм. Сразу же после войныТурция включилась в «холодную войну», что явилось закономерным итогомее политики перед и во время войны[10].
В условиях начала холодной войны и принятия доктрины «сдерживаниякоммунизма» США по-новому взглянули на значение Турецкой республики в своейвнешней и оборонной политике, Турция стала особенно важна, во-первых, в стратегическомотношении, поскольку географическое положение страны дала контроль над сухопутными,морскими и воздушными коммуникации в районе Балканы — Средний Восток; ее территорияпредставляла особую ценность для военных действий против Советского Союза (обширнаяграница с СССР, кратчайший путь к Кавказу, в котором на то время были сосредоточеныосновные нефтяные ресурсы Советского Союза); во-вторых, Турция являлась наиболеестабильной в политическом отношении; в-третьих, в экономическом отношении.
Близкое сотрудничество с Западомбыло предопределено задолго до начала холодной войны: во-первых, Турция всегда ориентироваласьна сильные капиталистические государства, а во-вторых, вся внутренняя политика,начиная с образования республики была пропитана духом антикоммунизма[11].
Военно-политическое сотрудничествос США было главным, определяющим направлением внешней политики Турции. Какая быполитическая партия ни находилась у власти, какие бы влиятельные партии ни былив оппозиции, между ними не было принципиальных, серьезных разногласий по вопросуо сотрудничестве с США. Исключение составляла позиция Рабочей партии Турции (созданав феврале 1961 г. и запрещена в 1971 г.), которая выступила против военно-политическогосоюза с США и участия в НАТО. Но влияние ее в стране было незначительным.
Основные соперники в борьбе за власть- наиболее влиятельные партии — всегда старались доказать свою приверженность американо-турецкомусоюзу. Так, до военного переворота 1960 г. лидеры правящей Демократической и оппозиционной Народно-республиканской партий немало усилий тратили, чтобы обратитьвнимание на свою роль в установлении и развитии союза Турции с США. В межпартийнойборьбе с целью скомпрометировать противников они использовали обвинение в недостаточнойпреданности политике укрепления сотрудничества с США, представляя эту политику какгарантию независимости и территориальной целостности своей страны.
После государственного переворота 1960 г. курс на укрепление военно-политического сотрудничества с США в целом сохранился.
Как уже отмечалось, союз с США иактивное участие в НАТО турецкие лидеры объясняли обычно необходимостью обеспеченияобороны страны от «коммунистической, или русской, угрозы». Политическиедеятели и публицисты постоянно заявляли, что только союз с США и НАТО обеспечивалбезопасность Турции и потому эта политика должна быть сохранена.
Правящие круги Турции долго не считалисьс давно уже наблюдавшимися антиамериканскими настроениями в стране, которые проявляютсяв критике политики США относительно Турции, политики правящих кругов страны, в требованияхперейти к независимой внешней политике. Турецкие лидеры считали выдвижение подобныхтребований «происками левых элементов», наносящими якобы ущерб Турции.Они утверждали, что антиамериканские настроения присущи весьма незначительной частинаселения.
После военного переворота 27 мая 1960 г. В целом внешняя политика Турции не изменилась, т.к. ни офицеры, ни позжепришедшая к власти НРП по ряду причин не хотели изменять внешнеполитический курс.Для этого не было объективных причин, т.к. в условиях продолжавшейся холодной войны,Турция оставалась в области безопасности связана с Северо-атлантическим альянсом,а экономического ресурса хватало для того, чтобы проводить прозападный курс[12].
Со второй половины 60-х годов Турецкаяреспублика начала переход к новому внешнеполитическому курсу. Это был новый этапв ее внешней политике, несмотря на то что сохранялся приоритет отношений с союзникамипо НАТО, особенно с США и ФРГ.
Наиболее значительной особенностьюэтого периода было развитие отношений с СССР, хотя и ограниченных определеннымирамками, главным образом экономических связей. Важным изменением в политике Турциибыло сближение с соседними странами.
Односторонняя ориентация на западныхсоюзников, осуществлявшаяся в 40-50-е годы, нанесла большой ущерб национальной экономике,способствовала ухудшению отношений со многими странами, особенно соседними.
С середины 60-х годов начали проявляться тенденции к проведениюболее независимой внешней политики, главным образом к расширению торговых и экономическихсвязей со многими странами, с которыми ранее эти связи были незначительными илиотсутствовали.
Турецкая республика начала проводитьмноговекторную политику, при незыблемом сотрудничестве с Соединнеными Штатами иНАТО. Для этого этапа характены отход от непримиримого одностороннего курса, нормализацияи определенное развитие отношений со многими странми в том числе с СССР, с рядомарабских стран и другими государствами. Такая многосторонняя политика была обусловленарядом факторов: смягчением напряженности в международной обстановке; экономическимитрудностями; стремлением выйти из определенной международной изоляции на международнойарене; недовольство позицией США и других союзников по кипрской проблеме, по проблемамэкономики и пр. В политике разрядки она следовала за своими союзниками по НАТО иСЕНТО, при этом отставая от них. Кроме этого Турция на данном этапе стремиться приобщитьмусульманские страны к стратегическим интересам США в регионе[13]. 3. Современные составляющие американо-турецкого политическогодиалога
В современных геополитических условиях Соединённые Штаты Америкиявляются мировым лидером, сосредоточившим в своих руках беспрецедентную экономическую,политическую и военную мощь. В свою очередь Турецкая Республика является претендентомна роль регионального лидера на Ближнем и Среднем Востоке и служит опорным пунктомдля американской внешней политики.
Американо-турецкие отношения в настоящее время являются болееважным и комплексным и, в то же время, менее прогнозируемым, чем ранее, элементоммировой политики.
Они характеризуются преобладанием более противоречий, нежелисотрудничества, что вызвано такими причинами:
1) Турция осталась в тылу американской военно-политической экспансии.Сейчас во многих направлениях своей внешней политики США не нуждаются в посредничествеТурции. Однако, последняя стремится по-прежнему играть роль промежуточного звенав реализации американских военно-политических инициатив, сохраняя при этом амбициирегиональной державы и свою сферу влияния, главным образом, за счет американскихресурсов.
2) Региональные амбиции Турции и двусторонние греко-турецкиеи армяно-турецкие противоречия не совпадают с американской стратегией, направленнойна сохранение стабильности в данных регионах.
3) Турция показала, что она не готова поддерживать все инициативыСША в регионе. В частности, это касается операции в Ираке, региональной политикипо курдскому вопросу и т.п. Возникла проблема нестыковки национальных и блоковыхинтересов[14].
При возможной реализации сценария фрагментации Ирака и последующеговывода из него американских войск — Турция за счет «курдского фактора»может оказаться одним из наиболее пострадавших государств региона. Поэтому турецкаяэлита стремится проводить более самостоятельную от Вашингтона внешнеполитическуюлинию в этом направлении.
Несмотря на эти противоречия, американо-турецкие отношения имеютвзаимное стратегическое измерение. На фундаментальном уровне турецкие и американскиеинтересы сходны. Для Турции это связано с рядом факторов, касающихся, прежде всего,национальной безопасности.
Во-первых, это необходимость сдерживания геополитических устремленийРоссии и Ирана. Эти факторы представляют собой глубоко укоренившийся элемент в стратегическойкультуре турецкой элиты.
Во-вторых, Анкара заинтересована в развитии и участии в Европейскойоборонной инициативе. Однако, не являясь полноправным членом ЕС, турецкая позицияв отношении европейских инициатив безопасности, скорее всего, будет носить характерскрытого дистанциирования с одновременным приоритетом сотрудничества в сфере безопасностис США.
В-третьих, Турция критически заинтересована в дальнейшем долговременномразвитии отношений с американским ВПК для доступа к технологиям, оборудованию ивоенным поставкам с целью системной модернизации в среднесрочной перспективе (5-8лет) вооруженных сил.
Военно-технический аспект в системе двусторонних отношений являетсясферой особых интересов. Несмотря на то, что 80% турецких вооружений сделаны и поставленыамериканскими компаниями, а американская военно-техническая помощь полностью коммерциализирована,Турция не прилагает существенных попыток по диверсификации военно-технического сотрудничества[15].
Единственным существенным исключением является Израиль. Однако,последний в военно-технической сфере в большей мере также зависит от США. Отсутствиесистемных попыток по диверсификации военно-технических поставок связано с тем, чтопоследние покрываются за счет американских дотаций, хотя автоматически увеличиваютвнешний долг Турции. Эта «давальческая» схема позволяет использовать военно-техническиепоставки в качестве фактора политического давления — и неоднократно применяласьСША во время кипрских кризисов и других американо-турецких разногласий.
В-четвертых, Турция заинтересована в продолжении своего посредничествав реализации американских инициатив — например, в обеспечении безопасности нефтепровода«Баку — Джейхан», в опосредованном участии в освоении ресурсов Каспийскогорегиона, в повышении роли своей территории в качестве транзитной, а также созданиитерминалов для последующего реэкспорта. Однако, в этом вопросе американский истеблишментрассматривает Турцию не как альтернативу российским поставкам, а лишь как элемент,дополняющий российские экспортные пути углеводородов на Запад.
В-пятых, США, в свою очередь, кроме геостратегического положенияТурции, высоко ценят её готовность отправлять в рамках контингентов НАТО многочисленныеэкспедиционные силы — Турция при проведении операции в Афганистане изначально направилаболее 5 тыс. военнослужащих. Кроме того, турецкий генералитет рассчитывает, чтотерритория Турции будет включена в создаваемую США систему ПРО, что позволит получитьдополнительные средства и усилить свои региональные позиции за счет американскихресурсов[16].
Одним из значимых политических противоречий в американо-турецкихотношениях является вопрос геноцида армянского народа.
Эта проблема используется и будет использоваться американскимистеблишментом накануне выборов в Конгресс США — особенно демократами-либо для созданияполитического давления на Турцию с целью корректировки её внешнеполитического курса.Турция по прежнему не смогла сформировать сильного лобби в США, поэтому вопрос геноцидаподнимается при активном участии армянских и греческих общин.
В целом за последние пять лет климат американо-турецких отношенийне давал оснований предполагать их значительное улучшение в краткосрочной перспективе.
Несмотря на то, что на дипломатическом уровне неоднократно обозначено,что Турция и США должны больше кооперироваться с целью борьбы с Курдской рабочейпартией на севере Ирака, «прорыва» в двустороннем сотрудничестве не произошло.
Как представляется, в геостратегическом плане климат американо-турецкихотношений существенно улучшится после внешнеполитического отступления США и делегированиячасти полномочий своим контрагентам, то есть, по сути, когда Турция вернет себепозиции военно-политического посредника США. 4. Ядерный вопрос в отношениях Анкары и Вашингтона
Турция официально после вступления 22 октября 1951 года в НАТОникогда не проявляла особого интереса к ядерным программам как военного, так и гражданскогоназначения. В первую очередь, это объяснялось особенностью вступления Турции в Североатлантическийсоюз. Эта особенность заключалась в том, что членство Турции в НАТО не соответствовалоусловиям первоначального текста договора о создании этой организации: турецкая территорияне входила в границы Северной Атлантики, на которую распространялись гарантии НАТО.Поэтому в ст.6 этого документа была специально внесена поправка: к словам«территория любого участка в Европе и Северной Америке» добавлялись«территория Турции». В середине февраля 1952 года турецкий парламент узаконилвступление страны в НАТО 404 голосами при 1 воздержавшемся[17].
В длинном перечне взаимных обязательств Турции и НАТО был и непривлекший тогда особого внимания внесенный по предложению США пункт о военных базахэтой организации и складах различных видов оружия и вооружений, в том числе ядерного,на турецкой территории. Именно этот пункт был использован Вашингтоном для размещенияодного из филиалов своего ядерного арсенала на территории Турции. Анкаре был предложенформально натовский, а фактически американский «ядерный зонтик», которыйна долгие годы снял необходимость собственно турецких изысканий в этой области.Впоследствии этот вопрос периодически неоднократно поднимался в средствах массовойинформации Турции, обсуждался в парламенте страны в связи с требованиями и предложениямивывезти этот арсенал с турецкой территории по причине кардинальных положительныхизменений в международной обстановке.
Так, в апреле 1998 года ряд ведущих средств массовой информацииТурции сообщил о наличии значительного атомного арсенала США на турецкой территории,а именно — на военной базе Инджирлик, что на средиземноморском побережье страны.Арсенал насчитывает 15 атомных бомб типа В-61, каждая из которых в 9 раз превышаетпо мощности бомбу, сброшенную на Хиросиму. Ведущий в то время общественно-политическийеженедельник «Артыхабер», ссылаясь на американские источники, опубликовалданные о наличии атомного оружия США на территории других стран. В соответствиис ними, Турция сегодня входит в список стран, где имеется американское атомное оружие,находится по его количеству на 4-м месте после Германии, Великобритании и Италии.В самый разгар «холодной войны» Турция занимала по этому показателю только9-е место[18].
Примечательно, что по решению, принятому в 1991 году на заседаниигруппы ядерного планирования НАТО, американцы сократили свой ядерный потенциал наиностранных территориях на 80%. При этом ряд баз с атомным оружием был полностьюзакрыт. Атомного арсенала на базе Инджирлик это решение не коснулось. Более того,как отмечают специалисты, в соответствии с двусторонним турецко-американским Соглашениемв области обороны, Турция, на территории которой базируются атомные бомбы США, неимеет права и полномочий контролировать пополнение их запасов, хранение и возможноеиспользование.
Публикации на эту тему имели место в 2000 и 2005 годах. Так,в 2005 году в Турции было обнародовано заявление организации «Гринпис»о том, что американцы превратили военную базу Инджирлик в склад ядерного оружия.Зеленые «активисты» во главе с Аслыханом Тюмером утверждали, что эта военнаябаза стала местом хранения уже около 90 ядерных авиаснарядов, которые были доставленына Инджирлик военными США. «Гринпис» начал специальную акцию за вывозс территории Турции ядерного оружия. Участники движения открыли рядом с базой информационныйцентр, где каждый желающий мог получить подробные сведения о ситуации с ядерныморужием на Инджирлике. Они призывали вывезти ядерное оружие с территории страны,а также обратились с аналогичным требованием к премьер-министру Р.Т. Эрдогану[19].
Что касается отдельных аспектов нынешнего развития ситуации наБлижнем Востоке, имеющих непосредственное отношение к ядерному вопросу в регионе,то прежде всего следует вспомнить о 13-часовом заседании Комитета оборонного планированияНАТО, которое состоялось в феврале 2003 года и было посвящено вопросу оказания военнойпомощи Турции в случае войны с Ираком. Впервые за всю историю членства Турции вНАТО возникла ситуация, когда необходимо было использовать упоминавшуюся нами поправкув ст.6 о натовских гарантиях безопасности. Решение с трудом было принято после многочасовыхдискуссий, так как ряд членов Североатлантического союза, не желая втягивания НАТОв войну, утверждали, что угрозы Турции нет и она не нуждается в защите. После принятиясложного решения о возможном развертывании на турецкой территории «в превентивныхцелях» противоракетных систем и их подключении к общенатовской системе ПВО,размещении в стране средств защиты от оружия массового поражения, базировании радиолокационныхсамолетов АВАКС, в Турции, неприятно удивленной самим фактом дискуссии «помогатьили не помогать» в условиях, по ее мнению, реальной для нее угрозы, впервыепошатнулась безграничная вера в «ядерный зонтик» и натовскую солидарность.
Именно тогда было принято окончательное решение об оснащениинациональных ВС такими вооружениями, которые обеспечили бы в случае необходимостиавтономное решение вопросов безопасности. И надо отметить, что решение это оперативновыполняется. Турция закупила у корпорации Boeing четыре самолета АВАКС, которыев первом полугодии текущего года заступят на боевое дежурство. Общая стоимость сделки- 1,5 млрд долларов. Турция стала пятой страной в мире, располагающей такими самолетами.На вооружении в США находится 33 таких летающих лаборатории, в НАТО — 17, в Англии- 7, во Франции — 4, в Саудовской Аравии — 5.
Что касается противоракетных систем, то и в этой сфере Анкара,серьезно обеспокоенная неурегулированностью вопроса о ядерной программе Тегерана,разработкой в Иране нового поколения стратегических ракет класса «земля-земля»«Шахаб-4» и «Шахаб-5», которые могут достигать турецкой столицы,также сделала конкретные шаги. Вопросы проведения тендера по закупкам средств ПВОи выделения на них бюджетных ассигнований будут рассмотрены на предстоящем 17 февраляс. г. заседании Исполнительного комитета военной промышленности, которое пройдетпод председательством главы правительства Р.Т. Эрдогана. Будет рассмотрено нескольковариантов. Среди них комплекс ПВО американского производства Patriot, израильскийArrow-2, а также российский ЗРК С-300 ПМ2 «Фаворит». Россия предлагаетне только продать такой комплекс, но и наладить его совместное производство. В дополнениек этому в стране осуществляются серьезные капиталовложения в научные разработки,связанные с реализацией проекта по созданию ракеты дальнего радиуса действия.
Растет озабоченность военно-политического руководства Турциитупиковой ситуацией, связанной с иранской ядерной программой, и вместе с тем указываютна различную степень этой тревоги военных и гражданских представителей власти. Темне менее, думается, можно констатировать общее усиление жесткости турецкой позициипо отношению к Тегерану в связи с рядом известных публичных высказываний иранскогопрезидента в отношении Израиля. Об этом говорит анализ текстов заявлений внешнеполитическоговедомства Турции по данному вопросу.
Анкара заинтересована в дипломатическом урегулировании ситуациивокруг иранской ядерной программы, гарантированной ее реализации только в мирныхцелях. Турция понимает, что остаться не втянутой в конфликт в случае его возникновенияневозможно и при любом силовом решении проблемы она будет центральной точкой егореализации, а это сопряжено для страны с большими политическими и экономическимипотерями. Наряду с этим, если мирное решение проблемы ядерной программы Ирана небудет найдено, усилятся позиции тех, кто уже сегодня заявляет обо всех имеющихсявозможностях и у Турции стать ядерной державой. Газета Washington Post опубликоваластатью, в которой предупреждает: если Иран станет обладателем ядерного оружия, этоже оружие создадут Турция, Египет и Саудовская Аравия. А это значит, что режимунераспространения ядерного оружия будет нанесен непоправимый удар, последствия которогокатастрофичны не только для региона, но и для всего мира в целом[20].
Администрация президента США разработала новую ядерную доктрину,которая предполагает ограничение применения этого вида оружия массового поражения.По сведениям информированной и влиятельной британской газеты “Таймс”, одобреннаяБараком Обамой концепция заставила его всерьез задуматься над необходимостью выводаамериканского ядерного оружия с территории Турции. По-видимому, именно Турция станетпервой страной, откуда американцы уберут свои смертоносные боеголовки. Связано лиэто с последним напряжением в отношениях между Вашингтоном и Анкарой, вызваннымуспешным продвижением в Конгрессе резолюции о геноциде армян?
Согласно обновленной доктрине, Белый дом вправе будет санкционироватьнанесение ядерного удара лишь в случае, если Соединенные Штаты сами подверглисьядерной атаке либо если применение атомной бомбы является единственным способомпредотвратить использование такого же оружия против Америки. Эта формулировка исключаетзадействование ядерного оружия в ответ на нападение с применением обычного, химическогоили биологического оружия. Прежняя доктрина, принятая еще в первый срок правленияДжорджа Буша-младшего, допускала двусмысленное толкование. Ограничение возможностииспользования ядерного оружия делает бессмысленным такое количество атомных боеголовокза пределами Соединенных Штатов. Современные носители позволяют доставить оружиедо цели в считанные минуты, и нет необходимости держать бомбы в непосредственнойблизости от потенциальных очагов напряженности. При этом заметим — факт наличияамериканских бомб в недостаточно предсказуемых регионах сам по себе уже являетсяфактором, нагнетающим напряженность. Все это в полной мере касается Турции[21].
Пентагоновские генералы имеют достаточно поводов для беспокойстваза сохранность собственных арсеналов на американских военных базах в этой стране.Внутриполитическая нестабильность в Турции, угроза гражданской войны, вызваннаяподавлением курдского национально-освободительного движения, в последнее время усугубиласьоткровенно антиамериканскими демаршами администрации Эрдогана. Турецкие правителиоткрыто угрожают американцам перспективой их изгнания с военной базы Инджирлик,что в окрестностях города Адана. Разговор на эту тему обостряется каждый год наканунедня памяти жертв геноцида армян. Официальная Анкара отлично манипулирует темой дислоцированныхна территории Турции американских ядерных боеголовок для оказания давления на политикуСоединенных Штатов. По-видимому, именно этот шантаж и является главной причинойтого, что Белый дом старается любой ценой пресечь принятие Конгрессом так называемой“Армянской резолюции”. До недавних пор Вашингтон вынужден был послушно терпеть прихотиЭрдогана и действовать с учетом его угроз. Но если сведения о намерении Барака Обамывывести ядерное оружие из Турции подтвердятся, Вашингтон сможет избавить себя отшантажа и политика Соединенных Штатов тогда уже не будет зависеть от прихотей Эрдогана.Это позволит Вашингтону быть более самостоятельным, в том числе и в вопросе признанияфакта геноцида армян.
Сейчас Соединенные Штаты держат свой ядерный арсенал в пяти странах- кроме Турции боеголовки еще и в Бельгии, Италии, Германии и Нидерландах. Всегоза пределами США находится около двухсот американских ядерных авиабомб типа B61.Причем почти половина из них — в Турции. По сведениям военных обозревателей турецкойгазеты “Хюрриет”, в этой стране размещено от 90 до 100 боеголовок. Несколько иныесведения огласил недавно бывший генсек НАТО Джордж Робертсон. В докладе, подготовленномдля Центра европейских реформ, он признал, что на базе Инджирлик имеются американскиеядерные боеголовки. Точное их число он предпочел не называть, отметив лишь, чтоих там не меньше 40 и не больше 90. Робертсон стал первым представителем руководстваСевероатлантического альянса, прямо заявившим, что в Турции дислоцировано ядерноеоружие. Впрочем, это давно уже ни для кого не секрет[22].
А вот что касается места дислокации боеголовок, то вокруг этоговопроса недавно поднялся шумный скандал. Ушедший в отставку турецкий посол ТанерБэйток, ранее занимавший должность советника министра обороны, выступил с заявлениемо том, что часть американских тактических ядерных боеголовок находится в Стамбуле- самом населенном городе страны. Это повергло многих в шок.16 миллионов человекживут как на пороховой бочке. По сведениям Бэйтока, “запуск ракет осуществляетсядвумя ключами, один из которых находится в Америке, а второй — в Турции”. Но военныеэксперты газеты “Хюрриет” утверждают, что Министерство обороны Турции имеет почтинеограниченный доступ к сорока из почти ста дислоцированных в стране американскихбоеголовок. Теоретически может возникнуть ситуация, когда в результате резкой конфронтациимежду Соединенными Штатами и Турцией вооруженные силы этой страны завладеют американскимиарсеналами и попытаются по-своему распорядиться их содержимым. Если боеголовки находятсяв Стамбуле, а не на территории американской военной базы Инджирлик, то туркам небудет стоить особых усилий захватить арсеналы. По-видимому, именно беспокойствооб этом заставило Барака Обаму задуматься о необходимости вывода бомб из Турции,которую в Вашингтоне уже не считают надежным и предсказуемым партнером./>5. Перспективы американо-турецких отношений
Подходы американцев к развитию отношений с Турцией раскрываетопубликованная в 2009 г. статья бывшего посла США в Турции М. Пэрриса, в наст. вр.руководящего в Институте Брукингс исследованиями, посвященными Турции. В статьеговорится о том, что часть политической элиты США возлагает ответственность за ухудшениеамерикано-турецких отношений на премьер-министра Турции Т. Эрдогана и руководимуюим Партию справедливости и развития, которые пытаются заменить прозападный курсразвития Турции на сближение с мусульманскими странами. По этой причине слышитсякритика в адрес президента Обамы за его визит в Турцию.
По мнению М. Пэрриса, оппоненты Б. Обамы не понимают того, чтов последние годы позиции Турции на Ближнем Востоке усилились, в то время как позицииСША ослабли. В данный момент Турция более чем когда-либо может помочь или помешатьпродвижению американских интересов в регионе. Прежде всего, это касается таких государств,как Афганистан, Иран, Ирак и Россия[23].
В Афганистане Турция способна не только оказывать США военнуюподдержку в рамках НАТО, но и выполнять такие функции, которые вызывают затрудненияу западных стран-членов НАТО, например, участвовать в создании необходимых социальныхучреждений, таких как больницы или школы для девочек.
Благодаря хорошим отношениям с иранским руководством Турция можетспособствовать поиску путей для налаживания американо-иранского диалога. ИнтересамСША отвечает готовность Анкары выступать в роли официального или косвенного посредника.Рост турецко-иранских экономических отношений, взаимовыгодных для обеих сторон,ставит Турцию в положение страны, мнение которой Тегеран может принять во внимание.
США заинтересованы в развитии конструктивных отношений Турциис Багдадом и иракскими курдами, что позволит Белому дому переложить на плечи Анкарызначительную часть забот о поддержании стабильности в Ираке после вывода оттудаамериканских войск.
Изменилась роль Турции в контексте американо-российских отношений.В последние годы произошло существенное углубление сотрудничества Анкары с Москвой,превратившейся в крупнейшего торгово-экономического партнера Турции. Политическиесобытия показали совпадение позиций Турции и России по многим вопросам, затрагивающимЧерноморский регион, Иран, арабо-израильский конфликт. Белому дому необходимо четкоосознавать, что прошли те времена, когда Турция готова была ориентироваться на США,выстраивая свои отношения с Россией.
США следует поддерживать демократические процессы в Турции ине оставлять никаких сомнений в своей готовности сотрудничать с законно избраннымтурецким правительством, независимо от его религиозных взглядов.
Очевидно, что сама по себе дискуссия о будущем турецко-американскогосоюза, развернувшаяся в Турции и США, свидетельствует о готовности преодолеть кризисв отношениях.
Находящийся с визитом в Турции президент США Барак Обама назвалТурцию «мостом» между Западом и исламскими государствами и выразил готовностьСША укреплять союзнические от ношения с Турцией[24].
На совместной пресс-конференции по итогам встречи с президентомТурции Абдуллахом Гюлем Б. Обама охарактеризовал беседу с его турецким коллегой«успешной и плодотворной». Как отметил президент США, сотрудничество междуСША и Турцией не ограничивается военной и оборонной сферами, стороны активизируютсотрудничество и в других областях, в частности, в экономической как способ противодействияглобальному финансовому кризису.
Б. Обама сообщил, что в ходе встречи с А. Гюлем стороны обсуждалидвусторонние отношения, а также вопросы, касающиеся Афганистана, Ирака и Ирана.Б.Обама подтвердил, что США и Турция продолжат сотрудничество в борьбе с терроризмом,в частности, вооруженными формированиями Курдской рабочей партии (КРП), действующимина севере Ирака.
Б. Обама высказался в поддержку переговоров между Турцией и Армениейпо восстановлению дипотношений, выразив надежду на скорейшее достижение результатовна консультациях по нормализации межгосударственных отношений.
А. Гюль указал на плодотворное сотрудничество Турции и США вряде вопросов, начиная с Балкан до Среднего Востока, и выразил надежду на продолжениеотношений дружбы и сотрудничества.Б. Обама прибыл 5 апр. вечером в Анкару с двухдневнымофициальным визитом[25].
Американский президент заявил на саммите в Праге, что вступлениеТурции в ЕС стало бы «важным сигналом» в отношении этой мусульманскойстраны.29 марта в Турции прошли выборы в местные органы власти. Они сопровождалисьжесткой электоральной конкуренцией и рассматривались крупнейшими партиями страныв качестве важно го рубежа далеко не с точки зрения предоставления местными властямимуниципальных услуг, а чуть ли не в качестве общенационального рефе рендума в напряженнойдля нынешней Турции ситуации.
Крупнейшая и фактически единственная общенациональная партия- Партия справедливости и развития (ПСР) — с 2002г. с каждыми очередными выборамиуверенно увеличивала число получаемых голосов. В 2002г. на парламентских выборахПСР получила 34% голосов, в 2004г. на местных выборах — 41%, в 2007г. — опять напарламентских выборах — 47% голосов.
Визит в Анкару госсекретаря США Х. Клинтон,состоявшийся 7-8 марта 2009г., позволил Турции и США заявить о том, что будет лежатьв основе турецко-американских отношений после прихода к власти президента Б. Обамы.На переговорах в Анкаре наряду с политическими и экономическими аспектами двустороннихотношений был затронут широкий круг международных проблем, что само по себе являетсяпоказательным. На повестке дня стояла ситуация на Ближнем Востоке (состояние израильско-палестинских,израильско-сирийских, израильско-ливанских отношений), Ирак, Афганистан, Пакистан,Балканы, Кавказ, Кипр, Африка, Северная Корея, отношения Турции с Европейским Союзоми борьба с терроризмом.
В совместном заявлении по итогам переговоровминистр иностранных дел Турции А. Бабаджан и госсекретарь Х. Клинтон подтвердили,что отношения между Турцией и США носят характер стратегического партнерства, изаявили о намерении продолжать тесное сотрудничество и консультации по всем вопросам,представляющим общий интерес. Главы внешнеполитических ведомств двух стран обозначилисферы взаимодействия Турции и США на международной арене:
мирный процесс на Ближнем Востоке (содействиеустановлению мира и стабильности в регионе, преодолению гуманитарного кризиса вГазе, урегулированию палестино-израильского конфликта в соответствии с принципомсосуществования двух государств);
обеспечение энергетической безопасности(развитие нефте — и газотранспортных сетей, предназначенных для доставки энергетическихресурсов Каспия и Ирака на европейский и мировой рынок);
ситуация на Кавказе (США поддерживаютусилия Турции и Армении по нормализации отношений и работу Минской группы по решениюнагорно-карабахского конфликта);
сотрудничество на Балканах;
урегулирование кипрской проблемы (поисквзаимоприемлемого решения под эгидой ООН, направленного на прекращение международнойизоляции турок-киприотов);
борьба с терроризмом особенно, с общимиврагами, такими как РПК и аль-Кайда; (США продолжат предоставлять Турции разведданные,необходимые для проведения военных операций против РПК);
отношения в рамках НАТО (Анкара обязаласьактивизировать сотрудничество с США в Афганистане);
усилия по преодолению мирового экономическогокризиса;
двусторонние экономические отношения(интенсификация сотрудничества в области торговли, инвестиций, науки и технологий)[26].
США заявили, что поддерживают переговорыо вступлении Турции в ЕС и проведение необходимых для этого реформ в Турции. Отдельноевнимание было уделено ситуации в Ираке, при этом обе стороны подтвердили свою приверженностьсохранению суверенитета, единства и территориальной целостности Ирака и выразилиподдержку развитию этой страны на основе демократии, плюрализма и федерализма.
Новая американская администрация продолжаетлинию на развитие многопланового партнерства с Турцией, о котором Вашингтон заявилеще в 2005г. Тогда правительство президента Д. Буша пыталось нормализовать турецко-американскиеотношения, испытавшие на себе негативное воздействие иракского кризиса 2003г. Вто время как Б. Обама с самого начала своего президентства демонстрирует намерениеукрепить союз с Анкарой[27].
Госсекретарь Х. Клинтон выразила стремлениевдохнуть новую жизнь в турецко-американский альянс. На пресс-конференции по итогампереговоров Х. Клинтон заявила, что «отношения между двумя странами являютсясоюзническими, партнерскими и дружескими». США и Турция «разделяют приверженностьдемократии, светской конституции, уважение к свободе вероисповедания, веру в свободныйрынок и чувство глобальной ответственности». Все выступление госсекретаря СШАбыло построено так, чтобы вызвать удовлетворение турецкого руководства. Был отмеченогромный вклад Турции в борьбу с терроризмом в Афганистане; упоминалось «сотрудничествов борьбе с общим врагом — РПК»; выражена уверенность в том, что членство Турциив Европейском Союзе послужит усилению Турции, Европы и трансатлантического партнерства;упомянута поддержка решению проблемы Кипра через объединение острова на основе федерациидвух общин. К тому же Х. Клинтон сообщила о запланированном на начало апреля визитев Анкару президента Б. Обамы, что должно стать свидетельством особой значимостидля Вашингтона отношений с Турцией.
А. Бабаджан заявил, что Турция и СШАзащищают одни и те же ценности: демократию, права человека, верховенство закона,свободную рыночную экономику, и прилагают усилия для распространения этих ценностейпо всему миру.
Для США сохраняет высокую значимостьисламская идентичность Турции, облегчающая проведение американской политики в регионе.В частности, это может касаться Ирана, с которым Анкара сблизилась в последние годы.Тот факт, что визит Х. Клинтон в Анкару состоялся накануне поездки президента Турциив Тегеран для участия в саммите ОЭС, вызвал у политологов и журналистов предположенияо возможном посредничестве Анкары в урегулировании американо-иранских отношений.
Президент А. Гюль, отвечая на вопросыжурналистов по дороге в Тегеран, отметил, что с приходом к власти в Вашингтоне новойадминистрации во внешней политике США следует ожидать перемен. При этом А. Гюльзаявил, что руководство Турции и новая американская администрация разделяют схожиевзгляды на ситуацию в Афганистане и в Пакистане, а также на курдскую проблему. Президентотметил, что иранская тема была затронута в ходе его встречи с госсекретарем Х.Клинтон. Анкара считает, что необходимо с пониманием относиться к озабоченностиТегерана вопросами безопасности, «но Турция выступит против, если Иран попытаетсяобеспечить свою безопасность при помощи ядерного оружия».
В совместном заявлении по итогам визитаХ. Клинтон в Турцию говорилось о сотрудничестве в борьбе с распространением оружиямассового поражения и средств его доставки в регионе и за его пределами. Очевидно,что подобное заявление связано, прежде всего, с иранской ядерной программой[28].
Благодаря хорошим отношениям с иранскимруководством Турция может способствовать поиску путей для налаживания американо-иранскогодиалога. Интересам США отвечает готовность Анкары выступать в роли официальногоили косвенного посредника. Рост турецко-иранских экономических отношений, взаимовыгодныхдля обеих сторон, ставит Турцию в положение страны, мнение которой Тегеран можетпринять во внимание.
/>Заключение
На протяжении десятилетий отношения между Анкарой и Вашингтономносили стратегический характер — обе стороны оказывали взаимную поддержку в решенииразличных международных кризисов. Сегодня стратегическое качество не может восприниматьсягарантом стабильного и устойчивого развития двусторонних отношений. Причиной томуявляются расхождения позиций по иракской проблеме и приоритетов на международнойарене. В результате двусторонние отношения геополитического значения стали предметоммногочисленных дискуссий.
При этом представляется, что в перспективе климат американо-турецкихотношений существенно улучшится вследствие частичного или полного вывода американскихвойск из Ирака и относительной стабилизации региона. Кроме того, турецкая элитануждается в американских ресурсах для ослабления позиций Ирана.
Основные императивы турецкой внешней политики, которые будутопределять её модель, остаются такими:
1) Приоритет национальных интересов над блоковыми — Турция неоднократнопоказывала, что не готова быть вовлеченной в силовые акции, противоречащие её интересам,несмотря на союзнические обязательства;
2) Консерватизм и осторожность в планировании и реализации внешнеполитическогокурса;
3) Ориентация на стратегическое сотрудничество с США с одновременнымразвитием сотрудничества в российско-турецких отношениях.
Будущее американо-турецкого сотрудничества будет находиться подвлиянием состояния трансатлантических отношений — ключевой сферы стратегическогопартнерства Анкары и Вашингтона. Во многих, самых важных областях сотрудничествамногосторонний подход станет важным элементом взаимодействия, включая решение иранскойи иракской проблематики. В этой связи главным представляется не будущее турецко-американскихдвусторонних отношений, а сотрудничество в треугольнике США-ЕС-Турция. Ключевойцелью трехстороннего подхода должно стать поощрение действий трех сторон в противостояниивнутренним и внешним вызовам, включая вопросы безопасности. Новые инициативы, затрагивающиевопросы безопасности и обороны, должны про водится в рамках НАТО, а не двустороннемформате. Усиление роли Турции в Альянсе и восстановления к ней доверия должно статьсостав ной частью политики Белого Дома по отношению к Анкаре.
Говоря о турецко-американских торгово-экономических отношениях,следует отметить, что они являются неотъемлемым и в известной степени решающим элементомвоенно-политического союза Турции и США. Среди позитивных итогов турецко-американскогосотрудничества можно отметить следующие: приток американских кредитов способствовалраз витию экономики, созданию новых рабочих мест, подготовке квалифицированных кадров,привлечению передовой технологии.
Благодаря американской помощи создавались и развивались современныеотрасли промышленности, менялась коренным образом структура турецкого экспорта,в ней все более заметное место занимают промышленные товары.
При этом нельзя не отметить и негативные стороны турецко-американскогосотрудничества. Что самое главное — в рассматриваемый период произошло усилениефинансово-кредитной зависимости Турции от США (а также от Запада в целом), несбалансированностивзаимной торговли, обострение противоречий по вопросу доступа турецких товаров наамериканский рынок и т.д.
Большую роль в развитии и дальнейшем углублении турецко-американскогосотрудничества отводится зонам свободной торговли.
Безусловно, что без совершенствования экономического сотрудничествасовместные инициативы в других сферах цивилизационного, глобального взаимодействияокажутся малоэффективными.
/>Список использованной литературы
1. Бажанов Е.П. Актуальные проблемы международных отношений. Избранные труды.В 3-х томах. — М., 2007.
2. Гасанова Э.Ю. К истории проникновения левых идей в Турцию // Проблемы историиТурции. — М.: Наук, 2004. — 238 с.
3. Гасратян М.А., Орешкова С.Ф., Петросян Ю.А. Очерки истории Турции — М.: Наука,1983. — 292 с.
4. Гурьев А.А. К вопросу об усилении разногласий между США и Турцией/ЛБлижнийВосток и Современность. Выпуск 25. — М., 2005.
5. Гурьев А.А. Ситуация в Турции: март 2009 (http://www.iimes.ru/rus/ stat/2009/ll-04-09. htm).
6. Гучанин М.П. Турция и США: основные этапы торгово-экономического сотрудничества.- М., 2009.
7. Гушер А. Стратегия США в Каспийском регионе // Азия и Африка сегодня.5.- М., 2009.
8. Егоров В.К. Турецко-американские отношения в контексте борьбы с глобальнымтерроризмом Турция в новых геополитических условиях Под ред. Ульченко Н.Ю. — М.,2007.
9. Еремеев Д.Е., Мейер М.С. История Турции в средние века и новое время: Уч.пособие. — М.: Изд-во МГУ, 2007. — 248 с.
10. Жигалина О.И. Курдская политика США в Ираке и проблемы турецких курдов Современныйисламский Восток и страны Запада /Под ред. Арунова М.Р., Филоник А.О. — М., 2008.
11. Измайлов А.А. США. Поход на восток. — Режим доступа: www.rusk.ru.
12. Ирхин А.А. Внешнеполитическая стратегия США в отношении Турецкой Республики.- М., 2009.
13. Киреев Н. Метаморфозы политического ислама // Азия и Африка сегодня. — 2003.- № 6. — С.17 — 23.
14. Копылов О.В. К вопросу о политике Турции в Закавказье Ближний Восток и современность.Выпуск 13. — М., 2008.
15. Косаман О. Постсоветское Закавказье в российско-турецких отношениях: от конфронтациик сотрудничеству Россия XXI век.5. — М., 2003.
16. Мер дан А. Взаимодействие между Турцией и США в регионе Центральной Азиии Кавказа Востоковедный Сборник. Выпуск 7. — М., 2006.
17. Мурадян И. Региональные проблемы турецко-американских отношений. — Ереван,2007.
18. Нартов Н.А. Геополитика. — М., 2009.
19. Поцхверия Б.М. Внешняя политика Турции в 60-х начале 80-х годов XX века.- М., 1986.
20. Свистунова И.А. Иракский кризис 2003 г. и турецко-американские отношения Ближний Восток и современность. Выпуск 26.М., 2005.
21. Старченков Г. Двести лет вестернизации Турции // Азия и Африка сегодня.- 2000. — №6. — С.25 — 31.
22. Сыздыкова Ж.С. Особенности региональной политики Турции. — М., 1999.
23. Турция между Европой и Азией / Под ред. Киреева Н.Г. — М., 2001.
24. Ульченко Н.Ю. Экономика Турции в условиях либерализации. М., 2002.
25. Холматов А.Х. Турция: государство и рыночные отношения. — М., 1992.
26. Шлыков В.И. Политическая система Турции в 60-70 гг. // Турецкая Республикав 60-70-е годы. Вопросы общего политического развития. — М., 1984. — С.50-64.
27. Шевченко Л.Е. Современные формы и методы борьбы США за глобальное лидерство// Вестник БГПУ. — 2008. — № 1.
28. Шарипов У.З. Международные отношения в регионе персидского залива и рольнефтяного фактора (запад и страны региона). — М., 2005.
29. Подкопаева М. Счеты и отношения // Завтра. — 2006. — № 50.
30. Ушаков А. Феномен Ататюрка. Турецкий правитель, творец и диктатор. — М.:Центрполиграф, 2007. — 383 с.
31. http://www.caspenergy.com