Реферат по предмету "Культура и искусство"


Дягилев. Великий вождь авангарда

Георгий Сергеев
«Меценатевропейского толка»: так сам себя называл этот человек, ставший символом целойкультурной эпохи, сумевший соединить предпринимательство и высокое искусство –пусть и несколько затейливым способом.
Самыйизвестный художественный и театральный деятель, организатор популярных «Русскихсезонов» в Париже, модный антрепренер, заставивший преклоняться перед русскимискусством, и, наконец, талантливый предприниматель – Сергей Павлович Дягилевродился 19 марта 1872 года. Семья его жила тогда в Перми.
Отец– потомственный дворянин, генерал-майор царской армии, страстно увлекалсяпением (как и его вторая жена, заменившая маленькому Сереже мать, умершую природах). С ее легкой руки Сережа с детства пристрастился к пению и игре нафортепиано. Но, несмотря на красивый голос, доставшийся от отца, и успехи вмузицировании, подрастающий Сергей не думал поначалу связывать свою судьбу смиром искусства.
ПЕРВЫМШАГОМ к мировой известности стал приезд семьи Дягилевых в Санкт-Петербург в1890 году. Восемнадцатилетний Сергей оказывается в доме своей тети, АнныПавловны Философовой. Дама эта была широко известна в передовых кругах столицыкак общественный деятель и ярая феминистка. Младший из ее четырех детей –Дмитрий, слывший интеллектуалом и сторонником неформальных взглядов, будучисверстником Сергея, вводит его в круг своих университетских друзей иединомышленников и очень скоро завоевывает уважение и любовь кузена. Именно втаком окружении у Дягилева начинают формироваться собственные художественныепристрастия.
Втом же году Сергей Дягилев с легкостью поступает в Санкт-Петербургскийуниверситет на правоведческий факультет. Но свои занятия музыкой он неоставляет. Молодой Дягилев начинает грезить карьерой оперного певца, в надеждепрославиться и разбогатеть. Одновременно с учебой в университете он становитсявольно-слушателем в классе пения петербургской консерватории. Ему дает урокиизвестный итальянский певец-баритон Антонио Короньи. Ведя вполне обычнуюстуденческую жизнь, значительную часть времени он уделяет своим увлечениям.Дягилев пробует заняться сочинительством музыки и так увлекается, что убеждаети окружающих в своей решимости стать композитором. Родные начинают верить, чтоего тяга к миру искусства гораздо сильнее, чем им казалось, что Сережа рождендля музыки.
Несмотряна это, в 1896 году он все же заканчивает университет и получает дипломправоведа. Теперь он готов воплотить свою мечту. В надежде на скорую славу,Дягилев выставляет на зрительский суд свои музыкальные произведения, но первуюже постановку ожидает сокрушительный провал. Будучи человеком настойчивым, норассудительным, он навсегда отказывается от карьеры композитора и решаетпосвятить себя искусству в совершенно ином качестве.
ПООТЗЫВАМ СОВРЕМЕННИКОВ, Дягилев хоть и имел черты известной распущенности, нобыл настырен и чрезвычайно работоспособен. Нападавшие на него временамиприступы лени скоро сменялись периодами бурной деятельности. Это был великий инеутомимый организатор. Он не просто любил трудности, а был готов создавать ихсебе искусственно, лишь бы получить удовлетворение от их преодоления. Это егокачество всегда будет отталкивать от него спокойных, замкнутых людей, затосоратников – воодушевлять. Просвещенный, рафинированный эстет Дягилев благодарясвоей энергии будет собирать вокруг себя людей необыкновенных, готовых насмелые эксперименты.
Ктому же, он обладал гениальной способностью доставать деньги, что окажетсявесьма кстати на выбранной им ниве популяризации искусства. А егопредпринимательская жилка позволяла делать прибыльным каждый «дягилевский»проект. Правда, будучи человеком идеи, он не был меркантильным и деньги считаллишь средством продолжать свое дело служения искусству. Потому-то за всю жизньон так и не наживет состояния.
ГЕНИАЛЬНЫЙДИЛЕТАНТ, Дягилев, обладающий природной способностью заражать людей своимэнтузиазмом, привлек нескольких меценатов к финансированию задуманного им иДимой Философовым проекта. И вот в 1899 году, вместе со своим студенческимдругом Александром Бенуа Дягилев учреждает элитарный журнал «Мир искусства» исам становится его редактором. За литературную сторону журнала взялся ДмитрийФилософов.
Дягилеввесьма грамотно ведет дело, хотя до этого издательским бизнесом никогда незанимался. На своем посту он проявляет особый интерес к современному искусству,к его новым, необычным формам, скоро приобретя репутацию знатока и ценителяавангарда. Издание называли поистине революционным событием в областиэстетического восприятия искусства. К сожалению, журнал издавался всего пятьлет, до 1904 года, но успел оказать огромное влияние на культурную жизньРоссии, пропагандируя современное искусство, в корне меняя отношение кавангарду. В этом была огромная заслуга неутомимого Дягилева. Он занималсяустройством в Санкт-Петербурге художественных выставок, как русских, так изарубежных авторов, сплотил вокруг журнала лучших художников модерна, а такжепоэтов, критиков, музыкантов России, активно привлекая инвестировать в своипроекты состоятельных поклонников искусства.
Втом же 1899 году Дягилев поступает на службу чиновника по особым поручениям вДирекцию императорских театров, к тому же ему поручается редактирование «ЕжегодникаИмператорских Театров». Прослужит он там недолго – до 1901 года. Природнаясклонность плыть против течения, яркая индивидуальность Дягилева, его неприятиевласти как таковой и преклонение перед свободой в любых ее проявлениях легли воснову его конфликта с тогдашним директором императорских театров князем С.М.Волконским.
ВскореДягилев был изгнан со своего поста по так называемому «третьему пункту», т.е.без права поступления на государственную службу. На самом деле короткоепребывание Дягилева в администрации ничего, кроме пользы, делу не принесло. Онне был замешан в скандалах, не совершал растрат, а скандальный конец его службыстал сильным ударом по честолюбивым планам Дягилева и по его чувству чести. Егоуход, по сути, был закономерен. Власть, система поддерживали инерцию. Дягилевстремился ее разрушить. Власть была неповоротлива, а Дягилев быстр инетерпелив.
ЦИНИЧНЫЙДЕЛЕЦ, жаждущий соединить коммерцию и высокое искусство, Дягилев еще до своегоухода со службы в 1900 году затевает новый перспективный проект –художественное общество «Мир искусства» и становится одним из его учредителей.
Онединственный среди художников ничего не творил сам, даже редко выступал каккритик, но со страстью организовывал все, с чем выступала группа «Мирискусства». Он издает книги, редактирует журналы, занимается антрепризой,продолжает устраивать выставки, тщательно подбирая художников, работает вжурнале. Но его, казалось бы, крепкий, союз с Димой Философовым скорораспадается. Разрыв их отношений, длившихся 10 лет, стал еще одним сильнымударом для Дягилева. Он решительно меняет сферу своих интересов и в 1906 годупокидает родину и уезжает во Францию.
Сэтого времени он занимается собственным бизнесом – негосударственнойгастрольной антрепризой, постоянно путешествуя по Европе. К этому времени онуже имеет обширные связи, как в мире искусства, так и в деловых кругах. Являясьверным поклонником русского искусства, Дягилев активно занимается организациейвыступлений русских артистов за границей. Своей главной задачей он считаетзнакомство Европы с русской культурой и, прежде всего, оперой.
Нопокорять Европу Дягилев начинает с художественных выставок, где представленомного работ художников «Мира искусства». В Париже он организует крупный показсобрания русских икон и живописи XVIII-XIX веков. Выставки вызывают восхищениеи огромный интерес публики. Впервые в Европе так полно представлена историярусской художественной школы.
ПОКАЗАТЬРОССИЮ, как страну, имеющую глубокие исторические и культурные традиции, –основная задача Дягилева. В 1907 в Париже он организует так называемые «русскиеисторические концерты» – пять выступлений русских артистов, включающие в себярусскую музыку, основанную на историческом эпосе. Выбор произведений истиннорусского духа был не случайным. По замыслу Дягилева, концерты должны былиошеломить публику, продемонстрировать внутреннюю целостность и характер того,что называется русской музыкальной и оперной культурой. Виртуозностьисполнителей, искусство постановщиков и участие таких звезд как Шаляпин,Рахманинов, Римский-Корсаков сделали свое дело. Французские критики заговорилио новой эре в мировом искусстве.
Основнымлейтмотивом произведений были переломные моменты российской истории, а в центренаходились роковые носители исторической воли – цари-реформаторы. Дягилевнепреклонно верил в решающую роль сильной личности – и сам был сильнойличностью. Он часто уверял друзей, что является потомком Петра I и, подобноему, прорубает собственное – культурное окно в Европу. Это дерзкое предприятие,вызывавшее поначалу сомнения соотечественников, обернулось на деле настоящимтриумфом. Дягилев вновь угадал требование времени, предвосхитил интересевропейцев к далекой загадочной России. Интерес был такой, что участникивыступлений получали небывало высокие гонорары.
Вследующем году Дягилев привез в Париж оперу «Борис Годунов». Весть о началегастролей всколыхнула Париж. Полный успех этого предприятия определилдальнейшую судьбу Дягилева. С 1909 года «Русские сезоны» в Париже становятсярегулярными. Но теперь Дягилев увлечен балетом.
РАСЦВЕТБАЛЕТА во всем мире стал одной из главных заслуг Дягилева.
Благодаряему балетное искусство пережило настоящий ренессанс. Пару лет спустя, послеболезненного разрыва с Д. Философовым, Дягилев знакомится с многообещающим молодымтанцовщиком императорского балета Вацлавом Нижинским, именно он изменил сферуинтересов Дягилева, став его новой большой любовью.
Длярусских сезонов Дягилев собрал почти весь репертуар нового русского балета.Благодаря именно Дягилеву получили признание многие корифеи начала ХХ века. Иснова он предлагает публике соприкоснуться с историей России, выбирая дляпостановок сюжеты, оживлявшие для зрителей образ древней Руси – «Половецкиепляски», «Руслан и Людмила». Концепция балетов «Русских сезонов», сложившаяся внемалой степени благодаря творческой и предпринимательской интуиции Дягилева,стала образцом для мирового балетного искусства. Он создал новую модельбалетного спектакля – одноактный балет.
Этобыл настоящий прорыв, полный отход от традиций большого балета XIX века.Дягилев мог демонстрировать публике несколько таких одноактных балетов завечер. Эта новация требовала новой музыки, техники, сюжетов, характераактерской игры. Танец дягилевской труппы был скорее ближе к танцу классическойрусской оперы, чем балету. Такая форма знакомства с русским балетом былавоспринята публикой с восторгом.
ВЕЛИКИЙИМПРЕСАРИО никогда не останавливался на достигнутом. Как и любой дягилевскийпроект, «Русские сезоны» приносили хорошую прибыль. Танцовщики получали заучастие в «сезоне» суммы, сопоставимые с годовым доходом артиста Императорскоготеатра. Успех нового начинания был столь громким, что в том же году великийкнязь Владимир поручает тридцатисемилетнему Дягилеву основать русский балет вПариже.
Дягилевсобирает творческий коллектив из величайших деятелей искусства начала ХХ века ик 1913 году формирует труппу «Русский балет Дягилева». Он сам определяеттематику, выбирает композиторов, художников, хореографов и исполнителей, и дажеруководит репетициями. Каждая постановка его труппы оригинальна и неповторима.Его балет гастролирует по Европе, Соединенным Штатам, Южной Америке, и вездеего ждет неизменный успех. Дягилев занимается трудным делом – театральнойантрепризой с интуицией и изворотливостью ловкого дельца и тонкимхудожественным чутьем гения от искусства. Он создал нечто необыкновенное ивостребованное в нужном месте и времени, подняв антрепризу на новый высочайшийуровень. Это было время совместного артистического триумфа Дягилева иНижинского. За пять лет их связи Дягилев превратил Нижинского во всемирнуюзнаменитость. С ним работали крупнейшие композиторы – Клод Дебюсси, РихардШтраус, Игорь Стравинский. Его партнершами были величайшие балерины своеговремени – М. Кшесинская, А.П. Павлова, Т.П. Красавина. Поводом к расставаниюстала внезапная женитьба Нижинского на герцогине Ромоле Пульске. Новой жепассией Дягилева становится талантливый танцовщик Леонид Мясин. Когда Дягилевоткрыл его, тот был семнадцатилетним учеником балета, но быстро осознал, что Дягилевможет дать его карьере – и не ошибся. Мясин впоследствии стал одним изизвестнейших хореографов Европы.
НОВОЕВРЕМЯ несло перемены. С началом первой мировой войны связь Дягилева с родинойпрерывается. Его знаменитый балет претерпевает серьезные изменения. Великийимпресарио понимает, что время модерна прошло, и наступает совсем другая эпоха.Меняются не только ориентиры, но и сам статус русского балета. Ослепительныйвек «Русского балета Дягилева» уходит в прошлое. Послевоенная антреприза уже непредставляла Россию. Почти все ее русские участники потеряли гражданство, асреди новичков все чаще оказывались выходцы из других стран. Пытаясь сохранитьсозданную им марку «русского балета», Дягилев дает им русские псевдонимы.Преобразование фамилий и имен становится любимым занятием Дягилева. Новыезвезды – Лидия Соколова, Алисия Маркова, Антон Долин даже не имели русскихкорней. Делалось это импресарио не только из рекламных соображений. Так Дягилевсоздавал для себя иллюзию преемствования поколений, связи прошлого и будущегосвоего балета. Он тяжело переживал разлуку с родиной, а вот с друзьями юных летрасставался без сожалений. Сначала его покинул Бенуа, затем Бакст, а после идругие соратники.
НеудержимыйДягилев и теперь старался идти лишь вперед. Боясь стать старомодным, он неоглядывался назад. Своим деловым чутьем он ощущал необходимость перемен,понимал, что необратимые изменения, происходившие в мире, обязывают его балетменяться, чтобы выжить. В духе времени он устраивает настоящую революцию в своейантрепризе. Начинавшие когда-то у него танцоры, такие как Мясин, уже стализаконченными мастерами. Дягилев находится в постоянном поиске новых талантов.Обращаясь с ними, как скульптор с глиной, Дягилев быстро теряет к ним интерес,завершив свою работу. После семи лет совместной работы его покидает и Мясин.Последним творением из целой плеяды воспитанных Дягилевым мастеров становитсяего новый любимец, грузин-эмигрант Баланчивадзе, которому импресарио даетгромкий псевдоним – Баланчин.
НОВАТОРИ АВАНГАРДИСТ, Дягилев жаждет новизны. Как всегда Дягилева увлекаетсовременность. Он ищет не только новый материал для своего балета, но исовершенно новый творческий метод, вводя в балет динамизм – хореографическирешенные цирковые номера, пантомиму, и даже моду. Пляжные костюмы от КокоШанель составляли одну из главных приманок спектакля «Голубой экспресс». И,наконец, Дягилев осуществляет самый рискованный проект – балет «Стальной скок»,связанный с образом новой советской России. Автором музыки к нему стал СергейПрокофьев. Именно его рассказы о новой России воспламенили воображениеДягилева. Он даже заказал специальную конструкцию, имитирующую заводской цех сдвижущимися деталями. Это конструктивистское решение стало неотъемлемой частьюспектакля, движение деталей конструкции убыстрялось в такт движению танцоров.Показывая новую динамично развивающуюся Россию, Дягилев все же называл свойспектакль антибольшевистским.
Великиебалеты Баланчина, поставленные в последние годы жизни Дягилева, не смоглиудержать его от мысли расстаться со своим воспитанником. Уход Баланчина изтруппы не был оформлен лишь из-за внезапной смерти Дягилева.
Впоследние годы Дягилев начал тяготиться балетом. От соблазна оставить дело,несмотря на оглушительный успех постановок, его удерживало природное чувстводолга и ответственности перед людьми, с которыми он работал.
Летом1929 года во время отдыха в Венеции у Дягилева случился удар, сменившийсякоматозным состоянием. 19 августа великого импресарио не стало. Он умер один вномере гостиницы (где жил в кредит). Кроме старых книг и легендарной пушкинскойколлекции Дягилев после себя ничего не оставил и был похоронен на средствабогатых французских покровительниц искусства. У его могилы на кладбищеСен-Мишель посетители оставляют красные розы и изношенные балетные туфли, какзнак признания великого театрального деятеля, вождя авангарда ХХ столетия.
Список литературы
TheChief – Кубань № (80) июль — август 2009


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.