Реферат по предмету "Культура и искусство"


Человек как субъект культуры

Человек как субъекткультуры
Слово«субъект» и производные от него формы происходят от лат. subject, которое можноперевести как «лежащий внизу, находящийся в основании, выступающий фундаментом»(от sub – под, jack» – бросаю, кладу основание, устанавливаю).
Сегодня и вповседневной практике, и в гуманитарном знании, в том числе в культурологии,под ним подразумевается носитель предметно-практической деятельности илипознания, источник и агент активности, направленной на объект, которым являетсяокружающий субъекта мир во всем его многообразии. Субъектом может выступать какиндивид, отдельный человек, так и социальная группа, некоторая совокупностьлюдей.
Однако дляэтого недостаточно просто быть человеком или образовать некоторое сообщество.Субъективность – не онтологическая, не бытийственная характеристика, но показательотношений, возникающих между двумя сторонами: делателем и предметомвозделывания. Поэтому ее необходимым уровнем является активная деятельность.Именно в актах овладения, трансформации, вторжения в окружающий мир,воссоздания его проявляются субъективные черты.
Субъекткультуры – это активный деятель, творец, преобразователь культурной реальности.Он находится на пересечении множества факторов – как внешних, или объективных,в той или иной степени его предопределяющих, так и внутренних, илисубъективных, благодаря которым он сам, в свою очередь, посредством активнойдеятельности вторгается в культуру и изменяет ее.
· Человекприходит в мир уже наделенным определенными биологическими, физиологическими ипсихологическими параметрами. Как любая биологическая целостность, положенная вконтекст природной реальности, он подчиняется тем или иным законам природы.
· Однакочеловек определяется как человек не этими чертами, а теми характеристиками,которые позволяют ему стать активным реформатором окружающей реальности.
· Или,говоря другими словами, человек становится человеком в тот момент, когда в немпроявляется субъект культуры, ибо именно культура отличает человека от всехфеноменов реальной действительности.
· Благодаряей мы можем очертить границы человеческой уникальности – только в культурнойплоскости человек проявляется как существо суверенное и автономное, принципиальнонесводимое к другим формам природного мира.
· Субъекткультуры присутствует лишь тогда, когда заявляет о себе Человек культурный, инаоборот.
· То жесамое справедливо и относительно человеческих сообществ: некое образованиеиндивидов лишь тогда становится социальной автономностью, когда начинаетвыступать в качестве коллективного субъекта культуры.
Поэтомунеобходимо более подробно остановиться на тех чертах человека и человеческихсообществ, в которых проявляется человеческое, то есть культурное.
Различиемира человека и природы
Безусловно,человек не исчерпывается биологическими или физиологическими характеристиками.Он принципиально отличается от животных. Тем не менее не так-то просто указать,в чем же именно состоит радикальное различие человеческого и природного миров.В самом деле, выражение «человек общественный», т.е. живущий в окружении себеподобных, не может считаться решающим аргументом. Нам прекрасно известно, чтоочень многие животные живут стаями, в которых имеется довольно разветвленнаясистема специализации (волки, крысы, муравьи, обезьяны, пчелы и пр.). Однакооттого, что природе человека присуща некая черта, мы называем объединения людей– социумом, а объединение, допустим, волков – стаей.
Сама по себеспособность с помощью тех или иных «знаковых» форм (телодвижений, звуковыхсигналов, артикуляционных последовательностей, мимических комбинаций и т.д.)передавать собратьям информацию не позволяет называть обращение человека кчеловеку речью. Наоборот: именно потому, что отправитель – человек,отправляемое им послание становится речью.
Как иживотные, люди едят, спят, заботятся о потомстве, защищают себя от внешнейагрессии, отдыхают, страдают от болезней, обладают памятью и т.д. Животные же,подобно людям, преобразуют природу, вторгаются в окружающий мир, активнодействуют (вьют гнезда, роют норы, устраивают запруды и т.д.). Оговорка, что вовсех своих действиях животные подчиняются императиву инстинкта, иногда можетпоказаться весьма убедительной. Однако когда дело касается принципиальныхвопросов и речь заходит о точности и ясности определений, подобное объяснениене представляется убедительным. Во-первых, в человеке также проявляютсяинстинкты – очень многие его поступки вполне ими объясняются. Более того, какпоказал К. Леви-Стросс, в традиционных культурах неевропейской ориентации жизньчеловека полностью исчерпывается воспроизведением уже имеющихся, неоднократноопробованных форм, которые по внешнему виду близки к «культурным инстинктам».Во-вторых, инстинкты хоть и медленно, но трансформируются под влиянием внешнихобстоятельств. Животный мир не остается неизменным. Инстинктивная программа,разумеется, в большинстве случаев предопределяет жизнь зверей, однако допускаети отклонения, вариации, свободную комбинацию.
Каждомуаспекту жизни людей, едва ли не всякому их поступку можно отыскать аналог вживотно-природном мире. Следовательно, не какие-то отдельные характеристикичеловека как биофизиологической автономности являются основанием для егоотделения от природного мира, но, напротив, самим этим характеристикампридается статус человеческих, потому что они принадлежат человеку.
Остановимсяна трех моментах, имеющих существенное значение для определения человекавообще, человека культурного, и субъекта культуры: 1) сознательности; 2)воспитанности; 3) креативности.
Сознательность.Любойчеловеческий факт всегда с определенностью позволяет идентифицировать егоименно как факт человеческий – или оппозиционный природному, или предполагающийнекоторое «приращение» природного. Он человеческий именно потому, что не сводимк природности: сверхприроден, надприроден, иноприроден. Специфическая человеческая«надстройка» в разные времена называлась по-разному: сверхреальное,трансцендентное, виртуальное, умозрительное, интеллектуальное, рациональное,абстрактное, духовное, сознательное и др. В самом общем виде ее можно определитькак присутствие в человеке и в человеческом сообществе способности удваиватьмир: «накладывать» на мир реальных вещей и процессов мир ирреальных сущностей(последние хотя и связаны с реальностью природных феноменов, но обладаютопределенной автономностью).
Итак,собственно человеческое в человеке – это сверхприродное, идеальное, надстроенноенад реальностью. Человек обладает «второй природой», и именно тогда, когда вего поступках проявляется это качество, он становится субъектом. Его поступки идействия определяются не только материально-природными зависимостями, но иосознанным выбором. Такова же, как мы видели, и одна из характерных черткультуры. «Вторая природа» культуры сопричастна «второй природе» человека.Следовательно, человек является человеком постольку, поскольку он погружен вкультуру, выступает субъектом культурных преобразований, обладает возможностью,навыком, необходимостью находиться в двух мирах, сопрягать их в каждом актесвоей жизни.
Воспитанность.Разумеется,люди должны поддерживать свое физиологическое существование, поэтому в своихпоступках они нередко руководствуются «зовом природы». Тем не менее вбольшинстве случаев человеческие желания и действия подчиняются требованиям иуказаниям, исходящим не из сферы природных инстинктов, а из областисверхприродной, духовной. В зависимости от тех или иных обстоятельствприоритетность природных и духовных импульсов может варьироваться – вплоть дорадикального отказа подчиняться закону одной сферы и полного подчинения другой.В одних ситуациях человек может полностью «озвереть», руководствоваться толькоинстинктами, в других, напротив, совершенно игнорировать веления природы иследовать исключительно «духовному стремлению». Однако чаще всего учитываютсяоба момента – природный и сверхприродный. Причем зависимость людей от произволаприродных стихий от века к веку ослабляется, степень воздействия начеловеческую жизнь надприродного компонента возрастает. В этом проявляетсяпрогресс человечества, который как раз и исчисляется мерой возрастания вобществе неприродности, или культурности. Сегодня определяющую роль вчеловеческой судьбе играют не физиологические, а культурные условия; ведущееположение при формировании жизненного проекта человека при всех оговоркахзанимают факторы сверхприродные.
Более того,сам человек – даже в своих внешних, физиологических контурах – являетсясуществом «окультуренным», т.е. сформованным по канонам культурных императивов,которые отфильтровывают природность как на индивидуальном, так и наобщественном уровнях.
Иначе говоря,из мира вообще, из окружающей действительности, из природных задатков, дающихсячеловеку при рождении, выбирается не все, а только то, что необходимо в данныхконкретных условиях. При этом выборка в большей степени диктуется не природнойпредрасположенностью, а культурной целесообразностью.
Креативность.Как намиуже не раз отмечалось, не все действия человека правомерно именовать собственночеловеческими. Человек может прожить долгую жизнь, но так и не заявить о себекак о человеке – субъекте культуры, т.е. существе, наделенном сверхприроднымикачествами и способном их проецировать вовне. При этом он даже может считатьсебя вполне счастливым – успешно обеспечивая полное удовлетворениенепосредственных физиологических потребностей и довольствуясь достигнутым.Прозябание, каждодневное «отправление нужд тела» и полное отсутствие иныхжеланий – то, что чаще всего называется «обывательством», – зачастуюпредставляется удобной позицией не только самим «агентам» (конкретным людям),но и «правителям»: населением, озабоченным лишь добыванием и поглощением «хлебанасущного», легко манипулировать. Таким образом, «животное» существование – этоне только кошмар антиутопий; реальность подчас превосходит любые, самыестрашные пророчества. Существование, которое замыкается на дословнойрепродукции одних и тех же бытийственных форм – рано или поздно окостеневающих,запечатлевающихся в структурах реальности и становящихся в некотором родеаналогом «первой природы» – и в своем настоящем прямо «цитирует» прошлое, посути, не является человеческой жизнью. В нем отсутствует надприродное начало.Тем-то и отличается надприродность от природности что, несмотря на всю своюнормативность, культурность, не является непреложной. Любая абсолютизациясверхприродного принципа, возведение его в ранг неотвратимого, вводит его вцарство природы, потому что принудительной жестокостью обладают естественныеявления.
Человеческаяже деятельность не замыкается в границах природы. Она имеет культурный,творческий характер и направлена на трансформацию природного и надприродногомиров. Другими словами, человек выступает субъектом культуры лишь тогда, когдасозидает новые формы жизнедеятельности, несводимые полностью ни к прошломуприродному, ни к прошлому надприродному. Он не просто активен, но творческиактивен. Необходимость учитывать реально-идеальный контекст, сформованность поценностно-культурным канонам не препятствует созидательной деятельности, хотяиной раз может казаться ущемлением прав индивидуальности, препятствием впроявлении ее уникальности. Обратим внимание, что акты простой деструкции,уничтожения, ниспровержения не могут считаться признакамисубъективно-культурной деятельности – людей или народы, совершавших подобныедействия, по праву называют варварами.
Итак, срединаиболее важных характеристик субъекта культуры выступают сознательность(способность и потребность проявлять надприродные качества), воспитанность (сформованностьпо реально-идеальной культурной матрице) и креативность (умение производить«культурный продукт», не уничтожая великие ценности прошлого, но, напротив,используя их в своих действиях).
В заключениееще раз обратим внимание: все перечисленные выше характеристики субъектакультуры в равной степени относятся как к индивиду, так и к сообществу. Индивидуальныйили коллективный культурный субъект проявляется лишь тогда, когда в нем ощутимоприсутствуют надприродная духовность, сформованность или воспитанность поопределенной культурной модели, а также творческая инициатива. Характер же егокультурной деятельности определяется совокупностью признаков, важнейшими изкоторых выступают символичность, смыслополагание, коммуникативность,регламентированность и созидательность.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Цикл-метод обучения. (Методика преподавания эстонского языка) (WinWord (на эстонском языке))
Реферат Herbal Supplements And Mice Essay Research Paper
Реферат Наклонный ленточный конвейер
Реферат Участники и динамика конфликта
Реферат Разработка программы "Ведение основных фондов" для централизованной бухгалтерии комитета по образованию при администрации г. Богородицка
Реферат «Старый Лес» не просто плод моего воображения
Реферат Советский союз в 1965-1985 гг
Реферат Социальный прессинг в малой научной группе
Реферат Пейзаж в лирике Б Пастернака
Реферат Проектирование технологического процесса лесосечных работ предприятия с годовым объемом производства 150000 кубических метров
Реферат Основы профессионального консультирования
Реферат Разработка конструкции и технологического процесса изготовления печатной платы
Реферат Розрахунок багатомежового електровимірювального приладу
Реферат Либерализм в России:основные этапы, идеи, особенности и перспективы
Реферат Изменение межотраслевых и территориальных пропорций в хозяйстве Центрально-Черноземного района в 1990-е годы и их последствия