Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Своеобразие романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита"

Своеобразие романа Михаила Булгакова«Мастер и Маргарита» 
Мнехотелось бы рассказать в моем сочинении об одном из любимых моих писателей, опрекрасном человеке, о Михаиле Булгакове и его романе, который принес писателюславу. Роман читается широчайшей читательской аудиторией и, как правило, никогоне оставляет равнодушным. Это «Мастер и Маргарита». Сегодня трудновстретить человека, который не слышал бы о таком романе. Но далеко не каждыйзнает, какой долгий и сложный путь пришлось проделать булгаковскому творению,прежде чем предстать перед судом читателя и получить всемирную известность.
Написав«Мастера и Маргариту», Булгаков отнес роман в редакцию, но строгаяцензура того времени запретила выход романа в свет. Отчаявшись, Булгаков решаетсжечь роман, а через несколько лет, благодаря настойчивости жены писателя,Елены Сергеевны, восстанавливает его по памяти. Михаил Булгаков в течениедвенадцати лет работал над романом, но прочитать и оценить по достоинству егосмогли только после смерти писателя.
Спервой же страницы тебя захватывают события, описанные в книге, с первой жеглавы ты попадаешь в мир булгаковских героев, в мир добра и зла, в мирсчастливой любви. Невольно представляешь себя в той или иной ситуации,задумываешься о том, как бы ты поступил в данном случае. Начав читать роман,уже невозможно остановиться, а когда перевернешь последнюю страницу, становитсягрустно: так жалко расставаться с уже полюбившимися тебе героями.
Особенностьюбулгаковских произведений является то, что они во многом автобиографичны. Неявляется исключением и роман «Мастер и Маргарита».
Вобразе Мастера мы узнаем самого Булгакова, а o прототипом Маргариты явиласьлюбимая женщина писателя — его жена Елена Сергеевна. Не случайно тема любви — одна из главных, основных тем романа. Булгаков пишет о самом высоком ипрекрасном человеческом чувстве — о любви, о бессмысленности сопротивления ей.
Мастери Маргарита безумно любят друг друга. Неудачи Мастера приносят мучительныестрадания не только ему, но и Маргарите. Чтобы избавить свою любимую отстраданий, Мастер решает уйти из дома, полагая, что этим он облегчит жизньМаргарите. Но его уход не только не уменьшает страданий Маргариты, а, наоборот,в несколько раз увеличивает их. Уход Мастера был тяжелейшим ударом для нее. Оназаключает сделку с сатаной, становится ведьмой, и Воланд возвращает ейвозлюбленного. Булгаков говорит о том, что невозможно противостоять любви.Настоящей любви не могут помешать никакие преграды.
Настраницах романа Булгаковым представлено множество проблем. Например, проблемачеловеческой трусости. Автор считает трусость самым большим грехом в жизни. Этопоказывается через образ Понтия Пилата.
ПонтийПилат был прокуратором в Ершалаиме. Он распоряжал^ ся судьбами многих людей.Одним из тех, кого он судил, является Иешуа Га-Ноцри. Прокуратор был тронутискренностью и добротой этого молодого человека. Понтий Пилат прекраснопонимал, что Иешуа не совершил ничего такого, за что его необходимо казнить.Однако Пилат не послушался своего «внутреннего» голоса, голосасовести, а пошел на поводу у толпы и казнил Иешуа Га-Ноцри. Понтий Пилатструсил и за это был наказан бессмертием. Ему не стало покоя ни днем ни ночью.Вот что говорит о Понтий Пилате Воланд:  «Он говорит, — раздался голосВоланда, — одно и то же, он говорит, что и при луне ему нет покоя, и что у негоплохая должность. Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видитодно и то же — лунную дорогу и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантомГа-Ноцри, потому что, как он утверждает, он чего-то недоговорил тогда, давно,четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. Но, увы, на эту дорогу ему выйтипочему-то не удается и к нему никто не приходит. Тогда, что же поделаешь,приходится разговаривать ему с самим собою. Впрочем, нужно какое-нибудьразнообразие, и к своей речи о луне он нередко прибавляет, что более всего вмире он ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу».
ИПонтий Пилат мучается двенадцать тысяч лун за одну луну, за тот миг, когда онструсил. И только после долгих мучений и страданий Пилат наконец прощен.
Заслуживаетвнимания в романе и тема чрезмерной самоуверенности, самоупоенности, безверия.Именно за неверие в Бога был наказан председатель правления литературнойассоциации, Михаил Александрович Берлиоз. Берлиоз не верит в силу Всевышнего,не признает Иисуса Христа и пытается всех заставить думать так же, как он.Берлиоз хотел доказать поэту, что главное не в том, каков был Иисус: плох илихорош, а в том, что Иисуса до этого как личности не существовало на свете, ивсе рассказы о нем — просто выдумка. " ' .
«Нетни одной восточной религии, -говорил Берлиоз, — в которой, как правило,непорочная дева не произвела бы на свет бога, и христиане, не выдумав ничегонового, точно так же содрали своего Иисуса, которого на самом деле никогда небыло в живых. Вот на это-то и нужно сделать главный упор».
Берлиозане может переубедить никто и ничто. Какими бы убедительными доводы осуществовании Христа ни были, он стоит на своем. Не мог переубедить Берлиоза иВоланд. Сколько ни говорил Воланд о том, что Бог есть, Берлиоз не хотел менятьсвоих взглядов и упрямо стоял на своем. За это упрямство, за самоуверенностьВоланд решает наказать Берлиоза и предсказывает ему смерть под колесамитрамвая.
Настраницах романа Булгаков сатирически изобразил московских жителей: их быт инравы, повседневную жизнь и заботы. Воланд прилетает для того, чтобыпосмотреть, какими стали обитатели Москвы. Для этого он устраивает сеанс черноймагии. И буквально забрасывает-людей деньгами, одевает в дорогие одежды. Но нетолько алчность и жадность присущи им, населяющим столицу. В них живо имилосердие. Достаточно вспомнить эпизод, случившийся на том необычном сеансе,когда ведущему программы Бенгальскому Бегемот срывает голову с плеч. Увидевведущего без головы, москвичи сразу же просят Воланда вернуть головуБенгальскому. Вот как словами Воланда можно охарактеризовать жителей Москвытого времени.
«Нучто ж, — задумчиво отозвался тот, — они — люди как люди, любят деньги; но ведьэто всегда было… человечество любит деньги, из чего бы они ни были сделаны,из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, чтож… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общемнапоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их...»  Романочень обширен по своей проблематике и охватить все конечно же невозможно.«Мастер и Маргарита» — роман о большой любви, о добре и зле, об одиночествев толпе, о репрессиях, о роли интеллигенции в обществе, о Москве и москвичах.
Оромане можно говорить бесконечно, и все равно словами всего не скажешь. Я оченьлюблю этот роман за то удивительное добро, которое он излучает, за топотрясение, которое испытываешь при его чтении. Мне кажется, «Мастер иМаргарита» — бессмертное произведение. Его будут читать и ценить во всевека и времена. Это редкое сочетание ума, души и таланта.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.