Реферат по предмету "Разное"


«Разработка инновационной модели включения детей раннего и дошкольного возраста в образовательное пространство»

Организация игровой деятельности в условиях ЛекотекиСафронова Галина Павловна, педагог-психолог ГОУ детский сад компенсирующего вида №1019 СВОУОИванушкина Алла Ивановна, учитель-дефектолог ГОУ детский сад компенсирующего вида №1019 СВОУОБычкова Екатерина Олеговна, учитель-логопед ГОУ детский сад компенсирующего вида №1019 СВОУО На базе ГОУ детский сад компенсирующего вида № 1019 в 2009-2010 учебном году была открыта экспериментальная площадка первого уровня по теме «Разработка инновационной модели включения детей раннего и дошкольного возраста в образовательное пространство». В настоящее время в детском саду в эксперимент входят структурное подразделение Лекотека, группы кратковременного пребывания и интегрированная группа, где созданы благоприятные условия для развития детей с ограниченными возможностями здоровья, которые не могут быть включены в образовательное пространство. В Лекотеку нашего ДОУ были приняты дети с сочетанными двигательным и интеллектуальными нарушениями: церебральный паралич с умственным дефектом, выраженные эмоциональные поведенческие расстройства, нарушение общения в сочетании с умственной отсталостью, с разными вариантами сложных нарушений у детей с генетическими заболеваниями. Эти дети при тяжелой степени ДЦП не овладевают навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью. Они не могут самостоятельно обслуживать себя. При средней степени двигательных нарушений дети овладевают ходьбой, но передвигаются неуверенно, навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивной функции. При легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, у них достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у них наблюдаются неправильные патологические позы и положения, нарушения походки, движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики. Двигательные нарушения, в свою очередь, оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи. У всех детей отмечаются речевые нарушения: анартрия, сочетание системного недоразвития речи с дизартрией разной степени тяжести. Дети Лекотеки характеризуются крайне неустойчивым произвольным вниманием, неспособностью длительное время продолжать одну и ту же деятельность, некоторым из них сложно понять простейшие сообщения, сложно усваивать социальные нормы поведения. Основными целями работы Лекотеки являются создание условий для оказания детям психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации. В Лекотеке решаются диагностические, воспитательные и коррекционно-педагогические задачи. Основными направлениями коррекционно-педагогической работы являются: развитие игровой деятельности; развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми); расширение запаса знаний и представлений об окружающем; развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза; развитие внимания, памяти, мышления; формирование математических представлений; развитие ручной умелости и подготовка руки к владению письмом; воспитание навыков самообслуживание и гигиены; подготовка к школе. Значительное место в системе развития детей с особыми возможностями здоровья занимают индивидуальные и комплексные занятия. Такие занятия проводятся по специально разработанной специалистами программе. Все занятия – комплексные и индивидуальные – проходят в игровой форме. В структурном подразделении Лекотека учителем-дефектологом, учителем-логопедом и педагогом-психологом были разработаны комплексные занятия, основанные на игре. Развитие эмоциональной сферы детей, формирование доверительных отношений между взрослым и ребенком еще малоизученны, поэтому мы обратились к этой теме.^ Цель нашей работы: развитие моторного контроля, развитие познавательных процессов, развитие эмоциональной сферы детей и развитие социальной адаптации. Игровые методы работы с детьми в Лекотеке являются ведущими и одна из основных форм работы - это подгрупповые и групповые игровые сеансы.  В своей работе мы использовали, как индивидуальную, так и подгрупповую формы игровых сеансов. Структура сеанса: «Ритуальность» (наличие обязательных действий, которые начинают занятие и заканчивают, на протяжении всего года); Максимальная эмоциональная включенность взрослых (знакомство с новым сказочным персонажем, от имени которого будет проходить игровой сеанс); Мелкая моторика в сочетании со стихотворным текстом; Развитие общей моторики; Развитие речевой активности, вызывание звукоподражаний, развитие артикуляционного аппарата и владение голосом; Формирование коммуникативных способностей; Развитие познавательных процессов. Продолжительность занятия 30-60 минут, число участников от одного до шести человек. План занятия составляется для каждого ребенка с учетом индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Каждый игровой сеанс основан на сюжете сказки и начинается с введения специалистом сказочного персонажа. Список сказок, используемых на игровых сеансах Октябрь Колобок Репка Ноябрь Теремок Три медведя Декабрь Маша и медведь Курочка Ряба Январь Бобовое зернышко Глупый волк Февраль Лиса и Волк Храбрый заяц Март Заячья избушка Петушок — золотой гребешок Апрель Зайка-зазнайка Волк и семеро козлят Май Путешествие за солнышком Кот и лиса От имени персонажа проводится весь сеанс, начинающийся с развития тактильных и кинестетических ощущений, поскольку кожно-кинестетическая чувствительность – основа формирования зрительного и слухового восприятия. Кроме того, кинестетическая чувствительность лежит в основе всех видов движений. В дальнейшем к работе над развитием тактильных ощущений добавляется работа над слуховыми, зрительными, обонятельными, вкусовыми ощущениями.Игровой сеанс «В гостях у сказки. «Колобок»Цель: Стимуляция моторного развития с учетом качественных специфических нарушений, характерных для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Формирование положительного эмоционального настроя на совместную со взрослым работу, активизация и развитие высших психических функций ребенка.Задачи: Обогащение тактильных ощущений; снижение мышечного тонуса руки; стимуляция раскрытия ладони и отведения большого пальца; стимуляция направленного движения руки; стимуляция захватов, ориентируясь на форму и величину предметов, и их положение. Побуждение детей к эмоциональному реагированию посредствам целенаправленной подачи сенсорной информации по каналам зрительного, слухового, вестибулярного и осязательного анализатора. Развитие умения дифференцировать предметы по форме, цвету и величине. Развитие зрительного восприятия, умения видеть часть и целое, дифференцировать их. Развитие направленной, сильной воздушной струи. Отработка диафрагмального дыхания. Развитие мелкой моторики рук, развитие тактильных ощущений.^ Ход занятия:Организационный момент На ковре лежат валики, объемные круги разного цвета. Часть детей входит самостоятельно, другие дети входят с поддержкой родителей, некоторые на руках у матери. Детей встречает сказочный персонаж – бабушка-Сказочница (игрушка Би-ба-бо). Она здоровается с детьми и предлагает им отправиться в путешествие. Побежали по дороге, Намочили в луже ноги. ^ Дети наступают на объемные мягкие круги. Шли по узкой полосе,Потоптались в песке. Идут по ортопедическим дорожкам с наполнителями(песок, шишки, камешки, лоскутки ткани) Прыгали по кочкам. Вот так! Вот так! ^ Переступают через валики. Перепрыгнули овраг, И устали. Сели - вот так! Сели на стулья перед ширмой. Основная часть Сказочный персонаж Бабушка-сказочница в течение занятия передается от специалиста к специалисту в зависимости от поставленной задачи игры.Кукольный театр Педагогами разыгрывается сказка «Колобок». Бабушка-сказочница предлагает детям посмотреть сказку «Колобок». В ходе сказки детям предлагается помочь Колобку катиться по дорожке (дети передают друг другу мягкую игрушку – Колобок и говорят «катится, катится», у безречевых детей вызываем звукоподражание – «а-а-а». При этом дети с тяжелой двигательной патологией берут Колобка с помощью мамы, обращаем внимание, что игрушка мягкая, приятная на ощупь). Сказка заканчивается тем, что Колобок убегает от Лисы, а дети помогают ему убежать: пугают лису громким криком: «А-а-а!!!» Игра «Поймай Колобка» Бабушка-сказочница говорит: «Колобок покатился по дорожке и прикатился к бассейну и увидел, что в воде купаются его друзья - Колобки». В бассейне с теплой плавают пластмассовые шарики желтого цвета. Детям предлагается поиграть с Колобками, а потом вытащить их на берег. Колобки искупались и катятся по песку дальше. (Часть детей с гипертонусом показывают как Колобок катится, вдавливая кулачок в песок, а дети с гипотонусом проводят ладонью по песку)Игра «Найди Колобка» Бабушка-сказочница говорит: «Катился Колобок, катился и прикатился в домик, а там его ждали друзья – большие и маленькие Колобки. Доставайте Колобков из домика и кладите больших в красную коробку, а маленьких – в желтую». Мамы помогают детям, не справляющимся с занятием.Игра «Построим домик для Колобка» Бабушка-сказочница предлагает детям построить домик для Колобка. Перед детьми лежат плоскостные фигуры (квадрат и треугольник). Дети с помощью родителей складывают домик. Какие чудесные домики у Вас получились!Игра «Дождик» Бабушка-сказочница: «Сидит Колобок в домике и видит на небе тучи появились. Решил он их прогнать, но не смог. Ребята, давайте поможем Колобку прогнать тучу!» Для проведения игры из картона вырезаны овалы, напоминающие большие тучи. К «тучам» прикрепляется дождик (прозрачные ленточки). Педагог, держа в руке пособие, произносит:^ Дождик, дождик – кап, кап, кап!Ты не капай на ребят.Тучку мы сейчас догонимИ тебя, дождик, прогоним! Педагоги подходят к детям и предлагают пустить ветерок, сложив губы трубочкой. (Делать вдох – носом, а выдох – ртом, следить за тем, чтобы воздух не уходил в щеки). Бабушка-сказочница: «Молодцы, ребята! Вы прогнали тучи, и теперь снова светит яркое солнышко».Игра «Солнышко» Бабушка-сказочница: «Посмотрите, как ярко светит солнышко! Давайте чтобы стало еще теплее и светлее нарисуем солнышко.» Детям раздают круглые подносы красного цвета, на которых насыпана манка. Дети с помощью родителей рисуют пальцами солнце. Этюд-прощание Бабушка-сказочница дает положительную оценку работе детей («Молодец!», «Ты сегодня так старался!», «Как вы все дружные!», «Колобок Вам говорит спасибо!»), подходит к каждому ребенку, прощается с ним и обнимает. После проведения игрового сеанса мы рекомендуем родителям провести с детьми следующие игры:Игры, в которые можно поиграть с детьми дома (рекомендации для родителей)Игра «Накрываем на стол» Ребенку предлагается накрыть на стол, разложив продукты в тарелочки разных размеров. Тоже варьируется с цветом.Игра «Не разбуди маму» Папа ходит с ребенком по комнате, мама сидит на коленях, изображая, что она спит. Включается запись песни «Колыбельная» Маме надо отдыхать, Маме хочется поспать. Я на цыпочках хожу, Маму я не разбужу. Остановиться, приложить палец к губам и сказать «Тс-тс». Игра «Лохматый пёс» Один родитель изображает собаку, другой читает стихотворение. Перед игрой родитель с ребенком садится на стул. Вот лежит лохматый пес, В лапы свой уткнувши нос. Тихо, смирно он лежит, Не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим И посмотрим, что же будет. Ребенок с родителем медленно подходит к «собаке» под чтение стихотворения, трогают ее и убегают обратно на стул.Игра «Идет бычок, качается» Текст Действия Идет бычок, качается, ^ Взрослый раскачивает ребенка, лежащего на кровати, из стороны в сторону. Вздыхает на ходу: Взрослый показывает, а ребенок повторяет за ним любое упражнение на дыхание. «Ой, доска кончается, ^ Взрослый поднимает за ручки поднимание ребенка до положения сидя, затем имитирует падение. Сейчас я упаду!» Взрослый может взять ребенка на руки и поставить на пол. Игра «Рожица» Ребенок поворачивается лицом к маме. Мама смотрит в глаза ребенку и строит смешную рожицу, затем то же самое делает ребенок.Игра «Подбери туфли слону» Возле слона лежат четыре маленьких туфли и четыре больших туфли. Ребенку нужно подобрать туфли нужного размера и нужное количество предложить слону. Родители подбадривают детей, хвалят за действия.Пальчиковая игра «Лодочка» Мама делает из ладошки лодочку, ребенок свой указательный пальчик старается поставить в лодочку, но так чтобы она не закрылась. Цель игры не быть пойманным. Потом мама и ребенок меняются ролями.Игра «Собери лягушек» Родитель рассыпает желтые и зеленые мячи и предлагает детям собрать только зеленые мячи. При этом акцентируется внимание на том, что лягушки зеленые. Вот с насиженной гнилушки В воду кинулись лягушки.Игра «Ветерок» Между мамой и ребенком ставится чаша с водой, в которую опускается кораблик. Взрослый сидит напротив ребенка. Необходимо дуть на кораблик так, чтобы он переплыл на другой берег. Кораблик плывет то к маме, то к ребенку. В начале года мы проводим консультативное практическое занятие для родителей «Учимся играть дома». Цель которого дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка; заинтересовать проблемой воспитания детей; приобщить к игре ребенка в условиях семьи.Игра «Покатайся на мяче» Ребенок ложится на мяч животом, а родитель катает его в разные стороны.Игра «Собери пирамидку» Родитель показывает детям коробочку с шариками и обращает их внимание на то, что некоторые шарики имеют дырочки. Пусть дети рассматривают шарики. Родитель берет шарик с отверстием и нанизывает его на стержень, затем берет шарик без отверстия, старается его нанизать на стержень. Обращается к детям: «Посмотрите, не получается, потому что нет дырочки. Помогите мне и найдите шарик с дырочкой. Хорошо, а теперь сами попробуйте нанизать его на палочку.Игра «Занимательная перчатка». Родитель берет перчатку (на каждом пальчике вышито лицо: глаза — пуговицы, волосы — разноцветные нити), надевает ее на руку, привлекая внимание детей. Затем поглаживает детей перчаткой: прикасается к рукам, к пальцам и т. д. В это время ласково разговаривает с ребенком:^ Мы пальчики погладим,Так, так и вот так!Мы пальчики потрем,Так, так и вот так!Подводя итоги работы за год, мы отметили следующие результаты: дети, посещающие Лекотеку, научились взаимодействовать друг с другом и со взрослыми; наблюдается положительная динамика в развитии познавательных процессов и игровой деятельности; родители активно учувствуют в работе с детьми и проведении игровых сеансов; приобретенные на сеансах навыки родители используют в работе с ребенком дома. Проведение игровых сеансов является наиболее эффективной формой работы с детьми и их родителями в условиях Лекотеки.Список используемой литературы: Н.В. Верещагина «Особый ребенок» в детском саду, Спб.: Издательство-пресс, 2009. О.А. Ворожцова Музыка и игра в детской психотерапии, М.: Институт психотерапии, 2004. Т.Н.Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евет Коррекционно-развивающие и адаптирующие игры, Спб.: Детство-пресс, 2004. Е.А. Екажанова, Е.А. Стребелева Коррекционно-развивающее обучение и воспитание, М.: «Просвещение», 2003. В.И. Ковалько Азбука физкультурных минуток для дошкольников, М.: Вако, 2006. И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, М.: Академия, 2001. Л.В. Лобода Логоритмика для детей с синдромом Дауна, М.: Даунсайд Ап, 2008. Т.П. Медведева Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна, М.: Даунсайд Ап, 2007. Л.А. Метиева, Э.Ф. Удалова Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии, М.: Книголюб, 2008. М.А. Панфилова Игротерапия общения, М.: Гном и Д, 2000. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья, под ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б.Баряевой, Спб., Хока, 2007. А.Л. Сиротюк Упражнения для психомоторного развития дошкольников, М.: Аркти, 2009. А.И. Титарь Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате, М.: Аркти, 2009. В.В. Ткачева Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии, М.: Гном и Д, 2000 А.Ю. Татаринцева Куклотерапия в работе в психолога и логопеда, Спб.: Речь, 2006. Л.В. Томашевская, Е.Ю. Герц, Е.В. Андрющенкова Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду. Е.Н. Юрчук Эмоциональное развитие дошкольников, М.: Творческий центр, 2008. Н. Янушанец Если ваш ребенок болен ДЦП, Спб.: Питер, 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.