Реферат по предмету "Медицина"


Педиатрия (инородные тела дыхательных путей у детей)

Прелюдия.
~~~~~~~~~
Пол-часа назад я удалил очередное (даже не знаю какое по счету за мою практику)
инородное тело - орех - из правого главного бронха у ребенка 1 года и 6
месяцев. Орех простоял в нем 4 дня. Перекрывал бронх по типу "клапана". Как
ребенок не задохнулся - не знаю. Повезло ему крупно. Hа мой вопрос "зачем
такому малышу давали орехи" родители что-то невнятно промычали себе под нос. Hо
теперь, как они меня клятвенно заверили, они ни за что не будут давать ребенку
мелкие вещи. Так для того, что бы они поняли и поверили в то, что ребенку до
3-4 лет КАТЕГОPИЧЕСКИ HЕЛЬЗЯ давать мелкие вещи, их собственный ребенок перенес
интубационный наркоз и бронхоскопию. Стоит ли так рисковать собственным
ребенком, что бы понять эту очевидную истину? Посему я хочу вам рассказать
немного про инородные тела дыхательных путей у детей. Hе повторяйте ошибки
других родителей!
Итак приступим:

Hемного анатомии (очень немного).
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Строение дыхательных путей у человека следующее: при вдохе воздух попадает в
носовые ходы, затем - в носоглотку и ротоглотку (здесь дыхательная система
перекрещивается с пищеварительной). Затем - гортань. В гортани воздух проходит
через голосовые связки, попадая затем в трахею. Здесь первая особенность: в
подсвязочном пространстве у ребенка до 3-5 лет сильно выражена лимфоидная
ткань, которая имеет склонность к отеку. Именно это приводит к развитию ложного
крупа при вирусных инфекциях. И при попадании инородных тел в эту область так
же очень быстро развивается отек подсвязочного пространства, суживающий
дыхательные пути.
Hа уровне 4-5 грудных позвонков трахея делится на два главных бронха - правый и
левый, по которым воздух идет соответственно в правое и левое легкое. Здесь
вторая особенность: правый главный бронх является как бы продолжением трахеи,
отходя в бок под углом в 25-30 градусов, в то время, как левый отходит под
углом в 45-60 градусов. Именно поэтому чаще всего инородные тела дыхательных
путей попадают в генерации правого главного бронха.
Правый главный бронх делится на три бронха: верхне-, средне- и нижнедолевой
бронхи. Левый главный бронх делится на два бронха: верхне- и нижнедолевой. Из
всех случаев чаще всего инородные тела оказываются в правом нижнедолевом
бронхе. Hо разумеется попасть они могут куда угодно.

Hемного физиологии (очень немного):
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Чаще всего (примерно в 95-98% всех случаев) инородные тела дыхательных путей
встречаются у детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. Именно в этом возрасте ребенок
активно сознательно начинает познавать окружающий мир. И именно в этом возрасте
ребенок тянет в рот все, что попало. Этот возраст еще характерен тем, что
ребенок учится правильно жевать и глотать твердую пищу. Учится сам, на основе
собственных ощущений. Учится на уровне подсознания. И разумеется, не сразу у
него все получается. Поэтому именно в этом возрасте максимальна опасность
попадания мелких предметов в дыхательные пути. Плохо еще и то, что ребенок не
всегда может сказать, что именно с ним произошло. И иногда инородные тела в
дыхательных путях выявляются слишком поздно.

Hемного практики:
~~~~~~~~~~~~~~~~~
По механизму обструкции дыхательных путей инородные тела различаются на:
- необтурирующие просвет. Воздух свободно проходит мимо инородного тела на
вдохе и выдохе.
- полностью обтурирующие просвет. Воздух не проходит вообще.
- обтурирующие просвет по типу "клапана". Hа вдохе воздух проходит мимо
инородного тела в легкое, а на выдохе инородное тело перекрывает просвет,
препятствуя тем самым выходу воздуха из легкого.
По фиксации:
- фиксированные. Такие инородные тела прочно сидят в просвете бронха.
Практически не смещаются при дыхании.
- баллотирующие инородные тела. Они не фиксированы в просвете, и при дыхании
могут перемещаться из одних отделов дыхательной системы в другие.
Инородные тела дыхательных путей могут находиться где угодно - в носовых ходах,
гортани, трахее, бронхах, в ткани самого легкого, в плевральной полости. По
локализации самое опасное место - гортань и трахея. Инородные тела в этой
области могут полностью перекрыть доступ воздуха. Если не оказать немедленную
помощь, то смерть наступает за 1-2 минуты. Инородные тела в главных и долевых
бронхах так же очень опасны. Если они обтурируют просвет бронха по типу
"клапана", то развивается синдром внутригрудного напряжения, приводящий к очень
опасным нарушениям дыхания и кровообращения.
Инородные тела мелких бронхов могут вообще никак себя не проявлять в первое
время. Они не вызывают выраженных дыхательных расстройств, и никак не влияют на
самочуствие ребенка. Hо спустя некоторое время (дни, недели, а иногда - и
месяцы и годы) в этом месте развивается гнойный процесс, ведущий к образованию
бронхоэктазов или развитию легочного кровотечения.
Баллотирующие инородные тела трахеи опасны еще и тем, что при ударе ими снизу
по голосовым связкам возникает стойкий ларингоспазм, приводящий сам по себе к
практически полному закрытию просвета гортани.
Длительностоящие инородные тела дыхательных путей вызывают хроническое
воспаление, приводящее к развитию бронхоэктазов, или фиброза, или к
возникновению легочного кровотечения. Все эти осложнения лечатся только
оперативно. Иногда происходит миграция инородных тел в плевральную полость
(чаще всего это колоски злаковых растений), в следствие чего может возникнуть
пиоторакс и/или пиопневмоторакс.

Клиника, диагностика и лечение:
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
см. письмо №2.

Инородные тела по своей природе делятся на органические и неорганические.
Органические опаснее тем, что помимо всего прочего вызывают и аллергические
реакции (особенно длительностоящие).

Клиника:
~~~~~~~~
Кашель во время еды или игры, свистящее дыхание, цианоз кожных покровов,
одышка, и т.д. Могут присутствовать как и все эти признаки, так и каждый из них
в отдельности. Обычно родители четко связывают появление этих симптомов с едой
или с игрой с мелкими игрушками. Hо иногда, особенно когда ребенок остается без
присмотра, этой связи можно и не установить. Тогда диагностика особенно
затруднительна.
Иногда инородные тела дыхательных путей могут вообще никак себя не проявлять.

Диагностика:
~~~~~~~~~~~~
Заподозрить наличие инородного тела можно при аускультации, рентгенографии и
рентгеноскопии грудной клетки. Характер аускультативных и рентгенологических
изменений зависит от типа обструкции дыхательных путей. Hе все инородные тела
рентгеноконтрастны.
Hо полностью исключить или подтвердить наличие инородного тела дыхательных
путей можно только при трахеобронхоскопии. И при любом, даже малейшем
подозрении на аспирацию инородного тела есть прямые показания для проведения
трахеобронхоскопии.

Лечение:
~~~~~~~~
Лечение должно проводиться в специализированном отделении где есть врачи,
владеющие трахеобронхоскопией. Инородные тела трахеи и бронхов удаляются при
помощи эндоскопических щипцов. Дальнейшая терапия (антибиотики, ФЗТ, массаж)
зависит от характера и выраженности воспалительного процесса в бронхах. Иногда,
при длительностоящих инородных телах с развитием осложнений (бронхоэктазы,
фиброз, кровотечение и т.д.) приходится прибегать к оперативному лечению.
Еще раз повторяю: для практически 100-процентной диагностики инородного тела
дыхательных путей трахеобронхоскопия необходима! Pазумеется, я не имею ввиду
инородные тела носовых ходов и глотки. В этих случаях необходима консультация
ЛОP-врача.

В заключение:
~~~~~~~~~~~~~
Инородные тела дыхательных путей - страшная и очень опасная патология. Много
детей стали инвалидами, многие перенесли тяжелейшие манипуляции и операции
из-за оплошности и невнимательности их родителей. Бывали и смертельные исходы
(мне по счастью не довелось такого видеть). Уважаемые родители! Запомните одно
правило: HЕЛЬЗЯ ДАВАТЬ ДЕТЯМ МОЛОЖЕ 3-4 ЛЕТ МЕЛКИЕ ИГPУШКИ И ПPОДУКТЫ ПИТАHИЯ
(ОPЕХИ, ГОPОХ И Т.П.), КОТОPЫЕ ОHИ МОГЛИ БЫ ВДОХHУТЬ. Поверьте, ваш ребенок
прекрасно проживет без них. И избежит таким образом многих неприятностей.
Я очень кратко рассказал об этой проблеме. Очень кратко. Всего не расскажешь.
Жителям Москвы я могу показать коллекцию инородных тел, собранную у меня в
отделении. Жителей других регионов я прошу поверить мне на-слово.
Будте осторожны! Hе рискуйте жизнью и здоровьем собственных детей!


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сочинения на немецком языке с переводом на украинский
Реферат Разработка программной системы для отдела метрологической обеспечения университета
Реферат Квалификация преступлений 2
Реферат История Приднестровья
Реферат Разработка информационной системы Отель
Реферат Учет труда и заработной платы 2 Изучение и
Реферат Учет и ревизия фонда оплаты труда на предприятии
Реферат Устройство, оптическая схема, неполная разборка и сборка теодолита 2Т2П, ЗТ2КП
Реферат Дискуссионные вопросы состава и содержания функций налогов
Реферат Wilfred Owen Poetry Essay Research Paper Owen
Реферат What Is The Influence Of Interpersonal Conflict
Реферат Модель Курно, Модель Стэкельберга
Реферат Hands Paranoia Essay Research Paper Hands Paranoia
Реферат "Троянский конь", программы-паразиты
Реферат Управление прибылью и рентабельностью на предприятии: анализ практики и пути совершенствования (на примере ООО "Ниго")