Реферат по предмету "Литература"


Русский народ как идеал Л. Толстого (по "Исповеди", художественным произведениям и публицистике)

Реферат
Духовныеискания русских писателей,
полемика по вопросу
об искусстве и российскойдействительности.


Русскийнарод как идеал Л. Толстого
(по«Исповеди», художественным произведениям и публицистике).


Л. Н. Толстой


Выполнил
ученик 10-8Б класса,
лицея №1502.
Киреев Иван
Преподаватель: Порцевская Евгения Алексеевна.
                                            

      2003 год.
План:
 TOC o«1-4» h z Вступление. PAGEREF _Toc37340833 h 3
Путь к осознанию идеала и смыслажизни (по «Исповеди»)PAGEREF _Toc37340834 h 3
Народ в романе «Война имир». PAGEREF _Toc37340835 h 7
Народныемассы… PAGEREF _Toc37340836 h 7
Образнародного полководца Кутузова. PAGEREF _Toc37340837 h 9
Тихон Щербатыйи Платон Каратаев. PAGEREF _Toc37340838 h 11
Другиеличности. PAGEREF _Toc37340839 h 12
Заключение. PAGEREF _Toc37340840 h 13
Переченьиспользованной литературы… PAGEREF _Toc37340841 h 14 
Вступление
Поиски человеческого идеала лежат в основе как изобразительных искусств,так и литературы. Особенностью русской литературы всегда являлась мысль о том,что поэту, писателю недостаточно быть великим художником слова. Эта мысльиногда отливалась в форму требования гражданского, даже политического подвига.Например, у Некрасова: «Иди к униженным, иди к обиженным – и будь имдруг!». Иногда художественную деятельность совмещали или пыталисьсовместить с проповедничеством православия (Гоголь, Достоевский). Л. Толстойискал высший синтез религиозно-этического и художественного служения.
Напервых же страницах великой русской литературы пламенеют строфы пушкинского«Пророка»: «Исполнись волею моей, и, обходя моря и земли,глаголом жги сердца людей». Здесь изображен не только идеальный образпоэта. Но именно идеальный образ пророка. Того, кто возвещает о виденном нетолько произведениями искусства, но и всею своею жизнью, превратившейся вжитие. Это – тот идеальный образ, который маячил, как неотразимо влекущая цель,перед всеми великими русскими поэтами и писателями.
Путь, приведший одного из самых великих ипочитаемых во всем мире писателей – Л. Н. Толстого, к его идеалу,  описан самим Толстым в его произведении«Исповедь» (1880-82).  Путьк осознанию идеала и смысла жизни (по «Исповеди»)
Л.Н. Толстой родился в 1828 году в помещичьей усадьбе, имел дворянский титулграфа и принадлежал к высшему светскому обществу. Большую часть своей жизнипровел в собственном имении Ясная поляна. Учился в Казанском университете.Служил на военной службе, где и начал заниматься писательством. Литературныйгений его был столь очевиден, что первая же повесть «Детство» (1852,Толстому было 24 года) сразу поставила его в ряд крупнейший русских писателей.Но в первых произведениях мы ощущаем взгляды раннего Толстого, не обретшего ещесвой идеал и смысл жизни.
Самон в «Исповеди» пишет об этом так. "В этовремя я стал писать из тщеславия, корыстолюбия и гордости. В писаниях своих яделал то же самое, что и в жизни. Для того чтобы иметь славу и деньги, длякоторых я писал, надо было скрывать хорошее и выказывать дурное. Я так и делал.Сколько раз я ухитрялся скрывать в писаниях своих, под видом равнодушия и дажелегкой насмешливости, те мои стремления к добру, которые составляли смысл моейжизни. И я достигал этого: меня хвалили".
Помере углубления жизненного опыта, совершается переворот и в его представлении ожизненных целях. Первые признаки этой перемены ощущаются уже в Севастопольскихрассказах (1855), написанных по впечатлениям Крымской войны и обороныСевастополя от англо-франзузских войск. Мы чувствуем, что главное, что увиделТолстой в осажденном Севастополе, — это душевное величие русского солдата,героизм народа, защищающего родину. Рассказы содержат и резкое обличениевоенной аристократической среды – родной среды самого Толстого.
28-илет Толстой вышел в отставку, пару раз посетил заграницу, изучал постановкузападноевропейского образования. Но тамошние нравы не вдохновили его вовсе. Онибыли весьма далеки от идеала, бездуховны. Его возвращение в Россию совпало сотменой крепостного права (1861). Именно в этот период он постепенно пришел косознанию того, что высшее общество, к которому принадлежал он сам, несправедливопользуется богатствами, созданными трудом простого народа, крестьянства.
В1863-69 годах Толстой пишет свой первый и самый выдающийся роман-эпопею«Война и мир». В то время в русском обществе шлиактивные споры о дальнейших путях развития России, шла полемика по вопросу об искусстве и российскойдействительности.Представители разных направлений по-разномувидели решение тех проблем, с которыми столк­нулась страна в процессеподготовки и проведения реформ. Вкипевшихспорах особое внимание уделялось вопро­су о народе, вырабатывалось пониманиеэтой категории, а также понимание природы и особенностей именно русскогонарода.
Велись споры и вокруг того, чьиидеи и взгляды могут оказать на народ наибольшее воздействие. Это было то самоевремя, когда нищий студент Раскольников в своей каморке придумал«наполеоновскую» теорию о двух разря­дах людей. Мысли о возвышающем воздействиисильной личности на народ носились тогда в воздухе. Свое понима­ние этойпроблемы выразил и Лев Толстой в эпопее «Война и мир».
Опубликовавпервый же роман, Толстой достиг вершины писательской славы. Но в«Исповеди» об этом периоде его жизни сказано: «Я  все-таки продолжал писать. Я вкусил ужесоблазна писательства, соблазна огромного денежного вознаграждения ирукоплесканий за ничтожный труд и предавался ему как средству к улучшениюсвоего материального положения и заглушению в душе всяких вопросов о смыслежизни моей и общей».
Он искал ответа на мучившие еговопросы. Вопросы эти всегда были одинаковыми «Зачем?». Зачем нужновсе то, что он делает, зачем живет? Он «не мог придать никакого разумногосмысла ни одному поступку, ни всей жизни». «Иначе выраженный, вопросбудет такой: „Зачем же мне жить, зачем чего-нибудь желать, зачемчто-нибудь делать?“ Еще иначе выразить вопрос можно так: „Есть ли вмоей жизни такой смысл, который не уничтожался бы неизбежно предстоящей мнесмертью?“
Толстой изучил ответы великихмыслителей прошлого (Сократа, Шопенгауэра, царя Соломона, Будды) на свой вопроси не нашел разъяснения. Он стал искать разъяснения в жизни — они его неустроили. И тогда он нашел свой путь: „Искать этого смысла жизни мне надоне у тех, которые потеряли смысл жизни, а у тех миллиардов отживших и живыхлюдей, которые делают жизнь и на себе несут свою и нашу жизнь“. „Оглянувшисьдальше на людей других стран, на современных мне и на отживших, я увидал одно ито же. Где жизнь, там вера, с тех пор, как есть человечество“.
Но так как официальная вератоже не удовлетворяла Толстого, он пришел к своей собственной вере, созвучнойвере простого народа. „И я видел таких, понявших смысл жизни, умеющих житьи умирать, не двух, трех, десять, а сотни, тысячи, миллионы“, „И яполюбил этих людей“.  »Действияже трудящегося народа, творящего жизнь, представились мне единым настоящимделом. И я понял, что смысл, придаваемый этой жизни, есть истина, и я принялего".
И вот каков смысл жизни, ответна вопрос «зачем?»: «Смысл этот, если можно его выразить, былследующий. Всякий человек произошел на этот свет по воле Бога. И Бог таксотворил человека, что всякий человек может погубить свою душу или спасти ее.Задача человека в жизни — спасти свою душу; чтобы спасти свою душу, нужно житьпо-божьи, а чтобы жить по-божьи, нужно отрекаться от всех утех жизни,трудиться, смиряться, терпеть и быть милостивым. Смысл этот народ черпает извсего вероучения, переданного и передаваемого ему пастырями и преданием,живущим в народе, и выражающимся в легендах, пословицах, рассказах. Смысл этотбыл мне ясен и близок моему сердцу».
Толчкомк полному осознанию произошедшего в Толстом душевного перелома послужило егоучастие в переписи населения 1882 года, произведшее потрясающее впечатление: онпознакомился с ужасами городской нищеты. В сочинениях «Исповедь»(1880-82), «В чем моя вера?» (1883), «Так что же намделать?» (1886) Толстой с большим волнением и искренностью пересматривалсвои собственные нравственные, религиозные и общественные взгляды. Онпроникался отрицательным отношением к самодержавию, официальной церкви иокончательно утверждал свой идеал – народ и вера.  Значительную долю в его творчестве сталазанимать публицистика (литература по общественно-политическим вопросам),сценические произведения.
Вовсех  поздних работах Толстого, так илииначе, отражена созданная им философия. В художественных и публицистическихпроизведениях Толстой не переставал отзываться на все, что волновало русскоеобщество и его нравственное сознание. Все творческое наследие писателя  огромно. Рассмотрим тему «Русский народ как идеал Толстого» на примереодного - самого выдающегося романа-эпопеи «Война и мир».Народв романе «Война и мир» Народныемассы
Роман «Война и мир» – изэпохи Отечественной войны 1812 года. В мировой литературе ему нет равных поглубине содержания, широте охвата жизни и художественному мастерству.
Автор не только ввёл в романнародные сцены, нарисовал десятки народных характеров, он утверждал величиеподвига народа в Отечественной войне. Народную мораль он провозгласилединственно великой, бла­городной и человечной. В народе для Толстогозаключалось то вы­сокое нравственное начало, прикосновение к которому возвышаети облагораживает человека.
Впротивовес теории «сильной личности», легко управляющей народноймассой, Толстой считал, что народ— слишком сложное явление, чтобы быловозможно управлять им таким образом. Толстовское понимание народа гораздоглубже. В произведении изо­бражены самые разные проявления народного характера.Народ для Толс­того — это море, в глубинах которого таятся неведомые и невсегда понятные силы.
Так что же такое народ, поТолстому? Какие силы им управляют? Силы эти – внутри, а не вне человека. Этонравственные устои, долг каждого перед родиной. Война заставля­ет людей  действовать и поступать так, как не поступатьнельзя. Действовать  не по приказу, аповинуясь внут­реннему чувству, ощущению значительности момента. Тол­стойпишет, что все  объединились в своихстремлениях и действиях, когда почувствовали опасность, нависшую над всемсообществом. Русский народ оказался основнойсилой, одолевшей Наполеоновские полчища, вторгшиеся в Россию.Войнаставит перед народом вопрос о жиз­ни и смерти, «дело это не шутка, акасается его жизни». «И бла­го тому народу, который в минутуиспытаний, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобныхслучаях, с простотой и лёгкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздитею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменит­сяпрезрением и жалостью».
Толстой убеждён, что одномучеловеку не дано распоряжаться ходом истории. Философски оценивая войну 1812г.,Толстой утверждал, что войну выиграл народ, а «так называемые великиелюди»  или мешали этой победе, илине мешали ей. Не Кутузов и не Наполеон решают, где быть сражению. Они невластны выбирать. «Нет и не может быть так называемого военногогения». Всё решает случайность, которую невозможно ни предсказать, ни темболее под­готовить. Исход сражения, по мнению Толстого, зависит «от тогоче­ловека, который в рядах закричит „пропали“, или закричит»ура!". «Сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях,даже не в армиях и сражениях, а в чём-то другом».
Чтоже это? Почему, несмот­ря на выигранное сражение, перестала существоватьармия-победитель­ница? Враждебность населения армии завоевателей, нежеланиеподчиниться ей решают, по мнению Толстого, участь войны.
Толстойотнюдь не склонен был идеализировать русский народ. В этом отношении характернаистория бунта богучаровских крестьян. Вспомним, что крестьяне взбунтовалисьименно в тот момент, когда только-только похоронили старого князя, а Андрея небыло в имении, и княжна Марья оказывается беспомощной и беззащитной передбунтовщиками. Толстой говорит о под­водных струях в народном  море, которые в некоторые моменты выходит наповерхность. С помощью этой сцены автор дает понять сложность ипротиворечивость народной жизни.
Вромане показаны величие и простота народной жизни, когда каждый делает своючасть общего большого дела, порой не сознавая своего в нем участия, и человекомдвижет не инстинкт, а именно законы общественной жизни, как понимал их Толстой,законы мира. И такой мир состоит не из обезличенной массы, а из личностей,ярких индивидуальных характеров. Рассмотрим некоторые из них.Образнародного полководца Кутузова
Передлицом вражеского нашествия высший свет, аристократия показывает свою полнуюбеспомощность и бесполезность. Например, в романе описана ставка русскогокомандования. Она состоит из групп: «…самая большая группа людей, которая посвоему огромному количеству относилась к другим, как 99 к 1-му, состояла излюдей, не желавших ни мира, ни войны, ни наступательных движений, ниоборонительного лагеря ни при Дриссе, ни где бы то ни было, ни Барклая, нигосударя, но желающих только одного и самого существенного: наибольших для себявыгод и удовольствий». Поражение в войне, гибель множества людей не волновалиих. Только собственная выгода и сиюминутное удовольствие.
Однаконастоящие личности были и среди аристократов. Правда, они составляли лишь 1%.Как считал писатель, не они управляли народной массой, а наоборот, народный духпитал их и давал силы к сопротивлению врагу. «Народ подчинил своейнравственной мощи все живое в русском обществе».
Таковв романе образ главнокомандующего русской армией светлейшего князя МихаилаИлларионовича Кутузова.
Он  близок к простым людям. Толстой часто пов­торяетв применении к Кутузову слово «отец». Кутузову хочется сбросить ссебя тяжесть чинов и званий и быть просто отцом для всех. Вот как реагирует онна слова князя Андрея о смерти старого кня­зя Болконского: «Он обнял князяАндрея, прижал его к своей жирной груди и долго не отпускал от себя. Когда онотпустил его, князь Ан­дрей увидел, что расплывшиеся губы Кутузова дрожали и наглазах были слёзы». Позже он говорит князю Андрею: «Помни, что… ятебе не светлей­ший, не князь и не главнокомандующий, а я тебе отец».
Кутузов необходим армии в этотяжёлое время. «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и он былпрекрасный министр, но как только она в опасности, нужен свой,родной человек». Убеждение в неотвратимости судьбы, решения которойнадо терпе­ливо ждать, определяет поведение Кутузова. Если он делает что-то, тотолько для того, чтобы не конфликтовать с окружающими. На вопрос, будет лисражение, Кутузов отвечает: «Должно будет, коли все захотят, нечегоделать...»
Игнорируя замечательноестратегическое искусство Кутузова, Тол­стой намеренно затушёвывает рольКутузова в Бородинском бою. Автору важно, чтобы перед читателем более отчётливовыступала роль народных масс. По мнению Толстого, мудрость Кутузова заключаетсяв том, что он верил в народные силы, насколько это было в его власти, руководилдухом войск. «Старческая мудрость и долголетний опыт подсказывали ему, чтосотнями тысяч нельзя руководить одному человеку. Решает участь сражениянеуловимая сила, называемая духом войска». Убеждённый в силе русскойармии, он хочет сделать это убеждение достоянием всех; «И с такимимолодцами все отступать и отступать!» Своим обликом он вселяет в людейуверенность в том, что «всё будет так, как должно быть».
В образе Кутузова Толстойвоплощает свои представления о том, каким дол­жен быть человек, поставленныйПровидением во главе масс. Кутузов не стремится стать над народом, а ощущаетсебя участником народной жизни. Он не руководит движе­нием масс, а толькостремится не мешать совершению под­линно исторического события. Он постигаетнародную жизнь особым способом и только поэтому оказывается в со­стояниивыразить ее. В этом, по Толстому, и заключается подлинное величие личности.ТихонЩербатый и Платон Каратаев
Наиболееярко народный дух в романе воплощен в таких персонажах, как Тихон Щербатый иПлатон Каратаев. Их характеры контрастно противоположны, но, по Толстому, обаони — отражение разных сторон сложно­го и противоречивого народного характера.
ТихонЩербатый — безусловно полезный в партизанской войне.  В его образе воплощены находчивость и удальрусского крестьянина. С топором в руках идет он на врага не потому, что егокто-то понуждает, а под воздействием естественного патриотического чувства иненависти к непрошеным гостям. Эти чувства настолько сильны, что Тихонстановится подчас жестоким. Французы для него враги и только враги. Толстой содной стороны приветствует действия крестьян по отпору завоевателям, но сдругой стороны чувствуется, что образ Тихона малосимпатичен писателю из-за егожестокости.
Вместес тем, в романе появляется образ, который в последующих произведениях вырастетне только в идеал, но и в целое философское направление. Это ПлатонКаратаев.  Он противоположен Тихону. Еслитот беспощаден к врагу, то Платон любит всех людей, в том числе и французов. ЕслиТихон лукав и отвага его сочетается с жестокостью, то Каратаев во всем хочетвидеть «торжественное благооб­разие». И внешний облик Каратаева (все у негобыло «круг­лое»), и голос его, и манера говорить, — все резко отличает его отЩербатого.
Каратаевкажется «олицетворением духа простоты и правды». Найденный Толстым идеал и смысл жизни ему уже известен:  живет по-божьи, трудится, смиряется, терпит,со всеми милостив. При встрече с ним Пьера сразу притягивает простая и ласковаяречь Платона: «Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить!». Простыеистины, поговорки, «приобретшие значение глубокой мудрости», визобилии произносимые Каратаевым, преображают Пьера. «Прежде разрушенныймир теперь с новой красотой, на каких-то новых незыблемых основах, воздвигалсяв его душе».
ОбразПлатона Каратаева – первый шаг к проповеди теории «непротивления злунасилием». Поэтому он ближе Толстому, чем Тихон.Другиеличности
Охватжизни у Толстого поистине грандиозен. В романе свыше пятисот действующих лиц.Это и купец Ферапонтов, сжигающий свой дом, чтобы он не до­стался неприятелю, имосковские жители, оставляющие столицу просто из соображения, что жить в нейпод Бона­партом нельзя, даже если тебе непосредственно не угрожает никакаяопасность. И простые русские мужики Карп и Влас, не отдающие сено французам. Ита московская барыня, которая покидала Москву со своими арапками и моськами ещев июне из соображения, что, «она Бонапарту не слуга». Все они деятельныеучастники народной жизни.
Вэтом романе множество образов, судеб, характеров, сюжетных линий, множестворазнообразных типов. В совокупности показана сложная целостность – русскийнарод. Тема народа, как идеала, проходит через все художественные ипублицистические произведения Толстого.
Заключение
Сколькобы проблем ни поднимал в своем творчестве Толстой, как бы ни велики былисозданные им образы, главное, наверное, в том, что им осуществлена была могучаяпроповедь любви к миру и жизни. Жизни, в которой светит свет, безусловно,высшей Правды. Эту проповедь он осуществлял своими художественными образами. Нострофы пушкинского «Пророка» недаром задали направление всей русскойлитературе. Этот образ привел Толстого к отречению от своих художественныхсозданий и к попытке на склоне лет воплотить образ Пророка в себе самом. НестиПравду не только одними образами искусства, но и всем образом своей жизни.
Духовныеискания Толстого привели его к открытию смысла жизни в спасении души и встремлении жить трудовой жизнью простого народа, крестьянина. Толстой долгоколебался, не смея поверить в правильность своего понимания – бросить семью исложившийся уклад жизни. Когда же поверил и совершил – ему было восемьдесятдва, и долгожданное утоление духовной жажды встретило его уже по ту сторонусмертной черты. А ведь кто знает, если бы Толстой вместо литературной проповедидействительно стал бы праведником, ушел в уединение или странствовал по России,не стал бы он воплощенным образом Пророка, засиявшим над Россией, да и над всемчеловечеством?
Генийрусского писателя и мыслителя Л. Н. Толстого настолько велик, что он,безусловно, входит в число самых выдающихся людей за всю историю человечества.И по праву гордится им наш народ, который и дал ему силу преображения иочищения. И гордятся им деятели искусства. Так, например, пишет композитор П.Чайковский: «Его одного достаточно, чтобы русский человек не склонялстыдливо голову, когда перед ним высчитывают все великое, что дала человечествуЕвропа…».
Перечень использованной литературы
1.     
2.     
АО «Московские учеб.»; 1998.
3.     
4.     
5.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 1 учебно-научный текст как лингвистическая основа формирования интеллектуально-речевой культуры школьника
Реферат Количественная школа управления
Реферат Рассказ М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"
Реферат Сохранение сайги в Центральном Казахстане: общественные организации, государство и местное население
Реферат «Анатомия цнс» Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет: Цель дисциплины
Реферат Церковь Петра и Павла на Городянке
Реферат Донсков, Данила Дмитриевич
Реферат Сочинитель Герман Гессе
Реферат Повышение качества управления активами кредитной организации на примере ОАО Балтийский инве
Реферат Сосудистая система лечение и иммунные реакции организма
Реферат Стихотворение в прозе в современной французской поэзии: анализ теоретических подходов к определению статусных характеристик
Реферат Виды заработной платы и формы оплаты труда
Реферат Odyssey 2
Реферат Технико экономическое обоснование эффективности строительства нового предприятия
Реферат Фольклорні мотиви у драматичній поемі Л Костенко Дума про братів Неазовських