ГОУ ВПОШадринский Государственный Педагогический Институт
Факультетсоциального образования
Кафедрасоциальной педагогики и социальной работы
Курсовая работа
На тему:
«Спецификасервисной деятельности на примере Шадринского «Краеведческого музея имениБирюкова»»
Выполнила:
Шкитина О.В. 331 гр.
Проверила:
Чуйкова И.В.
Шадринск, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава1.Спецификаоказания услуг в музейной деятельности
§1.1Историявозникновения музеев
§1.2Историястановления Краеведческий музей имени Бирюкова
Глава2. Специфика сервисной деятельности на примере Шадринского краеведческого музеяим. Бирюкова
§2.1 Анализ оказания услуг в образовательной деятельности на примере Шадринскогокраеведческого музея им. Бирюкова
§2.2Анализ востребованности познавательных услуг на примере Шадринскогокраеведческого музея имени Бирюкова.
Заключение
Списоклитературы
Приложение
Введение
В настоящее время внашей стране вопросы сервисного обслуживания звучать с каждым днем всеактуальнее и актуальнее. Сервисная деятельность — это форма удовлетворениячеловеческих потребностей.
Учреждение сферыкультуры (краеведческий музей имени Бирюкова), как и любой другой музей всовременном обществе, вынужден адаптироваться под изменяющуюся общественнуюситуацию, по-новому удовлетворять растущие запросы посетителей, все чащепредпочитающих музею иные виды досуга. Растущая проблема не востребованностимузея местным сообществом составила основу данной работы.
Актуальностьданной темы обоснована тем, что современное общество не заинтересованно визучении своего края. К большому сожалению все меньше и меньше нашей молодежипосещает музеи. Очень жаль, что новое поколение не интересуется своим прошлым ине стремится познать для себя что то новое и полезное, а ведь музеи занимаютопределенное место среди социокультурных институтов сегодняшнего общества,которое живет в условиях эволюционной динамики знаний как основного фактораразвития современной цивилизации.
Цельисследования: определить специфику оказания услугсервисной деятельности в Шадринском «Краеведческом музеи имени Бирюкова».
Для того чтобы добитьсяданной цели нужно решить следующие задачи:
¢ выявитьуслуги и направления, оказываемые в «Краеведческом музее имени Бирюкова»;
¢ определитьвостребованность «Краеведческий музей имени Бирюкова»;
¢ сформироватьпозитивное отношение общества к музею, повысить его привлекательность ивостребованность.
Объектомисследования является «Краеведческий музей имени Бирюкова», предметом — специфика оказания услуг сервисной деятельности на примере Шадринского«Краеведческого музея имени Бирюкова».
Работа имееттрадиционную структуру и включает в себя введение, основнуючасть, состоящую из 2 глав, заключение, библиографический список и приложения.
Глава 1 Спецификаоказания услуг в музейной деятельности
§ 1.1История возникновения музеев
Сервиснаядеятельность есть форма удовлетворения человеческих потребностей. При этомхарактер удовлетворения потребностей, модель потребления (совокупностьповторяющихся способов и форм удовлетворения потребностей различных социальныхгрупп) определяются структурными факторами исторически конкретного общества(организационные формы предприятий, отношения собственности, тип распределенияи обмена, механизм выявления и реализации потребностей социальных слоев игрупп, уровень развития технологий и т.д.). [16]
Сервиснаядеятельность есть часть экономической деятельности общества. Тем самымопределяются отношения людей в процессе обмена услугами на основе соотношенияспроса и предложения, необходимость продвижения услуг, а также поведениепотребителей в процессе выбора, приобретения, потребления услуг в зависимостиот материальных ресурсов, имеющихся в распоряжении человека, конкретнойсервисной организации, общества в целом.
Рассматриваясервисную деятельность как специфический труд, нужно учитывать сложность труда,требующую специальной подготовки, наличия у субъекта сервисной деятельности — конструктора, производителя, исполнителя услуги определенных качеств, знаний,умений, навыков и использования специальных средств, создания условий,образующих среду протекания сервисной деятельности.
Подходя ксервисной деятельности как области культуры, нужно иметь в виду ценностныеориентиры и творческий, нестандартный характер этой деятельности, понятия,установки, условия и особенности, которые вместе составляют культуру сервиса.[11]
При рассмотрениисервисной деятельности как среды межличностного общения она предстает какпроцесс установления и развития контактов между людьми, порождаемыхпотребностями в совместной деятельности на основе моральных норм, принятых вобществе.
Вещи, которыеокружают нас в повседневной жизни, стали настолько привычными, что мы даже незадумываемся, когда и как они появились, кто их придумал и как они устроены.Истинное предназначение музеев — дать будущим поколениям представление о том,какими были их предки на этой земле, какие события происходили много вековназад. Недаром музей (от греч. museion — «храм муз») называютхранилищем человеческой культуры, мудрости и знаний.[1]
История возникновениямузеев уходит в глубокую древность. Предшественники музеев появились, когдаобщество достигло того этапа развития, на котором предметы хранятся не толькоиз хозяйственных соображений, а как документальные свидетельства, как ценностине материальные, а эстетические.
Предшественникамисовременных музеев стали хранилища реликвий в храмах. Они появились в античнойГреции. В них хранились произведения искусства и культовые предметы. Это былиместа для созерцания, познания окружающего мира, раздумий и философских размышлений.Здесь собирались древние философы, поэты, музыканты и артисты, которыесостязались в своем мастерстве. [12]
Музеи существовали нетолько в храмах и святилищах, но и в домах именитых аристократов, где веками,из рода в род накапливались предметы искусства, дорогие предметы домашнегообихода и дары, приносимые подданными в подтверждение их верности. В Акрополе вАфинах, в Дельфийском храме, в Олимпии, в Киренах количество статуй, ваз,тканей, ювелирных изделий выросло настолько, что они уже не помещались в храмахи для их хранения строились дополнительные помещения, которые впоследствии истали называться музеями. [9]
В XV веке музеивозникали в связи с великими географическими открытиями, с развитием науки ипроизводства, с необходимостью сохранять исторические и культурные ценности.Музейными экспонатами становились образцы животного и растительного мира,минералы, геодезические и астрономические инструменты.
Первое упоминание обОружейной палате Московского Кремля относится к XVI веку. Большую роль в созданиихудожественных музеев сыграла Екатерина II. Она приобретала в Западной Европесобрания классической живописи и учредила Эрмитаж, ставший общедоступныммузеем.
В первой четверти XVIIIвека Россия победоносно участвовала в Северной войне в Европе. Трофеи войнысоставили базу многих частных и государственных музеев.
Сколько вещей, некогдашироко бытовавших, вышли из нашего обихода и превратились в редкость, раритет.Именно раритетные вещи собираются, хранятся и демонстрируются в самыхразнообразных музеях, расположенных в столичных, областных и районных городах,поселках, порою даже в небольших деревеньках. [10]
Музеи бываютисторические, художественные, сельскохозяйственные, естественнонаучные,искусствоведческие, технические, литературные, мемориальные, комплексные,краеведческие и др. [25]
В дореволюционнойРоссии понятия особо ценных музейных объектов (ОЦМО) не существовало. Впроцессе осознания культурной ценности предметов, принадлежности их ккультурному наследию можно выделить несколько исторических этапов. Первыйиз них связан с выделением особой ценности произведений искусства иисторических реликвий по религиозно-мистическим основаниям и помещением их вцеркви, соборы, монастыри и их ризницы. Другими основаниями выделения предметовслужили их материальная ценность, принадлежность к княжескому, затем царскомуобиходу. Княжеские сокровищницы существовали в Киеве, Суздале, Владимире,Новгороде, Твери, Пскове. В XIV-XVвв. главной сокровищницей становится Московский Кремль. Основу ее составилисимволы власти: шапка Мономаха, держава, скипетр, дорогое оружие, подарки и пр.Собранные вещи должны были ошеломлять подданных и заграничных послов. Осмотрэтих вещей вошел в ритуал московского двора. Для сокровищницы были построеныспециальные помещения, предусматривалась эвакуация наиболее ценных предметов.Так, в 1572 г., во время татарского набега, вещи были вывезены в Новгород на450 санях. В 1605-1612 гг. Московский Кремль и его сокровищница былиразграблены поляками, но позднее восстановлены Романовыми.
На следующем этапевозникают музейные учреждения. Первые музеи в России появились по инициативеПетра I и Екатерины II.И в дальнейшем государство, императорский дом, правительство создавали илиматериально поддерживали начинания, наиболее ценные с точки зрения науки,искусства, престижа. Развитие точных наук, природоведения приводит квозникновению научных коллекций и музеев. Критерий научной значимости прочнозакрепляется в оценке ценности предметов и объектов. Возникают значительныеколлекции произведений искусства и первые художественные музеи (Эрмитаж),однако складывающиеся музеи имели в своей основе коллекции замкнутогохарактера, предназначенные для узкого круга людей.
Новый этапмузейного строительства, отражающий перемены в общественном сознании поотношению к культурному наследию, начался в России (как и в Европе) в XIXв. под влиянием Великой Французской революции и просветительства,провозгласивших общественную принадлежность музеев. Возникает новый типмузейного собрания, ценность которого определяется не стольконаучно-художественным значением, сколько моральным и символическим, каквыражение общности и могущества человеческой культуры. Создаются публичныемузеи, владельцы частных собраний передают их в народное пользование.[15]
В России этопроявилось особенно ярко в пореформенное время, характеризующееся развитиемэкономики, углублением процесса национального самосознания, демократизациейобщества и деятельностью общественности с ее идеалами просветительства. Вырослоколичество музеев, их профильное разнообразие, что отражало распространениепонятия культурного наследия на все более широкий круг объектов, включающийпроизведения современного искусства, ценности мемориального характера (музеиА.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова) и др. Особую роль в этих процессах играли ужесуществующие музеи, развернувшие активную просветительную работу; музейные иобщественные деятели, коллекционеры, постоянно расширявшие понятие ценностиобъектов культуры и способствовавшие складыванию в обществе более широкого иглубокого понимания культурного наследия. Деятельность П.М.Третьякова, Щукиных,Морозовых, Н.М.Мартьянова, В.И.Гошкевича и многих других основателей новыхроссийских музеев позволяет говорить о широком размахе и действенности их усилий.[5]
Осознание того, чтопамятники искусства и старины, хранящиеся в музеях и составляющие достояниевсего народа, требуют государственной заботы и охраны, произошло в Россиипримерно в начале XX в. Этоположение относилось ко всем музеям, независимо от ведомственного подчинения, вособенности к богатейшим музеям дворцового ведомства, чьи сокровища изначальноявлялись собственностью царской фамилии. Но и по отношению к другим музеямгосударство проводило политику протекционизма, выделяло им материальныесредства, пополняло их бюджет, хотя и в недостаточном объеме. Утвердившиеся кэтому времени критерии оценкимузейных коллекций (научная значимость,ценность предметов с точки зрения искусства, старины, мемориальнойпринадлежности, возможности использовать в просветительных целях,идеологическое воздействие на посетителя и пр.) определялись путем экспертныхоценок специалистов, работавших в музейном деле.[22]
Следующий этапистории музеев России начался в 1917 г., когда культурные ценности былиобъявлены достоянием народа, для руководства процессом их сохранения ииспользования были созданы специальные органы в центре и на местах. Именнопервые годы советской власти дают наиболее интересныепрецедентывыделения особо ценных объектов в культуре. Это были годы, результирующиепредыдущий период и заложившие основы будущего развития. Поэтому так важноизвлечь уроки этих лет. [3]
Деятельность первыхорганизаций по руководству музейным делом и охраной памятников базировалась натрех основных позициях: отношение к музейным ценностям как национальномудостоянию; демократизация музейного дела как необходимое условие его развития;неприкосновенность коллекций музеев. Эти принципы, выработанные вдореволюционный период, на первых порах воплощались в жизнь. Среди форм работыпервых государственных органов основными были: выдача охранных грамот наколлекции и музеи; прием коллекций на хранение; обследование имений, усадеб,дворцов, помещений государственных учреждений с целью выявления особо ценныхпредметов и коллекций. Был подготовлен список усадеб, которые необходимо взятьпод охрану. В нем перечислены впервые особо ценные, по мнению музейныхдеятелей, объекты: пушкинские места (Михайловское, Тригорское, Петровское,Ярополец, Полотняный завод) и дворцовые ансамбли (Архангельское, Марьино,Отрада и др.). Уже 30 октября (12 ноября) 1917 г. был объявлен музеем Зимний дворец, в 1918 г. были открыты в качестве музеев дворцы Петергофа,Гатчины, Царского Села. Все предложения по музеефикации объектов вносились ворганы государственной власти представителями дореволюционной художественнойинтеллигенции, музейными деятелями, привлеченными к сотрудничеству в музейныхорганах, и отражали стремление научных и художественных кругов общественностиспасти как можно больше. В первой «Инструкции об охране, учете и регистрациипамятников старины и искусства вне Петрограда» подчеркивалось, что «деятель наниве народного просвещения вообще работает не столько для текущего дня, сколькодля будущего, и поэтому более чем кто-либо другой должен стремиться сохранитьвсе культурное богатство народа, хотя бы оно могло быть вполне использованотолько в будущем». [29]
К концу 1920-х гг.основными критериями оценки культурного наследия делаются представления об«идеологически нужном» и «идеологически вредном», о возможности примененияобъектов культуры в идеологической обработке масс, о возможности использованияпамятников культуры и объектов природы в вульгарно-социологически понятыхвоспитательных целях, в нуждах социалистического строительства.[7]
Выдвигаются новыесхемы определения ценности музейных объектов: в первую очередь оцениваетсяместо музея в государственной сети (центральный, музеи автономий, областей).Затем принимается во внимание характер имеющегося в том или ином музеесобрания: его качественный уровень, степень органичности коллекций, широтадиапазона, количество единиц хранения. Предлагается учитывать также возможностинаучно-просветительного использования, степень активности масс внаучно-исследовательском и просветительном направлении, посещаемость музея;культурное, административное, экономическое и т.п. значение города, гденаходится музей, населенность города, его отношение к району и характер самогорайона, близость к другим музейным пунктам и т.п.; значение вузов,художественных студий, местных художественных сил, степень развития местнойхудожественной науки, местной художественной традиции, художественнойпромышленности и пр. [20]
Каждый экспонат музеяимеет свою «легенду», которая отражается в карточке научногоописания. В ней описано происхождение предмета, его движение, пребывание вколлекциях, на выставках, время изготовления, места бытования, способы иусловия употребления. [13]
Таким образом, музеивозникали в связи с великими географическими открытиями, с развитием науки ипроизводства, с необходимостью сохранять исторические и культурные ценности.Музейными экспонатами становились образцы животного и растительного мира,минералы, геодезические и астрономические инструменты.
§ 1.2 Историястановления краеведческого музея имени Бирюкова
Старейший музейКурганской области. Является преемником Шадринского научного хранилища,организованного В.П. Бирюковым, датой открытия которого считается 9 января 1918года. В структуру научного хранилища входили: архив, музей природы, музейнародного хозяйства, научная библиотека, лаборатория, опытное поле. С 1930 года- окружной музей. В 1993 году получил имя основателя В.П Бирюкова. Музейобладает второй по числу работ коллекцией произведений профессора историческойживописи Ф. А. Бронникова — уроженца города Шадринска, коллекцией произведенийскульптора И.Д Иванова — Шадра родившегося в Шадринске, Богатойестественнонаучной коллекцией, и др. Музей располагается в бывших торговыхрядах 1870 г. Здание построено с противопожарной стеной — брандмауэром.[23]
Каждый музей имеет своюисторию и легенды. Одной из первых легенд Шадринского краеведческого музеяявляется легенда Будды.
В экспозицииШадринского краеведческого музея хранится скульптура, изображающая восточноебожество — Будду. Выполненная из золочёной бронзы она удивительно гармоничнодополняет коллекцию произведений декоративно-прикладного искусства востока — изделий из металла, картона, фарфора. У этого экспоната, как и у других, естьсвоя история — история возникновения, история его появления в музее небольшогопровинциального городка, далёкого от восточных традиций. Она давно уже перешлав разряд легенд, поскольку нет ни одного её свидетеля. Предположительно,появлением этого предмета в музее мы обязаны Константину Дмитриевичу Носилову — известному этнографу, писателю, журналисту рубежа XIX и XX веков. В 1887 годуон начал исследование Полярного севера, поехал на безлюдный остров Новую землюи пробыл там три года. Здесь Константин Дмитриевич основал две колонии ненцев ипостроил домик-станцию, где вел регулярные наблюдения над жизнью природы.Хорошо обследовал он также нижнее течение Оби, полуостров Ямал и неоднократносовершал путешествия по Северному Уралу. Помимо этого бывал КонстантинДмитриевич в Крыму, на Кавказе, в Туркестане, Алтае, на Дальнем Востоке и многораз бывал в странах Запада, ездил в Китай, Палестину и Египет. По возвращениииз одного из своих путешествий он привёз бронзовую позолоченную фигурку Будды.Впоследствии она была передана в Шадринское Научное Хранилище.[8]
Второй легендойявляется легенда Самовара. «Дорогой», «золотой Иван Иваныч», «семейный очаг» — так на Руси величали самовар. Известны самовары с XVII века. Они пришли к намиз Англии и сначала «жили” только в богатых дворянских домах, потому чтобыли очень дорогими. Украшали самовары серебром, наносили на корпусразнообразные узоры и придавали сложные, причудливые кружевные формы кранам,ручкам, шляпкам. Были прямоугольные, которые можно упаковывать в дорожныесундучки. Самовары-гиганты вмещали несколько вёдер воды, а «малыши» всего одинстакан — таким дали имя «эгоист». Были самовары «на каждый день» и парадные.Представленный экспонат относится к парадным. Он имеет вид раскрытого цветка из12 листьев. На крышке 2 медали и фабричная марка. Высота самовара — 46 см. [24]
Третьей и самойраспространенной легендой в музее является Часы А.А. Лещева. Среди коллекцийШадринского краеведческого музея достойное место занимает большая коллекциячасов. Имеются в ней настольные часы начала XX века. Они принадлежали купцувторой гильдии Алексею Александровичу Лещеву. Этот человек способствовалпроведению железной дороги в Шадринск. Экспонат интересен и как произведениеискусства, и как вещь с богатой историей. Это часы в фарфоровой оправе смедными украшениями, выполненные в стиле модерн. Они имеют дарственную надпись:«А.А.Лещеву от Н.В. Иванова на память о 20 марта 1903 года». Что же произошло вэтот день? Из «Журналов Шадринской городской думы…» нам удалось узнать, что«…г.г. Прозоров и Лещев приглашаются прибыть в С. Петербург к 20 марта с.г. дляучастия в разсмотрении Коммиссиею о новых железных дорогах вопроса о линиях,представляющих наивыгоднейший выход сибирским грузам на Северную магистраль…».Вопрос о проведении железной дороги в Шадринске, как нам известно, решилсяположительно. В память об этом знаменательном событии, в благодарность захлопоты, и были вручены часы А.А.Лещеву. [4]
Четвертой легендойвозникновения Шадринского гуся является Казарка краснозобая (Branta ruficollis).Мелкий по размеру гусь, длина около 45 см, вес примерно 1 кг. Отличается короткой шеей, быстрыми движениями и яркой окраской. Окраска черная, по бокамголовы по большому рыжему пятну, окруженному широкой белой каймой. Занесена вКрасную книгу. Интересно, что обитают казарки по высоким береговым обрывам рек.Непременным условием для гнездования казарки является расположение по близостигнезда хищника: сокола или канюка. Выгода соседства с сильными пернатымихищниками очевидна: защищая свое гнездо от разорителей, они дают защиту и казаркам.Чучело этой птицы — реликтовый уникальный экспонат из фондов НаучногоХранилища. [14]
В фондах музея хранитсяболее 40 000 экспонатов, около 30 000 единиц из которых относятся к основномуфонду, из них 20299 единиц являются частью государственного музейного фонда.Учёт предметов хранения ведётся в соответствии с требованиями Министерствакультуры РФ, осуществляется работа по научному описанию, классификации,фотофиксации предметов коллекций. Фонд музея включает коллекции: живописи,графики, иконописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, нумизматики,металлопластики, этнографии, оружия, редкой книги, письменных и изобразительныхисточников, археологии, палеонтологии, геологии, техники и др. Всегонасчитывается более 40 коллекций. [28]
Ежегодно музей посещаютболее 20000 человек, из них до 15000 организованные посетители. Проводятсяэкскурсии по музейным и вне музейным объектам, комплексные экскурсии. Крометрадиционных форм работы таких, как презентации выставок, можно отметитьпрезентации книг шадринских писателей, встречи с народными мастерами,художниками. Тематика музейных занятий охватывает все возрастные категории. Длядетей школьного возраста разработан цикл занятий с элементами музейнойпедагогики, театрализованными сценками, играми. Для школьной аудиторииразработана тематика занятий по экологии, военно-патриотическому воспитанию,народному календарю, обширна тематика лекций для студентов.
Ежегодно проводятсясеминары для воспитателей детских садов, школьные краеведческие конференции,выездные лекции, показ видеофильмов. Сотрудники ежегодно проводят циклблаготворительных мероприятий для спецшкол и интернатов города, обслуживаютГеронтологический центр. Специалисты используют опыт других музеев в областимузейной педагогики и экскурсоведения. [6]
В настоящее время музейрасполагает 7 залами. В экспозициях музея представлены:
· Уникальныеколлекции живописи, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства.
· Историяшадринских храмов и церковные ценности.
· Обзордеятельности выдающихся людей нашего края (К.Д. Носилов, В.П. Бирюков, Ф.А.Бронников, И.Д. Шадр и другие).
· Животныймир нашего края.
· Историягорода Шадринска.
· Крестьянскийи купеческий быт.
Таким образом, в музее ежегоднопроводится около 30 различных выставок. Для участия в выставках приглашаютсямастера декоративно-прикладного искусства, художники, частные коллекционеры.Тематические выставки создаются на основе фондовых материалов музея.
Глава 2Спецификасервисной деятельности на примере Шадринского краеведческого музея им. Бирюкова
§ 2.1 Анализ оказанияуслуг в образовательной деятельности на примере Шадринского краеведческогомузея им. Бирюкова
Какие бы изменения непроисходили в обществе, музей с момента своего рождения является хранителем итранслятором информации общества.
Деятельность музеев составляетважную область общественной жизни, является частью системы социальноговоспитания, организации жизнедеятельности людей в соответствии с ихпотребностью в саморазвитии.
Чтобы предоставитьуслуги, даже востребованные обществом, необходимо предоставить информацию оних. Разработка технологий по предоставлению информационных блоков, значимостимузея, насыщенности его коллекций, возможных форм деятельности велась сотрудникамимузея уже давно. Но это были пробныеэлементы, которые показывали эффективность или слабость предлагаемого:информационные блоки в новостях, рекламные материалы в СМИ, выступлениясотрудников музея перед учителями с рассказом о возможностях и услугах музея. Самымиинтересными наработками были серии статей о фондовых коллекциях в газетахобластных, городские, тематические телевизионные и радиопрограммы, методическиесборники по вопросам музейной работы. [18]
Сегодня музей в полноймере может участвовать в рекламной деятельности. Продолжается использование возможностейСМИ во время открытия выставок (информационные программы новостей). Афиши илистовки музея стали более красочными, не только в помещениях музея, но и наоткрытых площадках. Организация услуг осуществляется через непосредственноеобращение к руководителям учебных заведений (школ, училищ, лицеев, ВУЗов) присоставлении договоров о совместной деятельности с определением условийвозмещения услуг. Продолжается активно использоваться такая форма деятельностикак выступления на совещаниях, конференциях и т.п. Форма, которую можно отнестик данному разделу — напоминание, которое дублируется через телефонные звонки,частные встречи с учителями, руководством школы, родителями, класснымируководителями. Огромные возможности для информирования аудитории даетИнтернет. Шадринский краеведческий музей им. Бирюковаимеет свойиндивидуальный сайт, на котором знакомит своих компьютерных пользователей сперспективными направлениями деятельности, анонсирует выставки, мероприятия,услуги.[2]
Оказание услугипредусматривает:
1. организациюпубличных экспозиций музейных предметов и музейных коллекций;
2. предоставлениедоступа к объектам историко-культурного наследия, памятникам культуры иистории, иным музейным предметам и коллекциям, представленным в фондах музеев;
3. организациюэкскурсионного сопровождения посетителей музея;
4. обеспечениеусловий пребывания посетителей во время посещения музеев (содержание помещений,обеспечение пожарной безопасности и охраны общественного порядка);
5. комплектованиемузейного фонда и обеспечение сохранности предметов, являющихся объектамиисторико-культурного наследия, памятниками культуры и истории.
Любой музейпредоставляет различные услуги, Шадринскийкраеведческий музей предлагает:
1. Бесплатныеконсультации, исторические справки.
2. Экскурсии, лекции,занятия с элементами музейной педагогики.
3. Викторины, конкурсы,праздники.
4. Печатную исувенирную продукцию.
К вашим услугам:
1. Научная библиотека.
2. Выставочный зал.
3. 7 постоянныхэкспозиций:
— Историягорода Шадринска.
— ПриродаЗауралья.
— ТворчествоФ.А. Бронникова.
— ТворчествоИ.Д. Шадра.
— В.П.Бирюков—основатель Научного Хранилища.
— Каслинскоеи кусинское литье.
— Шадринскиехрамы.[19]
Для ухаживания заэкспонатами, содержания чистоты в помещения в музее существует прейскурант науслуги:Наименование услуги
Цена услуги (руб.) Входной билет (взрослый) 20-00 Входной билет (детский) 10-00 Тематическая экскурсия 10-00 Пешеходная экскурсия 20-00 Экскурсия по передвижной выставке Автобусная экскурсия по городу (1 академический час) для группы экскурсантов до 10 чел. 500-00 Автобусная экскурсия по городу (1 академический час) для группы экскурсантов более 10 чел. 40-00 (с 1 человека) Автобусная экскурсия по городу (2 академических часа) для группы экскурсантов до 10 чел. 1000-00 Автобусная экскурсия по городу (2 академических часа) для группы экскурсантов более 10 чел. 80-00 (с 1 человека) Индивидуальная экскурсия по музею (для 1-10 человек) 300-00 Использование предметов основного и научно-вспомогательного фондов – 1 ед. хранения (экспонат) сканирование, фотографирование, 1 дело документального фонда, 1 экземпляр редких изданий 40-00 Подбор материалов по теме исследования (1 – 3 раб. дня)
80-00
90-00
100-00 Копирование тематических разработок сотрудников музея (1 страница) 15-00 Фотографирование и видеосъёмка в экспозиции музея (1 фотокамера или мобильный телефон) 40-00 Видеосъёмка любительская (1 видеокамера) 100-00
Музеями ведется работапо обеспечению условий сохранности музейных коллекций, принимаются меры поформированию электронного каталога музейных предметов и музейных коллекций с ихизображениями. В этих целях необходимо укрепление материально-технической базымузеев — приобретение приборов контроля температурно-климатического режима, монтажсистем противопожарного оповещения и тушения, наличие компьютерной и другойсопутствующей цифровой техники, внутренних локальных сетей, программногообеспечения и т.д., что, несомненно, приведет к увеличению роста посещаемостимузеев, в т.ч. и через Интернет, расширению доступа к музейным фондам.[22]
Традиционно в услугимузея включаются следующие формы музейной деятельности: лекции, экскурсии,клубы по интересам, музейные праздники. Активизация этого направлениядеятельности в Шадринском краеведческом музее имени Бирюкова произошла впоследние годы, причем за счет достаточно новой для нашего музея формыдеятельности — музейные праздники. Используется и такая форма работы каквыездные музейные праздники, то есть не на музейных площадках, которые заменяютпривычную лекционную форму работы. Тем не менее, основой деятельности остается- экспозиционная работа: тематическое и обзорные экскурсии по выставкам и ужеоткрытым залам постоянно-действующей экспозиции. Вариативность экскурсийзначительная — более 20 тем и подтем. [21]
Долгие годы музей велкраеведческие лектории для различных возрастных групп. Музейные аудиториистановятся площадками для проведения методических семинаров, школьныхконференций и др. Что касается лекционной деятельности музея (выездные лекции),то эта работа пошла на спад уже в 1990-е годы. Были востребованы тольколектории краеведческой тематики для младших школьников и учеников среднегозвена. На сегодняшний день эта деятельность не набрала своих темпов. Этотпроцесс требует дополнительного анализа: анкетирования учителей и школьников,анализ предыдущей тематики, ценовые параметры и другие факторы.[16]
Услуги музеев, каксчитают специалисты, обладают важным качественным своеобразием. В отличие,например, от услуг бытовых, увеличивающих размеры свободного времени населения,услуги культуры способствуют поглощению этого свободного времени, наполнениюего значительным духовно-эстетическим содержанием. Поэтому перевод бесплатныхуслуг в платные (или частично оплачиваемые) является оправданным только приусловии резкого роста их качества. Платные услуги позволяют более гибко учестьтакие определяющие тенденции культурного развития последнего времени, какиндивидуализация и дифференциация культурных потребностей населения.[1]
В специальнойлитературе дискутируются вопросы об оптимальном соотношении платных ибесплатных услуг, о социальной целесообразности платного обслуживания.[21]
В пользу платностиговорят два основных фактора:
Ø платностьуслуг служит фактором, дающим право потребителю требовать от «изготовителя»повышенного качества обслуживания и более гибкого удовлетворения широкогоспектра индивидуальных запросов населения;
Ø платностьуслуг является важным источником получения дополнительных средств для развитиямузейных учреждений.
Вместе с тем есть усистемы платного обслуживания и свои «минусы»:
1. платностьне всегда дает возможность сохранить доступность музейных услуг для наименеезащищенных слоев населения;
2. припереходе к платным услугам в расчет принимается лишь платежеспособный спрос, аспрос, не обеспеченный средствами населения, в расчет не берется;
3. платныеформы музейной деятельности в меньшей степени, чем бесплатные, способныформировать вкусы, запросы и потребности населения, поскольку в основномподстраиваются под уже существующий спрос, следуют за ним, а значит, слабоспособствуют формированию новых, социально-полезных видов деятельностинаселения. [17]
Однако даже с учетомэтих недостатков платные услуги в условиях рыночных отношений являются длямузейных учреждений одним из главных способов выживания и, следовательно, онинеобходимы. Задача же состоит в том, чтобы найти наиболее оптимальноесоотношение услуг платных и бесплатных, обеспечивающих гарантированный минимумкультурного обслуживания для льготных категорий населения. Платные услуги такжедолжны иметь внутреннюю «вилку» цен, оставляя за потребителем право выбратьдешевую или дорогую услугу. Должен быть найден такой механизм, при котором всеуказанные условия будут учтены, а повышение цен на музейные услуги будет лишьследствием повышения их качества. [29]
Таким образом, услугимузеев обладают важным качественным своеобразием. Услуги культуры способствуютпоглощению свободного времени, наполнению его значительным духовно-эстетическимсодержанием.
2.2 Анализ востребованностиобразовательных услуг на примере Шадринского краеведческого музея имениБирюкова
Формированиепотребности общества в музейном продукте — задача, решение которой напрямуюсвязано с успешностью работы и развития музея, с эффективностью реализации егосоциальной идеи. Проблема заинтересованности общества в музее какдуховно-просветительном и рекреационном учреждении требует решений в несколькихнаправлениях:
Музей должен отвечатьактуальным потребностям и запросам аудитории, ее ожиданиям и спецификевосприятия. Речь идет, в первую очередь, о формировании комплексногопредложения. В наши дни институт музея перестает восприниматься обществомисключительно как «храм» или место, где хранятся и транслируются ценности.Посетитель ожидает совокупность услуг. Как отмечает В. Дукельский (заведующийлабораторией музейного проектирования Российского института культурологии), отмузея ожидаются не собственно музейные услуги — показ древностей или высокогоискусства, а некого комплексного предложения, включающего и новые знания, иотдых, и впечатления, и даже возможность шопинга. [8]
С развитием музеяразвивается культурная духовность. Культура как таковая: духовность, эстетика,самосовершенствование, образование — интересуют весьма небольшой процентнаселения. Поэтому наиболее эффективный путь — создавать комплексный продукт:культура + индустрия развлечений + здоровье + спорт + образование… Этотпринцип положен в основу одного из крупнейших и успешных проектов в сферекультуры последнего времени — Музейный квартал в Вене. Вена — один из самыхмузейных городов мира. Тем не менее, в 2001 году здесь открывается огромныйкомплекс, куда переезжает шесть музеев: „Музей современногоискусства“, „Музей Леопольда“, „Музей табака“,выставочный центр „Кунстхалле“, „Детский музей“. Но самаязначимая часть Музейного квартала — это Квартал 21 — своеобразная фабрикаискусств, где на одной площади собраны многочисленные творческие агентства,студии видео-арта и электронной музыки, художественные и театральныемастерские, книжные и медиа магазины, выставочные залы. Предназначение Квартала21 — производство и предложение современного культурного продукта. Такимобразом, сегодня важнейшим принципом формирования пакета предложений музеястановится дополнительность, комплексность услуг. [12]
Услуги, которыепредоставляет музей не всегда являются востребованными потому что:
1. Низкийуровень комфорта;
2. Недостатокв информации;
3. Плохоесостояние здания, интерьеров, территории;
4. Редкаясменяемость экспозиций;
5. Недостаточновысокий уровень программ;
6. Грубостьсмотрителей. [13]
Современное обществоредко посещает музе т. к. люди не знают, что в нем происходит что-тоинтересное, и часто меняются выставочные программы.
Иногда они чувствуютсебя необразованными и стесняются, поскольку не получали должного воспитания в семье.
Деловые люди заняты и уних не хватает времени, а в музее нельзя ничего посмотреть быстро, бедные жесчитают, что в музее все дорого и не для них.
А что касаетсяпосетителей с детьми, то они считают, что в музеях не любят детей, т.к. онишумят и им делают строгие замечания. И что особенно актуально для нашей страны,так то, что инвалиды не ходят в музей, так как музейные здания редкооборудованы необходимыми для них пандусами и лифтами, для слепых нет этикетажа,и программ для людей с ограниченными возможностями.[16]
Таким образом,потребность в музейном продукте должна удовлетворяться на основе выявленныхпринципов комплексности услуг, коммуникативного подхода и формирования«впечатлений».
Для того, чтобывыяснить востребованность музея им. Бирюкова в г. Шадринске мы провелианкетирование среди студентов первого курса факультета социально образования вколичестве 30 человек. В ходе которого получили следующие ответы. Вниманиюстудентов были предложены вопросы (прил. 1). По результатам анкетирования можносделать вывод, что 45 % опрошенных посещают музеи, а 65 % по различным причинамне являются потребителями музейных услуг, так как не заинтересованы в историисвоего края и не имеют возможности посетить музей из-за недостатка средств ивремени. На следующий поставленный нами вопрос «Как часто вы бываете вКраеведческом музее имени Бирюкова?» респонденты дали следующие ответы: 20%опрошенных ответили что бывают в музее «раз в год», 10%- «раз в месяц, «раз внеделю»- 0% и 70 % ответивших ответили «никогда не бываю». Для того, чтобыузнать, что необходимо для привлечения внимания молодежи к музеям мы предложилиследующий вопрос: «Что вы можете предложить для того чтобы молодежь стала чащепосещать музей им. Бирюкова?» Отвечая на него, студенты предложили следующиерекомендации:
1. проводить хорошуюрекламу;
2. приобрести новыеэкспонаты;
3. проводить большесовременных выставок;
Проведя анкетирование, мывыявили, что большая часть студентов не посещают «Краеведческий музей имени Бирюкова»т.к. люди не знают, что в нем происходит что-то интересное, и часто меняютсявыставочные программы, многие не имеют возможности из-за недостатка средств ивремени, а что касается инвалидов, то они не ходят в музей, так как музейныездания редко оборудованы необходимыми для них пандусами и лифтами, для слепыхнет этикетажа, и программ для людей с ограниченными возможностями.
Заключение
Новое поколение неинтересуется своим прошлым и не стремится познать для себя что то новое иполезное, а ведь музеи занимают определенное место среди социокультурныхинститутов сегодняшнего общества, которое живет в условиях эволюционнойдинамики знаний. В них фиксируются, сохраняются и представляются в своеобразнойформе предметное и природное окружение человека, и они становятся важным длянего каналом распространения ретроспективной информации.
Музей представляетценности, исчезающие в обществе, и может привлечь внимание к тем постояннымобщечеловеческим ценностям, которым угрожает современный прогресс. Он выделяетсреди других эти ценности, подчеркивая их значение как наследия для поддержаниянепрерывности и преемственности культуры. Он выполняет сервисную,образовательно-воспитательную или, как принято еще ее называть, просветительнуюдеятельность. Она призвана доказать реальность путем общения с реальносуществующими предметами. Сервисная она потому, что человек, находясь в музее,получает рекреационные услуги, т. е услуги, связанные с проведением отдыха,восстановлением сил и здоровья людей, использованием свободного времени.Образовательная, так как человек получает определенную информацию, узнаетчто-то новое. В процессе воспитательной деятельности, люди приобретаютубеждения и мотивируют свои поступки. Музей в какой-то мере выступаетрегулятором человеческого поведения. Выходя из музея человек, меняетсянеосознанно. Музей в этом смысле выполняет функцию формирования общественногосознания. Музей учит людей правильно ориентироваться в реальном мире (уважатьпрошлое, не прерывать исторические процессы войнами и другими катаклизмами).
Таким образом, можносказать что, музей удовлетворяет потребности населения в информации, в ростесамосознания личности, в развитии духовного потенциала индивида, но необходимоориентироваться на потребности современного общества.
Список литературы
1. Кожевников Г.И. Федор АндреевичБронников // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второйполовины XIX века. Под редакцией А.И.Леонова. Т. I. М., 1962. С. 403–420;Клименская О.Г. Итальянский миф Федора Бронникова. // Пинакотека. 2003. №16–17. с.179–183.
2. Морозова О.В. Авторефераткандидатской диссертации «Живописное оформление музейных интерьеров России XIX– начала XX в. Петербург, Москва». М., 2004.
3. Стасов В.В. Избранные сочинения в 3-хт. Т. II. С. 457.
4. Боголюбов А.П. Запискиморяка-художника. Специальный номер (2–3) журнала «Волга». Публикация Н.В.Огаревой. Саратов. 1996. С. 52.
5. В Херсонесе в 1858 году историкомА.С. Уваровым были обнаружены остатки христианской базилики V–VI веков.Знаменитый мозаичный пол из нее находится сейчас в Эрмитаже.
6. Императорский Российский Историческиймузей им. Императора Александра Ш в Москве. Краткий путеводитель по музею.Авторы: А.В. Орешников, В.Н. Щепкин, В.А. Городцов. М., 1914. С. 83.
7. В.И. Сизов – А.С. Уварову.11.02.1884.ОПИ ГИМа, Ф.17, Оп.1. Ед. хр. 351. Л. 147.
8. В.И. Сизов – А.С. Уварову. 26.02.1884.ОПИ ГИМа. Ф. 17. Оп.1. Ед. хр. 351. Л. 152–152, об.
9. Ф.А. Бронников – И.Е. Забелину.12.11. и 14.11. 1886. ОПИ ГИМа. Ф. 440. Оп.1, 2. Ед. хр. 38. ЛЛ. 159–163; Л.164–164, об. – Счет в Императорский Российский Исторический музей.
10. Алешина И.В. Поведение потребителей.М., 1999.
11. Белл Д. Грядущее постиндустриальноеобщество: Опыт социального исследования / Пер. с англ. М., 1999.
12. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочноготехнико-экономического развития. М., 1993.
13. Глобальное сообщество: Новая системакоординат / Отв. ред. А.И. Неклесса. СПб., 2000.
14. Гущин В.В., Пахомов В.Д., ПриходькоЕ.П. Сервисное право. 2-е изд. М., 2003.
15. Иванов Г.П., Шустров М.А. Экономикакультуры. М., 2001.
16. Интеллектуальный капитал — стратегический потенциал организации / П.В. Беспалов и др. М., 2003.
17. Казарина Л.А., Туренко Т.А. Сферауслуг: экономика, менеджмент, маркетинг. Иркутск, 2001.
18. Кулибанова В.В. Сервиснаядеятельность. СПб., 2001.
19. Липец Ю.Г., Пуляркин В.А., ШлихтерС.Б. География мирового хозяйства. М., 1999.
20. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации:Путь разума. М., 1998.
21. Морозова Е.Я., Тихонова Э.Д.Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. СПб., 2002.
22. Новая постиндустриальная волна наЗападе: Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999.
23. Общероссийский классификатор услугнаселению ОК 002-93. Издание официальное. М., 1994.
24. Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг. СПб.,2000.
25. Пикулин Д.П. Управление современнымиуслугами: тенденции, опыт, стратегии. Челябинск, 2004.
26. Смит А. Исследование о природе ипричинах богатства народов. М., 1962.
27. Софина Т.Н. Сфера услуг:Трансформация в рыночной экономике. СПб., 1999.
28.Социокультурная динамика в периодстановления постиндустриального общества: Закономерности, противоречия,приоритеты. М., 1998.
29. Сфера услуг в России: Стат.сб. /Пред. редкол. М.Н. Сидоров. М., 2000.
Приложение № 1
Анкета
Уважаемыестуденты факультета социального образования, с помощью данного анкетирования мысможем узнать уровень посещаемости Краеведческого музея им. Бирюкова!
1. Посещаетели вы музеи?
a) «Да».
b) «Нет».
2. Какчасто вы бываете в Краеведческом музее имени Бирюкова?
a) «Разв год».
b) «Разв месяц».
c) «Разв неделю».
d) «Никогдане бываю».
3. Чтовы можете предложить для того чтобы молодежь стала чаще посещать музей им.Бирюкова?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо завнимание! Нам важно Ваше мнение!