Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Мировоззренческие аспекты преподавания биомеханики в физкультурных вузах

Среди наук о человеке, которые входят в учебные планы физкультурных вузов, одно из основных мест занимает курс биомеханики. Коль скоро физкультурные вузы по направленности относятся к педагогическим, естественно, что объектом воздействия специалистов с физкультурным образованием служит Человек. Активная жизнедеятельность человека проявляется преимущественно в его физических и умственных действиях. Профиль физкультурных вузов требует глубокого изучения его специально организованной деятельности - физических упражнений. Посредством применения именно физических упражнений достигается гармоничное физическое и умственное образование, за что ратовал еще П.Ф. Лесгафт.
"Классическая" биомеханика в самом общем плане определяется как область изучения механических проявлений в живых объектах. Однако, по сути дела, ее границы со временем чрезвычайно расширились. Исторически отечественная биомеханика формировалась в трех направлениях: медицинском, инженерном и педагогическом. Если первые два направления во многом и пересекаются, имея при этом свою четко выраженную специфику, то объект третьего направления сначала именовали просто как трудовые и спортивные движения. Изучались во многом именно сами движения, их внешняя форма и приложение сил, а не целостная двигательная деятельность человека. И трудовые, и спортивные движения изучаются с целью овладения ими, обучения им как специально организованным действиям. С усилением гуманистической направленности всех сторон человеческого общества и развитием самих знаний о человеке в области биомеханики все более росло понимание необходимости более четкого выделения и определения как раз последнего направления. Наверное, имеет смысл четко отличать общую биомеханику как науку от учебного курса педагогической биомеханики, который ориентирован на педагогическую проблематику, а именно - как обучать двигательным действиям. Не случайно в Российском обществе биомехаников вынашивается вопрос о разработке отдельных программ по биомеханике для медицинских, технических и педагогических вузов. В медицинских и технических вузах учебные курсы биомеханики пока вводились как бы самодеятельно, по частной инициативе самих вузов. Практика биомеханики этих направлений обладает хорошей аппаратной оснащенностью и наработанными обширным опытом. Там проще найти общие содержательные основы. Иначе обстоит дело в физкультурных вузах, хотя в их учебные планы курс биомеханики введен как обязательный еще в 1958 году. Длительное преобладание спортивной направленности над подлинно массовой физической культурой с ее проблемами в значительной мере способствовало развитию преимущественно технократического подхода. На первый план выдвигалась техноцентрическая проблематика ("техника решает все") и далее - технологоцентрическая (примат технологии обучения и совершенствования в спорте). В физкультурных вузах постепенно формировались кадры преподавателей биомеханики. Несмотря на прохождение обучения на факультетах усовершенствования, преподаватели биомеханики, особенно в последнее время, довольно далеки от единого подхода, чему вообще способствует отсутствие вузовской подготовки по специальности "биомеханика". На преподавание биомеханики идут спортивные педагоги, биологи, врачи, инженеры, математики, физики, очень редко - психологи. В результате в каждом вузе содержание биомеханики фактически складывается на основе личностных предпочтений, далеко не всегда одинаковых даже на одной кафедре. От этого в наибольшей степени страдают те курсы, в которых преобладает физико-математическая, инженерная направленность и почти не осуществляется гуманизация этого, по сути, гуманистического предмета, способствующего формированию личности будущего специалиста-педаго га. Под влиянием курса биомеханики у студентов складывается собственное научное мировоззрение, которое потом будет отчетливо проявляться в их личной педагогической работе, в какой бы области физкультурно-спортивной деятельности они ни трудились. Стало быть, это в какой-то степени может сказаться и на тех, с кем они работают. Студенты физкультурных вузов, естественно, изучают физические упражнения как основное специфическое средство во всех областях физической культуры. Растут запросы в части понимания сложности и сопряженности физической и психической сфер, влияния духовного мировоззрения. Понимание физического упражнения как только физического акта принижает главенствующую роль сознания, духовной сферы в гармоничном воспитании личности. В этом отношении психологическая физиология Н.А. Бернштейна обращает нас к духовной сфере, к которой относится разработанное им учение о решении двигательных задач в представлении, в духовном мире человека. И как раз по этому самому важному вопросу студенты нередко не получают достаточно глубоких знаний. Даже в основном учебнике по спортивной физиологии имя Н.А. Бернштейна упоминается мимоходом, буквально один раз; о действии человека остается представление только как о цепочке условных рефлексов. Прошедший же год был ознаменован целым рядом конференций, посвященных наследию Н.А. Бернштейна и его дальнейшей разработке. Его учение высоко оценивается во всем мире. И биомеханики, продолжая развитие идей психологической физиологии, не могут оставаться в стороне от раскрытия целостности и психофизического единства человека в его совершенствовании в физической культуре как части общей культуры человечества. Курс биомеханики явно нуждается в совершенствовании в сторону его гуманизации. Характерно, что в РГАФКе, на факультете комплексной физкультурно-спортивной деятельности, в одной из групп 2-го курса из 27 студентов спортивную квалификацию от кмс до мсмк включительно имеют 17 человек, остальные - разрядники. Это свидетельствует о том, что в сферу физической культуры в самом широком ее понимании устремляются даже спортсмены самой высокой квалификации . Для таких студентов вполне по силам, и главное особенно необходима, гуманизация биомехани ки. Назовем прежде всего учение Н.А. Бернштейна о построении движений, идеи о системном строении двигательного действия и его психической части двигательной задачи. Девизом понимания физического упражнения должно стать "любое действие не повторяется, а строится". Действие ведь никогда не повторяется абсолютно полностью, а всегда строится заново на основе всего приобретенного. Видно, как это положение осуществляется особенно ярко, когда изменяется отношение педагог - ученик не как субъект - объект обучения, а как взаимодействие двух индивидуальностных деятельностей, совместное творческое содружество двух личностей. В педагогическом направлении биомеханики осуществляется антропоцентрическая биомеханика решания двигательных задач (В.Б. Коренберг, С.В. Дмитриев, Д.Д. Донской). Крупные шаги сделаны психологом В.П. Зинченко и его школой в экспериментальной психологии исполнительного действия; на микроуровне решаются задачи, раскрывающие то, что двигательный акт является психическим процессом. Развивая теорию необратимых процессов, Г.И. Попов в своей докторской диссертации вводит проблему синергетики, самоорганизации сложных систем на микроуровне строения и управления двигательным актом. Сквозной идеей дальнейшего развития биомеханики становится то, что действие не складывается, не составляется из готовых частей, а дифференцируется, структурируется в процессе повторных попыток. Внешнее исполнение действия не может исчерпать существенных особенностей действия без рассмотрения его внутренней моторики. Проясняется вопрос о соотношении программирования и коррекции по кольцевой связи. Выяснилось, что без последней запланированное действие может длиться не более 250-300 мс; то есть одна лишь программа без контроля и коррекции неработоспособна. Образ действия в сознании человека как отражение действительности играет роль регулятора двигательного акта. Без предвидения и контроля невозможны ни постановка цели, ни ее достижение.
От микромеханики звеньев двигательного аппарата обширные исследовния сдвинули сферу биомеханики вверх, к высшим психическим функциям, и вниз, к микроколебательным волновым процессам, имеющим не только энергетическое измерение, но и содержательную управленческую функцию. Ознакомление студентов в курсе биомехани ки с перечисленными хотя бы направлениями изучения физических упражнений как двигательных действий существенно обогатит их научное мировоззрение, понимание подлинной сложности и организованности главных средств психофизического воспитания - физических упражнений. Современный студент вполне в состоянии ознакомиться с книгами, научными статьями, диссертациями, если дать ему необходимый импульс в этом направлении, а не зацикливаться на своей какой-либо узкой инженерно -математической позиции. Надо дать простор студенческому мышлению и творчеству, конечно не в ущерб овладению конкретными методиками и прагматическими умениями. Наоборот, опираясь на них как на фундаментальную базу творчества, растить уже не только просто специалиста, а профессионала, формирующего индивидуальность своих учеников. Студент должен "уметь читать движения, чтобы строить действия".
В мировоззренческом плане целесообразно провести студентов от элементарной механики живого к биологическому управлению живого движения и далее - к ведущей роли психологической двигательной задачи и ее решанию в творческом процессе строения двигательного действия. Человек не просто исполнитель внешне заданного упражнения, он творчески совершает каждое физическое упражнение как действие, выполняя решение своей собственной двигательной задачи. В этой нехитрой логической формулировке заключена суть современно го понимания осуществления активной деятельнос ти. Понимание необходимости применения приводимых здесь глаголов и означает проникновение в сущность мировоззрения преподавателя биомеханики, что и требуется на современном этапе гуманизации образования. Трудно рассчитывать на то, что биомеханики физкультурных вузов хотя бы ознакомятся с высказанными положениями, но тем не менее их актуальность при обсуждении физкультурно го образования не позволяет обойти их молчанием.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.