Реферат по предмету "Медицина"


Артикуляционный аппарат

ЯГПУим К.д.Ушинсково


          Студентки Малакаевой Дарьи
                 Александровны
                            дифектологического      
                           факультета
Ярославль
2004г
Анатомо-физиологическиемеханизмы речи.
Знание анатомо-физиологических механизмов речи, тоесть строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет,представлять сложный механизм речи в норме, дифференцированно подходить канализу речевой патологии и правильно определять пути коррекционноговоздействия.
Речь представляет собой одну из сложныхвысших психических функций человека.
Речевой акт осуществляется сложнойсистемой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельностиголовного мозга.
Еще в начале ХХ века былараспространена точка зрения, по которой функцию речи связывали с существованиемв мозгу особых «изолированных речевых центров». И.П. Павлов дал новоенаправление этому взгляду, доказав, что локализация речевых функций корыголовного мозга не только очень сложна, но и изменчива, почему и назвал ее«динамической локализацией».
В настоящее время благодаряисследованиям П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Луриии других ученых установлено, что основой всякой высшей психической функцииявляются не отдельные «центры», а сложные функциональные системы, которыерасположены в различных областях центральной нервной системы, на различных ееуровнях и объединены между собой единством рабочего действия.
Речь – это особая и наиболеесовершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевогообщения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга.Осуществляется речевое общение посредством языка. Язык – это системафонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбираетнеобходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматикиязыка и произносит путем артикуляции речевых органов.
    Для того чтобы речь человека былачленораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономернымии точными. Вместе с тем эти движения должны быть автоматическими, то естьтакими, которые осуществлялись бы без специальных усилий. Так и происходит насамом деле. Обычно говорящий следит только за течением мысли, не задумываясьнад тем, какое положение должен занять его язык во рту, когда надо вдохнуть итак далее. Это происходит в результате действия механизма произнесения речи.Для понимания действия механизма произнесения речи необходимо хорошо знатьстроение речевого аппарата.

Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных междусобой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического(или исполнительного) (рис.1)














Строение речевого аппарата

Центральныйречевой аппаратнаходится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественнолевого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (преждевсего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым иартикуляционным мышцам.
Какова же функция центрального речевогоаппарата и его отделов?
Речь, как и другие проявления высшейнервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаныс деятельностью  различных участковмозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующеезначение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная долипреимущественно левого полушария (у левшей правого). Лобные извилины (нижние)являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устнойречи (центр Брокка). Височные извилины (верхние) являются речеслуховойобластью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вернике).Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для пониманияречи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля являетсязрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятиебуквенных изображений при чтении и письме). Кроме того, у ребенка речь начинаетразвиваться благодаря зрительному восприятию им артикуляции взрослых.
Подкорковые ядра ведают ритмом, темпоми выразительностью речи.
Проводящие пути. Кора головного мозгасвязана с органами речи двумя видами нервных путей: центробежными ицентростремительными.


Центробежные (двигательные) нервныепути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность периферическогоречевого аппарата. Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центреБрокка.
От периферии к центру, то есть отобласти речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути.
Центростремительный путь начинается впроприорецепторах и в барорецепторах. Проприорецепторы находятся внутри мышц,сухожилий и на суставных поверхностях двигающихся органов. Барорецепторывозбуждаются при изменениях давления на них и находятся в глотке.
В ядрах ствола берут началочерепно-мозговые нервы. Главные из них: тройничный, лицевой, языкоглоточный,блуждающий, добавочный и подъязычный. Они иннервируют мышцы, приводящие вдвижение нижнюю челюсть, мимическую мускулатуру, мышцы гортани и голосовыхскладок, глотки и мягкого неба, а  такжемышцы шеи, мышцы языка.
Через эту систему черепно-мозговых нервов передаютсянервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому.



Периферическийречевой аппаратсостоит из трех отделов: дыхательного, голосового и артикуляционного.
 В дыхательный отдел входит грудная клетка слегкими, бронхами и трахеей.
Произнесение речи тесно связано сдыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струяосуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции.  Дыхание в момент речи существенно отличаетсяот обычного. Выдох намного длиннее вдоха. Кроме того, в момент речи числодыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном дыхании.
Голосовой отдел состоит из гортани инаходящимися в ней голосовыми складками.



Артикуляционныйаппарат.

















Профиль органовартикуляции
 
 
Артикуляция – это деятельность речевыхорганов,                  
          связанных с произнесением звуков речи
          и различных их компонентов
          составляющих слоги, слова.

Органы речевойартикуляции –органы, которые   
              обеспечивают движение ротовойполости.

Уклад (артикуляционный) – положение, которое органы
              занимают (принимают) придвижении.


Особоезначение для артикуляции имеют органы ротовой полости и сама ротовая полость.Именно в ней голос многократно усиливается и дифференцируется на определенныезвуки, то есть обеспечивается возникновение фонем. Здесь же, в ротовой полости,образуются звуки нового качества – шумы, из которых впоследствии формируетсячленораздельная речь. Способность дифференцировать голос в определенные фонемыпроисходит потому, что органы ротовой полости и образующие ротовую полостьструктуры находятся в движении. Это приводит к изменению размера и формыротовой полости, к образованию определенных затворов, которые либо замыкают,либо суживают ротовую полость:
-        Призамыкании поток воздуха
  задерживается, чтобы потом с шумом
        прорваться через этот затвор и это
        способствует возникновению одних
        определенных звуков речи.

-        
Основнымиорганами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое имягкое небо, альвеолы. В основном это органы, которые располагаются в ротовойполости.
В анатомическомсоотношении рот делится на две части: преддвериерта и собственно полость рта.
Преддверие рта представляетсобой щелевидное пространство, ограниченное снаружи губами и щеками, изнутри –зубами и альвеолярными отростками челюстей. В толще губ и щек заложенымимические мышцы; снаружи они покрыты кожей, а со стороны преддверия полостирта – слизистой оболочкой. Слизистая оболочка губ и щек переходит наальвеолярные отростки челюстей, при этом на серединной линии образуются складки– уздечки верхней и нижней губы. На альвеолярных отростках челюстей слизистаяоболочка плотно сращена с надкостницей и называется десной.
Собственно полость ртаограничена сверху твердым и мягким небом, снизу – диафрагмой рта, спереди и сбоков – зубами и альвеолярными отростками, я сзади через зев сообщается сглоткой.
 
Губыпредставляют собой очень подвижное образование.
Губы, восновном, образованы круговой мышцей рта, которая обеспечивает:
-        
полости(открытое, закрытое).
-        
   Круговая мышца имеет расположение волоконвокруг      отверстия (нет начала,конца), таким образом образуется очень хороший сфинктер. Мышца прикрепляется кротовому отверстию сзади.
Губы в своемсоставе имеют еще несколько мышц – это квадратная мышца нижней губы,подбородочная мышца, резцовая мышца, треугольная, квадратная мышца верхнейгубы, скуловая мышца (собачья), мышцы, поднимающие верхнюю губу и угол рта(рис.3 – мышцы губ и щек).

Эти мышцыобеспечивают подвижность круговой мышцы – они одним концом прикрепляются ккости лица черепа, а другим концом они вплетаются а определенном месте вкруговую мышцу рта. Не образуя основу губ, они обеспечивают подвижность губ вразном направлении.
Губы покрытыслизистой оболочкой с внутренней поверхности, а снаружи еще покрытыэпидермисом. Круговая мышца рта обильно кровоснабжена и поэтому имеет болееяркий цвет.
РОЛЬ ГУБ ВЗВУКОПРОИЗНОШЕНИИ.
Губы являютсяспециальным затвором определенной группы звуков, губы активно участвуют вартикуляции других звуков, которым соответствуют тот или иной уклад языка. Но иочертания губ тоже обеспечивают артикуляцию. Губы способствуют изменениюразмера и формы преддверия рта и тем самым оказывает влияние на резонированиевсей ротовой полости.
    Большое значение в речевой деятельностиимеет шейная мышца (мышца трубачей). Она, являясь достаточно мощнымобразованием, замыкающим ротовую полость по бокам, имеет достаточно видную рольи в артикуляции звуков:
-        
-        
Щеки,как и губы, являются мышечным образованием. Щечная мышца покрыта снаружи кожей,а изнутри – слизистой оболочкой, являющейся продолжением слизистой оболочкигуб. Слизистая оболочка покрывает изнутри всю полость рта, за исключениемзубов.
К системе мышц,изменяющих форму ротового отверстия, следует отнести также группу жевательныхмышц. К ним относятся собственно жевательная мышца, височная мышца, внутренняяи наружная крыловидные мышцы. Жевательная и височная мышцы поднимают опущеннуюнижнюю челюсть. Крыловидные мышцы, сокращаясь одновременно с обеих сторон,выдвигают челюсть вперед; при сокращении этих мышц на одной стороне челюстьдвижется в противоположную сторону. Опускание нижней челюсти при открывании ртапроисходит главным образом в силу ее собственной тяжести (жевательные мышцы приэтом расслаблены) и отчасти вследствие сокращения шейных мышц.
Мышцы губ и щекиннервируются лицевым нервом. Жевательные мышцы получают иннервацию отдвигательного корешка тройничного нерва. 
К органамартикуляции относится также и твердое небо.
       Твердое небо – это костная стенка,отделяющая полость рта от носовой полости, является одновременно крышей полостирта и дном носовой полости. В передней (большой) своей части твердое небообразуется небными отростками верхнечелюстных костей, а в заднем отделе –горизонтальными пластинками небных костей. Слизистая оболочка, покрывающаятвердое небо, плотно сращена с надкостницей. По средней линии твердого небавиден костный шов.
       По своей форме твердое небо представляетсобой выпуклый кверху свод. Конфигурация небного свода у разных людейзначительно варьирует. В поперечном сечении он может быть более высоким и узкимили более плоским и широким; в продольном направлении небный свод может бытькуполообразным, пологим или крутым
       Твердое небо является пассивнымкомпонентом язычн-небного затвора, оно различно по конфигурации и форме и отего конфигурации в значительной степени зависит то напряжение, котороетребуется от мускулатуры языка для продуцирования того или иного уклада.Конфигурация твердого неба отмечается многообразием. Существует определеннаяклассификация твердого неба:
             1. По величине ширины, длины ивысоты
                небного свода (большой, средний и
                малый размеры свода).
             2. По взаимоотношениям показателей
длины,высоты, ширины.
           3. Попрофилю десневой дуги (линии),
то есть этачасть верхней челюсти,            котораясодержит ячейки для зубов. В горизонтальном сечении различают три формы неба:овальная, притупленный овал и заостренный овал яйцевидной формы.
       Для речевой артикуляции особенносущественна кривизна небного свода в сагиттальном направлении. При различныхформах свода существуют определенные методики формирования различныхукладов.    
 
 
   Мягкое небо – этообразование, которое служит
              продолжением твердого неба,
              образованного костями.
         Мягкое небо представляет собоймышечное образование, покрытое слизистой оболочкой. Задняя часть мягкого небаназывается небной занавеской. При расслаблении небных мышц небная занавескасвободно свисает вниз, а при их сокращении поднимается кверху и кзади. Всередине небной занавески имеется удлиненный отросток – язычок.
         Мягкое небо находится на границеротовой полости и глотки и служит вторым язычковым затвором. По своей структуремягкое небо представляет собой эластичную мышечную пластинку, которая оченьподвижна и при определенных условиях может закрывать вход в носоглотку,поднимаясь кверху и кзади и открывая ее. Эти движения регулируют величину инаправление воздушного потока из гортани, направляя этот поток либо черезносовую полость, либо через ротовую полость, при этом голос звучит по разному.
          Когда мягкое небо опущено – воздухпопадает в носовую полость, и тогда голос звучит приглушенно. Когда же мягкоенебо поднято – оно соприкасается со стенками глотки и это обеспечиваетотключение звукообразования из носовой полости и резонируют только ротоваяполость, полость глотки и верхняя часть гортани.
Язык– это массивныймышечный орган.
     Присомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость. Передняя часть языкаподвижна, задняя часть фиксирована и носит название корня языка. Различаюткончик и передний край языка, боковые края языка и спинку языка. Спинка языкаусловно делится на три части: переднюю, среднюю и заднюю. Это деление носитчисто функциональный характер, и никаких анатомических границ между указаннымитремя частями не имеется.
     Большинство мышц, составляющих массуязыка, имеет продольное направление – от корня языка к его кончику. Вдоль всегоязыка по средней линии проходит волокнистая перегородка языка. Она сращена свнутренней поверхностью слизистой оболочки спинки языка.
     При сокращении мышц языка на местесращения образуется заметная канавка. Мышцы языка (рис.5)


Мышцы языка
 делят на две группы. Мышцы одной группыначинаются от костного скелета и заканчиваются в том или ином месте внутреннейповерхности слизистой оболочки языка. Мышцы другой группы обоими своими концамиприкрепляются к различным участкам слизистой оболочки. Сокращение мышц первойгруппы обеспечивает движение языка как целого; при сокращении мышц второйгруппы изменяются форма и положение отдельных частей языка. Все мышцы языкапарные.      
     К первой группе мышц языкаотносятся:
1.  подбородочна-язычнаямышца: начинается на внутренней поверхности нижней челюсти; волокна ее,расходясь веерообразно, идут вверх и назад и прикрепляются к спинке языка вобласти его корня; назначение этой мышцы – выдвигать язык вперед.
2.  подъязычно-язычнаямышца: начинается от подъязычной кости, расположенной ниже языка и кзади отнего; волокна этой мышцы идут в виде веера вверх и вперед, прикрепляясь кслизистой оболочке спинки языка; назначение – осаживать язык книзу.
3.   Шило-язычная мышца: начинается в видетонкого пучка от шиловидного отростка, находящегося на основании черепа, идетвперед, входит в край языка и направляется к средней линии навстречуодноименной мышце противоположной стороны; эта мышца является антагонистомпервой: она втягивает язык в полость рта.
Во вторуюгруппу мышц языка входят:
1. верхняя продольная мышца языка,расположенная
   подслизистой оболочкой спинки языка; волокна
   ее заканчиваются в слизистой оболочке спинкии
   кончика языка; при сокращении эта мышца
   укорачивает язык и загибает кончик егокверху.
    2. нижняяпродольная мышца языка, представляющая собой длинный узкий пучок, располагающийсяпод слизистой оболочкой нижней поверхности языка; сокращаясь, сгорбливает языки загибает кончик его книзу.
3.поперечнаямышца языка, состоящая из нескольких пучков, которые, начавшись наперегородке языка, проходят через массу продольных волокон и прикрепляются квнутренней поверхности слизистой оболочки бокового края языка; назначение мышцы– уменьшать поперечный размер языка.
       Сложно переплетенная система мышц языкаи разнообразие точек их прикрепления обеспечивают возможность в больших пределахизменять форму, положение и напряжение языка, что играет большую роль впроцессе произношения звуков речи, я также в процессах жевания и глотания.
       Дно полости рта образуетсямышечно-перепончатой стенкой, которая идет от края нижней челюсти к подъязычнойкости. Слизистая оболочка нижней поверхности языка, переходя на дно полостирта, образует на средней линии складку – уздечку языка.
       Двигательную иннервацию язык получает отподъязычного нерва, чувствительную – от тройничного, вкусовые волокна – отязыкоглоточного.
Подъязычнаякостьвыполняетактивную роль а процессе моторики языка, так как подъязычная кость являетсяодним из опорных пунктов языка. Она располагается на по средней линии шеи, чутьниже и кзади от подбородка. Эта кость служит местом прикрепления не толькоскелетных мышц языка, но и мышц, которые образуют диафрагму или нижнюю стенкуротовой полости.
     Подъязычная кость вместе смышечными образованиями обеспечивают изменение ротовой полости по ее форме ивеличине, а значит, принимают участие в резонаторной функции.
Зубнаясистема является непосредственным продолжением небного свода – этосистема коронок зубов.
     Зубы располагаются в виде двухдуг (верхней и нижней) и укреплены в альвеолах (ячейках) верхней и нижней челюстей(рис.6).


     В каждом зубе различают коронку,выступающую из челюстной ячейки, и корень, сидящий в ячейке; между коронкой икорнем имеется слегка суженное место – шейка зуба. По форме коронки зубыделятся на резцы, клыки, малые коренные и большие коренные. Резцы и клыкиотносятся к передним, или фронтальным, зубам, коренные – к задним. Передниезубы – однокоренные, задние – двух или трехкоренные.
     Зубы впервые появляются на 6-8 месяцепосле рождения. Это так называемые временные, или молочные, зубы. Прорезываниемолочных зубов заканчивается к 2,5-3 годам. К этому времени их оказывается 20:по 10 в каждой челюстной дуге (4 резца, 2 клыка, 4 малых коренных зуба). Сменамолочных зубов на постоянные начинается на 7-м году и заканчивается к 13-14 годам,за исключением последних коренных зубов, так называемых зубов мудрости, которыепрорезываются на 18-20 году, а иногда и позже.
    Постоянных зубов – 32 (по 16 зубов в каждойчелюстной дуге, в том числе 4 резца, 2 клыка, 4 малых коренных и 6 большихкоренных).
    Процесс формирования зубов оказываетвлияние на конфигурацию небного свода. Так, при преждевременном выпадениимолочного зуба и задержке прорезывания постоянного приводит к нарушениюразвития зубной дуги и зубного отростка. При задержке выпадения молочных зубов,при своевременном прорезывании постоянного идет искривление десневой дуги, чтоприводит к выступлению отдельных зубов из верхнего ряда. Нередко нарушается иприкус (это взаиморасположение верхнего и нижнего зубных рядов при сомкнутыхчелюстях) (рис.7).




 
    ВИДЫ ПРИКУСА
1.  Ортогнатия.Наблюдается, когда передние зубы выдвигаются над задними. При этом ряды верхнейи нижней челюсти контактируют между собой. Это наиболее благоприятный видприкуса для речевой деятельности.
2.  Прогнатия.Наблюдается, когда верхние передние зубы выступают вперед, а нижние четьотодвинуты назад. При этом зубы не контактируют между собой, а между ними присмыкании образуется пространство с выходом вниз.
3.  Прогения. Наблюдается,когда нижняя челюсть выдвинута вперед, а верхняя в своей передней частиотодвинута назад. Верхние передние зубы не доходят до нижних и при смыканиимежду ними образуется щель.
4.  
5.  
6.  
7.  
     Громкость и отчетливость речевых звуковсоздаются благодаря резонаторам. Резонаторы расположены во всей надставнойтрубе.
Надставнаятруба – это все то, что расположено выше гортани: глотка, ротоваяполость и носовая полость.
     У человека рот и глотка имеют однуполость. Это создает возможность произнесения разнообразных звуков. У животныхполости глотки и рта связанны очень узкой щелью. У человека же глотка и ротобразуют общую трубку – надставную трубу. Она выполняет важную функцию речевогорезонатора.
     Надставная труба благодаря своему строениюможет меняться по объему и форме. Например, глотка может быть вытянутой исжатой и, наоборот, очень растянутой. Изменения формы и объема надставной трубыимеют большое значение для образования звуков речи. Эти изменения надставнойтрубы и создают явление резонанса. В результате резонанса одни обертоны речевыхзвуков усиливаются, другие – заглушаются. Таким образом, возникаетспецифический речевой тембр звуков. Например, при произнесении звука а ротовая полость расширяется, а глоткасужается и вытягивается. А при произнесении звука и, наоборот, ротовая полость сжимается, а глотка расширяется.
     Одна гортань не создает специфическогоречевого звука, он образуется не только в гортани, но и в резонаторах(глоточном, ротовом, носовом).
     Надставная труба при образовании звуковречи выполняет двоякую функцию: резонатора и шумового вибратора (функциюзвукового вибратора выполняют голосовые складки, которые находятся в гортани).
     Шумовым вибратором являются щели междугубами, между языком и альвеолами, между губами и зубами, а также прорываемыеструей воздуха смычки между этими органами.
     При помощи шумового вибратора образуютсяглухие согласные. При одновременном включении тонового вибратора (колебанииголосовых складок) образуются звонкие и сонорные согласные.
     Ротовая полость и глотка принимают участиев произношении всех звуков русского языка.
Такимобразом, первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачивоздуха, второй – для образования голоса, третий является резонатором, которыйдает звуку силу и окраску и таким образом образует характерные звуки нашейречи, возникающие в результате деятельности отдельных активных органовартикуляционного аппарата.
Для тогочтобы было осуществлено произношение слов в соответствии с задуманнойинформацией, в коре головного мозга производится отбор команд для организацииречевых движений. Эти команды носят название артикуляторной программы.Артикуляторная программа реализуются в исполнительной части речедвигательногоанализатора – в дыхательной, фонаторной и резонаторной системах.
Речевыедвижения осуществляются настолько точно, что в результате возникаютопределенные звуки речи и формируются устная (или экспрессивная) речь. 
 
 
           План
1. Анатомо –физиологические механизмы речи
1.1  
1.2         
1.1.1   
1.1.2   
2.Артикуляционный аппарат
       2.1 Рот
       2.2 Губы
       2.3 Щеки
       2.4 Твердое небо
       2.5 Мягкое небо
       2.6 Язык
       2.7 Подъязычная кость
       2.8 Зубная система
       2.9 Надставная труба
3. Заключение
4. Списоклитературы


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Трагедія рідного краю в драмі Лесі Українки "Бояриня"
Реферат Business finance
Реферат Правовой статус органов судебной власти в механизме Российского государства
Реферат Animal Cruelty Essay Research Paper Animal Cruelty
Реферат А. Н. Евдокимова Научный Е. В. Клименко Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск
Реферат Государственное и местное управление в России
Реферат Государственно-правовые концепции М. Олсона
Реферат Организация и проведение семинарского занятия в высшей школе
Реферат Краткий анализ современного состояния рыбоводства в ТООСХП "Сходня"
Реферат Государственная служба как публично-правовой институт
Реферат Анализ и оценка конкурентоспособности организации
Реферат Транспортно-экспедиционные операции
Реферат Как правильно оформить прием на работу нового сотрудника
Реферат Разработка мероприятий по совершенствованию деятельности предприятий быстрого питания на примере
Реферат Менеджмент физической культуры и спорта (ФКиС)