Реферат
Проблема чистогоискусства в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»
Выполнила: студентка гр. 5 «А»
Вербец В.А.
Проверила: Шайкина И.П.
Волгоград 2010г
Оскар Уайльд являетсяписателем, давшим начало художественному направлению, которое носит название — эстетизм.
Эстетизм – этолитературное направление, наиболее яркое проявившее себя в английскойлитературе. Эстетизм основывается на философской идее «чистого искусства» и«искусства ради искусства». Главная задача художника – поиск красоты. Красотавозведена в абсолют, и лишена нравственного начала. Художник ради красоты иискусства готов пожертвовать многим, в том числе и жизнью. Эстет в искусствесоздает произведение для избранных, способных наслаждаться искусством и ставитьего выше жизни. Реальность в иерархии ценностей занимает последнее место, аискусство создается ради его самого. Эстетическая ценность произведенияискусства неизмеримо выше ценности жизни и окружающего мира.
На протяжении своейжизни и деятельности в сфере литературы, Уайльд восхваляет силу красоты, хотявсе его произведения – являются исключительно хвальбой добродетели инравственности.
Этот парадокс особенночетко наблюдается в его романе, хотя центральное место все же здесь занимаетиная тема.
Это произведение, преждевсего о силе искусства, о великой жертве ради искусства, о понятияхнравственности и ее связи с искусством.
Не только во временаОскара Уайльда, когда эстетизм был известен, но и сейчас «Портрет Дориана Грея»занимает далеко не последнее место как лучший роман обо всех аспектах искусстваи учении о прекрасном.
В связи с этимнеобходимо решить так называемый вопрос «чистого искусства». Что же, по мнению писателя,являлось тем самым истинным, чистым искусством? И как это выражается в романе,с помощью каких сюжетных ходов и образов.
В самом начале романамы знакомимся с предисловием, в котором Оскар Уайльд высказывает взгляды наискусство, красоту и самого художника. уайльд чистоеискусство дориан грей
Художник – творецпрекрасного. Те, кто в прекрасном видит уродливое, — людибезнравственные, но безнравственность не делает их привлекательными. Это порок.
Те, кто в прекрасномвидит признаки красоты, — люди нравственные. Они не полностью безнадежны. Но толькоизбранные видят в прекрасном одну лишь Красоту. Нет книг нравственных илибезнравственных. Книги написаны или хорошо, или плохо. И в этом вся разница.Нравственная жизнь человека – лишь одна из сторон творчества художника, анравственность Искусства – в совершенном применении несовершенных средств.У художника нет этических пристрастий. Этические пристрастия художникапорождают непростительную манерность стиля. У художника не бывает болезненноговоображения. Художник вправе изображать все.
Мысль и Слово –инструмент, которым художник творит Искусство. Порок и Добродетель – материал,из которого художник творит Искусство. Всякое искусство в одно и то жевремя поверхностно и символично. Те, кто пытается проникнуть глубжеповерхности, идут на риск. Те, кто пытается разгадать символы, тоже рискуют.
Искусство – зеркало, ноотражает оно смотрящего, а не жизнь. Если критики расходятся вомнениях, — значит, художник верен самому себе.
Можно простить человекусоздание полезной вещи, если только он ею не восторгается. Но того, кто создаетнечто бесполезное, может оправдать лишь безмерное восхищение своим творением.
Всякое Искусствобесполезно.
Перед нами – манифестдекаданса и модернизма. Но весь роман – четкое и явное опровержение этогоманифеста. Это роман о человеке, искренне поверившем в этот манифест. Это романо лицемерии художника, предоставляющего другим проживать то, о чем он пишет.
Однажды в мастерской своегоприятеля Оскар Уайльд увидел натурщика, который поразилего совершенством своей внешности. Писатель воскликнул: «Как жаль, что и ему непройти старости со всей ее уродливостью!» В ответ художник ему сказал, чтохорошо было бы каждый год рисовать такие странные портреты, чтобы природатолько на них отбивала свои зарубки, тогда внешность ангела, которого толькочто увидел Уайльд, вечно оставалась бы молодой.
В самом романе проявляется четкая параллель между этимсобытием и развитием сюжета.
Действие начинается в мастерской художника БэзилаХоллуорда. Там мы знакомимся и с самим художником и с его друзьями – молодымлордом Генри Уоттоном и юным Дорианом Греем, который уже долгое время позируетдля Бэзила. И как восторженно признается в разговоре с Гарри сам художник –является тем идеалом, который каждый творец ищет едва ли не всю свою жизнь,который встречается всего лишь единожды и, потеряв таковой – уже невозможнонайти похожий на него.
И в самом деле, как замечает лорд Уоттон, знакомясь сДорианом – он просто ангельски красив. И было бы жаль, если бы такая красота,через какие-то несколько лет увяла, вот так безвозвратно, в никуда.
Однако Холлуорд не очень рад тому, что ему пришлосьпознакомить их. Он боится того, что Генри испортит юношу, а потом и вовсеотберет его, забрав под свое влияние.
А тот в свою очередь в открытую и напрямую говорит ДориануГрею о его красоте и утверждает, как было бы плохо, если такой красивый юношапотратит лучшие года своей жизни, не познав ее.
И вот портрет закончен. Своим великолепием он восхищает нетолько художника, но и самого Дориана и лорда Генри.
Таким образом, портрет молодого мужчиныДориана является своеобразным идеаломкрасоты. «При первом взгляде на портрет он невольно сделал шаг назад и вспыхнулот удовлетворения. Глаза его заблестели так радостно, якобы он впервые увиделсебя». Дориан был поражен своим портретом, а мысль, которая через несколько летего красота начнет вянуть, вызвала ужас. Ему стало трусливо, что года унесут засобой красные уста и золотистые роскошные волосы, а сам он станетотвратительным, жалким и страшным. Эта мысль беспокоила его, «словно ледянаярука легла ему на сердце». И тогда Дориан подумал, что было бы чудесно, если быстарел только портрет, а сам он навсегда оставался молодым. За осуществлениеэтого желания, как ему сдалось, он все отдал бы, даже свою душу.
Авторпоказывает, что в начале романа для его героя главнейшей есть именно красотаискусства.
Проходит некотороевремя, и Дориан влюбляется в Сибиллу Вэйн, юную актрису, в которой его привлекает,прежде всего, ее невероятный талант. Но в спектакле, на который Дорианприглашает своих друзей, она играет совершенно отвратительно. Дориан приходит кней за кулисы и говорит ей, что между ними все кончено. И когда он возвращаетсядомой и смотрит на портрет, то с удивлением замечает, что портрет изменился –на его лице явно появилось выражение жестокости. Перепуганный Дориан решает наследующий же день вернуться к Сибилле, но уже поздно – из газет он узнает, чтоСибилла умерла, по ошибке выпив какой-то яд в гримерке, но совершенно ясно, чтоона совершила самоубийство.
Так, онкогда-то хотел, чтобы следы страданий и тяжелых дум отбивались бы только наполотне, но неужели, же его желания исполнилось? Страшно было поверить вневозможное, но вот перед ним его портрет со складкой жестокости возле губ:Дориану стало жутко от подмеченного нарушения гармонии искусства, которое быловызвано нарушениям гармонии чувств. Портрет становится зеркалом души героя, егосовестью. Именно так сперва решает сам герой.
Но затем, онбыстро утешается, последовав совету лорда Генри не зацикливаться на прошлом, асмотреть в настоящее. Бэзил в недоумении. Художник сомневается в нем, и винитво всем влияние Гарри. Однако Дориан убеждает его в том, что случись что-нибудьплохое – он обязательно доверится ему, и эти слова трогают душу Холлуорда.
Далее следует целыйпуть падения и гниения души Дориана Грея. С каждым его проступком, который онсовершал на поводу у собственной прихоти – портрет все больше искажается, иДориан уже не в состоянии ни видеть его, ни держать в открытом для постороннихглаз месте.
Он становится сущимпараноиком, который каждый час, каждый свой шаг думает о том, как бы никто неувидел его портрет. Как бы никто не узнал о том, что творится в душе все ещеюного аристократа. Он уже не доверяет никому, а когда Бэзил сообщает ему, чтособирается выставить портрет на своей выставке картин – доходит едва ли не добешенства.
Вместо того, чтобырассказать художнику причину своего нежелания, он выуживает из него самое чтони на есть откровение. Холлуорд вынужден был признаться Дориану в своей любви кнему – чем действительно удивил самого юношу. Сам Грей считал, что в дружбеокрашенной романтической влюбленностью есть что-то трагическое.
Тем временем, слухинарастали вокруг Дориана как снежный ком. Уже немногие из высшего обществаотказывались с ним даже находиться в одной комнате, а просто демонстративновставали и удалялись. Он стал оказывать дурное влияние на тех, кого окружал, итем самым отталкивал от себя остальных.
Эти сплетни взволновалиБэзила. Художник потребовал от своего друга ответа, а тот вместо долгихоткровений – показал ему свой портрет, когда-то написанный Холлуордом.Потрясенный, он долго не может узнать в том что увидел свое творение.
Дальнейшие мольбы его ивзывания к Дориану, чтобы помочь ему искупить свою вину и раскаяться, вводятюношу в состояние неконтролируемого гнева. В бешенстве, он убивает Бэзила,ударив его несколько раз ножом.
Кошмары еще долгопреследуют Грея. Он шантажирует своего давнего друга Алана, и тот помогает емуизбавиться от главной улики – трупа художника. Дальнейшая же его жизнь складываетсяне лучшим образом. Он смог избавится от напоминаний, но отнюдь не от памяти.Избежавший возмездия за Сибиллу от ее брата Джеймса Вейна, он решает начатьновую жизнь. Но все это оказывается только волей его тщеславия. Долгие раздумьятяготят Дориана, он снимает с себя вину и за смерть Бэзила и за самоубийствоАлана и даже за то, что бросил Хетти – девушку из деревни, очень похожую наСибиллу. А затем решает избавиться от портрета, как от причины его страхов инапоминании о пороках, чтобы начать всё заново, будучи свободным от прошлого. Онпротыкает картину ножом, и в результате этого умирает, став тем, кем и был насамом деле: безобразным стариком, которого даже собственные слуги узнали толькопо перстням на пальцах. А портрет так и остался нетронутым, и с него смотрел всетот же юноша с внешностью ангела – ровно как в тот день, когда Холлуорднарисовал его.
Подробнее я бы хотелаостановиться на нескольких моментах в этом романе, которые, по моему мнению,являются особенно ярким выражением роли искусства и помогут ответить на вопросо «чистом искусстве».
Прежде всего – этоистория любви юной актрисы Сибиллы Вейн и Дориана Грея.
За что же он полюбилее? В разговоре с Генри, Дориан сам признается, что ему нравится ее игра. Чтоон восхищен тем, как умело она исполняет роли Шекспировских героинь. И именнопоэтому он влюбляется в нее. Даже не в саму Сибиллу, а в те образы, которые онавоссоздает на сцене, своим актерским мастерством и душой. Между тем, девушкавлюблена в Дориана, даже не зная ничего кроме его имени, называя его ПрекраснымПринцем. Так ли прекрасен, оказался этот самый Принц? Едва мисс Вейн познаетлюбовь, она понимает, что театр больше не нужен ей. Что теперь у нее будетреальная жизнь, а не эти скучные сцены со старыми безобразными актерами, вкоторых она прежде видела идеал, потому что не знала иного. Девушка, гуляя сосвоим братом, восхищенно говорит о Дориане, и о том, как горячо она его любит,как замирает ее трепетное сердце, и что, наконец, они с матерью покинут этоттеатр, в котором они оказались из-за долгов. Ведь ее Прекрасный Принц вызволитих оттуда, обязательно вызволит!
Увидев своювозлюбленную, из рук вон играющую на сцене, Дориан гневается иразочаровывается. Он не понимает – куда делась его Сибилла, что каждый деньбыла то Джульеттой, то Офелией, то Дездемоной? Что за бездарная актриса, нонеобыкновенно красивая сейчас на сцене?
И вот пламенной любвикак и ни бывало. После представления, он требует ответа от девушки, почему жеона так посмела опозорить его перед друзьями? В ответ на это юноша услышалпризнание в том, что теперь, когда у нее есть Прекрасный Принц – ей не нужентеатр, ибо она знает вкус настоящей любви. Что произошло с Дорианом? Онразозлился на Сибиллу и бросил ее, расторгнув помолвку, а затем ушел, даже невнимая ее мольбам о прощении.
Что теперь говорить оего любви? Он любил искусство, которое через себя пропускала актриса, но не еесаму. И это послужило причиной конфликта, а затем и самоубийства Сибиллы Вейн. Дорианне винит себя в этом, но потрет взирающий на него со стены говорит об обратном.
Не только эта девушкапострадала из-за любви к Дориану Грею. Еще одной жертвой стал Бэзил Холлуорд –художник, написавший его портрет, истинно считающий юношу своим идеалом,который каждый творец ищет едва ли не на протяжении своей жизни. Он не простовосхищался им, а любил его и верил во все его слова вплоть до самой своейсмерти. Собственное чувство ослепило художника, построив в его воображениимнимый образ все того же Дориана, с каким он когда-то познакомился.
Чем больше юношаотдаляется от него, выбирая общество циничного Генри Уоттона, чьим советам онследует, Бэзил теряет вдохновение, и отсутствие былой дружбы его тяготит: «Онпонимал, что Дориан Грей никогда больше не будет в его жизни тем, чем былраньше. Между ними прошла сама Жизнь…» — так писал Оскар Уайльд о переживанияхвлюбленного Холлуорда, который, несомненно, ревновал Дориана к Гарри.
История взаимоотношенийхудожника и модели кончается трагически. Бэзил умирает от рук Дориана, которыйпосчитал, что он слишком много о себе возомнил, раз может указывать ему, чтоделать и как делать. Этот эпизод можно расценить как бунт идеала противсобственного создателя. Ведь именно Бэзила обвиняет во всем Дориан Грей, потомучто он, а не кто-то другой создал этот портрет и обрек его душу на гниение.
Позднее еще однимвиновником своей безнравственности Дориан считает Генри Уоттона, которыйподобно художнику восхвалял его красоту и побудил пожелать, чтобы вместо неговсе грехи и старость принимал портрет.
Да, лорд Генрибезнравственен. У него философия циника, по отношению к искусству, и все чтописатель говорил в предисловии – все это взгляды Гарри.
Но, тем не менее, всравнении с Дорианом Греем, Генри Уоттон не причиняет никому страданийфилософией гедонизма (стремление к наслаждениям). Разве что своей женеВиктории, когда изменяет ей, но и та от этого нисколько не терпит вреда, анаоборот поступает точно так же.
Получается, что Дориансам виновен в своих пороках? Именно так и есть. Красота, именно красотасподвигла его к этому, хотя как говорил Бэзил – человек с таким лицом не можетбыть безнравственным.
Финальным аккордомромана и одновременно главной его идеей становится сцена уничтожения картины. Желаяначать новую жизнь, Дориан Грей уничтожает тяготивший его «дневник жизненныхпороков», но умирает, а портрет становится прежним, изображая юношу ангельскойкрасоты.
Удивительно, какпроизведение искусства пережило и своего создателя и идеал, с которого оно былосоздано.
Vitabrevis arslonga –латинский афоризм выражающий всю основную сущность этого мистического момента.Жизнь коротка, а искусство вечно. И пройдут многие года, а творения величайшихдеятелей искусства будут жить, и передаваться из поколения в поколение.
Образ портрета в романезанимает центральное место. По словам самого героя – он его совесть, его«дневник» и его душа. Кроме этого, картина является олицетворениембессмертного, вечного искусства, которое никогда не канет в неизвестность – вто время как человеческая жизнь коротка и со временем стирается из людскойпамяти.
Итак, в чем жезаключается проблема «чистого искусства»?
Прежде всего, следуетисходить из определения направления эстетизма. Ключевые слова, которые режутслух – «искусство ради искусства», «искусство выше жизни». Последнее в романевыражено особенно ярко. Потрет – как искусство. Ради него художник долженотдать самое дорогое – жизнь. Поэтому Бэзил погибает, погибает от руксобственного идеала. Таков парадокс истинного, «чистого искусства». Великоетворение всегда переживало своего творца и свой оригинал.
Искусство не толькозабирает жизнь, оно делает творца отчужденным изгоем, калечит его и морально ифизически, оставляя неизгладимый след. Жертвенное искусство – вот оно, такназываемое «чистое искусство».
А проблема «чистогоискусства» заключается в том, что заплатить такую великую цену нужно огромноемужество, готовность отрешиться от всего ради искусства и забыть про жизнь,забыть про самого себя и мыслить лишь только о своем идеале.
На такое способентолько по-настоящему великий творец.
А все остальное – ужене считается истинным искусством.