Экзаменационный реферат
на тему: «Личность Петра Iи эпоха в историческом романе «Петр I» А. Н. Толстого»
Выполнил:
Ученик 11 класса «В»
Средней школы №26
Сизов Андрей
2006-2007
Оглавление
1. Введение.
2. Сведенияиз биографии писателя.
3. Текстреферата.
4. Списокиспользованной литературы.
Введение.
«ПетрПервый» — произведение, которое из всего курса школьной литературы мнепонравилось больше всего. Я читал эту книгу, находясь на берегах Черного моря,в Крыму, в городе-герое Севастополе. Передо мной очень ясно вставали картины изромана, особенно в тех эпизодах, где действия происходили в степях или в Крыму.Мне не хочется рассматривать этот роман с критической точки зрения, поскольку ясчитаю, что в этом нет необходимости. В нем все так как нужно. Но поскольку это исключительно мое мнение, мне придется проанализировать текст по заданной проблеме.
А.Н. Толстой.
(1882-1945)
ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич(29 декабря 1882 (10 января 1883) Николаевск (ныне Пугачевск) Саратовской губернии — 23 февраля1945,Москва). Русский писатель; чрезвычайно разносторонний и плодовитый литератор,писавший во всех родах и жанрах (два сборника стихов, более сорока пьес,сценарии, обработка сказок, публицистические и иные статьи и т. д.), преждевсего прозаик, мастер увлекательного повествования. Детство. Первые шаги влитературе. Вырос на хуторе Сосновка под Самарой, в имении своего отчима,земского служащего А. А. Бострома (мать писателя, будучи беременной, ушла отсвоего мужа, графа Н. А. Толстого, к любимому человеку). Счастливое деревенскоедетство определило жизнелюбие Толстого, всегда остававшееся единственнойнезыблемой основой его мировоззрения. Учился в Петербургском технологическоминституте, окончил его без защиты диплома (1907). Пробовал заниматьсяживописью. Печатал стихи с 1905 и прозу с 1908. Получил известность как авторрассказов и повестей «заволжского» цикла (1909-1911) и примыкающих к немунебольших романов «Чудаки» (первоначально «Две жизни», 1911), «Хромой барин»(1912) — преимущественно о помещиках своей родной Самарской губернии, склонныхк разным чудачествам, о всевозможных неординарных, иногда анекдотическихпроисшествиях. Многие персонажи изображаются юмористически, с легкой насмешкой.Вполне сатирически (но без сарказма) обрисован только нувориш Растегин с егопретензиями на «стильную жизнь» («За стилем», 1913, впоследствии переименованов «Приключения Растегина»). Привыкшая к серьезной проблематике критикапостоянно одобряла талант Толстого, порицая его «легкомыслие». Во время Первоймировой войны писатель был военным корреспондентом. Впечатления от увиденногонастроили его против декадентства, смолоду затронувшего его своим влиянием, чтоотразилось в неоконченном автобиографическом романе «Егор Абозов» (1915).Писатель с энтузиазмом встретил Февральскую революцию. Проживавший тогда вМоскве «гражданин граф А. Н. Толстой» от лица Временного правительства былназначен «комиссаром по регистрации печати». Дневник, публицистика и рассказыконца 1917-1918 отражают беспокойство и подавленность аполитичного писателясобытиями, последовавшими за Октябрем. В июле 1918 он с семьей выехал влитературное турне на Украину, а в апреле 1919 эвакуировался из Одессы вСтамбул. Два эмигрантских года прошли в Париже. В 1921 Толстой переехал вБерлин, где были налажены более интенсивные связи с писателями, оставшимися народине. Но писатель не смог прижиться за границей и сойтись с эмигрантами. Впериод нэпа он вернулся в Россию (1923). Однако годы жизни за рубежом оказалисьвесьма плодотворными.
После Октябрьскойреволюции Толстой заинтересовался исторической тематикой. На материале 17-18вв. написаны рассказы и повести «Наваждение» (1918), «День Петра» (1918), «ГрафКалиостро» (1921), «Повесть смутного времени» (1922) и др. Кроме рассказа оПетре Первом, который строит Петербург, проявляя чудовищную жестокость к людями оставаясь в трагическом одиночестве, все эти произведения более или менеенасыщены приключениями, хотя в изображении смуты начала 17 в. чувствуетсявзгляд человека, повидавшего смуту 20 в. После пьесы «На дыбе», написанной в1928 во многом по мотивам «Дня Петра» и под влиянием концепции Д. С.Мережковского, в романе «Антихрист (Петр и Алексей)» Толстой резко меняет свойвзгляд на царя-реформатора, почувствовав, что в следующем десятилетии критерий«классовости», возможно, будет вытеснен критериями «народности» и историческойпрогрессивности. А фигура государственного деятеля такого уровня будет вызыватьпозитивные ассоциации.
В 1930 и 1934 выходят две книги большогоповествования о Петре Первом и его эпохе. В угоду противопоставления старого инового миров Толстой преувеличил отсталость, бедность и бескультурьедопетровской Руси, отдал дань вульгарно-социологической концепции петровскихреформ как «буржуазных» (отсюда преувеличение роли торговых людей,предпринимателей), не вполне пропорционально представил разные социальные круги(например, деятелям церкви почти не уделено внимания), нообъективно-историческую необходимость тогдашних преобразований, как быявляющихся прецедентом для преобразований социалистических, и средства ихосуществления показал в общем верно. Россия в изображении писателя меняется,вместе с ней «растут» герои романа, прежде всего сам Петр. Первая главаперенасыщена событиями, она охватывает события с 1682 по 1698 годы, которыечасто даются в самом кратком изложении. Вторая книга заканчивается начальнымпериодом строительства Петербурга, основанного в 1703: идут серьезныепреобразования, которые требуют более пристального внимания. Действиенеоконченной третьей книги измеряется месяцами. Внимание писателя переключаетсяна людей, преобладают сцены длительные, с обстоятельными разговорами.
Роман без романной интриги, без связноговымышленного сюжета, без авантюрности, вместе с тем чрезвычайно увлекателен икрасочен. Описания быта и нравов, поведения самых разных персонажей (их оченьмного, но они не теряются в толпе, которая тоже не раз изображается), тонкостилизованный разговорный язык составляют весьма сильные стороны романа,лучшего в советской исторической прозе.
Третью книгу «Петра Первого» смертельнобольной Толстой писал в 1943-1944. Она обрывается на эпизоде взятия Нарвы, подкоторой войска Петра потерпели первое тяжелое поражение в начале Севернойвойны. Это производит впечатление законченности незаконченного романа. Петр ужеявно идеализирован, даже заступается за простой народ; на всей тональностикниги сказались национально-патриотические настроения времен ВеликойОтечественной войны. Но основные образы романа не потускнели, интерес событийне пропал, хотя в целом третья книга слабее двух первых.
Характеры и изображениеисторических событий, переданная атмосфера времени делают «Петра Первого»исключительно захватывающим чтением несмотря на то, что таких элементовавантюрности, «подстроенных» автором встреч одних и тех же персонажей друг сдругом или с их знакомыми, знающими о них, как в «Хождении по мукам», «Ибикусе»или особенно в «Повести смутного времени», роман о Петре не содержит.Изображенное время не отличалось утонченностью, что позволило писателю обойтисьбез развернутого психологизма, в котором он не был силен. «Поток сознания» данединственный раз, когда показывается закопанная по шею женщина-мужеубийца,которую Петр, стыдясь перед иностранцами варварского обычая, велит пристрелить.Но о том, что чувствуют и переживают его персонажи, Толстой дает возможностьдогадаться. Василий Волков после крамольных речей ночующего у него МихайлыТыртова и вопроса: « — Доносить пойдешь на мой разговор?» — отворачивается кстене, «где проступала смола» /замедление/, и «долго спустя» отвечает: « — Нет,не донесу». Меншиков рассказывает царю после измены Анны Монсс Кенигсеком о Екатерине, живущей у него во дворце.«Петр, — не понять, — слушая или нет… Под конец рассказа кашлянул. Алексашказнал наизусть все его кашли. Понял, — Петр Алексеевич слушал внимательно».Дважды в романе показаны физиологические признаки страха при опасности смертиот вражеского оружия. Во время азовского похода, когда можно из тьмы получить татарскуюстрелу: «Поджимались пальцы на ногах». В конце романа под Нарвой подполковникКарпов радуется, что остался жив после залпа: «И отвалил преодоляемыйстрах, от которого у него поднимались плечи...». Вообще же Толстой не стремилсяв «Петре Первом» быть художником-баталистом, описания боев у него обычнокоротки, лучше всего передается неразбериха и сумятица массовой смертельнойдраки.
Роман многогероен,но ни один эпизодический персонаж не теряется среди других. Толстойизобретателен в антропомимике. Так, сатирическийобраз боярина Буйносова создается, в частности, нелепой, комической фамилией(персонаж «буен», но только носом). Любвеобильный персонаж наделяется прозвищемВареной Мадамкин. А колоритное прозвище Федьки УмойсяГрязью, заставляющее читателя представить себе физиономию, которую даже грязьюможно отмыть, вряд ли мог придумать кто-нибудь, кроме Толстого. Писатель непобоялся принизить тем самым сильного, талантливого человека из народа счрезвычайно драматический судьбой.
Личность Толстого чрезвычайнопротиворечива так же, как его творчество. В СССР он воспринимался как «писательномер два» (после Горького) и был символом «перековки» барина, графа всоветского гражданина, чьи произведения считались художественно и идеологическибезупречными. За исключением периода 1923-1927, когда Толстой не раз жаловалсяна материальную нужду, он и при советской власти прожил жизнь большим барином.При этом был неутомимым тружеником: на переполненном пароходе, увозившем его вэмиграцию, не переставал работать на пишущей машинке. Писал непременно каждыйдень, даже с утра после своих пышных и невоздержанных барских приемов. Не разхлопотал за опальных и даже арестованных знакомых, но мог и уклониться отоказания помощи. Любящий семьянин, он четырежды был женат; одна из его жен, Н.В. Крандиевская, и ее сестра отчасти послужилипрототипами героинь «Хождения по мукам».
Толстой — очень национальный, русскийписатель (патриот-государственник), но больше многих писал на зарубежномматериале, практически не зная и не желая знать иностранных языков во имялучшего ощущения родного языка. Он считал необходимым откликаться на вопросынастоящего времени, но стяжал славу классика художественно-историческойлитературы. Работал с подлинными фактами, признавал только реалистическуюманеру, но был выдумщиком-фантастом (охотно обрабатывал народные сказки), а его«реализм» оказывался столь эластичным, что доходил до грубо тенденциознойнормативности. Душа любого общества, он вызывал презрительное отношение такихлюдей, как А. А. Ахматова или М. А. Булгаков, а от O. Э.Мандельштама получил пощечину. Еще в середине 1920-х гг. Д. П.Святополк-Мирский дал ему оригинальную характеристику: «Самая выдающаяся черталичности А. Н. Толстого — удивительное сочетание огромных дарований с полным отсутствиеммозгов» (С. Мирский Д. История русской литературы с древнейших времен по 1925год. London, 1992. С. 794). Действительно, Толстойпринимал участие во многих неприглядных официальных кампаниях властей.Наследие Толстого огромно («Полное собрание сочинений»на самом деле охватывает небольшую часть им написанного) и крайне неравноценно.Он внес очень значительный вклад в несколько жанров и тематических пластовлитературы, у него есть шедевры (в той или иной области) и произведения,которые ниже всякой критики. Сильные и слабые стороны часто переплетаются впределах одного произведения.
ТЕКСТ РЕФЕРАТА.
Лично я считаю, что историческую рольПетра Первого трудно оценить иначе, как решающая в историческом развитии Россиии ее интеграции в мировое сообщество, сокращение разрыва в экономическомразвитии между Россией и европейскими странами. А вот, например, современный критик, работающий подпсевдонимом Л.И. Лазарев, написал очень емкую статью, в которой он развиваеттему эпохи и роли Петра Первого в историческом развитии России. Он считаетнесколько иначе:
«Роман А.Н.Толстого " Петр Первый " А.М.Горький назвал " первым
в нашей литературе настоящим историческим романом "," книгой -
надолго ".
Отразивший одну из интереснейших эпох в развитии России -
эпоху коренной ломки патриархальной России и борьбы русского
народа за свою независимость, роман А.Н.Толстого " Петр Первый"
всегда будет привлекать читателей своим патриотизмом, необыкновенной свежестью и высоким художественным мастерством.
Этот роман знакомит читателя с жизнью России конца XVII -
начала XVII века, рисует борьбу новой молодой России, стремящейся к прогрессу, с Россией старой,патриархальной, цепляющейся за старину,утверждает неодолимость нового. " Петр Первый "- этоогромное историческое полотно, широчайшая картина нравов, но прежде всего — это,по словам А.С.Серафимовича, книга о русском характере.
Личность Петра и его эпоха волновали воображение писателей,
художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до наших дней тема Петра не сходит со страниц художественнойлитературы. К ней обращались Пушкин, Некрасов, Л.Толстой, Блок и др.
Свыше двадцати лет волновала тема Петра и Алексея Толстого: рассказ " День Петра " был написан в 1917 году, последние главы его исторического романа " Петр Первый " — в 1945. Не сразу
сумел А.Н.Толстой глубоко,правдиво и всесторонне нарисовать Петровскую эпоху, показать характер петровских преобразований.
" На Петра я нацеливался давно, еще с начала февральской революции, — писал А.Н.Толстой.- Я видел все пятна на его камзоле,- но все же Петр торчал загадкой в историческом тумане ". Об этом свидетельствуют и его рассказ " День Петра ",и трагедия " На дыбе " (1928).
Характерно, что к Петровской эпохе А.Н.Толстой обратился в 1917 году; в далеком прошлом пытался он найти ответы на мучившие его вопросы о судьбах родины и народа. Почему именно
к этой эпохе обратился писатель? Петровская эпоха — время пре-
образовательных реформ, коренной ломки патриархальной Руси воспринималась им как нечто напоминавшее 1917 год.
В рассказе " День Петра " Толстой стремился показать Петра Первого своевольным помещиком, который хочетизменить жизнь родной страны. " Да, полно,- пишет он, хотел ли добра России царь Петр? Что была Россия ему, царю, хозяину,загоревшемуся досадой и ревностью: как это его двор и скот, батраки и все хозяйство хуже, глупее соседского? " Отрицательное отношение к Петру и его преобразовательской деятельности связано было, как полагают исследователи, с неприятием и непониманием А.Н.Толстым в 1917 году Октябрьской революции.
В пьесе " На дыбе " дана более широкая характеристика времени Петра и его окружения. Эпоха дается по-прежнему в мрачных тонах. Через ряд эпизодов проходит мотив трагическогоодиночества Петра. Он одинок в своей огромной стране, ради которой " живота не жалел "; народ против преобразователя. Одинок Петр и в среде своих «птенцов »: Меньшиков, Шафиров, Шаховской – все лгуны и воры. Одинок Петр и в своей семье — ему изменяет
Екатерина. Несмотря на то,что в трагедии " На дыбе " (на дыбу поднята Петром вся Русь) Петр нарисован уже большим государственным деятелем, он по-прежнему оставался для Толстого загадкой — отсюда и утверждение писателем бесперспективности его преобразовательской деятельности и изображение краха всех его многолетних трудов. Стихия побеждает Петра, а не наоборот, как у Пушкина в поэме " Медный всадник ".
Одним из лучших произведений советской литературы на историческую тему стал «превосходный», по словам А.М.Горького, роман А.Н.Толстого «Петр Первый».
Начало работы над этим романом совпадает с событиями, важными в жизни нашей страны. 1929 год — год исторического перелома.
Именно в это время Толстой снова обращается к изображению Петровской эпохи. Он ощущает перекличку далекого Петровского, «когда трещит и рушится старый мир», с нашим временем, чувствует определенное созвучие между этими двумя эпохами.
Прежде всего писателю нужно было определить, что будет для него основным в романе, и с этих позиций отбирать соответствующий материал в трудах историков, исторических документах,мемуарах. Этим основным для Толстого, по его словам, явилось «становление личности в эпохе». Об этом он говорил и в беседе с коллективом редакции журнала «Смена»: «Становление личностив исторической эпохе — вещь очень сложная. Это одна из задач моего романа».
Иначе решается Толстым и вопрос опетровских преобразованиях. Весь ход повествования, вся система художественных образов должны были подчеркнуть прогрессивное значение преобразовательских мероприятий, их историческую закономерность и необходимость.
Одной из важнейших задач было для Толстого «выявление двигающих сил эпохи» — разрешение проблемы народа, его исторической роли во всех преобразованиях страны, наконец, изображение сложных взаимоотношений Петра и народа.
Таковы основные задачи, к разрешению которых Толстой смог подойти лишь в конце 20-х годов. Идейный замысел романа нашел соответствующее выражение в композиции произведения, во всех ее компонентах.
«Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории... Нужна прежде всего, как и во всяком художественном полотне, — композиция, архитектоника произведения. Что это такое — композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения
художника... В моем романе центром является фигура Петра I."
Итак, в центре повествования Толстого — Петр, формирование его личности. Однако роман не стал пусть и мастерски написанной биографией Петра. Почему? Толстому важно было показать не только Петра как большого исторического деятеля, но и эпоху, котораяспособствовала формированию этого деятеля.
Становление личности Петра и изображение эпохи в ее историческом движении определило композиционные особенности романа.
Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности своего героя, он создает многоплановую композицию, что дает ему возможность показать жизнь самых различных слоев населения России, жизнь народных масс. Все классы и группы русского общества представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники, дворяне, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических событий, в столкновении общественных сил.
Поражает широкий охват событий Петровской эпохи, разнообразие созданных персонажей.
Действие переносится из бедной крестьянской избы Ивашки Бровкина на шумные площади старой Москвы; из светлицы властной, хищной царевны Софьи — на Красное крыльцо в Кремле, где маленький Петр становится очевидцем жестокой расправы стрельцов с Матвеевым; из покоев Натальи Кирилловны в Преображенском дворце — в Немецкую слободу, оттуда в выжженные южным солнцем степи, по которым медленно двигается войско Голицына; из Троице-Сергиевой лавры, куда ночью из Преображенского дворца бежал Петр, — в Архангельск, под Азов, за границу.
Первые главы романа рисуют ожесточенную борьбу за власть между двумя боярскими группами — Милославскими и Нарышкиными, представляющими старую , боярскую, допетровскую Русь. Ни ту, ни другую группу не интересовали ни интересы государства, ни судьба народа.
Толстой подчеркивает это почти однотипными замечаниями, оценивающими правление одних и других. И все пошло по-старому. Ничего не случилось. Над Москвой, над городами, над сотнями уездов ...
кислые столетние сумерки — нищета,холопство, безделье ( после победы Милославских ); но вот победили Нарышкины — "… стали думать и править по прежнему обычаю. Перемен особенных не случилось,'
Это понимает и сам народ: «Что Василий Голицын , что Борис — одна от них радость».
Толстой показывает, что народ играет решающую роль и в тех событиях, которые разыгрываются в Кремле. Только при поддержке народа Нарышкиным удается сломить Милославских и т. д. Недовольство народа своим положением проявляется в ряде массовых сцен.
Примерно с четвертой главы первой книги Толстой показывает, как все более обостряются отношения между возмужавшим Петром и Софьей, что приводит в дальнейшем к падению былой правительницы.
Петр становится самодержавным правителем и со свойственной ему решительностью, преодолевая сопротивление боярства, начинаетборьбу с византийской Русью. «Упиралась вся Россия ,- пишет Толстой. Страшились
перемен, «ненавидели быстроту и жестокость нововводимого не только боярство, но ипоместное дворянство, и духовенство, и стрельцы:
«Стал не мир, а кабак, все ломают, всех тревожат… Не живут торопятся… В бездну катимся...» Сопротивлялся и народ — «мало было прежней тяготы — волокли на новую непонятную работу — на судостроительные верфи в Воронеже». Бегство в леса дремучие, на Дон — ответ народа на все тяготы жизни в период правления Петра.
Первая книга кончается жестоким подавлением Петром стрелецкого мятежа. Ее финал лучше прочесть вслух: «Всю зиму были пытки и казни… Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей».
Вторая книга, по словам самого Толстого «более монументальна, более психологична», она рассказывает о том как сдвинулась с места Русь — начинается с изображения «неохотно» пробуждающейся
Москвы, кончается картиной строящегося Петербурга.
Монументальность романа проявляется не в изображении больших событий крупным планом, а в изображении строительства новой России.Борьба старого и нового становится определяющей в развитии действия романа. Толстой показывает в каких сложных условиях возникает молодая Россия, какие трудности пришлось преодолевать Петру на пути преобразования Руси.
Во второй книге по сравнению с первой изображено меньше исторических событий, действие концентрируется вокруг подготовки к Северной войне, ее начал «нарвская конфузия», лихорадочная деятельность по укреплению обороны, строительство заводов, первые успехи в войне со шведами — взятие Нотебурга, выход к устью Невы и основание города-крепости, которую решено было назвать
Питербурх.
Большое место отведено в этой книге психологическим характеристикам. Каждый из эпизодов частной и общественной жизни помогает ярче представить ту или иную сторону эпохи Петра, его преобразований (например, описание жизни семей Буйносовых и Бровкиных и др.) Толстой показывает как новое врывается в быт, рушит старые устои. Прогрессивный характер петровских преобразований подчеркивается
Толстым в изображении общего оживления страны, в появлении вокруг Петра новых людей идущих в ногу со временем и понимающих нужды России. Среди них и выходцы из народной среды: Меньшиков, семья Бровкиных, Федосей Скляев, Воробьев.
«Птенцы гнезда Петрова», люди энергичные, воспитанные Петром, противопоставлены старому московскому боярству — Буйносову, Лыкову и другим, изображенным Толстым с иронией. Боярство внешне смирилось, но продолжало ненавидеть Петра и его нововведения. Во второй книге с еще большей силой звучит мотив социальногопротеста народа. Раздражение звучит и в разговоре мужиков в кабаке на Варварке, и в