Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Римское общество и культура I-II в. н.э.

Оглавление
1.  Римское общество и культура I в. н. э.
2. «Новый»стиль. Сенека
3. Тацит
Упадок

 
1.  Римское обществои культура I в. н.э.
Период от смерти Августа(14 г.) до конца правления Траяна (117 г.) принято называть «серебряным веком римскойлитературы». Средоточием ее остается город Рим, культурный центр всей империи, диктующийсвои вкусы даже греческому миру. Он уже не чувствует себя отставшим по сравнениюс Грецией, и римская литература опирается преимущественно на местную римскую традицию,освобождаясь от непосредственных греческих влияний.
Перемены, наступившие вобщественной жизни Рима после установления империи, сказались, прежде всего, наудельном весе политической тематики в литературе. Политическая тема теряет то значение,которое она имела в последний век республики и во времена Августа, и почти совсемзамирает по окончании борьбы между императорами и сенатом, превращаясь в льстивоепрославление «деяний» принцепса. Литература империи стремится к мощным взлетам ивозвышенному пафосу, но, при отсутствии сколько-нибудь нового и значительного содержания,это приводит лишь к господству риторически-декламационного стиля. Риторика, проникшаяв поэзию уже в Августовское время (Озидий и его круг), захлестывает все областилитературы, в первую очередь литературу высокого стиля. Произведения этой литературыв большинстве случаев далеки от актуальных вопросов и уходят в область фантастики;они представляются ходульными на наш современный вкус и исполненными ложного пафоса— результат противоречия между возвышенной позой героев и объективной незначительностьюих целей. Как и в изобразительном искусстве, заметна перегруженность патетическимисценами; самые произведения составлялись больше в расчете на декламационное исполнениеотдельных эффектных частей, чем на художественную действенность целого.
Особо следует отметить декламационныйхарактер драмы. Театр в это время почти совершенно отрывается от литературы. В немгосподствует погоня за зрелищной пышностью и чувственной выразительностью игры;театральное представление иногда впитывает в себя элементы кровавого зрелища амфитеатра,допуская на сцене действительное убийство, распятие, сжигание или раздирание зверьми.Основные театральные жанры — мим, ателлана, пантомим (балет); серьезная драма, каксценический жанр, отмирает и становится чисто литературным жанром, предназначеннымдля чтения, а не для игры.
С другой стороны, растущаябессодержательность общественной жизни переключала литературный интерес в двоякомнаправлении — на тематику частной жизни и на внутренний мир отдельного человека.
Бытовые картины, случаииз частной жизни, описания вилл, пиров, зрелищ, литературных состязаний занимаютбольшое место в римской литературе I в.; во всей истории античного общества трудноуказать период, который был бы столь хорошо известен нам с бытовой стороны, каквремя Римской империи, в особенности ранней империи I — II вв. Показательно в этомотношении изменение содержания писем.
Письма Цицерона — историческийисточник первостепенной важности, письма Плиния Младшего, занимавшего видные государственныепосты в начале II в., дают гораздо больше материала по культуре и быту, чем дляполитической истории. Литературные жанры, фиксирующие детали быта в идеализированнойили сатирически-обличительной форме, переживают теперь пору своего наивысшего подъема;выбрасывается даже лозунг неприкрашенно-правдивого изображения жизни, и литератураобнажает с натуралистической откровенностью изнанку римского общества. На болеевысокую ступень подымается литература империи (как греческая, так и римская) такжев смысле искусства литературного портрета, яркой индивидуальной характеристики,способности к самонаблюдению и анализу переживаний.
Но античная литература достигаетэтого искусства уже на этапе начинающегося разложения рабовладельческого общества,когда самая внутренняя жизнь личности или бледнеет, или окрашивается в религиозныетона, а бытовые зарисовки римских писателей раскрывают перед нами картину класса,лишенного будущности, цепко держащегося за материальные блага и за преимуществапаразитического существования, но неспособного к творчеству новых культурных ценностей.
Поэтому, несмотря на отмеченныепрогрессивные моменты, уровень римской литературы понижается, и отдельные блестящиеисключения не меняют общей картины. Очень велик количественный рост литературы.Дилетантизм, рост которого приходилось отмечать уже при Августе продолжает захватыватьвсе более широкие круги римской верхушки.
Почти все императоры выступалис литературными произведениями в стихах и в прозе; тем более искало убежища в литературечестолюбие знати, не находившее удовлетворения в ограниченных возможностях государственнойдеятельности; даже крупные должностные лица считали, что их литературные досугиболее достойны славы в потомстве, чем их служба императору. Публичные чтения («рецитации»)привлекали обширную аудиторию и многочисленных участников. К рецитациям присоединялисьофициальные «состязания», устраивавшиеся императорами. Систематического поощрениялитературе империя, однако, не оказывала, и положение профессионального писателя,не имевшего собственных доходов, часто бывало очень затруднительным.
К характерным особенностям«серебряного века» принадлежит, наконец, появление большого количества провинциаловв среде литературных деятелей. В частности Испания, старейшая и культурно наиболеевыросшая из романизованных западных провинций, дала целый ряд значительных писателей(Сенека, Лукан, Квинтилиан, Марциал и др.). Внутри «серебряного века» можно различитьдва периода:
1) время Юлиеви Клавдиев, период наиболее острой борьбы императоров с сенатской оппозицией, —расцвет декламационно-реторического стиля;
2) правление Флавиев,Нервы и Траяна — период классицистической реакции.
2.  «Новый» стиль. Сенека
Стиль, создавшийся«декламаторами» времени Августа, получил наибольшее распространение в средине Iв., при Клавдии и Нероне. Писатели I в. называют его «новым», «современным» стилемв отличие от «старинного» стиля Цицерона и его последователей. Длинные речи Цицерона,его философские рассуждения, строго уравновешенные периоды казались теперь вялымии скучными. Лозунги нового направления — «страстность», «стремительность», «порывность».
Литературные традиции«азианизма» нашли благодарную почву в Риме начала I в., с его жаждой блеска, стремлениемк гордой позе и погоней за чувственно-яркими впечатлениями. Неспокойная общественнаяатмосфера периода от Тиберия до Нерона еще более усиливала эту тягу к аффектации.Декламационный стиль развертывался в коротких точеных фразах с неожиданными ходамимысли (так называемых «сентенциях»), в нагнетании метафор, в не всегда естественныхсо смысловой стороны, но приятных для слуха словосочетаниях. Стирание границ междупоэзией и прозой, проникновение в прозу поэтических средств выражения, а ораторскихв поэзию — одна из важнейших особенностей литературы всего «серебряного века». Сторонникинового стиля видели свои достижения в «остроумной краткости сентенций», в «блескеописаний», в «изысканном и поэтическом убранстве», в «веселой красоте» речи.
В «Диалоге обораторах» Тацита защитник «современного» красноречия Апр порицает Цицерона за то,что тот «медлителен в приступах, длинен в рассказах, не знает меры в отступлениях,медленно движется, редко воодушевляется, — немногие периоды оканчиваются искуснои с некоторым блеском». «В этих речах, — продолжает Апр, — словно в неотделанномеще здании, стены крепки и прочны, но недостаточно отполированы и недостаточно блестят.Я же хочу, чтоб оратор, как богатый и роскошно живущий хозяин, не только жил подкровом, который бы защищал его от дождя и ветра, но и который бы веселил взор иглаза, чтоб кров этот не только был снабжен утварью, служащею для необходимых потребностей,но чтобы в убранстве его было золото и драгоценные камни, — предметы, которые былобы приятно взять в руки и на которые не один раз можно было бы полюбоваться».
Лучший мастер«нового» стиля в середине I в. — Луций Анней Сенека (родился за несколько лет донашей эры, умер в 65 г. н. э.). Средний из трех сыновей Сенеки Старшего, Луций АннейСенека родился в Испании, в городе Кордубе (современный Кордова), но вырос в Риме.Он получил образование в духе новой риторики и расширил его философскими занятиями.Неопифагореец Сотион, проповедник вегетарианства, стоик Аттал, учивший бедной ивоздержной жизни, декламатор Фабиан, последователь школы Секстия, были философскимиучителями молодого Сенеки. Лишь увещания отца удержали его от увлечения вегетарианством,которое во времена подозрительного Тиберия рассматривалось как «чужеземное суеверие»и как признак неблагонамеренного образа мыслей. В 30-х гг. Сенека занимался адвокатскойдеятельностью и, получив должность квестора, попал в сенат. Успехи его как судебногооратора возбудили ярость императора Калигулы, который не выносил чужой славы. Калигулаприказал было убить Сенеку и смягчился только тогда, когда его заверили, что болезненныйСенека и так скоро умрет. В начале правления Клавдия Сенека по интригам жены императораМессалины был сослан в пустынную Корсику (41 г.), где провел восемь лет, занимаясьлитературой и философией. При жизни Мессалины все хлопоты о возвращении оставалисьбезрезультатными; не помогло и льстивое «утешительное» письмо к влиятельному вольноотпущенникуКлавдия Полибию по случаю смерти брата Полибия (около 44 г.). Зато вторая жена Клавдия,Агриппина, вернула Сенеку из изгнания, добилась для него должности претора (49 г.)и поручила ему воспитание своего сына от первого брака, будущего императора Нерона.Со вступлением Нерона на престол (54 г.) Сенека был осыпан богатствами и почестями.Вместе с начальником преторианцев Бурром он был фактическим руководителем империив первые годы правления Нерона. Это время, ознаменованное некоторым ослаблениемдеспотического режима, вошло в римскую историографию, как счастливое «пятилетиеНерона»; в адресованном молодому императору трактате «О милосердии» (55 — 56 гг.)развиваются мысли о значении милосердия для единодержавного правителя.
В 56 г. Сенекаполучил консульство. Личное поведение Сенеки в годы, когда он находился у власти,вызывало, однако, серьезные нарекания. Указывали, что «мудрец» за короткий срокнажил огромное состояние в 300 миллионов сестерциев (15 миллионам золотых рублей),что он гоняется за наследствами и ведет ростовщические операции. Ответом Сенекина эти обвинения служит трактат «О счастливой жизни» (58 — 59 гг.), в котором разбираетсявопрос об отношении философа к богатству; к этой же теме он возвращается впоследствиив трактате «О благодеяниях». Другим источником нареканий были активное участие Сенекив дворцовых интригах и его потворство испорченным склонностям Нерона. Когда по приказаниюНерона была умерщвлена его мать Агриппина, Сенека составил для императора посланиесенату со всяческими обвинениями по адресу убитой (59 г.). В последующие годы влияниеСенеки на Нерона ослабевает и совершенно падает после смерти Бурра (62 г.).
С этого временион держался по возможности вдали от двора и погрузился в интенсивную литературнуюдеятельность, но положение его становилось все более трудным из-за возраставшейненависти Нерона. В 65 г. нашелся удобный предлог для расправы с Сенекой: в связис раскрытием так называемого заговора Писона он получил приказ императора окончитьжизнь самоубийством. По рассказу Тацита, Сенека выполнил это с полной твердостьюдуха и большим достоинством.
Многочисленныепроизведения Сенеки сохранились далеко не полностью. Дошедшее до нас литературноенаследие его распадается на две части: произведения философские [«Моральные письмак Луцилию», 63 — 64 гг.; «Естественнонаучные вопросы», 62 — 63 гг. и ряд небольшихтрактатов на моральные темы] и произведения поэтические (эпиграммы, сатира «Отыквление»и трагедии).
Лучшее произведениеСенеки, содержащее, вместе с тем, наиболее полное изложение его взглядов, — сборник«Моральных писем к Луцилию» (63 — 64 гг.). Это — дневник размышлений, составляющихв совокупности целый курс практической морали. Самоизображение автора служит какбы ответом на запросы стремящегося к совершенствованию адресата. Рисуя себя в различныхжизненных ситуациях, Сенека достигает того, что размышления естественно вытекаютиз соответствующих переживаний.
Литературное влияниеСенеки на его поколение было очень значительным. Наступившая затем классицистическаяи архаистическая реакция отвергла «новый» стиль, но моральное учение Сенеки не потерялозначения и для позднейшей античности. Христианство приняло ряд положений стоическойэтики, и у христианских авторов западной части империи, писавших на латинском языке,часто можно найти сочувственные цитаты из Сенеки. В IV в. была даже сочинена перепискамежду Сенекой и апостолом Павлом. В результате Сенека рассматривался в Средние векакак автор, близкий к христианству. С высокой оценкой моральной философии Сенекимы встречаемся иногда и в Новое время, например в XVIII в. у Дидро. Большое значениеимели со времени Возрождения его трагедии. Гуманистическая трагедия и трагедия французскогоклассицизма, вплоть до Корнеля, примыкают к античной трагедии в той ее форме, котораяпредставлена у Сенеки.
3.  Тацит
На фоне эпигонствующейи «декламационной» литературы конца «серебряного века» резко выдается фигура блестящегоисторика, Публия (по другим источникам — Гая) Корнелия Тацита (родился около 55г., умер около 120 г.).
Исключительныйталант Тацита признавали уже современники. С самых молодых лет он обратил на себявнимание как выдающийся оратор. Зять известного полководца Юлия Агриколы, покорителяБритании, он легко получил доступ к государственным должностям, достиг консулата(97 г.), а при Траяне занимал один из высших административных постов империи — былпроконсулом провинции Азии. В правление Домициана Тацит воздерживался от литературныхвыступлений и только после его смерти приступил к осуществлению своих историографическихзамыслов. Предварительно он выпускает три небольшие монографии, свидетельствующиео его исключительном литературном искусстве. Они принадлежат к различным прозаическимжанрам и написаны в трех разных стилях, в манере Саллюстия, в «новом» стиле и встиле Цицерона.
Еще в 93 г. умерАгрикола, тесть Тацита, и молва утверждала, что он был отравлен Домицианом, относившимсяс подозрительной завистью к славе Агриколы. Тацита в это время не было в Риме, ион не мог произнести традиционного «погребального восхваления». Взамен этого ониздает в 98 г. «Жизнеописание Юлия Агриколы». Деятельность Aгриколы должна послужитьдоказательством того, что «и при дурных государях могут быть великие люди». РежимДомициана получает краткую, но мрачную характеристику. «Как наши предки были свидетелямитого, до каких пределов может доходить свобода, так мы видели последнюю степеньрабства».
Аристократ Тацитненавидит деспотизм, но скептически относится к республиканской свободе и осуждаетбесцельную оппозицию, «честолюбивую смерть без пользы для государства». Он приветствуетнаступивший «счастливейший век», когда Нерва сумел «соединить дотоле несоединимое— принципат и свободу». «Жизнеописание Агриколы» стилистически ориентировано наСаллюстия.
В том же 98 г.Тацит выпустил другую монографию, на этот раз этнографического содержания. «Германия»содержит описание общественной жизни и нравов германских племен, сперва в целом,затем по отдельным племенам; изложению предпосланы краткие сведения о стране и происхожденииее жителей. Огромная историческая ценность этого трактата, послужившего одним изважнейших источников для классической работы Энгельса «О происхождении семьи, частнойсобственности и государства», общеизвестна. С историко-литературной стороны важноуказать, что «Германия» преемственно связана с традицией географически-этнографическихописаний, вволившихся в состав исторических произведений. Сам Тацит дал такой экскурсв «Агриколе» — описание Британии и ее обитателей. Характерно, что для чисто описательногосочинения Тацит выбрал «новый» стиль, с антитезами, точеными сентенциями и поэтическойокраской речи.
Тацит оставилдва больших исторических труда, охвативших в совокупности период от смерти Августа(14 г.) до падения Домициана (96 г.). «Истории» посвящены той части этого периода,для которой автор являлся современником, и начинаются с 69 г., с описания смут,последовавших за низвержением Нерона. События 14 — 68 гг. изложены во втором произведении,«От кончины божественного Августа», обычно называемом «Анналами» («Летописью»);оно было написано позже «Истории». В сумме оба эти труда составляют 30 книг. Сохранилисьдалеко не все: от «Историй» первые четыре книги и начало пятой (события 69 — 70гг.), а от «Анналов» книги 1 — 4 и часть 5 и 6-й книг (правление Тиберия), затемкниги 11 — 16 (47-66 гг.) с утратой начала 11-й и конца 16-й книги.
Тацит одиноковозвышается над уровнем своего времени и как художник и как мыслитель. В античностион не был в достаточной мере понят и оценен. Должную оценку ему принесло уже Новоевремя. Его повествование не только дало материал для многочисленных трагедий (изпроизведений значительных авторов можно указать на «Отона» Корнеля, «Британника»Расина, «Оюавию» Альфиери), но и оставило значительный след в развитии политическоймысли Европы. Революционная буржуазия всех стран не могла пройти мимо этого автора,который с гораздо большим основанием, чем Ювенал, должен был считаться обличителемабсолютизма. «Имя Тацита заставляет тиранов бледнеть», — писал во времена Наполеонареволюционный французский поэт Мари-Жозеф Шенье. Таково же было отношение к Тацитудекабристов и Пушкина, который вдохновлялся римским историком, работая над «БорисомГодуновым», и отмечал «глубину суждения» этого «бича тиранов» («Замечания на АнналыТацита»).
4.  Упадок
Время Нервы и Траяна, которымзаканчивается серебряный век Р. литературы, было последним её расцветом, произведшимтрёх из наиболее видных писателей империи: Тацита, Плиния Младшего и Ювенала. Послеих смерти производительная сила литературы быстро иссякает, наступает бессилие создатьчто-либо жизненное и получает преобладание наклонность к сухому знанию и педантическойучености, а в поэзии — к бездушной версификации. Со времени Адриана (117 г. н. э.)это литературное падение не останавливается.
Главнейшими представителямилитературы II века н. э. являются Светоний, автор двенадцати биографий римских императоров,ритор Корнелий Фронтон, африканец по происхождению, развивший вкус к архаическойлатыни, Авл Геллий, представитель учености, выражающейся в составлении из разныхписателей заметок, относящихся главным образом к языку и грамматике, и африканецАпулей, получивший образование в Карфагене и писавший по разным предметам, как оратор,философ, ритор и поэт. В языке Апулея, получившим название африканской латыни, наборфраз, неожиданных слов и выражений, обилие плеоназмов и вообще риторическая искусственностьслужат главными средствами привлечь и поддерживать внимание читателя. Падение литературыбыло полное и непоправимое. Только юриспруденция, представляемая в этот век Гаемс его «Институциями», указывает ещё на высоту римской образованности, достигнутуюв прежнее время и способную бороться с умственным и государственным разложением.
Пример Апулея, даровитейшегоиз писателей II века, показывает, что Рим уже утратил обаяние литературного центра;провинции начинают вести литературную жизнь на свой страх. Вслед за Африкой выступаетсамостоятельно в III в. Галлия, богатая риторическими школами; её ораторы щеголяютособенно панегириками, превосходившими в лести все, что было известно со временизнаменитого панегирика Плиния Траяну. Как низко пала история в III и IV вв., обэтом всего лучше говорят так называемые Scriptores historiae Augustae — авторы биографийримских императоров, компилировавшие и сокращавшие своих предшественников, без всякойкритики или выбора источников, без всякой заботы о точности рассказа, без способностивозвыситься до понимания эпохи и даже просто до политического суждения. Язык этихисториков времен Диоклетиана и Константина не только переходит в вульгарную латынь,но и обнаруживает неправильности в конструкции и даже в употреблении грамматическихформ. Ещё один шаг — и переход к варварской латыни средних веков становится естественным.Только исторические сочинения Аврелия Виктора и Евтропия, хотя также компендиозногохарактера, написаны правильным языком и даже не без признаков литературного таланта.К IV в. принадлежал и историк империи от Нервы (96 г н. э.) до смерти Валента (378г.), Аммиан Марцеллин, по своему образованию и развитию стоявший выше своего времени;но он был грек (из Антиохии) по происхождению, вследствие чего латинский язык страдаету него неправильностями и труден для понимания. Более всего, начиная с III по Vстолетие включительно, писалось по грамматике и риторике, так как потребность вобразовании, несмотря на упадок литературы и даже государства, продолжала существоватьи школы были рассеяны по всему государству. В математике римляне не сделали никакихуспехов, но не переставали заниматься военными искусством, сельским хозяйством,медициной и географией. К последней относится ряд дорожников (Itineraria), основаниемдля которых служили географические карты; из них одна, дошедшая до нас в средневековойкопии, носит название Tabula Peutingeriana, по имени первого её обладателя, и хранитсяв венской придворной библиотеке. О поэзии последних столетий сказать нечего. Правда,лица, называвшиеся поэтами, не переводились и пережили даже конец римской империи,но поэзия эта была лишь упражнением в версификации. Излагались в стихах просодияи метрика, сельское хозяйство и медицина, даже география. Некоторые из христианскихпоэтов ведут полемику в стихах с язычниками и иудеями. Из всей многочисленной фалангипоэтов IV и V вв. можно указать только эпика Клавдиана, написавшего несколько поэмправильным языком и правильными стихами, Авиана, переложившего 42 эзоповых басниэлегическим размером, и Рутилия Намациана, описавшего живым языком свое возвращениеиз Рима в Галлию, к себе на родину. Остальные были только версификаторы, умышленносоздававшие себе трудности стихосложения и игравшие ими. Р. литература не умерланасильственной смертью, а погибла от истощения сил, как и само римское государство,находясь по крайней мере три столетия в какой-то агонии. Эта агония литературы пережилаофициальный конец империи (476 г. н. э.); Р. литература совершенно замолкает ужев VI или даже в VII в. нашей эры. Последним её представителем считается севильскийепископ Исидор (570—636), много писавший по истории и грамматике.
Начиная с конца II в., когдауже резко обозначился упадок языческой литературы, возникает на латинском языкелитература христианская, в которой скоро обнаруживается большое движение, достигающеев IV в. своего апогея в лице Амвросия, Иеронима и Августина. Но христианская литература,как по своему происхождению, так и по своему духу и задачам, представляет совершенноособую литературную область, с литературой древнего Рима органически не связанную,и потому должна быть рассматриваема особо.

Список литературы:1.  И.М. Тронский.История античной литературы
2.  wikipedia.org/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.