Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Организация бухгалтерского учета в магазине "Стройка"

Содержание
Введение
1. Характеристика предприятия
1.1 Организация бухгалтерского учета
1.2 Учетная политика
2. Организация бухгалтерского учетана предприятии
2.1 Учет товарных запасов и другихоборотных активов
2.2 Учет расходов на продажу
2.3 Учет продажи товаров
2.4 Учет расчетных операций с поставщикамии подрядчиками
2.5 Учет расчетов по единому налогуна вмененный доход
2.6 Учет денежных средств
2.7 Учет труда и заработной платы
2.8 Учет кредитов и займов
Заключение
Список используемой литературы

ВведениеВажнейшимэтапом хозяйственной деятельности организации как завершающего процессакругооборота ее средств является процесс продажи товаров и готовой продукции, врезультате, которого выявляется общественная полезность проданного товара илиготовой продукции, соответствие требованиям покупателя, заказчика или рынка ипутем сопоставления доходов и расходов организации исчисляется финансовыйрезультат. Продажа товаров и готовой продукции, являясь важнейшим источникомдоходов организации, выступает как объект налогообложения, формируя доходнуючасть бюджета государства.
Главная задача организации — этовсемерное удовлетворение потребностей потребителя в его продукции, оказание услугс высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах. Отосуществления своей главной задачи общество должно обязательно получатьположительный финансовый результат от продажи и обеспечивать его рост впоследующие годы.Основнымизадачами учета процесса продажи являются:-определениеполного объема продажи в количественном и стоимостном выражении;
— выявление фактическихрезультатов от продажи товаров и готовой продукции.
Цель производственной практики – изучить и проанализироватьсуществующий механизм организации учёта продажи товаров, провести анализ хозяйственнойдеятельности в магазине «Стройка», показать существующие формы учета ирасчётов, которые могли бы способствовать совершенствованию учёта продажитоваров.
Основнымиисточниками информации явились данные первичного и синтетического учета,финансовая, бухгалтерская, налоговая и статистическая отчетности магазина за2005 — 2007 гг.

1.        Характеристикапредприятия
Основным видомдеятельности является розничная продажа парфюмерной продукции.
Закупка товара –составная часть коммерческой деятельности торгового Общества, включает в себя:
-     изучение и планированиепокупательского спроса;
-     выявление иизучение источников поступления и поставщиков товара;
-     организациюхозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключениедоговоров поставки (пример Договора приведен в приложении 1);
-     организацию учетаи контроля за ходом выполнения договорных обязательств.
Перечень поставщиковмагазина:
1.     ООО «МедиаМир»;
2.     ООО «ОРИОН –Косметикс»;
3.     ИП Бенда ВладимирАндреевич;
4.     ООО «Эй – Пи –Трейд»;
5.     ОАО «Амур –Джел»;
6.     ООО «Антарес»;
7.     Агентство печатиЭкспресс
Для того, чтобы дать экономическую характеристику магазина,проанализируем финансово-хозяйственную деятельность в 2005 — 2007 гг. с помощьюаналитических таблиц. Оценим вначале основные экономические показатели хозяйственнойдеятельности.

Таблица 1 — Основные экономические показатели хозяйственнойдеятельности сети магазинов «Стройка» в 2005-2007гг., руб.Показатели 2005 год 2006 год 2007 год Отношение 2007г. к 2005г., %  1 2 3 4 5 Выручка (нетто) от продажи товаров (без НДС, акцизов и др.), тыс. р. 8758708 6600995 9901492 113,0 Себестоимость проданных товаров, работ, услуг, тыс.р. 7045857 6437592 9612628 136,4 Валовая прибыль, тыс.р. 1712851 163403 288864 16,8 Чистая прибыль (убыток), тыс. р. 1455923 138892 245534 16,8 Среднесписочная численность работников, чел. 10 10 10 10

Рентабельность продаж, % 19,5 2,1 2,4 12,3
Из данных таблицы следует, что сеть магазинов «Стройка» поразмерам относится к малым предприятиям, так как численность его работников висследуемом периоде не превышала 10.
Позитивной тенденцией работы предприятия является уменьшениеприбыли от продаж с 1712851 тыс.руб. в 2005г. до 288864 тыс.руб. в 2007г., таки чистой прибыли – с 1455923 тыс.руб. в 2005г. до 245534 тыс.руб. в 2007г.
Такую же позитивную тенденцию понижения показателейфинансовых результатов демонстрируют уровень рентабельность продаж, уменьшившаясяв 2005 — 2007гг. до уровня 2,1% и 2,4% соответственно.
Снижение финансовых показателей связано с закрытием двухторговых точек.
1.1 Организация бухгалтерского учета
Бухгалтерскийучет на любом предприятии ведется по определенным правилам. Согласно Положения№ 34 — Н, исходя из обще принятых правил, каждое предприятие само разрабатываетсвою учетную политику, представляющую собой совокупность принципов и правил,регламентирующих методологию и организацию бухгалтерского учета на отчетныйпериод. От того, как будет сформирована и утверждена учетная политика, зависитэффективность, оперативность и гибкость дальнейшей деятельности общества.
Бухгалтерский учет осуществляется главным бухгалтером.В свою очередь, главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителюмагазина.
Главныйбухгалтер обеспечивает:
— организацию первичного учета на предприятии;
— отражение на счетах и в регистрах бухгалтерского учета всех осуществляемыххозяйственных операций;
— контроль за наличием и движением имущества, использованием материальных,трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативамии сметами;
— предоставление необходимой информации руководителю о хозяйственной и финансовойдеятельности предприятия;
— составление бухгалтерской отчетности и предоставление ее в установленный срок всоответствующие органы;
— анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
разработкуучетной политики.
Главныйбухгалтер совместно с руководителем магазина подписывают документы, которыеслужат основанием для приемки и выдачи материальных ценностей и денежныхсредств, а также расчетных и финансовых обязательств.
В бухгалтерииприменяется журнально-ордерная форма учета, основанная на использованиишахматного принципа регистрации операций и их накапливания за каждый отчетныймесяц. Журналы-ордера используют в течение месяца, а месячные итоги журнала-ордерапоказывают сумму кредитового оборота по данному синтетическому счету сподразделением ее по дебетуемым счетам. По окончании месяца итогижурналов-ордеров переносятся в Главную книгу.
Главная книга – свод регистров, оформленных в виде сброшюрованнойкниги, открываемой на один год для всех счетов из Плана счетов.
Дляправильной организации и планирования учетного процесса главным бухгалтеромпредприятия разработан график документооборота, который утверждаетсяруководителем предприятия и является безоговорочно обязательным для всехсотрудников, связанных с учетом. Он представляет перечень исполнителей, сроковпоступления документов в бухгалтерию от оперативных работников, сроковобработки и прохождения документов внутри управленческого аппарата и завершениявсех работ за отчетный период вплоть до составления баланса и отчетности.
Такимобразом, бухгалтерия в магазине создана для контроля средств предприятия ипроцессов их хозяйственной деятельности в обобщающем денежном выражении,обеспечения контроля за наличием и движением имущества, использованиемматериальных, трудовых и финансовых ресурсов. Также бухгалтерия формируетполную, достоверную информацию о всех результатах деятельности предприятия,необходимую как для оперативного управления, так и для подготовки и сдачифинансовой и налоговой отчетности.
1.2Учетная политика
Засоблюдением общих методологических принципов бухгалтерского учета несетответственность бухгалтер.
Бухгалтерсовместно с директором магазина подписывает документы, служащие основанием дляприемки и выдачи товарно–материальных ценностей и денежных средств, а такжерасчетных обязательств.
Главномубухгалтеру запрещается принимать к исполнению и оформлению документы пооперациям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовуюдисциплину.
Содержащаясяв принятых к учету первичных документов информация о фактах совершенияхозяйственных операций, произведенных за определенный период временинакапливается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учета, рекомендуемыхМинистерством финансов РФ.
Первичныедокументы должны содержать:
— наименование документа;
— кодформы;
— датусоставления;
— содержаниехозяйственной операции;
— измерители хозяйственных операций (в натуральном и денежном измерении);
— наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операциии правильность ее оформления;
— личныеподписи и правильность ее оформления.
Первичныедокументы должны быть составлены в момент совершения операции. Своевременное идостоверное создание первичных документов, передача ее в установленном порядкеи сроки для отражения в бухгалтерском учете производится в соответствии сутвержденным графиком документооборота. Информация о хозяйственных операциях изрегистров бухгалтерского учета переносится в сгруппированном виде вбухгалтерскую отчетность. В первичных документах и регистрах бухгалтерскойотчетности не оговоренные исправления не допускаются. Исправленные ошибкидолжны быть подтверждены подписью лиц, подписавших документ, с указанием датыисправления. В кассовых и банковских документах исправления не допускаются. Первичныедокументы и регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская отчетность подлежитобязательному хранению в соответствии с установленным порядком и сроками.Ответственность за сохранность документов несет главный бухгалтер. Бухгалтерусдается отчет по кассе, отчет по товарно–материальным ценностям по окончанииотчетного месяца.
Отчетыпо товарно–материальным ценностям составляют продавцы магазина. Магазин ведетбухгалтерский учет имущества, обязательств, хозяйственных операций способомдвойной записи в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета. Бухгалтерскаяотчетность является завершающим этапом учетного процесса. Отчетным годомсчитается период с 1 января по 31 декабря включительно. Магазин предоставляет вобязательном порядке годовую бухгалтерскую отчетность государственной налоговойинспекции в одном экземпляре. Годовая бухгалтерская отчетность предоставляетсяне позднее 1 апреля следующего за отчетным года, а квартальную – не позднее 30дней по окончании отчетного периода. Бухгалтерская отчетность подписываетсядиректором магазина и бухгалтером. Имущество, обязательства и хозяйственныеоперации для отражения в бухгалтерском учета и отчетности подлежат оценке.Оценка осуществляется в денежном выражении путем суммирования фактическипроизведенных расходов. Оценка имущества осуществляется в рублях.
В целяхобеспечения достоверности данных бухгалтерского учета в отчетности производитсяинвентаризация имущества и денежных обязательств. Магазин проводить плановуюинвентаризацию товарно–материальных ценностей один раз в месяц, денежныхобязательств после окончания каждого отчетного периода. Выявленные приинвентаризации и других проверках расхождения фактического наличия имущества сданными бухгалтерской отчетности регулируются в следующем порядке:
— материальные ценности, денежные средства, оказавшееся в излишке, подлежатоприходованию и зачислению соответственно на финансовый результат;
— убыльценностей в пределах норм списывается по распоряжению директора магазина соответственнона расходы от продаж;
— недостачи материальных ценностей, денежных средств, а также порча сверх норместественной убыли относится на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники неустановлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостачи порчи списываются на расходы от продаж.
Вариантыоценки товаров магазин выбирает самостоятельно. Учет товаров ведется порозничным ценам с применением счета 42 «Торговая наценка». Товары, которые моральноустарели и частично потеряли свое первоначальное качество списываются нарасходы от продаж согласно акту на списание, оформленного комиссией или жевозвращаются поставщику по доверенности и накладной на возврат. Для определениявыручки от продаж и признания соответствующей ей прибыли, исходя из условийхозяйствования и заключения договоров, выбран один из двух методов учета вучетной политике:
— поотгрузке товаров и предъявлению покупателю расчетных документов. При отраженииучета по отгрузке товаров реализация отражается по дебету счета 62 «расчеты спокупателями и заказчиками», счета 50 «Касса» и кредиту счета 90.1
Одновременнофактическая стоимость проданного товара списывается с кредита счета 41 «Товары»в дебет счета 90.2
Прибыль(убыток) представляет собой конечный финансовый результат, выявленный заотчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций иоценки статей баланса.
Прибыльили убыток, выявленные в отчетном году, но относящиеся к операциям прошлых лет,включается в финансовые результаты отчетного года. Применение специальныхрежимов налогообложения предусматривает замену уплаты налога на прибыль, НДС,налога на имущество и единого социального налога уплатой единого налога на вмененныйдоход, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговыйпериод. Магазин производит уплату страховых взносов на обязательное пенсионноестрахование в соответствии с законодательном РФ.
В целяхпланирования учета и отчетности расходов на продажу применяется номенклатурастатей расходов:
— транспортные расходы;
— расходы на оплату труда;
— отчисления на социальные нужды;
— расходы на аренду;
— расходы на хранение и упаковку товаров;
— расходы на рекламу;
— убыткиот недостач и потери от порчи товаров;
— прочиерасходы.
Плансчетов бухгалтерского учета:
41 –«товары»;
42 –«торговая наценка»;
44 — «Расходына продажу»;
50 –«касса»;
56 –«Денежные документы»;
60 –«Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
62 –«Расчеты с покупателями и заказчиками»;
68 –«расчеты с бюджетом»;
68.9 –ЕНВД;
69 — «Расчеты по социальному страхованию»;
70 –«Расчеты с персоналом по оплате труда»;
90 –«Продажи»;
94 –«Недостачи и потери от порчи ценностей»;
97 –«Расходы будущих периодов»;
98 –«доходы будущих периодов»;
99 –«Прибыль и убытки».

2.Организация бухгалтерского учета на предприятии
2.1Учет товарных запасов и других оборотных активов
Синтетическийучет поступления товаров ведется на активном счете 41 «Товары», субсчете 2 «Товарыв розничной торговле».
Поступлениетовара отражается в дебете указанного счета. На счете 41 «Товары», субсчете 2 «Товарыв розничной торговле» товары учитываются по покупным ценам.
Припоступлении товара торговую наценку отражают в кредите данного счета. Остатокна счете 42 «Торговая наценка» — кредитовый, показывает сумму торговойнадбавки, относящуюся к остатку товаров.
Припоступлении товаров составляют следующие бухгалтерские записи:
1)        на стоимостьоприходованных товаров по покупным ценам:
Д-тсч. 41 «Товары», субсчете 2 «Товары в розничной торговле»
К-тсч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
2) насумму налога НДС по приобретенным товарам:
Д-тсч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
К-тсч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
3) насумму торговой надбавки на поступившие товары:
Д-т 41«Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле»
К-тсч. 42 «Торговая наценка»;
4) насумму транспортных расходов:
Д-тсч. 44 «Расходы на продажу»
К-тсч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
5) насумму недостачи товаров по покупной стоимости:
Д-тсч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
К-тсч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
6) насумму налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, относящимся кнедостающим товарам:
Д-тсч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
К-тсч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»;
7) насумму торговой надбавки, относящуюся к недостающим товарам:
Д-тсч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
К-тсч. 98 «Доходы будущих периодов», субсчете 4 «Разница между суммой, подлежащейк взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»;
8)списание суммы недостачи товаров с виновных лиц по продажной стоимости:
Д-сч. 73 «Расчеты с персоналом по оплате труда», субсчет 2 «Расчеты по возмещениюматериального ущерба»
К-тсч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Все движения товаров в организации отражаются в товарномотчете, который еженедельно составляется материально-ответственным лицом в 2-хэкземплярах и является основанием для отражения в учете операций по поступлениюи выбытию товаров. В товарном отчете указывают остаток товаров на началоотчетного периода, который должен соответствовать остатку товаров на конецпериода из предыдущего отчета. Затем в разделе «Приход» фиксируюткаждый приходный документ (товарно-транспортные накладные и др.) с указаниемисточника поступления товара, номера и даты документа, стоимость поступившихтоваров и тары. Подсчитывают итог прихода, а также итог прихода с учетомостатка на начало периода.
Вразделе «Расход» товарного отчета по отдельным его строкам по каждому документупоказывают движение товаров. После этого подсчитывают общую стоимость проданныхи выбывших товаров и определяют остаток товаров на конец отчетного периода.
К товарному отчету прикладывают все приходные ирасходные документы, а их общее количество указывают в приложении. Отчетпроверяют и подписывают главный бухгалтер и материально — ответственное лицо. Наосновании товарных отчетов с материально ответственных лиц списываетсястоимость оплаченных и отпущенных покупателям товаров по продажной стоимости(так как согласно учетной политике учет товаров в организации ведется попродажным ценам). В конце каждого квартала составляется свод по товарнымотчетам.
2.2 Учетрасходов на продажу
Учет расходов в целяхналогообложения с 1 января 2002г. регламентируется гл.25 НК РФ; учет расходовна продажу в целях бухгалтерского учета – ПБУ 10/99 «Расходы организации». Красходам на продажу в магазине относятся расходы по оплате труда торговогоперсонала и отчислениям на социальные нужды, транспортные расходы, аренде исодержанию здания, инвентаря, проценты за кредит, рекламные и другие расходы. Основаниемдля отражения произведенных расходов являются такие первичные документы, кактабель учета использования рабочего времени, счета поставщиков, требования,справки бухгалтерии и ведомости по начислению амортизации основных средств,акты по выполнению работ сторонними организациями. Синтетический учет розничнойпродажи товаров ведется на счете 90 «Продажи». По кредиту счета отражаетсяпродажная стоимость проданных товаров, а по дебету – их себестоимость и налоги.
Счет 90 «Продажи» предназначендля вычисления:
— объема выручки от продажитовара;
— себестоимость проданныхтоваров;
— валового дохода отпродажи товаров;
— финансового результата.
На основании отчетакассира на сумму выручки от продажи товаров составляется бухгалтерская запись:
Д-т сч. 50 «Касса»
К-т сч. 90 «Продажи»,субсчете 1 «Выручка».
Стоимость оплаченныхтоваров и отпущенных покупателям списываются с материально – ответственноголица на основании их товарных отчетов по продажной стоимости следующейбухгалтерской записью:
Д-т сч. 90 «Продажи»,субсчет 2 «Себестоимость продаж»
К-т сч. 41 «Товары»,субсчет 2 «Товары в розничной торговле».
При определениирезультатов от продажи товаров в дебете сч. 90 «Продажи» отражается покупнаястоимость проданных товаров, которая рассчитывается как разность междустоимостью товаров по продажным ценам и торговой наценкой.
Для определениясебестоимости проданных товаров рассчитываются суммы расходов, относящихся кпроданным товарам. При этом сумма расходов, относящаяся к остатку товаров наконец месяца, исчисляется за отчетный месяц с учетом переходящего остатка наначало месяца в следующем порядке:
— суммируютсятранспортные расходы на остаток товаров на начало месяца и произведенные вотчетном месяца,
— определяется сумматоваров, проданных в отчетном месяце, и остатки товаров на конец месяца,
— отношение суммырасходов к сумме проданных и оставшихся товаров определяется процент расходов кобщей сумме товаров,
— умножением суммыостатков товаров на конец месяца на средний процент расходов определяется ихсумма, относящаяся к остатку товаров на конец месяца.
Дляучета расходов на продажу используют активный счет 44 «Расходы напродажу». По дебету этого счета учитывают расходы на продажу вкорреспонденции с кредитом соответствующих материальных, расчетных и денежныхсчетов:
— 02«Амортизация основных средств»,
— 10«Материалы»,
— 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
— 70«Расчеты с персоналом по оплате труда»,
— 69«Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»,
— 71«Расчеты с подотчетными лицами»,
— 76«Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».
Порядокотражения операций на счете 44 «Расходы на продажу» приведен на рис. 6.
Всоответствии с ПБУ 10/99 «Расходы на продажу» организации торговли имеют правовыбрать один из двух вариантов списания расходов по продажам:
1.полностью в текущем отчетном периоде;
2.пропорционально стоимости проданных товаров.
В магазинесписание расходов по продажам ведется полностью в текущем отчетном году
Магазин «Стройка» ведетсписание расходов на продажу в журнале расходов и доходов.
Поистечении каждого года «Журнал расходов и доходов» должен быть закрыт вналоговой инспекции.

/>
Рис. 1. Схема счета 44«Расходы на продажу» на основе данных магазина за 2007г., тыс.р.
2.3 Учетпродажи товаров
Подсинтетическим учетом продажи товаров понимается отражение в бухгалтерском учетевсего объема отгрузки и отпуска товаров в обобщенном виде в двух оценках — пофактической себестоимости и по отпускным ценам – с целью выявления финансовыхрезультатов деятельности организации за отчетный период или период с началагода или за год. Для получения детальных, подробных данных об объектахбухгалтерского учета применяют аналитические счета, их открывают в дополнение ксинтетическим с целью их детализации и получения частных показателей. Имея данные аналитического учета,бухгалтер может получить обобщенные сведения по группам объектов учета.
СогласноПлану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельностиорганизаций, утвержденного Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н продажа товаров отражается насчете 90 ''Продажи''. Счет 90 «Продажи» – сопоставляющий ифинансово-результатный по назначению. К нему на изучаемом предприятии открываются следующие субсчета:
90/1«Выручка»;
90/2«Себестоимость продаж»;
90/9«Прибыль (убыток) от продаж».
Суммавыручки от продажи товаров отражается на дату перехода права собственности их кпокупателю. Магазин ведет розничную торговлю товарами как за наличный расчет сприменением ККМ.
Припродаже товаров в розницу в магазине момент получения выручки, совпадает смоментом передачи товара, поэтому допускается отражение выручки бухгалтерскойзаписью по дебету счета 50 «Касса» и кредиту счета 90 «Продажи» на основанииотчета кассира без использования счетов учета расчетов с покупателями. При этомсумма выручки запроданные товары определяется как разница между показаниями счетчика кассовоймашины на начало и конец дня.
Одновременнос начислением выручки себестоимость проданных товаров списывается с кредитасчета 41 «Товары», в дебет субсчета 90/2 «Себестоимостьпродаж». Также после продажи товаров списываются суммы начисленной попроданным товаром торговой наценки. При этом они отражаются сторнировочнойзаписью по дебету счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» икредиту счета 42 «Торговая наценка».
Вконце месяца на себестоимость продаж также списываются расходы на продажу,относящиеся к реализованным товаром. При этом в бухгалтерском учете счет 44«Расходы на продажу» кредитуется в корреспонденции с дебетом счета90/2 «Себестоимость продаж».
Субсчет90/9 «Прибыль (убыток) от продаж» предназначен для выявленияфинансового результата от продаж за месяц.
Записипо субсчетам 90/1 «Выручка от продаж», 90/2 «Себестоимость продаж» и производятнакопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупногодебетового оборота по субсчетам 90/2 «Себестоимость продаж» и кредитовогооборота по субсчету 90/1 «Выручка от продаж» определяют финансовый результат отпродаж за отчетный месяц.
Сальдопо счету 90 «Продажи», выявленное после отражения перечисленных выше операций,списывается на счет 99 «Прибыли и убытки»: кредитовое – по дебету счета 90«Продажи» в корреспонденции с кредитом счета 99 «Прибыли и убытки» (прибыль отреализации), дебетовое – по кредиту счета 90 «Продажи» в корреспонденции сдебетом счета 99 «Прибыли и убытки» (убыток от реализации).
Такимобразом, синтетический счет 90 «Продажи» ежемесячно закрывается исальдо на отчетную дату не имеет.
Особенностьюбухгалтерских записей на счете 90 «Продажи» является то, что обороты поуказанным субсчетам ежемесячно не закрываются. Ежемесячно бухгалтер долженсопоставить совокупные дебетовые обороты по субсчетам 2 ''Себестоимостьпродаж'', с кредитовым оборотом по субсчету 1 ''Выручка''. Сумма рассчитаннойтаким образом прибыли или убытка от продаж за отчетный месяц ежемесячно(заключительными оборотами) списывается с субсчета 9 ''Прибыль/убыток отпродаж'' на счет 99 ''Прибыли и убытки''.
Поокончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 ''Продажи'' (кромесубсчета 9 ''Прибыль/убыток от продаж'') закрываются внутренними записями насубсчет 90/9 «Прибыль (убыток) от продаж». Субсчета 90/2«Себестоимость продаж» и 90/3 «Налог на добавленную стоимость» закрываются покредиту в корреспонденции с дебетом счета 90/9 «Прибыль (убыток) отпродаж», субсчет 90/1 «Выручка от продаж» закрывается по дебету вкорреспонденции с кредитом 90/9 «Прибыль (убыток).
Такимобразом, остатки по субсчетам, открытым к счету 90, будут зарыты на конец года.
/>
Схема счета «Продажи» наоснове данных магазина «Стройка» за 2007 г.
Обобщающимрегистром для систематизации всех данных по продаже товаров и расчетов спокупателями является журнал-ордер № 11, в котором учет продажи организуется вразрезе субсчетов и синтетических показателей. Аналитические данные к счету 90«Продажи» приводятся в журнале-ордере № 11 по фактической себестоимости, попродажным ценам, и в обороте не только за отчетный месяц, но и с начала года, сотражением сумм НДС.
Согласноп. 60 ''Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности вРоссийской Федерации'' организации торговли могут вести учет товаров как попокупным, так и по продажным ценам. Выбор способа определения учетной ценытоваров следует закрепить в приказе об учетной политике организации.
В магазине «Стройка» товары,приобретенные для реализации, учитываются по продажным ценам. Учет товаров попродажным ценам предполагает установление цены реализации товаров в момент егопоступления. В момент продажи товаров организация делает торговую надбавку,которая устанавливается самостоятельно, из расчета покрытия издержек обращенияи получения прибыли. Для синтетического учета приобретенных в собственностьтоваров используется счет 41 ''Товары'', а разница между покупной ценой товаров(за минусом НДС) и их продажной ценой с НДС отражается на счете 42 ''Торговаянаценка''. При принятии товаров к учету сумма торговой наценки относится вкредит счета 42 ''Торговая наценка''.
Втечение месяца (отчетного периода) стоимость проданных товаров отражается подебету и кредиту счета 90 „Продажи“ в одинаковой оценке, т.е. попродажным, розничным ценам. Такой порядок учета продаж позволяет контролироватьправильность отражения в учете объема продаж (розничного товарооборота) исписания товаров материально ответственными лицами путем сопоставления оборотовпо дебету и кредиту данного счета.
Приопределении результатов от продажи товаров необходимо по дебету счета 90»Продажи" отразить покупную стоимость проданных товаров, котораярассчитывается как разность между стоимостью товаров по продажным (розничным)ценам и торговой надбавкой, относящейся к проданным товарам. Эта сумма торговойнадбавки и является валовым доходом предприятия по реализованным товарам,который, согласно инструкции по применению Плана счетов, утвержденной приказомМинфина России от 31.10.2000г. № 94н, рассчитывается ежемесячно по среднемупроценту по следующей формуле:
ВД =Р х П: 100,
гдеВД – валовой доход;
Р –стоимость проданных товаров по продажным ценам;
П –средний процент валового дохода.
Среднийпроцент валового дохода можно рассчитать по формуле:
П =(ТНН + ТНП — ТНВ): (Р + ОК) х 100%,
гдеТНН — торговая наценка, приходящаяся на остаток товаров на начало отчетногопериода (сальдо счета 42 ''Торговая наценка'' на начало отчетного периода);
ТНП — торговая наценка на товары, поступившие за отчетный период (кредитовый оборотсчета 42 ''Торговая наценка'' за отчетный период);
ТНВ — торговая наценка на выбывшие товары (дебетовый оборот счета 42 ''Торговаянаценка'' за отчетный период);
Р –стоимость проданных товаров по продажным ценам;
ОК — остаток товаров на конец отчетного месяца (сальдо счета 41 ''Товары'' на конецотчетного периода).
Дляудобства бухгалтера расчет торговой надбавки, относящейся к проданным товарам,производится в конце отчетного периода по среднему проценту по форме,приведенной в таблице 2.
Данныйрасчет произведен на основании данных за октябрь 2007г.

Таблица2 — Расчет торговых надбавок на реализованные товарыТорговая надбавка Реализовано товаров за отчетный месяц Остаток товаров на конец месяца Итого (5+6) Средний % торговых надбавок 4х100 / 7
Нереализованные торговые надбавки
6х8 / 100
Реализованные торговые надбавки
4-9 Сальдо на начало месяца Оборот Дебет Кредит
Предварительное сальдо на конец месяца
1-2+3 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1547,60 375,3 1922,9 1047,4 4985,3 6032,7 31,87 1582,0 333,9
Припоступлении товаров торговая наценка увеличивается, а при выбытии товаров онауменьшается. При продаже товаров рассчитанную по вышеуказанной методике суммуторговой наценки, относящаяся к проданным товарам (валовой доход), отражаетсясторнировочной записью по кредиту счета 42 «Торговая наценка» идебету счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимостьпродаж».
Этот способ расчета валового дохода не всегда бывает точным.Уточняют сумму торговой наценки при проведении инвентаризации, проставляяпротив каждого наименования товаров размер торговой надбавки в процентах.
Умноживторговую наценку на сумму по каждому наименованию товаров и подсчитав общуюсумму по инвентарной описи, сопоставляют ее с суммой, отраженной в учете насчете 42 ''Торговая наценка''.
Приэтом если фактическая наценка по описи меньше, чем отражено в учете, торазность корректируют сторнировочной записью по дебету счета 90 «Продажи» вкорреспонденции с кредитом счета 42 «Торговая наценка».
Магазин «Стройка» является субъектоммалого предпринимательства с численностью работников 5 человек. В системенормативного регулирования бухгалтерского учета в России малым предприятиямотводится особая роль. В законодательных и нормативных актах, регулирующихбухгалтерский учет всех организаций, являющихся юридическими лицами позаконодательству РФ, для малых предприятий предусмотрены особые правила иупрощенные процедуры ведения учета и составления отчетности.
Применение упрощенной системыналогообложения организацией предусматривает замену уплаты налога на прибыль,налога на добавленную стоимость, налога на имущество организации и единогосоциального налога уплатой единого вмененным налогом на отдельные видыдеятельности. Магазин «Стройка» производит уплату страховых взносов наобязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации.
Объектом налогообложения дляпредприятия являются операции по реализации товаров, имущества, либо инойобъект, имеющий стоимостную, физическую или качественную характеристику, сналичием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборахсвязывает возникновение обязанности по уплате налога. Учет доходов и расходовпредприятия ведется в книге учета доходов и расходов, форма которой разработанаи утверждена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Книгасостоит из трех разделов: «Доходы и расходы», «Расчет расходов на приобретениеосновных средств, применяемых при расчете налоговой базы по единому налогу»,«Расчет налоговой базы по единому налогу». Основанием для отражения операций вКниге доходов и расходов служат первичные документы. Их номера и датыотражаются в соответствующих графах книги учета доходов и расходов. Книгаведется в течение календарного года. По истечении каждого отчетного иналогового периода организация представляет в налоговый орган по месту своегонахождения налоговые декларации. Налоговая декларация представляет собойписьменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенныхрасходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной суммы налога,подлежащему уплате. Декларация по единому налогу заполняется нарастающимитогом. Сроки предоставления налоговых деклараций, их формы и порядокзаполнения регламентируются гл.26.2 Налогового кодекса РФ.
2.4 Учет расчетныхопераций с поставщиками и подрядчиками
Продажа товаров является основой деятельности торговогопредприятия. В процессе продажи товаров торговое предприятие выступаетпродавцом, предлагающим товары их возможным покупателям.
Торговые операции представляют собой совокупность действий,связанных с приобретением товаров и их дальнейшей продажей по более высокойцене.
Продажа товаров вторговле регулируется договорами купли-продажи, поставки, мены, комиссии.
По договору купли-продажи одна сторона (продавец)обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), апокупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определеннуюденежную сумму (цену).
Договор поставки являетсяразновидностью договора купли-продажи, поэтому отдельные статьи договорапоставки регулируются договором купли-продажи. Согласно ст. 506 ГК РФ подоговору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскуюдеятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимыеили закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательскойдеятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и инымподобным использованием.
По договору мены каждаяиз сторон обязуется передать другой стороне в собственность один товар в обменна другой. К договору мены применяются правила о купле-продаже. При этом каждаяиз сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, ипокупателем товара, который она обязуется принять в обмен.
По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется попоручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну илинесколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
Задача учета операций по продаже заключается в обеспеченииконтроля за выполнением договоров по отгрузке товаров и их оплате покупателями.
Еслидоговором поставки обусловлен отличный от общего порядка момент перехода правасобственности (владения, пользования и распоряжения) на отгруженные товары ириска их случайной гибели (например, при их экспорте), то при учете продажиприменяется счет 45 «Товары отгруженные». То есть, если товарыпереданы (отгружены) покупателю, то в силу действия условий договора доопределенного соглашением сторон момента продолжают оставаться в собственностипродавца, они должны быть списаны со счета 41 ''Товары'' как списанные сматериально ответственных лиц организации и отражены на счете 45 ''Товарыотгруженные'' как товары, выручка от продажи которых еще не признана вбухгалтерском учете.
Насчете 45 «Товары отгруженные» учитывают также готовые изделия (товары),переданные другим организациям для продажи на комиссионных началах. Товары отгруженныеучитывают на счете 45 «Товары отгруженные» по покупной стоимости, а ваналитическом учете — еще и по продажной стоимости с выделением НДС. В этомварианте учета можно также использовать счет 62 «Расчеты с покупателями изаказчиками». Поскольку право собственности на товары переходит кпокупателю в момент оплаты, то в этот же момент оптовая организация отражает ихпродажу и регистрирует в книге продаж счет-фактуру. В условиях дефицитасвободных денежных средств предприятия нередко обменивают продукциюсобственного производства на необходимые им объекты имущества. Правособственности на товар, который передается по договору мены переходит кпокупателю только после того, как продавец получит от него имущество, котороеон должен передать взамен. И до этого момента товар, переданный продавцомпокупателю будет учитываться на счете 45 ''Товары отгруженные''.
Товарный обмен между организациями осуществляется внастоящее время в рамках договора мены и в соответствии с Положением побухгалтерскому учету ПБУ 9/99 ''Доходы организации'' выручка от продажипродукции по договору мены равна стоимости полученных по этому договоруматериальных ценностей.
Бухгалтерский и налоговыйучет операций по доставке товаров от поставщика к покупателю по договорупоставки аналогичен операциям реализации по договору купли – продажи.
2.5 Учет расчетов поединому налогу на вмененный доход
Упрощеннаясистема налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателямиприменяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотреннымизаконодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Объектомналогообложения является вмененный доход. Фактически показателем являетсяплощадь торгового зала. Базовая доходность корректируется на коэффициенты К1 иК2.
Ставкаединого налога устанавливается в размере 15 % величины вмененного дохода.
Так магазинс 2005 г. перешел на ЕНВД. На 1 января 2007 г. на его балансе числился компьютер: первоначальная стоимость (без НДС) — 27 000 руб.; срок полезногоиспользования — 7 лет; введен в эксплуатацию 1 апреля 2005 г.; оплачен 18 марта 2005 г.; остаточная стоимость на 1 января 2006 г. — 24 107,08 руб.
18января индивидуальным предпринимателем заключен договор купли-продажи торговогооборудования (витрин)стоимостью 1 180 000 руб. (в том числе НДС — 180 000руб.). 24 января оборудование оплатили, а 20 марта 2006 г. оборудование ввели в эксплуатацию.
Втечение I квартала 2006 г. было осуществлено множество хозяйственных операций.Среди них:
— 19января закуплен товар на сумму 35 400 руб. (в том числе НДС — 5400 руб.).Оплата произведена в два этапа равными частями: 26 января и 14 февраля по 17700 руб., включая НДС — 2700 руб. 27 января товар полностью продан, а 30 январяполностью оплачен покупателем в сумме 45 000 руб.;
— 1февраля получен заем в 100 000 руб. сроком на 2 месяца под 10% годовых. 31марта заем вместе с процентами полностью погашен;
— 15марта оформлена и оплачена подписка на ряд периодических изданий, необходимыхруководителю и бухгалтеру, на общую сумму 6000 руб.;
— 16марта приобретена консультационно-правовая база данных стоимостью 15 000 руб.
Формированиеналоговой базы отражено в таблице 3.
Таблица3 — Фрагмент раздела 1 Книги учета доходов и расходов обществаРегистрация  Сумма дата № первичного документа Содержание операции Доходы всего Доходы учитываемые при определение налоговой базы Расходы всего
Расходы,
учитываемые при определение налоговой базы 1 Платежное поручение №9от 24.01.2006 Произведена оплата купли – торгового оборудования 1 800 000 2 Платежное поручение № 10 от 26.01.2006 г. Произведена частичная оплата товара 17 700 3 Бухгалтерская справка № 25 от 27.01.2006 г. Списана покупная стоимость товара 15000 4 Бухгалтерская справка № 25 от 27.01.2006 г. Списан НДС по покупной стоимости товара 2 700 5 Платежное поручение № 92 от 30.01.2006 Получена выручка от продаж 45 000 45 000 6 Платежное поручение № 43 от 01.02.2006 Получены средства по договору займа 100 000 7 Платежное поручение № 15 от 14.02.2006 Произведена окончательная оплата по договору купли-продажи 17 700 8 Бухгалтерская справка № 17 от 14.02.2006 Списана покупная стоимость товара 15 000 9 Бухгалтерская справка № 17 от 14.02.2006 Списан НДС по покупной стоимости товара 2700 10 Платежное поручение № 27 от 15.02.2006 Оформлена подписка 6 000 11 Платежное поручение № 28 от 16.03.2006 Приобретена консультативно- правовая база 15 000 15 000 12 Платежное поручение № 29 от 31.03.2006 Погашен заем включая проценты 101 616,44 101 616,44 13 Графа 12 раздел 2 за 1 квартал 2006 Списана стоимость основных средств 3 013,19 Итого за 1 квартал 145000 45000 1958016 155029,63
2.6 Учет денежных средств
Основные задачи:
— своевременное иправильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;
— оперативный контроль засохранностью наличных денежных средств в кассе магазина;
— контроль заиспользованием денежных средств;
— контроль засвоевременными и правильными расчетами с бюджетами, персоналом;
— контроль за соблюдениемформ расчетов, установленных в договорах, с покупателями и заказчиками;
— своевременная проверкарасчетов с кредиторами для исключения просроченности задолженности.
Порядок ведения кассовыхопераций в магазине регламентируется Письмом ЦБ РФ от 04.10.1993 № 18 «Обутверждении порядка ведения кассовых операций в РФ».
Все торговые операции оформляются первичнымидокументами, формы которых утверждены Постановлением Государственного комитетаРФ по статистике ''Об утверждении унифицированных форм первичной учетнойдокументации по учету торговых операций''.
Извлечениеиз плана графика документооборота по оформлению операций по продаже товаровпредставлено в таблице 4.
Таблица4 — Извлечение из плана графика документооборота Документ Срок составления Ответственные должностные лица Составление Утверждение Счет-фактура На каждую партию товаров в двух экземплярах, действительна в течении 10 дней Бухгалтер
Руководитель
Гл. бухгалтер Товарный чек В момент реализации товара Кассир
Кассир
Бухгалтер Отчет кассира Ежедневно в двух экземплярах Кассир
Кассир
Бухгалтер Товарный отчет Еженедельно в двух экземплярах МОЛ МОЛ
Вмагазине денежные расчеты с населением ведутся с обязательным применениемконтрольно-кассовых машин (ККМ) в соответствии с Законом РФ «О примененииконтрольно-кассовых машин при осуществлении наличных расчетов и расчетов сиспользованием платежных карт» от 22.05.2003 № 54, таким образом, продажатоваров сопровождается выдачей покупателю чека ККМ.
Выручказа день рассчитывается как разность между показателями счетчика кассовогоаппарата на конец и начало дня по магазину. Показания счетчика фиксируются вжурнале кассира-операциониста и удостоверяются подписями директора магазина икассиром-операционистом.
Журналкассира-операциониста является контрольно-регистрационным документом показанийсчетчиков. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатьюторговой организации и подписями руководителя, главного бухгалтера и налоговогоинспектора. Записи в журнале ведутся кассиром-операционистом ежедневно вхронологическом порядке чернилами или шариковой ручкой. Помарки в журнале недопускаются. Все исправления должны быть оговорены и заверены подписямикассира-операциониста, руководителя и главного бухгалтера организации. Выручкаот продажи сдается кассиром-операционистом в кассу, что отражается в квитанциик ПКО.
Суммавыручки ежедневно учитывается в кассовом отчете. Одновременно стоимостьреализованного товара списывается в расходной части товарного отчетаматериально ответственного лица. Правильность отражения полученной выручки отреализации товаров проверяется сверкой сумм выручки, показанной в кассовом итоварном отчетах.
Вбухгалтерском учете организации сумма выручки за проданные товары ежедневноотражается на основании проверенного отчета кассира и приходного кассовогоордера.
2.7 Учет труда изаработной платы
Оплата труда в магазинерегламентируется следующими нормативными актами:
— Трудовой Кодекс РФ,
— Закон «О предприятиях ипредпринимательской деятельности».
С каждым работникоммагазина заключен трудовой договор.
В магазине используется повременнаяформа оплаты труда – оплата за определенное количество отработанного времени.
Расчет заработной платыпроизводится по формуле:
Заработная плата =тарифная часовая ставка * количество отработанных часов.
В магазине работают 4продавца, с режимом работы по 8 часов в день, без выходных.
Расчет заработной платыприведен в таблице 5.
Таблица 5 – Расчетзаработной платы продавцовПродавец Кол-во детей Начислено 13% Аванс К выплате 1 - 4650 552,5 2000 2097,5 2 1 4650 474,5 2000 2175,5 3 - 3900 455,0 2000 1445,0 4 - 4200 494,0 2000 1706,0 Итого 17400 1976,0 8000 7424,0
Общий фонд заработнойплаты в месяц в среднем составляет 7424,0 руб.
Согласно ст. 113Трудового кодекса РФ в праздничные дни допускаются работы непрерывнодействующего предприятия.
К праздничным днямотносятся:
ü   1 и 2 января (Новый год);
ü   7 января (Рождество Христово);
ü   23 февраля (День защитникаОтечества);
ü   8 марта (Международный женский день);
ü   1 и 2 мая (Праздник весны и труда);
ü   9 мая (День Победы);
ü   12 июня (День принятия Декларации огосударственном суверенитете РФ);
ü   7 ноября (День согласия ипримирения);
ü   12 декабря (День Конституции РФ).
По желанию работникапредоставляется дополнительный выходной день.
Учет заработной платыорганизован таким образом, чтобы способствовать повышению производительноститруда, улучшению организации нормирования труда, полному использованию рабочеговремени, укреплению дисциплины труда.
На предприятии имеютсянормативные документы, регулирующие порядок начисления заработной платы:
ü   штатное расписание;
ü   расценки и нормы;
ü   трудовые договора;
ü   приказы и распоряжения.
Штатное расписание – этодокумент, в котором установлен перечень должностей и окладов на определенныйпериод.
Для учета рабочеговремени используется Табель учета использования рабочего времени и расчетазаработной платы. Табельный учет охватывает всех работников организации.Каждому из них присваивается определенный табельный номер, который указываетсяво всех документах по учету труда и заработной платы. Сущность табельного учетазаключается в ежедневной регистрации явки работников на работу, ухода с работы,всех случаев опозданий и неявок с указание их причины, а также часов простоя ичасов сверхурочной работы.
Согласно трудовомузаконодательству рабочим и служащим оплачивается и неотработанное время. Воснове расчета сумм таких выплат лежит средний заработок.
Средний заработокрассчитывают, когда нужно выплатить отпускные, командировочные, компенсацию занеиспользованный отпуск. Согласно Постановлению Правительства РФ № 213 от 11апреля 2003 г., расчет среднего заработка работника независимо от режима егоработы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы ифактически отработанного времени за 12 предшествующих месяцев.
Оплата отпуска – это такназываемая дополнительная заработная плата работника, на которую он имеет правопо истечению 12 месяцев работы, за исключением приема по переводу молодогоспециалиста.
Право на отпускоформляется приказом руководителя организации с указанием срока его начала ипродолжительности. Нормативное количество дней отпуска в году не может бытьменее 28 календарных дней. Следует различать основной отпуск и дополнительный.Оплата основного отпуска включается в себестоимость продукции, работ, услуг, аоплата дополнительного производится за счет других источников финансирования.При исчислении среднего заработка учитываются премии, начисленные в расчетномпериоде:
ü   ежемесячные – не более одной закаждый месяц расчетного периода за одни и те же показатели;
ü   за периоды работы, превышающие одинмесяц, — не более одной в размере месячной части за каждый месяц расчетногопериода за одни и те же показатели.
Пособие по временнойнетрудоспособности – особый вид оплаты неотработанного времени. Его источникомявляется не себестоимость, а средства органов социального страхования.Основанием для расчета сумм к оплате является листок о временнойнетрудоспособности лечебного (медицинского) учреждения. При непрерывном стажеработы до 5 лет установлен размер пособий 60% заработка, до 8 лет – 80%, больше8 лет – 100% заработка.
Бухгалтерия предприятияне только производит начисления заработной платы, но и удержания из нее.
В соответствии сзаконодательством из заработной платы производится следующие удержания:
ü   налог с доходов физических лиц(подоходный налог);
ü   в возмещении материального ущерба;
ü   за брак и т.д.
В налогооблагаемую базупо налогу на доходы физических лиц включаются все доходы налогоплательщика. Онимогут быть получены в денежной или в натуральной форме, а также в видематериальной выгоды.
2.8 Учет кредитов изаймов
КомпанияООО «Даймонд» для формирования хозяйственных средств помимо собственныхисточников привлекает заемные средства в виде кредитов банка, займов отюридических лиц. Заемные средства могут привлекаются для пополнения оборотныхсредств, приобретения (создания) основных средств, приобретения товаров (работ,услуг), осуществления расчетов с поставщиками и др.
Гражданскимкодексом РФ установлены следующие виды долговых обязательств, оформляющихзаемные отношения:
¾       кредитныйдоговор;
¾       договор займа;
¾       товарный икоммерческий кредит (как особые разновидности заемных отношений).
Под кредитамибанков понимаются денежные ссуды, выдаваемые организации банком на определенныйсрок на условиях возвратности и оплаты кредитного процента.
Под займамипонимаются полученные от других организаций или физических лиц в долг денежныесредства или товары на условиях возвратности, срочности и платности (какправило, с уплатой процентов), средства, полученные от выпуска и продажиоблигаций организации, и др.[1]
По кредитномудоговору банк или иная кредитная организация обязуются предоставить денежныесредства организации-заемщику в размере и на условиях, предусмотренныхдоговором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и проценты.
Предметомкредитного договора могут быть только денежные средства. Кредитный договордолжен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечетнедействительность кредитного договора.
Процентыза пользование кредитом, порядок и сроки их выплаты устанавливаются банком иотражаются в кредитном договоре.
Основнымиспособами обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору являютсязалог, поручительство, банковская гарантия.
Кредиторвправе отказаться от представления заемщику предусмотренного кредитнымдоговором кредита полностью или частично при наличии обстоятельств, из которыхвозникает невозможность возврата ссуды.
По договорузайма одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне(заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщикобязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равноеколичество других полученных им вещей того же рода и качества.
Такимобразом, предметом договора займа могут быть денежные средства и/или вещи,определенные родовыми признаками.
Договорзайма заключается в письменной форме в случаях, когда заимодавцем являетсяюридическое лицо. Договор займа считается заключенным с момента передачи денегили вещей заемщику. Договоры займа могут быть процентными или беспроцентными.Заемщик обязан возвратить заимодавцу полученную сумму в срок и в порядке,предусмотренные договором. Если срок возвращения займа не определен договором,сумма займа должна быть возвращена заимодавцу в течение тридцати дней со дняпредъявления заимодавцем требования об этом.
Всоответствии с ГК РФ договорами, исполнение которых связано с передачей всобственность другой стороне денежных сумм или других вещей, объединенныхродовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в томчисле в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки оплаты товаров, работ илиуслуг {коммерческий кредит).
Долговые обязательстваможно классифицировать по следующим признакам:
¾       по формезаключенного договора;
¾       по способупривлечения заемных средств;
¾       по срокузадолженности заемщика заимодавцу.
Рассмотрим подразделениекредитов и займов в соответствии с указанной классификацией.
а) Кредиты по формезаключенного договора подразделяются на следующие виды:
¾кредитныйдоговор;
¾договортоварного кредита;
¾договоркоммерческого кредита;
¾договорбюджетного кредита.
Определение кредитногодоговора приведено в главе 1 данной книги. Опять обратимся за разъяснениями кГражданскому кодексу РФ.
В соответствии со статьей822 ГК РФ договаривающимися сторонами может быть заключен договор,оговаривающий условия предоставления одной стороной другой вещей, которыеопределены родовыми признаками. Такой договор называется договором товарногокредита.
По договору коммерческогокредита согласно статье 823 ГК РФ одна из договаривающихся сторон передает всобственность другой стороне денежные суммы или вещи, определяемые родовымипризнаками. Указанный кредит может быть предоставлен в виде аванса,предварительной оплаты, отсрочки или рассрочки оплаты товаров, работ и услуг.
Организации также можетбыть предоставлен бюджетный кредит, определение которого приводится в Бюджетномкодексе РФ. Под бюджетным кредитом понимается предоставление организациисредств на возмездной и возвратной основе государственными органами РФ и еесубъектами, а также органами местного самоуправления.
Так значительное влияниена развитие Компании оказала полученная в рамках Постановления Правительства РС(Я) № 239 от 01.06.09 « О предоставлении мер государственной поддержкипредприятиям реального сектора экономики в 2009 году» Государственная гарантияРеспублики Саха (Якутия). Благодаря тому, что АК «АЛРОСА» ЗАО пошло навстречу,Государственную гарантию предприятие направило на прямой закуп алмазного сырьяиз АК «АЛРОСА» на сумму 500 000 000 рублей на условиях отсрочки платежа под этугарантию.
Получение государственнойподдержки уже дало первые результаты:
¾       с получениемалмазного сырья, 80 огранщиков смогли выйти на работу с 02 января, до конца2010 г. планируется увеличить количество огранщиков до 200 человек;
¾       восстанавливаетсядокризисный уровень производства бриллиантов (в 2009 г., в связи с финансовымкризисом, объем производства составил 515 млн.руб., за 5 месяцев 2010 г. – уже644 млн.руб.;
¾       активно идетнабор и обучение новых огранщиков: заключены договора сотрудничества с ГОУ«Профессионально-техническое училище №16» (г. Якутск), в 2009 г. было 10учеников, в 2010 г. количество учеников составляет 21 человек, планируется доконца года довести количество учеников до 50 человек;
¾       в 2009 г.обновлено технологическое оборудование гранильного завода на 300 тыс.руб., в2010 г. планируется приобрести оборудования на 3 млн.руб.;
¾       погашеназначительная часть кредитов банка (на 01.01.2009 г. сумма кредитов по группеКомпании Даймонд составляла 704 млн.руб., на 01.01.2010 г. – 560 млн.руб., на01.06.2010 г. – 440 млн.руб.);
¾       погашен долгперед АК «АЛРОСА» (ЗАО) в размере 26 млн.руб. по договору цессии
¾       погашен долг за2008 г. перед АК «АЛРОСА» (ЗАО) в размере 48 млн.руб. за алмазное сырье в частиНДС;
¾       благодарявведению в эксплуатацию нового здания ювелирного завода объем производстваювелирного завода – объем производства ювелирных изделий с бриллиантами за 2009г. составил 344,9 млн.руб., за 4 мес.2010 г. – 176 млн.руб. (для сравнения: в2008 г. – 213 млн.руб.).
Займы по формезаключенного договора подразделяются на следующие виды:
¾       договор займа;
¾       договоргосударственного займа;
¾       договор целевогозайма.
Также организация можетполучить денежные средства или другие вещи в форме государственного илицелевого займа. По договору государственного займа, согласно статье 817 ГК РФ,в качестве заемщиков выступают Российская Федерация или субъекты РФ, азаимодателем — юридическое лицо. Договор заключается путем приобретенияюридическим лицом государственных ценных бумаг, удостоверяющих его право навозврат предоставленных государству денежных средств или иного имущества. Крометого, по договору государственного займа организация имеет право на получениеустановленных договором процентов, либо иных имущественных прав. Таким образом,по договору государственного займа юридическое лицо не получает, а предоставляетзаем государству.
Если договор займазаключен с условием использования заемщиком полученных средств только наопределенные цели, то такой договор называется договором целевого займа. Приэтом заемщик, в соответствии со статьей 814 ГК РФ, обязан обеспечитьвозможность заимодателя проводить контроль над целевым использованием суммызайма. При невыполнении заемщиком условий договора займа или при невозможностипроведения заимодателем контроля над использованием сумм займа заимодательвправе потребовать досрочного возврата суммы займа и уплаты причитающихсяпроцентов, если иное не предусмотрено договором.
б) Подразделение долговыхобязательств по способу привлечения заемных средств.
В случаях,предусмотренных законодательством РФ, организация может привлекать заемныесредства путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций (далее — заемныеобязательства).
в) Подразделение долговыхобязательств по сроку задолженности заемщика заимодавцу.
Пунктом 5 Положения побухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ15/01, утвержденного приказом Минфина России от 2 августа 2001 г. N 60н (далее- ПБУ 15/01), определены следующие задолженности заемщика по кредитам и займамзаимодавцу:
¾       краткосрочнаязадолженность (срок погашения по условиям договора не превышает 12 месяцев).
¾       долгосрочнаязадолженность (срок погашения по условиям договора превышает 12 месяцев).
Указанные задолженностимогут быть срочными или просроченными.
Срочной задолженностью пополученным заемным средствам считается задолженность, срок погашения которой поусловиям договора не наступил или продлен (пролонгирован) в установленномпорядке. Под просроченной задолженностью понимается задолженность по полученнымзаемным средствам с истекшим согласно условиям договора сроком погашения.
Основным нормативнымдокументом регулирующим бухгалтерский учет расходов по кредитам и займамявляется ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам». Также ведение учетазаймов и кредитов закреплено в учетной политике компании.
Таким образом, можносказать, что при погашении кредитов и займов установлены два критерия:соблюдение условий договора и срок погашения. Все эти условия компания«Даймонд» соблюдает неукоснительно – вовремя и в полном объеме выплачиваяденежные средства по всем своим обязательствам.
В учетной политикиОбщества также прописаны особенности учета кредитов и займов. Так, например,Предприятие не осуществляет перевод долгосрочной задолженности по полученнымзаймам и кредитам в краткосрочную. (Приложение 10)
Основнымибанками-кредиторами Общества являются «Сбербанк», «Алмазэргиэнбанк»,«Далькомбанк», филиал КБ «Мак-банк», ОАО «Газпромбанк», ТААТТА. Самыми крупнымикредиторами из них на данный момент являются – «Алмазэргиенбанк» и «Сбербанк».В каждом из этих банков для компании ООО «Даймонд» открыта кредитная линия. Чтопозволяет компании вовремя расплачиваться со своим основным поставщикомалмазного сырья компанией ЗАО «АЛРОСА».
По данным внутреннейотчетности компании на 1 мая 2010 года сумма краткосрочных и долгосрочныхкредитов и займов составляет 1 777 967 тыс. рублей.
Таблица 4. Структуракредиторской задолженности ООО «Даймонд» по состоянию на 1 мая 2010г.Показатель Сумма тыс. руб. Доля, % Долгосрочные обязательства 286 0.02% Краткосрочные займы 475 681 26.74% Краткосрочные кредиты 1 302 334 73.25% Итого 1 777 967 100%
Организация неосуществляет перевод долгосрочной задолженности по подученным займам и кредитамв краткосрочную.
Документы,предоставляемые ООО «Даймонд» для получения кредита:
1.  заявление на выдачу кредита;
2.  анкета заемщика;
3.  документы, подтверждающиеправоспособность заемщика;
4.  копия свидетельства о постановке научет в налоговом органе;
5.  финансовые документы.
После предоставлениязаемщиком всех необходимых документов заключается соглашение с кредитором опредоставлении кредита.
Дополнительнымирасходами, непосредственно связанными с получением заемных средств, являются:
¾       расходы наюридические и консультационные услуги;
¾       расходы повыпуску и размещению заемных обязательств;
¾       расходы пополучению гарантий;
¾       расходы напроведение экспертиз;
¾       другие затраты,непосредственно связанные с получением займов и кредитов, размещением заемныхсредств.
Дополнительные затратыотносятся в состав прочих расходов в том отчетном периоде, в котором былипроизведены.
При привлечении заемныхсредств путем выдачи векселя сумма причитающихся векселедержателю к оплатепроцентов или дисконта предварительно учитываются как расходы будущих периодовс последующим отнесением в состав прочих расходов.
Затраты по полученнымзаймам и кредитам, связанные с приобретением инвестиционного актива,уменьшаются на величину дохода от временного пользования заемных средств вкачестве долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.
Также, сама компания«Даймонд» может выступать в роли кредитодателя, выдавая кредиты и займы своимсотрудникам или другим физическим и юридическим лицам, в том числе предприятиямвходящим в состав группы компаний «Даймонд».
При этом делаютсяследующие бухгалтерские проводки:
Д-т58-3 «Предоставленные займы»
Д-т51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»
–предоставлениезайма по перечислении денежных средств;
Предоставленныезаймы, обеспеченные полученными векселями, учитываются на данном субсчетеотдельно.
Д-т76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
К-т91 «Прочие доходы и расходы»
–сумма дохода (процента), причитающегося к получению;
Д-т51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»
К-т76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
–получение процента;
Д-т51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»
К-т58-3 «Предоставленные займы»
–возврат займа денежными средствами.
В планесчетов для учета кредитов и займов предусмотрены счета 66 «Расчет пократкосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам изаймам» Данные счета являются пассивными, сальдо их показывает суммунепогашенной задолженности на начало отчетного периода, оборот по дебиту –суммы, перечисленные в погашение кредита, оборота по кредиту – суммы,полученные в кредит.
Счета 66 и 67кредитуются при получении кредита ООО «Даймонд» в корреспонденцию с дебетомсчетов по учету денежных средств и расчетов (51,60). По дебиту счетов 66 и 67отражаются частичное или полное погашение долга по кредитам в корреспонденцию скредитом счета 51. начисленные банком проценты отражаются по кредиту счетов 66и 67.
Организацияполучает и учитывает займы и затраты, связанные с их получением ииспользованием, в том же порядке, что и банковские кредиты.
Организацияведет отдельный учет займов, полученных от заимодавцев денежными средствами,займов, обеспеченных облигациями, векселями и иными долговыми ценными бумагами.
Порядокбухгалтерского учета расчетов с заимодавцами по полученным займам зависит отналичия их обеспечения.
Учетпри получении займов без обеспечения бухгалтерские записи будут следующими:
Д-т51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»
К-т66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочнымкредитам и займам»
–получены займы;
Д-т08 «Вложения во внеоборотные активы», 91 «Прочие доходы и расходы»
К-т66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочнымкредитам и займам»
–увеличена задолженность по займам на сумму процента (дохода);
Д-т66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочнымкредитам и займам»
Д-т51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»
–погашены займы с учетом процентов, причитающихся к уплате.
Наданный момент Обществом собираются необходимые документы для подачи заявки наполучении кредита в якутском филиале ОАО «Газпромбанк» в размере 150 млн.руб.на срок до 5 лет в целях развития и увеличения сети компаний «Даймонд».

Заключение
К основным направлениямсовершенствования методики и организации бухгалтерского учёта в магазине «Стройка»относятся: совершенствование методологии учёта; создание и применениепрогрессивных форм и методов учёта; повышение роли учёта в экономическойработе; усиление контрольных функций учёта и его влияния на все стороныторгово-хозяйственной деятельности предприятия.
Магазинявляется субъектом малого предпринимательства, малое предприятие составляет ипредоставляет бухгалтерскую отчетность в порядке, предусмотренном Положением обухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Оно вправепредставлять бухгалтерскую отчетность по упрощенной процедуре и формамотчетности. Информация, содержащаяся в отчетности малых предприятий должнаотражать в основном данные, необходимые для решения вопросов налогообложения.
Для совершенствования бухгалтерскогоучёта необходимо также повысить его оперативность и аналитичности учета,упорядочить, унифицировать и стандартизировать процесс документирования сучётом требований автоматизированной обработки на ЭВМ. Так, одним из трудоёмкихпроцессов в начальной стадии организации бухгалтерского учёта являетсядокументирование хозяйственных операций, поэтому основным направлениемсовершенствования этой стадии учётного процесса будет оформление первичныхдокументов с помощью средств автоматизации.
В условиях перехода к рыночнойэкономике ведение бухгалтерского учёта основывается на самом широкомиспользовании средств вычислительной техники. Эти даёт возможность создаватьавтоматизированные рабочие места (АРМ) бухгалтера на базе персональныхкомпьютеров. Организация АРМ бухгалтера является важным резервом дальнейшегосовершенствования учётной работы, значительно упрощает работу бухгалтера,снижает количество ошибок, повышает возможность использования учётнойинформации в управлении предприятием.
В отечественном бухгалтерском учете в настоящее времяпроисходят большие изменения, связанные с внедрением международных стандартов.Принятые за последнее время новые нормативные документы открываютдополнительные возможности для совершенствования учета. Среди этих документов впервую очередь следует отметить новые Положения по бухгалтерскому учету,которые показывают пути проявления бухгалтерами предприятий значительно большеинициативы, нежели раньше, в сферах налогового планирования и прогнозированияфинансового результата.
Устранениенедостатков организации учета на предприятии будет способствовать улучшениюрезультатов их хозяйственно-финансовой деятельности, стабилизации финансовогосостояния и улучшению взаимоотношений с бюджетом.

Списокиспользуемой литературы
1. ГК РФ .- М.: Дело и Сервис, 2004, с.611
2. Налоговый Кодекс РФ. – М.: Дело и Сервис, 2007
3. Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ 1-20) – 10-еизд.-М.: ИНФРА-М,2004-186с.
4. ФЗ «О государственной поддержке малогопредпринимательства» (№ 88 ФЗ от 14.06.1991 в редакции 93 от 22.08.2004 №122-ФЗ)
5. ФЗ № 209 «О развитии малого и среднегопредпринимательства» от 01.01.2008 г.
6. Положении по бухгалтерскому учету «Доходы организации)(ПБУ 9/99) утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от06.05.99 N 32н с изменениями
7. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности вРоссийской Федерации на среднесрочную перспективу одобрена приказом МФ РФ от01.06.2004 г. № 180
8. Волошин Д.А. Налоговый учет доходов от реализации //Главбух, № 8, апрель 2003г., с.12-14
9. Геворкян Е.А. Бухгалтерский учет товарных операций вторговле: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ИКЦ «Маркетинг»,Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. – 224с.
10.     Глушков И.Е.,Киселева Т.В. Бухгалтерский учет на сельскохозяйственных, перерабатывающих иагропромышленных предприятиях. Эффективное пособие по финансовому иуправленческому учету. Москва, «КНОРУС», Новосибирск, «ЭКОР», 2001г., 507с.
11.     Давыдова О.Х.Торговые операции // Аудит и налогообложение, № 5, 2002г., с.8-11.
12.     Керимов В.Э.,Иванова Е.В., Сухов Р.А. Управленческий учет на предприятиях розничной торговлипотребительской кооперации. Учебное пособие/ Под ред.В.Э.Керимова. – М.:Издательство «Экзамен», 2002. – 160с.
13.     Камышанов П.И.,Камышанов А.П. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: составление и анализ. –М.: Омега-Л, 2003. – 208с.
14.     Козлова Е.П. идр. Бухгалтерский учет в организациях / Е.П.Козлова, Т.Н.Бабченко,Е.Н.Галанина. – 3-е изд., перераб.и доп., — М.: Финансы и статистика, 2003. –752с.
15.     Кондраков Н.П.Бухгалтерский учет: Учеб.пособие. – 4-е изд., перраб.и доп. – М.: ИНФРА-М,2004. – 640с.
16.     Кондраков Н.П.,Иванова М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА –М, 2003. – 368с.
17.     Макарова В.И.Покупка товаров по ценам в условных единицах // Главбух, Отраслевое приложениеУчет в торговле, № 1, Iквартал 2003г., с.9-12.
18.     Маренков Н.Л.Бухгалтерский учет и финансовая отчетность в коммерческих организациях: Учебноепособие / Н.Л. Маренков. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 336с.
19.     Маренков Н.Л.Финансовый учет в коммерческих фирмах. Серия «Высшее образование». – М.:Московский экономико-финансовый институт, Ростов н/Д, «Феникс», 2004. – 480с.
20.     Никольская Ю.П.,Спиридонова А.А. Финансовая отчетность предприятия. – СПб.: Питер, 2004. –256с.: — ил. – (Серия «Бухгалтеру и аудитору»).
21.     Пошерстник Н.В.,Мейксин М.С. Бухгалтер торгового предприятия. – 6-е изд. – СПб.: «Издательскийдом Герда», 2003. – 768с.
22.     Пятов М.Л.Понятие «продажи» и «реализация» в бухгалтерском и налоговом законодательстве// Бухгалтерский учет, № 10, май 2002г., с.23-28.
23.     Середа К.Н.Справочник бухгалтера и аудитора / Серия «Библиотека бухгалтера и аудитора». –Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 384с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.