Реферат по предмету "Культура и искусство"


Подмосковье сувенирное

Изделиянаших умельцев известны как русские сувениры не только в России, но и далеко зарубежом. Иностранцы с удовольствием принимают в подарок русских матрешек. Азнаете ли вы, что первая русская матрешка была выточена и расписана именно вПодмосковье? Сувенирный образ России и символ русского народного искусства — матрешка- впервые была изготовлена в игрушечной мастерской в Сергиевом Посаде в 90-хгодах Х1Х века. Пусть и по образцу, привезенному из Японии, но она стала нашей.
Сдавних времен география русского народного художественного промысла тесносвязана с Подмосковьем. При слове «Жостово» ассоциация подбирает к нему пару — «расписныежостовские подносы». Меж тем, деревня Жостово находится в Мытищинском районеПодмосковья. Недалеко от города Лобня расположена деревня Федоскино, котораяизвестна своими замысловатыми шкатулками и лаковыми миниатюрами. В селеВербилки Дмитровского района уже почти 250 лет изготавливают рукотворныйфарфор. А самые красивые платки до сих пор ткут в Павловском Посаде. ВРаменском районе в художественных мастерских Гжели воплощаются традициикерамического народного промысла. В наши дни на территории Московской области всфере художественных народных промыслов работают частные предприятия игосударственные организации, всего их насчитывается около 20-ти.
ГЖЕЛЬ- ТРАДИЦИОННАЯ РОССИЙСКАЯ КЕРАМИКА
Ссередины ХУ11 века Гжель славилась своими глинами. В Раменском районеМосковской области насчитывают 27 деревень, объединенных в «Гжельский куст». Досередины ХУШ века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду,гончарные трубы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. После 1800 г. была найдена светлая серая глина, возникло производство полуфаянса.Гжель постепенно становится одним из крупнейших районов по производствукерамики. Вторая половина Х1Х века — период наивысших художественных достиженийгжельского керамического искусства во всех его отраслях. На рубеже Х1Х-ХХ вековмногие заводы приходят в упадок. Только с середины ХХ века в Гжели начинаетсявосстановление промысла, отметившего тогда 670-летие. В эти годы здесь быласосредоточена почти половина всех фарфоро-фаянсовых предприятий России. Кактогда, так и сейчас, Гжель — это самые популярные фарфоровые изделия с наряднойсиней росписью на белом фоне: фарфоровые чайные сервизы, вазы, подсвечники,скульптура. Каждое изделие, выполненное художниками уникально, нет двуходинаковых изделий потому, что они расписаны вручную. Традиционный мотивгжельской росписи — птицы и петухи — трактуется как орнамент. Хвост можетассоциироваться с пышным цветком с лепестками различной величины в сине-голубойтональной палитре.
Сейчасв селе Гжель в живописном месте на берегу реки Гжелка занимаются ручнымпроизводством высокохудожественных фарфоровых изделий в лучших традициях на- Iродного промысла. Это самое крупное предприятие в России по изготовлениютрадиционного фарфора с ручной кобальтовой росписью, где трудятся сотнипотомственных мастеров. Ассортимент керамики: чайники, кумганы, сахарницы,масленки, предметы сервировки стола, шкатулки, подсвечники, вазы, лампы, настенныечасы, светильники, изразцы для облицовки печей и каминов и др.
Вселе Гжель Раменского района Московской области (34 км Егорьевского шоссе) расположено предприятие по производству фарфора. На территории предприятияцарит удивительная атмосфера, в которой сочетается производство и неторопливаярусская сельская благодать. Все, что окружает работников предприятия, чтопомогает им творить и создавать необычайной красоты традиционные сине-белыефарфоровые изделия, можно увидеть своими глазами. Цех по производству фарфоравстретит необычайным интерьером: цветы, музыка, камин. Далее можно посетитьучасток релаксации работников предприятия — турецкую баню и шун-гитовуюкомнату, на себе испытать целебное воздействие уникальнейшего минерала — шунгита.По территории завода туристов сопровождает экскурсовод, и по желанию художникипроводят мастер-классы по живописи. В завершение экскурсии — посещениефирменного магазина, где более 1000 наименований изделий по заводским ценам, отмелкой пластики до больших напольных ваз.
ФАРФОРВЕРБИЛОК
Фарфоровыйзавод в Вербилках существует почти 250 лет и берет свое начало от небольшогочастного заводика, открытого в селе Вербил-ки близ г.Дмитрова обрусевшиманглийским купцом Францем Гарднером. Высочайшим указом от 23 октября 1762 г. Францу Яковлевичу Гарднеру было дозволено завод открыть. С этого времени и начинается историяпредприятия в Вербилках, ныне Дмитровского ордена Трудового Красного Знаменифарфорового завода. Фарфор вскоре начал поставляться к императорскому двору. В 1892 г. завод в Вербилках был продан известному заводчику М.С.Кузнецову. Однако слава гарднеровскойпосуды была так велика, что новый хозяин счел выгодным для себя не менятьклейма фирмы. Начав с творческой переработки западноевропейских образцов, заводк началу Х1Х века нашел собственный стиль, в котором формы ампира сочетались сжанровостью изобразительных мотивов и цветовой насыщенностью декора. Во временаСССР Дмитровский фарфоровый завод неоднократно расширялся, был реконструирован,и уже в 1937 г завод имел собственную художественную лабораторию. Сегодня уДмитровского завода свой фирменный знак, свое клеймо: голова жителя здешнихлесов — лося, увенчанная могучими рогами. Если у вас окажется в рукахфарфоровая вещица с головой лося на донышке, знайте: в этой вещицедвухсотлетний опыт, мастерство, искусство русских мастеров «фарфора Вербилок».Известны изделия с российской символикой, продукция, посвященная отдельнымгородам и памятным местам нашей Родины. Широко представлены изделия своенно-морскими мотивами и др.
Внаши дни фарфоровый завод выпускает художественные изделия и обычную посуду.Многие известные российские художники и скульпторы сотрудничают с этим заводом.«Фарфор Вербилок» неоднократно отмечался высшими наградами: золотая медаль вПариже в 1937 г., серебряная медаль на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г, бриллиантовая и золотая звезды Союза предпринимателей Америки и Европы.
Дляпосетителей разработан маршрут экскурсии: посещение музея фарфора ипроизводства завода «Фарфор Вербилок», посещение торговых точек, где можноприобрести изделия местных мастеров.
РУССКАЯЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА, ШКАТУЛКИ ИЗ ФЕДОСКИНО
Вконце ХУШ века в селе Федоскино Мытищинского района возникло и сформировалосьсвоеобразное искусство лаковой миниатюрной живописи на папье-маше. Все этознаменитый старинный народный промысел, основанный русским купцом П.И.Коробовымна базе картонной фабрики в селе Данилково, смежном с Федоскино. С 1818 г. Коробов привлекает к делу своего зятя Лукутина, который, обладая художественным вкусом ипредприимчивостью, расширяет производство. При Лукутине искусство русскойлаковой миниатюрной живописи достигло значительных высот. Продукция фабрикираспространяется не только в России. С 1828 г. на изделиях фабрики ставится клеймо с изображением Российского герба и инициалов владельца фабрики, известныхпод названием «Лукутинских». Совершенствуется технология живописи, приемыдекоративного оформления изделий (под «черепашку», слоновую кость, «шотландку»,скань, цировка). В третьем поколении Лукутиных в 1904 г. фабрика была закрыта. С закрытием фабрики история русской лаковой миниатюры не прервалась.Федоскинские мастера открыли артель в 1910 г., несмотря на тяжелые условия, старались сохранить свои художественные традиции лукутинской миниатюры. Всоветское время Федоскинская фабрика получила дальнейшее развитие.
Лаковаяминиатюра Федоскино — один из символов русского народного искусства, напротяжении столетий они украшают лучшие мировые коллекции, являются истиннымнародным промыслом. На шкатулки Федоскино дается столетняя гарантия.Подлинность каждого изделия подтверждена сертификатом и личной подписьюхудожника. В основе миниатюры лежат картины, рисунки, фотографии, а художникпривносит лишь соответственное восприятие первоисточника, не отклоняясь оторигинала. Золотая орнаментальная графика в сочетании с серебряной сканью,шотландкой, инкрустацией перламутром создают неповторимое убранство лаковымизделиям.
Внаши дни Федоскинская фабрика миниатюрной живописи изготавливает продукцию,выполненную в традиционном русском стиле: шкатулки, ларцы, панно, броши,кулоны, адресные папки, визитницы и многое другое. Изделия фабрикиэкспонируются за границу, участвуют в международных выставках, являютсяподарками на правительственном уровне. Шкатулки Федоскино в качестве подарковбыли переданы Папе Римскому, Президенту США, Премьер-министру Великобритании.
Дляпосетителей организованы экскурсии, каждый день с 10.00 до 17.00.
Увидетьпроизводство шкатулки, посетить живописную мастерскую и экспозиционный заллаковой миниатюры можно в сопровождении гида. Здесь проводят мастер-классы, вовремя которых можно почувствовать себя художником-миниатюристом.
ЖОСТОВСКИЙПОДНОС
Самыйяркий образец народного творчества. Почти два века из рук настоящих мастеровсвоего дела выходят поистине замечательные произведения искусства — расписныежостовские подносы. Этот промысел возник в начале XIX века, когда в рядеподмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московскойобласти) — Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком — возникли мастерские поизготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Эта история — любопытныйпример того, как одна отрасль промышленности может перейти в совершенно другую,имеющую с первой мало общего. Русский купец П.И.Коробов устроил в конце ХVШвека в Москве заведение для выделки разных вещей из папье-маше и вскоре перенесего в деревню Жостово. Еще раньше или одновременно с Коробовым устроил подобноезаведение в Москве Филипп Вешняков. Возникновение жостовского расписногоподноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. Наряду с табакерками,портсигарами, шкатулками, здесь выделывались также и подносы из папье-маше. Небудучи довольно прочными, при столкновении на выставке в 1836 г. с сибирскими железными подносами, уступили им пальму первенства. Побежденные производители неупали духом, усвоили приемы, необходимые для производства железных подносов.Вновь возникшее производство изготавливает только подносы, а в стареющихмастерских делаются безделушки из картона, что представляет любопытный примерсовмещений двух промыслов, технически совершенно различных, но связанныхисторически.
Каждыйподнос индивидуален, расписывается от руки масляными красками без применениятрафаретов и образцов, то есть по воображению, но с соблюдением традиционныхжостовских технологий. Букеты цветов, в центре которых чаще всего изображениерозы — самого любимого цветка жостовских мастеров, являются главной темойукрашения жостовских подносов уже более 150 лет. Когда рассматриваешь рисунок,создается впечатление, что яркие, насыщенные объемы цветов вырастают из глубиныфона и оживают на глазах. Наряду с традиционным черным фоном создаются красные,синие, зеленые, край подноса украшают легким, ажурным растительным орнаментом.
Дляпосетителей и туристов работает музей, организованы экскурсии. Музей подносов вЖостово — единственный в мире.
СЕРГИЕВО-ПОСАДСКАЯИГРУШКА, РУССКАЯ МАТРЕШКА
СУВЕНИРНЫЙобраз России и символ русского народного искусства матрешка впервые былаизготовлена в игрушечной мастерской в Сергиевом Посаде в 90-х годах XIX века. Вслободах и селах, окружавших Троице-Сергиеву лавру, процветало множестворемесел. Особенно выделялось производство деревянной игрушки, получившейназвание «троицкой». По преданию, первую «троицкую» игрушку вырезал настоятельТроице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский. Знаменитый Музей игрушкиразместился в красивейшем месте города, на горе Волокуше, напротивТроице-Сергиевой лавры. В музее хранится более 30 тыс. игрушек разных народовмира. Богатейшая коллекция сергиево-посадской и богородской игрушкипредставлена здесь. Сергиев Посад называют «игрушечной столицей России».Игрушечным символом города является матрешка. Деревянная токарнаяигрушка-матрешка, выполненная профессиональными художниками, получает второерождение в недрах старинного игрушечного промысла, располагавшегомногочисленными частными мастерскими, в которых работали искуснейшиепотомственные мастера-игрушечники. Бурный расцвет искусства изготовления иросписи Сергиево-Посадской матрешки в первые десятилетия ХХ века. В это времябыли созданы основные типы росписи сергиево-посадской матрешки, главнойотличительной чертой которой является стремление отобразить в росписи современнуюжизнь. Ее делают до сих пор в огромных количествах. Одна из первых российскихматрешек хранится в музее. Ей уже более 100 лет.
Посадскиемастера делали игрушку из дерева, папье-маше, использовали привозные фарфоровыеголовки для кукол. Это и томные барыни, и бравые гусары, и юркие разносчики, ицирковые артисты, куклы, одетые как по последней моде прошлого века, так и втрадиционных костюмах российских губерний. Настоящим открытием для многихстанет знакомство с аристократической, дворянской игрушкой. Открыта выставкаигрушек детей последнего российского императора Николая II. Научно-техническийпрогресс Х1Х-начала ХХ вв. также нашел свое отражение в игрушке.
Дверимузея игрушки открыты для посетителей ежедневно с 10.00 до 17.00, кромепонедельника и вторника, а также последней пятницы каждого месяца.
БОГОРОДСКАЯИГРУШКА
Богородскаярезьба, богородская игрушка — русский народный промысел резных игрушек искульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Нельзя не восхититьсяигрушкой мастеров древнего села Богородское, расположенного недалеко отСергиева Посада. На живописном холме, на берегу реки Куньи, левого притокаДубны, стоит село Богородское — родина замечательного народного промысла резныхдеревянных игрушек и скульптур. В 1595 г. село Богородское перешло в Троице-Сергиев монастырь. Богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные,заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработкидерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русскогоприкладного искусства. Богородские мастера резьбы по дереву режут игрушку излипы сразу начисто, без предварительного рисунка на бумаге. Особенно интересныигрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Планки приводят игрушкув движение, что всегда вызывает восторг взрослых и детей. Игрушке «Кузнецы»более 300 лет, она стала символом богородского промысла. Стоит подвигатьпланками — и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки,в такт стучат по наковальне молотки. И игрушка «Курочки» тоже долгожитель. Еюиграли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. В игрушке с балансом заложенаидея ритма, к которому ребенок чувствителен по своей природе. Весело смотреть,как в строгом порядке куры клюют нарисованные зерна. Сами механизмы просты, нодействия эффективны. Звук обостряет динамику игрушки.
Богородскиемастера-художники — участники многочисленных выставок; их произведенияотмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе.Игрушка «Крестьянин и курочка» находится в Историческом музее Москвы,композиция «Как мыши кота хоронили» — в музее народного искусства, игрушка«Кавалер и дама», «Царь Додон и звездочка» — в русском областном краеведческоммузее. Есть игрушки и в Сергиево-Посадском музее-заповеднике. В 1960 г., в канун 300-летия зарождения народного промысла, артель была преобразована в фабрикухудожественной резьбы. В наше время работает Богородская фабрика художественнойрезьбы по дереву, куда можно поехать на экскурсию.
ПАВЛОВОПОСАДСКИЙПЛАТОК
Средиизвестных всему миру уникальных изделий, составляющих гордость и славу России,особое место занимают платки и шали из старинного Подмосковного городаПавловский Посад. История платочного предприятия насчитывает больше двухстолетий. Но знаменитые на весь мир павловопосадские платки и шали здесь сталивыпускать не сразу. Их производство было налажено купцами Я.И.Лабзиным иВ.И.Грязновым в начале 60-х годов Х1Х века — спустя полвека с момента основанияфабрики. В то время в Богородском уезде Московской губернии, куда историческивходил Павловский Посад, насчитывалось более 70 шелковых платочных фабрик,принадлежащих крестьянам. Среди них и шелковая фабрика крестьянина села ПавловоИвана Дмитриевича Лабзина, основанная в 1795 г. Предприятие год за годом росло, богатело. Вместе с ним менялись поколение за поколением. К середине Х1Х векапредприятие перешло к правнуку Лабзина, который вместе с компаньоном Василием Грязновыми переориентировал фабрику на выпуск шерстяных шалей с набивным рисунком. Шальк тому времени прочно вошла в быт различных слоев русского общества, ставхарактерным элементом русского костюма. Купцы из подмосковного города,благодаря таланту и энергичности, сумели не только выстоять в жесткойконкуренции того времени, но и занять свое особое место на торговых просторахРоссийской Империи. Об успехах нового производства Лабзина-Грязнова говоритмалая серебряная медаль, полученная «за хорошее ткачество и набивкумуслин-де-линя и платков» на Московской выставке русских мануфактурныхпроизведений 1865 г. После революции предприятие Лабзиных-Грязновых былонационализировано и стало называться Старо-Павловской фабрикой. В 1928 г. объединенные Старо-Павловская и Ленская фабрики изготавливают платки шерстяные иполушерстяные, набивные и гладкие, грунтовые и кремовые, с шелковой и шерстянойбахромой. После Великой Отечественной войны, в 50-60-е годы, на фабрикепродолжали печатать платки по старым рисункам, но в новых разработках, нагрунтах самых разнообразных расцветок: «пунц, бордо, золото, салат, оранж,зеленый, бирюза, фиолет» и другие. В 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе павловские платки были награждены Большой золотой медалью. Принадлежностьпавловских шалей, дошедших до наших дней, можно точно определить по наличиюмаркировки на обратной стороне платка — клейма-штампа с указанием предприятия ивремени изготовления. Шали с традиционным цветочным орнаментом нашли наиболееяркое воплощение в творчестве Н.С.Постигова, Н.И.Чудина, К.Е.Аболихина. Именаэтих художников стали легендой, а их творчество — «классикой» искусствапавловского платка.
Вэкспозиции музея представлены клейменные платки Х1Х века Мануфактуры Я.Лабзинаи В.Грязнова, платки разных периодов ХХ века, платки текущего ассортимента,рукописные платки. Во время экскурсии рассказывается о старинном способеизготовления платка — ручной набойке, о современном способе — печати сетчатымишаблонами, об истории павловопосадской шали и о шали как части мировойкультуры.
ВПавловском Посаде открылся Музей истории русского платка и шали, над созданиемкоторого группа энтузиастов во главе с Владимиром Шишениным работала болееполутора лет.
Список литературы
Родник№30 (16861) 4 августа 2010


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Акмеолого-управленческий курс Рефлексивная организация управленческой деятельности и мышления в условиях решения муниципальных проблем Учебное пособие
Реферат Организационно-правовые формы некоммерческих организаций и их деятельность
Реферат Влияние различных систем обработки чистого пара на урожайность яровой пшеницы в лесостепной зоне
Реферат Heart Disease Essay Research Paper 4 COMMON
Реферат Разработка модели программного обеспечения для телевизора в среде Rational Rose
Реферат Новиков, Николай Иванович
Реферат Неоднородность ментального пространства культуры и своеобразие типов его жизнедеятельности
Реферат «П. П. Бажов и "Уральские сказы". Из цикла «П. П. Бажов-мастер, мудрец, сказочник». К 133 годовщине со дня рождения
Реферат Электрические свойства сплавов типа твердых растворов
Реферат Прохождение амплитудно-модулированных колебаний и радиоимпульсов через одиночный контур и систему связанных колебательных контуров
Реферат Невменяемость и ограниченная вменяемость. Понятие, разграничение и практическое значение
Реферат Дягилев. Великий вождь авангарда
Реферат Прецеденты проявления креативных способностей в практике дополнительного образования
Реферат "иерусалим" было подвижным и в разное время
Реферат Из истории десятичных дробей