Реферат по предмету "Культура и искусство"


Феномен демократической экономической культуры

Феномендемократической экономической культуры
демократическийкорпорация социабелизм культура
Демократическаяэкономическая культура представляет собой взаимодействие, взаимоопосредование,взаимную адаптацию разделенных (корпоративных) смыслов, ценностей, норм,идеалов, институциональных (гуманитарных) механизмов, регулирующих иуравновешивающих различные формы хозяйственной деятельности и экономическогоповедения.
Наиболее рельефносущность демократической культуры проявляется в самоорганизуемых (по методуА.В. Чаянова) кооперативах с долевой формой собственности и в объединяющих ихмногопрофильных корпорациях со смешанным капиталом и с элементами трудовыхнеэксплуататорских укладов хозяйствования. Демократического типа корпорациифункционируют пока, так сказать, в узколокализованных экономическихпространствах.
Среди слагаемыхдемократической экономической культуры социально-экономические компонентысоответственно играют ведущую роль. Но от этих компонентов, как показали всвоих работах немецкие ученые П. Верхан и П. Козловски, неотделимыориентирующие на достижение реального гуманизма векторы правовой,управленческой (предпринимательской), нравственной, религиозной, эстетической,интеллектуальной культур. Самое главное в демократической экономическойкультуре — это интегрируемые совместные ценности и нормы, которые объединяюторганизаторов и исполнителей в сфере производства и быта в сплоченнуюколлективную общность. Сила и продуктивность последней во многом определяетсякорпоративным, этическим началом, складывающимся в неформальном («горизонтальном»)экономическом общении и поведении. Такой тип общности сложился в свое время,например, в межотраслевом научно-техническом комплексе «Микрохирургия глаза»,основанном выдающимся врачом, прозорливым экономистом, истинным демократомСвятославом Федоровым. Хотелось бы надеяться, что социально-экономическийменталитет белорусов позволит извлечь уроки из российского эксперимента.
«Элитарные зерна»корпораций с демократическими формами собственности, нравственно возвышеннымидружескими трудовыми отношениями рассеяны по всему миру в виде кооперативных икооперативно-акционерных народных предприятий и объединений. Подобныепредприятия и объединения выявлены (в ряде западных стран «второго эшелона») итипологизированы американским экономистом и политологом Р. Далем. Их ростубудет способствовать вариативная реализация охарактеризованных экономистом П.Верханом принципов индивидуальности, солидарности, общего блага,субсидиарности. Под субсидиарностью понимается преимущественное право индивидапо отношению к обществу, нижестоящих (по материальному жизненному уровню) слоев- по отношению к вышестоящим, бедных стран — по отношению к богатым державам ит.д.
Белорусы исконнопредрасположены к последовательному и полному проведению в жизнь подобныхпринципов. Они органично сочетают в своем социально-экономическом менталитетехозяйственную автономию, стремление к экономической самостоятельности сустойчивой склонностью к добровольной избирательной кооперации в прочныетрудовые союзы. Такие союзы создают «прозрачный» долевой капитал, механизмыобращения и функционирования которого были подробно охарактеризованы А.В.Чаяновым в 1920-х гг. в работах, посвященных исследованию форм демократическойкооперации.
Белорусы и представителинациональных меньшинств, этнически смешанных групп ментально готовы превратитьобновленную кооперацию в основу оптимизации организационно-экономическихструктур в ряде отраслей народного хозяйства. В будущем необходимо всоответствии с межнациональным социально-экономическим менталитетом осуществитьв промышленности и строительстве прочное соединение добровольного объединения сусовершенствованным акционированием; в сфере сельского хозяйства — постепеннонарастить постчаяновские производственно-торговые кооперативы с замкнутымэкономическим циклом (И внутренним потреблением относительно дешевых товаров).
Согласно точномузамечанию А.В. Чаянова, сами работники определяют сущность своей кооперативнойорганизации. Кооперативное предприятие «никогда не может являться самодовлеющимпредприятием, имеющим собственные интересы, лежащие вне интересов создавших егочленов; это предприятие, обслуживающее своих клиентов, которые являются егохозяевами и строят его управление так, чтобы оно было непосредственноответственно перед ними и только перед ними» (курсив А.В. Чаянова). Начиная сторгово-сбытовой интеграции, мелких семейно-товарных хозяйств и кончая крупнымипроизводственными объединениями, ориентированными на самостоятельный сбытпроизводимой продукции, формы корпоративной ассоциации организуются на сугубодобровольных началах в порядке свободного волеизъявления их членов иколлективных субъектов. Эти дифференцированные организационно-экономическиеформы со временем охватят как бы единой сетью хозяйственно-культурные ареалыгорода и деревни.
«Низовая» самоорганизациятрудового товарищества, а также производственно-торговых компаний большогомасштаба, свободное и добровольное вхождение в него новых членов и такой жесвободный их выход, качественное совершенствование демократической организационно-экономическойструктуры остаются неотъемлемыми признаками кооперативной формы сотрудничестваи корпоративного объединения, намеченными в самых общих чертах и белорусскимнационал-демократом Игнатом Абдираловичем в работе «Адвечным шляхам. Дасьледзшыбеларускага светагляду».
Таким образом, сущностьдемократической корпорации заключается в многомерной (свободной и добровольной)кооперации индивидов и их группировок, движимых общими экономическими,политическими, правовыми интересами, руководствующихся сходнымисоциокультурными и духовно-нравственными ориентирами, развивающих продуктивныеформы коллективно-индивидуального творчества. В самоорганизуемом трудовомкооперативе и демократической корпорации (системе кооперативов) складываетсявысшая форма экономической культуры, укрепляемая промежуточной коллективно-частной собственностью, неэксплуататорскими производственными отношениями.
В Беларуси вызреваютобъективные предпосылки для развития и воплощения в жизнь идей сторонниковдемократического кооперативного движения. Предстоит утвердить внутреннееединство всех частей экономической системы на принципах кооперативнойорганизации, намеченных А.В. Чаяновым. Эти модернизированные в соответствии стенденциями альтер-глобализации принципы в полной мере отвечают хозяйственнымпредрасположенностям, социально-экономическому менталитету народа Беларуси.
В XXI в. в республике, возможно,появятся и встанут на путь «сетевой» интеграции народные игосударственно-народные предприятия города и деревни. Самоуправляемые акционерныепредприятия, объединившись, образуют крупнейшие межотраслевые региональные исубрегиональные корпорации. Скооперировавшись с органами местногосамоуправления и с соответствующими объектами социально-культурной сферы, этипостроенные по демократическому принципу корпорации создадут в регионахсамообеспечивающиеся промагрополисы.
Таков оптимальный путьсращивания и ускоренного развития экономик города и села, общего подъемагородской и сельской культур. Создание в нашей стране общественного строяцивилизованных кооператоров, промежуточного между капитализмом и социализмом,приведет к мощной интеграции и интенсификации всех отраслей народногохозяйства, быстрому росту его продуктивности, что повлечет за собой вхождениеРеспублики Беларусь в число передовых цивилизованных стран мира. Сложитсямодель гуманитарного рынка, которая в противоположность модели монопольногорынка способна обеспечивать приоритеты покупателей, потребителей, преобладаниеобмена над конкуренцией, предупреждение банкротств (последние станутнеприемлемыми среди учредителей-компаньонов межотраслевых промышленно-аграрныхкорпораций).
В условиях гуманитарногорынка достигается концентрация приумноженной общественной энергии, чтоспособствует ускоренному развитию эффективной экономики и решению насущныхсоциально-культурных проблем.
Рационально-всевластноесоциальное государство, конституированное ассоциациями суверенныхсобственников, станет централизованным регулятором гуманитарного рынка. Оноконцентрирует усилия на управлении деятельностью больших экономических блоков,действуя в интересах создателей материальных и духовных благ.
Для формирования вБеларуси демократической экономической системы, отвечающей требованиямсоциальной справедливости и корпоральной сплоченности, необходимо изучить итрансформировать локальные опыты рациональной корпоративности, созданиядемократических экономических и политических институтов. Заслуживают в этомплане системно-исторического анализа зачатки такой корпоративности и такихинститутов в Великом Княжестве Литовском, демократические уроки экономической иполитической истории Нидерландов. Здесь были созданы первые показательныеобразцы демократической экономической и общей (элитарно-массовой) культуры.
В Нидерландах в эпохуНового времени сложилась своя, более развитая и совершенная, нежели в Италии(без уступок власти олигархически-аристократическим семействам), системакорпоративности. Торговые города имели органы муниципального самоуправления сширокими полномочиями. Города объединялись в автономные штаты, а те формировалиреспубликанский центр. Политическая власть здесь, как отмечают исследователи,находилась в руках протестантской торговой элиты. Последняя сумела создать встране обстановку религиозной терпимости, межнационального и социальногоконсенсуса, раскрепощающей творчество интеллектуальной свободы.
В 1648 г. патриотичныеголландские бюргеры добились признания полной независимости территории страныот Испанской короны и развернули строительство капитализма особого типа.Утверждавшиеся в Голландии в те далекие времена дух корпоративной демократии иволя к демонополизированной собственности устремляли ее граждан к экономическойи военно-политической сплоченности, к взаимной социальной поддержке имеценатству, что нашло художественное отображение на полотнах великих X.Рембрандта («Портрет синдиков цеха сукноделов», «Ночной дозор») и Ф. Халса(«Регенты госпиталя св. Елизаветы в Харлеме», «Офицеры и унтер-офицерыгородской милиции св. Адриана»).
«Новое государствовступило в пору расцвета. Корабли голландской Ост-Индской компании… бороздиливоды недавно открытых морских путей на Восток. Амстердамская биржа… позволилакупцам, ремесленникам, лавочникам и земледельцам значительно приумножить их,недавно полученные, богатства.
К концу XVII в. Голландияимела самый высокий в Европе доход на душу населения. Основу экономическогопроцветания Голландии составлял торговый капитал, возник новый тип заказчика,гордящегося своими политическими завоеваниями и финансовыми возможностями. Этотпримечательный контраст с атмосферой, что царила при абсолютистских дворахЕвропы, нашел наглядное выражение в грандиозных художественных и архитектурныхтворениях. Празднуя отвоеванную независимость, голландские города вкладывалиогромные суммы в строительство зданий и в произведения искусства во славумогущества новой республики. Огромные крытые рынки и другие торговые здания,построенные в тот период, свидетельствовали об уровне купеческого богатства.Ратуша, главный символ городской власти, стала предметом соперничества междугородами, каждый из которых стремился обрести собственное лицо в рамкахгосударства. Любые решения, связанные с проектом, строительством или убранствомратуши, полностью зависели от муниципального совета… Протестантскаяархитектура, выдержанная в классическом стиле, тщательно продуманная системаскульптурного и живописного декора символизировали мир, процветание инезависимость нового государства. Изобразительный язык был типичноголландским...» — такими выводами поделилась М. Холлингсворт в книге «Искусствов истории человека».
Гуманитарный рынок,характеризующийся отношениями честного сотрудничества разномасштабныхсобственников, утверждался самой демократической (экономической, политической,религиозной, нравственной, художественной) бюргерской культурой.
Субсидиарный(социально-партнерский) капитализм в «голландской редакции», опираясь напозитивные исторические традиции и приобретая развитые современные формы,продолжает прогрессивную эволюцию, утверждая высокий уровень жизни и стильпотребления в среде преобладающего среднего класса. В настоящее времяНидерланды занимают передовые позиции по интегральному показателю социальногопрогресса (ИПСП). Думается, что опыт экономического и социокультурногостроительства общества суверенных собственников в Нидерландах может найтиприменение в системной перестройке отечественной цивилизации. Утверждениеединых принципов экономической, политической, культурной демократиипредусматривает возрастание роли первичных производителей и организаторовпроизводства, стратов (социально-профессиональных групп) среднего класса вкачестве главной социальной опоры государственной власти.
Отвергнув «либеральныйсценарий», Беларусь имеет возможность выбрать на далекую перспективу свойсрединный (близкий к направлениям социально-экономического и культурногопрогресса Швеции, Нидерландов) государственно-демократический,народно-демократический путь развития.
Будущее — этоскорректированное прошлое. В будущем подчас воплощаются недореализованныевозможности прошедших эпох. Нельзя, напоминаем, в этой связи сбрасывать сосчетов и опыт корпоративного строительства в самоуправляемых городахполитически самостоятельного Великого Княжества Литовского. Мы можем сегодняпредставить себе только самые общие контуры, канву экономического и политическогостроительства корпоративного социабелизма (содружества ассоциированныхсобственников) в Беларуси.
Корпоративный социабелизм- это развивающийся из передового хозяйственно-экономического уклададемократический строй, созданный суверенными собственниками, свободнымиакционерами и добровольными кооператорами, основанный на долевойколлективно-частной собственности. В условиях развития многоукладной рыночнойэкономики, гуманитарного рынка он предусматривает прерогативу кооперативных,народных, а также государственно-народных акционерных предприятий иобъединений, межотраслевых промышленно-аграрных корпораций, промагрополисов.Новые субъекты хозяйствования должны установить взаимоприемлемые договорныеотношения с институтами государства (и органами местного самоуправления),регулируемые системой дифференцируемых налогов, льготных кредитов, социальныхзаказов, резервно-стимулирующих фондов, грантов.
Данный строй, занимающийпромежуточное положение между капитализмом и социализмом, должен реализоватьнаучно выверенную систему технико-технологических, социально-экономических,культурных приоритетов.
Прочной социальной иполитической опорой корпоративного социабелизма станет преобладающий среднийкласс. Главными формами неуклонного совершенствования строя производителей-собственниковявятся воплощение в жизнь системных прогнозов, проектов, рекомендаций,экспертных оценок специалистов и широкое развертывание плодотворной творческойактивности членов профессиональных корпораций.
Новое качество жизни,новый уровень развития отечественной культуры и цивилизации будут определятьименно строители консолидированного гражданского общества, учредители егокрепнущего единства и всестороннего сотрудничества с демократическимгосударством.
С учетом сделанногоуточнения понятия промежуточного строя следует оценивать долгосрочный прогнозрусского социолога-эмигранта Питирима Сорокина: «… если человечество избежитновых мировых войн и сможет преодолеть мрачные критические моментысовременности, то господствующим типом возникающего общества и культуры,вероятно, будет не капиталистический и не коммунистический, а типспецифический, который мы можем обозначить как интегральный. Этот тип будетпромежуточным между капиталистическим и коммунистическим строем и образомжизни. Он объединит большинство позитивных ценностей и освободится от серьезныхдефектов каждого типа».
Принимая в целом идеюконвергенции П. Сорокина, нельзя в то же время не подвергнуть ее существеннойкоррекции. Он ошибся с «первоначальными адресатами»: эссе, в котором былвысказан процитированный прогноз, называлось «Взаимное сближение СоединенныхШтатов и СССР к смешанному социокультурному типу» (1960).
Спустя полвека послеопубликования данного эссе мы можем констатировать тот факт, что конвергенциясвободного предпринимательства и гарантированного социального самообеспеченияширокомасштабно осуществляется — иногда не без издержек — в странах развитогосубсидиарного капитализма (Швеция, Норвегия, Финляндия, Исландия, Нидерланды,Сингапур и др.) и отчасти в странах социально-компромиссного капитализма(Ирландия, Чехия, Словакия, Венесуэла, Индия, Китай и др.).
Республика Беларусьвстала на путь ускорения социального прогресса и увеличения коэффициентасубсидиарности (КС). Последний измеряется, прежде всего, масштабом деятельности«посполитого» гражданского общества и государства, направленной насовершенствование централизованной системы перераспределения национальногодохода в пользу малообеспеченных и среднебедных слоев и оказания остронуждающимся целевой помощи. КС также предполагает в целом системную поддержку ивзращивание среднего класса, в том числе посредством последовательногостимулирования мелкого и среднего бизнеса, через финансовый иорганизованно-экономический государственный патронаж трудовых хозяйственныхструктур, образуемых «горизонтальным» и «вертикальным» кооперированием.
Совершенствованиепроизводственной демократии и демократической экономической культуры, развитиетрудовых хозяйственных укладов в странах социально-партнерского и социально-компромиссногокапитализма, становление обществ конвергентного типа, объединение тех и другихпозволит потеснить позиции противоположного либерально-олигархического (иавантюрно-олигархического) капитализма, который пока занимает господствующееположение в мировой экономической системе.
Ментальная готовностьбелорусского общества к строительству культуры и цивилизации новогодемократического типа предопределяется развитой способностью нашего народа кпостмодернистской реконструкции лучших исторических и современных образцовкооперативного творчества и корпоративной солидарности. Страна только входит вфарватер великого гуманистического обновления мира, характеризующегосязакономерными духовными, лингвокультурными, социально-экономическими сдвигами иальтерглобалистскими геополитическими преобразованиями.
В третьем тысячелетиипреобразится облик (обще)националъных и (супер)региональных цивилизаций;появятся новые типы коллективности и государственности; произойдет комплекснаягуманистическая перестройка технико-технологических, социально-экономических,политических систем; сложится кооперированное управление планетарно-космическиммировым хозяйством; утвердится интегральное знание о природе и человеке.
Позади останетсятупиковый путь, который, по символическому предсказанию X. Босха («Семьсмертных грехов», «Воз сена», «Корабль дураков» и др.), угрожает соединитьотдельные социальные драмы в одну человеческую трагедию. Культураоблагораживает цивилизацию во избежание ползучего апокалипсиса.
Культура выдавливает изчеловека хищника и социального зомби, вскормленных издержками антагонистическойцивилизации. К ним относятся, говоря словами А.Дж. Тойнби («Постижениеистории»), готовность гончара превратиться в раба своей глины и обращение слюдьми или животными как с неодушевленными предметами, наконец, само неумениеогромного стада буйволов активно противостоять натиску стай львов и гиен.Альтер-глобализация есть глобализация минус всетернизация плюс альтернативнаяэкономика и корпоральность — плодотворная сообщительность работников и их корпоративнаясоциальная ответственность.

Список использованныхисточников
1. Ширшов И.Е. Культурология – теорияи история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива 2010.
2. Эренгросс Б.А. Культурология.Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс,2007.
3. Драч Г.В., Матяш Т.П.Культурология. Краткий тематический словарь – М.: «Феникс», 2001.
4. Культурология. Учебное пособие / Подредакцией А.А. Радугина – М., 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.