Реферат по предмету "Политология"


Социокультурные процессы политики



Реферат на тему: Социокультурные процессы политики

Политология

Содержание

Введение

1. Политическая социализация: сущность, этапы, факторы.

2. Политическая символика как элемент политической социокультуры.

3. Политическая коммуникация.

Заключение

Литература

Введение

Политическая социализация является неотъемлемой частью политической социокультуры. Она представляет собой особый политико-культурный процесс.

Еще в 430 г. до н. э. Перикл утверждал: «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все». И действительно: судить (в данном случае неважно как) о политике могут все. Ведь политика, так или иначе, затрагивает интересы всех и каждого.

Поэтому люди понимают, что они должны иметь хотя бы самые общие представления о мире политического, о власти, о тех, кто принимает решения, и кто несет ответственность за их выполнение.

Соответственно люди усваивают, «впитывают» В себя господствующую в данном обществе политическую культуру. Каждый отдельный человек (вольно или неволь но) включается в процесс властных отношений, постепенно преображается в «политико-культурное существо», обладающее гражданским и политическим самосознанием.

Суть социализации вообще состоит в усвоении человеком оп-ределенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного и полноправного члена общества.

1. Политическая социализация: сущность, этапы, факторы

Политическая же социализация имеет в политологии несколько трактовок. Приведем наиболее типичные:

1. Политическая социализация - это процесс включения индивида в политическую систему. (Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 277).

2. Политическая социализация - это процесс усвоения личностью социального и политического опыта, накопленного обществом и сконцентрированного в культурных традициях, в групповых и обще-коллективных ценностях, нормах статусного и ролевого политического поведения. (Политология. Под ред. Г. А. Воробьева и К. М. Мартыненко Краснодар, 1995. С.196).

З. Политическая социализация личности - это процесс усвоения и сознания индивидом социальных норм и культурных ценностей той Социальной общности, К которой он принадлежит. (Политическая теория и политическая практика.. Словарь-справочник М., 1994. С.161).

Наиболее емким и конкретным представляется следующее Определение сущности политической социализации.

Политическая социализация - это процесс интегрирования и освоения отдельным человеком как членом определенного общества и гражданином государства основных элементов соответствующей политической культуры (Политическая культура. Теория и национальные модели. М., 1994. С. 52).

При этом существует узкое и широкое понимание политичес-кой социализации.

В узком понимании - это сознательное и целенаправленное внедрение политических ценностей, убеждений, навыков и т.д. Данную задачу выполняют в основном официальные и полуофициальные учреждения, институты, организации. Они имеют целью создание благоприятных условий для принятия людьми господствующего Социального порядка.

В широком смысле политическая социализация - это вся система политического обучения, - формального неформального, целенаправленного и непредусмотренного, на всех этапах жизненного цикла.

Такая система включает в себя не только сугубо политическое, 110 и неполитическое обучение, которое сказывается на политическом поведении и политических установках людей.

Подчеркнем также, что проблема политической социализации личности является комплексом вопросов о том, как и почему личность включается в политическую жизнь (или выключается из нее), каковы факторы и результаты этого включения (выключения).

Политическая социализация представляет собой двуединый процесс: а) с одной стороны, она фиксирует перевод требований политической системы во внутреннюю структуру личности в форме определенных норм и ценностей; б) с другой стороны, политическая социализация демонстрирует, как личность осваивает эти нормы и ценности, закрепляя их в определенных формах политического поведения.

Особо подчеркнем, что процесс и результат политической социализации содержат в себе внутреннее противоречие и внутренний конфликт.

Так, объективно, политически социализированный человек должен отличаться политической самостоятельностью в своих взглядах, оценках и политическом поведении. Политическая социализация призвана помочь человеку, гражданину избавиться от политической наивности и обрести политическую грамотность. Политическая социализация должна помочь человеку правильно ориентироваться в мире политики, в хорошем смысле противостоять попыткам этого мира подчинить его волю и его поведение своим интересам.

Но на практике можно нередко встретить полностью политически социализированных людей, которым не удалось отстоять свою политическую независимость, самостоятельность. Такие люди часто полностью «растворяются» В политической системе. Такие люди мало годны и для активного влияния, воздействия на политическую жизнь общества.

Острота данного противоречия во многом зависит от типа общества, от степени «жесткости» политического режима, в условиях которого оно живет. Не в меньшей мере острота данного противоречия зависит и от типа воспитания, характерного для конкретного общества.

Политической социализации личности как процессу присуща определенная последовательность. В этом плане политическая социализация имеет следующие составляющие компоненты:

1) усвоение и восприятие общественно-политического опыта, накопленного предыдущими поколениями, а также современного опыта;

2) превращение знаний об обществе, политике государства во внутренние убеждения;

З) выработка способности отстаивать свои политические взгляды;

4) приобретение необходимых навыков общественно-политической деятельности, освоение ее основных принципов и норм.

5) реализация знаний и убеждений в практической политического деятельности, в области других сфер общественных отношении.

Очевидно, что политическая социализация имеет свой особый механизм. Он функционирует на трех уровнях.

Первый уровень - социальный. Это уровень общества в целом. На нем человек вовлекается в политику под давлением серьезнейших проблем, с которыми столкнулось все общество.

Например, вовлечение людей в массовые общественно-политические движения происходит под давлением глобальных проблем современности, в том числе и экологической. Политизация людей может быть обусловлена и обострением безработицы, коррумпированностью властей, разгулом преступности, ухудшением качества и уровня жизни.

Второй уровень - социально-психологический. Дело в том, что человек политически социализируется в составе не только больших социальных групп (общественных классов социальных общностей), но и находясь в малых группах (семья, друзья, товарищи по школьному классу или студенческой группе, коллеги по работе).

Поэтому его политической социализации во многом способствует межличностное общение. В ходе такого общения он подвергается внушению и влиянию собеседников. Через общение во многом происходит его политическая самоидентификация (самовосприятие).

Межличностное отношение, кроме того, во многом способствует и научению человека, его ориентации в политической действительности и политических проблемах.

Третий уровень - внутриличностный. На этом уровне политическая социализация происходит через интересы человека, его потребности, мотивы, установки и ценностные ориентации.

Именно они играют значительную роль в формировании политического сознания человека. Именно они во многом «управляют» его политическим поведением.

Политическая культура общества - чтобы стать частью сознания человека и повлиять на формирование его политических убеждений, должна быть «пропущена» через его индивидуальные потребности. Иначе соответствующая информация о политической действительности лишь «скользит» по поверхности человеческого сознания.

Наконец, особенности и содержание процесса политической социализации зависят и от целого ряда факторов. Эти факторы, возможно разграничить на политические неполитические.

К основным политическим факторам относятся: а) характер и тип государственного устройства; б) политический режим; в) политические институты, партии, организации и движения.

К неполитическим Факторам относятся: а) семья; 6) группа сверстников; в) учебные заведения; г) работа; д) культура, искусство, литература; е) средства массовой информации; ж) национальные традиции.

Обе группы факторов тесно взаимодействуют друг с другом. Ведь в реальной жизни человека политические неполитические явления взаимопереплетены. Политическое значение для человека нередко приобретают факторы, на первый взгляд не относящиеся к политике. Например, труд, характер взаимоотношений человека и природы и др. Здесь многое зависит от роли и места неполиических факторов во внутренней и внешней политике государства в отношении общества и других государств.

Таким образом, политическая социализация является чрезвычайно сложным и разнонаправленным политико-культурным процессом. Ее роль и место в политической культуре общества трудно переоценить. Благодаря именно политической социализации человек последовательно становится не только личностью, но и гражданином; не только объектом, но и субъектом политики, а во многом и ее творцом.

2. Политическая символика как элемент политической социокультуры

Важнейшей составной частью политической культуры является политическая символика. Без уточнения ее особенностей, свойств и характеристик объективное познание политической культуры невозможно.

Что же такое политическая символика? Это совокупность символов в образно-процессуальной форме отражающих либо идеализирующих мир политики.

Символ в широком смысле слова - это образ. Он содержит в себе определенный смысл, нераздельно слитый с образом, но далеко не всегда ему тождественный. Символ характеризуется многослойностью и многозначностью. Он предназначен для воздействия на человека, - на какой бы стадии политической социализации тот ни находится.

В политической жизни общества политическая символика наличествует в самых разнообразных формах. R основным и наиболее распространенным формам политической символики относятся следующие:

1. Национально-государственная символика. Каждый народ создает и почитает собственные национльно-государственные символы. В таких символах проявляются вековые традиции его политической культуры.

К национально-государственной символике относятся, прежде всего, флаги, гербы, гимны, конституции, денежные знаки и др.

Цель подобной символики - привлечь внимание граждан, объединить их вокруг какой-то масштабной идеи и соответственно побудить их на определенные действия.

Эмоционально-психологическое, патриотическое воздействие подобной символики на гражданина весьма ощутимо. Так, министр иностранных дел Франции Ламартин в 1848 г. говорил: «Если вы отнимете у меня трехцветный флаг , то отнимете у меня полови:, ну мощи Франции как здесь в стране, так и за границей». То же самое можно сказать применительно к большинству государств современного мира.

Правда, современная Россия в этом плане находится в особой ситуации. Она переживает весьма болезненный процесс кардинальных изменений государственно-политической системы. Россия находится в режиме «формационной ломки». Эта ломка сопровождается не всегда продуманным отказом от «советской» атрибутики. По этим причина попытка возврата страны в 1989 г. к бело-сине-красному флагу встретила в обществе неоднозначную реакцию.

Тем более, красные флаги (стяги) были распространены на Руси издревле. Например, под красными либо малиновыми стягами русские войска отстаивали независимость нашего народа во время Куликовской битвы с татаро-монголами (1380 г.), в борьбе против польского нашествия под руководством Минина и Пожарского. Красный цвет издавна символизировал те жертвы, которые принес наш народ ради своей свободы и независимости.

На ряду с флагами та или иная страна в представлениях как ее граждан, так и иностранцев отождествляется с ее гербом.

Часто в качестве центрального элемента государственных гербов выступают изображения растений или деревьев. Например, у Ливана - кедр, у Канады - кленовый лист и др.

Отметим, что двуглавый орел - один из древнейших символов власти и господства, встречающийся в таком качестве уже в Древнем Египте. В VII в. до н. э. Двуглавый орел символизировал объединение Мидийского царства с Ассирией. Изображения орла встречаются на цилиндрических печатях Халдеи, датирующихся VI в. до н. э. В средние века золотой орел на красном поле стал одним из атрибутов Византийской империи. В XV в. черный орел на золотом фоне был гербом Священной Римской (Германской) империи.

В России же стремление представлять высшую власть над людьми с помощью изображения орла приняло геральдическую форму в XV в. В тот период изображение византийского золотого орла на красном фоне было заимствовано Русью после женитьбы московского князя Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Герб с двуглавым орлом снова стал символом российской государственности по специальному указу Президента РФ в конце 1993 г., - но парламентом России в таковом качестве не одобрен до сих пор.

Одно из центральных мест среди государственных символов занимают национальные гимны. Они представляют собой официальные патриотические символы, особый «музыкальный эквивалент» герба или флага страны. Гимны отражают единство или характер нации - ее настроение, желание и цели так, как их представляют себе существующая власть.

Гимны, подобно другим национальным символам, также являются «визитной карточкой» нации. Они - музыкальные знаки, с помощью которых народы отличают себя друг от друга или подтверждают границы своей «идентичности».

Современный российский гимн на музыку И. Глинки в этом плане полностью отражает всю сложность периода, переживаемого нашей страной. Он представлен лишь мелодией, слова пока отсутствуют.

Национально-государственные символы и общественные идеалы тесно связаны между собой, взаимодополняют друг друга. В свою очередь идеал не существует сам по себе, а выражается с помощью какого-либо произведения искусства, изречения, документа.

Например, в США первым и основополагающим символом американской нации и государственности является Декларация не-зависимости, принятая Континентальным конгрессом 4 июля 1776 г.

После гражданской войны 1861-1865 гг. место главного документального символа нации Декларация независимости уступила Конституции с Биллем о правах. Конституция США стала и символом стабильности. Большинство американцев и поныне рассматривает свою конституцию как священный документ. В этом главном государственном документе - символе они видят твердую гарантию своих прав и свобод, своего гражданского статуса, своего будущего.

2. Политическая ритуально-процессуальная символика. Политические ритуалы и процедуры занимают в общественно-политической жизни особое место. Помимо прочего они являются символическим компонентом «гражданской (или политической) религии», характерной для конкретного общества.

С помощью таких ритуалов простые смертные превращаются в президентов и монархов. Например, с помощью церемонии инаугурации (т. е. торжественного вступления в должность) президента США или коронации королей в Англии. При этом коронация представляет собой политико-религиозную церемонию, осуществляемую в Вестминстерском аббатстве под руководством архиепископа Кентерберийского. А Президент США, вступая в должность, произносит свою клятву на Библии.

В общественно-политической жизни ритуально-процессуальная символика представлена также съездами и собраниями политических партий и движений, политическими демонстрациями, митингами, пикетами. Высоким уровнем символичности отличаются также и празднования исторических событий государственной важности, соответствующие салюты и фейерверки. Политико-ритуальная символика проявляется и в процесс е возложения венков и цветов к национальным святыням, в процессе задействования в торжественных случаях почетных караулов и т. д.

3. Скульптурно-архитектурная политическая символика.

В современном мире политическая символика самым широким образом воплощена во множестве памятников, статуй, скульптур и архитектурных сооружений.

Символами власти и государства выступают дворцы, прави-тельственные здания, площади. Например, Белый дом в США, Елисейский дворец во Франции, Уайт Холл в Великобритании, Кремль и Красная площадь в России, площадь Тяньаньмэнь и Великая Китайская стена в КНР и многое другое

Политико-национальными символами могут выступать и человеческие фигуры в виде скульптур. Например, такие, как Марианна (Франция), Джон Булл (Англия), дядя Сэм (США) и многое другое.

О статуе Свободы скажем несколько подробнее. Эта статуя возвышается в Нью-Йоркской гавани и как бы приветствует всех прибывающих в Америку. Статуя Свободы есть символ «американской мечты», успеха, страны неограниченных возможностей, принимающей в свои объятия всех обездоленных и угнетенных со всех концов земного шара. По данным социополитических исследований, дети всех начальных школ США называют статую Свободы и национальный звездно-полосатый флаг в качестве лучших выразителей духа Америки.

В современной России восприятие обществом национальной скульптурно- архитектурной политической символики более сложно и противоречиво. У различных поколений россиян свои собствен-ные пристрастия в этом плане. Часть из них эмоционально реагирует на культовые сооружения, а часть - на мавзолей В. И.Ленина. Часть россиян отдает политико-эстетические предпочтения скульптурам царей Российской империи (например, Петру 1), а другая часть-скульптурам видных революционеров.

Но есть в нашей стране такая архитектурная символика, которая объединяет на почве патриотизма всех без исключения наших соотечественников. Речь идет о скульптурно-архитектурных сооружениях, увековечивших победу нашего на рода над фашистскими агрессорами.

В любом случае, полностью отметать скульптурно-политическую символику какой бы то ни было исторической эпохи по идеологическим соображениям в нашей стране ошибочно. История должна оставаться историей, а не политикой, опрокинутой в прошлое. Замалчивание тех или иных неугодных очередному политическому режиму фактов нашего исторического прошлого может привести лишь к одному: увеличению числа «иванов, не помнящих родства». Незнание же социально-политического опыта предыдущих поколений, .каков бы он ни был, еще нигде и никому ничего, кроме повторных ошибок, не приносило.

4. Города - политические символы. Выразителем национального духа, фактором, способствующим формированию национально-политического самосознания, воплощением облика страны могут выступать и целые города.

Не случайно, когда речь идет о тех или иных политических проблемах, мировое сообщество под Москвой понимает Россию, под Вашингтоном - США, под Токио - Японию, под Хельсинки - Финляндию, под Гаваной - Кубу и т. д.

Многие города мира могут символизировать и стойкость нации, ее мужество и упорство в борьбе против внешних врагов. Среди таких городов, возможно назвать Брест, Севастополь, Сталинград, Ленинград, покрывшие себя ратной славой в годы второй мировой войны (Сейчас они относятся к разным государствам СНГ). К таким городам относятся также Иерусалим, Варшава, Барселона, Белград и многие другие.

5. Условно-графическая политическая символика. В современном мире многие политические символы зачастую изображаются условно-графически. К таким символам, возможно, отнести, например, христианский крест, мусульманский полумесяц, серп и молот, звезды различной вариации, изображение земного шара, голубя, колосьев пшеницы и других растений, свастику и многое другое.

К подобным условно-графическим фигурам национально-политического характера относятся и изображения, например, медведя в России, страуса в Австралии, бобра в Канаде, лотоса в ряде азиатских стран.

Подобная символика представлена также и в определенных цветах. Так, белый цвет символизирует ненасилие, чистоту помыслов, мирные намерения. Красный цвет - символ борьбы, жертвенности, сопротивления. Голубой цвет - символ общности мира, защиты. Зеленый - символ жизни и экологии. Черный - символ скорби, потери, поражения и т. д.

Условно-графическая политическая символика широко отражена также в массе эмблем, значков, партийных билетов, почетных грамот и дипломов, а также в государственных орденах, медалях и иных наградах.

6. Наглядно-агитационная политическая символика. Политическая жизнь современного общества данной разновидностью политической символики оснащена в изобилии.

Редко какое-либо политическое мероприятие обходится без наглядно-агитационной символики. В общественно- политической жизни такая символика представлена: а) лозунгами; б) художественно оформленными призывами; в) транспарантами; г) портретами политических деятелей; д) листовками; е) флажками; ж) политической карикатурой; з) политической рекламой; и) политической фотографией (в т. ч. С элементами фотомонтажа, в виде коллажа) и многими другими.

Наиболее интенсивно подобная символика применяется в пeриод выборной компании, во время государственных праздников, юбилейных торжеств, партийных мероприятий, политических демонстраций, акций протеста либо поддержки.

7. Объективно-предметные политические символы. В таких символах, как правило, материализуется память общества о наиболее значительных событиях его политического прошлого; Например, политико-патриотическими символами героизма нашего народа в период Великой Отечественной войны могут выступать танки, артиллерийские орудия и самолеты, превращенные в «натуральные» памятники. Символом начала в Октябре 1917 г. принципиально новой эпохи в истории страны является крейсер «Аврора».

В США воплощением и символом идеала свободы является Колокол Свободы - одна из самых почитаемых американцами реликвий. Во многих странах мира подобными символами выступают, например, меч, щит, вековые деревья, горы и озера, памятные камни и иные объектно-предметные знаки.

8. Политико-музыкальная символика. Она выступает музыкальным эквивалентом политических эмоций, пристрастий, позиций и традиций общества либо его отдельных классов и социальных групп.

К такой символике, прежде всего, относятся государственные и партийные гимны. Во всем мире известна французская «Марсельеза» как политико-музыкальный символ революционного обновления. В нашей стране музыкальным символом смертельной борьбы с фашизмом стала песня на слова В. И. Лебедева-Кумача «Священная война».

Политико-музыкальная символика имеется практически в любом государстве нашей планеты. Ее эмоциональное, патриотическое воздействие на людей является важным элементом политической культуры. В этом плане данная символика способствует консолидации общества и его граждан, вокруг определенных политикокультурных, патриотических ценностей.

9. Политическая мода. В общественно-политической жизни страны она представлена чрезвычайно многообразно.

Политические пристрастия людей могут демонстрироваться; а) через их одежду (например, через подражание манере одеваться и вести себя конкретных политических лидеров и деятелей); б) через предпочтение отдельных цветов - белого, красного, зеленого, голубого, черного и т. п.; в) через дополнение своего облачения значками, эмблемами, надписями и прочими символами политического толка; г) через подчеркнутую с помощью одежды свою принадлежность к определенной социальной группе, политическому объединению, политическому течению; д) через использование в процессе общения особой политической терминологии (например, начиная с обращений; «господин», «товарищ» И Т. д.; е) через жестикуляцию.

Политическая мода, как правило, концентрирует в себе одновременно несколько форм политической символики. Она позволяет уже на визуальном уровне предпринимать начальную политическую идентификацию (определение) политических позиции гражданина или групп граждан.

10. Политический язык. Известно, что язык как таковой предcтaвляeт из себя особую знаково-символическую систему. Когда возникает необходимость его использования в мире политики - это делается с помощью специальной политической терминологии и жестикуляции.

Наряду с этим политический язык может придавать политическую окраску очень многим словам и предметам, изначально не относящимся к миру политики. Среди подобных слов к примеру назовем такие, как «борьба», «насилие», «равенство», «объединение» и др. Среди подобных же предметов выделим, например- серп и молот, многие произведения искусства и архитектуры, целый ряд представителей фауны и флоры.

В наибольшей степени политический язык отражен в категориях, которыми оперирует политология как научная дисциплина. Именно в процессе изучения политологии, возможно, получить наиболее полное представление и ознакомиться с богатым иллюстрированным материалом в отношении того, что собой представляет политический язык

Составной частью политического языка является политическая жестикуляция. Те или иные индивидуальные либо коллективные жесты играют существенную роль в общественно-политической жизни.

К подобным жестам, например, относят: 1) голосование; 2) аплодисменты; 3) приветствия в различных вариантах (поднятие руки со сжатым кулаком, рукопожатие и др.); 4) активная демонстрации различных политических символов во время политических акции; 5) выражение неодобрения и протеста посредством свиста, топота, забрасывания какими-либо предметами источника, вызвавшего недовольство и т. п.; 6) демонстративный уход в знак протеста с политического мероприятия; 7) демонстративное сожжение в знак протеста каких-либо политических символов (флагов, партбилетов, портретов и т. д.) И мнoгoe другое.

Особо подчеркнем, что политический язык является своеобразным «индика- тором» уровня политической культуры конкретного общества. Через данный язык, возможно, разобраться в ее особенностях и сущности, в ее внутреннем содержании.

В то же время политический язык составляет одну из важнейших основных частей политической культуры. В ее общей структуре политический язык «связывает» между собой многие другие компоненты политической культуры.

Таким образом, политическая символика является важным эмоционально-психологическим фоном политической культуры. Одновременно данная символика представляет собой конкретное отражение политико-культурных ценностей общества, уровня развития eгo политической культуры.

Политическая символика фиксирует определенную политическую культуру, как в материальных предметах, так и в духовных формах. Данная символика играет значительную роль в процесс е сближения, объединения граждан и социальных групп вокруг определенных политических ценностей и идеалов. Политическая символика заметно способствует утверждению в обществе идей патриотизма, гражданственности и государственно-политической идентичности.

3. Политическая коммуникация

Формирование и эволюция политической культуры общества во многом зависит от развитости и качества политической коммуникации. В переводе с латинского понятие «коммуникацио» означает «связь».

Под политической коммуникацией подразумеваются средства общения и связи между субъектами политических отношений (индивидами, партиями, государствами и т. д.).

Существуют различные типы коммуникаций. Основной из них - коммуникация «лицом К лицу». Этот тип коммуникации позволяет эффективно формировать общественное мнение и вести диалог, осуществлять прямой политический контакт без каких-либо посредников. Но сложность современного общества и развитие техники снизили значение данного типа. В наше время, безусловно главенствующее положение принадлежит такому типу политической коммуникации, как средства массовой информации-СМИ.

В современной политической коммуникации при продвижении информации, возможно, выделить два этапа. На первом этапе коммуникатор передает информацию реципиенту (т.е. «получателю») с помощью технических каналов связи.

Второй этап зависит от лидеров общественного мнения. Ими могут быть популярные или влиятельные общественные, гoсударственные и профсоюзные деятели, министры, предприниматели, учителя, проповедники и т. п. Они внимательно следят за политическими событиями, поступающей информацией. В силу своего особого положения в обществе, они в процессе контактов с людьми, общественностью не только передают политическую информацию, но и интерпретируют (толкуют, объясняют) ее.

Поэтому если на первом этапе политической коммуникации происходит передача и восприятие информации, то на втором осознание, интерпретация данной информации.

Политическую коммуникацию как политико-культурное явление для более предметного представления лучше вceго рассмотреть на примере ее господствующего типа - средств массовой информации.

Средства массовой информации (СМИ) - это совокупность газет, журналов, издательств, информационных агентств, радио- и телеорганизаций, которые обеспечивают удовлетворение информационных интересов и потребностей массовой аудитории.

Какова же конкретная роль средств массовой информации в формировании политической культуры? Здесь можно выделить следующие 10 функций:

1. СМИ играют роль основного агента производства и распределения политической культуры.

2. СМИ способствуют стандартизации и формированию однородности политической культуры, унификации мнений, поведенческих ориентиров.

3. СМИ содействуют расширению возможностей реального участия самых широких слоев общества в политическом процессе.

4. СМИ выполняют политико-интеграционную работу, побуждая людей воспринимать и усваивать господствующие политические ценности, идеалы, установки.

5. СМИ быстро и эффективно воздействуют на духовную жизнь общества. Они могут достаточно оперативно и легко склонить общественное мнение в поддержку каких-либо политических целей, кампаний, курса.

6. СМИ ставят задачу не просто привлечь внимание общественности к тем или иным политическим партиям и их деятелям, но и создать их имидж (специфический образ).

7. СМИ по своему усмотрению тщательно отбирают и интерпретируют про исходящие в мире события. Трактовка этих событий, распространяемая аудиовизуальными средствами, как правило, становится точкой зрения миллионов людей. Ведь в колоссальном потоке современной информации основной массе граждан ориентироваться крайне трудно.

8. СМИ могут быть использованы для оказания влияния (а нередко - и давления) на власти, руководство партий, политических и общественных деятелей; на весь процесс принятия политических решений.

9. СМИ представляют собой гораздо более мощные и всесторонние взаимодействия (<<силы влияния»), нежели идеологические, социокультурные, духовные и социально-психологические.

10. СМИ способны к гигантской и систематической «подделке» политической реальности. В свою очередь это может спровоцировать общество на ложное восприятие политической действительности и ошибочный политический выбор.

Отметим также, что в условиях либерально-демократически ориентированных политических режимов СМИ как минимум внешне стремятся отстаивать общественные интересы. В этом плане можно говорить и о контролирующей функции СМI1. Пресса, радио, телевидение претендуют на выполнение функции «сторожевой собаки общественных интересов». Они предупреждают, например, о спаде в экономике, росте наркомании и преступности или коррупции в коридорах власти и т. д.

Учитывая широчайшие манипуляционные возможности СМИ, власти стремятся контролировать их любыми методами. Ведь в современном мире тот, кто контролирует информацию, может решающим образом влиять не только на политическое сознание общества, но и на его политическое поведение.

Политическая элита в состоянии резко увеличить свое влияние, расширить свою популярность, продлить свое пребывание у власти именно за счет хотя бы относительной информационной монополии. Организация информационного потока «сверху вниз» усиливает власть, укрепляет государство и его институты.

Поэтому в различных политических системах властные структуры всегда тщательно отбирают информацию. Информация «сверху» несет «выверенные» данные о решениях органов политической власти. Обществу (особенно в канун выборов) сообщается то, что помогает сохранить благоприятный образ власти и укрепляет ее легитимность.

Однако подчеркнем, что было бы неверным представлять себе СМИ всего мира полностью «подконтрольным» властям, государствам. Все зависит от степени «жесткости» конкретного политического режима и уровня политической культуры конкретного общества.

Взаимоотношения властей и СМИ варьируются от страны к стране в зависимости от следующих условий: а) о каких органах СМИ идет речь; б) какое правительство в данный момент у власти; в) какие проблемы находятся в центре внимания общества и государства; г) какова социально-экономическая ситуация в стране и в мире и т.Д.

Речь идет о том, что власти, политические группировки всегда стремятся контролировать СМИ. Но не всегда добиваются этого в полной мере.

Примером относительной свободы СМИ от политической опеки может служить Западная Европа. Здесь официальными органами государства либо политических партий выступает, лишь часть прессы. Большинство же печатных органов западноевропейских СМИ предпочитают подчеркивать свою независимость от государства и партийных группировок.

И все же полностью быть свободными от политических пристрастий не может никто. Ведь любая газета, журнал, телепередача ориентированы на «свою» аудиторию, на конкретные социальные группы, симпатизирующие определенным политическим силам и партиям.

Например, в Великобритании «Таймс» читают те, кто управляет страной; «Файнэншл таймс» - те, кто ею владеет; а «Гардиан» - те, кто хочет управлять страной. Британцы знают, что газета «Дейли телеграф» связана с крупным бизнесом, «Гардиан» выражает позиции реформистских сил, «Дейли миррор» поддерживает лейбористов, а «Файнэншл таймс» отражает интересы финансовых кругов Лондона.

В этом плане аналогичная ситуация и в РФ. Даже если российские газеты именуют себя «общественными», «народными», «общественно-политическими» и претендуют на «надпартийность», политически беспристрастных среди них немного. Вполне очевидны политические ориентации и «Известий», И «Аргументов и фактов», и «Гласности», И «Московских новостей» и т. п.

Следовательно, для получения объективной политической информации необходимо, во-первых, знакомиться с ее альтернативными вариантами; а во-вторых, знать источники финансирования и политические позиции «хозяев» соответствующих органов СМИ.

Необходимо отметить и еще одну особенность средств массовой информации. В связи с развитием СМИ (особенно телевизионных) в современной политике изменились многие традиционные «правила игры». В частности, изменились процессы выдвижения и избрания кандидатов на партийных съездах, характер и ход избирательных кампаний, партийные структуры и функции. Поставлены под сомнение традиционные пути к высшим выборным должностям.

Заключение

Итак, политическая культура является чрезвычайно многообразным и крайне сложным феноменом. Она несводима лишь к политическому поведению отдельных людей, общества в целом. Политическая культура, как конкретной социальной общности, так и общества в целом может быть объективно воспринята и понята только с учетом целого ряда моментов.

Важную роль в общей структуре политической культуры играет политическое сознание. Кроме того, развитие, уровень политической культуры зависят от динамичности и конкретного содержания политической социализации (ее составной частью и является политическое поведение). Важные эмоционально-психологические и ориентационно-координационные функции в политико-культурном пространстве выполняет политическая символика. Ведущую роль в обеспечении взаимодействия элементов общей конструкции политической культуры играет политическая коммуникация.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баталов Э. Я. Политическая культура современного американского общества. М., 1990.

2. Джунусов А. И. Политическая культура: концептуальные аспекты / /Социально-политический журнал. 1994. № 11-12




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат §11. Конституция
Реферат Автоматизация проектирования изделий электронной техники
Реферат Исследование социальнопсихологических характеристик личности с помощью компьютерных технологий
Реферат Правовой статус производственного кооператива
Реферат Влияние политической рекламы на формирование выбора избирателей на примере предвыборной компании России 2003 года
Реферат Деньги и денежно-кредитные отношения на территории Беларуси XIV-XVI Белар
Реферат Development Of Medea Essay Research Paper In
Реферат Аудит постановки бухгалтерского учета и внутрибанковского контроля в банке
Реферат Менеджмент и маркетинг в спорте Инвестиции в спорт
Реферат Xxxix международная (Звенигородская) конференция по физике плазмы и утс, 6 10 февраля 2012 г. Многоканальный детектор измерения характеристик ионного пучка
Реферат Характеристика основных выгод и проблем, связанных с развитием туризма. Туристский продукт Алтайского края
Реферат Теория менеджмента. Шпора
Реферат Проблемы эффективности повышения производительности труда на предприятии
Реферат Концепция создания ночного клуба в г. Владивостоке
Реферат Этиопатогенез и лечебно-профилактические мероприятия при ассоциированном течении кокцидиоза и респираторного микоплазмоза у кур