СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
/>1. СЕТЕВЫЕпредприятия КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА деятельности организаций
1.1 Общеепонятие и сущность сетевых организаций
1.2Современное состояние и развитие сетевых организаций
ГЛАВА 2. факторы внешней и внутренней среды в деятельности сетевыхорганизаций
2.1 Внешняясреда сетевых организаций
2.2Внутренняя среда сетевых организаций
Глава 3. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ РЫНОЧНоГО ОКРУЖЕНИЯ СЕТИ СУПЕРМАРКЕТОВ «МАГНИТ»
3.1Анализ факторов внешней среды сети ЗАО «Тандер»
3.2 Анализ факторов внутренней среды сети супермаркетов«Магнит»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Списокиспользованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Современныетенденции экономического развития и характер бизнес-процессов свидетельствуют отом, что сетевой бизнес представляет собой одно из наиболее перспективныхнаправлений развития мировой экономики.
Концептуальнойосновой сетевого бизнеса является понятие сети, под которым следует пониматьсовокупность устойчивых, относительно замкнутых связей между хозяйственнымиагентами, либо совокупность фирм или специализированных единиц. Сетевой бизнес позволяетс наибольшей эффективностью соответствовать динамике факторов внешней среды, нов то же время в процессе своей деятельности большинство сетевых структурсталкиваются с рядом объективных проблем. Так, по мере развития сетевогобизнеса в оборот вовлекается все больший объем ресурсов и товаров, чтоусложняет процесс контроля над потоками запасов внутри сетевой компании и ееуправление. Данная проблема во многом связана с эффектом масштаба, которыйхарактерен для большинства сетевых компаний.
Актуальностьтемы исследования обусловлена тем, что развитие сетевого бизнеса в России внастоящее время имеет экстенсивный характер. При этом существует двевзаимодополняемые проблемы, первая из которых заключается в недостаточнойэффективности управления сетевым бизнесом, а вторая – в отсутствиисбалансированных механизмов повышения его инновационности. Таким образом,поставленная проблема требует анализа и оценки.
Целью работы является анализ фактороввнешней и внутренней среды сетевой организации. Достижение поставленной целипредполагает решить следующие задачи:
- рассмотретьтеоретические основы и специфику деятельности сетевых предприятий, а такжеуточнить характер управления сетевыми компаниями в условиях современной рыночнойэкономики;
- выявить основныефакторы внешней и внутренней среды, определяющие развитие сетевого бизнеса, атакже методы управления им;
- исследоватьфакторы внешней и внутренней среды на конкретном примере сетевой организации г.Краснодара.
Объектом исследования является розничнаяторговая сеть ЗАО «Тандер» под торговым названием «Магнит».
Предмет — факторы внешней и внутренней среды,существующие в процессе функционирования и развития сетевых компаний.
В курсовой работе применялись методыэкономического и статистического анализа, количественного и качественногоизучения, а также принципы системности и развития.
Теоретической основой настоящей работы являются трудыотечественных и зарубежных авторов по стратегическому менеджменту, теорииорганизации, менеджменту предприятия, маркетингу таких как С.Б. Авдашева, Г.А.Ахинов, Л.Е. Басовский, Д. Белл, Н.А. Восколович, В.В. Глухов, В. Дементьева,Е.В. Егоров, Е.Н. Жильцов, В.Н. Казаков, С.Б. Коробко, Ф. Котлер, Т.В.Маринина, Н.В. Миронова, В.В. Радаев, Ф.Ф. Райхельд, Ю.П. Свириденко, В.А.Тупчиенко, Х. Хакансон, Г.И. Хотинская и др.
В структурном отношении работа представлена двумятеоретическими и одной аналитической главами, в которых последовательнорассматриваются следующие вопросы. Первая глава посвящена общему анализу сетевыхорганизаций, их специфики и тенденций развития. Во второй главе рассматриваетсякомплекс факторов внешней и внутренней среды сетевой организации. В третьейглаве анализируются факторы внешней и внутренней среды сетевой организации г.Краснодара – ЗАО «Тандер».
Также курсовая работа включает в себя введение, три главы, заключение,список использованной литературы, иллюстрирована графическим материалом.
1. СЕТЕВЫЕ предприятия КАКСОВРЕМЕННАЯ ФОРМА деятельности организаций
1.1 Общее понятие и сущность сетевых организаций
В последние десятилетия ответоморганизаций во всем мире на усиление конкуренции в глобальном масштабе сталотход от централизованно координируемой, многоуровневой иерархии и движение кразнообразным, более гибким структурам, напоминающим скорее сети, чемтрадиционные управленческие пирамиды. Перенесение рыночных отношений во внутреннююсферу компаний («внутренние рынки») вызвало к жизни новый тип структур –сетевые организации, в которых последовательность команд иерархическойструктуры заменяется цепочкой заказов на поставку продукции и развитиемвзаимоотношений с другими фирмами. Сети представляют собой совокупность фирмили специализированных единиц, деятельность которых координируется рыночнымимеханизмами вместо командных методов. Они рассматриваются как форма, отвечающаясовременным требованиям внешней среды.
В самом общем значении сетьпредставляет собой свободную гибкую коалицию, управляемую из единого центра,который берет на себя выполнение таких важных функций, как образование альянсови управление ими, координация финансовых ресурсов и технологий, определениесфер компетенции и стратегии, а также соответствующие вопросы менеджмента,развитие отношений с потребителями и управление связывающими сеть воединоинформационными ресурсами[1].
В более широкой трактовке сетевойорганизации, выходящей на уровень конечных потребителей, подчеркивается, что вданной коалиции взаимозависимых специализированных экономических единиц сосвоими целями (независимых фирм и автономных организаций), действующих безиерархического контроля, задействованных в системе «с общими целями, черезмногочисленные горизонтальные связи, взаимную зависимость и обмен».[2]
Таким образом, сетевые организации – это гибкиегоризонтальные управленческие структуры, функционирующие за счет общейресурсной базы, в которой ключевым является информационный ресурс, и наиболееудачно сочетающие формальные и неформальные процедуры для координации исогласования деятельности фирм-участников сети.
Особенность сетевой структуры – ее ориентация наиспользование активов партнеров по созданию потребительской ценности вместососредоточения всех необходимых активов внутри одной фирмы. При этом взаимодействиес партнерами строится на использовании рыночных механизмов, а не административныхпроцедур. Первыми исследователями, наиболее четко описавшими сетевые формыорганизации крупного бизнеса, были Р.Майлз и Ч.Сноу.[3]Они предложили классификацию сетевых структур, в которой выделили 3 основныеформы: внутреннюю, стабильную и динамическую (см. рисунок 1).
Сферы применения сетевых структур (по Майлзу и Сноу):
- внутренние истабильные сети наиболее приемлемы в зрелых отраслях, где требуются высокиекапитальные вложения;
- динамические сетиболее подходят для низкотехнологичных отраслей с короткими циклами разработкипродуктов и для развивающихся высокотехнологичных отраслей (например,электроника и биотехнология).
Внутренняя сеть предполагает, что корпорация сохраняет своиразмеры, границы и число входящих в нее компаний, однако вводит вовнутрифирменную среду рыночные механизмы. То есть внутренние подразделениякомпании начинают работать по рыночным, а не по трансфертным ценам и могутпродавать продукцию фирмам, не входящим в корпорацию.
/>
Рисунок 1 – Типы сетевых организаций по Р. Майлзу и Ч.Сноу
В результате эффективность их деятельности растет, посколькуони ориентированы на самостоятельный бизнес, а не на стабильный заказ отматеринской фирмы, которая теперь сравнивает цены своих внутренних и внешнихпоставщиков. В качестве примера можно привести внутренние сети компании GeneralMotors и корпорации ABB.
Стабильная сеть отличается тем, что центральная фирмаконтролирует несколько наиболее важных активов, которые определяютконкурентоспособность компании в той или иной сфере бизнеса. Остальные активыона получает за счет тесного сотрудничества со своими постоянными партнерами(дистрибьюторами, поставщиками и т.п.). Например, в BMW любой внутренний виддеятельности – кандидат на замену сторонним заказом, а компания контролируетлишь разработку новых материалов, технологий, электроники и фундаментальныеисследования в смежных областях. Преимущество этого типа сети – в стабильности,согласованности, ориентации на единую цель благодаря сильной взаимозависимостипартнеров. Её недостаток – минимальная гибкость, невозможность быстрой заменыпартнера и переориентации на производство другого продукта.
Динамическая сеть построена на максимальном выносе активов за пределыстержневой фирмы, которая контролирует только один-два важных актива, а иногдане имеет даже их, а лишь координирует информационные и денежные потоки. Всюдеятельность по созданию продукта и его реализации стержневая фирма (брокер)передает своим партнерам, которые могут оперировать не только на данном рынке,но и на смежных рынках. Тем самым сеть достигает максимальной гибкости, сетевыедеятели могут легко переориентироваться на другие рынки, а фирма-брокер можетнайти новых партнеров. Такие сети распространены в отраслях, для которыххарактерно кардинальное изменение спроса в течение короткого промежутка времени(как правило, это отрасли, на которые влияет мода).
Исследователи,изучая распространение сетевых форм организации бизнеса, выделяют несколько ихпреимуществ. Таковым преимуществом является, например, единая ассортиментнаяполитика для каждого формата (например, в торговле, супермаркет, минимаркет,гипермаркет и т.п.). При этом наряду с рассмотренными выше показателямиэффективности сетевого бизнеса можно выделить дополнительные параметры.Во-первых, необходимо принять во внимание, что в структуре затрат на производствои реализацию продукции доля условно-постоянных расходов у сетевого, какправило, меньше, чем в несетевых на 5 – 15%. Во-вторых, у сетевых структур на 3– 5% меньше доля расходов на рекламу при выходе на новые рынки. В-третьих, сетевойбизнес имеет на 60% больше средний доход и на 8% больше загрузку площадей. Какправило, стоимость бизнеса в целом при наличии сетевого бренда повышается в среднемна 30%.[4]
1.2 Современное состояние и развитие сетевых организаций
Как зарубежные, так и отечественные исследователи, изучающиепроблемы сетевых организаций, отмечают рост сетевой экономики в мире (см.рисунок 2).
/>
Рисунок 2 – Относительная динамика роста количества сетевыхорганизаций в некоторых странах мира
Исследователи называют следующие основные тенденции,характеризующие современное состояние сетевых организаций:
- консолидациярынка: увеличение количества сделок слияний и поглощений внутри одной сети, какмежду российскими операторами, так и с привлечением иностранных;
- увеличениедолговых заимствований сетевых организаций с помощью облигационных займов, атакже привлечение синдицированных кредитов;
- увеличение долиорганизованного сетевого бизнеса с постепенным снижением доли несетевыхорганизаций;
- увеличениеиспользования современных технологий по построению сетевых торговыхорганизаций: ИТ, магазиностроение;
- участие встроительстве торгово-развлекательных центров, иных объектов недвижимости;
- появление на томили ином отраслевом рынке «не профессиональных» компаний в связи сдиверсификацией бизнеса или структурными изменениями в основном бизнесе,деятельность которых не связана с данным рынком;
- развитиеальтернативных выходов на рынок с помощью франчайзинга, создания совместныхпредприятий;
При этомосновным сектором бизнеса, в котором наблюдается рост сетевой организациихозяйственной деятельности, является торговля. Национальные торговые сетиохватывают целые страны, однако на мировом рынке широко представлены итранснациональные ритейлинговые сети. И хотя сетевая организация бизнесасвойственна многим отраслям деятельности – банкам, гостиничным комплексам, операторамсотовой связи и т.д. – все же наиболее типичными представителями сетевогобизнеса являются сети розничной торговли.
В России в 2008 г. на сетевые магазины пришлось примерно 30,1% оборота российского рынка товаров конечногопотребления, в то время как на открытые рынки приходилось чуть более 10% продаж(см. рисунок 3).
/>
Рисунок 3 – Доля сетевых организацийв российском секторе розничной торговли
Такая тенденция обусловленастроительством современных магазинов и торговых центров, ростом доходовнаселения и изменением его потребительской культуры. Операторы рынкапрогнозируют, что в течение 3-4 лет российские сети увеличат долю рынка до40-45% за счет вытеснения рыночной торговли.
Есть еще одна тенденция сетевогоритейл-бизнеса – если раньше обязательно существовала «цепочка» доведенияпродукта до потребителя: производитель – крупный дистрибьютор, который послезанимался перепродажей и распространением товара в розничных сетях, то теперьэта «цепочка» укоротилась: производители работают непосредственно с торговыми сетями,что непременно сказывается на цене продаваемых продуктов, и в свою очередьувеличивает спрос покупателей на данные продукты в сетевых магазинах. Формысетевой организации даже внутри отрасли существенно разнятся. Так, согласноанализу, проведённому исследовательской компанией «Step by Step», долясовременных форматов сетевой торговли в 2008 году распределилась следующимобразом, (см. рисунок 4):
/>
Рисунок 4 – Рыночная доля форматов вобщем объёме сетевой торговли
Из рисунка 4 видно, что самымипопулярными форматами стали два формата – «гипермаркеты» и «дискаунтеры» — ихдоли рынка 39% и 33% соответственно. Значительно уступают им «супермаркеты»,занимая 20% сетевого рынка. А на долю остальных форматов в рыночной долесетевых игроков приходится всего лишь 8%.
Деятельность сетевых предприятийохватывает множество структурных элементов внутри одной системы и часто сильно территориальнодиверсифицирована. Отсюда следует и является очевидным, что на деятельностьтаких организаций оказывают значительное влияние факторы внешней и внутреннейсреды. Этот вопрос будет рассмотрен в следующей главе.
ГЛАВА 2. факторы внешней ивнутренней среды в деятельности сетевых организаций
2.1 Внешняя среда сетевых организаций
Несмотря на то, что сетевые предприятия имеют много схожихчерт с организационной точки зрения, сферы и отрасли их деятельности настолькоразличны, что не позволяют выявить какие-то специфические факторы внешнейсреды, имеющие решающее и определяющее значение именно для данного типаорганизаций. В целом, все факторы внешней среды являются для сетевыхорганизаций аналогичными тем, что влияют на деятельность обычных несетевыхпредприятий, хотя имеется некоторая отраслевая специфика для каждогоконкретного сетевого предприятия. Так, например, международная банковская сетьнаиболее подвержена влиянию такого фактора внешней среды как мироваяполитическая обстановка, а гостиничная сеть во многом зависит от факторовприродного характера, определяющих продолжительность сезона и количествопривлеченных туристов.
При этом для всех без исключения сетевых организаций являютсязначимыми такие факторы внешней среды как конкуренты, потребители, партнеры.Сетевая организация, как открытая система зависит от поставок ресурсов,энергии, кадров, а также от поведения своих клиентов.
Поскольку факторы внешней среды имеют различную силу влиянияна сетевую организацию, их разделяют на прямые и косвенные факторы, а всювнешнюю среду на среду прямого и косвенного действия. Ниже данные факторырассмотрены более подробно.
Потребители — это те лица, которые заинтересованы или могутбыть заинтересованы производимыми организацией товарами или услугами.
Необходимость удовлетворять потребности покупателя влияет напроцессы внутри сетевой организации, так как количество потребителейопределяет, в конечном итоге, необходимые производственные ресурсы, ахарактеристика потребителей (какие они) — необходимый ассортимент товаров иуслуг и их качество. Принципиально всех потребителей сетевой организации взависимости от сферы ее деятельности можно разделить на четыре большие группы:
- конечныепотребители, или население;
- промышленныепотребители, представители различных отраслей хозяйства;
- посредники илиторговые организации, которые приобретают товар для перепродажи;
- государство, какхозяйствующий субъект.
Важной составляющей внешней среды являются конкуренты. Каждыйруководитель должен осознавать, что если он не будет удовлетворять своихпотребителей также эффективно (с определенными качеством и ценой), как и егоконкуренты, то долго предприятие в рыночных условиях существовать не сможет.Под конкурентами подразумеваются не только те компании, которые предлагаюттакие же товары, но с другой маркой, но и компании, выпускающие заменители.Таким образом, у любой сетевой организации существуют два вида конкурентов:
- прямые конкуренты- производители аналогичных товаров или услуг (например, банковская группа «Раффайзен»и BSGV);
- косвенныеконкуренты — производители заменителей (например, сеть гостиничных предприятий «Mariott» и сеть развлекательных центров «Star Galaxy» — обе сети предлагают отдых).
Для ведения хозяйственной деятельности каждой компании нужнывнешние поставки: сырье, материалы, трудовые ресурсы, капитал. В этом случаевозникает прямая зависимость между сетевой организацией и сетью поставщиков,обеспечивающих поставки указанных ресурсов. На рынке закупок организацию большевсего интересуют условия получения ресурсов, а именно: цена, качество и условияпоставки (сроки, объемы, условия платежа и т. д.). Именно эти тенденции нарынке закупок влияют на общий товарооборот предприятия.
Некоторые общественные организации также оказываютнепосредственное влияние на деятельность сетевых предприятий. Особенно этовоздействие усилилось за последние годы. Хорошо известно влияние профсоюзныхорганизаций, которые борются за права работников, тем самым устанавливая балансотношений между собственниками и наемными рабочими. Расширяется влияниеорганизаций, борющихся за права потребителей и за экологическую чистоту. Так,например, в 1992 г. в России был принят Закон о защите прав потребителей,который усилил позиции общественных организаций, защищающих права потребителейна покупку качественных товаров и на получение достоверной информации.
Государство оказывает воздействие на сетевые организациипреимущественно через законодательное регулирование деятельности. Количество исложность законов, непосредственно посвященных бизнесу, резко возросли.
Так как деятельность сетевой организации зачастую отличаетсявысокой географической концентрацией и мощной финансовой и ресурсной базой, тоони имеют возможности монополизации того или иного рынка, что влечет за собойповышенное внимание к ним со стороны антимонопольных органов.
Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которыемогут не оказывать непосредственного и немедленного влияния на деятельность,но, тем не менее, в перспективе могут сказываться на ней. Здесь речь идет осостоянии экономики в целом, научно-техническом развитии, социокультурных иполитических изменениях.Экономические факторы
Факторы в экономической окружающей среде сетевой организации должныпостоянно оцениваться, т. к. состояние экономики влияет на цели фирмы и способыих достижения. Это темпы инфляции, международный платежный баланс, уровнизанятости населения, ставки кредитования бизнеса и т. д. Каждый из них можетпредставлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия. Так,колебания курса доллара относительно валют других стран могут стать причинойобретения или потери крупных сумм денег.Политические факторы
Для сетевого бизнеса имеет большое значение политическаястабильность в обществе. От этого зависит уровень притока инвестиций и другогорода ресурсов в определенный регион. Отношение административных органов властик бизнесу выражается в установлении различных льгот или пошлин, которые либоразвивают бизнес в регионе, либо вытесняют сто, создавая неравноправные условиядля различных организаций. Также используются приемы лоббирования интересовопределенных промышленных групп в правительственных учреждениях, что такжеоказывает влияние на весь бизнес в целом.Социокультурные факторы
При организации деятельности нельзя не учитывать тукультурную среду, в которой она происходит. Речь идет, прежде всего, опреобладающих в обществе жизненных ценностях и традициях. На этой основебазируется стандарт поведения. Известно принципиальное отличие американского ияпонского стандартов. В первом случае стандарт выражен в «индивидуалистическом»подходе к организации, а во втором — в «семейном» подходе. Отсюда нормойповедения в одном случае является стремление к карьерному росту с регулярнойсменой мест работы, в другом — человек работает в организации всю жизнь,относясь к начальнику как к отцу, которого надо слушать.Научно-технический прогресс
Этот фактор определяет возможность повышать эффективностьпроизводства, а, следовательно, эффективность способов удовлетворенияпотребителей. Для того чтобы организация могла быть конкурентоспособной,необходимо собирать, хранить и распределять большие объемы информации оновациях, возникающих в среде деятельности. В последнее время появилисьсовершенно новые технологии обработки ресурсов и информации: компьютерная илазерная техника, робототехника, спутниковая связь, биотехнологии и т. д.Исследователи говорят о высокой скорости изменения технологий, и эта тенденциясохраняется.Международные факторы
Если ранее считалось, что международная среда являетсяобъектом внимания только тех сетевых организаций, которые работают на экспортили являются транснациональными, то теперь изменения в мировом сообществезатрагивают практически все предприятия. В современном мире присутствуеттенденция глобализации рынка. Это значит, что стираются границы между бизнесомв различных странах, развиваются транснациональные корпорации, все большеевлияние имеют международные экономические и политические организации. Кфакторам, обусловливающим развитие международного бизнеса, относятся: болеенизкие издержки ведения бизнеса за границей, стремление уйти от торговыхограничений внутри страны, а также инвестиционные и производственныевозможности других стран.
Таким образом, спектр факторов внешней среды, влияющих надеятельность сетевых организаций, обширен. Однако помимо внешней среды, надеятельность сетевых организаций оказывает влияние также их внутренняя среда,рассмотренная ниже.
2.2 Внутренняя среда сетевых организаций
/>При рассмотрении внутренней средысетевой организации необходимо учитывать, что сами организации представляютсобой системы, созданные людьми, и поэтому существующая в организациивнутренняя среда в основном является результатом управленческих решений. Это,однако, не означает, что все внутренние факторы полностью контролируютсяруководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководстводолжно преодолеть в своей работе. Основные переменные в самой организации, которыетребуют внимания руководства, – это цели, структура, технология, финансы,управление, персонал, коммуникация (см. рисунок 5). Ниже все перечисленныефакторы рассмотрены подробнее.
/>
Рисунок 5 – Факторы внутренней средысетевой организации
Цели. Первым и основным элементом внутренней среды в сетевойорганизации можно назвать наличие цели. Определение цели может быть данодвояким образом – для внешних наблюдателей, участников, пользователейпродукцией организации, и для ее собственных участников, сотрудников,включенных в процесс функционирования.
Многообразие целей сетевой организацииобычно не может быть сведено к одному измерителю. Общепринято считать, чтоосновной целью работы большинства организаций является удовлетворение рыночнойпотребности в продукции или услугах и получение прибыли. Прибыль – это ключевойпоказатель организации, однако это справедливо только для коммерческихпредприятий. Для религиозных организаций, являющихся по сути сетевыми,благотворительных фондов и прочих некоммерческих предприятий цели будут иными.Подобное разнообразие направленности деятельности простирается дальше, посколькукрупные сетевые организации имеют много целей внутри единой концепции бизнеса. Некоммерческиесетевые организации тоже имеют разнообразные цели, но, вероятно, будут большеуделять внимания социальной ответственности. Наконец, цели отдельных подразделенийв различных организациях, которые имеют сходную деятельность, будут ближе междусобой, чем цели подразделений в одной организации, занимающихся различнымивидами деятельности.
Структура. Следующим немаловажным элементомявляется структура сетевой организации, конкретные схемы которых былирассмотрены в первой главе работы. В целом развитие структур управления нельзя рассматриватьв отрыве от развития систем управления, ибо структура – одна из характеристик сетевойорганизации как системы.
Таким образом, структура управления сетевойорганизацией дает представление об ее подразделениях, службах и отдельныхдолжностных лицах, их специализации, соподчиненности и взаимосвязи (повертикали и горизонтали).
Технология. Третьим элементом в представленнойсхеме является понятие технологии. Очень часто основной характеристикой любой организации,определяющей ее специфику, является используемая технология, т.е. способпреобразования сырья в искомые продукты и услуги.
Технология может быть основнымопределяющим фактором развития сети, позволившим обычной организации развитьсядо сетевого уровня. В качестве примера можно привести многочисленные сетимини-химчисток, обладающих технологией очистки одежды, позволяющейразворачивать пункты химчистки без значительных капитальных вложений.
Финансы. Следующий элемент среды сетевой организации– финансы. Под финансами как элементом организации чаще всего понимаются нетолько денежные, но и другие ресурсы, которыми располагает или которые можетпривлечь организация для осуществления собственной деятельности.
Управление. Другим немаловажным элементом врассматриваемой схеме является понятие «управление». Рассматривая внутреннююсреду сетевой организации как систему с множеством элементов, необходимоуделить внимание тому, как происходит процесс управления. Современное понятие «управление»означает процесс координации различных деятельностей с учетом их целей, условийвыполнения, этапов реализации.
Персонал. Следующим звеном в цепочке элементоввнутренней среды является понятие персонала. Под персоналом понимаютсовокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает сетевая организация.Это сотрудники организации, а также партнеры, которые привлекаются к реализациинекоторых проектов, эксперты, которые могут быть привлечены для проведенияисследований, разработки стратегии, реализации конкретных мероприятий и т. д.
Коммуникация. Проблема коммуникации в сетевыхорганизациях заслуживает особого внимания. Так, исследования показывают, чтотрудности в производственном процессе организации вызваны недостатком общенияили неумело организованными способами передачи информации. Западные ученыевыявили, что в средней или крупной компании существует определенная и прочносвязанная коммуникационная цепочка от высшего руководства вниз к сотрудникам, причемэффективность работы компании существенно зависит от того, насколько четко ибыстро осуществляется связь по цепочке.
Для сетевой организации, чьядеятельность связана с осуществлением огромного количества параллельных ивзаимосвязанных бизнес-процессов, часто еще и рассредоточенных географически вмасштабах одной страны или всего мира, фактор коммуникации имеет чаще всегорешающее значение.
Как видно из проведенного анализа,внутренняя среда сетевой организации как бы полностью пронизывается всемифакторами, которые должны подвергаться серьезному изучению. Не существуетаспектов более или менее важных для организации. Организация может существоватьтолько с грамотно поставленной целью, с четко выстроенной структурой и финансированием,но помимо этого ей нужен еще и преданный персонал, а также хорошосформированный процесс коммуникации.
Глава 3. АНАЛИЗФАКТОРОВ РЫНОЧНГО ОКРУЖЕНИЯ СЕТИ СУПЕРМАРКЕТОВ «МАГНИТ»
3.1 Анализ факторов внешней среды сети ЗАО «Тандер»
ЗАО «Тандер» является владельцем крупнейшей по числумагазинов и территории их покрытия сети продуктовых супермаркетов-дискаунтеров вРоссии под единой торговой маркой «Магнит».
Ввиду того, что характер деятельности сети «Магнит» имеетобщенациональный масштаб, а сама сеть имеет общероссийское распространение,наибольшее влияние на ее деятельность в целом оказывают глобальные факторывнешней среды, которые оказывают влияние на предприятие на национальном илидаже мировом уровне. Оценку влияния этих факторов внешней среды целесообразнопровести с помощью PEST-анализа.
Таблица 1 PEST– анализ факторов внешнейсреды сети «Магнит»Политика Р Экономика Е
Политическая стабильность органов региональной исполнительной власти
Государственное регулирование конкуренции в отрасли (влияние антимонопольных органов)
Повышенное внимание со стороны налоговых органов
Влияние экономического кризиса (снижение уровня потребления населения)
Повышение уровня инфляции
Развитие розничной сети
Повышение отпускных цен поставщиков
Появление новых конкурентов Социум S Технология Т
Снижение прироста населения
Изменение структуры доходов населения
Снижение социальной мобильности населения
Повышение уровня социальной напряженности
Внедрение новых стандартов розничной торговли
Применение программного обеспечения планирования логистики
Развитие новых энергосберегающих технологий
Очевидно, что не всеперечисленные факторы внешней среды «Магнит» оказывают равное влияние надеятельность сети «Магнит». Для выявления наиболее значимых из них следуетпроизвести экспертную оценку и присвоить каждому весовой коэффициент,отражающий степень влияния на бизнес. Таким образом можно будет получитькомплексную оценку влияния факторов внешней среды на деятельность сети «Магнит».
Таблица 2 Результаты PEST-анализа факторов внешней среды сети «Магнит»Внешние стратегические факторы Вес Оценка Взвешенная оценка
Возможности
Политическая стабильность
Развитие розничной сети
Применение энергосберегающих технологий
Внедрение нового ПО
0,05
0,10
0,20
0,15
4
2
5
1
0,20
0,20
1,00
0,15
Угрозы
Усиление государственного регулирования
Конкуренция на внутреннем рынке
Повышение отпускных цен производителей, цен на энергоносители
Снижение активности потребителей
0,05
0,10
0,15
0,20
4
4
2
2
0,20
0,40
0,30
0,20 Суммарная оценка 1,0 3,05
В данном случае оценка3,05 показывает, что реакция предприятия на стратегические факторы внешнейсреды находится на среднем уровне.
Определив с помощью PEST-анализа глобальные стратегические факторы внешней среды,можно перейти к рассмотрению более конкретных блоков внутри этого элементабизнес-окружения сети «Магнит». Первым направлением анализа будет являтьсятакой фактор внешней среды, как конкуренты.
Так как формат сети «Магнит» – дискаунтер, то прямаяконкуренция по данному направлению среди сетевых торговых организаций на рынкекраснодарского края отсутствует. На общероссийском рынке в сегментедискаунтеров конкуренцию сети «Магнит» составляют торговые сети «Пятерочка», «Копейка»,а в сегменте супермаркетов – «Перекресток», «Рамстор», «Седьмой Континент» и «Паттерсон».
На рынке г. Краснодара в сегменте супермаркетов конкуренциюсети «Магнит» также составляют магазины таких сетей как «Ашан», «Лента» и «Карфур».
Ниже представлена диаграмма, отражающая конкурентные позициисети «Магнит» по сравнению с конкурирующими сетями (см. рисунок 6).
/>
Рисунок 6 – Характеристика основных конкурентов сети «Магнит»
Как следует из представленного рисунка, сеть «Магнит»занимает лидирующее положение среди конкурентов по количеству действующихмагазинов, и второе место по товарообороту после сети «Пятерочка».
Говоря о конкуренции между форматами, необходимо отметить,что различные типы магазинов нацелены на различные целевые группы потребителей,дифференцированные по уровню дохода. Так, покупатели, посещающие дискаунтеры,не являются текущей целевой аудиторией для супермаркетов, ценовой уровень вкоторых в среднем на 10-15% выше, чем в первых.
Основными показателями эффективности компаний в конкурентнойборьбе является лояльность потребителей, т.е. какое количество потребителейпредпочитает совершать покупки именно в этой сети магазинов.
Исследований по лояльности потребителей на краснодарскомрынке в свободном доступе не существует, однако, можно использоватьобщероссийские показатели. Так, согласно проведенным в Москве исследованиям,абсолютным лидером в сегменте дискаунтеров является Пятерочка, в которой втечение 6 месяцев совершали покупки порядка 60% респондентов, а 28% опрошенныхрегулярно покупают в магазинах сети. На втором месте по узнаваемости – Копейка(48% и 14% соответственно) (см. рисунок 7).
/>
Рисунок 7 — Лояльность потребителей среди конкурентов сети «Магнит»
Наиболее посещаемой сетью супермаркетов является СедьмойКонтинент (51% — покупка в течение последних 6 месяцев, 14% — регулярныепокупки), на втором месте – Рамстор (48% и 13%), а на третьем – Перекресток(48% и 11%).
Помимо конкурентов, наиважнейшим фактором внешней среды сети «Магнит»являются поставщики продукции. В рамках курсовой работы невозможно дать полныйанализ данного фактора, однако можно попытаться дать укрупненный обзор. Втаблице 3 приведена группировка основных поставщиков сети «Магнит» по основнымтоварным группам.
Таблица 3 Основные поставщики сети «Магнит»Товарная группа поставщика Количество поставщиков Основные поставщики Товарная группа «Молоко и молочные продукты» 26 Данон, Веселый молочник, Вимм-Биль-Дан, Кореновский молочный комбинат Товарная группа «Яйца и яичные товары» 3 Тимашевская птицефабрика Товарная группа «Пищевые жиры» 9 ЗАО «Масложиркомбинат «Краснодарский» Товарная группа «Рыба и рыбные товары» 4 ЗАО «Невская рыбка», Ахтарский рыбзавод, ООО «Фортуна» Товарная группа «Сахар» 2 ЗАО «Южный трест» Товарная группа «Мучные и крупяные товары» 11 ООО «Сититрейдинг», ОАО «Русский продукт», ЗАО «Агроальянс», Краснодарский хлебокомбинат № 6 Товарная группа «Кондитерские товары» 13 ЗАО «Нестле Фудз», ООО «Белореченские торты», ООО «Смак» Товарная группа «Минеральная вода, напитки» 57 ЗАО «Висма», ООО «Меркурий», ООО «Горячий ключ», Вимм-Биль-Дан Товарная группа «Мясо и мясные товары» 9 ЗАО «Троицкое», ОАО «Медведовский мясоконсервный комбинат» Прочее 141
Помимоотношений поставки со сторонними юридическими лицами сеть «Магнит» ведет работус подрядчиками также по другим направлениям своей деятельности.
Ниже представлен перечень основных направлений договорнойработы и принципы сотрудничества с контрагентами сети «Магнит» (см. таблицу 4).
Как видно из представленной таблицы, сеть «Магнит» имеетбольшое количество различных договоров с подрядчиками самой различнойнаправленности — от профильной деятельности до обеспечения хозяйственныхопераций. В таблице 4 приведены основные деловые партнеры, с которыми сетьсвязана договорными отношениями.
Таблица 4 Договорная работа сети «Магнит»Контрагент/Партнер Характер сотрудничества Действие договора Сфера действия ОАО «Кубаньэнерго» постоянный срочный с продлением поставки электроэнергии ОАО «Трансторг» периодический срочный транспортно-экспедиторские услуги ООО «АльтерПро» постоянный бессрочный поставка, наладка, ремонт холодильного и прочего торгового оборудования ООО «Поллет» периодический срочный на конкретную поставку поставки мебели и аксессуаров АКГ «Ваш СоветникЪ» постоянный бессрочный юридический консалтинг, аудиторские услуги Кадровое агентство «Весна» сезонный срочный на сезон подбор и предоставление кадров для постоянного или временного трудоустройства ООО «Кубань-Информ Холдинг» периодический срочный на разовое оказание услуги консалтинг и обслуживание в сфере ИТ ЗАО «Интерфорум» сезонный срочный на разовое оказание услуги аренда производственных, складских, торговых помещений
По характеру сотрудничества контрагентов сети «Магнит» можноразделить на три группы: а) постоянное сотрудничество — поставка электроэнергиии оборудования; б) сезонное сотрудничество — обеспечение персоналом на время разовыхработ или постоянного трудоустройства и предоставление аренды; в) периодическоесотрудничество — поставки мебельной продукции и информационный консалтинг помере необходимости.
Также можно отметить различие в сроков действия договоров: спостоянными контрагентами и партнерами как правило заключены рамочныебессрочные договоры, которые автоматически продлеваются по истечениикалендарного года; с сезонными контрагентами заключаются разовые договора,действующие на время сезона; с периодическими контрагентами также заключаютсяразовые договора на конкретный разовый вид работ или оказание услуг.
Следующий важный элемент внешнейсреды сети «Магнит» – потребители. Для анализа потребителей целесообразнеевсего использовать данные отдела маркетинга, проводящего периодический мониторингпокупательской активности.
В ходе этого маркетинговогомониторинга был составлен социально-демографический портрет покупателя сетисупермаркетов «Магнит» в г. Краснодаре и также была проведена оценка частотыпокупок конкретных товарных групп.
Для выявленияинформации о том, сколько составляют расходы на продукты питания в семье,респондентам предлагался следующий вопрос: «Какую долю в бюджете Вашей семьисоставляют расходы на продукты питания?». Данные ответов представлены нарисунке 8.
/>
Рисунок 8 — Долярасходов покупателей на продукты питания
Из рисунка 8 видно, чтополовина опрошенных респондентов (51%) ежемесячно тратят на продукты питанияпрактически весь семейный бюджет.
В целях изученияструктуры уровня доходов покупателей был задан вопрос относительно уровнядоходов в семье. Результаты представлены на рисунке 9.
/>
Рисунок 9 — Распределение уровня доходов покупателей сети супермаркетов «Магнит»
На рисунке 9 видно, чтобольшую долю покупателей супермаркета составляют люди с доходами от 2000 до5000 руб. (43%) и от 5000 до 10000 руб. (31%), то есть со средним материальнымдостатком и достатком ниже среднего.
Результаты относительнокритериев продуктов, которые являются важными при покупке распределилисьследующим образом:
1) качество продукта;
2) упаковка;
3) цена товара;
4) фирма-производитель(см. рисунок 10).
/>
Рисунок 10 — Степеньважности показателей продуктов для покупателей сети
На рисунке 10 наглядновидно, что первостепенными факторами при принятии решения о покупке того илииного продукта питания для покупателя супермаркета «Магнит» являются,во-первых, качество продукта (9,2 балла) и во-вторых, упаковка товара (8,9балла). Взаимосвязь этих критериев очевидна, так как дизайн упаковки, ееэстетический вид, ее удобство для потребителя ассоциируются у покупателя скачеством самого товара.
В ходе исследования такжевыяснилось, что в структуре покупателей супермаркетов «Магнит» по полу, подоходам и по расходам на продукты питания можно выделить основной сегмент — этоженщины со средним уровнем доходов, основные расходы которых приходятся напродовольственные товары.
Для основной массыпокупателей приоритетными факторами покупки являются качество продуктов питанияи их упаковка, на втором месте — цена и уже потом фирма-производитель.
3.2 Анализ факторов внутренней средысети супермаркетов «Магнит»
Так как сеть супермаркетов «Магнит»не является производственным или финансовым предприятием, а осуществляет своюпрофессиональную деятельность в сфере розничной торговли продуктами питания ибытовыми товарами, то для предприятия не все факторы внутренней среды являютсяосновополагающими. Важнейшими факторами внутренней среды для супермаркетов «Магнит»как сетевой торговой организации будут являться такие факторы, как персонал ипроизводство (в данном случае – товарный ассортимент).
Анализ персонала как факторавнутренней среды сети «Магнит» целесообразно проводить на основе данных отделауправления персоналом компании. Общие данные по персоналу сети «Магнит»представлены в таблице 5.
Таблица 5 Общие данные оперсонале сети супермаркетов «Магнит» в г. КраснодарПоказатели движения 2007 г. 2008 г. Численность персонала на конец года, чел. 1796 1803 Принято на работу, чел. 165 218
Выбыло, чел.
в том числе: 129 133 по собственному желанию 129 131 уволено за нарушение трудовой дисциплины - 2 Численность персонала на конец года, чел. 1832 1890 Среднесписочная численность персонала, чел. 1814 1846,5 Коэффициент оборота по приему работников 0,119 0,079 Коэффициент оборота по выбытию работников 0,015 0,014 Коэффициент текучести кадров 0,015 0,021
Наиболее полной характеристикойперсонала как фактора внутренней среды является социальная структура персонала,сгруппированная по 12 признакам: пол, возраст, стаж работы, образование и такдалее. В таблице 6 приведен анализ персонала сети «Магнит» по одному из общихпризнаков – возрасту.
Таблица 6 Распределениесотрудников сети супермаркетов «Магнит» в г. Краснодаре по возрастуГруппы сотрудников по возрасту, лет Численность рабочих на конец года, чел. Удельный вес, % 2006 2007 2008 2006 2007 2008 До 20 2840 3200 3160 5,3 5,9 6,3 20 — 30 6700 7250 7350 10,6 11,0 11,8 30 — 40 14700 14980 16380 15,9 17,6 23,6 40 — 50 27720 28710 30060 22,7 22,8 22,9 50 — 60 15400 15290 14740 30,3 28,7 23,6 Свыше 60 2400 2280 2040 15,2 14,0 11,8 Средний возраст сотрудников по предприятию 39,5 39,1 39,0 - - - Итого 1766 1832 1890 100 100 100
Приведенные в таблице 6данные позволяют сделать вывод о том, что за исследуемый период ощутимоповысилась доля сотрудников компании в возрастных границах 30-40 лет, и такжеснизилась доля работников предпенсионного и пенсионного возраста. Эти факторыпривели к тому, что средний возраст сотрудников сети «Магнит» снизился на 0,5года и составил ровно 39 лет.
Далее необходимопроанализировать качественный состав трудовых ресурсов сети «Магнит», т.е.,распределение работающих по уровню образования и по стажу работы (см. таблицы 7–8).
Таблица 7 Распределение персонала сети«Магнит» по образованиюГруппы сотрудников по образованию: Численность сотрудников на конец года, чел. Удельный вес, % 2007 г. 2008 г. 2007 г. 2008 г. начальное 67 67 3,7 3,5 незаконченное среднее 121 148 6,6 7,6 среднее, среднее специальное 995 1035 54,4 53,5 высшее 645 685 35,3 35,4 Итого 1832 1890 100 100
Таблица 8 Распределение персоналасети «Магнит» по общему трудовому стажуГруппы сотрудников по стажу, лет Численность рабочих на конец года, чел. Удельный вес, % 2007 г. 2008 г. 2007 г. 2008 г. До 5 266 386 14,7 20,1 От 5 до 10 293 293 16,2 15,3 От 10 до 15 359 373 19,9 19,4 От 15 до 20 519 492 28,7 25,7 Свыше 20 373 366 20,6 19,4 Итого 1832 1890 100 100
Как видно изпредставленных данных, в качественном отношении среди сотрудников сети «Магнит»преобладают (более половины от всей численности) работники со средним исредне-специальным образованием, чуть более трети – это сотрудники с высшимобразованием. Удельный вес групп сотрудников по образованию за исследуемыйпериод практически не менялся.
Что касается стажасотрудников сети «Магнит» (учитывается общий стаж по записям в трудовой книжке,а не только стаж работы на исследуемом предприятии), то необходимо отметить,что значительная доля работающих обладает длительным стажем работы – всовокупности, сотрудников, имеющих трудовой стаж более 10 лет на предприятии –69%, хотя в 2008-м году этот показатель снизился до 64%. Соответственно,возросло количество малоопытных сотрудников (со стажем до 5 лет) с 20 человек в 2007 г. до 29 человек в 2008 г.
Анализ фактороввнутренней среды сети «Магнит» целесообразно продолжить анализом такогозначимого фактора как продукция предприятия. Несмотря на то, что усупермаркетов «Магнит» существует собственное производство некоторых продуктовпитания (собственная выпечка), основная масса товаров, реализуемых сетьюявляется продукцией сторонних производителей. Тем не менее, данный факторвнутренней среды может быть проанализирован по такой важной характеристике какассортимент.
Ассортимент супермаркета «Магнит»можно разделить на основной и сопутствующий. Основной ассортимент представленпятнадцатью крупными ассортиментными группами. В качестве сопутствующегоассортимента выступают промышленные, в частности хозяйственные, товары: мыло,стиральные порошки и другие средства бытовой химии, спички, то есть то, в чемможет существовать потребность покупателя помимо продовольственных товаров.
Номенклатура типового супермаркета«Магнит» включает в себя продукцию пятнадцати основных ассортиментных групп(см. рисунок 11).
/>
Рисунок 11 – Долиосновных товарных групп в общем ассортименте сети супермаркетов «Магнит»
Насыщенностьпредставленной номенклатуры, то есть общее число составляющих ее отдельных продуктов,у объекта изучения равно 769. Средняя насыщенность товарного ассортимента(средняя товарная линейка) супермаркета «Магнит» определяется делением общегоколичества продукции (769) на количество ассортиментных групп (15). Такимобразом, средняя товарная линейка супермаркета охватывает 51 позицию.
Глубину номенклатурыможно определить исходя из количества вариантов исполнения каждого продукта врамках ассортиментной группы. Например, сметана продается различной жирности(15%; 20%; 25%), в двух упаковках (пакетах и пластиковых коробках) и в двухрасфасовках (по 0,25л. и по 0,5 л.), значит, глубина номенклатуры сметаны равна3´2´2=12.Сами параметры определения глубины номенклатуры и ассортимента продукта зависятот конкретного продукта. Среди таких параметров использовались вид расфасовки,жирность, масса, форма продукта, вид обработки, наличие наполнителей илидобавок, сортность. Таким образом, были рассчитаны все ассортиментные группы.Глубина номенклатуры супермаркета составила 1023.
В целях более глубокогои подробного изучения товарного ассортимента супермаркета каждая из 15ассортиментных групп была разделена на несколько ассортиментных подгрупп,объединенных однородными признаками, и проанализирована ниже.
Ассортиментная группа «молокои кисломолочные продукты» разделена на восемь ассортиментных подгрупп (см.таблицу 9).
Таблица 9 Широта,насыщенность и глубина ассортиментной группы «Молоко и кисломолочные продукты»Широта Насыщенность Глубина 1. Молоко коровье
8 торговых
марок 22 2. Сливки 2 3. Кисломолочные продукты 12 4. Сметана 4 5. Творог и творожные продукты 6 6. Мороженое 18 7. Сыры 27 97 8. Молочные консервы сгущенные 3 4
Ассортиментная группа «рыбаи морепродукты» представлена в супермаркете «Магнит» 5 ассортиментнымиподгруппами: рыба, рыбные консервы, рыбные пресервы, икра рыб, нерыбныеморепродукты. Таким образом, широта данной ассортиментной группы равна пяти(см. таблицу 10).
Таблица 10 Широта,насыщенность и глубина ассортиментной группы «рыба и морепродукты»Широта Насыщенность Глубина 1. Рыба 5 8 2. Рыбные консервы 7 6 3. Рыбные пресервы 8 12 4. Икра рыб 3 10 5. Нерыбные морепродукты 5 12
Следующаяассортиментная группа «яйца» представлена характерным для данной группынешироким ассортиментом — яйца куриные и яйца перепелиные. Насыщенностьнебольшая — Новотитаровская и Тимашевская птицефабрики.
Ассортиментная группа «пищевыежиры» разделена на четыре ассортиментных подгруппы: растительные масла, маслокоровье, маргарин, майонез. Широта, насыщенность и глубина даннойассортиментной группы представлены на рисунке12.
Ассортиментная группа«сахар» имеет насыщенность, состоящую из двух видов: сахар-песок исахар-рафинад. Глубина составляет 4 разновидности данного продукта (см. таблицу11).
Следующаяассортиментная группа «кондитерские товары» имеет широту — 6 ассортиментныхподгрупп (см. таблицу 12).
Ассортиментная группа«зерномучные товары» включает в себя семь ассортиментных подгрупп: крупы, мука,хлеб, булочные изделия, макаронные изделия, бараночные изделия, сухарныеизделия. То есть, широта данной ассортиментной группы равна 7.
/>
Рисунок 12 — Насыщенность и глубина ассортиментной группы «пищевые жиры»
Таблица 11 Насыщенностьи глубина ассортиментной группы «сахар»Насыщенность Глубина Сахар-песок 1 Сахар-рафинад 3
Таблица 12 Широта,насыщенность и глубина кондитерских товаров Насыщенность Глубина Фруктово-ягодные изделия 7 6 Карамель 5 6 Шоколад и какао-порошок 8 12 Мучные изделия 36 109 Конфеты 36 63 Халва 2 10
Насыщенностьзерномучных товаров представлена 68 торговыми марками и видами продукта,глубина составляет 147 разновидностей товаров данной группы. В таблице 13представлены широта, насыщенность и глубина каждой подгруппы.
Таблица 13 Широта,глубина, насыщенность ассортиментной группы «зерномучные товары»Широта Насыщенность Глубина Крупы 16 28 Мука 10 24 Хлеб 3 5 Булочные изделия 6 24 Макаронные изделия 12 27 Бараночные изделия 2 5
Ассортиментная группа «вкусовыетовары» представлена в супермаркете широтой — 6 ассортиментных подгрупп. Из нихсамым наиболее насыщенным (165 наименований) является ассортимент алкогольныхнапитков, представленный водкой, ликерами, настойками, вином. В магазине естьспециализированный вино-водочный отдел, где покупателю предлагается большойвыбор вина. Насыщенность вкусовых товаров равна 349 наименований и марок,глубина составляет 209 разновидностей.
Широта глубина инасыщенность остальных ассортиментных групп представлены в таблице 14.
Таблица 14 Основныеэлементы ассортиментных групп и их показателиАссортиментная группа Широта Насыщенность Глубина Мясо и мясные товары 6 48 37 Грибы 1 18 10 Свежие плоды 1 23 12 Свежие овощи 1 15 9 Переработанные плоды и овощи 2 30 24 Детское питание 3 38 49
Наиболее широкассортимент мяса и мясных товаров, включающий в себя мясо разных видов,колбасные изделия, мясные консервы, различные полуфабрикаты.
Таким образом, можноконстатировать, что проанализированные факторы внутренней среды сетисупермаркетов «Магнит» действительно имеют высокую степень значимости дляорганизации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение курсовой работы можносделать следующие выводы и резюме.
В самом общем значении сетевыеорганизации – это гибкие горизонтальные управленческие структуры,функционирующие за счет общей ресурсной базы, в которой ключевым являетсяинформационный ресурс, и наиболее удачно сочетающие формальные и неформальныепроцедуры для координации и согласования деятельности фирм-участников сети.Согласно общей классификации сетевых структур выделяется 3 основные их формы:внутренняя, стабильная и динамическая.
Зарубежные и отечественныеисследователи, изучающие проблемы сетевых организаций, отмечают рост сетевойэкономики в мире. При этом основным сектором бизнеса, в котором наблюдаетсярост сетевой организации хозяйственной деятельности, является торговля.Национальные торговые сети охватывают целые страны, однако на мировом рынкешироко представлены и транснациональные ритейлинговые сети. И хотя сетеваяорганизация бизнеса свойственна многим отраслям деятельности – банкам, гостиничнымкомплексам, операторам сотовой связи и т.д. – все же наиболее типичнымипредставителями сетевого бизнеса являются сети розничной торговли. В России в 2008 г. на сетевые магазины пришлось примерно 30,1% оборота российского рынка товаров конечногопотребления, в то время как на открытые рынки приходилось чуть более 10%продаж.
Деятельность сетевых предприятийохватывает множество структурных элементов внутри одной системы и часто сильно территориальнодиверсифицирована. Отсюда следует и является очевидным, что на деятельностьтаких организаций оказывают значительное влияние футоры внешней и внутреннейсреды.
Для сетевых организаций являютсянаиболее значимыми такие факторы внешней среды как конкуренты, потребители,партнеры. Сетевая организация, как открытая система зависит от поставокресурсов, энергии, кадров, а также от поведения своих клиентов.
Поскольку факторы внешней среды имеютразличную силу влияния на сетевую организацию, их разделяют на прямые икосвенные факторы, а всю внешнюю среду на среду прямого и косвенного действия.
Под средой косвенного воздействияпонимаются факторы, которые могут не оказывать непосредственного и немедленноговлияния на деятельность, но, тем не менее, в перспективе могут сказываться наней. Здесь речь идет о состоянии экономики в целом, научно-техническомразвитии, социокультурных и политических изменениях.
При рассмотрении внутренней средысетевой организации необходимо учитывать, что сами организации представляютсобой системы, созданные людьми, и поэтому существующая в организациивнутренняя среда в основном является результатом управленческих решений.Основные факторы внутренней среды сетевой организации, которые требуют вниманияруководства, – это цели, структура, технология, финансы, управление, персонал,коммуникация.
Внутренняя среда сетевой организацииполностью пронизывается всеми факторами, которые должны подвергаться серьезномуизучению. Не существует аспектов более или менее важных для организации.Организация может существовать только с грамотно поставленной целью, с четковыстроенной структурой и финансированием, но помимо этого ей нужен еще ипреданный персонал, а также хорошо сформированный процесс коммуникации.
Теоретическая часть курсовой работы взаключительном разделе была продолжена анализом внешних и внутренних факторовбизнес-среды сетевой организации г. Краснодара — ЗАО «Тандер». ЗАО«Тандер» является владельцем крупнейшей по числу магазинов и территории ихпокрытия сети продуктовых супермаркетов-дискаунтеров в России под единойторговой маркой «Магнит».
Общая оценка влияния глобальныхфакторов внешней среды была произведена с помощью PEST-анализа. Полученная врезультате анализа взвешенная интегральная оценка 3,05 показывает, что реакциясети «Магнит» на стратегические факторы внешней среды находится насреднем уровне.
В курсовой работе были исследованытакие факторы внешней среды сети «Магнит», как конкуренты,потребители и поставщики.
На рынке г. Краснодара в сегментесупермаркетов конкуренцию сети «Магнит» также составляют магазины таких сетейкак «Ашан», «Лента» и «Карфур», однако на общероссийском рынке сеть «Магнит»занимает лидирующее положение среди конкурентов по количеству действующихмагазинов, и второе место по товарообороту после сети «Пятерочка».
В рамках курсовой работы былпроизведен укрупненный обзор поставщиков сети «Магнит» по признакутоварно-ассортиментной группировки.
В результате анализа былоустановлено, что в структуре покупателей супермаркетов «Магнит» по полу, подоходам и по расходам на продукты питания можно выделить основной сегмент — этоженщины со средним уровнем доходов, основные расходы которых приходятся напродовольственные товары. Для основной массы покупателей приоритетнымифакторами покупки являются качество продуктов питания и их упаковка, на второмместе — цена и уже потом фирма-производитель.
Анализ факторов внутренней среды сети«Магнит» был произведен по двум направлениям — анализ персонала ианализ продукции.
Наиболее полной характеристикойперсонала сети «Магнит» как фактора внутренней среды являетсясоциальная структура персонала, сгруппированная по 12 признакам: пол, возраст,стаж работы, образование и так далее.
Проведенный анализ позволяет сделатьвывод о том, что за исследуемый период ощутимо повысилась доля сотрудников сетив возрастных границах 30-40 лет, и также снизилась доля работниковпредпенсионного и пенсионного возраста. В качественном отношении средисотрудников сети «Магнит» преобладают (более половины от всей численности)работники со средним и средне-специальным образованием, чуть более трети – этосотрудники с высшим образованием.
Ассортимент супермаркета «Магнит»можно разделить на основной и сопутствующий. Основной ассортимент представленпятнадцатью крупными ассортиментными группами.
Насыщенность представленной номенклатуры,то есть общее число составляющих ее отдельных продуктов, у объекта изученияравно 769. Средняя насыщенность товарного ассортимента (средняя товарнаялинейка) супермаркета «Магнит» определяется делением общего количествапродукции (769) на количество ассортиментных групп (15). Таким образом, средняятоварная линейка супермаркета охватывает 51 позицию.
В заключительной частикурсовой работы подчеркивается особенная значимость проанализированных факторовбизнес среды для сети магазинов «Магнит» как сетевой организации.
Списокиспользованной литературы1. Альтшулер И. Стратегическое управление на основемаркетингового анализа. Инструменты, проблемы, ситуации — М.: Вершина, 2006.2. Бережкова Е.П. Особенностиуправления сетевыми предприятиями // Российское предпринимательство. — 2007. –№ 6. – С. 56-583. Виханский О.С. Стратегический менеджмент. — М.: Экономистъ,2006.4. Грант Р. Современный стратегический анализ.- СПб.: Питер,2008.5. Дафт Р. Менеджмент. – СПБ: Питер, 2008.6. Жебелев И. А. Оценка конкурентоспособности предприятийрозничных торговых сетей // Предпринимательство. – 2008. — № 3. — С. 45-50.7. Катькало В.С. Межфирменные сети: проблематика исследованийновой организационной стратегии в 1980-90-е годы // Вестник СПбГУ, сер. 5.Менеджмент. Вып.2, №12. – 2006.8. Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации: Учебникдля ВУЗов. — СПб.: Питер, 2008.9. Лафта Дж. К. Теория организации: учеб. пособие. — М.:Проспект, 2008.10. Мильнер Б. З. Теория организации: учебник / Б. З. Мильнер.4-е изд. перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007.11. Панова Е.Н. Модели управления предприятием сетевогоритейла//Аудит и финансовый анализ. – 2007. — №5. – С. 44-4612. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации. — М.:Экзамен, 2009.13. Сердюк В.А. Сетевые ивиртуальные организации: состояние, перспективы развития//Менеджмент в России иза рубежом. – 2006. — №5. – С. 32-3614. Смирнов Э.А. Теорияорганизации: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2008.15. Теория организации: учеб. для вузов / под ред.В. Г. Алиева.- 3- е изд., стер. — М.: Экономика, 2008.16. Тишина О.М. Формирование и развитие предпринимательскойсети на основе кластеров // Теоретические и прикладные проблемы сервиса.– 2006.–№4. – С. 22-2817. Чернорез Е.В., Михайлов Д.В. Виды взаимодействия предпринимательскихструктур в деловых сетях // Коммерческая деятельность и предпринимательство:Сб. науч. тр. Вып. 6 – СПб.: СПбГИЭУ, 2007. — С. 68-7318. Шимко П.Д. Оптимальное управление экономическими системами:Учеб. пособие. – СПб: Бизнес-пресса, 2009.19. Юнусов А.М. Теоретические основы формирования и становлениясетевой экономики в России. Дис.… канд. экон. наук: 08.00.05: Москва, 2008.